Теодор Гуви
Луи Теодор Гуви (3 июля 1819 — 21 апреля 1898) — французско-немецкий композитор.
Биография
[ редактировать ]Гуви родился во франкоязычной семье в деревне Гоффонтен, тогдашней прусской деревне в регионе Сарра (ныне Саарбрюккен -Шафбрюке, Германия). Семья имела бельгийское происхождение. Прадед Гуви Пьер происходил из Гоффонтена, бельгийской деревни недалеко от Льежа . Около 1753 года, будучи мэром Саарлуи, он назвал свой металлургический завод «Гоффонтен». Поскольку незадолго до его рождения этот регион попал под контроль Пруссии , Теодор Гуви не смог получить французское гражданство до 32 лет.
Он начал уроки игры на фортепиано с частным репетитором в возрасте восьми лет и получил образование в Саргемине (Франция), где у него развился живой интерес к классической греческой культуре и современным языкам. Он говорил не только по-немецки и по-французски, но также по-английски и по-итальянски. В 1837 году он отправился в Париж изучать право, продолжив уроки игры на фортепиано у ученика пианиста и композитора Анри Герца (1803–1888) и подружился с Адольфом Адамом . Это привело к дальнейшему обучению музыке в Париже и Берлине. Не имея возможности продолжить обучение музыке в Парижской консерватории , он поступил на частные курсы.
Тягаясь к инструментальной музыке, а не к опере, Гуви решил прожить последнюю треть своей жизни почти полностью в Германии, где его больше ценили. В частности, он написал двадцать четыре произведения для полного оркестра. [ 1 ] включая девять симфоний, а также увертюры и вариации. Камерная музыка составляет большую часть творчества Гуви и насчитывает, в частности, четыре сонаты в дуэтной форме, пять трио, одиннадцать квартетов, семь квинтетов, огромный фортепианный репертуар, несколько партитур для духовых ансамблей, а также множество мелодий и песен . Есть также пять драматических кантат : «Аслега» , «Эдипа в Колоне» , «Ифигения в Тавриде» , «Электра» , «Поликсена» ; две оперы: «Сид» и «Матео Фальконе» ; а также некоторые крупные религиозные произведения, в том числе Реквием, Stabat Mater, Missa brevis и кантата « Голгофа» . Список его работ составили Франсуа-Жозеф Фетис и Артюр Пужен . [ 2 ] Значительная часть его сочинений не была опубликована при его жизни. Их публикация сейчас является основной целью Института Теодора Гуви .

Гуви был избран членом Академии изящных искусств в Париже в 1894 году после смерти Антона Рубинштейна и в Прусскую академию наук (König-Preussische Akademie) в Берлине в 1895 году. В 1896 году он был удостоен звания кавалера Легиона d. 'честь . Он умер в Лейпциге 21 апреля 1898 года.
Признательность
[ редактировать ]Гуви был человеком двух культур, разделенных между Францией и Германией, из которых он черпал свое вдохновение, свои качества и свою силу. Хотя в определенной степени он был известен и признан при жизни, после смерти он впал в безвестность.
При его жизни его композиции, и особенно его камерная музыка, пользовались большим уважением и часто исполнялись в таких странах, как Германия, Австрия, Англия, Скандинавия и Россия, а не во Франции. Гуви получил всеобщее признание как мастер формы и тонкое чувство инструментального тембра. Мендельсон и Шуман Его моделями были . Практически все его произведения свидетельствуют о том, что он был одаренным мелодистом. Музыканты первого ранга, такие как Иоганнес Брамс , Карл Рейнеке и Йозеф Иоахим , которые были знакомы с музыкой Гуви, высоко ценили ее.
Гектор Берлиоз писал в «Журнале дебатов» от 13 апреля 1851 года: «[t] что такой важный музыкант, как г-н Гуви, до сих пор не очень известен в Париже и что так много комаров беспокоят публику своим упорным жужжанием, это этого достаточно, чтобы смутить и воспламенить наивные души, которые все еще верят в разумность и справедливость наших музыкальных манер».
Но положительные отзывы Берлиоза не имели большого эффекта, а музыкой Гуви продолжали пренебрегать до конца 20 века. В 1994 году его Реквием с энергичными Dies iræ был возрожден Лотарингским филармоническим оркестром под руководством Жака Хаутмана (который записал компакт-диск с этим произведением, вышедший на лейбле K617). Стилистически композиция чем-то обязана Мендельсону, Гуно и Верди , но, несмотря на эти влияния, остается оригинальной. Его Симфония № 6 вместе с Симфониеттой соч. 80, были записаны Жаком Мерсье, руководителем Филармонии Немецкого радио Саарбрюккен Кайзерслаутерн, CPO. Хотя его творчество насчитывает более двухсот сочинений, в том числе 90 опусов, опубликованных при его жизни, оно по большей части остается без внимания.
