Ламеллофон
Ламеллофон , который издает звук с помощью тонкой вибрирующей пластины , (также ламеллафон или лингвафон ) — член семейства музыкальных инструментов называемой ламелей или язычком, которая закреплена на одном конце и имеет свободный другой конец. Когда музыкант нажимает пальцем или ногтем на свободный конец пластинки, а затем позволяет пальцу соскользнуть, освободившаяся пластинка вибрирует. Инструмент может иметь один язык (например, варган ) или несколько языков (например, пианино mbira ).
Лингвафон происходит от латинского корня lingua , означающего «язык» (т. е. длинная тонкая пластинка, закрепленная только на одном конце). Ламеллофон происходит от латинского слова lamella, означающего «маленькая металлическая пластина». [ 1 ] и греческое слово φωνή phonē, означающее «звук, голос». [ 2 ]
Ламеллофоны составляют категорию 12 в Хорнбостеля-Сакса системе классификации музыкальных инструментов , щипковые идиофоны . Есть две основные категории щипковых идиофонов: те, которые имеют форму рамки (121) и те, которые имеют форму гребня (122).
Самый обычный [из щипковых идиофонов] представляет собой прикрепленную к рамке гибкую пластинку или язычок, щипываемую пальцем и резонирующую небольшой коробочкой.
Африканские ламеллофоны
[ редактировать ]Большое количество ламеллофонов происходит из Африки , где они известны под разными названиями, включая мбира , кисанджи , лайкембе , калимба , конгома и санза . Они играют важную роль в музыке Юго-Восточной Африки . О них сообщалось еще в 16 веке, но нет сомнений в том, что они имеют гораздо более длительную историю. Карибская маримбула также принадлежит к этому семейству. Маримбулу можно рассматривать как басовый вариант мбиры, и она иногда используется в музыке хип-хопа . [ нужна ссылка ]
В большинстве случаев язычки разделены на две игровые половины с самыми низкими нотами в центре; оттуда влево и вправо каждый язычок настроен выше предыдущего. Язычки также могут быть расположены линейно, как у фортепиано . Языки можно сделать достаточно маленькими, чтобы можно было играть отдельными пальцами, отсюда и разговорное название «пианино для большого пальца». (Хотя некоторые инструменты, такие как Мбира , имеют дополнительные ряды язычков, в этом случае для ощипывания используются не только большие пальцы.) [ 4 ]
Некоторые предполагают, что африканские ламеллофоны произошли от ксилофонов и маримб . Однако подобные инструменты были найдены и в других местах; например, коренные народы Сибири играют на деревянных и металлических ламеллофонах одним язычком. [ нужна ссылка ]
Ламеллофоны могут изготавливаться с резонаторами или без них . Существуют также электрические ламеллофоны с дополнительным звукоснимателем .
Электрические ламеллофоны
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2020 г. ) |
Электрические ламеллофоны электрифицировались с помощью электромагнитного звукоснимателя (как на электрогитарах) или контактного пьезозвукоснимателя .
Ламеллофоны с пьезозвукоснимателями
[ редактировать ]Существует четкая разница между пьезо- и электромагнитным датчиком. Большинство электрических ламеллофонов оснащены пьезозвукоснимателями. Пьезозвук содержит больше высоких частот и имеет больше проблем с обратной связью при сильном усилении ( искажении ). Люсинда Эллисон производит широкую линейку своих Embiras, которые представляют собой цельнокорпусные электрические мбиры с пьезозвукоснимателями. Эта конструкция впервые была задумана в 1981 году и завершена в 1996 году. Дэвид Беллинджер занимается производством экалимб - калимб с пьезозвукоснимателями - уже 20 лет.
Array Mbira — ламеллофон с альтернативной конфигурацией зубцов. Он электрифицирован за счет добавления 2-канальной стереосистемы с пьезокабелем. Существует специальный твердотельный массив Array mbira.
Электромагнитные ламеллофоны
[ редактировать ]Эрнст Захариас создал серию электрических ламеллофонов, созданных в 1960-х годах для Hohner . Эти инструменты были основаны на тростях, изготовленных Хонером (уже использовавшихся в аккордеонах, концертинах, мелодиках и гармошках). Этими инструментами были пианет (с помощью пенопластовой подушечки), чембалет (с помощью резиновой подушечки) и гитарета (с помощью пальцев). Идея ударенного язычка была впервые предложена братьями Александрами в их «Оргах экспрессивах» ( фисгармониях ) в 19 веке, где они назывались ударными упорами.
Космическая арфа , или Франкифон (спроектированная, построенная и играемая Филом Кохраном ), является известным экземпляром электрического ламеллофона.
ряд других мбира и калимб Современные производители инструментов создали . Африканская группа Konono No.1 использует изготовленные по индивидуальному заказу электрические калимбы с электромагнитными звукоснимателями. Джейсон Сэнфорд из Neptune делает электрические пианино из металлолома по аналогичной традиции, а Юрий Ландман изготовил басовые калимбы 12-TET и металлические язычковые барабаны .
Классификация Шеффнера
[ редактировать ]В схеме классификации музыкальных инструментов Шеффнера лингафоны (ламеллофоны) занимают пост-выдающееся место на втором высшем уровне классификации.
