Сталь
Другой инструмент | |
---|---|
Другие имена | пальчиковая арфа, пианино из тыквы, икембе, калимба, арфа, ликембе, ликимба, маримбула, mbla, санса, сансу, санза, пианино для большого пальца, timbrh, zanzu, пианино для пальцев |
Классификация | Ламеллофон , щипковый идиофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 122.1 (Сорванный идиофон ) |
Тембр | ясный, звонкий, звонкий |
Объем | низкий |
Атака | быстрый |
Разлагаться | умеренный |
Диапазон игры | |
Варьируется, см. Настройка. от низкого до среднего |
Искусство изготовления и игры на Мбира/Санси, традиционном музыкальном инструменте, на котором перебирают пальцы, в Малави и Зимбабве. | |
---|---|
Страна | Малави и Зимбабве |
Ссылка | 01541 |
Область | Африка |
История надписи | |
Надпись | 2020 г. (15-я сессия) |
Список | Представитель |
Мбира ( / əmˈbɪərə ) . ə / музыкальных BEER əm- - — семейство инструментов традиционных для народа шона в Зимбабве , Они состоят из деревянной доски (часто снабженной резонатором) с прикрепленными в шахматном порядке металлическими зубцами , на которых играют, держа инструмент в руках и щипая зубцы большими пальцами (как минимум), правым указательным пальцем (большинство мбира), а иногда и левый указательный палец . Музыковеды относят его к ламеллафону , входящему в семейство щипковых идиофонных музыкальных инструментов. В Восточной и Южной Африке встречается множество видов мбира, часто сопровождаемых хосё — ударным инструментом. Часто это важный инструмент, на котором играют на религиозных церемониях, свадьбах и других общественных мероприятиях. «Искусство изготовления и игры на мбира/санси, традиционном музыкальном инструменте Малави и Зимбабве, в котором перебирают пальцы», было добавлено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2020 году. [1]
Современная интерпретация инструмента, калимба , была коммерчески произведена и экспортирована этномузыковедом Хью Трейси в конце 1950-х годов, что способствовало популяризации подобных инструментов за пределами Африки. Дизайн Трейси был создан по образцу mbira nyunga nyunga и назван «Калимба» в честь древнего предшественника семейства инструментов mbira. Калимба – это, по сути, прозападная младшая версия мбира. [2] Он был популяризирован в 1960-х и начале 1970-х годов во многом благодаря успехам таких музыкантов, как Морис Уайт из группы Earth, Wind and Fire и Томас Мапфумо в 1970-х годах. [3] Среди этих музыкантов Мбира выступал на сцене, аккомпанируя современным рок-инструментам, таким как электрогитара и бас, ударная установка и духовые инструменты. Их аранжировки включали множество песен, взятых непосредственно из традиционного репертуара мбира. Другими известными влиятельными людьми, приносящими музыку мбира из Африки, являются: Думисани Марайр , который принес музыку маримбы и каримбы на северо-запад Тихоокеанского региона Америки ; Эфат Муджуру , который был одним из первых учителей мбира дзавадзиму в США ; а также сочинения и записи зимбабвийских музыкантов, сделанные Полом Берлинером .
