Эфат Муджуру
Эфат Муджуру (1950–2001) был зимбабвийским музыкантом, одним из лучших исполнителей 20-го века на мбире , традиционном инструменте этнической группы шона в Зимбабве. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Хотя Муджуру играл на всех пяти типах мбира Зимбабве, его специализацией была мбира дзавадзиму . [ нужна ссылка ]
Эфат Муджуру вырос в маленькой деревне в Маникаленде , недалеко от границы с Мозамбиком , и его научил играть на мбира его дед, Мучатера Муджуру . Мучатера был медиумом одного из самых важных духов-предков в космологии Шона, Чаминуки. Продемонстрировав явный талант к суровым тренировкам Мбира, Эфат быстро продвинулся вперед, сыграв свою первую церемонию владения мячом, когда ему было всего десять лет. В католической школе, управляемой родезийцами, учителя юного Муджуру сказали ему, что играть в мбиру — «грех против Бога». Это настолько разозлило Мучатеру, что он забрал внука и отправил его в школу в африканский городок недалеко от столицы Солсбери, нынешний Хараре . [ нужна ссылка ]
В большом городе Муджуру колебался, прежде чем посвятить себя жизни музыканта. В интервью 1994 года он вспоминал: «Я работал в бухгалтерской конторе. Но люди там были очень колониальными. В них было столько ненависти. Они не уважали африканцев». Под извинениями офис в конечном итоге уволил Муджуру. «Это было грустно, — сказал он, — потому что я думал, что жизнь только начинается, а потом у меня не было работы. Мне было восемнадцать, и я был очень растерян». [ нужна ссылка ]
Все это время Муджуру говорит, что был «тихий голос», говорящий ему, что его надежда связана с музыкой mbira. Следуя этому голосу, Муджуру начал проводить время в деревне Бандамбира , где учился у великого старого игрока на мбира с таким же именем. На высокогорных кукурузных полях недалеко от Мхондоро , под огромным небом Зимбабве, полным больших птиц, облаков-линкоров и закатов, Муджуру вновь подтвердил свою связь с мбира. Вскоре он стал жить и обучаться у другого мастера игры, Саймона Машоко .
Вскоре путь Муджуру стал ясен: он пошел по стопам Мучатеры Муджуру, Мубайивы Бандамбиры и Саймона Машоки. «Они пользовались уважением», — решительно сказал Муджуру. «Они не были такими богатыми, как те бухгалтеры, но они были намного счастливее».
В 1972 году Муджуру сформировал свою первую группу Chaminuka, с которой он выступал на протяжении всего жестокого десятилетия войны за независимость. В этот период Муджуру удалось добиться того, чтобы хитрая политическая песня транслировалась по национальному радио. «Как мне пересечь реку?» - спросила песня «Гурусва», что на языке Шона означает «Древняя Африка». Возможно, радиопрограммы Родезии услышали лишь причудливую ностальгию в песне , но будущие зимбабвийцы поняли суть этой песни. «Речь шла о нашей борьбе за свое освобождение». объяснил Муджуру. «Мы хотели, чтобы это место было таким, каким оно было до колонизации». [ нужна ссылка ]
В контексте войны мбира стала политической. Томас Мапфумо перенес музыку мбира на электрические инструменты, чтобы создать музыку чимуренга, названную в честь партизан чимуренга. Муджуру говорит: «Когда мы играли в мбиру, люди приходили танцевать с особым чувством. «Эй, мы будем независимыми!»» К сожалению, к моменту победы в войне дед Муджуру, Мучатера, стал одним из жертвы. Он был казнен партизанами, которые считали, что его церемонии бира были направлены на достижение мира, а не на победу. [ нужна ссылка ]
Муджуру играл на всех пяти типах зимбабвийского мбира, но его специальностью является популярный мбира дзавадзиму. Если у мбира может быть от пятнадцати до пятидесяти железных зубцов, то у мбира дзавадзиму их двадцать два, расположенных в трех банках регистров, которые Муджуру характеризует как «голос детей, голос взрослых и голос старших». Зубцы, часто сделанные из сплющенных пружин, плотно прижимаются к ламинированной плите из твердого дерева мубвамаропа. Производители мбира часто прикрепляют ракушки или крышки от бутылок к оловянному стеклу мбира, чтобы создать резонирующее жужжание, дополняющее звонкий характер нот. Для усиления музыканты используют палочки, чтобы втиснуть инструмент в большой разрезанный пополам калабаш, который служит резонирующей камерой.
