Проблема
Проблема | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Чарльз Уильям Маречера 4 июня 1952 г. |
Умер | 18 августа 1987 г. Хараре , Зимбабве | ( 35 лет
Национальность | Зимбабвийский |
Альма-матер | Университет Родезии (ныне Университет Зимбабве ), Оксфордский университет |
Занятие | Писатель |
Заметная работа | Дом голода (1978), Черный солнечный свет (1980) |
Награды | Премия Guardian Fiction (1979) |
Дамбудзо Маречера (4 июня 1952 — 18 августа 1987) — зимбабвийский писатель , новеллист, драматург и поэт. За свою короткую карьеру он выпустил сборник рассказов, два романа (один издан посмертно), сборник пьес, прозы и стихов, а также сборник стихов (также посмертно). Его первая книга, сборник художественной литературы под названием «Дом голода» (1978), получила премию Guardian Fiction Prize в 1979 году. Маречера был наиболее известен своим резким, очень подробным и осознанным письмом, которое считалось новым рубежом в африканской литературе . и его неортодоксальное поведение в университетах, из которых его исключили, несмотря на отличные успехи в учебе.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маречера родился в городке Венгере, Русапе , Южная Родезия , в семье Исаака Маречеры, служащего морга, и Масвотвы Венеции Маречеры, горничной. Он был ребенком родителей Шона из восточно-центральной части Родезии.
В своей книге 1978 года «Дом голода » и в интервью Марешера демонстрирует замечательное воображение и умение сочетать искусство и реальную жизнь, используя свое ограниченное и травматическое воспитание в гетто, чтобы абстрагироваться от того, что его отца либо сбил «20-й поезд века», или вернуться домой «с ножом, торчащим из спины», или быть «найденным в морге больницы с телом, изрешеченным пулями».
В поисках оригинальных рассказов о детстве и воспитании Маречеры немецкий исследователь Флора Вейт-Вильд придала большое значение рассказу старшего брата Маречеры, Майкла, о том, что, как говорили, было разрушительным элементом в жизни младшего Маречеры. Когда Маречера вернулся из Лондона и стал писателем-резидентом в Университете Зимбабве , его мать и сестры, как сообщается, попытались прийти и встретиться с ним, но он сразу же отверг их, обвинив мать в попытке его убить. Действительно, из отдельных свидетельств известно, что Марешера никогда не поддерживал крепких отношений ни с одним членом своей семьи после того, как вернулся в Родезию/Зимбабве, вплоть до своей смерти в 1987 году.
Он вырос в условиях расовой дискриминации, бедности и насилия. Он посещал миссию Св. Августина в Пенхалонге , где у него возник конфликт со своими учителями из-за колониальной учебной программы, и поступил в Университет Родезии (ныне Университет Зимбабве), из которого его исключили во время студенческих волнений, и в Новый колледж. в Оксфорде , где его нелюдимое поведение и академическая небрежность привели к очередному исключению. [1]
Издательский успех и последующие годы
[ редактировать ]В Оксфордском университете Маречера производил впечатление очень умного, но довольно анархичного студента, который не проявлял особого интереса к соблюдению учебной программы и предпочитал читать все, что приходило ему в голову. [ нужна ссылка ] Он также имел репутацию сварливого молодого человека, который без колебаний вступал в физическую борьбу со своими противниками, особенно в пабах Оксфорда. [ нужна ссылка ] Он начал проявлять беспорядочное поведение, которое могло быть результатом чрезмерного употребления алкоголя или культурного шока , но школьный психолог диагностировал его как шизофрению . [ нужна ссылка ] Маречера угрожал убить некоторых людей и пытался поджечь университет. Он также был известен (или печально известен) тем, что не уважал власть, основанную на представлениях о расовом или классовом превосходстве. За попытку поджечь колледж Маречере было предоставлено два варианта: либо пройти психиатрическую экспертизу, либо быть отправленным; он выбрал последнее, обвинив его в моральном изнасиловании. [ нужна ссылка ]
В этот момент жизнь Марешеры ухудшилась, и в 1977 году его даже посадили в тюрьму Кардиффа за хранение марихуаны и решение о его депортации. [ нужна ссылка ] Он присоединился к безродным сообществам в Оксфорде и других местах, спал в гостиных друзей и писал различные художественные и поэтические произведения на скамейках в парке, а также регулярно подвергался грабежам головорезов и террору со стороны полиции за бродяжничество. В этот период он также в течение многих месяцев жил в сквоттерском поселке на Толмерс-сквер в центре Лондона. [2] и считается, что именно здесь он закончил писать свою первую книгу. Таким образом, в результате сочетания опыта работы в Университете Родезии, Оксфорда и бродяжничества на улицах Англии и Уэльса возникла самая знаменитая работа Маречеры — « Дом голода ».
