Амазонские головы
![]() Амазонский мужчина Кичва в традиционной одежде. |
Амазонские кичва — это группа коренных народов кичва в эквадорской Амазонии , с небольшими группами по ту сторону границ Колумбии и Перу . Амазонские кичва состоят из разных этнических народов, в том числе напо кичва (или напу руна, как они себя называют, живущих в провинциях Напо и Сукумбиос , причем некоторые части их общины проживают в Колумбии и Перу) и канелос кичва (также называемые кичва). del Pastaza , или пастаза руна, живущие в провинции Пастаса ). Существует около 419 организованных общин амазонских кичва. Основной социально-политической единицей является айллу (состоящая из группы семей). Айллу , в свою очередь, составляют территориальные кланы, основанные на общем происхождении. [ 1 ] В отличие от других подгрупп, напо кичва сохраняют меньшую этническую двойственность среди аккультурированных коренных жителей или христиан. [ 1 ]
После мощного протеста амазонских кич, состоявшегося в Пастасе в 1992 году, эквадорское государство передало в их пользование права на 1 115 000 гектаров (га) земли. [ 1 ]
Связанные группы: Народ инков , основавший империю инков и колонизировавший Кихос . Народ чанка из Уанкавелики и Аякучо , Перу. Народ инга из Колумбии , говорящий на близкородственном языке кичва. Народ уанка из Хунин , Перу. Народ кихос из восточных низменностей Эквадора. [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Амазонский кичва (кичва шими, рунашими; «руна» = люди, «шими» = язык) — это группа кечуанских диалектов, включающая разновидности Эквадора, Колумбии и Перу. Название «кичва» отражает отсутствие фонетических аллофонов средних гласных в кичва из-за отсутствия увулярных согласных, в отличие от других языков кечуа. [ 3 ]
По оценкам Ethnologue, в 2011 году на амазонском кичва говорили 408 000 человек. В Эквадоре на амазонском кичва говорят около 109 000 человек из 6 провинций Амазонки (Напо: 46 213; Орельяна: 29 987; Пастаса: 17 211 человек; Сукумбиос: 13 210 человек; Самора). Чинчипе: 1528 и Морона Сантьяго: 810). [ 4 ] [ 5 ]
Согласно классификации языков кечуа, диалекты кечуа относятся к северной группе кечуа кечуа II. [ 6 ]
ИСО 639-3 | Названия языков |
---|---|
[что] | Лорето-Нуэво-Рокафуэрте; [ 7 ] Напо низменный кечуа; [ 8 ] Нижняя Напо-Кичва, Риверсайд-Кичва (де-ла-Рибера) [ 9 ] |
[кув] | Тена-Арахуно-Ауано; [ 7 ] Тена Лоуленд Кечуа; [ 8 ] Верхняя Напо-Кичва, Кихос-Кичва [ 9 ] |
[qvz] | Бобоназа-Пуйо; [ 7 ] паста кечуа низменности; [ 8 ] Голова пасты, голова Канелоса [ 9 ] |
Большинство носителей амазонского кичва теперь двуязычны по-испански. Среди амазонских кичва также есть группы, говорящие на языке шуар. [ 1 ] или Вао Тереро .
