Jump to content

Воздух

(Перенаправлено с Ариаса )

Прощальная ария султана Базаджета в « опере Генделя Тамерлано » (обратите внимание на инструкцию да капо ). Первое издание, Лондон, 1719 г.

В музыке ария ( Итальянский: [ˈaːrja] ; пл. : Арье , Итальянский: [ˈaːrje] ; арии в обиходе; уменьшительная форма: ариетта , Итальянский: [aˈrjetta] ; пл. : Ариетта ; по-английски просто air ) — самостоятельное произведение для одного голоса с инструментальным или оркестровым сопровождением или без него , обычно являющееся частью более крупного произведения.

Типичным контекстом для арий является опера , но вокальные арии также присутствуют в ораториях и кантатах или могут быть самостоятельными концертными ариями . Первоначально этот термин использовался для обозначения любой выразительной мелодии , обычно, но не всегда, исполняемой певцом.

Этимология

[ редактировать ]

Итальянский термин ария , происходящий от греческого ἀήρ и латинского aer (воздух), впервые появился в отношении музыки в 14 веке, когда он просто обозначал манеру или стиль пения или игры. К концу 16 века термин «ария» относился к инструментальной форме (ср. произведения Сантино Гарси да Парма для лютни («Ария дель Гран Дука»). К началу 16 века он широко использовался как означающий простая постановка строфической поэзии мадригалы , свободная от сложной полифонии были известны как мадригале-ариозо . [ 1 ]

В эксплуатации

[ редактировать ]

Форма арии во французской и итальянской опере конца 17 века.

[ редактировать ]

В контексте постановочных и концертных произведений арии превратились из простых мелодий в структурированные формы. В таких произведениях певческая, мелодичная и структурированная ария отличалась от речевого ( парландо ) речитатива : последний носил сюжетную линию, первый служил для передачи эмоционального содержания и служил возможности певцам проявить свое мастерство. вокальный талант.

К концу 17 века оперные арии стали писать в одной из двух форм. Арии бинарной формы находились в двух разделах (А – Б); арии в троичной форме (A – B – A) были известны как арии да капо (буквально «из головы», то есть с повторением вступительной части, часто в богато украшенной манере). [ 2 ] В арии да капо эпизод «B» обычно звучит в другой тональности - доминантной или относительной мажорной . Другие варианты этих форм встречаются во французских операх конца 17 века, например, в операх Жана-Батиста Люлли, которые доминировали в период французского барокко. Вокальные соло в его операх (известные, конечно, как французский термин арии ) часто имеют расширенную бинарную форму (ABB'), а иногда и форму рондо (ABACA). [ 3 ] (форма, аналогичная инструментальному рондо ).

В творчестве итальянских композиторов конца 17 — начала 18 веков ария да капо стала включать в себя ритурнель (буквально «маленькое возвращение») — повторяющийся инструментальный эпизод, который включал в себя определенные фразы собственно арии и обеспечивал, ранние оперы, возможность танцевать или выступать с персонажами. [ 4 ] Ария да капо с ритурнелли стала характерной чертой европейской оперы на протяжении XVIII века и, по мнению некоторых писателей, является прямым предшественником сонатной формы . [ 5 ] Ритурнели . стала важной частью структуры арии: «хотя слова определяют характер мелодии, инструменты ритурнели часто решают, в каких терминах она должна быть представлена» [ 6 ]

К началу 18 века такие композиторы, как Алессандро Скарлатти, установили форму арии, и особенно ее версию да капо с ритурнелли, как ключевой элемент оперы-серии . «Он предлагал баланс и непрерывность, но в то же время давал простор для контраста. [...] Сама регулярность его традиционных особенностей позволяла использовать отклонения от нормы с впечатляющим эффектом». [ 7 ] В первые годы века арии в итальянском стиле начали преобладать во французской опере, что в конечном итоге привело к возникновению французского жанра ариетты , обычно в относительно простой троичной форме. [ 8 ]

Типы оперных арий стали известны под разными терминами в зависимости от их характера - например, aria parlante («стиль речи», повествовательный характер), [ 9 ] ария ди бравура (обычно дается героине), [ 10 ] aria buffa (ария комического типа, обычно исполняемая басу или бас-баритону ), [ 11 ] и так далее.

