Хугинн и Мунинн
В скандинавской мифологии Хугинн ( древнескандинавское « мысль»). [ 1 ] ) и Мунинн (древнескандинавское «память» [ 2 ] или «ум» [ 3 ] ) — пара воронов , которые летают по всему миру, Мидгарду , и приносят информацию богу Одину . Хугинн и Мунинн засвидетельствованы в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников: « Прозаической Эдды» и «Хеймскринглы» ; в Третьем грамматическом трактате , составленном в 13 веке Олафом Тордарсоном ; и в поэзии скальдов . Имена воронов иногда переводятся на английский язык как Hugin и Munin — то же написание, которое используется в современных датском, норвежском и шведском языках.
В «Поэтической Эдде» замаскированный Один выражает опасения, что вороны могут не вернуться из своих ежедневных полетов. В Прозаической Эдде объясняется, что Одина называют Храфнагуд (ON: [ˈhrɑvnɑˌɡuð] ; «бог-ворон») из-за его связи с Хугинном и Мунинном. В «Прозаической Эдде» и «Третьем грамматическом трактате» два ворона описываются сидящими на плечах Одина. Хеймскрингла подробно описывает, что Один дал Хугинну и Мунинну способность говорить.
Примеры артефактов, на которых может быть изображен Один с одним из воронов, включают периода миграции золотые брактеаты , пластины шлема эпохи Венделя , пару идентичных германского железного века брошей в форме птиц , предметы эпохи викингов, изображающие усатого мужчину в шлеме, и часть X или XI века Крест Торвальда . Роль Хугина и Мунинна как посланников Одина была связана с шаманскими практиками, скандинавским знаменем ворона , общей символикой ворона среди германских народов и скандинавскими концепциями фюльгья и хаминджа .
«Хугинн» и «Мунинн» — это названия миссий астронавтов Европейского космического агентства (соответственно Андреаса Могенсена из Дании и Маркуса Вандта из Швеции), которые должны совпасть на борту Международной космической станции в январе 2024 года. [ 4 ]
Сертификаты
[ редактировать ]В » Поэтической Эдды поэме «Гримнисмал бог Один (замаскированный под Гримнира ) предоставляет юному Агнарру информацию о спутниках Одина. Он рассказывает принцу о волках Одина Гери и Фреки , а в следующей строфе поэмы утверждает, что Хугинн и Мунинн ежедневно летают через весь мир, Мидгард . Гримнир говорит, что он беспокоится, что Хугинн может не вернуться, но еще больше он боится за Мунинна:
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Хугин и Мунин летают каждый день.
- над просторной землей.
- Я боюсь за Хугина, что он не вернется,
- но еще больше я беспокоюсь за Мунина. [ 5 ]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- О'эр Митгарт Хугин и Мунин оба
- Каждый день отправлялся в полет;
- Что касается Хугина, я боюсь, что он не вернется домой,
- Но о Мунине меня заботит больше. [ 6 ]
В Прозаической Эдды книге «Гилфагиннинг» (глава 38) восседающая на троне фигура Хай сообщает Ганглери ( королю Гюльфи замаскированному ), что два ворона по имени Хугинн и Мунинн сидят на плечах Одина. Вороны рассказывают Одину все, что видят и слышат. Один отправляет Хугинна и Мунинна на рассвете, и птицы летают по всему миру, прежде чем вернуться к обеду. В результате Одина держат в курсе многих событий. Хай добавляет, что именно из-за этой ассоциации Одина называют « богом-вороном ». вышеупомянутая строфа из « Гримнисмала» . Затем цитируется [ 7 ]
В «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál (глава 60) Хугинн и Мунинн фигурируют в списке поэтических названий воронов. отрывки из произведения скальда Эйнара Скуласона В этой же главе приведены . В этих отрывках Мунинн упоминается как нарицательное существительное, обозначающее «ворон», а Хугинн упоминается в кеннинге, обозначающем «падаль». [ 8 ]
В Хеймскринглы книге Сага об Инглинге» представлен эвгемеризованный « рассказ о жизни Одина. В главе 7 описывается, что у Одина было два ворона, и этим воронам он наделил дар речи. Эти вороны летали по всей земле и приносили ему информацию, в результате чего Один стал «очень мудрым в своих знаниях». [ 9 ]
В Третьем грамматическом трактате записан анонимный стих, в котором упоминаются вороны, летящие с плеч Одина; Хугинн ищет повешенных, а Мунинн убитые тела. Стих гласит:
- Два ворона прилетели из дома Хникара [Одина]
- плечи; Хугинн повешенным и
- Мунинн убитым [букв. трупы]. [ 10 ]
Археологические данные
