Jump to content

Возвышенное (философия)

(Перенаправлено с Возвышенного )
Каспар Давид Фридрих , Странник над морем тумана , 1817, Кунстхалле Гамбург . Художники-романтики XIX века использовали эпос о природе как выражение возвышенного.

В эстетике возвышенное интеллектуальное (от лат. ) качество величия, будь то физическое , моральное , метафизическое , sublīmis , эстетическое , духовное или художественное . Этот термин особенно относится к величию, превосходящему всякую возможность расчета, измерения или подражания.

С момента своего первого применения в области риторики и драмы в Древней Греции оно стало важным понятием не только в философской эстетике, но также в теории литературы и истории искусства . [1]

Древняя философия

[ редактировать ]

Первое известное исследование возвышенного приписывается Лонгину : Peri Hupsous/Hypsous или «О возвышенном» . Считается, что оно было написано в I веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство неизвестны. Для Лонгина возвышенное — это прилагательное, которое описывает великую, возвышенную или возвышенную мысль или язык, особенно в контексте риторики . Таким образом, возвышенное внушает трепет и почтение, обладая большей убедительной силой. Трактат Лонгина также примечателен тем, что ссылается не только на греческих авторов, таких как Гомер , но и на библейские источники, такие как Бытие .

Этот трактат был заново открыт в 16 веке, и его последующее влияние на эстетику обычно связывают с его переводом на французский язык лингвистом Николя Буало-Депрео в 1674 году. Позже трактат был переведен на английский язык Джоном Пултни в 1680 году, Леонардом Вельстедом в 1712 году, и Уильям Смит в 1739 году, пятое издание которого вышло в 1800 году.

Современная философия

[ редактировать ]

Понятие возвышенного возникло в Европе с зарождением литературной критики в конце 17 века. [2] Оно было связано с творчеством французских писателей Пьера Корнеля , Жана-Батиста Расина , Жана-Батиста л’аббата Дюбо и Николя Буало-Депрео . [2]

Британская философия

[ редактировать ]
Ханен, Швейцарские Альпы. Британские писатели, совершавшие Гранд-тур в 17-18 веках, впервые использовали возвышенное для описания объектов природы.
Ханен , Швейцарские Альпы . Британские писатели, совершавшие Гранд-тур в 17-18 веках, впервые использовали возвышенное для описания объектов природы.

В Великобритании развитие концепции возвышенного как эстетического качества природы, отличного от красоты, получило известность в 18 веке в трудах Энтони Эшли-Купера, 3-го графа Шефтсбери и Джона Денниса . Эти авторы высоко оценили устрашающие и неправильные формы внешней природы, а также синтез Джозефом Аддисоном концепций возвышенного в его «Наблюдателе» , а позднее « Удовольствиях воображения» . Все трое англичан в течение нескольких лет совершили путешествие через Альпы и описали в своих записях ужасы и гармонию этого опыта, выражая контраст эстетических качеств. [3]

Джон Деннис был первым, кто опубликовал свои комментарии в журнальном письме, опубликованном под названием «Сборники» в 1693 году, в котором описывается пересечение Альп, где, вопреки его прежним чувствам к красоте природы как к «наслаждению, согласующемуся с разумом», впечатления от путешествия были одновременно удовольствием для глаз, как музыка для ушей, но «перемешивались с ужасами, а иногда почти с отчаянием». [4] Шефтсбери совершил это путешествие за два года до Денниса, но не публиковал свои комментарии до 1709 года в «Моралистах» . Его комментарии об этом опыте также отражали удовольствие и отвращение, ссылаясь на «пустую гору», которая показала себя миру как «благородные руины» (часть III, раздел 1, 390–91), но его концепция возвышенного в отношении Красота была скорее степенью, чем резким противоречием, которое Деннис превратил в новую форму литературной критики. Сочинения Шефтсбери отражают скорее трепет перед бесконечностью космоса («Пространство поражает», имея в виду Альпы), где возвышенное было не эстетическим качеством, противостоящим красоте, а качеством более грандиозного и более важного, чем красота. . Называя Землю «Глобусом-Особняком» и «Человеком-Контейнером», Шефтсбери пишет: «Как узкой должна она казаться по сравнению с обширной Системой собственного Солнца... хотя и одушевленной возвышенным Небесным Духом... ..» (ч. III, разд. 1, 373). [5]