Публикация
[ редактировать ]Первая книга и выдающееся произведение Маречеры « Дом голода» (1978) – сборник из одной новеллы и девяти дополнительных рассказов – вышла сразу после его в значительной степени разочаровывающего времени в Новом колледже Оксфордского университета . «Дом голода» взял на себя Джеймс Карри. [3] в Heinemann и опубликовано в их серии «Африканские писатели» . История в длинном заголовке книги описывает беспокойное детство и юность рассказчика в колониальной Родезии в эмоционально убедительном и словесно пиротехническом стиле. Повествование характеризуется сдвигами во времени и месте, а также размытием фантазии и реальности.
Считающийся сигналом новой тенденции в остром и дальновидном африканском писательстве, «Дом голода» был удостоен премии Guardian Fiction Prize 1979 года . Маречера был первым и единственным африканцем, получившим эту награду за 33 года ее существования (в 1999 году она была заменена Первой книжной премией Guardian ). Марешера мгновенно стал знаменитостью в литературных кругах Англии. Однако его кнопка самоуничтожения оказалась непреодолимой, и он постоянно вызывал возмущение. На фуршете по случаю вручения премии Guardian Fiction Prize Марешера в истерике начал памятно бросать тарелки в люстру. [4] [5] Тем не менее, Университет Лидса и Университет Шеффилда предложили ему должность постоянного писателя. [6]
Похоже, Маречера думал, что британское издательство его обворовывает, поэтому в неподходящее время он совершал рейды в офисы Heinemann, чтобы потребовать гонорары. Тем не менее, он жил в крайней нищете, и его физическое здоровье сильно пострадало, потому что он недостаточно ел и слишком много пил. Друзья, сокурсники из Зимбабве, такие как Мусаэмура Зимунья (сам по себе поэт), Рино Жуварара, Стэнли Ньямфукудза (еще один талантливый писатель) [ нужна ссылка ] ) и простых случайных друзей Маречера подозревал в причастности к его многочисленным неприятностям, даже когда они действовали добросовестно. В конце концов он связался с бездельниками, жившими на задворках литературного истеблишмента, врываясь на вечеринки и обычно попадая в неприятности, и не раз его выручал Карри. Ситуация еще более усложнялась тем, что многие африканцы, в том числе однокурсники из Зимбабве, не считали, что Маречера помогает своему делу, важничая, демонстрируя английский акцент высшего сословия и эксцентрично одеваясь. За свое деструктивное поведение его регулярно выгоняли из Африканского центра , места культурных встреч в лондонском Ковент-Гардене для африканских и афроцентрических ученых и студентов. Некоторые источники предполагают, что Марешера женился на британке, но об этом союзе мало что известно.
Экспериментальный роман Маречеры 1980 года « Черный солнечный свет» сравнивали с произведениями Джеймса Джойса и Генри Миллера , но он не достиг критического успеха «Дома голода» . Слабо структурированная и стилистически галлюцинаторная, с эрудированными отступлениями по различным литературным и философским вопросам, вторая книга Маречеры исследует идею анархизма как формальную интеллектуальную позицию.
