Мария Чаплицка
Мария Антонина Чаплицка | |
---|---|
Чаплицка в 1916 году | |
Рожденный | |
Умер | 27 мая 1921 г. | (36 лет)
Занятие | Антрополог |
Мария Антонина Чаплицка (25 октября 1884 — 27 мая 1921), также известная как Мария Антонина Чаплицка и Мария Антуанетта Чаплицка , была польским культурным антропологом , наиболее известным своей этнографией сибирского шаманизма . Исследования Чаплицкой сохранились в трех основных работах: ее исследованиях аборигенов Сибири (1914 г.); рассказ о путешествии, опубликованный под названием «Мой сибирский год» (1916); и сборник лекций, опубликованный под названием «Тюрки Средней Азии» (1918). Curzon Press переиздала все три тома, а также четвертый том статей и писем в 1999 году.
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Чаплицка родилась в Стара Прага районе Варшавском 25 октября 1884 года. [ 2 ] Феликсу Чаплицкому и Зофии Завише. Ее отец Феликс Чаплицкий происходил из обедневшего польского дворянства и работал железнодорожным служащим и начальником станции. [ 3 ] Она была третьей по старшинству из пяти детей своих родителей: Ядвиги Марковской (урожденной Чаплицкой), Станислава Чаплицки, Габриэлы Шанявской (урожденной Чаплицкой) и Мариан Чаплицкой. [ 4 ] Феликс Чаплицки нашел работу на территории современной Латвии , где семья жила с 1904 по 1906 год, прежде чем вернуться в Варшаву. Именно здесь Мария Чаплицка смогла сдать экзамен, который позволил ей в дальнейшем поступить в университет. [ 5 ]
Она начала учебу в женской школе Анны Ясенской и посещала ее до 1902 года. [ 6 ] Она начала свое высшее образование в так называемом Летающем университете (позже Wyższe Kursy Naukowe ), подпольном высшем учебном заведении в контролируемой Россией Польше. [ 7 ] Она зарабатывала себе на жизнь несколькими низкооплачиваемыми работами, работая учителем в женской школе Лабусевичувны. [ 6 ] секретарь и спутница дамы . [ 8 ] Она также была известна своими лекциями в Университете для всех (1905–1908) и Обществе польской культуры. [ 6 ] Она также писала стихи, которые в конечном итоге были опубликованы в варшавском журнале Odrodzenie . [ 6 ] Борясь с болезнью, она провела время в Закопане , где продолжала работать в Педологическом обществе, работая над написанием романа для детей «Олек Недзиела», посвященного образованию. [ 6 ] В 1910 году она стала первой женщиной, получившей стипендию Миановского , и поэтому смогла продолжить обучение в Соединенном Королевстве . [ 9 ]
Она покинула Польшу в 1910 году. [ 1 ] Заболев аппендицитом в конце марта 1911 года, она была госпитализирована в больницу Святого Вафоломея в Лондоне и прооперирована доктором Юзефом Хандельсманом . [ 10 ] Она продолжила обучение на факультете антропологии Лондонской школы экономики под руководством Чарльза Г. Селигмана . [ 1 ] и в Сомервилльском колледже Оксфорда под руководством Р. Р. Маретта . [ 11 ] окончил Школу антропологии в 1912 году. [ 6 ] Маретт посоветовал ей использовать свои знания русского языка в обзоре литературы о коренных племенах Сибири , который стал ее книгой «Аборигены Сибири» , опубликованной в 1914 году. [ 12 ] В 1914 году она стала членом Королевского антропологического общества. [ 6 ] а также участвовал в работе Британской ассоциации содействия развитию науки, представляя исследования, посвященные связи между религией и окружающей средой в Сибири. [ 6 ] На этом этапе она ни разу не была в Сибири. [ 12 ] но качество ее письма привело к тому, что «Аборигены Сибири» стали основным справочным изданием в своей области. [ 12 ]
Енисейская экспедиция
[ редактировать ]
Маретт намеревался сделать работу, о которой сообщалось в «Аборигенной Сибири » Чаплицки , основой для полевых исследований в Сибири. [ 11 ] В мае 1914 года она начала такую полевую работу, частично финансируемую стипендией Мэри Юарт для путешествий, предоставленной Сомервиллским колледжем. [ 13 ] возглавляет совместную экспедицию сотрудников Музея археологии и антропологии Оксфордского университета и Пенсильванского университета . [ 11 ] Вместе с английским орнитологом Мод Дорией Хэвиленд , английской художницей Дорой Кертис и Генри Ашера залом музея Первой мировой войны она прибыла в Россию незадолго до начала . После начала войны Чаплицка и Холл решили продолжить свою экспедицию, а остальные решили вернуться в Соединенное Королевство. Чаплицка и Холл (в сопровождении тунгуски Мичихи ) провели всю зиму, путешествуя по берегам Енисея через Орел : [ 14 ] Всего более 3000 километров (1900 миль). [ 15 ]
