Jump to content

Ительмены

(Перенаправлено с Ительмени )
Ительмены
Не
Ительмены
Танцевальный ансамбль ительменов, 2013 г.
Общая численность населения
3,211
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 3,193 [ 1 ]
 Украина 18 [ 2 ]
Языки
Ительмены , русские
Религия
Политеизм , Шаманизм , Православие
Родственные этнические группы
Чукчи , Коряки
Расселение ительменов в Дальневосточном федеральном округе по городским и сельским населенным пунктам в %, перепись 2010 г.

Ительмены Ительмены ( Ительмены : Итәнмән , латинизированный: ) , русский : Ительмены , латинизированный : Itənmən ) — коренная этническая группа полуострова Камчатка в России . Ительменский язык имеет отдаленное родство с чукотским и корякским , образуя чукотско-камчатскую языковую семью , но в настоящее время практически вымер, причем подавляющее большинство этнических ительменов являются носителями русского языка .

Коренные народы Камчатки (ительмены, айны , коряки и чуванцы ), которых все вместе называли камчадалами , имели значительное общество охотников-собирателей и рыболовов, в котором на полуострове проживало до пятидесяти тысяч туземцев, прежде чем они были уничтожены во время российского завоевания , как жестокие подавления восстаний местных жителей и крупная эпидемия оспы в 18 веке. настолько много смешанных браков Между туземцами и казаками имело место , что Камчадал теперь относится к большинству смешанного населения, а термин «ительмены» стал зарезервирован для постоянных носителей ительменского языка. К 1993 году осталось менее 100 пожилых людей, говорящих на этом языке, но по переписи 1989 года около 2400 человек считали себя этническими ительменами. К 2002 году это число выросло до 3180, и предпринимаются попытки возродить язык. [ нужна ссылка ] По данным Всероссийской переписи 2010 года , ительменов насчитывалось 3193 человека.

Ительмены проживали преимущественно в долине реки Камчатки в центре полуострова. [ 3 ] Одним из немногих источников, описывающих ительменов до ассимиляции, является источник Георга Вильгельма Стеллера , сопровождавшего Витуса Беринга в его Великой Северной экспедиции (Второй экспедиции на Камчатку).

Общество ительменов до завоевания

[ редактировать ]

Структура деревни

[ редактировать ]

Ительмены имели тенденцию селиться вдоль различных рек полуострова Камчатка. Ко времени прибытия на полуостров первых казаков, в начале 1650-х годов, деревни насчитывали от 200 до 300 жителей, причем к моменту составления отчета Стеллера в 1744 году это число сократилось самое большее до 40 или 50. Каждая деревня была сосредоточена вокруг одного патриархального двора. Обычно молодые люди, желающие жениться, присоединялись к деревне своей жены. Когда деревня становилась слишком большой, чтобы поддерживать себя, ее разделяли, и часть жителей создавала поселение в другом месте вдоль той же реки. Стеллер описывает большое разнообразие диалектов от реки к реке, поскольку ительмены преимущественно общались с общинами, разделявшими реку. [ 4 ]

Ительменские дома

[ редактировать ]
Ительмены и их зимнее жилище, 1774 г.
Зимнее жилище и летние жилища

Ительмены жили в разных домах в летнее и зимнее время года. Зимний домик, в котором заселили с ноября, был вкопан в почву на глубину 90–150 см (3–5 футов) в форме прямоугольника. Затем стены были покрыты палками и соломой, чтобы предотвратить проникновение влаги внутрь. Четыре балки в центре жилища поддерживали крышу дома, на которую накладывались стропила, соединявшие верх юрты с земляными стенами. Поверх деревянных стропил было уложено примерно 30 см (1 фут) соломы, поверх которой была уложена выкопанная земля и утрамбована. Отверстие на вершине юрты, расположенное сбоку от четырех столбов и поддерживаемое двумя балками, служило дымовым отверстием и входом. Напротив камина сделали проход наружу, обращенный к реке, который оставляли открытым только тогда, когда зажигали костры. Различные спальные помещения разграничивались кусками дерева, на которых в качестве подстилки использовались соломенные циновки и шкуры северного оленя или тюленя.