М. Ф. Робинсон описывает стандартную арию в оперной серии периода 1720–1760 годов следующим образом:

исполнял слова первой строфы Первая часть обычно начиналась с оркестровой ритурнели, после которой входил певец и полностью . К концу этого первого вокального абзаца музыка, если она была в мажорной тональности , как это обычно бывает, модулировалась до доминанты . Затем оркестр сыграл вторую ритурнель, обычно короче первой. Певица снова вошла и спела те же слова во второй раз. Музыка этого второго абзаца часто была немного более сложной, чем музыка первого. Было больше повторений слов и, возможно, более витиеватых вокализаций. Тональность вернулась к тонике финальной вокальной каденции , после чего оркестр завершил часть финальной ритурнелью. [ 12 ]

Глюк на портрете Жозефа Дюплесси 1775 года.

Характер и распределение арий по разным ролям в опере-серии были строго формализованы. По словам драматурга и либреттиста Карло Гольдони в его автобиографии,

Три главных героя драмы должны спеть по пять арий каждый; двое в первом акте, двое во втором и один в третьем. Вторая актриса и второе сопрано могут иметь только три, а младшие персонажи должны довольствоваться одной арией, самое большее двумя. Автор слов должен [...] позаботиться о том, чтобы две патетические [т. е. меланхоличные] арии не сменили друг друга. Он должен с той же осторожностью распределять бравурные арии, арии действия, низшие арии, менуэты и рондо. Прежде всего он должен избегать страстных арий, бравурных арий или рондо персонажам низшего уровня. [ 13 ]

Напротив, арии в опере-буффа (комической опере) часто соответствовали характеру изображаемого персонажа (например, нахальная служанка или вспыльчивый пожилой жених или опекун). [ 14 ]

К концу столетия стало ясно, что эти форматы окаменели. Кристоф Виллибальд Глюк считал, что и опера-буффа , и опера-серия слишком далеко отошли от того, чем на самом деле должна быть опера, и казались неестественными. Шутки оперы-буффа были изношены, а повторение одних и тех же персонажей делало их не более чем стереотипами. В опере-серии пение было посвящено поверхностным эффектам, а содержание было неинтересным и устаревшим. Как и в опере-буффа , певцы часто были мастерами сцены и музыки, настолько витиевато украшая вокальные партии, что публика уже не могла узнать оригинальную мелодию. Глюк хотел вернуть оперу к ее истокам, сосредоточив внимание на человеческой драме и страстях и сделав слова и музыку равнозначными. Эффекты этих реформ Глюка были замечены не только в его собственных операх, но и в более поздних произведениях Моцарта ; арии теперь становятся гораздо более выразительными в отношении индивидуальных эмоций персонажей, более прочно закрепляются в сюжетной линии и продвигают ее вперед. Рихард Вагнер похвалил новаторство Глюка в своем эссе 1850 года « Опера и драма »: «Композитор музыки восстал против своенравия певца»; вместо того, чтобы «развернуть чисто чувственное содержание Арии до их высшей, высочайшей высоты», Глюк стремился «сложить кандалы на исполнение Каприсом этой Арии, сам пытаясь придать мелодии [...] выражение отвечая на основной текст Word». [ 15 ] Такое отношение должно было лежать в основе предполагаемой деконструкции арии Вагнера в его концепции Gesamtkunstwerk .

Несмотря на идеалы Глюка и тенденцию организовывать либретто так, чтобы арии играли более органичную роль в драме, а не просто прерывали ее течение, в операх начала XIX века (например, в операх Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти ) Бравурные арии оставались в центре внимания и продолжали играть важную роль в большой опере и в итальянской опере на протяжении 19 века.

