Жак Лизо
Жак Лизо (род. 1938) — французский антрополог и лингвист. Он жил среди народа яномами в Венесуэле более 20 лет, документируя их культуру и язык. Среди его произведений — книга 1976 года «Яномами перед лицом этноцида» , книга 1985 года « Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу» и Энциклопедический словарь языка яномами 2004 года . В книге 2000 года «Тьма в Эльдорадо» и документальном фильме 2010 года «Секреты племени» содержались утверждения о том, что Лизо обменивала товары на сексуальные услуги со стороны маленьких мальчиков. Лизо отвергла обвинения.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Жак Лизо родился 11 февраля 1938 года в Монтрей, Франция. Он учился в Университете Сорбонны , получив степень доктора антропологии в 1967 году. [ 1 ] Он был востоковедом и изучал классический арабский язык. [ 2 ] Его докторская диссертация касалась сельской социологии алжирской деревни, основанной на опросах, проведенных в 1966 году в Митидже . Позже Лизо расширил эту диссертацию в своей монографии 1973 года « Метиджа, деревня Алжир-де-л'Уарсенис» . [ 3 ]
Лизо был учеником и протеже Клода Леви-Стросса , который пригласил его принять участие в медицинских антропологических исследованиях народа яномами в Венесуэле. [ 1 ]
Жизнь среди яномами
[ редактировать ]принял участие в совместном проекте Французской комиссии по атомной энергии и Французского национального центра научных исследований. Лизо отправился в Венесуэлу, где с 1968 по 1970 год яномами . Позже Лизо вернулся в Венесуэлу и более 20 лет жил среди народа [ 4 ] из них более 15 лет провёл в Таяри, деревне недалеко от Бисааси-тери. [ 5 ] Деревня яномами была названа в честь Лизо. [ 6 ]
У Лизо были разногласия с миссионерами- салезианцами Дона Боско, но она помогала им разрабатывать учебные материалы для яномами. [ 7 ] Лизо вернулась во Францию в 1993 году.
Сочинения о яномами
[ редактировать ]Лизот изучала язык яномами, а также мифы, материальную культуру и экономику яномами. [ 8 ] Он написал книгу 1976 года «Яномами перед лицом этноцида» и книгу 1985 года « Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу» . [ 4 ] Его книга 1985 года носит описательный и частично повествовательный характер. Его критиковали за игнорирование влияния европейских контактов на яномами. [ 9 ]
Лизо критиковал своего коллегу-ученого яномами Наполеона Шаньона , написав, что его исследования делают «невозможным определить точное происхождение количественных данных». [ 10 ] и опровержение выводов Шаньона о роли насилия в культуре яномами. [ 4 ] В своей статье в журнале «Американский этнолог » Лизо отверг тезис Шаньона о том, что унокай , мужчины яномами, совершившие убийства, имели больший репродуктивный успех, утверждая, что систематическая предвзятость со стороны Шаньона заставила его упустить тот факт, что унокаи — это более широкая категория, чем просто мужчины, совершившие убийство. [ 10 ] [ 11 ] Во введении к «Сказкам о яномами » Лизот пишет:
«Я хотел бы, чтобы моя книга помогла пересмотреть преувеличенное представление о насилии яномами. Яномами — воины; они могут быть жестокими и жестокими, но они также могут быть деликатными, чувствительными и любящими. Насилие носит лишь спорадический характер; оно никогда не бывает доминирует в общественной жизни в течение любого периода времени, и долгие моменты мира могут разделить два взрыва. Когда кто-то знаком с обществами равнин Северной Америки или обществами чако в Южной Америке, нельзя сказать, что культура яномами организована. вокруг войны, как это делает Шаньон». [ 4 ] [ 5 ]
Лизо в основном избегала теоретических экстраполяций культуры яномами, предпочитая описательный подход. Он подчеркнул слабость политической системы яномами и отчасти объяснил насильственные действия незаконными сексуальными отношениями. Лизо избегал использования материалистических объяснений войны Шаньона, вместо этого придерживаясь структуралистского взгляда на войну как «форму обмена, стремящуюся к равновесию». [ 9 ]
Лизо опубликовала яномами в словарь языка Энциклопедический [ 8 ] В 2004 году он передал свои полевые записи и документы, относящиеся к яномами, Лаборатории социальной антропологии Коллеж де Франс . [ 8 ]
Обвинения в сексуальном непристойности
[ редактировать ]книге «Тьма в Эльдорадо» В Патрика Тирни 2000 года описана серия предполагаемых этических нарушений со стороны антропологов, изучающих яномами, в том числе со стороны Шаньона, Кеннета Гуда и Лизо. [ 12 ] В книге подробно рассказывается, как Лизот «вероятно, раздавала больше одежды и дробовиков, чем любой другой человек среди яномами». [ 4 ] По словам Тирни, Лизо обменивала изделия из стали на сексуальные услуги со стороны молодых людей: «два половых акта за мачете, шесть за дробовик». Слово яномами, обозначающее анальный секс, стало Лизо-моу , «поступать как Лизот». [ 13 ] Тирни также написала, что Лизо была ненадолго заключена в тюрьму в Венесуэле за растление малолетних и неоднократно подвергалась осуждению. [ 6 ]
