Jump to content

Жак Лизо

Жак Лизо (род. 1938) — французский антрополог и лингвист. Он жил среди народа яномами в Венесуэле более 20 лет, документируя их культуру и язык. Среди его произведений — книга 1976 года «Яномами перед лицом этноцида» , книга 1985 года « Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу» и Энциклопедический словарь языка яномами 2004 года . В книге 2000 года «Тьма в Эльдорадо» и документальном фильме 2010 года «Секреты племени» содержались утверждения о том, что Лизо обменивала товары на сексуальные услуги со стороны маленьких мальчиков. Лизо отвергла обвинения.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Жак Лизо родился 11 февраля 1938 года в Монтрей, Франция. Он учился в Университете Сорбонны , получив степень доктора антропологии в 1967 году. [ 1 ] Он был востоковедом и изучал классический арабский язык. [ 2 ] Его докторская диссертация касалась сельской социологии алжирской деревни, основанной на опросах, проведенных в 1966 году в Митидже . Позже Лизо расширил эту диссертацию в своей монографии 1973 года « Метиджа, деревня Алжир-де-л'Уарсенис» . [ 3 ]

Лизо был учеником и протеже Клода Леви-Стросса , который пригласил его принять участие в медицинских антропологических исследованиях народа яномами в Венесуэле. [ 1 ]

Жизнь среди яномами

[ редактировать ]

принял участие в совместном проекте Французской комиссии по атомной энергии и Французского национального центра научных исследований. Лизо отправился в Венесуэлу, где с 1968 по 1970 год яномами . Позже Лизо вернулся в Венесуэлу и более 20 лет жил среди народа [ 4 ] из них более 15 лет провёл в Таяри, деревне недалеко от Бисааси-тери. [ 5 ] Деревня яномами была названа в честь Лизо. [ 6 ]

У Лизо были разногласия с миссионерами- салезианцами Дона Боско, но она помогала им разрабатывать учебные материалы для яномами. [ 7 ] Лизо вернулась во Францию ​​в 1993 году.

Сочинения о яномами

[ редактировать ]

Лизот изучала язык яномами, а также мифы, материальную культуру и экономику яномами. [ 8 ] Он написал книгу 1976 года «Яномами перед лицом этноцида» и книгу 1985 года « Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу» . [ 4 ] Его книга 1985 года носит описательный и частично повествовательный характер. Его критиковали за игнорирование влияния европейских контактов на яномами. [ 9 ]

Лизо критиковал своего коллегу-ученого яномами Наполеона Шаньона , написав, что его исследования делают «невозможным определить точное происхождение количественных данных». [ 10 ] и опровержение выводов Шаньона о роли насилия в культуре яномами. [ 4 ] В своей статье в журнале «Американский этнолог » Лизо отверг тезис Шаньона о том, что унокай , мужчины яномами, совершившие убийства, имели больший репродуктивный успех, утверждая, что систематическая предвзятость со стороны Шаньона заставила его упустить тот факт, что унокаи — это более широкая категория, чем просто мужчины, совершившие убийство. [ 10 ] [ 11 ] Во введении к «Сказкам о яномами » Лизот пишет:

«Я хотел бы, чтобы моя книга помогла пересмотреть преувеличенное представление о насилии яномами. Яномами — воины; они могут быть жестокими и жестокими, но они также могут быть деликатными, чувствительными и любящими. Насилие носит лишь спорадический характер; оно никогда не бывает доминирует в общественной жизни в течение любого периода времени, и долгие моменты мира могут разделить два взрыва. Когда кто-то знаком с обществами равнин Северной Америки или обществами чако в Южной Америке, нельзя сказать, что культура яномами организована. вокруг войны, как это делает Шаньон». [ 4 ] [ 5 ]

Лизо в основном избегала теоретических экстраполяций культуры яномами, предпочитая описательный подход. Он подчеркнул слабость политической системы яномами и отчасти объяснил насильственные действия незаконными сексуальными отношениями. Лизо избегал использования материалистических объяснений войны Шаньона, вместо этого придерживаясь структуралистского взгляда на войну как «форму обмена, стремящуюся к равновесию». [ 9 ]

Лизо опубликовала яномами в словарь языка Энциклопедический [ 8 ] В 2004 году он передал свои полевые записи и документы, относящиеся к яномами, Лаборатории социальной антропологии Коллеж де Франс . [ 8 ]

Обвинения в сексуальном непристойности

[ редактировать ]

книге «Тьма в Эльдорадо» В Патрика Тирни 2000 года описана серия предполагаемых этических нарушений со стороны антропологов, изучающих яномами, в том числе со стороны Шаньона, Кеннета Гуда и Лизо. [ 12 ] В книге подробно рассказывается, как Лизот «вероятно, раздавала больше одежды и дробовиков, чем любой другой человек среди яномами». [ 4 ] По словам Тирни, Лизо обменивала изделия из стали на сексуальные услуги со стороны молодых людей: «два половых акта за мачете, шесть за дробовик». Слово яномами, обозначающее анальный секс, стало Лизо-моу , «поступать как Лизот». [ 13 ] Тирни также написала, что Лизо была ненадолго заключена в тюрьму в Венесуэле за растление малолетних и неоднократно подвергалась осуждению. [ 6 ]