Работает
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- Ле Сид (1853) с немецким либретто
- Матео Фальконе
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Симфония № 1 ми ♭ мажор, соч. 9 (1845 г.) [ 3 ] [ 4 ]
- Серенада для струнных, соч. 11
- Симфония № 2 фа мажор, соч. 12 (1848 г.) [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
- Увертюра «Ле Гяур» , соч. 14
- Симфония № 3 до мажор, соч. 20 (1850 г.) (премьера состоялась в 1854 г. в Лейпциге) [ 6 ] [ 7 ]
- Симфония №. 4 ре минор, соч. 25 (1855 г.) (премьера 1856 г. в Гюрценихе) [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Симфония № 5 си ♭ мажор, соч. 30 (изд.1868 г.) [ 6 ]
- Краткая симфония; вариации и рондо для оркестра соль минор, соч. 58 (1855?) [ 4 ] [ 10 ]
- Жанна д'Арк (Концертная увертюра) (1858)
- Симфоническая фантазия соль минор, соч. 69 (1879) [ 4 ] [ 5 ]
- Симфониетта ре мажор, соч. 80 (1885) [ 2 ] [ 4 ] [ 11 ]
- Симфония № 6 соль минор, соч. 87 (1889–1892) [ 4 ] [ 12 ]
- Симфонические парафразы , соч. 89 (1886) [ 5 ]
- Фестивальная увертюра
- 4 пьесы для струнного оркестра
- Шведский танец ( тире де л'Оттето ), соч. 71
- Трагический марш для органа с оркестром
- Вариации для оркестра на тему Скандинавии.
- Пасторальные фантазии для скрипки с оркестром
- Гимн и триумфальный марш
Камерная музыка
[ редактировать ]- Фортепианное трио № 1 соч. 8 (1844)
- Фортепианное трио No.2 Op.18 (1847)
- Струнный квартет ми минор (1848)
- Струнный квартет ре мажор (1848)
- Струнный квартет ля минор (1848)
- Струнный квартет си мажор (1855)
- Фортепианное трио No.3 Op.19 (1855)
- Струнный квартет № 1 си- бемоль мажор, соч. 16/1 (1857)
- Струнный квартет №2 Op.16/2 (1857)
- Фортепианное трио № 4 соч. 22 (1858)
- Декамерон , 10 пьес для виолончели и фортепиано Op.28 (1860)
- Фортепианное трио No.5 Op.33 (1860)
- Фортепианный квинтет ля мажор, соч. 24 (ок. 1850 г.) [ 13 ]
- Серенада (Фортепианный квартет) Op.31 (1865)
- Дуэты для скрипки и фортепиано Op.34
- Дуэты для скрипки и фортепиано, соч.50
- Струнный квинтет ми минор (1869)
- Струнный квинтет № 1 соль мажор, соч. 55 (1870)
- Струнный квинтет си минор (1871)
- Струнный квинтет си ♭ мажор (1872)
- Струнный квартет №3 Op.56 №1 (1872)
- Струнный квартет № 4 соч. 56 № 2 (1873)
- Соната для скрипки и фортепиано соль минор Op.61 (1873)
- Струнный квинтет ре минор (1873) (первая версия)
- 6 дуэтов для виолончели и фортепиано (1872–1876)
- Струнный квартет №5 Op.68 (1874)
- Соната соль мажор для кларнета и фортепиано Op.67 (1875)
- Экспромт для виолончели и квартета (1878)
- Струнный квинтет ре минор, 2-я версия (1879)
- Октет № 1 соч. 71 (1879)
- Струнный квинтет ля минор (1880)
- Ле Нонетто (1883)
- Октет № 2 соль минор (1884)
- Венецианская серенада ми минор для альта и фортепиано (1875)
- Струнный квартет соль минор (1886)
- Septuor (Септет) inedit, посвященный Полу Таффанелю (1887 г.)
- Струнный квартет соль мажор (реконструкция: Пьер Тиллуа) (1888)
- Малая сюита «Голуаз» Op.90 (1888)
Фортепианная музыка
[ редактировать ]- 2 этюда для фортепиано соч. 1 (1842 г.)
- 20 серенад для фортепиано (1855)
- Развлечение для 2 фортепиано
- Соната для фортепиано соч. 29
- Соната ре минор для фортепиано в 4 руки, соч.36
- Соната до минор для фортепиано в 4 руки Op.49 (1869)
- Соната фа мажор для фортепиано в 4 руки Op.51 (1869)
- Вариации на французскую тему для фортепиано в 4 руки, соч.57
- 6 Морсо для фортепиано в 4 руки, соч.59
- Фантазия соль минор для фортепиано в 4 руки, соч. 69 (1879)
- Скерцо и Обада для фортепиано в 4 руки Op.77
- Грибицци, соч. 83.
