Стипендия романтизма
Более точная характеристика и конкретное определение романтизма были предметом дискуссий в области интеллектуальной истории и истории литературы на протяжении всего 20 века, без какого-либо большого консенсуса. То, что это было частью Контр-Просвещения , реакции на Эпоху Просвещения , общепринято в современной науке. Его связь с Французской революцией , которая началась в 1789 году на самых ранних этапах этого периода, явно важна, но сильно варьируется в зависимости от географии и индивидуальных реакций. Можно сказать, что большинство романтиков в целом прогрессивны в своих взглядах, но значительная их часть всегда имела или развивала широкий спектр консервативных взглядов. [ 1 ] и национализм во многих странах был тесно связан с романтизмом, как подробно обсуждается ниже.
Эволюция термина «Романтизм»
[ редактировать ]Этимология и происхождение термина
[ редактировать ]Группа слов с корнем «римский» в различных европейских языках, таких как «романский» и «романский», имеет сложную историю. К 18 веку европейские языки – особенно немецкий, французский и славянские языки – использовали термин «римский» в смысле английского слова « роман », то есть произведение популярной повествовательной фантастики. [ 2 ] Это использование произошло от термина «романские языки» , который относился к народному (или популярному) языку в отличие от формальной латыни . [ 2 ] Большинство таких романов имели форму « рыцарских романов », рассказов о приключениях, преданности и чести. [ 3 ]
Основатели романтизма, критики (и братья) Август Вильгельм Шлегель и Фридрих Шлегель , начали говорить о romantische Poesie («романтической поэзии») в 1790-х годах, противопоставляя ее «классике», но с точки зрения духа, а не просто датировки. Фридрих Шлегель писал в своем эссе 1800 года Gespräch über die Poesie («Диалог о поэзии»):
- Я ищу и нахожу романтика среди старых современников, у Шекспира, у Сервантеса, в итальянской поэзии, в той эпохе рыцарства, любви и басен, из которой произошли это явление и само слово. [ 4 ] [ 5 ]
Современный смысл этого термина более широко распространился во Франции благодаря его постоянному использованию Жермен де Сталь в ее книге «De l'Allemagne» (1813), рассказывающей о ее путешествиях по Германии. [ 6 ] В Англии Вордсворт написал в предисловии к своим стихотворениям 1815 года о «романтической арфе» и «классической лире». [ 6 ] но в 1820 году Байрон все еще мог писать, возможно, несколько неискренне:
- Я понимаю, что в Германии, как и в Италии, идет большая борьба по поводу того, что они называют «классическим» и «романтическим», терминами, которые не были предметом классификации в Англии, по крайней мере, когда я покинул ее четыре или пять лет назад. . [ 7 ]
Лишь с 1820-х годов романтизм окончательно узнал себя по имени, а в 1824 году Французская академия предприняла совершенно неэффективный шаг, издав декрет, осуждающий его в литературе. [ 8 ]
Применение термина к музыке
[ редактировать ]Хотя термин «романтизм» применительно к музыке стал обозначать период примерно с 1800 по 1850 год или примерно до 1900 года, современное применение слова «романтизм» к музыке не совпадало с этой современной интерпретацией. Действительно, одно из самых ранних устойчивых применений этого термина к музыке встречается в 1789 году в « Мемуарах Андре Гретри» . [ 9 ] Это представляет особый интерес, поскольку это французский источник по теме, в которой в основном доминируют немцы, а также потому, что он явно признает свой долг перед Жан-Жаком Руссо (сам, среди прочего, композитор) и тем самым устанавливает связь одному из главных влияний на романтическое движение в целом. [ 10 ] В 1810 году ЭТА Гофман назвал Гайдна , Моцарта и Бетховена «тремя мастерами инструментальных композиций», «дышащими одним и тем же романтическим духом». Он обосновал свою точку зрения глубиной выразительного выражения этих композиторов и их ярко выраженной индивидуальностью. В музыке Гайдна, по словам Гофмана, «преобладает детский, безмятежный нрав», тогда как Моцарт (в поздней Симфонии ми-бемоль мажор , например) «ведёт нас в глубины духовного мира», с элементами страха , любовь и печаль, «предчувствие бесконечного... в вечном танце сфер». Музыка Бетховена, напротив, передает ощущение «чудовищного и неизмеримого», с болью бесконечной тоски, которая «разорвет нам грудь в вполне связном согласии всех страстей». [ 11 ] Такое повышение ценности чистых эмоций привело к выдвижению музыки из подчиненного положения, которое она занимала по отношению к словесным и пластическим искусствам в эпоху Просвещения. Поскольку музыка считалась свободной от ограничений разума, образов или какой-либо другой точной концепции, сначала в трудах Вакенродера и Тика, а затем таких писателей, как Шеллинг и Вагнер , она стала считаться выдающейся среди искусств. , тот, кто лучше всего способен выразить тайны вселенной, пробудить духовный мир, бесконечность и абсолют. [ 12 ]
