Фитра
Фитра или фитра ( араб . فِطْرَة ; ALA-LC : фитра ) — арабское слово, означающее «изначальный характер», «естественную конституцию» или « врожденную природу». Эта концепция чем-то напоминает естественный порядок в философии, хотя имеются и значительные различия. В исламе – это врожденная природа человека , фитра признающая единство Бога ( таухид ). Это может означать либо состояние чистоты и невинности, в котором, по мнению мусульман, рождаются все люди, либо способность выбирать или отвергать руководство Бога. В Коране говорится, что люди были созданы в наиболее совершенной форме (95:4) и наделены первозданной природой (30:30). Более того, Бог взял завет со всеми детьми Адама Земли еще до того, как они были отправлены в мирское царство , относительно Его Светлости (7:172–173). Считается, что этот завет оставил неизгладимый отпечаток в человеческой душе , причем в Коране подчеркивается, что в Судный день никто не сможет ссылаться на незнание этого события (7:172–173).
Фитра также связана с божественным духом , который Бог, согласно Корану, вдохнул в Адама (15:29, 32:9, 38:72). Это означает, что фитра представляет собой истинную сущность Адама, которого Бог научил всем именам (2:31). В Коране фитра связана с понятием ханиф (30:30); термин, который часто ассоциируется с Авраамом , но он также включает в себя людей, которые отвернулись от ошибочных убеждений и вместо этого приняли веру в единство Бога.
Это учение находит отражение в пророческих традициях , которые подтверждают существование внутренней человеческой природы при рождении. Следовательно, в исламской вере люди считаются благословенными, обладающими способностью постигать и подтверждать существование Бога. Однако со временем люди склонны игнорировать и игнорировать свою врожденную природу, в результате чего она становится затемненной и глубоко похороненной внутри них. В этом смысле ислам воспринимается как средство, помогающее людям заново открыть и воссоединиться со своей изначальной природой, в конечном итоге восстанавливая свои изначальные отношения с Богом.
По мнению Матуриди ученого Абу аль-Лайса аль-Самарканди , джинны также наделены фитрой и, таким образом, обязаны соблюдать закон Бога .
Этимология
[ редактировать ]Фитра — арабское слово, которое обычно переводится как «изначальная предрасположенность», «естественная конституция» или «врожденная природа». [ 1 ] Корневой глагол F-Ṭ-R означает «расщеплять» или «расщеплять», встречается также в Ифтаре (разговение), Ид аль-Фитр и в 82-й главе Корана ( Сура Аль-Инфитар – «Расщепление» ). Арабские лексикографы также связывают его с созданием . [ 2 ] Фатир обычно переводится как создатель или создатель , поэтому считается, что фитра также относится к «состоянию творения». [ 2 ]
Коранические повествования и интерпретации
[ редактировать ]Согласно «Изучению Корана» , фитра, или изначальная природа, упомянутая в Коране (30:30), относится к присущему и естественному признанию единства Бога, которое существует внутри каждого человека. Это признание представляет собой суть того, что значит быть человеком в исламской традиции. [ 3 ]
В суре 30-й Корана слово фитра используется в контексте следующего аята:
«Обратись к религии как Ханиф в изначальной природе Бога, из которой Он создал человечество – творение Бога невозможно изменить; это правильно, но большинство человечества не знает». [ 4 ]
— Сура Ар-Рум , стих 30, «Изучение Корана» , 2015 г.
