Зона водосбора
В человеческой географии зона охвата — это территория, из которой какое-либо место, например город, служба или учреждение, привлекает население, которое пользуется его услугами и экономическими возможностями. Зоны охвата могут быть определены на основе того, откуда люди естественным образом тянутся в определенное место (например, зона охвата трудовых ресурсов). [1] ) или как установлено правительствами или организациями для предоставления услуг.
Правительства и организации общественных работ часто определяют зоны обслуживания в целях планирования и обеспечения общественной безопасности , например, для обеспечения всеобщего доступа к таким службам, как пожарные части, полицейские управления, базы скорой помощи и больницы. В бизнесе зона охвата используется для описания влияния, с помощью которого точка розничной торговли привлекает своих клиентов. [2] Зоны обслуживания аэропортов могут помочь в оценке рентабельности маршрутов. [3]
Типы водосборных территорий
[ редактировать ]Водосборные бассейны могут быть определены относительно местоположения и на основе ряда факторов, включая расстояние, время в пути, географические границы или численность населения в пределах водосборного бассейна.
Зоны охвата обычно делятся на две категории: те, которые возникают органично, т.е. «де-факто» зона охвата, и места, к которым люди естественным образом тянутся, например, большой торговый центр. Зоной охвата с точки зрения места, к которому тянутся люди, может быть город, служба или учреждение.
Границы водосборного бассейна можно смоделировать с использованием географических информационных систем (ГИС). [4] Услуги, предоставляемые в пределах разных водосборов одной и той же территории, могут сильно различаться в зависимости от того, как и когда эти водосборы были созданы. [5] Обычно они смежны, но могут пересекаться, когда описывают конкурирующие услуги. [6] Например, границы зон обслуживания также могут различаться в зависимости от времени в пути, при этом 1 час указывает на ежедневное время в пути, а 3-часовой предел отражает основные, но менее частые услуги. [7]
Определение
[ редактировать ]Определение «фактических» зон охвата
[ редактировать ]Технология ГИС позволила моделировать водосборные территории, в частности те, которые относятся к городским территориям. Основываясь на времени в пути между сельскими районами и городами разных размеров, районы обслуживания городских и сельских районов (URCA) представляют собой глобальный набор данных ГИС, который позволяет сравнивать разные страны, например, распределение населения по континууму сельские и городские. [8] Функциональные экономические зоны (FEA), также называемые более крупными городскими зонами или функциональными городскими районами, представляют собой зоны обслуживания пассажиров или зоны поездок на работу . [9] Ограничением URCA и FEA является то, что модели связывают местоположения с единым городским центром, даже если может быть несколько центров для различных видов деятельности. [10]
В сочетании с больничными данными районы обслуживания могут определить эпидемиологическое бремя болезней. [11] или спрогнозировать потребности больниц в условиях вспышки заболевания. [12]
Создание зон обслуживания для конкретной услуги
[ редактировать ]Для оказания услуг могут быть созданы зоны обслуживания. Например, школьная зона обслуживания — это географическая область, из которой учащиеся имеют право посещать местную школу. Когда мощность учреждения может обслуживать только определенный объем, водосбор может использоваться для ограничения возможности населения получать доступ к услугам за пределами этой территории. [13] В случае школьной зоны обслуживания дети могут не иметь возможности записаться в школу за пределами своей зоны обслуживания, чтобы предотвратить перерасход школьных услуг.
Определение городов-регионов на основе перекрывающихся территорий водосбора
[ редактировать ]Перекрывающиеся территории водосбора можно использовать для определения городов-регионов, отражая взаимосвязанность городских центров. В статье Nature Cities «Всемирное разграничение многоуровневых городов-регионов» зоны обслуживания городских центров на четырех уровнях — город, малый, средний и крупный город — на основе времени в пути с использованием глобальной сетки трения путешествий, признавая, что люди могут полагаться на несколько центров для удовлетворения различных потребностей, при этом более крупные центры предлагают более широкий спектр деятельности. [14] Набор данных, классифицирующий более 30 000 городских центров по четырем уровням, находится в открытом доступе. [15]
Примеры
[ редактировать ]- Аэропорты можно строить и обслуживать в таких местах, где расстояние до них для окружающего населения сведено к минимуму. [16]
- В районе или районе города часто есть несколько небольших магазинов повседневного спроса, каждый из которых имеет зону обслуживания в несколько улиц. С другой стороны, супермаркеты имеют гораздо меньшую плотность и охватывают несколько кварталов (или несколько деревень в сельской местности). Этот принцип, подобно теории центрального места , делает водосборные бассейны важной областью исследования для географов , экономистов и градостроителей .
- Чтобы компенсировать неравенство доходов, расстояния, различия в уровне среднего образования и другие подобные факторы, страна может структурировать свое высшее образование. [17] зоны охвата, чтобы обеспечить хорошее сочетание студентов из разных слоев общества.