Чаплицка подготовил несколько сотен фотографий жителей Сибири, а также бесчисленные заметки по антропометрии и их обычаям. Чаплицка также получила средства от Комитета антропологии музея Питт-Риверс в Оксфорде на сбор образцов из Сибири; [ 16 ] 193 предмета были переданы Чаплицкой в дар азиатской коллекции музея. [ 17 ] Кроме того, она собирала ботанические образцы для гербария Филдинга-Друса . [ 18 ] Предполагается, что записи многих языков, с которыми они столкнулись во время своей экспедиции, были сделаны на восковых цилиндрах, но это не доказано, и записи малоизвестны и, вероятно, никогда не прошли академическую обработку, если бы они были возвращены на Землю. университет. [ 19 ] Общие результаты экспедиции были скромными, что историки объясняют характером исследования и многочисленными финансовыми и политическими трудностями, с которыми команда столкнулась во время путешествия. [ 20 ]
Она также была хорошо известна своей критикой термина «арктическая истерия», относящегося к западному взгляду на представление нервных заболеваний. Она поощряет культурный релятивизм , что означает, что аспекты одной культуры не следует рассматривать и оценивать через призму другой культуры, когда дело доходит до этой ситуации. Она описывает, что то, что западные ученые называли истерией, в сибирских культурах рассматривалось совсем под другим углом. Все это было частью ее работ по изучению шаманизма в Сибири . [ 6 ]
Возвращение в Англию и смерть
[ редактировать ]Чаплицка вернулась в Англию в 1915 году. Она написала дневник своего путешествия под названием «Мой сибирский год» , который был опубликован в 1916 году издательством Mills & Boon (в их научно-популярной серии «Мой год»); книга стала очень популярной. В 1916 году она также стала первой женщиной-преподавателем антропологии в Оксфордском университете. [ 1 ] [ 21 ] при поддержке Фонда Мэри Юарт. [ 9 ] Она читала лекции о народах Центральной и Восточной Европы, а также об обычаях сибирских племен. Она также говорила о польских проблемах, в том числе о Данцига положении послевоенном . [ 9 ]
В 1920 году ее работа была удостоена Гранта Мерчисона от Королевского географического общества . [ 22 ] «за этнографические и географические работы в Северной Сибири». Несмотря на этот триумф, ее финансовое будущее все еще было ненадежным. Ее трехлетняя стипендия в Оксфорде истекла в 1919 году, и она получила временную должность преподавателя антропологии на факультете анатомии университета Бристольского . [ 9 ]
В 1921 году ей не удалось получить стипендию Альберта Кана, на которую она надеялась, и в мае того же года она отравилась . [ 1 ] Сенат Бристольского университета выразил сожаление и «признательность в связи с потерей столь выдающегося сотрудника Университета». [ 23 ] Чаплицка похоронен на кладбище Вулверкот в Оксфорде. [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]В завещании, написанном за несколько месяцев до смерти, Чапличка оставила свои записи и отчеты своему коллеге Генри Ашеру Холлу . Хотя она никогда не была замужем, были подняты вопросы об отношениях между Холлом и Чаплицкой. Холл женился на художнице Фрэнсис Деверо Джонс примерно через месяц после смерти Чаплицкой. [ 24 ]
После смерти Холла в 1944 году некоторые из ранних работ Чаплицки были переданы в дар музею Пенсильванского университета, но по крайней мере один отчет и неполная рукопись могут быть утеряны. [ 25 ] Ее основные статьи хранятся в Сомервиллском колледже Оксфорда . [ 26 ] В польских музеях хранится несколько частных писем Чаплицкой Брониславу Малиновскому и Владиславу Оркану , одному из самых выдающихся польских поэтов того времени.
