На ночь
![]() Отец Йёрюка с дочерью | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Анатолия , Балканы | |
![]() | >1 000 000 [ 1 ] (1970) |
![]() | 4,000 [ 2 ] |
![]() | 1,000 [ 3 ] |
Языки | |
турецкий | |
Религия | |
Ислам ( суннизм , алевизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Турецкий народ и другие тюркские народы |
Часть серии статей о |
Турецкий народ |
---|
![]() |

Ёрукки болгарский , также юруки или йоруки ( турецкий : Yörükler ; греческий : Γιουρούκοι , Youroúkoi ; , : юручи ; македонский : Джуручи , Джуручи являются тюркской этнической подгруппой огузского происхождения ) , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] некоторые из них являются кочевниками , населяющими главным образом горы Анатолии и частично Балканский полуостров . [ 7 ] На Балканах йорюки распространены на обширной территории от восточных частей Северной Македонии, части Болгарии, на север до Ларисы в Фессалии и южной Фракии. [ 8 ] [ 9 ] Их название происходит от турецкого глагола yürü- ( yürümek в инфинитиве ), что означает «идти», причем слова yörük или yürük обозначают «тех, кто ходит на задних ногах, ходоки». [ 10 ] [ 11 ] Ёрукки находились под властью Ёрук Санджака ( турецкий : Yörük Sancağı ), который был не территориальной единицей, как другие санджаки , а отдельной организационной единицей Османской империи . [ 12 ] [ 13 ]
По некоторым данным, племена, проживающие на востоке реки Кызылырмак, называются туркменами, а племена, проживающие на западе, — Ёрук. Оба термина использовались вместе в османских источниках для обозначения туркмен Дулкадирли , проживающих в Мараше и его окрестностях. [ 14 ] Этноисторические термины «туркмен» и «туркмен» используются в литературе как синонимы для обозначения происхождения йёрюков. [ 6 ]
Анатолия
[ редактировать ]

Историки и этнологи часто используют дополнительное наименование «Ёрук Туркмен » или «Туркмены» для описания Ёруков Анатолии . В современном турецком языке термины «туркмены» и «йёрюк» указывают на постепенную степень сохранения привязанности к прежнему полукочевому образу жизни соответствующего населения, при этом « туркмены » теперь ведут полностью оседлый образ жизни, сохраняя при этом часть их наследие через фольклор и традиции, в таких искусствах, как ковроткачество, с постоянной привычкой содержать дом- яйла на лето, иногда в связи с общиной алевитов и т. д., а также с Йёрюки сохраняют более тесную связь с кочевничеством. Эти имена в конечном итоге намекают на их огузско- тюркские корни. Оставшиеся «настоящие» йёрюки сегодняшней Анатолии традиционно используют лошадей в качестве средства передвижения, хотя их постепенно заменяют грузовики.
Йёрюки делятся на большое количество названных эндогамных отцовских племен (племён). Среди недавних племен, упомянутых в литературе, - Аксигирли, Али Эфенди, Бахсыс, Чакаллар, Кошлу, Кекли, Гачар, Гюзельбейли, Хорзум, Караевли, Карахаджилы, Каракоюнлу, Каракаялы, Каралар, Каракечилы, Манавлы, Мелеменчи, Сан Агалы, Санхаджилы, Сарыкечилы, Текели и Новый Осман. Племена разделены на кланы или родословные, то есть племя , династия или оба . [ 15 ]
- Анатолийские Ёрукс: Ичел Йёрюкс, Алайе Йёрюкс, Текели Йёрюкс, Бурса Йёрюкс, Харуние Йёрюкс, Мараш Йёрюкс, Анкара Йёрюкс, Эгридир Йёрюкс, Чозюм Йёрюкс, Тараклы Йёрюкс, Муртана Йёрюкс, Начаклы Й ёрюкс, Насырлы Ёрукс, Эски Ёрукс, Тораман Ёрукс, Купцы Ёрукс , Тор Йорукс. [ 6 ]
Сарыкечили Йорукс
[ редактировать ]Сарыкечилы или «Желтые козы» — последние йоруки , ведущие кочевой образ жизни. В основном они живут в провинции Мерсин в центрально-восточной части турецкого средиземноморского побережья и насчитывают около 200 семей. Их зимние лагеря находятся на побережьях Силифке , Гюльнара и Анамура . Летом они живут в районах Бейшехир и Сейдишехир в провинции Конья . Их палатки кочевников можно увидеть по всему средиземноморскому побережью Турции. Это очень распространенная практика среди древнетюркских племен Центральной Азии и в наши дни. [ 7 ] [ 16 ] Традиция горлового пения , известная как «Богаз Хаваси» или «Богаз Чалма», имеет важный аспект в культуре сарыкечили йорюков: ее исполняют путем нажатия на горло пальцем во время пения со звуком. [ 16 ] [ 6 ]