Вышеупомянутый стих (30:30) связывает фитру с концепцией Ханифа , которая «большинство понимает как означающую прямоту и порядочность, не склоняясь и не придерживаясь прошлых религий, которые были изменены или отменены». [ 4 ] В Коране термин «Ханиф» часто используется по отношению к Аврааму, но в более широком смысле он относится к тому, кто отворачивается от заблуждения и вместо этого принимает веру в единство Бога. [ 4 ] Если термин «фитра» понимать как означающий «разделять», это может означать, что Бог разделяет свое творение на верующих и неверующих посредством «истинной религии». [ 2 ]
По словам Сейеда Хоссейна Насра , ислам рассматривает людей как обладающих изначальной природой, известной как аль-фитра. Несмотря на свое существование, эта природа может стать затемненной и глубоко скрытой внутри человека в результате пренебрежения и забывчивости. Коран признает, что люди были созданы в наилучшей возможной форме (ахсан алтаквим) (95:4), с разумом, необходимым для признания и познания Бога. [ 5 ] Таким образом, исламское послание направлено на эту фундаментальную природу человечества, стремясь в конечном итоге возродить и омолодить ее. [ 5 ]
[Послание Ислама] — это призыв к воспоминанию, к воспоминанию о знании, заложенном в самую суть нашего существа еще до нашего прихода в этот мир. В знаменитом стихе, определяющем отношения между людьми и Богом, Коран, говоря о докосмическом существовании человека, утверждает: «Разве Я не твой Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»» (7:172). «Они» относится ко всем детям Адама, мужского и женского пола, а «да» подтверждает утверждение нами Единства Бога в нашей предвечной онтологической реальности. Мужчины и женщины до сих пор несут в глубине души отголосок этого «да», и Ислам обращен именно к этой изначальной природе, произнесшей «да» еще до сотворения небес и земли. Поэтому призыв Ислама касается, прежде всего, воспоминания о знании, глубоко укоренившемся в нашем существе, подтверждения знания, которое спасает, отсюда и сотериологическая функция знания в Исламе. [ 5 ]
- Уильям Читтик , The Essential Сейед Хоссейн Наср , 2007 г.
Согласно Корану 7:172-173, Бог призвал все души засвидетельствовать Его светлость перед отправкой в мир, чтобы никто не мог сослаться на невежество в Судный день. «Чтобы вы не сказали в День Воскресения: «Что касается нас, мы были небрежны к этому», или чтобы вы не сказали: «Отцы наши приобщали других к Богу до нас, а мы были их потомками после них. Что же Ты пожелаешь?» погубить нас за то, что сделали тщеславные?»». [ 6 ] Некоторые комментаторы, в том числе аль-Рази , утверждали, что неспособность людей вспомнить довременный завет, упомянутый в Коране 7:172-173, подразумевает, что он символичен и, следовательно, не может быть основой человеческой ответственности. Однако «Изучение Корана» предполагает, что это событие следует рассматривать в более широком контексте Корана и его пророческой истории. Согласно «Изучению Корана», «это преждевременное признание господства Бога можно понимать как создание врожденной склонности людей к признанию и поклонению Богу во время земной жизни, а также к принятию пророков и посланий, которые они приносят, как « напоминаний » о том, что люди уже знают внутренне, но просто забыли». [ 7 ]
Согласно этой точке зрения, те, кто отвергает пророков, делают это из сознательного невежества и отрицают истины, которые «должны в любой искренней и морально неиспорченной душе резонировать с глубоким, но забытым знанием Бога, которое, тем не менее, все еще существует внутри них». . [ 7 ] Даже несмотря на то, что люди забыли об этом, они все еще обладают врожденным знанием Бога, которое часто прикрывается их неверием. Это отражено в термине « куффар », что означает «неверующие», но который также этимологически относится к идее сокрытия истины. Говорят, что предвременный завет, а также то, что Бог посылает посланников ко всем людям, служит «доказательством» против тех, кто отвергает пророческие вести. Это потому, что они отрицают то, что уже знают глубоко внутри себя, и поэтому действуют капризно или цинично. [ 7 ]