Джозеф Аддисон отправился в Гранд-тур в 1699 году и в «Замечаниях о некоторых частях Италии» и т. д. отметил , что «Альпы наполняют разум приятным ужасом». [6] Значение концепции возвышенного Аддисона состоит в том, что три удовольствия воображения, которые он определил, — величие, необычность и красота — «возникают из видимых объектов»; то есть скорее с глазу на глаз, чем с риторики. Примечательно также, что, говоря о «Возвышенном во внешней Природе», он не использует термин «возвышенное», а использует полусинонимические термины, такие как «безграничный», «безграничный», «просторный», «величие» и иногда термины, обозначающие избыток. [4]

Британское описание возвышенного было описано как отличное от кантовской концептуализации, которая подчеркивала отстраненность от эстетических суждений. [7] Британская традиция известна своим отказом от идеи о том, что эстетические суждения и этическое поведение не связаны друг с другом. Одна из его позиций гласит, что аффективный регистр возвышенного не отделен от стандартов, управляющих человеческим поведением, и не выходит за рамки этического поведения.

Эдмунд Берк

[ редактировать ]

Представление Аддисона о величии было неотъемлемой частью концепции величия. Предмет искусства может быть красивым, но не обладать величием. Его «Удовольствия воображения» , а также Марка Акенсайда «Удовольствия воображения» 1744 года и Эдварда Янга « стихотворение Ночные мысли» 1745 года обычно считаются отправными точками для Эдмунда Бёрка анализа величия .

Эдмунд Берк развил свою концепцию возвышенного в «Философском исследовании происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» 1756 года. [4] Берк был первым философом , который утверждал, что возвышенность и красота исключают друг друга . Дихотомия, которую сформулировал Берк, не так проста, как оппозиция Денниса, и противоположна в той же степени, что и свет и тьма. Свет может подчеркивать красоту, но либо великий свет, либо тьма, т. е. отсутствие света, возвышены настолько, что могут уничтожить видение рассматриваемого объекта. Что такое «темно, неопределенно и запутанно» [8] вызывает в воображении трепет и некоторую степень ужаса. Хотя отношения величия и красоты являются взаимоисключающими, любое из них может доставлять удовольствие. Возвышенность может вызывать ужас, но осознание того, что восприятие — это вымысел, доставляет удовольствие. [9]

Концепция Бёрка о возвышенности была полной противоположностью классической концепции эстетического качества красоты как приятного опыта, который Платон описал в нескольких своих диалогах, например, «Филеб» , «Ион» , «Гиппиас Майор» и «Пир» , и предположил, что уродство — это эстетическое качество. в своей способности вызывать сильные эмоции, в конечном итоге доставляя удовольствие. [10] Для Аристотеля функция художественных форм заключалась в том, чтобы приносить удовольствие, и он первым задумался над проблемой, заключающейся в том, что предмет искусства, представляющий уродство, производит «боль». Подробный анализ этой проблемы Аристотелем включал изучение трагической литературы и ее парадоксальной природы как шокирующей, но и имеющей поэтическую ценность. [11] Классическое понятие уродства до Эдмунда Бёрка, особенно описанное в работах святого Августина Гиппопотама , обозначало его как отсутствие формы и, следовательно, как степень несуществования. Для святого Августина красота есть результат благости и благости Бога в Его творении, и как категория она не имела противоположности. Поскольку уродство лишено какой-либо атрибутивной ценности, оно бесформенно из-за отсутствия красоты. [12]

Трактат Берка также примечателен тем, что сосредоточил внимание на физиологических эффектах возвышенности, в частности на двойственном эмоциональном качестве страха и влечения, которое отмечали другие авторы. Берк описал ощущение, приписываемое возвышенности, как негативную боль , которую он назвал «восторгом» и которая отличается от позитивного удовольствия. Считается, что «восторг» возникает в результате устранения боли, вызванной столкновением с возвышенным объектом, и предположительно более интенсивен, чем положительное удовольствие. Хотя объяснения Бёрка физиологических эффектов возвышенности, например напряжения, возникающего в результате напряжения глаз, не были серьезно рассмотрены более поздними авторами, его эмпирический метод сообщения о своем собственном психологическом опыте имел большее влияние, особенно в отличие от анализа Иммануила Канта . Берк также отличается от Канта своим акцентом на осознании субъектом своих физических ограничений, а не на каком-либо предполагаемом чувстве моральной или духовной трансцендентности. [13]