В прошлые столетия в этих районах также проживало множество племен Сарыкечили: Ичил , Айдын , Конья , Афьонкарахисар , Акшехир , Сарухан , Доганхисары, Анталья , озеро Эгирдир , Испарта , Бурдур , Дазкыры , Улуборлу . Большинство племен Сарыкечили, проживающих в этих районах, уже приняли оседлый образ жизни. Сарыкечилы вокруг Анталии и Мерсина — последние представители кочевничества йёрюков. [ 6 ] [ 17 ] Сарыкечили считаются «единственной группой, представляющей турецкую миграцию из Центральной Азии». [ 18 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Французский историк и тюрколог Жан-Поль Ру посетил анатолийских йорюков в конце 1950-х годов и обнаружил, что большинство из них исповедовали мусульман-суннитов . [ 19 ] Племена, которые он посетил, возглавлялись выборными должностными лицами, называемыми мухтарами , или деревенскими старостами, а не потомственными вождями, хотя он отметил, что деревенские старейшины сохраняли некоторый социальный авторитет в зависимости от их возраста. [ 20 ] Большую часть года они жили в палатках из темной шерсти, называемых кара чадыр . [ 21 ] Летом они поднимались в горы, а зимой спускались на прибрежные равнины. [ 22 ] Они держали самых разных животных, в том числе коз, овец, верблюдов, а иногда и крупный рогатый скот. [ 23 ]
В центре внимания каждого племени была семейная ячейка. После свадьбы молодые люди переезжали прямо из семейной палатки в свою. Йорюки женились эндогамно ; то есть женились строго внутри своего племени. Детей воспитывало все племя, которое сказало Ру: «Мы все родители». [ 24 ] Хотя йорюки приобрели репутацию сознательного сопротивления формальному образованию, Ру обнаружил, что целая четверть детей йорюков, с которыми он столкнулся, посещали школу, несмотря на трудности ведения кочевого образа жизни в отдаленных местах с ограниченным доступом. [ 25 ]
Балканы
[ редактировать ]
В 1911 году йёрюки были отдельной частью населения Македонии и Фракии , где они поселились ещё в 14 веке. [ 26 ] Более раннее ответвление йорюков, тюрки Кайлар или Кайылар, были одними из первых поселений в Европе. [ нужна ссылка ]
- Румельские йорюки: Атчекенлер/Танридаги йорюкс, Налдокен йорюкс, Кочачик йорюкс, Офкаболу йорюкс, Визе йорюкс, Янболу йорюкс, Салоники йорюкс. [ 6 ] Текирдаг Юрюкс. [ 27 ]
В 1900 году румелийское турецкое население на Балканах оценивалось в семь миллионов человек. Вскоре после обретения независимости новым болгарским государством они образовали значительное меньшинство в стране. [ 28 ] Несколько волн миграции привели к сокращению численности румелийского турецкого населения, в результате чего к 1925 году осталось около 1,5 миллиона человек. Многие румелийские турки в Греции не учитываются в переписи населения, поскольку они зарегистрированы как христиане, чтобы избежать дискриминации. [ 29 ] [ 30 ] Из-за религиозных, языковых и социальных различий большая часть румелийских турок не вступала в брак и не смешивалась с коренным населением Балкан. [ 31 ]
Еще в 1971 году румелийские тюрки все еще составляли отдельный этнос бывших кочевников (известный как йоруклук). Первоначально эти кочевники йёрюки были вывезены из Западной Анатолии ( Сарухан , Менемен ) для колонизации частей Румелии, таких как Фессалия и Родопы на греко-болгаро-македонском пограничье или Пловдив и Ямбол в Болгарии. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Йёрюки Северной Македонии и Болгарии