Это хронологическое соответствие музыкального и литературного романтизма продолжалось вплоть до середины XIX века, когда Рихард Вагнер очернил музыку Мейербера и Берлиоза как « неоромантическую »: «Опера, к которой мы теперь вернемся, поглотила неоромантизм. Берлиоза тоже — как пухлую, ароматную устрицу, пищеварение которой вновь придало ей оживленный и зажиточный вид». [ 13 ]
Лишь к концу XIX века недавно возникшая дисциплина Musikwissenschaft ( музыковедение ) — сама по себе являвшаяся продуктом склонности к историзации того времени — предприняла попытку более научной периодизации истории музыки и проведения различия между венскими классическими и романтическими периодами. было предложено. Ключевой фигурой в этом направлении был Гвидо Адлер , который рассматривал Бетховена и Франца Шуберта как переходных, но по существу классических композиторов, причем романтизм достиг полной зрелости только в постбетховенском поколении Фредерика Шопена, Феликса Мендельсона, Роберта Шумана , Гектора Берлиоза и Ференца Листа. . С точки зрения Адлера, изложенной в таких книгах, как «Стиль в музыке» (1911), композиторы Новой немецкой школы конца XIX века и различные композиторы -националисты были не романтиками, а «модернистами» или «реалистами» (по аналогии с областями живопись и литература), и эта схема оставалась распространенной в течение первых десятилетий 20-го века. [ 10 ]
Ко второй четверти 20-го века осознание того, что радикальные изменения в музыкальном синтаксисе произошли в начале 1900-х годов, вызвало еще один сдвиг в исторической точке зрения, и смена века стала рассматриваться как ознаменование решительного разрыва с музыкальным прошлым. Это, в свою очередь, привело таких историков, как Альфред Эйнштейн. [ 14 ] продлить музыкальную « эру романтизма » на весь XIX век и на первое десятилетие XX века. Его по-прежнему называют таковым в некоторых стандартных музыкальных справочниках, таких как The Oxford Companion to Music. [ 15 ] и Граута История западной музыки [ 16 ] но не было бесспорным. Например, видный немецкий музыковед Фридрих Блюме , главный редактор первого издания Die Musik in Geschichte und Gegenwart (1949–86), принял более раннюю позицию, согласно которой классицизм и романтизм вместе составляют единый период, начинающийся с середины XVIII в. века, но в то же время считал, что оно продолжалось и в 20 веке, включая такие события до Второй мировой войны, как экспрессионизм и неоклассицизм . [ 17 ] Это отражено в некоторых известных недавних справочных работах, таких как Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув. [ 10 ] и новое издание « Музыки в истории и современности» . [ 18 ]
Проблемы в стипендии
[ редактировать ]Определение романтического движения
[ редактировать ]Артур Лавджой попытался продемонстрировать сложность определения романтизма в своей основополагающей статье «О различении романтизмов» в своих « Очерках истории идей» (1948); некоторые ученые считают, что романтизм по существу неразрывно связан с современностью, некоторые, как Роберт Хьюз, видят в нем первый момент современности . [ 19 ] в то время как писатели XIX века, такие как Шатобриан , Новалис и Сэмюэл Тейлор Кольридж, видели в этом начало традиции сопротивления рационализму Просвещения — «Контр-Просвещения» — [ 20 ] [ 21 ] наиболее тесно связан с немецким романтизмом . Другое раннее определение исходит от Шарля Бодлера : «Романтизм заключается не в выборе предмета и точной истины, а в способе чувства». [ 22 ]
Отмечая конец эпохи романтизма
[ редактировать ]Конец эпохи романтизма в некоторых областях отмечен новым стилем реализма , который повлиял на литературу, особенно на романы и драму, живопись и даже музыку через Веризмо оперу . Это движение возглавляла Франция с Бальзаком и Флобером в литературе и Курбе в живописи; Стендаль и Гойя были важными предшественниками реализма в своих средствах массовой информации. Однако романтические стили, которые теперь часто представляют собой устоявшийся и безопасный стиль, против которого восстали реалисты, продолжали процветать во многих областях до конца века и далее. В музыке такие произведения примерно после 1850 года некоторые писатели называют «поздними романтиками», а другие - «неоромантиками» или «постромантиками», но в других областях эти термины обычно не используются; в английской литературе и живописи удобный термин «викторианский» позволяет избежать дальнейшей характеристики этого периода.