Как любой серьезный исполнитель мбира, Муджуру освоил большой репертуар традиционных песен. Но он также был плодовитым композитором, на его счету множество оригинальных названий и уникальных интерпретаций традиционных песен. Помимо своего музыкального мастерства, Муджуру был вдохновляющим рассказчиком. За прошедшие годы он превратил почтенное искусство рассказывания аллегорических сказок для детей в индивидуальную повествовательную и музыкальную форму, которая передавала мудрость и восхитительный юмор как взрослым, так и детям. В одной из историй гиена, столкнувшаяся с мертвой коровой и мертвой козой, не может решить, что съесть первым, и умирает от голода, жадно расхаживая взад и вперед между двумя призами. [ нужна ссылка ]
После того, как зимбабвийцы наконец обрели независимость 18 апреля 1980 года, началась работа по строительству новой нации. Переименовав свою группу в Spirit of the People, Муджуру записал свой первый альбом в 1981 году, используя только мбира, ручные барабаны, хосё и певцов. Он пел о братстве и исцелении, важнейших темах в то время, когда доминирующие этнические группы страны, шона и ндебеле, изо всех сил пытались преодолеть свои разногласия.
Независимость и определенный коммерческий успех открыли Муджуру новые возможности. Он помог основать Национальную танцевальную компанию и стал первым африканским учителем музыки, преподававшим этномузыкологию в музыкальном колледже Зимбабве, ведущей западной классической традиции. В 1982 году Муджуру впервые приехал в США, чтобы учиться и, в конечном итоге, читать лекции и преподавать мбира в Вашингтонском университете в Сиэтле. На протяжении 1980-х Муджуру много путешествовал, вернувшись в Зимбабве, чтобы записать еще два традиционных альбома. В Соединенных Штатах он выпустил альбом традиционной игры на ручных барабанах Rhythms of Life (Lyrichord), записанный в Бостоне в 1989 году, с добавлением нескольких треков mbira из более раннего винилового релиза на Lyrichord.
В 1990-е годы Муджуру продолжал путешествовать и выступать, а в США записал два альбома для Music of the World. Ancient Wisdom — это сольная запись, а Shona Spirit — результат сотрудничества с другим великим международным послом музыки Shona, Думисани Марайром. Муджуру также записал амбициозный многотрековый альбом под названием Journey of the Spirit, который еще не выпущен. Вернувшись в Зимбабве, он также выпустил успешные поп-альбомы с обновленной электрической версией Spirit of the People. В 1992 году первый электрический альбом Муджуру Hapana Mutorwa пробился на вершину местных чартов, опередив королей сунгура Зимбабве Леонарда Дембо и Джона Чибадуру . Но когда условия в Зимбабве ухудшились, Муджуру стал меньше путешествовать и записываться. Когда Afropop Worldwide в последний раз брала у него интервью в марте 2001 года, он только что закончил две новые записи: одну акустическую, традиционную сессию и одну с новой группой, участниками зимбабвийской румба-группы под названием Eden Boys. В начале сентября был выпущен электрический альбом Musiyano, который получил очень положительный отзыв в The Daily News в Зимбабве под заголовком «Муджуру вернулся с новой силой». Муджуру, казалось, был готов к настоящему возвращению. Но менее чем через месяц, 5 октября, он умер в Лондоне, путешествуя со своими кузенами Фрадреком и Сэмом. Он собирался поступить в ординатуру в Гриннелл-колледж в Айове. у Эфата Муджуру случился обширный сердечный приступ К сожалению, в тот день в аэропорту Гатвик , и он скончался по дороге в больницу. [ нужна ссылка ]
Некоторые из детей Муджуру - профессиональные музыканты, в первую очередь мастер мбира Джеймс Муджуру, продолжающий музыкальное наследие своего отца. В настоящее время он базируется в Хараре , но много жил и работал в Северной Америке . [ нужна ссылка ]
Дискография
[ редактировать ]- Мбавайра" 1983 г., Gramma Records ZML 1013
- Ритмы Жизни ( Лирихорд )
- Shona Spirit: Mbira Masters из Зимбабве ( Музыка мира )
- Древняя мудрость: песни и басни из Зимбабве
- Мастера африканской Мбира
- Путешествие духа ( Alula Records )
В конце 90-х Муджуру был одним из организаторов национальных музыкальных фестивалей коренных народов, организованных Коммуной искусств Мамбо в Ботсване. Его последний визит в Ботсвану состоялся в августе 2001 года в старшей средней школе Шошонг.