Персики

Пиштако — это фольклорная фигура -жука в Андах Южной Америки , особенно в Перу и Боливии , которая потребляет жир своих жертв. называют ньякак, харисири или ликичири В некоторых частях Анд пиштако на языке аймара . [ 1 ]
Считается, что оно возникло из практики испанских конкистадоров использовать трупный жир коренных перуанцев для лечения ран и болезней.
Этимология
[ редактировать ]«Пиштако» происходит от » на языке кечуа слова « пиштай , которое означает «обезглавить, перерезать горло или разрезать на ломтики». [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]Согласно фольклору, пиштако — это злое гуманоидное существо, часто иностранец, а часто и белый человек , которое ищет ничего не подозревающих туземцев, чтобы убить их и оскорбить разными способами. Этот персонаж также часто изображается чрезвычайно бледным, гипермужественным, а иногда и размахивающим чрезвычайно яркими автомобилями или современными технологиями того времени. [ 3 ] В первую очередь, его метод убийства заключается в краже жира у своих жертв для различных каннибалистических целей или в разрезании их и продаже их плоти в виде жареных чичарронов .
Коренные жители Анд боялись испанских миссионеров как пиштако, полагая, что миссионеры убивали людей ради жира, а затем смазывали церковные колокола маслом , чтобы они звучали особенно звучно. [ 4 ] В наше время аналогичные убеждения утверждали, что машинам сахарных заводов в качестве смазки нужен человеческий жир. [ 5 ] [ 6 ] или что двигатели реактивных самолетов не могут запуститься без небольшого количества человеческого жира. [ 7 ] Самым последним проявлением этого страха является то, что люди подозревают пиштаков в продаже жира для финансирования международных закупок оружия и погашения зарубежных долгов. [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Озабоченность жировыми отложениями имеет давнюю традицию в регионе Анд. Доиспанские аборигены настолько ценили жир, что божество Виракоча (что означает море жира ) [ 9 ] существует для этого. Крестьянская беднота считала мясистость и излишек жира самым признаком жизни, крепкого здоровья, силы и красоты. [ нужна ссылка ] Считается, что корни многих болезней лежат в потере жира в организме, а худоба скелета вызывает отвращение. [ 10 ]
Легенда о пиштако восходит как минимум к 16 веку. Андские верования о ценности жира усиливали ужас людей перед практикой конкистадоров обрабатывать свои раны трупным жиром врагов. [ 11 ] [ 12 ] Кристобаль де Молина и Антонио де Эррера-и-Тордесильяс отмечают, что испанцы использовали жировые отложения коренных жителей Анд для лечения болезней, приводя жителей Анд в ужас. [ 13 ] Сообщалось также, что испанцы убивали туземцев и варили их трупы, чтобы получить жир для смазки своих металлических мушкетов и пушек, которые быстро ржавели во влажной Амазонке. [ 14 ]
Антропологический исследователь Эндрю Канесса отмечает, что страх перед пиштаками «по-видимому, был сосредоточен на вифлеемских монахах», которые заботились о больных и хоронили мертвых, а также собирали пожертвования на отдаленных дорогах, возможно, потому, что основатель ордена Петр Святого Иосифа де Бетанкур , как известно, протирал раны ртом в знак смирения. [ 1 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Хотя детали легенды не соответствуют действительности, легенда имеет корни во многих реальных и известных событиях на протяжении всей истории Перу. Это также проявляется в страхе перед могущественными, особенно иностранными корпорациями или организациями, когда они начинают влиять на территории, населенные в основном коренными народами. Примерно в 1983 году в Уачшо изображения пиштако преимущественно ассоциировались со строительной компанией Villasol, и ходили слухи о том, что тела убитых коренных жителей используются для поддержки мостов и поддержания ландшафта вокруг них; эти слухи, скорее всего, были аллегорией переутомления и неработоспособности предприятия. [ 15 ] Были и другие виды сообщений, которые поддерживали идею об опасном и могущественном белом человеке (организации), например, сообщения в Гондурасе о похищении детей ЦРУ в целях тестирования и экспериментов. [ 16 ] или потерянные тела солдат, которые, как сообщается, были «компенсированы» семьям всего в три тысячи евро в качестве компенсации в послевоенном Перу. [ 17 ]
