Значение (психология)
Смысл — это эпистемологическое понятие, используемое во многих дисциплинах , таких как психология, философия, лингвистика, семиотика и социология, причем его определение зависит от области исследования, в которой оно используется.
Такое междисциплинарное использование этого термина не является независимым и может более или менее пересекаться; термина каждая конструкция значения может соответствовать родственным конструкциям в других областях. Логические позитивисты , например, связывали значение с научной проверкой. [1]
Бихевиоризм
[ редактировать ]n идеи . Как и идея, смысл считается выраженным или переданным посредством высказывания. Значение объясняет появление определенного слова в том смысле, что если бы нужно было выразить другое значение, вероятно, появилось бы другое слово. Смысл имеет определенные преимущества перед идеями, поскольку имеет возможность располагаться вне кожи и, таким образом, по Скиннеру, значения можно наблюдать непосредственно. [2] [3]
Когнитивная психология
[ редактировать ]Джером Брунер , один из отцов-основателей когнитивной психологии , писал: [4]
Очень рано… акцент начал смещаться от «значения» к «информации», от построения смысла к обработке информации. Это совершенно разные вещи. Ключевым фактором этого сдвига стало введение вычислений в качестве господствующей метафоры и вычислимости как необходимого критерия хорошей теоретической модели. Информация безразлична по отношению к смыслу...
немецкая критическая психология
[ редактировать ]Немецкая критическая психология обеспечивает метатеоретическую основу для исследований как психологических, так и вычислительных задач. Одной из важных частей этого является логико-историческое развитие категории значения. Показано, что смысл – это не что иное, как абсолютное, а субъективное. Смысл не является свойством вещей и не присутствует только как воображение познания. Таким образом, значения не могут быть «определены» или «приписаны», как обычно думают. Смыслы возникают в результате общественного производства потребительной стоимости ». [5]
Подобное понимание сложилось и в культурологических исследованиях науки: «Тем самым культурные исследования формулируют динамичные, выразительные концепции смысла, знания и власти, которые резко контрастируют со стандартными подходами к этим явлениям в философии и социальной теории. [6] [7] С этой точки зрения значение не является свойством высказываний или действий; термин «значение» вместо этого артикулирует способы, которыми такие действия косвенно опираются на поле предшествующих действий, в котором они находятся, и трансформируют их». [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. также Теорию проверяемости значения .
- ^ Селларс, Уилфрид . 1980. « Бихевиоризм, язык и значение ». Тихоокеанский философский ежеквартальный журнал 61:3-30.
- ^ Б.Ф. Скиннер , 1947. Вербальное поведение . гл. 1.
- ^ Брунер, Джером. 1990. Акты смысла . Издательство Гарвардского университета. п. 4.
- ^ Мерец, Стефан. 1999. "Значение понятий, используемых в психологии и информатике". Стр. 120–28 в «Вызовах теоретической психологии » под редакцией Майерса, Вольфганга и др. Северный Йорк, Онтарио: Captus Press, Inc., с. 126.
- ^ Роуз, Дж. 1996. Привлечение науки: как понять ее практику с философской точки зрения . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета
- ^ Роуз, Дж. 1999. «Понимание научной практики». Стр. 442–56 в журнале The Science Studies Reader под редакцией М. Бьяджоли. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Роуз, Дж. 2001. «Культурные исследования науки». Стр. 3125–27 Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук под редакцией Н. Дж. Смелзера и П. Б. Балтеса. Амстердам: Эльзевир. п. 3126.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Синха, К. (1988). Язык и представление. Соционатуралистический подход к развитию человека . Нью-Йорк: Харвестер.