Джозеф Х. Ховард и Бабатунде Олатунджи предположили, что мбира (и другие металлические ламеллафоны) являются полностью африканскими и встречаются только в районах, населенных африканцами или их потомками. [4] Сообщалось, что аналогичные инструменты использовались в Окпудже, район Нсукка на юго-востоке Нигерии, в начале 1900-х годов. [5]
История
[ редактировать ]Различные виды щипковых идиофонов и ламеллафонов существовали в Африке на протяжении тысячелетий. Первоначально зубцы были сделаны из бамбука, но с течением времени были разработаны металлические ключи. Эти типы инструментов, по-видимому, дважды изобретались в Африке: инструмент с деревянными или бамбуковыми зубьями появился на западном побережье Африки около 3000 лет назад, а ламеллофоны с металлическими зубьями появились в долине реки Замбези около 1300 лет назад. [6] Инструменты с металлическими зубьями путешествовали по всему континенту, становясь популярными среди шона Зимбабве (от которого происходит слово мбира) и других коренных народов Зимбабве и Мозамбика. [7] По мере распространения мбира различалась по своей физической форме и социальному использованию. Инструменты, подобные калимбе, появились от северных пределов Северной Африки до южной оконечности пустыни Калахари и от восточного побережья до западного побережья, хотя многие или большинство групп людей в Африке не обладали мбирас. Существовали тысячи различных строев, разное расположение нот и разные конструкции инструментов, но существует гипотетическая настройка и расположение нот оригинального инструмента с металлическими зубьями, созданного 1300 лет назад и называемого «ядро калимбы». [8] [9]
В середине 1950-х годов инструменты мбира легли в основу разработки калимбы , западной версии, разработанной и продаваемой этномузыковедом Хью Трейси, что привело к значительному расширению ее распространения за пределами Африки. [10] [11]
Акустика
[ редактировать ]Ламеллофоны — это инструменты с маленькими зубцами или «ламеллями», на которых играют щипково. В отличие от струнных инструментов или инструментов с воздушными колоннами, таких как флейты, обертоны щипковой пластинки негармоничны , что придает мбира характерный звук. Негармонические обертоны наиболее сильны в атаке и довольно быстро затухают, оставляя почти чистый тон. Когда вы защипываете зубец, соседние зубцы также создают вторичные вибрации, которые увеличивают гармоническую сложность отдельной ноты. [12]
Ритм
[ редактировать ]Музыка мбира, как и большая часть музыкальных традиций стран Африки к югу от Сахары, основана на перекрестном ритме . Пример из части куцинхиры традиционной пьесы мбира дзавадзиму «Нхема Мусаса» приводит Дэвид Пеньялоса, который отмечает, что левая рука играет остинато « басовую линию», а правая рука играет верхнюю мелодию. Сложная мелодия представляет собой украшение перекрестного ритма 3:2 (также известного как гемиола ). [13]
Тюнинг
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
На африканских мбира и других ламеллофонах обычно самые низкие ноты располагаются в центре, а более высокие — слева и справа — это эргономическая тонкость, поскольку большой палец может поворачиваться так, что все зубцы легко доступны. . Однако в традиционных африканских строях используются ноты, которые не лежат на сетке западной темперированной гаммы , а традиционное расположение нот мбиры часто бывает своеобразным, иногда соседние зубцы составляют часть гаммы, но затем добавляется странная нота, которая бросает вызов шаблону. .
Исторически сложилось так, что настройки mbira не совсем соответствовали западным гаммам; нет ничего необычного в том, что последовательность из семи нот на мбире «растянута » на более широкий диапазон частот, чем западная октава, а интервалы между нотами отличаются от интервалов в западной гамме. Настройки часто были уникальными и менялись со временем и от одного исполнителя к другому. Клавиша mbira создает богатый комплекс обертонов, который варьируется от одного инструмента к другому в зависимости от намерений его создателя и случайностей при изготовлении, так что некоторые инструменты просто звучат лучше, когда нажимаются некоторые ноты знакомой настройки. [14] С ростом популярности мбира дзавадзиму в Северной Америке, Европе и Японии в последние десятилетия зимбабвийские производители мбиры, как правило, настраивают свои инструменты более единообразно для экспорта, но среди мбира на их родине все еще встречаются большие различия. [15]
Настройки варьируются от семьи к семье, имея в виду относительные интервальные отношения, а не абсолютные высоты. Наиболее распространенной настройкой, в которую играют по всей Зимбабве и среди незимбабвийских игроков в мбиру по всему миру, является Ньямаропа, похожая на западный миксолидийский строй . [16] [17] [18] [19] [20] Имена также могут различаться в разных семьях; Гарикайи Тирикоти разработал «оркестр мбира», имеющий семь различных строев, каждый из которых начинается с разных интервалов одной и той же семинотной гаммы, где можно играть на всех инструментах в одном исполнении. [21] Семь настроек, которые использует Гарикайи: Бангидза, Ньябанго, Нхемамусаса, Чакви, Тайрева, Махороро и Мавембе (все они также являются названиями традиционных песен, за исключением Мавембе и Ньябанго). Наиболее близким к тому, что обычно называют «Ньямаропа», является его настройка «Нхемамусаса». [22] [23]
Особые настройки
[ редактировать ]Общие названия тюнингов:
- Ньямаропа (близкий к миксолидийскому ладу ) (считается старейшим и наиболее представительным в культуре шона). Он подчеркивает единение через музыку, создавая полиритмы за счет одновременного присутствия двух исполнителей мбира, стилей пения, сопровождающих мбира, таких как хуро (высокие эмоциональные ноты, которые находятся в верхняя часть диапазона певца) и Махоньера (мягкий хриплый голос в нижней части диапазона певца) или оба элемента. Одиночный Мбира считается неполным для выступления. [24] Продолжительность: 11 секунд.