[ редактировать ]периода миграции (V и VI вв. н.э.) Золотые брактеаты (типы A, B и C) представляют собой изображение человеческой фигуры над лошадью, держащей копье и окруженной одной или чаще двумя птицами. Присутствие птиц привело к иконографической идентификации человеческой фигуры как бога Одина, окруженного Хугинном и Мунином. Снорри Подобно описанию воронов в Прозаической Эдде , птица иногда изображается у уха человека или у уха лошади. Брактеаты были обнаружены в Дании , Швеции , Норвегии и, в меньшем количестве, в Англии и районах к югу от Дании. [ 11 ] Австрийский германист Рудольф Симек утверждает, что на этих брактеатах могут быть изображены Один и его вороны, исцеляющие лошадь, и могут указывать на то, что птицы изначально были не просто его товарищами на поле боя, но и «помощниками Одина в его ветеринарных функциях». [ 12 ]
Пластины шлема эпохи Венделя (VI или VII века), найденные в могиле в Швеции, изображают фигуру в шлеме, держащую копье и щит, едущую на лошади, в окружении двух птиц. Табличка интерпретируется как Один в сопровождении двух птиц: его воронов. [ 13 ]
Пара идентичных германского железного века брошей в форме птиц из Бейсебакке на севере Дании может быть изображением Хугинна и Мунинна. На спине каждой птицы изображен мотив маски, а ступни птиц имеют форму голов животных. Перья птиц также состоят из голов животных. Вместе головы животных на перьях образуют маску на спине птицы. У птиц мощные клювы и веерообразные хвосты, что указывает на то, что они вороны. Броши предназначались для ношения на каждом плече в соответствии с модой германского железного века. [ 14 ] Археолог Питер Ванг Петерсен отмечает, что, хотя символика брошей остается спорной, форма клювов и хвостовых перьев подтверждает, что на брошях изображены вороны. Петерсен отмечает, что «украшения в форме ворона, которые носят парами, по моде того времени, по одному на каждом плече, заставляют мысли обратиться к воронам Одина и культу Одина в германском железном веке». Петерсен говорит, что Один связан с маскировкой и что маски на воронах могут быть портретами Одина. [ 14 ]
, Фрагменты гобелена Осеберга обнаруженные в эпохи викингов захоронении корабля Осеберг в Норвегии , представляют собой сцену, в которой две черные птицы парят над лошадью, возможно, первоначально возглавляя повозку (как часть процессии повозок, ведомых лошадьми на гобелене). Исследуя гобелен, ученый Энн Стайн Ингстад интерпретирует этих птиц как Хугинна и Мунинна, летающих над крытой тележкой с изображением Одина, проводя сравнение с изображениями Нертуса, засвидетельствованными Тацитом в 1 году нашей эры. [ 15 ]
В ходе раскопок в Рибе в Дании были обнаружены свинцовая литейная форма эпохи викингов и 11 идентичных литейных форм. На этих предметах изображен усатый мужчина в шлеме с двумя украшениями на голове. Археолог Стиг Дженсен предполагает, что эти украшения следует интерпретировать как Хугинна и Мунина, а владельца — как Одина. Он отмечает, что «подобные изображения встречаются везде, куда бывали викинги — от восточной Англии до России и, естественно, также и в остальной Скандинавии ». [ 16 ]
Часть Креста Торвальда (частично сохранившийся рунный камень, установленный в Кирк-Андреас на острове Мэн ) изображает бородатого человека, держащего копье вниз, направленного на волка, его правая нога в пасти и большая птица на плече. [ 17 ] Энди Орчард комментирует, что этой птицей может быть либо Хугинн, либо Мунинн. [ 2 ] Рундата датирует крест 940 годом, [ 18 ] а Плюсковский датирует его 11 веком. [ 17 ] Это изображение было интерпретировано как Один с вороном или орлом на плече, поглощённый чудовищным волком Фенриром во время событий Рагнарёка . [ 17 ] [ 19 ]
В ноябре 2009 года Музей Роскилле объявил об обнаружении и последующей демонстрации серебряной статуэтки с инкрустацией чернью , найденной в Лейре , Дания, которую они назвали « Один из Лейре ». Серебряный предмет изображает человека, сидящего на троне. На троне изображены головы животных, а по бокам расположены две птицы. Музей Роскилле идентифицирует фигуру как Одина, сидящего на своем троне Хлидскьяльфа в окружении воронов Хугинна и Мунинна. [ 20 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Ученые связали отношения Одина с Хугинном и Мунинном с шаманской практикой. Джон Линдоу связывает способность Одина посылать свою «мысль» (Хугинн) и «разум» (Мунинн) с в состояние транса путешествием шаманов . Линдоу говорит, что строфа Grímnismál , в которой Один беспокоится о возвращении Хугинна и Мунинна, «соответствует опасности, с которой шаман сталкивается в путешествии в состояние транса». [ 21 ]