В контексте этой истории убеждения в пиштако повлияли на международные программы помощи, что, например, привело к отклонению американской программы «Продовольствие ради мира» некоторыми общинами из-за опасений, что настоящая цель заключалась в том, чтобы откормить детей, а затем эксплуатировать их ради жира. [ 7 ] Туземцы нападали на геологов- исследователей, работающих на Перуанском и Боливийском Альтиплано, поскольку считали, что геологи были пиштако. [ 18 ] Работа антропологов зашла в тупик, поскольку, по слухам, измерения жировых складок были частью заговора по отбору самых толстых особей, которые впоследствии станут мишенью пиштако. [ 6 ]
Пиштако, как исторически, так и в наше время, является символом страха превращения в товар коренного населения белыми и иностранными державами, а также эксплуататорского внедрения капитализма в Латинской Америке и особенно в Перу, который ставит преимущественно коренное население, чернокожих, и метисы в невыгодном положении. [ 19 ]
Дело Пиштакоса
[ редактировать ]— Дело о пиштакосе инцидент, произошедший в ноябре 2009 года, когда Национальная полиция Перу заявила, что перуанские гангстеры убили около 60 человек ради их жира и продали его посредникам в Лиме , которые затем продали жир лабораториям в Европе для использования. в косметике . [ 20 ] Название банды «пиштакос», а также подробности предполагаемого преступного заговора взяты из латиноамериканской городской легенды о пиштако . [ 21 ] [ 22 ]
По данным полиции, первые подозреваемые члены банды Серапио Маркос и Энедина Эстела были арестованы 3 ноября 2009 года. [ 20 ] Элмер Второй Кастильехос был арестован 6 ноября. [ 20 ] В какой-то момент полиция заявила, что ищет еще шестерых членов банды. [ 20 ] включая предполагаемого главаря Иларио Кудену, который «убивал, чтобы извлечь жир из жертв, более трех десятилетий», [ 20 ] и два гражданина Италии. [ 21 ]
История заключалась в том, что члены банды отрезали жертвам головы, руки и ноги, извлекали их органы и подвешивали трупы на крючках над свечами , в результате чего жир стекал в ванны внизу. [ 22 ] Затем банда якобы продавала жир по цене 15 000 долларов за литр. [ 23 ] извлекается так много жира — но медицинские эксперты ставят это под сомнение, заявляя, что при рутинных медицинских процедурах, таких как липосакция, , что на него не должно быть такого высокого спроса. [ 23 ]
Зловещая история была «быстро подвергнута сомнению». [ 24 ] и к декабрю выяснилось, что это мистификация. Генерал Феликс Мурга, «начальник отдела уголовных расследований национальной полиции», [ 24 ] 1 декабря 2009 года был отправлен в отпуск. [ 24 ] Бывший правительственный чиновник Карлос Басомбрио Иглесиас обвинил Мургу (и других) в разработке мистификации специально для того, чтобы отвлечь средства массовой информации от недавнего пресс-релиза, обвиняющего полицию Трухильо, Перу , во внесудебных казнях примерно в 2007–2008 годах. [ 25 ] [ 26 ]
В литературе и СМИ
[ редактировать ]Ретабло Аюкучано из Эль-Пистаку работы Никарио Хименеса показывает эволюцию легенды о пиштако с течением времени: самый верхний слой представляет собой смазку колоколов, средний представляет смазку современных технологий (включая самолеты, компьютеры и заводское оборудование), а нижний слой представляет собой смазку колоколов. показывает, что жир продается для финансирования международных закупок оружия и погашения зарубежных долгов. [ 8 ]
Пиштако широко упоминается в романе Смерть в Андах» « Марио Варгаса Льосы . В книге два члена перуанской гражданской гвардии расследуют исчезновение трех мужчин, пытаясь определить, были ли они убиты партизанской группой «Сияющий путь» или мифическими монстрами. [ 27 ]