Возвращение в Зимбабве и последние годы
[ редактировать ]Маречера вернулся в недавно обретшую независимость Зимбабве в 1982 году. [7] оказать помощь в съемках фильма «Дом голода» . Однако он поссорился с режиссером и остался в Зимбабве, когда съемочная группа уехала, ведя бездомное существование в Хараре, прежде чем он умер там пять лет спустя, в 1987 году, от легочного заболевания, связанного со СПИДом , в возрасте 35 лет. [8]
Взрыв разума; или «Настоящий приятель» (1984) был написан через год после его возвращения домой и включает три пьесы, прозаическое повествование, сборник стихов и дневник на скамейке в парке. Книга критикует материализм, нетерпимость, оппортунизм и коррупцию в Зимбабве после обретения независимости, расширяя политические дебаты за пределы вопроса национализма и охватывая подлинное социальное возрождение. Сочетание интенсивного самоанализа, убедительной социальной критики и открытой экспериментальной формы понравилось молодому поколению зимбабвийцев, так называемому поколению «мозгового взрыва», которое искало новые способы восприятия своей роли в развивающейся нации.
Действие книги «Черный инсайдер» , посмертно опубликованной в 1990 году, происходит в здании факультета искусств, которое предлагает убежище группе интеллектуалов и художников от неустановленной войны снаружи, которая впоследствии охватила и их. Разговор персонажей сосредоточен на африканской идентичности и природе искусства, а главный герой утверждает, что африканский образ - это просто еще одна шовинистическая авторитетная фигура.
Стихи Маречеры были опубликованы посмертно под названием « Кладбище разума» (1992). Как и его рассказы, его стихи демонстрируют влияние писателей-модернистов, от Артюра Рембо и Т.С. Элиота до Аллена Гинзберга и Кристофера Окигбо , и подтверждают его склонность к проницательной социальной критике, интенсивному самоисследованию и словесной смелости.
В интервью Марешера сказал о себе: «Я думаю, что я тот двойник, которого до моего появления еще не встречала африканская литература». Это точная оценка роли Маречеры в том, чтобы шокировать читателя, заставив его заново взглянуть на себя глазами другого. Его индивидуализм, литературные эксперименты и иконоборчество гарантируют, что его работы не поддаются узким определениям; оно постоянно меняется и пересекает границы.
Награды
[ редактировать ]- 1979: Премия Guardian Fiction
Наследие
[ редактировать ]Маречера остается самым важным культурным продуктом Зимбабве в сфере писательского творчества. [ нужна ссылка ] После его смерти десятки молодых писателей и многие из его коллег написали многочисленные отчеты и биографии, подробно описывающие его непростую жизнь и творчество. [9] В 1990-е годы наиболее известными были иностранцы, особенно немецкий ученый Флора Фейт-Вильд, написавшая как биографию, так и справочник о жизни и творчестве Маречеры. Чего Уайлд прискорбно упускает, так это того факта, что Маречера редактировал свою жизнь по ходу дела. Кажется, Уайлд воспринимает многое из того, что она получила от Маречеры, как факты. В статье в журнале Wasafiri в марте 2012 года Уайлд ответила на вопрос о том, почему она «не написала полноценную биографию Дамбудзо Маречера», сказав: «Мой ответ заключался в том, что я не хотел сводить его многогранную личность в одну авторитетную книгу. рассказ, а пусть разные голоса говорят сами за себя. Но это не вся правда, я не мог написать историю его жизни, потому что моя собственная жизнь была так запутана с его». Затем она подробно описала свое личное общение с ним на протяжении 18 месяцев. [10] [11] [12]
Айнехи Эдоро из Brittle Paper заявила, что «сегодня Маречера является иконой экспериментальной фантастики и культурного бунта в африканской литературе». [13]
Библиография
[ редактировать ]- 1978: Дом голода , серия африканских писателей Хайнемана
- 1980: Черный солнечный свет
- 1984: Взрыв разума или Настоящий приятель
- 1992: Черный инсайдер
- 1992: Кладбище разума
- 1994: Скрапирон-блюз
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Проблемы с ошибками» , Британская энциклопедия.
- ^ Смит, Алекс; Квеси Овусу ; Мандана Хендесси (2022). «Проблема с камышами» . Форум деревни Толмерс . Проверено 12 марта 2023 г.
- ↑ Карри однажды назвал Маречеру «гражданской войной одного человека». См. Грей 2009 , с. 179.
