женщины яномами
Яномами группа , — коренная живущая в тропических лесах Амазонки вдоль границ Венесуэлы и Бразилии . [ 1 ] По оценкам, осталось всего около 35 000 коренных жителей. [ 2 ] Это индейцы междуречья, живущие в небольших деревнях вдоль рек Мавака и Ориноко , причем каждая деревня состоит из одного шабоно , или общинного жилища. [ 3 ] Практически не контактируя с внешним миром, яномами страдают от болезней, занесенных золотодобытчиками с 1980-х годов. [ 4 ] Антропологические исследования подчеркнули, что яномами — жестокий народ , и хотя это может быть правдой, женщины культуры яномами обычно воздерживаются от насилия и войны. Хотя в культуре яномами доминируют мужчины, женщины яномами играют важную роль в поддержании их образа жизни.
Домашняя жизнь
[ редактировать ]Женщины яномами отвечают за домашние обязанности и работу по дому, за исключением охоты и убийства крупной дичи. Хотя женщины не охотятся, они работают в садах и собирают фрукты, овощи, лекарственные растения, рыбу, мелких животных, мед и насекомых в пищу. Садовые участки разделены на семейные. бананы , сахарный тростник , манго , сладкий картофель , папайя , маниок и другие культуры . Выращиваются [ 5 ] В этих садах выращивают около 60 различных культур, которые составляют около 80% их продуктов питания. Женщины также собирают орехи, моллюсков и личинки насекомых. Дикий мед очень ценится, и яномами собирают 15 различных видов. [ 5 ] Женщины яномами возделывают эти сады до тех пор, пока они не перестанут быть плодородными, а затем перемещают свои участки. Поскольку почва Амазонии не очень плодородна, новый сад расчищают каждые два-три года. [ 6 ]
Ожидается, что во время сезона сбора урожая женщины будут нести на спине от 70 до 80 фунтов урожая, используя ремни из коры и плетеные корзины . [ 7 ] Подорожники и личинки являются обычными источниками пищи и основными продуктами питания яномами .
Пока мужчины охотятся, женщины и маленькие дети отправляются на поиски термитников и других личинок, которые позже будут поджарены у семейных очагов. У каждой семьи есть свой очаг, где в течение дня готовится и готовится еда. Ночью возле костра, который топят всю ночь, развешивают гамаки, чтобы согреть людей. [ 7 ] Хотя охота составляет лишь 10% пищи яномами, среди мужчин она считается самым уважаемым занятием, а мясо всеми очень ценится. Ни один охотник никогда не ест мясо, которое он убил. Вместо этого он делится этим с друзьями и семьей. [ 8 ] Взамен другой охотник даст ему мясо. [ 5 ] Иногда женщины также преследуют лягушек , сухопутных крабов или гусениц или даже ищут лозы, из которых можно сплести корзины. В то время как некоторые женщины собирают эти небольшие источники пищи, другие женщины отправляются на рыбалку по несколько часов в течение дня. [ 9 ] Женщины также обычно используют такие растения, как маниок , чтобы превратить лепешки, которые они готовят на небольшой кучке углей. [ 6 ]
Ожидается, что женщины яномами будут рожать и воспитывать много детей, которые должны помогать своим матерям по дому с самого раннего возраста, а матери во многом полагаются на помощь своих дочерей.
