Максим из Тира
Максим Тирский ( греч . Μάξιμος Τύριος ; эт. конец 2 века н. э.), также известный как Кассий Максим Тириус , был греческим ритором и философом , жившим во времена Антонинов и Коммода и принадлежавшим к течению Второго века. Софистика . Его сочинения содержат много намеков на историю Греции и мало упоминаний о Риме; следовательно, предполагается, что он дольше жил в Греции, возможно, в качестве профессора в Афинах. [ 1 ] Хотя номинально он платоник , на самом деле он скорее софист, чем философ, хотя до сих пор считается одним из предшественников неоплатонизма . [ 1 ] [ 2 ]
Сочинения
[ редактировать ]Диссертации
[ редактировать ]Существует 41 эссе или рассуждения на теологические , этические и другие философские темы, собранные в работу под названием «Диссертации» . [ 1 ] Центральной темой является Бог как высшее существо, единое и неделимое, хотя и называемое многими именами, доступное только разуму: [ 1 ]
В таком могучем состязании, мятеже и раздоре вы увидите одного по закону и утверждению по всей земле, что есть один Бог, царь и отец всего сущего, и множество богов, сынов Божиих, правящих вместе с ним. [ 3 ]
Как животные образуют промежуточную стадию между растениями и людьми, так существуют посредники между Богом и человеком, а именно. демоны , обитающие на границах неба и земли. [ 1 ] Душа во многих отношениях имеет большое сходство с божеством; он частично смертен, частично бессмертен и, освободившись от оков тела, становится демоном. [ 1 ] Жизнь – это сон души, от которого она просыпается после смерти. [ 1 ] Стиль Максима превосходит стиль обычного софистического ритора, но ученые расходятся во мнениях относительно достоинств самих эссе. [ 1 ]
В диссертации XX обсуждается вопрос «Стоит ли отдавать предпочтение жизни циника». [ 4 ] Он начинает с повествования о том, как Прометей создал человечество, которое поначалу жило легкой жизнью, «ибо земля снабжала их пропитанием, богатыми лугами, длинноволосыми горами и изобилием плодов». [ 5 ] – другими словами, райский сад , который перекликается с циническими идеями. Это была «жизнь без войны, без железа, без охраны, мирная, здоровая неимущая».
Затем, взяв, быть может, Лукреция, он противопоставляет этот Сад «второй жизни» человечества, которая началась с разделения земли на собственность, которую они затем заключили в укрепления и стены и начали носить украшения и золото, строить дома» приставал к земле, раскапывая ее в поисках металлов», и вторгся в море и воздух (убивая животных, рыб и птиц), что он описал как «резню и всевозможные кровопролития, преследующие удовлетворение тела». [ 6 ] Люди стали несчастными и, чтобы компенсировать это, искали богатства, «боясь бедности... страшась смерти... пренебрегая заботой о жизни... Они обвиняли низменные действия, но не воздерживались от них, и «ненавидели жить, но боялись жить». умереть». [ 7 ]
Затем он противопоставляет две жизни – жизнь первоначального Сада и «вторую жизнь», которую он только что описал, и спрашивает, какой человек не выбрал бы первую, кто «знает, что благодаря перемене он освободится от множества зол». и то, что он называет «ужасной тюрьмой несчастных людей, заключенных в ужасную тюрьму несчастных людей, заключенных в темной нише, с большими железными кандалами на ногах, с огромной тяжестью на шее… проводящих свое время в грязи, в в муках и плаче». Он спрашивает: «Какое из этих изображений мы провозгласим блаженным»? [ 8 ]
Далее он восхваляет Диогена Синопского , киника, за выбор аскетической жизни, но только потому, что он избежал часто пугающих судеб других философов, таких как осуждение Сократа. Но нет никаких упоминаний о том, что он сам вел аскетический образ жизни; скорее он говорит только о том, что Сад был бы предпочтительнее жизни, которую человечество создало для себя. Так что вряд ли он был циником, а просто завидовал той идеализированной доцивилизационной Жизни в Саду. [ 9 ]
Максима Тирского следует отличать от стоика Клавдия Максима , наставника Марка Аврелия . [ 1 ]
Древнегреческий текст
[ редактировать ]- Максим Тириус, Philosophumena, Dialexeis - под редакцией Джорджа Леонидаса Кониариса, издателя Вальтера де Грюйтера, 1995, DOI: https://doi.org/10.1515/9783110882568 - это критическое издание представляет древнегреческий текст Максима Тира.
Переводы
[ редактировать ]- Тейлор, Томас, Диссертации Максимуса Тириуса . К. Уиттингем (1804 г.)
- Трапп, Майкл. Максим Тира: Философские речи (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1997).
- Уильям Х. Рэйс. Максим Тирский: Философские речи ( Классическая библиотека Леба , 2 тома, 2023 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Максим Тирский ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Диллон, Джон М. (1996). Средние платоники, 80 г. до н. э. — 220 г. н. э . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8316-5 . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ «Диссертация I. Что такое Бог по Платону» в Томасе Тейлоре (1804), Диссертации Максима Тириуса , стр. 5.
- ^ «Диссертация XX. Следует ли отдавать предпочтение жизни циника», в Томасе Тейлоре (1804 г.), Диссертации Максимуса Тириуса , стр.197ff.
- ^ То же, стр.198.
- ^ То же, стр.199.
- ^ То же, стр. 199-200.
- ^ То же, стр.201.
- ^ То же, стр. 200-1.
Библиография
[ редактировать ]- Ф. Фокье/Б. Перес-Жан (редактор), Максим де Тир, между риторикой и философией во II и век нашей эры , Монпелье, Presses Universitaires de la Méditerranée, 2016. ISBN 978-2-36781-214-4
- П. Даути, Гомер и Платон у Максима де Тира, диссертация, Университет Поля Валери – Монпелье III и Афинский университет Каподистрии, Монпелье, 2015 г., http://www.biu-montpellier.fr/florabium/jsp/nnt.jsp ? ннт=2015MON30042 .