Излюбленной формой арии в итальянской опере первой половины XIX века была кабалетта , в которой за песенной частью кантабиле следует более оживленная часть, собственно кабалетта , повторяемая полностью или частично. Обычно таким ариям предшествует речитатив , а вся последовательность называется сценой . Также могут быть возможности для участия оркестра или хора. Пример — Каста дива из оперы «Норма» Винченцо Беллини . [ 16 ]

Примерно после 1850 года формы арий в итальянской опере стали проявлять больше разнообразия - многие оперы Джузеппе Верди предлагают расширенные повествовательные арии для главных ролей, которые по своему размаху позволяют усилить драматизм и характеры. Примеры включают Риголетто осуждение суда : «Кортиджани, vil razza dannata!» (1851). [ 16 ]

Позже в том же веке оперы Вагнера после 1850 года были составлены полностью , с меньшим количеством элементов, которые можно было легко идентифицировать как самостоятельные арии; [ 17 ] в то время как итальянский жанр оперы- веризм также стремился интегрировать элементы ариозо, хотя все же допускал некоторые «показательные произведения». [ 16 ]

Концертные арии

[ редактировать ]

Концертные арии , которые не являются частью какого-либо более крупного произведения (или иногда писались для замены или вставки арий в свои собственные оперы или оперы других композиторов), были написаны композиторами, чтобы предоставить концертным певцам возможность вокального выступления; [ 18 ] примеры: Ах! перфидо , соч. 65 Бетховена и ряд концертных арий Моцарта , в том числе Conservatifedel .

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
Титульный лист « Гольдберг-вариаций» (первое издание, 1741 г.)

Термин «ария» часто использовался в 17 и 18 веках для обозначения инструментальной музыки, созданной по образцу вокальной музыки. [ 19 ] Например, » И.С. Баха так называемые « Гольдберговские вариации в публикации 1741 года были названы «Clavier Ubung bestehend in einer ARIA mit verschiedenen Verænderungen» («Упражнение на клавиатуре, состоящее из одной ARIA с различными вариациями»).

Это слово иногда используется в современной музыке как название инструментальных произведений, например, «Ария» Робина Холлоуэя 1980 года для камерного ансамбля. [ 20 ] или Харрисона Бертвистла «Гримторп Ария» (1973). пьеса духового оркестра [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Веструп и др. (nd) , §1: Вывод.
  2. ^ Веструп и др. (nd) , §2: Вокальная музыка семнадцатого века.
  3. ^ Энтони (1991) , стр. 202–205.
  4. ^ Талбот (nd) ; Соли (1977) , стр. 54–5
  5. ^ Соли (1977) , с. 31. См. также, например, Rosen (1988) .
  6. ^ Льюис (1959) , с. 97.
  7. ^ Льюис (1959) , с. 96.
  8. ^ Энтони (1991) , стр. 213–215.
  9. Онлайн-словарь Merriam-Webster. Архивировано 2 февраля 2013 г. на Wayback Machine, по состоянию на 21 марта 2013 г.
  10. ^ Мур, Джон Уикс (1880) [1854]. «Воздух бравуры» . Полная энциклопедия музыки . Нью-Йорк: CH Ditson & Company .
  11. ^ «Ария буффа» в словаре Вебстера 1913 года.
  12. ^ Робинсон (1962) , стр. 34–35.
  13. ^ Цитируется в Робинсоне (1962) , с. 33. (Перевод немного адаптирован).
  14. ^ Платов (1990) , стр. 99–100.
  15. ^ Вагнер (1995) , стр. 26–27.
  16. ^ Jump up to: а б с Веструп и др. (nd) , §5.1
  17. ^ Веструп и др. (nd) , §5.2..
  18. ^ Oxford Companion to Music , "Концертная ария"
  19. ^ Веструп и др. (без даты) , Введение.
  20. Бузи и Хоукс. Архивировано 4 мая 2013 г. на веб-сайте Wayback Machine , по состоянию на 21 марта 2013 г.
  21. ^ «Биртвистл – Ария Грайметорпа для духового ансамбля» . Универсальное издание . Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df47b520a600224c6bca2b01e1037bc8__1720051740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/c8/df47b520a600224c6bca2b01e1037bc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)