В Северной Европе раннеромантический визионерский оптимизм и вера в то, что мир находится в процессе великих изменений и улучшений, в значительной степени исчезли, а некоторые виды искусства стали более традиционно политическими и полемическими, поскольку их создатели полемизировали с миром таким, какой он был. В других странах, в том числе в Соединенных Штатах и России, в разных отношениях, все еще существовало ощущение того, что великие перемены уже начались или вот-вот наступят. Проявления сильных эмоций в искусстве оставались заметными, как и экзотические и исторические декорации, впервые созданные романтиками, но эксперименты с формой и техникой в целом сводились к минимуму, часто заменяясь тщательной техникой, как в стихах Теннисона или многих картинах. Если и не реалистическое, то искусство конца XIX века часто было чрезвычайно детализированным, и с гордостью добавлялись аутентичные детали таким образом, с чем ранние романтики не беспокоились. Многие романтические идеи о природе и цели искусства, прежде всего исключительная важность оригинальности, остались важными для последующих поколений и часто лежат в основе современных взглядов, несмотря на противодействие со стороны теоретиков.
Отношение к национализму
[ редактировать ]В философии и истории идей Исайя Берлин рассматривал романтизм как разрушивший на протяжении более столетия классические западные традиции рациональности и идеи моральных абсолютов и согласованных ценностей, что привело «к чему-то вроде исчезновения самого понятия объективности». правда", [ 23 ] и, следовательно, не только к национализму, но также к фашизму и тоталитаризму , постепенное восстановление которого наступит только после Второй мировой войны. [ 24 ] Для романтиков, говорит Берлин,
в области этики, политики, эстетики имели значение подлинность и искренность достижения внутренних целей; это в равной степени относилось и к отдельным людям, и к группам — государствам, нациям, движениям. Наиболее очевидно это проявляется в эстетике романтизма, где представление о вечных моделях, платоновское видение идеальной красоты, которую художник стремится передать, хотя и несовершенно, на холсте или в звуке, заменяется страстной верой в духовную свободу. индивидуальное творчество. Художник, поэт, композитор не держат в руках зеркало природы, каким бы идеальным оно ни было, а изобретают; они не подражают (учение о мимесисе), а создают не только средства, но и цели, которые преследуют; эти цели представляют собой самовыражение собственного уникального внутреннего видения художника, отбросить которое в ответ на требования какого-то «внешнего» голоса — церкви, государства, общественного мнения, друзей семьи, арбитров вкуса — является актом предательство того, что само по себе оправдывает их существование для тех, кто в каком-то смысле является творческим человеком. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ День, 1–3; Архиконсерватором и романтиком является Жозеф де Местр , но многие романтики в среднем возрасте перешли от юношеского радикализма к консервативным взглядам, например Вордсворт. Единственным опубликованным текстом Сэмюэля Палмера была короткая статья, направленная против отмены хлебных законов .
- ^ Перейти обратно: а б Шеллингер, Пауль (8 апреля 2014 г.). «Роман и романтика: этимологии» . Энциклопедия романа . Рутледж. п. 942. ИСБН 978-1-135-91826-2 .
- ^ Саул, Николас (9 июля 2009 г.). Кембриджский спутник немецкого романтизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–. ISBN 978-0-521-84891-6 .
- ^ Фербер, 6–7.
- ^ Атенеум . Ф. Вьюег Старший. 1800. р. 122.