Между собой амазонские кичва отличаются друг от друга использованием названий городов или региональной части реки, в которой живут их общины, например Напу Руна (кичва из провинции Напо) или Пастаза Руна (кичва из провинции Пастаза). Что касается диалектных вариаций на уровне муниципалитета, подгруппы кичва включают панос (пано руна), тенас, арчидонас (архируна), талагов и шандиас. [ 10 ]
Самые ранние рукописи кичва были написаны в 17 веке с целью создать письменную форму языка. Эрнандо де Алькосер, священник-иезуит, дал первое грамматическое описание кичвы в своей книге «Breve Declaracion del Arte y Vocabulario de la Lengua del Ynga Conforme al Estilo de la Provincia de Quito ». Основная миссия префекта , или религиозного регионального губернатора , заключалась в евангелизации кичва, живущего недалеко от реки Амазонки. Он также известен как периферийный диалект кечуа, в отличие от центрального кечуа, на котором говорят в Перу. [ 11 ] [Испанский] Использование кечуа в качестве лингва-франка стало результатом испанского завоевания, которое связало различные группы коренных народов Перу, Боливии, Эквадора и Боливии и классифицировало этот язык как один. Лингвисты полагают, что амазонские кичва не произошли от «центрального» кечуа перуанских инков. [ 12 ]
Есть несколько особенностей, которые отмечены в амазонских диалектах, таких как идеофоны . Эти слова, часто исключаемые из традиционных словарей, позволяют понять мировоззрение в контексте жизни амазонок. Идеофоны являются важной частью повествования на языке и выражают взгляды руна на анимацию и окружающий мир. Идеофоны, как и другие звукосимволические особенности языка, озвучивают животных в рассказах. Идеофоны вызывают звуки, запахи или другие ощущения. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Считается, что коренными жителями или предками кичва являются кихос. Их нашли инки в 1400-х годах, и соперничество быстро началось, когда инки потребовали такие ресурсы, как корица, золото и мех. К 1500-м годам большая часть Эквадора была частью империи инков. [ 14 ] Испанцы завоевали Кито, современную столицу Эквадора в регионе Сьерра, в 1533 году после упадка армии инков после казни Атауальпы . Вскоре после завоевания Франсиско Пиццаро отправил своего брата Гонсало Пиццаро в несколько экспедиций для исследования земель на востоке Тауантинсуйо. Они были мотивированы мифом о Дорадо и Канеле , который заключался в вере в то, что восток богат золотом и корицей, экзотической для испанцев специей. Достигнув Кито, Гонсало Пиццаро и многие его исследователи заболели и вернулись на Запад. Франсиско де Орельяна , второй командир, продолжил путь к реке Напо и обнаружил реку Амазонку, где жили предки кичва. [ 15 ]
Культура
[ редактировать ]Для коренных жителей тропических лесов Эквадора идея владения природой не идеальна и противоречит их убеждениям, глубоко укоренившимся в их культурной и духовной связи с Матерью-Землей. Руны имеют сильную связь с лесом и животными, живущими среди него. Местное представление о том, что значит быть живым и иметь душу, отличается от представлений других родственных групп, объединенных общим термином кечуань. Руна Напо верят, что люди, растения и животные имеют душу и считаются почти равными. Души растений представляют особый интерес, поскольку благополучие сообщества зависит от [ 16 ] здоровое отношение к природе. Душа растения называется анимой, и у каждого организма есть своя уникальная анима. В отличие от христианского понимания души, анима считается физической и видимой через ритуалы Аяуаски или сны. Аяуаска почитается как священное или магическое растение из-за его лечебных и духовных целей. Это сила передавать мудрость и наставлять в исцелении. Считается, что это мать всех лекарств и мать всех растений. [ 17 ] Другие родственные связи, такие как отношения, подобные фигуре бабушки, строятся другими. Это потому, что отношения с каждым из них уникальны для каждого человека и могут рассматриваться как переводчик или коммуникатор между двумя мирами. Другие растения используются в лечебных и духовных целях, и общины относятся к ним с таким же уважением, как к другому человеку. Союз растений и человека также распространяется и отражается на союзе человека и его богоподобной фигуры. Ритуалы, включающие растения аяуаска и гуяма, позволяют людям сформировать прочную связь между людьми, природой и богом, который обеспечивает окружающие их ресурсы. Во время этих ритуалов участники могут обновить свои отношения между своими ресурсами, и это скорее отношения, чем господство и эксплуатация. [ 18 ] Когда у них хорошие отношения с лесом и его духами, они верят, что духи приносят богатство Амазонскому лесу.