В летние месяцы ительмены живут в приподнятых домах, называемых пехм или пехмы . Летом по мере оттаивания земли полы зимних домов начали заливать. В летние месяцы каждая семья в деревне жила в собственном доме, а не в большом доме, как зимой. Эти приподнятые дома, или балаганы , как их называли казаки, представляли собой пирамиды на приподнятых платформах с дверью на южной и северной стороне. Чрезвычайная влажность климата потребовала возведения домов для сухого хранения. В большинстве деревень, помимо летних и зимних домов, имелись построенные на земле соломенные хижины, в которых готовили пищу, вываривали соль из морской воды и вытапливали жир. Деревни были окружены земляным валом или частоколом до прихода русских, после чего эта практика была запрещена. [ 4 ]

Ительмены исповедовали политеистическую религию. Творческого бога называли Кутка или Кутга . Хотя его считают создателем всего сущего, Стеллер описывает полное отсутствие почитания к нему. Проблемы и трудности жизни ительмены объясняют его глупостью, быстро ругают или ругают. [ 5 ] Они считали, что Кутка женат на умной женщине по имени Чачи , которая, как говорили, уберегала его от многих глупостей и постоянно поправляла его. Считалось, что Кутка жил на крупнейших реках полуострова Камчатка и, как говорят, оставил на каждой реке сына и дочь, что используется для объяснения большого разнообразия диалектов, присутствующих на полуострове. Ительмены также поклонялись нескольким духам Митху , обитавшим в океане и жившим в образе рыбы. Они верили в лесных духов, которых называли ушахчу , и говорили, что они похожи на людей. Горных богов называли гамули или маленькими душами, которые обитали в высоких горах, особенно у вулканов. Считалось, что в облаках обитает бог Биллукай , ответственный за гром, молнию и бурю. Они постулировали существование дьявола по имени Камма , который, как говорили, жил на дереве недалеко от села Нижнего, в которое ежегодно стреляли стрелами. [ 4 ]

Разделение труда

[ редактировать ]

В целом труд был очень четко разделен по признаку пола, хотя многие задачи были разделены. Во время рыбалки мужчины и женщины гребли вместе, однако ловили рыбу только мужчины, а женщины выполняли все связанные с этим задачи, такие как чистка и сушка рыбы и сбор икры. При строительстве домов мужчины выполняли все работы по дереву, копали и плотничали, а женщины выполняли работу по покрытию соломенной крыши и резке соломы костяными серпами, сделанными из медвежьих лопаток. Женщины готовят весь запас рыбы, кроме ферментированной рыбы и корма для собак, который остается мужчинам. Женщины выполняют всю работу по сбору семян, ягод и кипрея , который используется в качестве чая. Из травы сооружают коврики, мешки, корзины и ящики для хранения и транспортировки. Шкуры собак и оленей дублят, красят и шьют для изготовления различной одежды, которую носят мужчины и женщины. [ 4 ]

Ительмены (1862)

Ительмены редко соблюдали установленное время приема пищи, кроме как во время увеселений. Они также редко ели всей семьей, за исключением опаны (теплой еды) или свежей рыбы. В отличие от своих коренных островных соседей, эвенков и якутов , они не любят жареную пищу, питаясь в основном холодной пищей. Распространенным продуктом питания были рыбные яйца с корой ивы или березы . Обычная еда, которую употребляли на праздниках, селага , представляла собой мешанку из сараны, кедровых орехов , кипрея , борщевика , корней бистро и различных ягод, приготовленных на тюленьем , китовом или рыбьем жире . В Лопаткане употребляли бродивший ягодный напиток, хотя нет никаких указаний на то, что в каких-либо других ительменских поселениях создавались бродильные напитки . [ 4 ]

Казачье завоевание

[ редактировать ]

Стеллер приводит неофициальные свидетельства нескольких набегов русских на Камчатку до прибытия Владимира Атласова . Атласов начал свое завоевание Камчатки, отправив Луку Морозко в разведывательный набег в 1695 году, а год спустя отправился со 120 людьми, половина из которых были юкакгирскими помощниками, чтобы собрать дань и аннексировать этот регион для короны. [ 6 ] Выйдя из Анадырской бухты на спинах оленей, они исследовали большую часть западного побережья и пересекли горы на востоке, чтобы покорить тамошнее население. К середине июля 1696 года он достиг реки Камчатки , после чего разделил свой отряд на две части: одна группа вернулась на запад, а другая осталась на восточном побережье. В этот момент юкагирские отряды восстали, убив шестерых русских и ранив шестерых. Группа коряков также скрылась с кочующим стадом оленей Атласова, но была преследована русскими и убита до одного человека. [ 6 ]

В верховьях реки Камчатки они впервые встретили несколько сильно укреплённых ительменских поселений. Здесь их поначалу радушно встретили туземцы и без всякого сопротивления получили дань. Они приступили к разграблению конкурирующей ительменской деревни вверх по реке, укрепив союз с ительменами. [ 6 ] Первым казачьим поселением в этом районе был Большерецк , основанный в 1703 году Атласовым, хотя Стеллер отмечает, что к приходу «этого болтуна Атласова» это уже было известное село. [ 4 ]

