Монье Монье-Вильямс
Монье Монье-Вильямс | |
---|---|
![]() Фотография Монье Монье-Вильямса, сделанная Льюисом Кэрроллом | |
Рожденный | Монье Уильямс 12 ноября 1819 г. Бомбей , Президентство в Бомбее , Британская Индия |
Умер | 11 апреля 1899 г. Канны , Франция | (79 лет)
Образование | Школа Королевского колледжа , Баллиол-колледж, Оксфорд ; Колледж Ост-Индской компании ; Университетский колледж, Оксфорд |
Известный | Боден, профессор санскрита ; Санскритско-английский словарь |
Награды | Рыцарь-холостяк ; Кавалер Ордена Индийской Империи |
Сэр Монье Монье-Уильямс KCIE ( / ˈ m ɒ n i ər / ; урожденный Уильямс ; 12 ноября 1819 – 11 апреля 1899) был британским ученым, который был вторым профессором санскрита Бодена в Оксфордском университете , Англия. Он изучал, документировал и преподавал азиатские языки , особенно санскрит , персидский и хиндустани .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Монье Уильямс родился в Бомбее , в семье полковника Монье Уильямса, генерального инспектора при президенте Бомбея . Его фамилия была «Уильямс» до 1887 года, когда он добавил свое имя к своей фамилии, чтобы создать написанное через дефис «Монье-Вильямс». В 1822 году его отправили в Англию для получения образования в частных школах Хоува, Челси и Финчли. Он получил образование в школе Королевского колледжа , Баллиол-колледже в Оксфорде (1838–40), Колледже Ост-Индской компании (1840–41) и Университетском колледже Оксфорда (1841–44). В 1844 году он получил степень с отличием четвертой степени по гуманитарной литературе . [ 1 ]
Он женился на Джулии Грэнтэм в 1848 году. У них было шесть сыновей и одна дочь. Он умер в возрасте 79 лет в Каннах , Франция . [ 2 ]
В 1874 году он купил и жил в Энфилд-Хаусе, Вентнор , на острове Уайт , где он и его семья жили по крайней мере до 1881 года. (Перепись 1881 года показывает, что жильцом был 61-летний профессор Монье Монье-Вильямс; его жена, Джулия и двое детей, Монтегю (20 лет) и Элла (22 года).) [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Монье Уильямс преподавал азиатские языки в колледже Ост-Индской компании с 1844 по 1858 год. [ 3 ] [ 4 ] когда правление компании в Индии закончилось после восстания 1857 года . Он приобрел национальную известность во время избирательной кампании 1860 года на кафедру санскрита Бодена в Оксфордском университете , в которой он выступал против Макса Мюллера .
Вакансия появилась после смерти Горация Хеймана Уилсона в 1860 году. Уилсон начал университетскую коллекцию санскритских рукописей после того, как занял кафедру в 1831 году, и выразил свое предпочтение, чтобы Уильямс стал его преемником. Предвыборная кампания была заведомо ожесточенной. Мюллер был известен своими либеральными религиозными взглядами и философскими размышлениями, основанными на чтении ведической литературы. Монье Уильямс считался менее блестящим ученым, но имел подробные практические знания о самой Индии и реальных религиозных практиках в современном индуизме. Мюллер, напротив, никогда не посещал Индию. [ 5 ]

Оба кандидата должны были подчеркнуть свою поддержку христианской евангелизации в Индии, поскольку именно на этой основе ее основатель финансировал профессорскую должность. Приверженность Монье Уильямса христианизации не вызывала сомнений, в отличие от Мюллера. [ 6 ] Монье Уильямс также заявил, что его цели были скорее практическими, чем спекулятивными. «Англичане слишком практичны, чтобы изучать язык философски», - писал он. [ 5 ]
После своего назначения на должность профессора Уильямс с самого начала заявил, что обращение Индии в христианскую религию должно быть одной из целей востоковедной науки. [ 6 ] В своей книге «Индуизм» , опубликованной SPCK в 1877 году, он предсказал упадок индуистской религии и призвал к христианской евангелизации, чтобы предотвратить распространение ислама. [ 6 ] По словам Саураба Дубе, эта работа «широко признана тем, что ввела термин индуизм в общий английский язык». [ 7 ] в то время как Дэвид Н. Лоренцен цитирует книгу вместе с книгой «Индия» и «Миссии в Индии: включая очерки гигантской системы индуизма, как в теории, так и на практике: также уведомления о некоторых основных агентствах, задействованных в проведении процесса индийской евангелизации». [ 8 ] [ 9 ]
Письма и основы
[ редактировать ]
при университете Когда Монье Уильямс основал Индийский институт в 1883 году, он стал одновременно академической базой и тренировочной площадкой для индийской государственной службы . [ 2 ] С начала 1870-х годов Монье Уильямс планировал это учреждение. Его целью было лучшее знакомство с Англией и Индией. По этой причине он поддерживал академические исследования индийской культуры . Монье Уильямс путешествовал по Индии в 1875, 1876 и 1883 годах, чтобы профинансировать свой проект путем сбора средств. Он заручился поддержкой коренных индийских князей . В 1883 году принц Уэльский заложил первый камень в фундамент; здание было открыто в 1896 году лордом Джорджем Гамильтоном . Институт закрылся после обретения Индией независимости в 1947 году.