Их сложное понимание взаимоотношений демонстрируется через обширные свадебные ритуалы, призванные объединить супругов и семьи с каждой стороны. «Становление родственниками» и установление интенсивных отношений между ними также включает в себя модель отношений с животными и растениями духовного мира. Чтобы стать авторитетным охотником на шаманов, мужчины вступают в брачные отношения с женскими духами леса и реки. Духов-женщин леса зовут сача вармигура, а духа реки — яку вармигура . Стабильные отношения с духами-женщинами приводят к благосклонности отца духа или родственника-мужчины, которые являются защитниками леса. Есть много способов войти в духовный мир, и эта способность доступна не только мужчинам. Руна Напо могут использовать горы, водовороты, пещеры и большие камни как двери для входа в духовный мир. [ 19 ]
Духовные переживания и понимание можно увидеть через повседневные ритуалы, такие как рассказывание историй или пение. Истории мифологии руна включают прежнюю жизнь растений, птиц, животных и неодушевленных предметов, а также рассказы о духах-покровителях леса и реки. Анализ ритуальных песен растениям показывает, что виды растений произошли от бывшего человеческого состояния. В первом случае растения рассматриваются как разлученные любовники или дети. Между людьми и растениями существуют хрупкие отношения, поскольку считается, что причиной отчуждения является лень или сексуальная распущенность. Уход за растениями — это духовное действие, а не рутина, к ним относятся как к детям или любовникам. [ 20 ]
Политика
[ редактировать ]После мощного протеста амазонских кич, состоявшегося в Пастасе в 1992 году, эквадорское государство передало в их пользование права на 1 115 000 га земли. [ 21 ] В 2007 году президент Рафаэль Корреа инициировал проект по сохранению тропических лесов Амазонки. Инициатива Ясуни, призывающая нефтяные компании хранить свои запасы под землей и принимать меры по снижению загрязнения тропических лесов Амазонки, особенно коренных общин на берегу реки. Местная концепция духовной жизни в лесу настаивала на включении прав природы в конституцию Эквадора. В 2012 году президент заявил, что добыча и эксплуатация нефти являются экономическим приоритетом, и разрешил иностранным компаниям войти на исконную землю Кичва, которая по закону не считается землей, принадлежащей коренным народам. В то время около 11,7% эквадорской сырой нефти было добыто на базе, где проходили протесты, и столкновение между правительством и местными экологическими усилиями негативно влияло на общины на протяжении более 40 лет. [ 19 ] В январе 2015 года общины кичва из бассейнов рек Корриентес и Тигре в Амазонасе выразили протест компании Pluspetrol на базе в Джибарти. Им удалось парализовать добычу на 14 нефтяных скважинах, что привело к потере около 3100 баррелей нефти в день. Другая забастовка, в ходе которой была блокирована река Рио-Тигре, продолжалась 30 дней и привела к блокировке 8 лодок, направлявшихся к заводу. Экологическая оценка, проведенная FECONAT, Comunidades Nativas del Alto Tigre , классифицировала заводы Pluspetrol, окружающие поселения Кичва, как источники загрязнения следующим образом: общие источники воды, питьевая вода и почва. Эти источники были загрязнены нефтью, тяжелыми металлами, кишечными палочками и углеводородами. Департамент гигиены окружающей среды, General Direccion de Salud Ambiental, обнаружил, что 100% воды, потребляемой человеком, было загрязнено железом, алюминием, TPH, никотинами и колиформами.
Политика и духовные убеждения
[ редактировать ]Они верят, что у леса есть душа, называемая анимой, и эта душа позволяет растительности оставаться разнообразной и здоровой. Когда происходит вырубка лесов, лес теряет часть своей души, и это имеет плохие последствия для деревень в этом районе. Души дерева исчезают, когда растительность умирает и жители земли не защищены духом леса. Считается, что вырубка лесов и недавний рост загрязнения нефтью связаны с более высокой заболеваемостью населения. Чтобы бороться с негативными духовными последствиями этой современной проблемы, общины сажают деревья и большая часть своей повседневной жизни посвящается поддержанию здорового леса. Даже при их сильном желании поддерживать здоровые отношения с духом тропического леса, отсутствие законов о защите приводит к остановке прогресса. В 2007 году президент Корреа объявил, что защитит Амазонку от лесозаготовителей и нефтяных компаний. Эти обещания так и не были выполнены, и люди остались беспомощными. Подобные организации настаивают на оформлении прав собственности на землю, поскольку невозможно помешать нефтяным компаниям и лесозаготовителям завладеть землей, на которой живут кичва. [ 22 ] Сегодня современные руна стремятся сохранить свою культуру и амазонские традиции с помощью энергетического названия напитка Гуаюса. В этом растении содержится такое же количество кофеина, как и в кофе, но оно не такое сильное, и его предпочитают жители кичва. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рэй, Наталья, Марсело Вильямарин и Виктор Уго Санга. [Национальности и народы Эквадора: двигаться вперед вместе] . Кито, Эквадор: Совет по развитию национальностей и народов Эквадора, CODENPE, 2003. стр. 62-64
- ^ Уилсон, Дэвид Дж. (7 февраля 2018 г.). Коренные жители Южной Америки прошлого и настоящего . ISBN 978-0-429-96840-2 .