- ^ «Профиль: Дамбудзо Маречера» , Каламу я Салаам информационный блог , Neo-Griot , 21 августа 2011 г.
- ↑ Дрю Джонсон: «Последняя книга, которую я любил, Дом голода» , The Rumpus , 18 ноября 2009 г.
- ^ «О Дамбудзо Маречере, биографии, карьере - ответ, местные знания» . Отвечать . 20 февраля 2021 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Мушакаванху, Тинаше (3 июня 2018 г.). «Дом для меня ничего не значит» . Хроника Чимуренги . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Мушакаванху, Тинаше (7 сентября 2019 г.). «Зимбабвийский писатель, заклятый враг Роберта Мугабе» . Кварц Африки .
- ^ «Реинкарнация Маречеры» . чтение зимбабве.com . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Васафири , выпуск 69, март 2012 г.
- ↑ Вейт-Вильд, Флора, «Я и Дамбудзо: личное эссе» , Квачире , 2 марта 2012 г.
- ↑ «Немецкая девушка, которая занималась любовью с Дамбудзо Маречерой». Архивировано 12 марта 2012 года в Wayback Machine , The Zimbabwe Mail , 27 марта 2012 года.
- ^ Эдоро, Айнехи (4 июня 2015 г.). «С Днем Рождения, Дамбузо Маречера!» . Хрупкая бумага . Проверено 12 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грей, Стивен (2009). «Рецензии на книгу : Африка отвечает Джеймса Карри ». Исследования африканской литературы . 40 (1): 177–180. дои : 10.2979/ral.2009.40.1.177 . JSTOR 30131199 .
- Гамильтон, Грант (редактор), Ридинг Маречера , Джеймс Карри, 2013. ISBN 978-1847010629 .
- Джули Кэрни и Доброта Пучерова (редакторы), Движущийся дух: Наследие Дамбудзо Маречеры в 21 веке , LIT Verlag Münster, 2012. ISBN 978-3643902153 .
- Вейт-Вильд, Флора, «Нарушители спокойствия: предварительная аннотированная библиография». Замбезия , 14:2, 121–29, 1987.
- Вейт-Вильд, Флора, Дамбудзо Маречера: Справочник по его жизни и творчеству . Лондон: Ханс Зелл, 1992. Хараре, публикации Университета Зимбабве, 1993.
- Вейт-Уайлд, Флора, они звали тебя Дамбудзо , Южная Африка: Jacana Media Ltd, 2020, ISBN 9781431430499
- Вейт-Уайлд, Флора и Энтони Ченнеллс (редакторы), Новые перспективы Дамбудзо Маречеры . Трентон, Africa World Press, 1999 г., ISBN 9780865436459 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хелон Хабила , «О Дамбудзо Маречере: жизнь и времена африканского писателя» , Virginia Quarterly Review , зима 2006 г.
- Крис Пауэр, «Краткий обзор рассказа, часть 54: Дамбудзо Маречера» , The Guardian , 7 января 2014 г.
- Тафадзва Тичавангана, «Дамбудзо Маречера – его жизнь и творчество (его собственными словами)» , «Лунная походка с моей музой» , 4 июня 2014 г.
- «Дамбузо Маречера» , Beyond the Single Story , 1 апреля 2018 г.
- Перси Звомуя, «Дамбудзо Маречера: самое большое дерево в саванне» , Mail & Guardian , 7 октября 2021 г.
- 1952 года рождения
- 1987 смертей
- Писатели-мужчины 20-го века
- Писатели 20-го века
- Поэты 20 века
- Авторы рассказов XX века
- Смертность от СПИДа в Зимбабве
- Выпускники Нового колледжа Оксфорда
- Зимбабвийские романисты-мужчины
- Поэты-мужчины
- Люди из Русапе
- Скваттеры 20-го века
- Выпускники Университета Зимбабве
- Зимбабвийские авторы рассказов-мужчин
- Зимбабвийские писатели-мужчины
- Зимбабвийские романисты
- Зимбабвийские поэты
- Зимбабвийские писатели рассказов