- Дамбацоко (близкий к ионическому ладу ), которого играет семья Муджуру. Название относится к местам захоронения их предков.
- Донгонда , обычно настроенная на Ньямаропа мбира, правая сторона которой отмечает ту же октаву, что и левая (на октаву ниже, чем обычно).
- Кацанзайра (близкий к ладу Дориана ), высшая ступень традиционной настройки мбира. Название означает «легкий дождь перед грозой». Продолжительность: 15 секунд.
- Мавембе (также: Ганданга) (близкий к фригийскому ладу ), Секуру Гора утверждает, что изобрел этот строй на похоронной церемонии. Скорбящие пели знакомую песню на незнакомую мелодию, и он вышел из избы и настроил свою мбиру под вокальные партии. Другие игроки мбира оспаривают, что это он изобрел. Продолжительность: 15 секунд.
- Немаконде (близкий к фригийскому ладу), такое же музыкальное родство, как и у мавембе, но настройка немаконды представляет собой очень низкую версию. Продолжительность: 15 секунд.
- Саунгвеме (сглаженный целый тон, приближающийся к семи тонам равной темпераментности). Продолжительность: 14 секунд.
Варианты
[ редактировать ]Колокола духов
[ редактировать ]В музыке шона используется мбира дзавадзиму ( «голос предков» , или «мбира духов предков », национальный инструмент Зимбабве). [25] играл ) — музыкальный инструмент, на котором народ шона в Зимбабве на протяжении тысячелетий. На мбира дзавадзиму часто играют на религиозных церемониях и общественных собраниях, называемых мапира (поют « бира »). На mbira dzavadzimu можно воспроизвести более ста песен, например Kariga Mombe .
Типичный мбира дзавадзиму состоит из 22–28 клавиш, изготовленных из металла горячей или холодной ковки , прикрепленных к деке из твердой древесины ( гварива ) в трех разных регистрах — две слева, одна справа.
Во время игры мизинец правой руки просовывается в отверстие в правом нижнем углу деки, при этом мизинец входит в переднюю часть деки, а безымянный и средний пальцы проходят сзади, чтобы стабилизировать деку. инструмент. При этом большой и указательный пальцы правой руки остаются открытыми для нажатия клавиш в правом регистре сверху (большой палец) и снизу (указательный палец). Пальцы левой руки стабилизируют левую сторону инструмента, при этом большинство пальцев слегка заходят за инструмент. Оба регистра на левой стороне инструмента играются большим пальцем левой руки. Некоторые мбира имеют дополнительную клавишу в верхнем левом регистре, по которой нажимают снизу указательным пальцем левой руки.
Крышки от бутылок , ракушки или другие предметы (« мачачара »). [26] ) часто прикрепляются к деке для создания жужжащего звука при игре на инструменте. В традиционной обстановке этот звук считается чрезвычайно важным, поскольку считается, что он привлекает духов предков .
Во время публичного выступления мбира дзавадзиму часто помещают в дезе ( резонатор из калебаса ), чтобы усилить его звук.
