Вивиано Кодацци

Вивиано Кодацци (ок. 1604 – 5 ноября 1670) был итальянским художником-архитектором , работавшим в период барокко . Он известен своими архитектурными картинами , каприччи , композициями с руинами и некоторыми ведуте . Работал в Неаполе и Риме . В старых источниках он известен как Вивиано Кодагора или Иль Кодагора.
Жизнь
[ редактировать ]Вивиано Кодацци родился в Вальсассине недалеко от Бергамо около 1604 года. [1] Его семья переехала в Рим к 1605 году.
Вивиано, скорее всего, тренировался в Риме. В 1633 году он переехал в Неаполь, где работал над заказами в Чертоза-ди-Сан-Мартино благодаря своим связям со своим товарищем-бергамасцем Козимо Фанцаго . Основным заказом в Неаполе была серия из четырех больших полотен, изображающих древнеримские сцены (в том числе одно, изображающее гладиаторские бои в Колизее) для Буэн Ретиро в Мадриде, с фигурами Доменико Гарджуло . Кодацци был архитектурным художником, и фигуры в его композициях всегда рисовались профессиональными художниками-фигуристами. В Неаполе его главным соавтором рисунков был Гарджуло. Художник женился 3 мая 1636 года на Кандиде Миранде из Неаполя. У пары было семеро детей, из которых Никколо и Антонио стали художниками. [2]
После переезда в Рим после восстания Масаньелло в 1647 году он сотрудничал с художниками из круга преимущественно голландских и фламандских художников, действовавших в Риме и известных как Бамбоччанти . Его наиболее частыми соавторами были Микеланджело Серкоцци и Ян Миэль . Далее он сотрудничал с Филиппо Лаури , Адрианом ван дер Кабелем и Висенте Гинером в 1660-х годах. Артемизия Джентилески доверяла Вивиано Кодацци рисовать архитектурные фоны в ряде своих картин. Примером такого сотрудничества является Вирсавия в Художественном музее Колумбуса . [3]
У Кодацци было несколько близких последователей, в том числе Асканио Лучано и Андреа ди Микеле в Неаполе, его сын Никколо Кодацци (1642–1693), Висенте Гинер (уроженец Испании) и Доменико Роберти . В Северной Европе такие художники, как Вильгельм Шуберт ван Эренберг , Якобус Фердинандус Сай , Якоб Бальтазар Петерс , Антон Геринг и Ян Баптист ван дер Стретен, также находились под влиянием или вдохновением его работ. [4]
Сын Вивиано, Николо (Неаполь, 1642 г. - Генуя, 1693 г.), как и его отец, был художником архитектурных картин и каприччи. [5] Другой сын по имени Антонио также был художником, но его работы малоизвестны. [2]
Несмотря на свою интенсивную творческую деятельность, Вивиано Кодацци был зарегистрирован как бедняк в 1657 году. Он проживал в Риме, за исключением кратких отсутствий (около 1653 года и, возможно, между 1659 и 1666 годами), до своей смерти в Риме 5 ноября 1670 года. [2]
Работа
[ редактировать ]
Большинство картин Кодацци представляют собой архитектурные картины среднего размера: руины, идеальная архитектура или каприччи в пейзажной обстановке. Тип декоративных архитектурных картин, созданных Салуччи, представляет собой форму, которая стала популярной в Риме середины 17 века. [6] Историки искусства интерпретируют растущую популярность архитектурного произведения в Италии 17 века как результат перехода патронажа от «committente» к «acquirente», то есть от живописи на заказ к живописи на открытом рынке. Архитектурные полотна особенно приветствовались в типичном декоративном ансамбле XVII века, где стены были сплошь покрыты картинами разных типов и размеров. Этот архитектурный объект внес разнообразие в такие ансамбли, представив четкие вертикали и горизонтали его сюжета. [7]
Корни этого типа ведуте можно найти в живописи 16-го века, в частности в архитектурных декорациях, которые были нарисованы как каркас крупномасштабных фресок и потолочных украшений, известных как квадратура . Эти архитектурные элементы получили известность в живописи 17 века и стали самостоятельными сюжетами станковых картин.

Ряд художников практиковали этот жанр. Алессандро Салуччи был выдающимся современным практиком этого жанра, на творчество которого повлиял Вивиано Кодацци. [6] Веде Кодацци в целом были более реалистичными, чем ведуте Салуччи, который проявил несколько большую креативность и свободу, переставляя римские памятники так, чтобы они служили целям своих композиций. [8] Кодацци также не придерживался строго требований топографии и археологии. Его работы демонстрируют поиск архитектурных аранжировок, вызывающих эстетическую гармонию. Кодацци в свое время считался близким к античному архитектору Витрувию среди художников-архитекторов XVII века. Это признание современников свидетельствовало о его мастерстве линейной перспективы и понимании античного вкуса. [9]
Изображение Кодацци базилики Святого Петра, датированное 1636 годом, представляет собой скорее ведуту , то есть топографический вид, чем каприччио. [10] Он был написан в Неаполе и изображает старый вход в Ватиканский дворец, который был разрушен, когда были построены Королевская лестница и колоннада Бернини, а также башни с часами (campanili) на основе гравюры по так и не выполненному проекту Мартино Ферабоско.
Одна из его самых известных картин — изображение восстания Масаньелло на площади Пьяцца дель Меркато в Неаполе , фигуры на котором были написаны Серкоцци. Работа была выполнена в 1648 году по заказу кардинала Бернардино Спада и сейчас находится в Галерее Спада в Риме.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Людовика Треццани. «Кодацци, Вивиано». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Интернет, 25 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Джузеппе Скавицци, CODAZZI, Вивиано , в: Биографический словарь итальянцев - Том 26 (1982)
- ^ Кейт Кристиансен, Джудит Уокер Манн, Орацио и Артемизия Джентилески , Museo di Palazzo Venezia (Рим, Италия), Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Художественный музей Сент-Луиса, 2001, с. 416
- ^ Вивиано Кодацци из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Улицы художников: резиденции и мастерские в Риме в стиле барокко из реестров Сант'Андреа делле Фратте, 1650–1699 , автор Лаура Бартони, Рим: Edizioni Nuovacultural (2012), стр. 416.
- ^ Jump up to: а б Алессандро Салуччи (Флоренция 1590–1655/60, Рим) и Ян Миэль (Беверен-Ваес, 1599–1664, Турин), Архитектурное каприччио с ионическим портиком, фонтаном, двухэтажной лоджией, готическим дворцом и фигурами на набережной Christie's.
- ^ Дэвид Р. Маршалл, Тема римских бань от Вивиано Кодацци до Г.П. Панини: передача и трансформация , в «Artibus et Historiae», том 12, № 23 (1991), стр. 129-159.
- ^ Важная архитектура Алессандро Салуччи (Флоренция 1590 г. - Рим после 1650 г.) в Antiquares (на итальянском языке)
- ^ Вивиано Кодацци (Бергамо, 1604–1670, Рим) и Филиппо Лаури (Рим, 1623–1694), Арки в руинах и месть Гекубы Полиместо в Доротеуме
- ^ Базилика Святого Петра в музее Прадо , Мадрид.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Р. Маршалл, Вивиано и Никколо Кодацци и архитектурная фантазия в стиле барокко, Рим, Джанди Сапи, 1 993
Другие проекты
[ редактировать ] медиафайлы по теме: Вивиано Кодацци Викискладе есть