немецкая философия

[ редактировать ]

Иммануил Кант

[ редактировать ]
Вивиано Кодацци : Изображение площади Святого Петра в Риме, датированное 1630 годом. Кант называл собор Святого Петра «великолепным» - термин, который он использовал для объектов, вызывающих чувство как прекрасного, так и возвышенного.

Иммануил Кант в 1764 году сделал попытку записать свои мысли о психическом состоянии наблюдающего субъекта в «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного» . Он считал, что возвышенное бывает трех видов: благородное, великолепное и устрашающее.

В своей «Критике суждения» (1790 г.) [14] Кант официально говорит, что существуют две формы возвышенного: математическая и динамическая, хотя некоторые комментаторы считают, что существует третья форма, моральное возвышенное, пережиток более раннего «благородного» возвышенного. [15] Кант утверждает: «Мы называем возвышенным то, что абсолютно велико» (§ 25). Он проводит различие между «замечательными различиями» Прекрасного и Возвышенного, отмечая, что красота «связана с формой объекта», имея «границы», тогда как возвышенное «можно найти в бесформенном объекте», представленном «беспредельность» (§ 23). Кант, очевидно, делит возвышенное на математическое и динамическое, где в математическом «эстетическом постижении» находится не сознание просто большей единицы, а представление об абсолютном величии, не скованное идеями ограничений (§ 27). Динамически возвышенное — это «природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как сила, не имеющая над нами власти», а предмет может создавать страх, «не боясь его » (§ 28). Он считает и прекрасное, и возвышенное «неопределенными» понятиями, но там, где красота связана с «Пониманием», возвышенное — это понятие, принадлежащее «Разуму», и «показывает способность ума, превосходящую все стандарты чувств» (§ 25). По мнению Канта, неспособность человека осознать масштабы такого возвышенного события, как землетрясение, демонстрирует неадекватность его чувствительности и воображения. Одновременно способность человека впоследствии идентифицировать такое событие как единичное и целое указывает на превосходство своих познавательных, сверхчувственных способностей. В конечном счете, именно на этом «сверхчувственном субстрате», лежащем в основе как природы, так и мышления, и находится истинная возвышенность. [16]

Артур Шопенгауэр

[ редактировать ]

Чтобы уточнить понятие чувства возвышенного, Артур Шопенгауэр перечислил примеры его перехода от прекрасного к наиболее возвышенному. Это можно найти в первом томе его «Мир как воля и представление» , § 39.

Для него чувство прекрасного заключается в том, чтобы увидеть объект, который предлагает наблюдателю выйти за пределы индивидуальности и просто наблюдать идею, лежащую в основе объекта. Однако ощущение возвышенного возникает тогда, когда объект не приглашает к такому созерцанию, а вместо этого представляет собой подавляющий или огромный зловредный объект огромной величины, который может уничтожить наблюдателя.

  • Ощущение красоты – Свет отражается от цветка. (Удовольствие от простого восприятия объекта, который не может причинить вред наблюдателю).
  • Самое слабое чувство возвышенного – свет отражается от камней. (Удовольствие от созерцания предметов, не представляющих угрозы, предметов, лишенных жизни).
  • Слабое чувство возвышенного – Бесконечная пустыня без движения. (Удовольствие от просмотра предметов, которые не могли поддерживать жизнь наблюдателя).
  • Возвышенное – турбулентная природа. (Удовольствие от восприятия предметов, которые грозят причинить вред или уничтожить наблюдателя).
  • Полное ощущение возвышенности – подавление бурной природы. (Удовольствие от созерцания очень жестоких, разрушительных объектов).
  • Полнейшее чувство возвышенного – необъятность размеров и продолжительности Вселенной. (Удовольствие от познания небытия наблюдателя и единения с Природой).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

[ редактировать ]

Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал возвышенное маркером культурного различия и характерной чертой восточного искусства. Его телеологический взгляд на историю означал, что он считал «восточные» культуры менее развитыми, более автократическими с точки зрения их политических структур и более боящимися божественного закона . По его рассуждениям, это означало, что восточные художники были более склонны к эстетическому и возвышенному: они могли обращаться к Богу только «снятыми» средствами. Он считал, что избыток замысловатых деталей, характерный для китайского искусства , или ослепительные метрические узоры, характерные для исламского искусства , являются типичными примерами возвышенного, и утверждал, что бестелесность и бесформенность этих форм искусства вдохновляют зрителя подавляющим эстетическим чувством. трепета. [17]

Рудольф Отто

[ редактировать ]

Рудольф Отто сравнил возвышенное со своей новой концепцией сверхъестественного . Нуминозное включает в себя ужас, Tremendum , но также и странное обаяние, Fascinans .

Современная философия

[ редактировать ]
Маурицио Болоньини , SMSMS (SMS Mediated Sublime ), 2000–2006, интерактивная инсталляция, целью которой является вовлечение аудитории в опыт манипулирования и потребления технологического возвышенного. [18] [19] [20]

В начале 20 века немецкий неокантианский философ и теоретик эстетики Макс Дессуар основал Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft , который он редактировал в течение многих лет, и опубликовал работу Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft , в которой сформулировал пять основных эстетических форм. : прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное и комическое. [21]

Переживание возвышенного включает в себя самозабвение, когда личный страх заменяется чувством благополучия и безопасности при столкновении с объектом, демонстрирующим превосходящую мощь, и похоже на переживание трагического. «Трагическое сознание» - это способность достичь возвышенного состояния сознания от осознания неизбежных страданий, предназначенных всем людям, и того, что в жизни существуют противоречия, которые никогда не могут быть решены, в первую очередь сопротивление «прощающей щедрости божества». подчинен «неумолимой судьбе». [22]

Томас Вейскель пересмотрел эстетику Канта и романтическую концепцию возвышенного через призму семиотической теории и психоанализа . [23] Он утверждал, что «математическое возвышенное» Канта можно рассматривать в семиотических терминах как наличие избытка означающих , монотонной бесконечности, угрожающей растворить все оппозиции и различия. С другой стороны, «динамическое возвышенное» было избытком означаемых: смысл всегда был переопределен .

По словам Жана-Франсуа Лиотара , возвышенное как тема в эстетике было основополагающим движением модернистского периода . [24] Лиотар утверждал, что модернисты пытались заменить прекрасное освобождением воспринимающего от ограничений человеческого существования. Для него значение возвышенного состоит в том, что оно указывает на апорию ( непреодолимое сомнение) человеческого разума; он выражает границы наших концептуальных способностей и раскрывает множественность и нестабильность постмодернистского мира .

По мнению Марио Косты , концепцию возвышенного следует рассматривать прежде всего в связи с эпохальной новизной цифровых технологий и технологичным художественным производством: искусством новых медиа , компьютерным генеративным искусством , сетевым взаимодействием, телекоммуникационным искусством. [25] По его мнению, новые технологии создают условия для нового вида возвышенного: «технологического возвышенного». Традиционные категории эстетики (красота, смысл, выражение, чувство) заменяются понятием возвышенного, которое, будучи «естественным» в XVIII веке и «столично-индустриальным» в современную эпоху, теперь стало технологическим. .

также наблюдалось некоторое возрождение интереса к возвышенному в аналитической философии С начала 1990-х годов , когда время от времени появлялись статьи в «Журнале эстетики и художественной критики» и «Британском журнале эстетики» , а также монографии таких писателей, как Малкольм Бадд, Джеймс Кирван. и Кирк Пиллоу. Как и в традиции постмодерна или критической теории, аналитические философские исследования часто начинаются с рассказов о Канте или других философах 18 или начала 19 веков. Заслуживает внимания общая теория возвышенного в традиции Лонгина, Бёрка и Канта, в которой Цанг Лап Чуэн представляет понятие предельных ситуаций в жизни как центральное в человеческом опыте. [26]

