Сохраняйте верность

« Conservatifedel » ( К. 23) — концертная ария для сопрано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта .
История
[ редактировать ]Моцарт сочинил арию в октябре 1765 года во время пребывания в Гааге во время британско-европейского турне семьи, когда ему было девять лет. Оба ребенка Моцарта, Вольфганг и его сестра Наннерль , в то время были серьезно больны. Он был немного переработан в январе 1766 года, возможно, для выступления перед принцессой Каролиной Оранской-Нассау . В списке произведений Вольфганга, который он начал в 1768 году в Вене, его отец Леопольд внес это произведение под номером №. 2 из 15 итальянских арий, написанных в Лондоне и Гааге (нем. 15 Italiänische Arien theils in London, theils im Haag Componiert ). [ 1 ]
Библиотека Ньюберри (дело MS 6A, 48), Чикаго, приобрела рукопись (6 листов, 11 страниц) по завещанию оперной певицы Клэр Дюкс (г-жа Чарльз Х. Свифт). Ранее он принадлежал Рафаэлю Георгу Кизеветтеру который подарил автограф Алоису Фуксу. И Фукс, и Максимилиан Штадлер подтвердили его подлинность своими подписями 7 декабря 1832 года. [ 2 ] Neue Mozart-Ausgabe также упоминает автограф (4 листа, 7 страниц) в Национальной библиотеке Франции в своей коллекции Малерба. [ 1 ]
Либретто
[ редактировать ]Текст взят из Метастазио « либретто Артасерс» , которое было положено на музыку рядом композиторов, в том числе Иоганном Христианом Бахом , с которым Моцарт незадолго до этого встретился в Лондоне. Другие произведения Моцарта, основанные на текстах Метастазио, включают его последнюю оперу «Милосердие Тита» и более раннюю «Пастор» .
Лирика, выбранная Моцартом, представляет собой прощальные стихи сестры Артасерса, Мандане, в первом акте, сцена 1, когда она прощается со своим возлюбленным Арбасом:
Сохраняйте верность;
Думай, что я остаюсь и страдаю,
И иногда хотя бы
Запомнить меня.
Что я в силу любви,
Говоря с моим сердцем,
Я поспорю с тобой.
Оставайся и оставайся верным;
Подумай, как я скорблю здесь один,
И иногда, по крайней мере,
Запомнить меня.
Пока я силой любви
Разговариваю со своим сердцем
Беседовать с тобою.
Текст « Консервативного Феделе » также был положен на музыку Леонардо Винчи (1690–1730) и Хассе (1699–1783) в их операх «Артасерс» , Антонио Сальери и Марианны фон Мартинес (1744–1812). [ 3 ] как концертные арии, дважды Йозефа Мартина Крауса (1756–1792), Фердинандо Карулли (1770–1841) для голоса и гитары и Теодора фон Шахта (1748–1823) как канон для трех равных голосов в сопровождении клавесина и/ или гитара.
Музыка
[ редактировать ]Произведение написано для сопрано, двух скрипок , альта , виолончели и баса ; — обозначение темпа Andante grazioso , размер — 2/4, тональность — ля мажор . Обычное выступление длилось около 7 минут.
Она составлена как ария да капо ( такты 1–86) с короткой средней частью (« Ch'io per virtù d'amore », такты 87–100), которая имеет темп, обозначающий Аллегретто , и находится в параллельной тональности A. незначительный . Ария почти целиком состоит из двухтактных фраз.
Записи
[ редактировать ]- 1981 — Тереза Берганца (сопрано), Венский камерный оркестр , Дьёрдь Фишер — Decca
- 1983 – Ханна Шварц (сопрано), Оркестр Моцартеум Зальцбург , Леопольд Хагер – Philips
- 2010 — Элизабет Доббин (сопрано), Новая голландская академия , Саймон Мерфи — Пентатон
- 2013 — Миранда ван Кралинген (сопрано), «Европейская симфониетта», Эд Спанджаард — «Блестящая классика» .
Запись 1983 года была первоначально выпущена на Deutsche Grammophon , затем переиздана на Philips в 1991 году для 23-го тома Complete Mozart Edition .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Новое издание Моцарта , II/7/1: «Арии, сцены, ансамбли и хоры с оркестром, т. 1, стр. IX–XI (на немецком языке)
- ↑ Исследовательские материалы BMEO, заархивированные 23 ноября 2008 г. в Wayback Machine из Музыкальной библиотеки Леба , Гарвардский университет.
- ^ Ирвинг Годт: «Марианна в Италии: Международная репутация Марианны Мартинес», в: Журнал музыковедения , Vol. 13, нет. 4 (Осень 1995 г.), с. 558, Калифорнийский университет Press
Ссылки
[ редактировать ]- Оперный бинокль: арии Моцарта
- Клифф Эйзен , Саймон П. Киф : Кембриджская энциклопедия Моцарта , издательство Кембриджского университета , 2006. с. 286, ISBN 978-0-521-85659-1
- Стэнли Сэди , Нил Заслав : Моцарт: Ранние годы 1756–1781 , Oxford University Press , 2006. с. 107–108, ISBN 978-0-19-816529-3
- Conservati Fedele : Партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe