Jump to content

На ночь

(Перенаправлено с Юрюкса )
На ночь
Отец Йёрюка с дочерью
Регионы со значительной численностью населения
Анатолия , Балканы
 Турция >1 000 000 [ 1 ] (1970)
 Северная Македония 4,000 [ 2 ]
 Болгария 1,000 [ 3 ]
Языки
турецкий
Религия
Ислам ( суннизм , алевизм )
Родственные этнические группы
Турецкий народ и другие тюркские народы
Деревня Йёрюк, основанная в 15 веке, традиционные турецкие дома.

Ёрукки болгарский , также юруки или йоруки ( турецкий : Yörükler ; греческий : Γιουρούκοι , Youroúkoi ; , : юручи ; македонский : Джуручи , Джуручи являются тюркской этнической подгруппой огузского происхождения ) , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] некоторые из них являются кочевниками , населяющими главным образом горы Анатолии и частично Балканский полуостров . [ 7 ] На Балканах йорюки распространены на обширной территории от восточных частей Северной Македонии, части Болгарии, на север до Ларисы в Фессалии и южной Фракии. [ 8 ] [ 9 ] Их название происходит от турецкого глагола yürü- ( yürümek в инфинитиве ), что означает «идти», причем слова yörük или yürük обозначают «тех, кто ходит на задних ногах, ходоки». [ 10 ] [ 11 ] Ёрукки находились под властью Ёрук Санджака ( турецкий : Yörük Sancağı ), который был не территориальной единицей, как другие санджаки , а отдельной организационной единицей Османской империи . [ 12 ] [ 13 ]

По некоторым данным, племена, проживающие на востоке реки Кызылырмак, называются туркменами, а племена, проживающие на западе, — Ёрук. Оба термина использовались вместе в османских источниках для обозначения туркмен Дулкадирли , проживающих в Мараше и его окрестностях. [ 14 ] Этноисторические термины «туркмен» и «туркмен» используются в литературе как синонимы для обозначения происхождения йёрюков. [ 6 ]

Анатолия

[ редактировать ]
Ёрук (красный) и туркмены (желтый) в Анатолии
Пастух Йёрюк в горах Тавр в 2002 году.

Историки и этнологи часто используют дополнительное наименование «Ёрук Туркмен » или «Туркмены» для описания Ёруков Анатолии . В современном турецком языке термины «туркмены» и «йёрюк» указывают на постепенную степень сохранения привязанности к прежнему полукочевому образу жизни соответствующего населения, при этом « туркмены » теперь ведут полностью оседлый образ жизни, сохраняя при этом часть их наследие через фольклор и традиции, в таких искусствах, как ковроткачество, с постоянной привычкой содержать дом- яйла на лето, иногда в связи с общиной алевитов и т. д., а также с Йёрюки сохраняют более тесную связь с кочевничеством. Эти имена в конечном итоге намекают на их огузско- тюркские корни. Оставшиеся «настоящие» йёрюки сегодняшней Анатолии традиционно используют лошадей в качестве средства передвижения, хотя их постепенно заменяют грузовики.

Йёрюки делятся на большое количество названных эндогамных отцовских племен (племён). Среди недавних племен, упомянутых в литературе, - Аксигирли, Али Эфенди, Бахсыс, Чакаллар, Кошлу, Кекли, Гачар, Гюзельбейли, Хорзум, Караевли, Карахаджилы, Каракоюнлу, Каракаялы, Каралар, Каракечилы, Манавлы, Мелеменчи, Сан Агалы, Санхаджилы, Сарыкечилы, Текели и Новый Осман. Племена разделены на кланы или родословные, то есть племя , династия или оба . [ 15 ]

  • Анатолийские Ёрукс: Ичел Йёрюкс, Алайе Йёрюкс, Текели Йёрюкс, Бурса Йёрюкс, Харуние Йёрюкс, Мараш Йёрюкс, Анкара Йёрюкс, Эгридир Йёрюкс, Чозюм Йёрюкс, Тараклы Йёрюкс, Муртана Йёрюкс, Начаклы Й ёрюкс, Насырлы Ёрукс, Эски Ёрукс, Тораман Ёрукс, Купцы Ёрукс , Тор Йорукс. [ 6 ]

Сарыкечили Йорукс

[ редактировать ]

Сарыкечилы или «Желтые козы» — последние йоруки , ведущие кочевой образ жизни. В основном они живут в провинции Мерсин в центрально-восточной части турецкого средиземноморского побережья и насчитывают около 200 семей. Их зимние лагеря находятся на побережьях Силифке , Гюльнара и Анамура . Летом они живут в районах Бейшехир и Сейдишехир в провинции Конья . Их палатки кочевников можно увидеть по всему средиземноморскому побережью Турции. Это очень распространенная практика среди древнетюркских племен Центральной Азии и в наши дни. [ 7 ] [ 16 ] Традиция горлового пения , известная как «Богаз Хаваси» или «Богаз Чалма», имеет важный аспект в культуре сарыкечили йорюков: ее исполняют путем нажатия на горло пальцем во время пения со звуком. [ 16 ] [ 6 ]

В прошлые столетия в этих районах также проживало множество племен Сарыкечили: Ичил , Айдын , Конья , Афьонкарахисар , Акшехир , Сарухан , Доганхисары, Анталья , озеро Эгирдир , Испарта , Бурдур , Дазкыры , Улуборлу . Большинство племен Сарыкечили, проживающих в этих районах, уже приняли оседлый образ жизни. Сарыкечилы вокруг Анталии и Мерсина — последние представители кочевничества йёрюков. [ 6 ] [ 17 ] Сарыкечили считаются «единственной группой, представляющей турецкую миграцию из Центральной Азии». [ 18 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

Французский историк и тюрколог Жан-Поль Ру посетил анатолийских йорюков в конце 1950-х годов и обнаружил, что большинство из них исповедовали мусульман-суннитов . [ 19 ] Племена, которые он посетил, возглавлялись выборными должностными лицами, называемыми мухтарами , или деревенскими старостами, а не потомственными вождями, хотя он отметил, что деревенские старейшины сохраняли некоторый социальный авторитет в зависимости от их возраста. [ 20 ] Большую часть года они жили в палатках из темной шерсти, называемых кара чадыр . [ 21 ] Летом они поднимались в горы, а зимой спускались на прибрежные равнины. [ 22 ] Они держали самых разных животных, в том числе коз, овец, верблюдов, а иногда и крупный рогатый скот. [ 23 ]

В центре внимания каждого племени была семейная ячейка. После свадьбы молодые люди переезжали прямо из семейной палатки в свою. Йорюки женились эндогамно ; то есть женились строго внутри своего племени. Детей воспитывало все племя, которое сказало Ру: «Мы все родители». [ 24 ] Хотя йорюки приобрели репутацию сознательного сопротивления формальному образованию, Ру обнаружил, что целая четверть детей йорюков, с которыми он столкнулся, посещали школу, несмотря на трудности ведения кочевого образа жизни в отдаленных местах с ограниченным доступом. [ 25 ]

Балканские поселения Йорук

В 1911 году йёрюки были отдельной частью населения Македонии и Фракии , где они поселились ещё в 14 веке. [ 26 ] Более раннее ответвление йорюков, тюрки Кайлар или Кайылар, были одними из первых поселений в Европе. [ нужна ссылка ]

  • Румельские йорюки: Атчекенлер/Танридаги йорюкс, Налдокен йорюкс, Кочачик йорюкс, Офкаболу йорюкс, Визе йорюкс, Янболу йорюкс, Салоники йорюкс. [ 6 ] Текирдаг Юрюкс. [ 27 ]

В 1900 году румелийское турецкое население на Балканах оценивалось в семь миллионов человек. Вскоре после обретения независимости новым болгарским государством они образовали значительное меньшинство в стране. [ 28 ] Несколько волн миграции привели к сокращению численности румелийского турецкого населения, в результате чего к 1925 году осталось около 1,5 миллиона человек. Многие румелийские турки в Греции не учитываются в переписи населения, поскольку они зарегистрированы как христиане, чтобы избежать дискриминации. [ 29 ] [ 30 ] Из-за религиозных, языковых и социальных различий большая часть румелийских турок не вступала в брак и не смешивалась с коренным населением Балкан. [ 31 ]

Еще в 1971 году румелийские тюрки все еще составляли отдельный этнос бывших кочевников (известный как йоруклук). Первоначально эти кочевники йёрюки были вывезены из Западной Анатолии ( Сарухан , Менемен ) для колонизации частей Румелии, таких как Фессалия и Родопы на греко-болгаро-македонском пограничье или Пловдив и Ямбол в Болгарии. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Йёрюки Северной Македонии и Болгарии

[ редактировать ]

В 1993 году численность населения Йорука в Болгарии оценивалась примерно в 1993 году. 418 тысяч человек, [ 35 ] в основном разделены на Сургуч (7000 без детей) и Ёрук (320 000 без детей). [ 36 ] Они обитают в основном в европейской части Турции , в Дулово и районе Делиормана в Болгарии , а также в районах Куманово и Битола в Северной Македонии . Диалекты включают гаджалский , герлово-тюркский, караманли, кызылбашский, сургучский, тозлукский тюркский, юрукский (коньярский, йорукский), призренский и македонский гагаузский. Текущие оценки на 2019 год предполагают, что во всем Балканском регионе ок. Проживают от 1,5 до 2,3 миллиона человек йорюкского турецкого происхождения. [ 37 ]

Кайылар Йорукс

[ редактировать ]

Кайларские ( особенно тюрки ранее населяли части Фессалии и Македонии вблизи города Козани и современной Птолемаиды ). большое количество пастухов-кочевников, или йорюков, из округа Конья в Малой Азии До 1360 года в стране поселилось . Дальнейшая иммиграция из этого региона время от времени происходила вплоть до середины XVIII века. После установления феодального строя в 1397 г. многие дворянские семьи Сельджуков прибыли из Малой Азии; некоторые из беев или мусульманских землевладельцев на юге Македонии до Балканских войн, возможно, были их потомками. [ 26 ]

Роды, тесно связанные с йорюками, разбросаны по всему Анатолийскому полуострову и за его пределами, особенно вокруг цепи Таврских гор и дальше на восток, вокруг берегов Каспийского моря . Из туркмен Ирана йомуты ближе всего подходят к определению ёрюков. Интересным ответвлением массы Ёрук являются Тахтаджи из горных районов Западной Анатолии, которые, как следует из названия, на протяжении веков занимались лесными работами и ремеслами по дереву. Несмотря на это, они разделяют схожие традиции (с явно матриархальными тонами в структуре общества) со своими другими двоюродными братьями Ёрук. Народ Кашкай на юге Ирана также заслуживает упоминания из-за их общих характеристик. [ нужны разъяснения ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Справочник по регионам Турецкой Республики» , том 550, выпуск 80, Томас Дюваль Робертс, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Зарубежные страноведения. Типография правительства США, 1970. Страница 74.
  2. ^ Йорук в Северной Македонии . Проект Джошуа .
  3. ^ Йорук в Болгарии . Проект Джошуа.
  4. ^ Кляшторный, С.Г. (1997) «Огузы Центральной Азии и гузы Приаралья» в Международном журнале евразийских исследований 2
  5. ^ Вакалопулос, Апостолос Эуангелу. « Происхождение греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг. ». Издательство Университета Рутгерса , 1970. Веб-ссылка , стр. 163 , с. 330
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Гелекчи, Джахит (2004). Огузско-туркмено-йорюкские концепции в турецкой культуре . Журнал тюркологии, осень 2004 г., выпуск 1 ISSN 1305-5992.
  7. ^ Jump up to: а б А. Георгудис; А. Розати; К. Москони, ред. (2 августа 2005 г.). Животноводство и использование природных ресурсов в горных районах Средиземноморья . Академическое издательство Вагенингена. стр. 621–622. ISBN  9789086865611 . OCLC   1120537130 . .
  8. ^ Сванберг, Ингвар: Тюркоязычные этнические группы в Европе (стр. 65-128) в Europaethica, том 41 . В. Браумюллер, 1984, стр.68.
  9. ^ Библиография тюркоязычного племени йорюков, автор Ингвар Сванберг (Уппсала). Турецкий материал, тома 5-8 . Учебное пособие Брокмейер, 1981, с.
  10. ^ Ассоциация турецкого языка Онлайн-словарь TDK . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Йорук. Архивировано 4 апреля 2009 г. в Wayback Machine (на турецком языке).
  11. ^ "Юрук." Третий новый международный словарь Вебстера, полный. Мерриам-Вебстер . 2002.
  12. ^ Сима Циркович; Раде Михальчич (1999). Лексикон сербского средневековья . Знание. п. 645. ИСБН  9788683233014 . Проверено 23 марта 2013 г.
  13. ^ Александр Матковский (1983). Отпор на Македонию во время на турецкое владение . Мисла. п. 372 . Проверено 23 марта 2013 г.
  14. ^ Солак, Ибрагим. XVI. Дулкадирли Туркмены в Мараше и его окрестностях в XIX веке .
  15. ^ Турецкие материалы, том. 5-8, Studienverlag Brockmeyer., 1981, стр.25.
  16. ^ Jump up to: а б А. Метин КАРКИН/Селин ОЯН. Исследование жизни, культурных особенностей и музыки Сарыкечилилира, последних йоруков (турецких кочевников), живущих в провинции Мерсин . Журнал Института изящных искусств Университета Ататюрка. Журнал Института изящных искусств (GSED), 35 , Эрзурум, 2015, стр. 271-285.
  17. ^ Дулкадир, Хилми (1997). Последние йоруки в Ичеле: Сарткечилилер , Публикации губернатора Ичела
  18. ^ Тевенен, Микаэль (23 ноября 2011 г.). «Курдское отгонное животноводство: пастырская практика на юго-востоке Турции» . Скотоводство: исследования, политика и практика . 1 (1): 23. дои : 10.1186/2041-7136-1-23 . ISSN   2041-7136 . Говорят, что сарикечилы являются последними туркменскими кочевым племенами из Анатолии и единственной группой, представляющей тюркскую миграцию из Центральной Азии.
  19. ^ Ру, Жан-Поль (1961). «Оседание кочевников-юрюков Анталийского вилайета» . Этнография (на французском языке). 55 . Выпуски L'Entretemps: 67–68.
  20. ^ Ру 1961 , с. 68.
  21. ^ Ру 1961 , с. 66.
  22. ^ Ру 1961 , с. 68-69.
  23. ^ Ру 1961 , с. 75.
  24. ^ Ру 1961 , с. 69.
  25. ^ Ру 1961 , с. 70.
  26. ^ Jump up to: а б Буршье 1911 , с. 217.
  27. ^ Чевик, Хикмет (1971). Текирдаг Юрюкс, Публикация Общественного центра Текирдаг, Стамбул
  28. ^ «ОСМАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, 1830–1914 гг.: Демографические и социальные характеристики, КЕМАЛЬ Х. КАРПАТ» .
  29. ^ Энциклопедия наций без гражданства: LR , Том 3 Энциклопедии наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру , Джеймс Минахан, Greenwood Press (Вестпорт, Коннектикут, 2002 г. ) ISBN   0313316171 , 9780313316173, стр. 1611–1616.
  30. ^ Языки и лингвистика Европы: Комплексное руководство , Вальтер де Грюйтер , 2011 .
  31. ^ Том. 2 мусульманских народов: мировой этнографический обзор (Greenwood Press, 1984 ), Ричард В. Уикс, ISBN   0313233926 , стр.821.
  32. ^ Том 3 Трудов 21-го Международного конгресса византийских исследований ( Лондон, 2006 г. ), Элизабет Джеффрис, цитата со стр. 105.
  33. ^ Том 4 Энциклопедии мусульман мира: племена, касты и общины (Global Vision, 2001 ), Нагендра Кр Сингх, ISBN   818774605X , 9788187746058.
  34. ^ Османские методы завоевания , Халил Инальчик, StudiaИсламика № 2 ( 1954 ), стр. 103-129 (27 страниц). Опубликовано: Brill DOI: 10.2307/1595144.
  35. ^ «Турция: общая ситуация» . (цитировано по данным 2014 г.) Axl.cefan.ulaval.ca . Проверено 22 августа 2020 г.
  36. ^ Этнологическая запись для балканско-гагаузского турецкого языка (Johnstone 1993)
  37. ^ Ачик, Ф. и Явуз Р.И. (2019). «Преподавание турецкого языка с точки зрения учителей на Балканах» . Всемирный тюркский журнал языка и литературы, выпуск: 48 (осень 2019 г.) – Анкара, стр. 299-326. DOI: 10.24155/tdk.2019.122.

' Атрибуция

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67136862759d210f48ce7f6510610f15__1724276040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/15/67136862759d210f48ce7f6510610f15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yörüks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)