В своих трудах об индуизме Монье Уильямс утверждал, что система Адвайта Веданта лучше всего представляет ведический идеал и является «высшим путем к спасению» в индуизме. Он считал, что более популярные традиции кармы и бхакти имеют меньшую духовную ценность. Однако он утверждал, что индуизм представляет собой сложный «огромный многоугольник или неправильную многостороннюю фигуру», объединенную санскритской литературой . Он заявил, что «ни одно описание индуизма не может быть исчерпывающим, если оно не затрагивает почти все религиозные и философские идеи, которые когда-либо знал мир». [ 6 ]
Монье-Вильямс составил санскритско -английский словарь на основе более раннего Петербургского санскритского словаря . [ 10 ] который был опубликован в 1872 году. Более позднее исправленное издание было опубликовано в 1899 году при сотрудничестве Эрнста Леймана и Карла Каппеллера ( sv ). [ 11 ]
Почести
[ редактировать ]Он был посвящен в рыцари в 1876 году и стал KCIE в 1887 году, когда принял свое имя Монье в качестве дополнительной фамилии. В 1886 году он был избран членом Американского философского общества . [ 12 ]
Он также получил следующие академические награды: Почетный DCL, Оксфорд, 1875 г.; доктор юридических наук, Калькутта , 1876 г.; Член Баллиол-колледжа, Оксфорд, 1880 г.; Почетный доктор философии, Геттинген, 1880-е гг.; Вице-президент Королевского азиатского общества , 1890 г.; Почетный член Университетского колледжа Оксфорда, 1892 г. [ 2 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]Переводы Монье-Вильямса включают перевод Викраморваси пьес Калидасы « » (1849). [ 13 ] и Шакунтала (1853; 2-е изд. 1876 г.). [ 14 ]
- Перевод Шакунталы (1853 г.)
- Индуистская литература: включает Книгу добрых советов, Налу и Дамаянти, Рамаяну и Шакунталу.
Оригинальные работы
[ редактировать ]
- Элементарная грамматика санскритского языка: частично латинским шрифтом, расположенная в соответствии с новой теорией, особенно со ссылкой на классические языки; с короткими отрывками в легкой прозе. К этому добавлено избранное из Институтов Ману с многочисленными ссылками на грамматику и английский перевод . WH Аллен и компания. 1846.
- Оригинальные статьи, иллюстрирующие историю применения латинского алфавита к языкам Индии: под редакцией Монье Уильямса (1859 г.), современное переиздание.
- Индийская мудрость, или примеры религиозных, философских и этических доктрин индусов . Лондон: Оксфорд. 1875.
- Индуизм . Общество распространения христианских знаний. 1877.
- Современная Индия и индейцы: серия впечатлений, заметок и очерков . Трюбнер и компания. 1878.
- Перевод Шикшапатри — рукопись основного Священного Писания, которую сэр Джон Малкольм получил от Сваминараяна 26 февраля 1830 года, когда он служил губернатором президентства Бомбея , Императорская Индия . В настоящее время хранится в Бодлианской библиотеке .
- Брахманизм и индуизм (1883 г.)
- Буддизм в его связи с брахманизмом и индуизмом и в его контрасте с христианством (1889 г.) [ 15 ]
- Санскритско-английский словарь , ISBN 0-19-864308-X .
- Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки , Монье Монье-Вильямс, отредактированный Э. Леманном, К. Каппеллером и др. 1899, Clarendon Press , Оксфорд.