Ядранка Скорин-Капова в книге «Переплетение эстетики и этики: превосходство ожиданий, экстаз, возвышенность» [27] утверждает, что возвышенность является общим корнем эстетики и этики: «Происхождение удивления - это разрыв (пауза, разрыв) между чувствительностью и способностями представления... Восстановление, которое следует за разрывом между чувствительностью и способностью репрезентации. способности ведут к возвышенности и последующему чувству восхищения и/или ответственности, позволяя переплетать эстетику и этику... Роли эстетики и этики, то есть роли художественных и моральных суждений, очень актуальны для современного общества. и деловой практики, особенно в свете технологических достижений, которые привели к взрыву визуальной культуры и к смеси трепета и опасений, когда мы думаем о будущем человечества».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Доран, Роберт (2017). Теория возвышенного от Лонгина до Канта . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 1. ISBN  978-1-107-10153-1 .
  2. ^ Jump up to: а б Костелло, Тимоти М. (2013). Британская эстетическая традиция: от Шефтсбери до Витгенштейна . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN  978-0-521-51830-7 .
  3. ^ Николсон, Марджори Хоуп. Горный мрак и горная слава . Итака, 1959 год.
  4. ^ Jump up to: а б с Николсон, Марджори Хоуп. «Возвышенное во внешней природе». Словарь истории идей . Нью-Йорк, 1974 год.
  5. ^ Купер, Энтони Эшли, третий граф Шефтсбери. Моралисты: Философская рапсодия . 1709.
  6. ^ Джозеф Аддисон, Заметки о некоторых частях Италии и т. д. в 1701, 1702, 1703 годах . Издание 1773 года, напечатанное для Т. Уокера. Глава «Женева и озеро»: 261 Находится в книгах Google, дата обращения: 11.12.07.
  7. ^ Эшфилд, Эндрю; де Болла, Питер (1998). Возвышенное: читатель британской эстетической теории восемнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN  0-521-39545-3 .
  8. ^ Эдмунд Берк , Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном , Часть 1, Раздел 7: «Все, что в каком-либо виде приспособлено для возбуждения идей боли и опасности, то есть все, что находится в любой ужасный человек, или знакомый с ужасными объектами, или действует способом, аналогичным ужасу, является источником возвышенного , то есть он производит самую сильную эмоцию, которую способен чувствовать разум...». В разделе 2 части 2 Берк писал, что «террор во всех случаях, более явно или скрыто, является господствующим принципом возвышенного».
  9. ^ Монро К. Бердсли, «История эстетики», Философская энциклопедия , Том 1, с. 27 (Макмиллан, 1973). Но Эдмунд Бёрк не согласился с этим: «Ни в реальных, ни в воображаемых бедствиях наша невосприимчивость к ним вызывает наше наслаждение... абсолютно необходимо, чтобы моя жизнь была вне какой-либо неминуемой опасности, прежде чем я смогу наслаждаться страдания других, реальные или воображаемые... утверждать отсюда, что этот иммунитет является причиной моего восторга, было бы софизмом». ( Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном , Часть 1, Раздел 15)
  10. ^ Джером Стольниц, «Уродство», Философская энциклопедия (Макмиллан, 1973).
  11. ^ Монро К. Бердсли, «История эстетики», Философская энциклопедия , Том 1, с. 20 (Макмиллан, 1973).
  12. ^ Джером Стольниц, «Уродство», Философская энциклопедия (Макмиллан, 1973). Также Монро К. Бердсли, «История эстетики», Философская энциклопедия , том 1, с. 22 (Макмиллан, 1973).
  13. ^ Ванесса Л. Райан, «Физиологическое возвышенное: критика разума Бёрком», Журнал истории идей , том 62, номер 1 (апрель 2001 г.).
  14. ^ Кант, Иммануил. Критика суждения . Пер. Дж. Х. Бернард. Макмиллан, 1951 год.
  15. ^ Клюис, Роберт. 2009. Кантианское возвышенное и откровение свободы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. http://www.cambridge.org/us/knowledge/isbn/item2326741/?site_locale=en_US