- Гонконг делит свои начальные школы на школьные сети в рамках своей системы приема в начальную школу , действующей как зоны сбора мест для распределения школьных мест. [18]
- Для информирования потенциальных работодателей, поставщиков транспортных услуг, проектировщиков и местных властей данные, подробно описывающие структуру поездок на работу в семи городах Западного региона Ирландии, были использованы для определения трудовых ресурсов каждого города. [19]
См. также
[ редактировать ]- Район города
- Внутренние районы
- Район сельско-городского сообщения
- Школьный округ
- Городское планирование
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Меньшие водозаборы рабочей силы в Западном регионе» . Комиссия западного развития . 22 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2021 г. Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Грин, Джек (9 декабря 2019 г.). «Важность охвата в розничной торговле» . Cromwell Property Group . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 г. Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ «Определение зоны обслуживания вашего аэропорта» . ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ TRB . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 г. Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Маклафферти, Сара Л. (2003). «ГИС и здравоохранение» . Ежегодный обзор общественного здравоохранения . 24 : 25–42. doi : 10.1146/annurev.publhealth.24.012902.141012 . ПМИД 12668754 .
- ^ Дженкинс, К.; Кэмпбелл, Дж. (1996). «Области охвата общей врачебной практики и их связь с размером и качеством практики и лишениями: описательное исследование в одном районе Лондона» . БМЖ . 313 (7066): 1189–92. дои : 10.1136/bmj.313.7066.1189 . ПМК 2352502 . ПМИД 8916754 .
- ^ Шурман, Надин; Фидлер, Роберт С; Гжибовский, Стефан CW; Грунд, Дэррин (2006). «Определение рационального больничного обслуживания для загородных районов на основе времени в пути» . Международный журнал географии здравоохранения . 5 : 43. doi : 10.1186/1476-072X-5-43 . ПМК 1617091 . ПМИД 17018146 .
- ^ Каттанео, Андреа; Гиргин, Серкан; де Би, Рольф; МакМеноми, Тереза; Нельсон, Эндрю; Ваз, Сара (26 июня 2024 г.). «Всемирное разграничение многоуровневых городов-регионов» . Природные города : 1–11. дои : 10.1038/s44284-024-00083-z . ISSN 2731-9997 .
- ^ Каттанео, Андреа; Нельсон, Эндрю; МакМеноми, Тереза (12 января 2021 г.). «Глобальное картирование городских и сельских водосборных зон показывает неравный доступ к услугам» . Труды Национальной академии наук . 118 (2): e2011990118. Бибкод : 2021PNAS..11820119C . дои : 10.1073/pnas.2011990118 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 7959575 . ПМИД 33431572 .
- ^ Морено-Монрой, Ана И.; Скьявина, Марчелло; Венери, Паоло (2020). «Мегаполисы мира. Разграничение и демографические тенденции» . Журнал городской экономики . 125 : 103242. doi : 10.1016/j.jue.2020.103242 .
- ^ Каттанео, Андреа; Адукия, Анджали; Браун, Дэвид Л.; Кристиансен, Люк; Эванс, Дэвид К.; Хаакенстад, Энни; МакМеноми, Тереза; Партридж, Марк; Ваз, Сара; Вайс, Дэниел Дж. (01 сентября 2022 г.). «Экономическое и социальное развитие в континууме город-село: новые возможности для информирования политики» . Мировое развитие . 157 : 105941. doi : 10.1016/j.worlddev.2022.105941 . hdl : 10986/36199 . ISSN 0305-750X .
- ^ Алегана, Виктор А.; Хазензи, Синтия; Акеч, Сэмюэл О.; Сноу, Роберт В. (28 января 2020 г.). «Оценка охвата больниц на основе записей о госпитализации: пространственный статистический подход применительно к малярии» . Научные отчеты . 10 (1): 1324. Бибкод : 2020НатСР..10.1324А . дои : 10.1038/s41598-020-58284-0 . ISSN 2045-2322 . ПМК 6987150 . ПМИД 31992809 .
- ^ Массонно, Клеман; Ру, Джонатан; Крепей, Паскаль (20 марта 2020 г.). «COVID-19: Прогнозирование краткосрочных потребностей в больницах во Франции». medRxiv 10.1101/2020.16.03.20036939v1 .
- ^ Парсонс, Эдди; Чокли, Брайан; Джонс, Аллан (2000). «Школьные сборы и движение учеников: пример родительского выбора». Образовательные исследования . 26 (1): 33–48. дои : 10.1080/03055690097727 . S2CID 144365321 .
- ^ Каттанео, Андреа; Гиргин, Серкан; де Би, Рольф; МакМеноми, Тереза; Нельсон, Эндрю; Ваз, Сара (26 июня 2024 г.). «Всемирное разграничение многоуровневых городов-регионов» . Природные города : 1–11. дои : 10.1038/s44284-024-00083-z . ISSN 2731-9997 .
- ^ Каттанео, Андреа; Гиргин, Серкан; де Би, Рольф А; МакМеноми, Тереза; Нельсон, Энди; Ваз, Сара (15 мая 2024 г.). «Всемирное разграничение многоуровневых городов-регионов» . Зенодо .
- ^ «Аэропорты: нефинансовый анализ» . Транспорт Канады .
- ^ «Поступление: поступление в университет» . Студенты Нигерия. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Прием в первую школу на сентябрь 2020 г.» (PDF) . Бюро образования . Август 2019. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2019 года . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ «Поездка на работу и в трудовые пункты в Западном регионе. Профиль семи городских трудовых пунктов» (PDF) . Информация WDC. Май 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 20 июля 2021 г.