Мбира дза вадзиму имеет большое значение в шона религии и культуре , и народ шона считает его священным инструментом. Обычно в нее играют, чтобы облегчить общение с духами предков, возвращая дух мертвых обратно в его усадьбу. [27] В традиции Шона на мбире можно играть парными исполнителями, в которых кушаура , вызывающий, ведет исполняемое произведение, а куцинхира , отвечающий, «блокирует» последующую часть. [28] Ритуал известен как Бира. Во время этих ночных церемоний люди призывают духов ответить на вопросы. Вариации нот в пьесе Мбира помогают участникам войти в транс, который в культуре Шона помогает духам овладеть телом участника. [29]
Альберт Чимедза , директор Центра Мбира в Хараре , подсчитал, что «в мире играют не более десяти тысяч человек». [3]
Мбара Ньюнга Ньюнга
[ редактировать ]Ньюнга-ньунга, обычно имеющая 15 клавиш, возникла в Маникаленде , где она традиционно играла развлекательную роль во время общественных собраний и поминок. [27] Джеке (Джек) Тапера представил мбира ньюнга ньюнга в 1960-х годах из провинции Тете в Мозамбике в колледже африканской музыки Кванонгома (ныне Объединенный музыкальный колледж) в Булавайо. Затем были добавлены два ключа, чтобы получилось пятнадцать (Чиримумимба, 2007), в два ряда. Мбира ньюнга ньюнга по конструкции похожа на мбира дзавадзиму, но не имеет отверстия в деке. Высота тональности исходит из центра, а не слева направо.
из Зимбабве Думисани Марайр придумал обозначение чисел mbira nyunga nyunga. Клавиши верхнего ряда (слева направо) — это клавиши 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14, а клавиши нижнего ряда обозначены как 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15. Марэр принес информацию об этом инструменте в Соединенные Штаты, когда он приехал в Вашингтонский университет в качестве приглашенного художника с 1968 по 1972 год.
Недавно Университета штата Мидлендс ( Гверу преподаватель кафедры музыки и музыковедения , Зимбабве) предложил буквенную систему обозначений; верхние клавиши как (от первой левой верхней клавиши) E, D, C, F, C, D и E, а нижние или нижние клавиши как (от первой нижней клавиши) A, G, F, A, F, C , D и E. Но обозначение чисел Марера осталось международно принятой системой (Чиримумимба, 2007).
Голландский композитор Маартен Регтьен (1963) использует Mbira Nyunga Nyunga в электронной композиции Daddy Mbira - Mbira Penguin Talks (2014), создавая звуковые ландшафты и используя западные техники композиции, такие как канон, которые невозможно сыграть на mbira.
Он музыкант
[ редактировать ]Нджари мбира имеет от 30 до 32 клавиш и также был родом из Зимбабве, особенно Масвинго и Маконде. [27]
Телефон
[ редактировать ]Нхаре имеет от 23 до 24 клавиш и родом из Зимбабве. В зимбабвийской традиции нхаре использовался для ритуалов общения с Мусикаванху или Ньяденгой (Богом). [27]
Стальные ленты
[ редактировать ]Мбира-матепе, имеющая 26 ключей, возникла на границах Зимбабве и Мозамбика. [27]
За пределами Африки
[ редактировать ]В диаспоре
[ редактировать ]Первая документация о калимбах в Бразилии датируется 1723 годом, где они называются маримбами (не путать с маримбами ). [30] Кажется, они канули в безвестность, поскольку не дожили до наших дней, хотя «современные» Калимбы сейчас существуют в Бразилии. [31]
На Кубе африканские ламеллофоны вместе с кахоном повлияли на происхождение маримбулы, история которой плохо документирована, но предполагается, что она возникла на востоке Кубы. [32]
Хью Трейси
[ редактировать ]Калимбы Хью Трейси настраиваются диатонически в тональности G. Расположение нот калимбы Хью Трейси заимствовано из типичной схемы с самыми низкими нотами в центре и верхними нотами слева и справа, с нотами в восходящая шкала строго чередуется вправо-влево и направлена наружу в обе стороны.