Используя небольшие нити коры и корней , женщины яномами плетут и украшают корзины. Они используют эти корзины для перевозки растений, урожая и еды, чтобы принести их обратно шабоно. [ 7 ] Они используют красную ягоду, известную как оното, для окраски корзин, а также для окраски своего тела и набедренных повязок. [ 9 ] После того, как корзины расписаны, их дополнительно декорируют жевательным углем. [ 10 ]
Половое созревание и менструация
[ редактировать ]Начало менструации символизирует начало женственности . У девочек обычно менструация начинается в возрасте 12–15 лет. [ 11 ] [ 12 ] Девочек часто обручают до менархе, и брак может быть заключен только после того, как у девушки начнутся менструации, хотя табу часто нарушается, и многие девушки до этого момента становятся сексуально активными. [ 11 ] Слово яномами, обозначающее менструацию ( роо ), на английском языке буквально переводится как «сидеть на корточках», поскольку они не используют прокладки или ткани для впитывания крови. Из-за убеждения, что менструальная кровь ядовита и опасна, девочек прячут в небольшой палатке, построенной из ширмы из листьев. В конструкции, над которой сидят на корточках девушки, проделана глубокая дыра, чтобы «избавиться» от крови. Эти конструкции считаются изолирующими экранами. [ 13 ]
Мать и немедленно уведомляется, и она вместе со старшими подругами девочки несет ответственность за утилизацию ее старой хлопчатобумажной одежды должна заменить ее новой, символизирующей ее женственность и готовность к замужеству. [ 13 ] В течение недели первой менструации девочку кормят палкой, поскольку ей запрещено каким-либо образом прикасаться к еде. Во время заключения ей приходится говорить шепотом и она может разговаривать только с близкими родственниками, такими как братья, сестры или родители, но никогда с мужчинами. [ 14 ]
До наступления менструации к девочкам относятся как к детям , и они несут ответственность только за помощь своим матерям в работе по дому. Когда они приближаются к возрасту менструации, мужчины ищут их в качестве потенциальных жен . Половое созревание не считается важным периодом времени для детей яномами мужского пола, но считается очень важным для женщин. Ожидается, что после первой менструации девочки оставят детство и войдут во взрослую жизнь и возьмут на себя обязанности взрослой женщины яномами. После того как у молодой девушки наступают месячные, ей запрещается показывать свои гениталии , и она должна быть прикрыта набедренной повязкой . [ 14 ]
Менструальный цикл у женщин яномами возникает нечасто из-за постоянного кормления грудью или рождения детей, и только в это время он рассматривается как очень значимое явление. [ 1 ]
Свадьба и брачные традиции
[ редактировать ]В обществе яномами свадебные церемонии практически не проводятся и никак не отмечаются. Брак – это социальная динамика внутри деревень, и он обычно обусловлен политическими возможностями мужчин, которые ищут союзы с другими мужчинами из разных деревень. [ нужна ссылка ] Полигамные браки распространены, то есть мужья могут иметь много жен. Спрос на женщин превышает фактическую численность женщин яномами из-за растущей практики полигамии. [ нужна ссылка ] Девушку можно отдать мужчине в возрасте пяти или шести лет, однако официально выдать замуж ее нельзя до тех пор, пока у нее не наступит первая менструация. [ 6 ] Это считается брачным возрастом .
После того, как у девочки яномами наступает первая менструация, один из родителей буквально передает ее другому мужчине, обычно родственнику. Кросскузенные браки , то есть браки между девушкой и сыном дяди по материнской линии или тети по отцовской линии, являются наиболее распространенной формой брака. [ 1 ] Большинство предпочитают вступать в брак внутри одного сообщества, опасаясь насильственных столкновений между различными сообществами. Девушка переезжает жить к супругу и должна выполнять те дела и обязанности, которые раньше выполняла для своей матери.
Насилие и жестокое обращение между парами в культуре яномами очень распространены, и если женщина чувствует, что больше не может жить со своим мужем, она может сбежать, чтобы жить со своими братьями. [ 6 ]
Многоженство широко практикуется в культуре яномами. Старшая . жена в браке обычно имеет приоритет над остальными и может выступать в роли начальника или начальника над другими женами Обычно она больше не вступает в сексуальные отношения с мужем, однако может поручить самые неприятные хлопоты выбранной жене. [ 1 ] Мужу не положено показывать любимчиков из-за ревности между женами.