Пиштакос были основными движущими силами и антагонистами сюжета в эпизоде девятого сезона «Чистка» сериала « Сверхъестественное » . У этой версии пиштако изо рта выходит придаток, похожий на миногу, который питается жиром. Мужчина-человек женится на женщине-пиштако, и они оба начинают курс по снижению веса, чтобы женщина могла поддерживать себя, помогая тем, кто хотел похудеть, только для того, чтобы ее брат решил, что он предпочитает убивать тех, от кого он кормился. Незначительной шуткой была почти гомофония слова «пиштако» с фразой « рыбный тако ». Пиштако-мужчина убит Сэмом и Дином Винчестерами, а пиштако-женщина получает билет в один конец обратно в Перу. [ нужна ссылка ]
Пиштако также фигурируют в Гейл Кэрригер романе «Компетентность» , третьей книге из ее серии «Протокол с заварным кремом». Экипаж «Пятнистого заварного крема» отправляется в Перуанские Анды в поисках предполагаемой недавно открытой породы вампиров, которая находится на грани исчезновения. Пиштако в этой истории описываются как очень высокие, невероятно худые, седые волосы и красноглазые, с одним столбчатым зубом для высасывания жира вместо традиционных удлиненных клыков вампиров для высасывания крови. Этот внешний вид является результатом превращения человека в пиштако. [ 28 ] Пиштако в этой истории тоже питаются жиром. [ 28 ]
Пиштако играют заметную роль в « Зов Ктулху приключенческом модуле » 2018 года «Маски Ньярлатхотепа» , где их мифология связана с лавкрафтовским существом Ньярлатхотепом. [ 29 ]
Пиштакос также появляются в качестве второстепенных персонажей в первом романе Джоша Эриксона «Эфирная Земля серии » «Выкованный герой» . [ 30 ]
В видеоигре 2018 года Shadow of the Tomb Raider пиштако появляются как мифические существа, охотящиеся на организацию Тринити, главного антагониста игры. Это соответствует мифу, поскольку Троица стремится заполучить реликвии у местных жителей и делает это разрушительными методами. [ нужна ссылка ] [ нужны дальнейшие объяснения ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Канесса, Эндрю (декабрь 2000 г.). «Страх и ненависть на тропе Харисири: инаковость и идентичность в Андах» . Журнал Королевского антропологического института . 6 (4): 705–720. дои : 10.1111/1467-9655.00041 . ISSN 1359-0987 .
- ^ Бенсон и Кук (2001) , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Паника у гринго» , «Паника без границ» , University of California Press, стр. 95–125, 13 сентября 2022 г., doi : 10.2307/j.ctv2vr8txn.9 , получено 28 ноября 2023 г.
- ^ Кристалл
- ^ Франко, Пратт и Ньюман (1999) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Нордстрем: 122
- ^ Перейти обратно: а б Шепер-Хьюз: 236
- ^ Перейти обратно: а б Бэнкс, Джордж; Китинг, RW (1989). «Перуанская предыстория: обзор доинков и общества инков» . Бюллетень латиноамериканских исследований . 8 (1): 123. дои : 10.2307/3338897 . ISSN 0261-3050 . JSTOR 3338897 .
- ^ Фрост, Афина (30 октября 2020 г.). «В Андах страх перед угнетателями проявляется как ужасный Пиштако» . Атлас Обскура . Проверено 9 сентября 2024 г.
- ^ Вейсмантель (2001) , стр. 199–200.
- ^ Маклаган и Бейш (2008) , стр. 216.
- ^ Маррин (1986) , с. 76.
- ^ Оливер-Смит, Энтони (1969). «Пиштако: узаконенный страх в высокогорном Перу» . Журнал американского фольклора . 82 (326): 363–368. дои : 10.2307/539781 . ISSN 0021-8715 . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ Андерсон, Джон Ли (8 августа 2016 г.). «Далекий берег» . Житель Нью-Йорка . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Сантос-Гранеро, Фернандо (май 1998 г.). «Написание истории в ландшафте: пространство, миф и ритуал в современной Амазонии» . Американский этнолог . 25 (2): 128–148. дои : 10.1525/ae.1998.25.2.128 . ISSN 0094-0496 .
- ^ Сампер, Дэвид (январь 2002 г.). «Каннибализация детей: слухи и сопротивление в Латинской Америке» . Журнал фольклорных исследований . 39 (1): 1–32. JSTOR 3814829 – через JSTOR.
- ^ Делакруа, Доротея (25 июля 2021 г.). «Государство-людоедство. Слухи о торговле костями, эксгумированными в Перу» . Культуры и конфликты (121): 73–97. дои : 10.4000/conflicts.22659 . ISSN 1157-996X . S2CID 238764612 .