Диатоническая западная настройка калимбы, которую использовала Трейси, была практичной для инструмента во всем мире - с сотнями африканских настроек калимбы выбранный западный стандарт позволил максимально увеличить количество людей, которые сразу же почувствовали бы связь с калимбой. Практичность такого расположения нот, при котором ноты поднимаются вверх по гамме в последовательности право-лево-право-лево, заключается в том, что модальные аккорды 1-3-5 или 1-3-5-7 создаются путем игры на соседних нотах. Если аккорды играются в нижней октаве, то такие же ноты появятся на противоположной стороне калимбы в верхней октаве, что позволяет очень легко одновременно сыграть мелодию в верхней октаве и сопутствующую гармонию в нижней октаве. Итак, расположение нот на калимбе Хью Трейси (и практически на любой калимбе, копирующей этот инструмент) делает некоторые сложные музыкальные операции очень простыми. [33]
Возможны альтернативные настройки, поскольку зубцы большинства калимб легко вдвигаются и выдвигаются, чтобы повысить или выровнять их высоту. Некоторые альтернативные настройки просто меняют тональность калимбы, не меняя схему расположения нот. До мажор — популярный строй, продаваемый многими производителями. Другие альтернативные настройки переводят калимбу в немодальные гаммы (например, ближневосточные гаммы). Каждую ноту калимбы можно настроить независимо (в отличие от гитары), поэтому возможна любая гамма, западная или незападная, и этому современному африканскому инструменту по-прежнему доступны традиционные африканские гаммы. Композитор Георг Хайду настроил альт-калимбу Хью Трейси на хроматические ступени гаммы Болена-Пирса в пьесе под названием Just Her – Jester – Gesture . Шкала Болена-Пирса делит только двенадцатую ступень на 13 ступеней. [ нужна ссылка ]
- Хью Трейси тройная калимба
- Восьмиугольная мбира высокого мастерства, охватывающая две октавы.
- Воскресный рынок на улице Гая, Кота-Кинабалу
Связанные инструменты
[ редактировать ]Инструменты, связанные с mbira или вдохновленные ею, включают:
- Массив mbira — современное изобретение, состоящее из целых 150 зубцов, настроенных в особом порядке на основе квинтового круга (см. Изоморфная клавиатура ).
- Гравикорд , электрифицированная двойная арфа, представляющая собой современный гибрид коры и калимбы, вдохновленный перекрестными ритмами мбира. Гравикорд был изобретен в 1986 году Бобом Грави, американским музыкантом и художником. Он также настроен в тональности соль мажор/ми минор в расширенной версии раскладки тонов калимбы Хью Трейси с диапазоном тонов. 3 + 1 / 2 октавы. Музыку и технику игры, изученные на этой калимбе, можно легко перенести и воспроизвести на Гравикорде.
- Гитарета , электрический ламеллофон, изготовленный Хонером и изобретенный Эрнстом Захариасом в 1963 году.
- Икембе , инструмент, распространенный среди , Бурунди хуту Руанды и восточной части ДР Конго .
- Современная калимба, инструменты Хью Трейси, вдохновленные мбира. Назван в честь оригинальной калимбы (предка мбира).
- Кисанджи среди говорящих на языке нгала жителей западной ДР Конго и восточной Республики Конго .
- Тхум Отиено (также том, том или тум), популярный в регионе Гамбела , в Западной Эфиопии, на границе с Южным Суданом.
- Маримбула (также Маримболь), басовый инструмент, используемый в странах Карибского бассейна и Мексике.
В популярной культуре
[ редактировать ]21 мая 2020 года в рамках Недели культуры Зимбабве Google почтил мбиру дудлом , на котором была кнопка, позволяющая пользователям виртуально слышать инструмент и играть на нем. В дудле также представлена анимационная история молодой девушки, которая учится играть на мбира, которая позже вдохновила новое поколение игроков на мбире после того, как во взрослом возрасте стала признанной артисткой. [34]
Несмотря на ботсванскую обстановку, в фильме 1980 года «Боги, должно быть, сошли с ума» есть персонаж, играющий мбиру. [35]
В видеоигре 2010 года Donkey Kong Country Returns одного из главных антагонистов игры зовут Крейзи Калимба. Будучи членом племени Тики Так, посвященного музыкальным инструментам, его дизайн включает в себя «корону», напоминающую клавиши калимбы, и он играет музыку калимбы как часть своего гипнотического пения, которое заставляет различных животных выполнять его приказы. [36]
Игроки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Искусство изготовления и игры на Мбира/Санси, традиционном музыкальном инструменте Малави и Зимбабве, где можно щипать пальцы» . Нематериальное культурное наследие . ЮНЕСКО . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ «Что такое Калимба» . kalimbahq.com/ . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Создание музыки: мбира Зимбабве» . Новости Би-би-си . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Олатунджи, Бабатунде (1965). Музыкальные инструменты Африки: их природа, использование и место в жизни глубоко музыкальных народов (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: John Day Company, Inc. 48 . ISBN 0-381-97013-2 .
- ^ «Инструменты стран Африки к югу от Сахары в Национальном музыкальном музее» . Collections.nmmusd.org . Архивировано из оригинала 29 мая 2020 г. Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Кубик, Герхард (1998) Калимба – Нсанси – Мбира. Ламеллофоны в Африке. С компакт-диском. Берлин: Музей этнологии [ ISBN отсутствует ]
- ^ Фалола, Тойин (2000). Африканские культуры и общества до 1885 года . Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс. стр. 274–275. ISBN 0-89089-769-7 .
- ^ Хименес Аморос, Луис; Отслеживание звукового архива Мбира в Зимбабве ; Рутледж; Абдингдон-он-Темс, Оксфордшир, Англия: 2018. 144 стр. ISBN 978-1138585102
- ^ Берлинер, Пол Ф.; Душа Мбира: Музыка и традиции народа шона в Зимбабве ; Калифорнийский университет Press; Окленд, Калифорния: 1979. 280 стр. ISBN 978-0520033153
- ^ «Моя история Хью Трейси – Магия Калимбы» . www.kalimbamagic.com . 13 июня 2019 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Хью Трейси Калимбас» . www.danmoi.com . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Чепмен, Дэвид М.Ф. (январь 2012 г.). «Темы калимбы (африканского фортепиано для большого пальца)». Журнал Акустического общества Америки . 131 (1): 945–950. Бибкод : 2012ASAJ..131..945C . дои : 10.1121/1.3651090 . ПМИД 22280717 .
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2010). Матрица Клэйва; Афро-кубинский ритм: его принципы и африканское происхождение с. 35. Редвей, Калифорния: Bembe Inc. ISBN 1-886502-80-3 .
- ^ Макнил, Луизиана ; Митран, С. (1 февраля 2008 г.). «Частоты колебаний и настройка африканского мбира» (PDF) . Журнал Акустического общества Америки . 123 (2): 1169–1178. Бибкод : 2008ASAJ..123.1169M . дои : 10.1121/1.2828063 . ISSN 0001-4966 . ПМИД 18247916 . S2CID 24997642 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2020 г.
- ^ «Amazon.com: фортепиано Kalimba Thumb Piano с 17 клавишами, портативное пианино для пальцев/набор Mbira/Sanza для детей и взрослых, твердый KOA с системой блокировки клавиш, мелодичный молоток, учебная инструкция, тканевый мешок, наклейка с учебным пособием: музыкальные инструменты» . www.amazon.com . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Настрой свою Мбиру» . МБИРА . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Н. Скотт Робинсон - Мировая музыка и перкуссия, рамочные барабаны, Рик, бубны» . www.nscottrobinson.com . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Интернет-магазин Mbira (доставка по всему миру) | ХОРОШАЯ MBIRA» (на японском языке). 27 июля 2016 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Уильямс, Майкл. Начало работы с Мбира дза Вадзиму (PDF) .
- ^ Трейси, Эндрю. «СИСТЕМА МБИРА» . Журнал Международной библиотеки африканской музыки .
- ^ «Перекресток Мбира / Гарикай Тирикоти» . www.mbirajunction.com . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Уильямс, Майкл. Начало работы с Мбира дза Вадзиму (PDF) .
- ^ «Мбира: ограничения и мобильность в обществе шона» . www2.kenyon.edu . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Алвес, Уильям (2009). Музыка народов мира . Бостон, Массачусетс: Ширмер. стр. 66–67 . ISBN 978-0-495-50384-2 .
- ^ «Музыка в Зимбабве» . Нордиска Африканский институт . 16 марта 2006 года. Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 года . Проверено 17 декабря 2007 г.
Инструменту, в слегка различающихся формах, уже несколько столетий, и он встречается во многих частях Африки, но только в Зимбабве он стал национальным инструментом.