- Практическая грамматика санскрита, составленная со ссылкой на классические языки Европы, для студентов, изучающих английский язык , Оксфорд: Кларендон, 1857 г., расширенное и улучшенное четвертое издание, 1887 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Календарь Оксфордского университета на 1895 год , Оксфорд: Clarendon Press, 1895, стр.131.
- ^ Jump up to: а б с Макдонелл, 1901 год .
- ^ Мемориалы старого колледжа Хейлибери . А. Констебль и компания. 1894.
- ^ «Обзор мемориалов старого колледжа Хейлибери, сделанный сэром Монье Монье-Уильямсом и другими участниками» . Ежеквартальный обзор . 179 : 224–243. Июль 1894 года.
- ^ Jump up to: а б Нирад К. Чаудхури , выдающийся ученый, Жизнь досточтимого профессора Фридриха Макса Мюллера , PC, Chatto and Windus, 1974, стр. 221–231.
- ^ Jump up to: а б с д Теренс Томас, Британцы: их религиозные верования и обычаи, 1800–1986 , Routledge, 1988, стр. 85–88.
- ^ Саураб Дубе (1998). Неприкасаемое прошлое: религия, идентичность и власть среди центральноиндийского сообщества, 1780–1950 гг . СУНИ Пресс. п. 232. ИСБН 978-0-7914-3687-5 .
- ^ Александр Дафф (1839). Индия и индийские миссии: включая очерки гигантской системы индуизма, как в теории, так и на практике: также уведомления о некоторых основных агентствах, задействованных в проведении процесса индийской евангелизации и т. д. и т . д . Дж. Джонстон. за популяризацию термина.
- ^ Дэвид Н. Лоренцен (2006). Кто изобрел индуизм: очерки религии в истории . Йода Пресс. п. 4. ISBN 978-81-902272-6-1 .
- ^ Камалакаран, Аджай (12 апреля 2014 г.). «Выдающиеся санскритские связи Петербурга» . www.rbth.com . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Блумфилд, Морис (1900). « Санскритско-английский словарь, этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки Монье Монье-Вильямса; Э. Леймана; К. Каппеллера». Американский журнал филологии . 21 (3): 323–327. дои : 10.2307/287725 . hdl : 2027/mdp.39015016641824 . JSTOR 287725 .
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Шайлер-младший, Монтгомери (1902). «Библиография Малавикагнимитры и Викраморвачи Калидаса». Журнал Американского восточного общества . 23 : 93–101. дои : 10.2307/592384 . JSTOR 592384 .
- ^ Шайлер-младший, Монтгомери (1901). «Издания и переводы Чакунталы». Журнал Американского восточного общества . 22 : 237–248. дои : 10.2307/592432 . JSTOR 592432 .
- ^ «Буддизм в его связи с брахманизмом и индуизмом и в его контрасте с христианством» . Студент Ветхого Завета . 8 (10): 389–390. Июнь 1889 г. doi : 10.1086/470215 . JSTOR 3156561 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кац, Дж. Б. (2004). «Уильямс, сэр Монье Монье-» . В Каце, Дж. Б. (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь (изд. Октябрь 2007 г.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/18955 . Проверено 31 января 2013 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Атрибуция
- Макдонелл, Артур Энтони (1901). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (1-е приложение) . Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 186–187. . В
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатный онлайн-словарь SpokenSakrit
- Кельнские цифровые санскритские словари (с возможностью поиска), Монье-Вильямса санскритско-английский словарь
- Биография сэра Монье Монье-Уильямса , доктора Джиллиан Эвисон, Digital Shikshapatri
- Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса , с возможностью поиска
- Рукопись Монье-Вильямса Шикшапатри , Цифровой Шикшапатри
- Оксфордский центр индуистских исследований
- Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса: версии DICT и HTML
- Работы Монье Монье-Вильямса в Project Gutenberg
- Работы Монье Монье-Вильямса или о нем в Интернет-архиве
- 1819 рождений
- 1899 смертей
- Выпускники Баллиол-колледжа в Оксфорде
- Выпускники Университетского колледжа Оксфорда
- Британские индологи
- Рыцари Бакалавр
- Кавалер Ордена Индийской Империи
- Люди, получившие образование в школе Королевского колледжа в Лондоне.
- Переводчики Калидасы
- Британские переводчики
- Лингвисты из Великобритании
- Британцы в колониальной Индии
- Люди из президентства Бомбея
- Боденские профессора санскрита
- Стипендиаты Баллиол-колледжа, Оксфорд
- Британские переводчики XIX века
- Члены Американского философского общества