Рудольф Симек критически относится к этому подходу, заявляя, что «предпринимались попытки интерпретировать воронов Одина как олицетворение интеллектуальных способностей бога, но это можно предположить только на основании самих имен Хугинн и Мунинн, которые вряд ли были изобретены задолго до этого». 9-й или 10-й века», однако два ворона, как спутники Одина, по-видимому, произошли из гораздо более ранних времен. [ 12 ] Вместо этого Симек связывает Хугинна и Мунина с более широкой символикой ворона в германском мире, включая знамя ворона (описанное в английских хрониках и скандинавских сагах), знамя, которое было соткано методом, который позволял ему, развеваясь на ветру, появляться как будто изображенный на нем ворон хлопал крыльями. [ 12 ]
Энтони Уинтерборн связывает Хугинна и Мунинна со скандинавскими концепциями фюльгья — концепции с тремя характеристиками; способности к изменению формы, удача и дух-хранитель — и хаминджа — призрачный двойник человека, который может появляться в образе животного. Уинтерборн утверждает, что «путешествие шамана по различным частям космоса символизируется концепцией хамингья о душе, меняющей форму, и приобретает еще одно символическое измерение для скандинавской души в рассказе о воронах Одина, Хугинне и Мунине». [ 22 ] В ответ на критику Симека попыток истолковать воронов «философски» Уинтерборн говорит, что «такие предположения [...] просто усиливают концептуальное значение, которое становится правдоподобным благодаря другим особенностям мифологии» и что имена Хугинн и Мунинн «требуют большего объяснение, чем обычно дается». [ 22 ]
Гелианд IX века, отличается от Нового Завета тем , , старосаксонская адаптация Нового Завета что в нем явно упоминается голубь, сидящий на плече Христа . По этому поводу Дж. Рональд Мерфи говорит: «Поместив мощного белого голубя не только над Христом, но и прямо на его плече, автор Гелианда изобразил Христа не только как Сына Всеправителя, но и как нового Водена. Это нарочитое изображение Христа, торжествующего верхом по земле, с великолепной птицей на плечах (автор, возможно, несколько смущен тем, что птица — невоинственный голубь!), — образ, призванный успокоить страхи и тоски тех, кто оплакивает утрату. Одина и тех, кто хочет вернуться к символам и путям старой религии. В этом образе Христос становится германским богом, в чьи уши шепчет Дух Всемогущего». [ 23 ]
Бернд Генрих предполагает, что Хугинн и Мунинн, а также Один и его волки Гери и Фреки отражают симбиоз, наблюдаемый в естественном мире среди воронов, волков и людей на охоте:
- В биологическом симбиозе один организм обычно компенсирует некоторую слабость или недостаток другого(их). Как и в таком симбиозе, Один был отцом всех людей и богов, хотя в человеческом облике сам по себе был несовершенен. Как отдельному существу, ему не хватало восприятия глубины (из-за одноглазости), а также он, по-видимому, был неосведомлен и забывчив. Но его слабости компенсировались его воронами Хугином (разумом) и Мунином (памятью), которые были его частью. Они сидели у него на плечах и каждый день отправлялись на разведку на край земли, чтобы вернуться вечером и сообщить ему новости. Рядом с ним также было два волка, и ассоциация человек/бог-ворон-волк была похожа на один единый организм, в котором вороны были глазами, разумом и памятью, а волки – поставщиками мяса и пищи. Как бог, Один был эфирной частью — он пил только вино и говорил только стихами. Я задавался вопросом, является ли миф об Одине метафорой, которая в шутливой и поэтической форме воплощает древние знания о нашем доисторическом прошлом как охотников в сотрудничестве с двумя союзниками для создания мощного охотничьего союза. Это будет отражать прошлое, которое мы давно забыли и значение которого было затемнено и сильно изношено, поскольку мы отказались от нашей охотничьей культуры и стали пастухами и земледельцами, для которых вороны выступают в качестве конкурентов. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Hrafnsmál — древнескандинавское стихотворение 9-го века, состоящее из разговора между валькирией и вороном.