  16. ^ Кант, Иммануил. Критика суждения . Пер. Дж. Х. Бернард. Макмиллан, 1951. Предисловие переводчика и примечания к « Критике суждения».
  17. ^ Гегель, Эстетика GWF : Лекции по изобразительному искусству. Перевод ТМ Знай. Оксфорд: Кларендон, 1975.
  18. ^ Болоньини, Маурицио (апрель 2004 г.). «Проект SMSMS: машины коллективного разума в цифровом городе». Леонардо . 37 (2): 147–149. дои : 10.1162/0024094041139247 . S2CID   57569240 .
  19. ^ Маурицио Болоньини, «От взаимодействия к демократии. На пути к постцифровому генеративному искусству» , Artmedia X Proceedings . Париж 2010.
  20. В последние десятилетия XIX века наблюдался подъем Kunstwissenschaft , или «науки об искусстве» — движения, направленного на распознавание законов эстетического восприятия и достижение научного подхода к эстетическому опыту: Стольниц, Джером. "Красота". В Энциклопедии философии . Том. 1, с. 266. Макмиллан (1973).
  21. ^ Эмери, Стивен А.. «Дессуар, Макс». В Энциклопедии философии . Том. 2, с. 355. Макмиллан (1973).
  22. ^ Эмери, Стивен А.. «Дессуар, Макс». В Энциклопедии философии . Том. 2, с. 356. Макмиллан (1973).
  23. ^ Вейскель, Томас. Возвышенное романтическое (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1976)
  24. ^ Лиотар, Жан-Франсуа. Уроки аналитики возвышенного . Пер. Элизабет Роттенберг. Stanford University Press, 1994. Лиотар выражает свои собственные элементы возвышенного, но рекомендует «Критику суждения» Канта , §23–§29, в качестве предварительного требования к прочтению для понимания своего анализа.
  25. ^ Марио Коста (1994) [1990], Технологическое возвышение (на французском языке), Лозанна: IDERIVE, ISBN  88-88091-85-8 . Марио Коста (2006), Забывая об искусстве (на итальянском языке), Милан: Франко Анджели, ISBN  978-88-464-6364-7 .
  26. ^ Цанг, Лап Чуен. Возвышенное: Основы теории . Университет Рочестера Пресс, 1998.
  27. ^ Скорин-Капов, Ядранка (2016). Переплетение эстетики и этики: превосходство ожиданий, экстаз, возвышенность . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN  978-1-4985-2456-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аддисон, Джозеф . Зритель . Эд. Дональд Э. Бонд. Оксфорд, 1965 год.
  • Бейдлер. PG «Возвышенное постмодерна: анекдот Канта и Тони Смита о кубе». Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 53, № 2 (весна 1995 г.): 177–186.
  • Брэди, Э. «Воображение и эстетическое восприятие природы». Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 56, № 2 (весна 1998 г.): 139–147.
  • Бретт Р.Л. Третий граф Шефтсбери . Лондон, 1951 год. ASIN: B0007IYKBU.
  • Бадд, М. Эстетическая оценка природы . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 2003.
  • Берк, Эдмунд. Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном . Лондон, 1958 год. ISBN   0-935005-28-5
  • Клюис, Роберт, изд. Возвышенный Читатель . Лондон: Bloomsbury Academic, 2019.
  • Клюис, Роберт , изд. Кантианское возвышенное и откровение свободы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009.
  • Коллингвуд Р.Г. Идея природы . Оксфорд, 1945 год. ISBN   0-313-25166-5
  • Купер, Энтони Эшли, третий граф Шефтсбери. Моралисты: Философская рапсодия , в характеристиках , Vol. II. Эд. Джон М. Робертсон. Лондон, 1900 год.
  • Кроутер, П. Как нас дополняют изображения; Красивое, Возвышенное и Божественное . Издательство Стэнфордского университета, 2016. ISBN   978-0-80479846-4
  • де Болла, П. Рассуждение о возвышенном . Бэзил Блэквелл, 1989 год.
  • Деннис, Джон. Сборники в стихах и прозе , в критических произведениях , Vol. II. Эд. Эдвард Найлс Хукер. Балтимор, 1939–1943 гг. ASIN: B0007E9YR4
  • Доран, Роберт. «История литературы и возвышенное в Мимесисе Эриха Ауэрбаха». Новая история литературы 38.2 (2007): 353–369.
  • Доран, Роберт. Теория возвышенного от Лонгина до Канта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015. ОСЛК   959033482