Хоровые произведения
[ редактировать ]- 12 хоровых произведений для мужских голосов Op.23 (1860)
- Реквием Op.70 (1874)
- Stabat Mater Op.65 (1875)
- Монахиня (1875)
- Аслега (1876)
- Голгофа (1877)
- Мисса Бревис Op.72 (1882)
- Весна (Весеннее пробуждение) Op.73 (1878)
- Эдип в «Колонне», соч. 75 (1880)
- Ифигения в Таврии Op.76 (1883)
- Электре Op.85 (1886)
- Эгиль Оп.86 (1886)
- Поликсен Op.88 (1894)
- Счастливчик (1896)
- Голгофа
- Последний гимн Оссиана
- Дидона
Песни
[ редактировать ]- «Гондольера» Op.2 (1842)
- 6 песен по мотивам Морица Хартмана, соч. 21 (1857)
- 20 немецких стихотворений Op.26
- 40 стихотворений Ронсара , соч. 37, соч. 41, соч. 42, соч. 44 (1876)
- Песни и сонеты Деспорта Op.45 (1867)
- "Французская Плеяда" Op.48 (1876)
- — Что ты говоришь, что ты делаешь, милашка? (1866)
- «Сожаления» (1866)
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Марио д'Анджело , Мартин Кальтенекер, Марк Рилодьер (редактор), Теодор Гуви, недавние исследования (Материалы Парижской международной конференции, 2019) . Париж: Éditions Le Manuscrit, 2023 (публикация международного симпозиума по Гуви 2019 года, Париж, с материалами на французском и немецком языках) 384 стр. ISBN 978-2-304-05350-0 .
- Вольфганг Биртель, «О личности и творчестве саарского композитора Теодора Гуви (1819–1898)», в: Сообщения Рабочей группы по истории музыки Среднего Рейна , том. 38 (1979), с. 463-472.
- Александр Дратвицкий (редактор), Теодор Гуви: Кантаты, симфонические произведения и камерная музыка , примечания к буклету компакт-диска (3 компакт-диска), Ediziones Singlees/Palazetto Bru-Zane (Французский центр романтической музыки), 2013.
- Отто-Адольф Клаувелл , Теодор Гуви. Его жизнь и творчество (Берлин: Гармония, 1902).
- Герберт Шнайдер и Рене Оклер (редактор), Теодор Гуви 1819–1898. Отчет о Международном конгрессе / Acts du Colloque International, Саарбрюккен/Хомбург-Верхний (Хильдесхайм: Georg Olms Verlag, 2008), ISBN 978-3-487-13541-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ А. Розенкранц (1902), Каталог оркестровой музыки Новелло: справочник оркестровой литературы всех стран в Google Books (Нью-Йорк: Novello, Ewer & Co.), стр. 51. OCLC 13278734 .
- ^ Перейти обратно: а б Словарь музыки и музыкантов Гроува в Google Книгах . Дж. А. Фуллер Мейтленд (ред.), издание 1906 г., стр. 211
- ^ Перейти обратно: а б с опубликовано Ришо Парижским в 1850-х годах.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Записано на CPO.
- ^ Перейти обратно: а б с Выпущено на Sterling в начале 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б Выпущено на CPO в середине 2009 г.
- ↑ Новый музыкальный журнал , 3 февраля 1854 г., стр. 61.
- ^ Запись Фетиса для Гуви, тома 3–4, стр. 73–74.
- ↑ Газета Neue Berliner Musikzeitung от 3 декабря 1856 года отмечает лейпцигское исполнение рукописи под управлением композитора на концерте 25 ноября того же года. Так что премьера во всяком случае состоялась не позднее 1856 года.
- ^ «Постоянная ссылка для входа в каталог Симфонического оркестра Гуви Мичиганского университета, ор. 58» . Париж: С. Ришо. 1880-е годы . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ опубликовано Кистнером в 1886 году (Hofmeisters Monatsberichte, отсканированные изображения в ÖNB, доступные для поиска по адресу http://www.hofmeister.rhul.ac.uk/ , источник этого)
- ^ опубликовано Breitkopf & Härtel в 1893 году.
- ^ «Фортепианный квинтет Теодора Гуви ля мажор, Op.24» . Проверено 20 декабря 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Луи Теодора Гуви в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «Институт Теодора Гуви» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- Французские симфонии с девятнадцатого века до наших дней . Дискография компакт-дисков и пластинок. Подготовил Майкл Херман
- Симфоническая фантазия. III Алла Бреве . Филармония Немецкого радио Саарбрюккен Кайзерслаутерн , дир. Жак Мерсье .
- 1819 рождений
- 1898 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для фортепиано
- Французские композиторы духовной музыки
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские католики
- Французские композиторы-романтики
- Композиторы немецкого струнного квартета.
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Оперные композиторы-мужчины
- Музыка в Лейпциге
- Люди из Саарбрюккена
- Кавалеры Почетного легиона
- Музыканты из Саара