- ^ Аделаар, Виллем Ф.Х.; Муйскен, Питер К. (2004). Языки Анд . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 196. OCLC 316056978 .
- ^ Национальный институт статистики и переписи населения (2010 г.). «Население и демография» . Национальный институт статистики и переписи населения (на испанском языке) . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «АМАЗОНСКИЕ ДЕТИ » Архив языков и культур Эквадора 2020 . Получено 24 января ,
- ^ Тореадор, Альфредо (1964). «Диалекты кечуа». Научные летописи Национального аграрного университета : 446–78.
- ^ Jump up to: а б с Орр, Кэролайн; Ризли, Бетси (1981). Словарь кечуа с Востока . Серия словарей коренных народов Эквадора. Кито: SIL International.
- ^ Jump up to: а б с Саймонс, Гэри Ф.; Феннинг, Чарльз Д. (2018). «Этнолог: языки мира, двадцать первое издание» . Этнолог .
- ^ Jump up to: а б с Гжех, Каролина; Шварц, Энн; Эннис, Джорджия (2019). «Разделенные, мы стоим, единые, мы падаем? Влияние стандартизации на разновидности устного языка: пример амазонского кичва». Ревиста де Лленгуа и Дрет (71): 123–145. дои : 10.2436/rld.i71.2019.3253 . ISSN 2013-1453 .
- ^ Чиуччи, Лука; Муйскен, Питер К. (1 января 2011 г.). «Эрнандо де Алькосер и Краткая декларация искусства и словарного запаса языка инга в соответствии со стилем и стихами провинции Кито. Старейшая рукопись кечуа в Эквадоре». Индиана (на испанском языке). 28 : 359–393. дои : 10.18441/ind.v28i0.359-393 . ISSN 2365-2225 .
- ^ Чиуччи, Лука; Муйскен, Питер К. (1 января 2011 г.). «Эрнандо де Алькосер и Краткая декларация искусства и словарного запаса языка инга в соответствии со стилем и стихами провинции Кито. Старейшая рукопись кечуа в Эквадоре». Индиана (на испанском языке). 28 : 359–393. дои : 10.18441/ind.v28i0.359-393 .
- ^ Норман Э. Уиттен-младший; Марсело Оранж; Марсело Санти Симбана; Доротея С. Уиттен (1975). Сача Руна: этническая принадлежность и адаптация кечуа эквадорских джунглей (Перед. Ред.). Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-00553-4 .
- ^ Наколлс, Дженис Б. (2020). Язык и жизнь амазонских кечуа: введение в грамматику, экологию и дискурс из Пастасы и Верхнего Напо, Эквадор . Тод Д. Суонсон. Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 74. ИСБН 978-1-7936-1620-3 . OCLC 1202449079 .
- ^ Мураторио, Бланка (1987). Рукуяя Алонсо и социальная и экономическая история Альто Напо. 1850–1950 (1-е изд.). Кито: Абья-яла.
- ^ Лаудербо, Джордж (2012). История Эквадора . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. ISBN 978-0-313-36251-4 .
- ^ Кон, Эдуардо (2013). Как думают леса: к антропологии за пределами человека . Сл: sn] ISBN 978-0-520-27611-6 .
- ^ Донигер, Мирча Элиаде (2004). Шаманизм: архаичные техники экстаза . Перевод с французского Уилларда Р. Траска; с новым предисловием Венди (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11942-7 .
- ^ «Видение кечуа-лам о лекарственных растениях: урок высокогорных лесов Перу (1) | WRM на английском языке» . wrm.org.uy. Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Узендоски, Майкл (26 июля 2014 г.). «От «культурных индейцев» к «динамичным амазонским народам, говорящим на языке кечуа». Типити , 12 (1).
- ^ Суонсон, Тод (2009). «Пение разлученным влюбленным: отношение рун к растениям эквадорской Амазонки». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 3 . дои : 10.1558/jsrnc.v3i1.36 .
- ^ [Национальности и народы Эквадора: двигаться вперед вместе] . Кито, Эквадор: Совет по развитию национальностей и народов Эквадора , CODENPE, 2003. стр. 62–64
- ^ «Ачуарские новости и анализ межконтинентального крика» . Межконтинентальный крик .
- ^ «Ачуарские новости и анализ межконтинентального крика» . Межконтинентальный крик . Проверено 30 апреля 2018 г.