Тирни также утверждал, что Лизо изменила баланс сил в деревнях. Обеспечивая его деревню материальными благами, они приобрели политическое влияние. По словам Тирни, деревня Лизо развязала войну с «деревней Шаньона», в результате чего десять человек погибли, а деревня Лизо была разрушена. [ 10 ]
Лизо ранее писала, что яномами были «сексуальными новаторами потрясающей утонченности, эротическим народом». [ 13 ] В ответ на обвинения, изложенные в книге Тирни, Лизо заявила, что секс был по обоюдному согласию и между взрослыми. [ 5 ] В интервью Time он назвал обвинения «отвратительными… Мой дом — не бордель. Я дарил подарки, потому что это часть культуры яномами». [ 10 ]
Книгу Тирни раскритиковали за то, что она опиралась на слухи и не имела документации. [ 6 ] Более поздние независимые расследования, в том числе проведенные Американской антропологической ассоциацией , показали, что некоторые утверждения Тирни были преувеличенными, ложными или дискредитирующими, но не поставили под сомнение факты, приписываемые Лизо. [ 14 ]
Документальный фильм Секреты племени» « Хосе Падилья 2010 года вновь обратился к этой теме и включил интервью с мужчинами, имевшими сексуальные контакты с Лизо. [ 15 ]
Награды
[ редактировать ]Лизо был награжден Французской академии Призом Эстрад-Делькро в 1976 году за свою книгу «Церкл огня». Факты и высказывания индейцев яномами . [ 16 ]
Публикации
[ редактировать ]- Янымами-французский словарь (1970)
- Метиджа, алжирская деревня в Уарсенисе (1973 г.)
- Круг огней. Факты и высказывания индейцев яномами (1976)
- Яномами перед лицом этноцида (1976)
- Центральные Янымами (1984)
- Сказки яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу (1985)
- Мифология яномами (1991)
- Воины Амазонки (1996)
- Издан энциклопедический словарь языка яномами (2004 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Жак Лизо» . Пуэблос Ориджинариос. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Лизо, Жак (1976). Яномами перед лицом этноцида (PDF) . ИГГИА. Архивировано (PDF) из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Де Планхол, Ксавье (1975). «Жак Лизо, Метиджа, алжирская деревня в Уарсенисе» (PDF) . Сельские исследования (60): 116–117.
- ^ Jump up to: а б с д и Борофски, Роб (2005). Яномами: ожесточенный спор и чему мы можем из него научиться . Издательство Калифорнийского университета. п. 10. ISBN 978-0-520-93856-4 .
- ^ Jump up to: а б с Икин, Эмили (13 февраля 2013 г.). «Как Наполеон Шаньон стал нашим самым противоречивым антропологом» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Рейнс Уоллес, Дэвид (12 ноября 2000 г.). «Левая рука тьмы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Херцог-Шредер, Габриэле (2022). «Процессы модернизации, процессы коренизации: пример Амазонии (Яномами, Южная Венесуэла)». Коренное население в движении . п. 76. дои : 10.1515/9781785337239-008 .
- ^ Jump up to: а б с «Фонд Лизо» . Архивы Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Паркин, Роберт (2005). «Франкоязычные страны». Одна дисциплина, четыре пути: британская, немецкая, французская и американская антропология . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 237. ИСБН 978-0-226-03827-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Манн, Чарльз К. (19 января 2001 г.). «Антропологическая война». Наука . 291 (5503): 416–421. дои : 10.1126/science.291.5503.416 . S2CID 220116822 .
- ^ Лизо, Жак; Дарт, Сара (ноябрь 1994 г.). «О войне: ответ Н. А. Шаньону». Американский этнолог . 21 (4): 845–862. дои : 10.1525/ae.1994.21.4.02a00100 .
- ^ Брохан, Микаэль (1 апреля 2003 г.). «Болезни, товары, войны… и рассматриваемая этика: заметка о деле Тирни» . Бюллетень Французского института андских исследований (на французском языке). 32 (1): 151–184. дои : 10.4000/bifea.6446 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Проктор, Роберт Н. (9 ноября 2000 г.). «Антропологи под огнем: необходимо ответить на обвинения в жестоком обращении с отдаленными племенами» . Природа . 408 (6809). дои : 10.1038/35041611 . S2CID 4316826 .
- ^ Ладен, Грег (2 мая 2013 г.). «Кто свирепее: индейцы яномамо или дуэльные племена антропологов?» . Журнал «Сланец» . Архивировано из оригинала 10 октября 2018 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ ДеФоре, Джон (26 января 2010 г.). «Антропологи разоблачены в «Тайнах племени» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «Жак ЛИЗО» . Французская академия. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.