После ее смерти в 1971 году Барбара Эйткин (урожденная Барбара Фрейре-Марреко ), ученица Маретта и подруга Чаплицки, увековечила память Чаплицки с помощью фонда в Сомервиллском колледже. [ 25 ] В 2015 году в музее Питта Риверса в Оксфорде прошла небольшая выставка «Мой сибирский год, 1914–1915», посвященная 100-летию экспедиции Чаплицки в Сибирь. [ 27 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Коренные жители Сибири : исследование по социальной антропологии. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1914.
- Шаманизм в Сибири . Оксфорд в Clarendon Press, 1914 год.
- Влияние окружающей среды на религиозные идеи и практики аборигенов Северной Азии . Фольклор . 25. С. 34–54. 1914.
- «Жизнь и творчество Н. Н. Миклюбо-Маклая». Мужчина . 14. стр. 198–203, 1914.
- Мой сибирский год . Лондон, Миллс и Бун, 1916 год.
- «Племена Енисея. Оксфордская экспедиция». Русское приложение Times . 13. с. 6. 18 сентября 1915 г.
- Сибирь и некоторые сибиряки Журнал Manchester Geographical Soc . 32. С. 27–42. 1916.
- Сибирский колонист или Сибиряк В изд. В. Стивенса. Душа России . Лондон: Макмиллан. 1916 год
- По следу Тунгуса . Шотландский географический журнал . 33. С. 289–303. 1917.
- «Остяки» . Энциклопедия религии и этики . том 9. С. 289–303. 1917 год
- «Эволюция казачьих общин». Журнал Центральноазиатского общества . 5. С. 42–58. 1918 год.
- «Просьба о Сибири». Новый европеец . 6. С. 339–344. 1918 год.
- Тюрки Средней Азии в истории и в наши дни , Этнологическое исследование пантуранской проблемы и библиографические материалы, относящиеся к ранним тюркам и современным тюркам Средней Азии. Оксфорд: Кларендон Пресс. 1918 год.
- "Польша". Географический журнал . 53:36. 1919.
- «Самоед» . Энциклопедия религии и этики . том 11. С. 172–177. 1920 год
- «Сибирь, сибиряки, сибиряки» . Энциклопедия религии и этики . том 11. С. 488–496. 1920 год
- Этнические и экономические границы Польши . Шотландский географический журнал . 36. С. 10–16. 1920.
- «История и этнология в Центральной Азии». Мужчина . 21. стр. 19–24. 1921.
- «Мелодии» . Энциклопедия религии и этики . том 12. с. 473–476. 1921 год
- «Турки» . Энциклопедия религии и этики . том 12. С. 476–483. 1921 год
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Кубица 2007, с. 146.
- ^ Кубица 2007, с. 147.
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. п. 62. ИСБН 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. п. 64. ИСБН 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. п. 67. ИСБН 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кубица, Гражина Кубица (2015). «Мария Чаплицка и ее сибирская экспедиция, 1914–1915: дань столетию» . Арктическая антропология . 52 (1): 325. дои : 10.3368/aa.52.1.1 . S2CID 161918555 .
- ^ Кубица 2007, с. 148.
- ^ Кубица 2007, с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллинз 1999, Введение.
- ^ Кубица, Гражина (2020). Мария Чаплицка Пол, Шаманизм, Раса . Кошалка, Бен. Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-1-4962-2319-7 . OCLC 1195470535 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз и Урри 1997, с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Знаменский 2007, с. 67.
- ^ Видер, Яаника. «Серия 1: Мария Чаплицкая (1884–1921)» . Женщины в подкасте истории Оксфорда . Женщины в истории Оксфорда . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. п. 270. ИСБН 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Наттолл 2005, с. 459.
- ^ Двадцать седьмой ежегодный отчет делегатов университетского музея (1914 г.). Вестник Оксфордского университета. XLV .
- ^ Музей Питта Риверса. (2006). Географическая статистика PRM Asia сборники статистических сводок азиатских стран и колоний . Оксфордский университет. См., например: Колчан и стрелы. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Список коллекционеров гербария Филдинга-Дрюса.