[ редактировать ]В 1993 году численность населения Йорука в Болгарии оценивалась примерно в 1993 году. 418 тысяч человек, [ 35 ] в основном разделены на Сургуч (7000 без детей) и Ёрук (320 000 без детей). [ 36 ] Они обитают в основном в европейской части Турции , в Дулово и районе Делиормана в Болгарии , а также в районах Куманово и Битола в Северной Македонии . Диалекты включают гаджалский , герлово-тюркский, караманли, кызылбашский, сургучский, тозлукский тюркский, юрукский (коньярский, йорукский), призренский и македонский гагаузский. Текущие оценки на 2019 год предполагают, что во всем Балканском регионе ок. Проживают от 1,5 до 2,3 миллиона человек йорюкского турецкого происхождения. [ 37 ]
Кайылар Йорукс
[ редактировать ]Кайларские ( особенно тюрки ранее населяли части Фессалии и Македонии вблизи города Козани и современной Птолемаиды ). большое количество пастухов-кочевников, или йорюков, из округа Конья в Малой Азии До 1360 года в стране поселилось . Дальнейшая иммиграция из этого региона время от времени происходила вплоть до середины XVIII века. После установления феодального строя в 1397 г. многие дворянские семьи Сельджуков прибыли из Малой Азии; некоторые из беев или мусульманских землевладельцев на юге Македонии до Балканских войн, возможно, были их потомками. [ 26 ]
Иран
[ редактировать ]Роды, тесно связанные с йорюками, разбросаны по всему Анатолийскому полуострову и за его пределами, особенно вокруг цепи Таврских гор и дальше на восток, вокруг берегов Каспийского моря . Из туркмен Ирана йомуты ближе всего подходят к определению ёрюков. Интересным ответвлением массы Ёрук являются Тахтаджи из горных районов Западной Анатолии, которые, как следует из названия, на протяжении веков занимались лесными работами и ремеслами по дереву. Несмотря на это, они разделяют схожие традиции (с явно матриархальными тонами в структуре общества) со своими другими двоюродными братьями Ёрук. Народ Кашкай на юге Ирана также заслуживает упоминания из-за их общих характеристик. [ нужны разъяснения ]
Известные люди
[ редактировать ]- Альпер Гезеравчи (1979 г.р.), первый турецкий космонавт
- Шериф Тургут первая турецкая военная корреспондентка
Галерея
[ редактировать ]-
Палатка Йорук
-
кочевники кочевники
-
Отец Йорук с дочерьми, Центральная Анатолия
-
Балыкесир Ёрукс в традиционной одежде
-
Лагерь Йёрюк в Таврских горах , ок. 1879 г.
-
Лагерь Йорук, ок. 1893 г.
-
Йёрюк войлочный ковер близ Уссумлы-Кадианды, конец XIX в.
-
Йорук Вышивка на мешке пшеницы
-
Женщины Йёрюка у источника
-
Антропологический очерк взрослых мужчин Йёрюка ( Феликс фон Лушан , 1889)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Справочник по регионам Турецкой Республики» , том 550, выпуск 80, Томас Дюваль Робертс, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Зарубежные страноведения. Типография правительства США, 1970. Страница 74.
- ^ Йорук в Северной Македонии . Проект Джошуа .
- ^ Йорук в Болгарии . Проект Джошуа.
- ^ Кляшторный, С.Г. (1997) «Огузы Центральной Азии и гузы Приаралья» в Международном журнале евразийских исследований 2
- ^ Вакалопулос, Апостолос Эуангелу. « Происхождение греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг. ». Издательство Университета Рутгерса , 1970. Веб-ссылка , стр. 163 , с. 330
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гелекчи, Джахит (2004). Огузско-туркмено-йорюкские концепции в турецкой культуре . Журнал тюркологии, осень 2004 г., выпуск 1 ISSN 1305-5992.
- ^ Jump up to: а б А. Георгудис; А. Розати; К. Москони, ред. (2 августа 2005 г.). Животноводство и использование природных ресурсов в горных районах Средиземноморья . Академическое издательство Вагенингена. стр. 621–622. ISBN 9789086865611 . OCLC 1120537130 . .
- ^ Сванберг, Ингвар: Тюркоязычные этнические группы в Европе (стр. 65-128) в Europaethica, том 41 . В. Браумюллер, 1984, стр.68.
- ^ Библиография тюркоязычного племени йорюков, автор Ингвар Сванберг (Уппсала). Турецкий материал, тома 5-8 . Учебное пособие Брокмейер, 1981, с.
- ^ Ассоциация турецкого языка — Онлайн-словарь TDK . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
- ^ "Юрук." Третий новый международный словарь Вебстера, полный. Мерриам-Вебстер . 2002.