- Список имен Одина , в который входят Храфнагуд и Храфнасс (оба означают «бог-ворон»)
- Вальравн , сверхъестественный «ворон убитых», появляющийся в датских народных песнях XIX века.
- Хугин и Мунин (Marvel Comics) — персонажи комиксов Marvel, основанные на скандинавских оригиналах.
- Ятагарасу , трёхногие вороны из семьи ками , Аматэрасу . синтоистских
- Ace Combat 7: Skies Unknown — видеоигра с двумя финальными боссами, одноименными с воронами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орчард (1997:92) .
- ^ Jump up to: а б Сад (1997:115) .
- ^ Линдоу (2001:186).
- ^ Роберт Ли (20 июня 2023 г.). «Шведский астронавт «быстро» присоединился к экипажу предстоящей частной космической миссии Axiom» . Space.com . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Торп (1907:21).
- ^ Беллоуз (1923:92).
- ^ Фолкс (1995:33).
- ^ Фолкс (1995: 138, 244 и 247).
- ^ Холландер (2007:11).
- ^ Уиллс (2006:8).
- ^ Симек (2007: 43 и 164).
- ^ Jump up to: а б с Симек (2007:164).
- ^ Симек (2007:164) и Линдоу (2005:187).
- ^ Jump up to: а б Петерсен (1990:62).
- ^ Ингстад (1995: 141–142).
- ^ Дженсен (1990:178).
- ^ Jump up to: а б с Плюсковский (2004:158).
- ^ Запись Бр Олсен; 185A в Rundata 2.0.
- ^ Янссон (1987:152)
- ^ Музей Роскилле. Odin fra Lejre. Архивировано 26 июня 2010 г. на Wayback Machine . Дополнительная информация. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine . Проверено 16 ноября 2009 г.
- ^ Линдоу (2001:188).
- ^ Jump up to: а б Уинтерборн (2004:38–41).
- ^ Мерфи (1989:79-80).
- ^ Генрих (2006 [1999]: 355). Обсуждение симбиоза волка и ворона см., например, у Heinrich (2006 [1999]: 226-235). Обсуждение симбиоза волка и человека см., например, у Henrich (2006 [1999]: 236-244).
Источники
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд.
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Холландер, Ли Милтон . (Пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8
- Ингстад, Энн Стайн (1995). «Интерпретация находки Осеберга», опубликованная в журналах Крамлин-Педерсен, Оле и Тай, Биргитте Мунк (редакторы). Корабль как символ в доисторической и средневековой Скандинавии: материалы международного исследовательского семинара в Датском национальном музее, Копенгаген, 5–7 мая 1994 г. Национальный музей . ISBN 87-89384-01-6
- Янссон, Свен Б. (1987). Руны в Швеции . Стокгольм, Гидлунд. ISBN 91-7844-067-X
- Дженсен, Стиг (1990). «Один из Рибе», собранный в Oldtidens Ansigt: Faces of the Past . Королевское скандинавское общество древностей. ISBN 87-7468-274-1
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515382-0
- Генрих, Бернд (2006 [1999]). Разум Ворона . Многолетник Харпер . ISBN 978-0-06-113605-4
- Мерфи, Дж. Рональд. 1989. Саксонский спаситель . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-506042-3
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Петерсен, Питер Ванг (1990). «Вороны Одина», собранные в Oldtidens Ansigt: Faces of the Past . Королевское скандинавское общество древностей. ISBN 87-7468-274-1
- Плюсковский, Алекс (2004). «Апокалиптические монстры: животные вдохновения для иконографии средневековых северных пожирателей». В Билдхауэре, Беттина; Миллс, Роберт (ред.). Чудовищное средневековье . Университет Торонто Пресс . ISBN 0-8020-8667-5 .
- Рундата 2.0 для Windows .
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (Транс) (1907). Эдда Сэмундар Хиннс Фрода Эдда Сэмундара Учёного . Часть I. Лондон Трюбнер и Ко
- Уиллс, Таррин (2006). «Анонимный стих в Третьем грамматическом трактате», опубликованный в McKinnell, John, Ashhurst, David. Доната, Кик. (Редакторы). Фантастика в древнескандинавской/исландской литературе, сагах и Британских островах: препринты 13-й Международной конференции саг в Дареме и Йорке, 6–12 августа 2006 г. Дарем: Центр исследований Средневековья и Возрождения. Онлайн .
- Уинтерборн, Энтони (2004). Когда норны заговорили: время и судьба в германском язычестве . Rosemont Publishing & Printing Corp. ISBN издательства 0-8386-4048-6 .