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. стр. 292. ISBN 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Гражина Кубица (ноябрь 2020 г.). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Университет Небраски Пресс. стр. 293. ISBN 978-1-4962-2261-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Ривьер 2009, с. 172.
- ^ Географический журнал , Том. 55, № 5 (май 1920 г.), с. 400.
- ^ Протокол Сената университета 1920–21, с. 287.
- ^ Кубица, Гражина (2020). Мария Чаплицка: Пол, Шаманизм, Раса . Перевод Бена Кошалка. Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. стр. 445.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз и Урри 1997, с. 20.
- ^ Документы Чаплички CP-SCO, Сомервилльский колледж, Оксфорд.
- ↑ Выставки и витрины. Архивировано 18 мая 2015 г. в Wayback Machine в музее Питта Риверса (по состоянию на 8 мая 2015 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Дэвид Г. (октябрь 2005 г.). "Обзор". Славянское и восточноевропейское обозрение . 83 (4). Университетский колледж Лондона, Школа славянских и восточноевропейских исследований: 766–767. ISSN 0037-6795 .
- Коллинз, Дэвид Норман; Джеймс Урри (декабрь 1997 г.). «Пламя, слишком сильное, чтобы его могло поддерживать смертное тело». Антропология сегодня . 13 (6). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 18–20. [1]
- Коллинз, Дэвид Норман, изд. (1999). Собрание сочинений М. А. Чаплицкой. Том. 1: Сборник статей и писем; Том. 2: аборигены Сибири; Том. 3: Мой сибирский год; Том. 4: Тюрки Средней Азии . Ричмонд: Curzon Press. ISBN 978-0-7007-1001-0 .
- Хульткранц, Оке (2005) [1987]. «Арктические религии: история изучения». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. стр. 473–476. ISBN 0-02-865733-0 .
- Кубица, Гражина (2007). «Хорошая леди, андрогинный ангел и бесстрашная женщина: Мария Чаплицка в феминистском профиле». В Брайсоне — Дебора Фэйи; Джудит Окели; Джонатан Уэббер (ред.). Идентичность и сети: формирование гендерной и этнической принадлежности в разных культурах . Книги Бергана. стр. 146–163. ISBN 978-1-84545-162-2 . [2]
- де ла Рю, Элен (1996). «Мария Антонина Чаплицкая». В В. Амид (ред.). Коллекционеры: Коллекция для музея Питта Риверса . Оксфорд: Музей Питта Риверса.
- Маретт, Р.Р. (июль 1921 г.). «Некролог: Мария А. де Чаплицка: умерла 27 мая 1921 года». Этот . 21 (60). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 105–106. ISSN 0025-1496 .
- Наттолл, Марк (2005). «Чаплицка, Мария-Антуанетта». Энциклопедия Арктики . Том. 1. Рутледж. стр. 458–459. ISBN 1-57958-437-3 .
- Ривьер, Питер (2009). История Оксфордской антропологии . Книги Бергана. ISBN 978-1-84545-699-3 . [3]
- Урри, Джеймс; Дэвид Н. Коллинз: Мария Антонина Чаплицка. Живу и работаю в Великобритании и Сибири ; Варшава, 1998 год.
- Знаменский, Андрей А. (2007). «От Сибири до Северной Америки». Красота примитива: шаманизм и западное воображение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517231-7 . [4]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коренные жители Сибири - Отрывки из архива Священных текстов
- Фотоальбом Марии Чаплицкой – Фотоальбом Марии Чаплицкой
- Оксфордский национальный биографический словарь Дэвида Н. Коллинза, «Чаплицка, Мария Антонина (1884–1921)», впервые опубликован в сентябре 2004 г., 960 слов, с портретной иллюстрацией.
- Самоубийства 1921 года
- 1921 смертей
- Выпускники Сомервилльского колледжа Оксфорда
- Польские антропологи
- Польские женщины-антропологи
- Выпускники Лондонской школы экономики
- Польские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Самоубийства с помощью яда
- 1884 рождения
- Ученые Центральной Азии
- Антропологи 20-го века
- Самоубийства в Бристоле