По словам Уильяма Читтика, «Фитра — это божественная форма, которую Бог даровал Адаму , когда Он создал его; или, согласно Корану, это божественный дух, который Бог вдунул в глину Адама, чтобы вернуть его к жизни». . [ 8 ] В Коране дух, вдохнутый в Адама Богом, упоминается местоимениями «Его» (32:9) и «Мой» (15:29, 38:72). [ 9 ] Этот дух известен как «приписываемый дух» (ар-рух аль-идафи), что подразумевает, что он обладает как божественными, так и человеческими характеристиками. Дух, который Бог вдунул в Адама, обладает духовными и ангельскими качествами, такими как светимость, тонкость, осознанность и единство. [ 9 ] Таким образом, фитра представляет собой «самого Адама, которому Бог «научил всем именам» (2:31)». [ 10 ] Он считается основой человеческой мудрости и знаний, поскольку естественным образом склоняется к вере в единство Бога, что является сутью таухида. Эта вера является основой для истинного понимания Бога, вселенной и себя. [ 10 ]
В пророческих традициях
[ редактировать ]В пророческих традициях ( хадисах ) этот термин получает новое внимание: «Нет новорожденного ребенка, который не родился бы в состоянии фитры. Его родители затем делают его евреем , христианином или магом , подобно тому, как животное родившийся неповреждённым. Видишь ли ты среди них кого-нибудь увечного (при рождении)?» [ 11 ] Согласно хадису-кудси, Бог говорит: «Я создал своих слуг хунафами (т. е. монотеистами ), затем шаятины отвратили их от их религии». [ 12 ] В другой традиции сообщается, что Пророк сказал: «Фитра – это пять вещей, или пять вещей являются частью фитры: обрезание, бритье лобковых волос, выщипывание волос под мышками, стрижка ногтей и подстригание усов». [ 13 ]
В богословии
[ редактировать ]Мутазилиты утверждают , что исламский закон разумен и дан каждому рожденному ребенку, поэтому фитра отождествляется с исламом . Эта точка зрения также была адаптирована несколькими каноническими традициями. Однако в других странах фитра относится к доисламской религии, зародившейся от Адама , до того, как были раскрыты какие-либо религиозные обязательства. [ 14 ]
Абу аль-Лайс аль-Самарканди
[ редактировать ]По мнению Матуриди ученого ( Алима ) Абу аль-Лайса ас-Самарканди , люди и джинны созданы с фитрой и, таким образом, обязаны ( таклиф ) следовать закону Бога. Оно включает в себя идеи о том, что люди рождаются чистыми и невинными и обладают врожденной способностью выбирать или отвергать руководство Бога. [ 15 ]
Возрождение фитры
[ редактировать ]По словам Уильяма Читтика , Коран и хадисы предполагают, что люди обладают врожденной способностью понимать реальность такой, какая она есть, но их окружение скрывает эту способность. Роль Пророков – напоминать ( зикр ) людям о знаниях, которые у них уже есть, тогда как людям просто нужно помнить (зикр) их. Как только они вспомнят и признают эти знания, они смогут восстановить свою врожденную способность понимать реальность. [ 16 ] Эта способность всегда была их частью, глубоко встроена в их природу и никогда по-настоящему не была отделена от их существа.
Сравнение с другими концепциями
[ редактировать ]Концепции Фитры в исламе и природы Будды в буддизме обнаруживают поразительное сходство, несмотря на разное происхождение. Фитра означает врожденную чистоту и естественную склонность к признанию и поклонению Аллаху, подчеркивая врожденную доброту и моральный компас каждого человека. Природа Будды, занимающая видное место в буддизме Махаяны , означает врожденный потенциал просветления всех живых существ, воплощающий чистое сознание, мудрость и сострадание. [ 17 ]
Обе концепции подчеркивают универсальный атрибут: природа Фитры и Будды применима ко всем людям и разумным существам соответственно, предполагая внутренний духовный потенциал. Они также признают, что эта чистота может быть затемнена — Фитра из-за греха и заблуждений, а природа Будды — из-за невежества и загрязнений, — но может быть восстановлена посредством духовной практики и этической жизни.
См. также
[ редактировать ]- Рух
- Сердце
- Нафс
- 'Разум
- Естественный закон
- Ритуальная чистота в исламе
- чистота
- Естественный порядок
- Состояние природы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Гувер, «Фитра» , EI 3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бердж, Стивен Р. «Ангелы в толкованиях суры аль-Малаика Вопроса 35:1» . Институт исмаилитских исследований . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года.
- ^ Наср и др. 2015 , с. 467.