Я выдвинул некоторую особенность противопоставления античного и романтического. Однако прошу вас не считать сразу, что романтическое и современное для меня совершенно одно и то же. Я думаю, это примерно так же отличается, как картины Рафаэля и Корреджо от модных сейчас гравюр. Если вы хотите совершенно уяснить себе разницу, прочтите, пожалуйста, Эмилию Галотти, столь невыразимо современную и в то же время ни в малейшей степени не романтичную, а потом вспомните Шекспира, в котором мне хотелось бы поместить настоящий центр, ядро романтического фантазия. Там я ищу и нахожу романтическое в старых современниках, в Шекспире, Сервантесе, в итальянской поэзии, в той эпохе рыцарей, любви и сказок, из которых происходят сама вещь и слово. Это пока единственное, что может дать контраст классической поэзии античности; только эти вечно свежие цветы воображения достойны украсить древние изображения богов. И несомненно, что все самое превосходное в современной поэзии тяготеет к этому по духу и даже по стилю; Должен был произойти возврат к старине. Как наша поэзия начиналась с романа, так и у греков начиналась с эпоса и снова растворялась в нем.
- ^ Перейти обратно: а б Фербер, 7
- ^ Кристиансен, 241.
- ^ Кристиансен, 242.
- ^ Гретр 1789.
- ^ Перейти обратно: а б с Самсон 2001.
- ^ Хоффманн 1810, полковник. 632.
- ^ Бойер 1961, 585–86.
- ^ Вагнер 1995, 77.
- ^ Эйнштейн 1947.
- ^ Варрак 2002.
- ^ Граут 1960, 492.
- ^ Блюм 1970; Самсон 2001.
- ^ Венерт 1998.
- ^ «Линда Саймон. Сон разума Роберта Хьюза» . 12 июля 2021 г.
- ^ Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер , Пимлико, 2000 ISBN 0-7126-6492-0 была одной из многих публикаций Исайи Берлина о Просвещении и его врагах, которая многое сделала для популяризации концепции движения Контрпросвещения, которое он охарактеризовал как релятивистское , антирационалистическое , виталистское и органическое,
- ^ Дэррин М. МакМахон , «Контрпросвещение и убожество литературы в дореволюционной Франции» Прошлое и настоящее, № 159 (май 1998: 77–112), стр. 159. 79 Примечание 7.
- ^ «Выступление Бодлера в Салоне эстетической любознательности» (на французском языке). Fr.wikisource.org . Проверено 24 августа 2010 г.
- ^ Берлин, 57
- ↑ Некоторые произведения Берлина, посвященные этой теме, собраны в указанной работе. См., в частности: Берлин, 34–47, 57–59, 183–206, 207–37.
- ^ Берлин, 57–58.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барсун, Жак . 1943. Романтизм и современное эго . Бостон: Литтл, Браун и компания.
- Барсун, Жак. 1961. Классика, романтика и модерн . Издательство Чикагского университета ISBN 978-0-226-03852-0 .
- Холмс, Ричард . 2009. Эпоха чудес: как поколение романтиков открыло красоту и ужас науки . Лондон: ХарперПресс. ISBN 978-0-00-714952-0 . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 978-0-375-42222-5 . Переиздание в мягкой обложке, Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-1-4000-3187-0
- Кравитт, Эдвард Ф. 1992. «Романтизм сегодня». Музыкальный ежеквартальный журнал 76, вып. 1 (Весна): 93–109.
- Мюррей, Кристофер, изд. Энциклопедия романтической эпохи, 1760–1850 (2 том, 2004 г.); 850 статей экспертов; 1600 стр.
- Рясановский, Николай Васильевич . 1992. Возникновение романтизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-507341-6
- Растон, Шэрон. 2013. Создание романтизма: тематические исследования в области литературы, науки и медицины 1790-х годов . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-26428-2 .
- Шенк, Х.Г. 1966. Разум европейских романтиков: очерк истории культуры . [ нужна полная цитата ] : Констебль.
- Тонг, QS 1997. Реконструкция романтизма: пересмотр органической теории . Поэзия Зальцбурга.
- Уоркман, Лесли Дж. 1994. «Средневековье и романтизм». Поэтика 39–40: 1–34.
- Вульф, Андреа. 2022. Великолепные бунтовщики: первые романтики и изобретение себя . Кнопф.