  • Дессуар, Макс. Эстетика и теория искусства. Эстетика и общее искусство . Перевод Стивена А. Эмери. С предисловием Томаса Манро. Детройт, издательство государственного университета Уэйна, 1970. ISBN   0-8143-1383-3
  • Даффи, К. Шелли и возвышенное революционное явление . Кембридж, 2005.
  • Фергюсон, Ф. Одиночество и возвышенное: романтизм и эстетика индивидуации . Рутледж , 1992.
  • Фишер, П. Уандер, радуга и эстетика редких переживаний . Издательство Гарвардского университета, 1999.
  • Фадж, Р.С. «Воображение и научно обоснованное эстетическое восприятие неживой природы». Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 59, № 3 (лето 2001 г.): 275–285.
  • Гилберт-Рольф, Джереми. «Красота и современное возвышенное», Allworth Press, 1999.
  • Хиппл, Уолтер Джон-младший. Красивое, возвышенное и живописное в британской эстетической теории восемнадцатого века . Карбондейл, Иллинойс, 1957 год.
  • Кант, Иммануил. Критика суждения . Пер. Дж. Х. Бернард. Макмиллан, 1951 год.
  • Кант, Иммануил. Наблюдения о чувстве прекрасного и возвышенного . Перевод Джона Т. Голдтуэйта. Калифорнийский университет Press, 2003. ISBN   0-520-24078-2
  • Каплама, Эрман. Космологическая эстетика через кантовское возвышенное и ницшеанское дионисическое . Лэнхэм: УПА, Роуман и Литтлфилд, 2014.
  • Кирван, Дж. (2005). Возвышенность: нерациональное и иррациональное в истории эстетики . Рутледж, 2005.
  • Лиотар, Жан-Франсуа. Уроки аналитики возвышенного . Пер. Элизабет Роттенберг. Издательство Стэнфордского университета, 1994.
  • Монк, Сэмюэл Х. Возвышенное: исследование критических теорий в Англии XVIII века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1935/1960.
  • Николсон, Марджори Хоуп . Горный мрак и горная слава . Итака, 1959 год. ISBN   0-295-97577-6
  • Навон, Мойс. «Возвышенный Техелет». Сочинения Моиса Навона
  • Николсон, Марджори Хоуп. «Возвышенное во внешней природе». Словарь истории идей . Нью-Йорк, 1974 год.
  • Ноэль, Дж. «Пространство, время и возвышенное в трактате Юма». Британский журнал эстетики , Vol. 34, № 3, июль 1994 г.: 218–225.
  • Пиллоу, К. Возвышенное понимание: эстетическая рефлексия у Канта и Гегеля . МИТ Пресс, 2000.
  • Райан, В. (2001). «Физиологическое возвышенное: критика разума Бёрком». Журнал истории идей , вып. 62, нет. 2 (2001): 265–279.
  • Джордж Сантаяна . Чувство красоты. Будучи очертаниями эстетической теории . Нью-Йорк, Современная библиотека, 1955. Стр. 230–240.
  • Сэвилл, А. «Воображение и эстетическая ценность». Британский журнал эстетики , Vol. 46, № 3, июль 2006 г.: 248–258.
  • Шоу, П. Возвышенное . Рутледж, 2006.
  • Шустерман Р. «Сомаэстетика и возвышенное Берка». Британский журнал эстетики , Vol. 45, № 4, октябрь 2005 г.: 323–341.
  • Сирчелло, Гай , «Как возможна теория возвышенного?» Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 51, № 4 (осень 1993 г.): 541–550.
  • Шопенгауэр , Артур. Мир как воля и представление . Том I. Нью-Йорк: Dover Press. ISBN   0-486-21761-2
  • Слокомб, Уилл. Нигилизм и возвышенный постмодерн: (Привет) история сложных отношений . Нью-Йорк: Рутледж, 2006.
  • Стольниц, Джером. «О значении лорда Шефтсбери в современной эстетической теории». Philosophical Quarterly , 43(2):97–113, 1961.
  • Цанг, Лап Чуэн. Возвышенное: Основы теории . Университет Рочестера Пресс, 1998.
  • Цукерт, Р. «Трепет или зависть?» Гердер против Канта о Возвышенном». Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 61, № 3 (лето 2003 г.): 217–232.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 950af07b39f3e98887a0f7a732e58101__1714668060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/01/950af07b39f3e98887a0f7a732e58101.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sublime (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)