- ^ Перейти обратно: а б с Наср и др. 2015 , с. 991.
- ^ Перейти обратно: а б с Наср и Читтик 2007 , с. 45.
- ^ Мурата и Читтик 1994 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с Наср и др. 2015 , с. 468.
- ^ Читтик 2007 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Читтик 1989 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Читтик 2007а , с. 29.
- ^ Мохамед 1995 , стр. 129.
- ^ Абдул-Рахман 2009 , стр. 62.
- ^ Абдул-Рахман 2003 , с. 107.
- ^ Венсинк 2013 , с. 214-216.
- ^ аль-Самарканди и Дайбер 1995 , стр. 243.
- ^ Читтик 1998 , стр. 97–98.
- ^ Барнсли, Кэрол (июнь 2013 г.). «Точка соприкосновения между исламом и буддизмом. Реза ШахКаземи и др. Луисвилл, Кентукки: Fons Vitae, 2010. Стр. vii +143. 16,95 долларов США» . Обзор религиоведения . 39 (2): 121. дои : 10.1111/rsr.12039_3 . ISSN 0319-485X .
Источники
[ редактировать ]- Читтик, Уильям (1998). «Между да и нет: Ибн аль-Араби о вуджуде и врожденных способностях». В Формане, RKC (ред.). Врожденные способности: мистицизм, психология и философия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511697-7 .
- Наср, Ш.; Читтик, WC (2007). Важнейший Сейед Хоссейн Наср . Библиотека вечной философии Серия «Вечная философия». Мировая Мудрость. ISBN 978-1-933316-38-3 .
- Наср, Ш.; Дагли, СК; Дакаке, ММ; Ламбард, JEB; Рустом, М. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарии — кожаное издание . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-112588-1 .
- Читтик, Уильям (2007). «Традиционный подход к обучению». Священная сеть . 18 :29-47.
- Читтик, WC (2007a). Наука космоса, наука души: актуальность исламской космологии в современном мире . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-495-3 .
- Читтик, WC (1989). Суфийский путь познания: Метафизика воображения Ибн аль-Араби . G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-885-0 .
- Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 .
- Мурата, С.; Читтик, WC (1994). Видение ислама: основы мусульманской веры и практики . Видения реальности. ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-022-3 .
- Венсинк, AJ (2013). Мусульманское вероучение: его генезис и историческое развитие . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-03009-4 .
- Мохамед, Ясиен (1995). «ТОЛКОВАНИЯ ФИТРЫ» . Исламские исследования . 34 (2). Институт исламских исследований, Международный исламский университет, Исламабад: 129–151. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20840202 .
- аль-Самарканд, Нью-Мексико; Дайбер, Х. (1995). Шарх аль-Фикх аль-Абсат аль-Аби Ханифа: Комментарий Абу Л-Лайта Ас-Самарканди к Абу Ханифе (умер в 150/767 г.) Аль-Фикх Аль- абсат Изучите исламские культуры (на арабском языке). Институт изучения языков и культур Азии и Африки.
- Абдул-Рахман, MS (2003). Ислам: Вопросы и ответы: Педагогика Образование и воспитание . Ислам: вопросы и ответы. MSA Публикация Лимитед. ISBN 978-1-86179-298-3 . Проверено 12 мая 2023 г.
- Абдул-Рахман, MS (2009). Тафсир Ибн Касир Джуз' 21 (Часть 21): Аль-Анкабут 46 до Аль-Ажа . MSA Публикация Лимитед. ISBN 978-1-86179-733-9 . Проверено 12 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. М. Коуэн (1994), Словарь современного письменного арабского языка Ганса Вера
- Джон Эспозито (2003), Оксфордский словарь ислама
- М. Масуд (1996), Исламская правовая интерпретация: муфтии и их фетвы.
- Имам Али, Нахджул Балага : проповеди, письма и высказывания имама Али
- Аль-Кулайни, аль-Усул мина 'л-Кафи , т. 2, с. 13; аль-Бухари, Сахих, т. 2 (Бейрут: Дар аль-Фикр, 1401), с. 104