- ^ Гоу
- ^ Дерби, Лорен; Вернер, Мэрион (2013). «Дьявол носит докеры: пакты с дьяволом, торговые зоны и связи между деревней и городом в Доминиканской Республике» . Новый путеводитель по Вест-Индии . 87 (3–4): 294–321. дои : 10.1163/22134360-12340109 . ISSN 1382-2373 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эндрю Уэйлен ( AP ) (19 ноября 2009 г.). «Банды убивали людей ради жира: перуанская полиция» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 25 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Артур Брайс (21 ноября 2009 г.). «Аресты произведены в сфере торговли человеческим жиром, - сообщает Перу» . CNN . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рори Кэрролл (20 ноября 2009 г.). «Банда «убивала жертв, чтобы извлечь из них жир» » . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б «Перуанский черный рынок человеческого жира? Медицинские эксперты оспаривают утверждения полиции Лимы о том, что банды убивали жертв, сливали жир из тел для продажи производителям косметики» . Ассошиэйтед Пресс . 21 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Люсьен Шовен (1 декабря 2009 г.). «Банда воровства жира в Перу: преступление или прикрытие?» . Журнал «Тайм» . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ « Убийства из-за жировых отложений свергают начальника полиции» (на немецком языке). 02.12.2009 . Проверено 3 декабря 2009 г.
- ^ «История банды, ворующей жир, поставлена под сомнение» . Новости Си-Би-Си. 02.12.2009 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Варгас Льоса (1997) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Карригерр (2019) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Маски Ньярлатхотепа . Хаозиум Инк. 2018.
- ^ Эриксон, Джош (2018). Выкованный герой .
Источники
[ редактировать ]- Бенсон, Элизабет П.; Кук, Анита Гвинн (2001). Ритуальное жертвоприношение в древнем Перу . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292708945 .
- Канесса, Эндрю (2000). «Страх и ненависть на тропе харисири: инаковость и идентичность в Андах». Журнал Королевского антропологического института . 6 (4): 705–720. дои : 10.1111/1467-9655.00041 .
- Карригерр, Гейл (2019). Компетентность . ОРБИТА США. ISBN 9780316433853 .
- Франко, Жан; Пратт, Мэри Луиза; Ньюман, Кэтлин Элизабет (1999). Критические страсти: избранные очерки. Постсовременные вмешательства . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2248-Х . Проверено 22 ноября 2009 г.
- Гоу, Питер (2001). Амазонский миф и его история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-924196-1 .
- Кристалл, Ефрем (1999). Искушение словом: Романы Марио Варгаса Льосы Издательство Университета Вандербильта. ISBN 9780826513441 . Проверено 23 ноября 2009 г.
- Маррин, Альберт (1986). Ацтеки и испанцы: Кортес и завоевание Мексики . Атенеум. п. 76. ИСБН 0-689-31176-1 . Проверено 22 ноября 2009 г.
Растопленный жир, взятый из тела мертвого индейца, затем использовался для заживления сырой раны.
- Маклаган, Дженнифер; Бейш, Ли (2008). Жир: оценка непонятого ингредиента с рецептами . Десятискоростной пресс. стр. 216–217 . ISBN 978-1-58008-935-7 .
- Нордстрем, Кэролайн; Роббен, Антониус CGM (1995). Полевая работа под огнем: современные исследования насилия и выживания . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-08994-4 . Проверено 23 ноября 2009 г.
- Шепер-Хьюз, Нэнси (1993). Смерть без слез: насилие повседневной жизни в Бразилии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07537-4 . Проверено 23 ноября 2009 г.
- Варгас Льоса, Марио (1997). Смерть в Андах Книги о пингвинах.
- Васкес дель Агила, Эрнесто (2018). Пиштакос: убийцы из человеческого жира, структурное неравенство и сопротивление в Перу . Американская критика. Архивировано из оригинала 22 сентября 2008 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- Вейсмантель, Мэри Дж. (2001). Чола и пиштакос: истории расы и пола в Андах . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-89154-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Тексты Пиштако на языке кечуа
[ редактировать ]- С. Эрнан АГИЛАР: Вселенная вселенной АМЕРИНДИЯ № 25, 2000. Том 1, Том 2 (на английском языке , с испанским переводом)
- ENGLISH.de: Голая (Голая ) Жир от убийства превращается в Римидьюм. Записано Алехандро Ортисом Ресканьере в 1971 году, рассказано Аурелией Лизаме (25 лет), община Ванкарама/Уанкарама, провинция Андауайлас, департамент Апуримак. Алехандро Ортис Ресканьере, От Аданевой до Инкарри: видение Перу коренными народами. Лима, 1973 год. 164–165 (на английском языке ).