- ^ Уильямс, Б. Майкл. (2001) Изучение Мбира: Начало. Эверетт, Пенсильвания: HoneyRock. ISBN 0-9634060-4-3
- ^ Перейти обратно: а б с д и Штатный корреспондент (29 февраля 2016 г.). «Ирония инструмента Мбира» . Саузерн Таймс Африка . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Берлинер, Пол (1978). Душа Мбира (1-е изд. в мягкой обложке). Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–18. ISBN 0-520-04268-9 .
- ^ Алвес, Уильям (2009). Музыка народов мира . Бостон, Массачусетс: Ширмер. стр. 64 . ISBN 978-0-495-50384-2 .
- ^ «Между фортепиано для большого пальца маримбы и роялем: музыканты и чернокожие музыканты в Бразилии XIX века с доктором Рафаэлем Галанте» . sppo.osu.edu . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «История Калимбы в Бразилии» . www.google.com . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «История и происхождение маримбулы» . www.google.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Аккорды на 17-нотной калимбе до мажор — Калимба Магия» . www.kalimbamagic.com . 21 июня 2019 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Празднование пива
- ^ «Gods Must Be Crazy», песня 1980 года . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «Племя Тики Так » Супер Марио вики Получено 19 февраля.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Берлинер, Пауль (ок. 1978). Душа Мбира: музыка и традиции народа шона в Зимбабве . Беркли : Издательство Калифорнийского университета .
- Фаулер, Энди (2020) Откройте для себя Мбиру: древнюю зимбабвийскую транс-музыку . Мбира Магия .
- Фаулер, Энди (2015) Разблокировка Мбира: последовательность аккордов и система рабочей тетради Мбира [ постоянная мертвая ссылка ] . Стальная магия .
- Будьте готовы, Подумайте; Фаулер, Энди (2016) Традиционный песенник Мбира [ постоянная мертвая ссылка ] . Стальная магия .
- Ховард, Джозеф Х. (1967). Барабаны в Америке . Нью-Йорк : Oak Publications.
- Квенда, Нападающий ; Фаулер, Энди (2019) Научитесь играть на мбире: традиционные песни и импровизация [ постоянная мертвая ссылка ] . Стальная магия .
- Торн, Кредо Небес (1969). Мой народ: невероятные сочинения Credo Heavenly Thorn Йоханнесбург : Книги Синего Журавля.
- Трейси, Эндрю (1970). «Музыка Родезии Матепе Мбира» (PDF) . Журнал Африканского музыкального общества . 4 (4): 37–61. дои : 10.21504/amj.v4i4.1681 . (Примечание: эта статья является первоисточником песни Матепе Siti в исполнении зимбабвийской группы маримба Musango.)
- Трейси, Хью (1961). Эволюция африканской музыки и ее функции в наши дни . Йоханнесбург : Институт изучения человека в Африке.
- Трейси, Хью (1969). «Класс африканских инструментов Мбира в Родезии (1932)» . Журнал Африканского музыкального общества . 4 (3): 78–95. дои : 10.21504/amj.v4i3.1439 .
- Уорнер Дитц, Бетти; Олатунджи, Майкл Бабатунде (1965). Музыкальные инструменты Африки; Их природа, использование и место в жизни глубоко музыкальных людей . Нью-Йорк : Компания John Day .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Mbira.org , «некоммерческая организация, посвященная музыке Шона Мбира», базирующаяся в Беркли , Калифорния.
- Sympathetic-resonances.org : бесплатная онлайн-платформа, обеспечивающая компьютерное воспроизведение и визуализацию транскрипций мбира с долгосрочной целью сохранения культуры.
- MbiraMagic.Com Образовательный сайт Мбира
- Mbira.Online : Архив видео и нотаций Mbira Masters
- Daddy Mbira - Mbira Penguin Talks (2014), электронная композиция Мбира М.Регтьена.
- Zimfest.org — зимбабвийский музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится в Северной Америке и предлагает множество возможностей выучить и послушать мбиру.
Архивная ссылка - Mbira.co.zw , «Сообщество игроков, исследователей, создателей и любителей мбира, занимающихся улучшением мбира, музыки и моды. Трансфигурация и постоянство мбира», базирующееся в Хараре , Зимбабве.