Зимние заметки о летних впечатлениях
« Зимние заметки о летних впечатлениях » ( русский : Зимние заметки о летних впечатлениях Зимние заметки о летних впечатлениях ) — эссе русского писателя Федора Достоевского . Впервые оно было опубликовано в «Время» ежемесячном журнале , который редактировал сам Достоевский.
Очерк состоит из путевых заметок о поездке Достоевского в Европу в 1862 году, а также его размышлений о восприятии русских в Европе.
Его считают ранним изложением некоторых из любимых концепций Достоевского. [1]
Темы
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]Достоевский, хотя и не был марксистом, согласился с некоторыми критическими замечаниями Карла Маркса в адрес Европы. Сторонник панславизма , Достоевский не любил европейскую культуру за ее испорченность и критиковал тех своих соотечественников, которые пытались ей подражать.
Религиозный
[ редактировать ]Во время своих путешествий Достоевский наблюдал как протестантов (в Англии), так и католиков. Он считал, что англиканцы «горды и богаты … напыщенно и серьезно [верят] в свои твердые моральные добродетели и в свое право проповедовать уравновешенную и самодовольную мораль». Между тем, Достоевский считал, что католические священники используют благотворительность, чтобы манипулировать бедняками и склонять их к обращению. В другом месте Достоевский утверждал, что православие превосходит обоих, защищая, но не принуждая к единству внутри церкви. [2]
Социальные
[ редактировать ]Наблюдения Достоевского об английских и французских национальных особенностях противоположны наблюдениям большинства путешественников его эпохи. Он предполагает, что французы лицемерны и иррациональны, а также считает, что население Франции подвергается репрессиям из-за присутствия французской тайной полиции. Англичане, наоборот, гордятся. Зажиточные англичане считают себя слишком возвышенными, чтобы заботиться о бедственном положении бедняков, которые отчаялись и склонны к насилию.
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Достоевский признал недостатки « Зимних записок» , главным образом потому, что он слишком быстро путешествовал по некоторым частям Европы (особенно по Германии), чтобы должным образом оценить их. Даже дружественные критики признали, что стиль Достоевского в этом произведении плох. Однако произведение содержит мотивы, которые позже появятся в «Записках из подполья» , и некоторые критики считают его первым наброском той более поздней, более успешной книги. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мучник, Хелен (6 мая 1965 г.). «Достоевский за границей» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Уолш, Дэвид (лето 1987 г.). «Открытие Достоевским христианской основы общества». Религия и литература . 19 (2). Университет Нотр-Дам. JSTOR 40059342 .
- ^ Франк, Джозеф (июль 1963 г.). «Достоевский: Встреча с Европой». Русское обозрение . 22 (3): 237–252. дои : 10.2307/126268 . JSTOR 126268 .