- ^ Сима Циркович; Раде Михальчич (1999). Лексикон сербского средневековья . Знание. п. 645. ИСБН 9788683233014 . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Александр Матковский (1983). Отпор на Македонию во время на турецкое владение . Мисла. п. 372 . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Солак, Ибрагим. XVI. Дулкадирли Туркмены в Мараше и его окрестностях в XIX веке .
- ^ Турецкие материалы, том. 5-8, Studienverlag Brockmeyer., 1981, стр.25.
- ^ Jump up to: а б А. Метин КАРКИН/Селин ОЯН. Исследование жизни, культурных особенностей и музыки Сарыкечилилира, последних йоруков (турецких кочевников), живущих в провинции Мерсин . Журнал Института изящных искусств Университета Ататюрка. Журнал Института изящных искусств (GSED), 35 , Эрзурум, 2015, стр. 271-285.
- ^ Дулкадир, Хилми (1997). Последние йоруки в Ичеле: Сарткечилилер , Публикации губернатора Ичела
- ^ Тевенен, Микаэль (23 ноября 2011 г.). «Курдское отгонное животноводство: пастырская практика на юго-востоке Турции» . Скотоводство: исследования, политика и практика . 1 (1): 23. дои : 10.1186/2041-7136-1-23 . ISSN 2041-7136 .
Говорят, что сарикечилы являются последними туркменскими кочевым племенами из Анатолии и единственной группой, представляющей тюркскую миграцию из Центральной Азии.
- ^ Ру, Жан-Поль (1961). «Оседание кочевников-юрюков Анталийского вилайета» . Этнография (на французском языке). 55 . Выпуски L'Entretemps: 67–68.
- ^ Ру 1961 , с. 68.
- ^ Ру 1961 , с. 66.
- ^ Ру 1961 , с. 68-69.
- ^ Ру 1961 , с. 75.
- ^ Ру 1961 , с. 69.
- ^ Ру 1961 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Буршье 1911 , с. 217.
- ^ Чевик, Хикмет (1971). Текирдаг Юрюкс, Публикация Общественного центра Текирдаг, Стамбул
- ^ «ОСМАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, 1830–1914 гг.: Демографические и социальные характеристики, КЕМАЛЬ Х. КАРПАТ» .
- ^ Энциклопедия наций без гражданства: LR , Том 3 Энциклопедии наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру , Джеймс Минахан, Greenwood Press (Вестпорт, Коннектикут, 2002 г. ) ISBN 0313316171 , 9780313316173, стр. 1611–1616.
- ^ Языки и лингвистика Европы: Комплексное руководство , Вальтер де Грюйтер , 2011 .
- ^ Том. 2 мусульманских народов: мировой этнографический обзор (Greenwood Press, 1984 ), Ричард В. Уикс, ISBN 0313233926 , стр.821.
- ^ Том 3 Трудов 21-го Международного конгресса византийских исследований ( Лондон, 2006 г. ), Элизабет Джеффрис, цитата со стр. 105.
- ^ Том 4 Энциклопедии мусульман мира: племена, касты и общины (Global Vision, 2001 ), Нагендра Кр Сингх, ISBN 818774605X , 9788187746058.
- ^ Османские методы завоевания , Халил Инальчик, StudiaИсламика № 2 ( 1954 ), стр. 103-129 (27 страниц). Опубликовано: Brill DOI: 10.2307/1595144.
- ^ «Турция: общая ситуация» . (цитировано по данным 2014 г.) Axl.cefan.ulaval.ca . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Этнологическая запись для балканско-гагаузского турецкого языка (Johnstone 1993)
- ^ Ачик, Ф. и Явуз Р.И. (2019). «Преподавание турецкого языка с точки зрения учителей на Балканах» . Всемирный тюркский журнал языка и литературы, выпуск: 48 (осень 2019 г.) – Анкара, стр. 299-326. DOI: 10.24155/tdk.2019.122.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэйлсфорд, HN Македония: ее расы и их будущее . Метуэн и компания, Лондон, 1906 год. Кайлар Теркс.
- Крибб, Роджер. Кочевники в археологии. Издательство Кембриджского университета , 2004.
- Орга, Ирфан. Караван движется дальше . Secker & Warburg, Лондон, 1958 г., переиздано Eland, Лондон, 2002 г.
' Атрибуция
- свободном доступе : Буршье, Джеймс Дэвид (1911). « Македония ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 216–222. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]