В 1932 году Андре Шеффнер разработал новую классификационную схему, которая была «исчерпывающей, потенциально охватывающей все реальные и мыслимые инструменты» [Картоми, с. 176]. В системе Шеффнера есть только две категории верхнего уровня, обозначаемые римскими цифрами (Schaeffner, A.: Origine des Instruments de musique , стр. 371–377):
- I: инструменты, издающие звук за счет вибрирующих твердых тел;
- IA Solids не подвержен напряжению (эквивалент большей части идиофонов Hornbostel & Sachs );
- IB Гибкие твердые тела (эквивалентны преимущественно лингафонам);
- IC Растяжимые твердые тела (эквивалентны мембранофонам и хордофонам );
- II: инструменты, издающие звук за счет вибрации воздуха ( аэрофоны ).
Список ламеллофонов
[ редактировать ]В виде рамки (121)
[ редактировать ]Ламели вибрируют внутри рамы или обруча.
121.1 Клак-идиофоны или Крикри — пластинка вырезана на поверхности плодовой скорлупы и служит резонатором. [ 5 ] Также известен как орехокол галип. [ 6 ]
121.2 Гимбарды и варганы. Ламеля закреплена в рамке в форме стержня или бляшки и для обеспечения резонанса зависит от полости рта исполнителя.
- 121.21 Гимбарды идиоглота - Пластинка состоит из одного материала с корпусом инструмента.
- 121.22 Гимбарды разноглоточные - Ламель прикреплена к раме.
- 121.221 Индивидуальные разноязычные кимбарды.
- 121.222 Наборы разноязычных кимбардов.
-
(121.21) Губная гармоника , Вьетнам. Инструмент вырезан из цельного куска бамбука.
-
(121.221) Мурчунга , Непал
-
(121.222) Кусянь , в котором играют, выщипывая концы перед полостью рта. Ламели резонируют, производя звук.
В виде гребня (122)
[ редактировать ]Ламели привязывают к доске или вырезают из доски наподобие зубцов расчески.
122.1 С ажурными ламелями.
- Массив барсука
- Агидигбо (Нигерия) [ 7 ]
- Элеке [ 7 ]
- Меч
- Инструмент [ 7 ]
- Калимба
- я не могу [ 7 ]
- Кисанджи [ 7 ]
- Меч
- Лукембе (Конго и Танганьика ) [ 7 ]
- Компании [ 7 ]
- Малимбе
- Маримбула – карибское фортепиано для большого пальца
- Сталь [ 7 ]
- Чисанза Мбира ( Элизабетвилль ) [ 7 ]
- Калимба мбира (Южная Родезия) [ 7 ]
- Голод (Южная Родезия) [ 7 ]
- Шона Мбира (Южная Родезия) [ 7 ]
- Упоочава [ 7 ]
- Премпенсуа (Гана)
- Пианино для большого пальца
- Том (Эфиопия)
- Санза / Санса (Экваториальная Африка и Западная Африка) [ 7 ]
- Космическая арфа
- Китовый барабан
- Зимбабвийская маримба
122.11 Без резонатора.
122.12 С резонатором.
122.2 С вырезанными ламелями
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Герхард Кубик : «Ламеллофон», в: Словарь музыки и музыкантов New Grove (под редакцией Стэнли Сэди). Издательство Macmillan, Лондон, 1981 г.
- Специфический
- ^ ламель . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ φωνή . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов , стр.455. WW Nortan & Company, Inc. ISBN 0-393-02068-1
- ^ МБИРА [Организация]. «Указатели для студентов Мбира» . MBIRA: Некоммерческая организация, занимающаяся традиционной музыкой Зимбабве . Вордпресс . Проверено 14 июня 2022 г.
...Большой палец левой руки играет на всех клавишах двойного ряда. Большой палец правой руки нажимает ТОЛЬКО на три самые левые (самые длинные) клавиши в одном ряду. Указательный палец правой руки нажимает на остальные клавиши в одном ряду.
- ^ « Классификация СВХ», Виртуальный музей инструментов » . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 26 марта 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Фишер, Ганс (1983/1986). Звукопроизводящие инструменты в Океании , с.52. Институт исследований Папуа-Новой Гвинеи. ASIN: B0010S35VW.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уорнер Дитц, Бетти; Олатунджи, Майкл Бабатунде (1965). Музыкальные инструменты Африки: их природа, использование и место в жизни глубоко музыкальных народов . Нью-Йорк : Компания John Day. п. 47.
Фортепиано для большого пальца... этому инструменту дано множество названий по всей Африке... В других частях Африки его называют каффирским фортепиано, касайи, мадуимбой, инсимби, опоочава, кинсанджи и элеке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список игроков на ламеллофоне с сайта Н. Скотта Робинсона
- «Idiophone», Мультимедийный музыкальный словарь Virginia Tech на Wayback Machine (архивировано 11 октября 2014 г.) и «Idiophone», OnMusic Dictionary (по состоянию на 24 мая 2020 г.).
- «Классификация SVH», Музей виртуальных инструментов в Wayback Machine (архивировано 17 февраля 2013 г.)