Ительмены, которых он там нашел, принадлежали пленному японскому торговому приказчику , участвовавшему в экспедиции, потерпевшей кораблекрушение и настигнутой ительменами по прибытии на реку Камчатка. Атласов, который первоначально предположил, что заключенный был индусом из Индии, что привело к путанице со словом «Хондо» или Токио , отправил его в Москву, где Петр Великий приказал ему основать школу японского языка. [ 6 ]

В 1706 г. высшие должностные лица были убиты шайкой коряков , и наступил период всеобщего беззакония. Казаки начали позволять себе большие вольности в отношении требуемой по закону суммы дани и начали брать ительменов в рабство, часто играя с ними в азартные игры и торгуя ими. [ 4 ] В это время часто происходили восстания. Отбыв некоторое время в тюрьме, Атласов возобновил юридический контроль, пытаясь восстановить закон и порядок на полуострове. В 1711 году его люди подняли мятеж, и он бежал в Нижнекамчатск. Там ему дали убежище, но его убили в постели. Мятежников освободили от смертной казни при условии, что они продолжат государственную работу. Так была проведена экспедиция на южную оконечность полуострова и на Курильские острова под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского. [ 6 ]

При его правлении ительмены объединились со своими северными соседями коряками и сожгли Анциферова на его кровати. Восстания не утихали до тех пор, пока в 1715 году не произошла вспышка оспы на полуострове , после чего российская корона потеряла пять лет дани и жизни по меньшей мере 200 россиян. [ 6 ]

Со временем оставшееся население было ассимилировано. Из-за растущего уровня самоубийств Корона приняла закон, запрещающий местным жителям покончить с собой. [ 7 ] Возникло большое смешанное население, исповедующее православие по религии, но явно ительменское по внешности и обычаям. Правительство с готовностью предоставило законный статус этим смешанным детям, а ительменкам было по закону разрешено вступать в брак с православными. [ 7 ] К приезду второй экспедиции Беринга на Камчатку население сократилось примерно до 10% от того, что было до прихода казаков. [ 4 ]

Последующая история

[ редактировать ]

Такие товары, как оружие, табак, чай, сахар и водка, стали широко доступны ительменам в 19 веке. [ 8 ] Со временем многие ительмены приняли крещение в Русскую Православную Церковь , хотя анимизм на практике оставался широко распространенным. [ 8 ] По переписи 1889 года численность ительменов составила 4029 человек; к 1959 году это число упало до 1109 человек, хотя по переписи 1989 года население выросло до 2480 человек. [ 8 ] Обучение на русском языке стало нормой в 1930-х годах, и по данным переписи 1989 года, менее одного ительмена из пяти мог говорить на ительменском языке. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Российская перепись 2010 г.: Население по этнической принадлежности. Архивировано 24 апреля 2012 г. в Wayback Machine (на русском языке).
  2. ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, 2001 г. (укр.)
  3. ^ Карта 3.7 (Камчатка). Архивировано 5 июля 2007 г. в Wayback Machine из серии, подготовленной для рабочего документа № 90 INSROP (Международной программы Северного морского пути). Архивировано 21 июля 2009 г. в Wayback Machine в 1997 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Энгель, Магритт; Уиллмор, Карен (2003). Стеллер «История Камчатки» . Фэрбенкс: Издательство Университета Аляски.
  5. ^ РД[?] (1829). «Антропология: Мнения различных примитивных народов о происхождении человечества» . Литературный музей Вирджинии и журнал изящной литературы, искусства и т . д . 1 (13). Университет Вирджинии: 194.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Бенсон Бобрик (1993). К востоку от Солнца: завоевание и заселение Сибири . Мандарин. ISBN  978-0-7493-0612-0 .
  7. ^ Jump up to: а б Стефан, Джон (1994). Российский Дальний Восток . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  8. ^ Jump up to: а б с д Антс Вирес, изд. (2001). «Ительмены» . Красная книга народов Российской империи . Таллинн: Красная книга НПО. ISBN  9985-936922 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шурр Т.Г., Р.И. Сукерник, Ю.Б. Стариковская и Д.С. Уоллес. 1999. "Изменение митохондриальной ДНК у коряков и ительменов: замена населения в Охотско-Беринговоморском регионе в эпоху неолита". Американский журнал физической антропологии . 108, нет. 1:1-39.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4990bcb0e8dceedddf63b6703d48a9dc__1722700620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/dc/4990bcb0e8dceedddf63b6703d48a9dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Itelmens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)