Тирни также утверждал, что Лизо изменила баланс сил в деревнях. Обеспечивая его деревню материальными благами, они приобрели политическое влияние. По словам Тирни, деревня Лизо развязала войну с «деревней Шаньона», в результате чего десять человек погибли, а деревня Лизо была разрушена. [ 10 ]

Лизо ранее писала, что яномами были «сексуальными новаторами потрясающей утонченности, эротическим народом». [ 13 ] В ответ на обвинения, изложенные в книге Тирни, Лизо заявила, что секс был по обоюдному согласию и между взрослыми. [ 5 ] В интервью Time он назвал обвинения «отвратительными… Мой дом — не бордель. Я дарил подарки, потому что это часть культуры яномами». [ 10 ]

Книгу Тирни раскритиковали за то, что она опиралась на слухи и не имела документации. [ 6 ] Более поздние независимые расследования, в том числе проведенные Американской антропологической ассоциацией , показали, что некоторые утверждения Тирни были преувеличенными, ложными или дискредитирующими, но не поставили под сомнение факты, приписываемые Лизо. [ 14 ]

Документальный фильм Секреты племени» « Хосе Падилья 2010 года вновь обратился к этой теме и включил интервью с мужчинами, имевшими сексуальные контакты с Лизо. [ 15 ]

Лизо был награжден Французской академии Призом Эстрад-Делькро в 1976 году за свою книгу «Церкл огня». Факты и высказывания индейцев яномами . [ 16 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Янымами-французский словарь (1970)
  • Метиджа, алжирская деревня в Уарсенисе (1973 г.)
  • Круг огней. Факты и высказывания индейцев яномами (1976)
  • Яномами перед лицом этноцида (1976)
  • Центральные Янымами (1984)
  • Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу (1985)
  • Мифология яномами (1991)
  • Воины Амазонки (1996)
  • Издан энциклопедический словарь языка яномами (2004 г.).
  1. ^ Jump up to: а б «Жак Лизо» . Пуэблос Ориджинариос. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  2. ^ Лизо, Жак (1976). Яномами перед лицом этноцида (PDF) . ИГГИА. Архивировано (PDF) из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  3. ^ Де Планхол, Ксавье (1975). «Жак Лизо, Метиджа, алжирская деревня в Уарсенисе» (PDF) . Сельские исследования (60): 116–117.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Борофски, Роб (2005). Яномами: ожесточенный спор и чему мы можем из него научиться . Издательство Калифорнийского университета. п. 10. ISBN  978-0-520-93856-4 .
  5. ^ Jump up to: а б с Икин, Эмили (13 февраля 2013 г.). «Как Наполеон Шаньон стал нашим самым противоречивым антропологом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Рейнс Уоллес, Дэвид (12 ноября 2000 г.). «Левая рука тьмы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  7. ^ Херцог-Шредер, Габриэле (2022). «Процессы модернизации, процессы коренизации: пример Амазонии (Яномами, Южная Венесуэла)». Коренное население в движении . п. 76. дои : 10.1515/9781785337239-008 .
  8. ^ Jump up to: а б с «Фонд Лизо» . Архивы Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б Паркин, Роберт (2005). «Франкоязычные страны». Одна дисциплина, четыре пути: британская, немецкая, французская и американская антропология . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 237. ИСБН  978-0-226-03827-8 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Манн, Чарльз К. (19 января 2001 г.). «Антропологическая война». Наука . 291 (5503): 416–421. дои : 10.1126/science.291.5503.416 . S2CID   220116822 .
  11. ^ Лизо, Жак; Дарт, Сара (ноябрь 1994 г.). «О войне: ответ Н. А. Шаньону». Американский этнолог . 21 (4): 845–862. дои : 10.1525/ae.1994.21.4.02a00100 .
  12. ^ Брохан, Микаэль (1 апреля 2003 г.). «Болезни, товары, войны… и рассматриваемая этика: заметка о деле Тирни» . Бюллетень Французского института андских исследований (на французском языке). 32 (1): 151–184. дои : 10.4000/bifea.6446 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б Проктор, Роберт Н. (9 ноября 2000 г.). «Антропологи под огнем: необходимо ответить на обвинения в жестоком обращении с отдаленными племенами» . Природа . 408 (6809). дои : 10.1038/35041611 . S2CID   4316826 .
  14. ^ Ладен, Грег (2 мая 2013 г.). «Кто свирепее: индейцы яномамо или дуэльные племена антропологов?» . Журнал «Сланец» . Архивировано из оригинала 10 октября 2018 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  15. ^ ДеФоре, Джон (26 января 2010 г.). «Антропологи разоблачены в «Тайнах племени» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  16. ^ «Жак ЛИЗО» . Французская академия. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5303a7a6ca911907362a958cbe001afb__1697359740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/fb/5303a7a6ca911907362a958cbe001afb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Lizot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)