Насилие
[ редактировать ]Народ яномами имеет историю чрезвычайно агрессивных действий не только по отношению к другим этническим группам, но и друг к другу. [ 15 ] Обычно инициаторами такого насилия являются мужчины , а женщины часто становятся жертвами физического насилия и гнева. Когда воины яномами сражаются и совершают набеги на близлежащие поселения, женщин часто насилуют , избивают и возвращают в шабоно их похитителей, чтобы держать в качестве пленниц. Хотя захват женщин не является целью этих рейдов, он рассматривается как второстепенная выгода. [ 16 ] Жен регулярно избивают, чтобы они оставались послушными и верными своим мужьям. [ 15 ] Сексуальная ревность является причиной большинства случаев насилия. [ 1 ]
Женщин избивают дубинками, палками, мачете и другими тупыми или острыми предметами. Сжигание клейменной палкой происходит часто и символизирует силу мужчины или доминирование над женой. [ 14 ]
Ритуалы и праздники
[ редактировать ]Ритуалы — очень важная часть культуры яномами. Духовный мир является фундаментальной частью жизни яномами. У каждого существа, камня, дерева и горы есть дух . Иногда они злы и агрессивны ( шавара ) и, как полагают, вызывают болезни. Иногда они доброжелательны и помогают бороться с болезнями ( хекура ). [ 14 ] Хотя многие церемонии исключают участие женщин, женщины играют важную роль в подготовке к этим церемониям. Для больших церемоний женщины яномами готовят еду и ферментируют алкогольные для мужчин напитки. Женщины также участвуют в практике эндоканнибализма , когда прах умершего родственника смешивают с тушеными бананами и употребляют в пищу. Эта традиция призвана укрепить народ яномами и сохранить дух этого человека живым. Ритуальное поедание праха сопровождается трауром и пересказом биографии человека - единственный раз, когда имя умершего может быть упомянуто после его смерти. [ 14 ]
Политика
[ редактировать ]В культуре яномами женщина может стать шаманом , но не старостой . [ 16 ] Это связано с тем, что вожди должны быть миротворцами и доблестными воинами, и то, и другое требует применения силы и насилия, чего в культуре яномами женщины не допускают. В этом обществе женщины завоевывают уважение с возрастом, после того, как выходят замуж и рожают детей. Пожилые женщины пользуются большим уважением и в конечном итоге могут стать невосприимчивыми к насилию и войнам между деревнями. Они невосприимчивы к насилию рейдеров и могут безопасно путешествовать из одной деревни в другую, не опасаясь травм. [ 15 ] Обычно ожидается, что пожилые женщины найдут тело убитого яномами, убитого во время рейда. [ 14 ] Хотя женщин не уважают и унижают в молодом возрасте, их уважают и высоко ценят, когда они стареют, и они имеют большую власть в племенной политике и принятии решений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шаньон, Наполеон А. (1974). Изучение Яномамо . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Коренные народы Бразилии: Яномами (2011)
- ^ Гордон Макмиллан (1995). В конце радуги? Золото, люди и земля в бразильской Амазонии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Деннисон Бервик (1992). Дикари: жизнь и убийство яномами . Лондон, Великобритания: Hodder and Stoughton, Ltd.
- ^ Jump up to: а б с Наполеон А. Шаньон (1992). Яномамо . Нью-Йорк: Издательство Harcourt Brace College. Четвертое издание.
- ^ Jump up to: а б с д Шварц, Дэвид М. с Виктором Энглебертом. Исчезающие народы Яномами Народ Амазонки . Нью-Йорк: Книги Лотропа, Ли и Шепарда.
- ^ Jump up to: а б с Кеннет Гуд (1991). В сердце: стремление одного человека к любви и знаниям среди яномамии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Survival International: Яномами
- ^ Jump up to: а б Альсида Рита Рамос (1995). Золотые воспоминания: этнография яномами во времена кризиса. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина.
- ^ Круз, Валдир (2002). Лица тропического леса: Яномами . Нью-Йорк: Книги PowerHouse.
- ^ Jump up to: а б Шангон, Наполеон (февраль 2013 г.). Благородные дикари: Моя жизнь среди двух опасных племен — яномамо и антропологов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0684855110 .
- ^ Биокка, Этторе (октябрь 1969 г.). Яноама: рассказ о молодой женщине, похищенной индейцами Амазонки . Аллен и Анвин. ISBN 978-0045720187 .
- ^ Jump up to: а б Шаньон, Наполеон А. (1992). Яномамо . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хорошо, Кеннет, с Дэвидом Чаноффом (1988) «В сердце» . Лондон: Фонд Улверскрофта.
- ^ Jump up to: а б с Р. Брайан Фергюсон (1995). Война яномами: политическая история . Санта-Фе: Школа американской исследовательской прессы.
- ^ Jump up to: а б Дави, Копенава (2013). Падающее небо: слова шамана яномами . Альберт, Брюс, 1952-, Эллиот, Николас, Данди, Элисон. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press: Выходные данные издательства Гарвардского университета. стр. 42, 497, 557. ISBN. 978-0674724686 . OCLC 862746196 .