Поцелуй мира
Священный поцелуй — древнее традиционное христианское приветствие , также называемое поцелуем мира или поцелуем милосердия , а иногда «братским поцелуем» (среди мужчин) или «сестринским поцелуем» (среди женщин). Такие приветствия означают пожелание и благословение мира с получателем, и, помимо их спонтанного использования, они имеют определенное ритуальное или формализованное использование, давно укоренившееся в христианской литургии .
В Новом Завете христианской Библии предписание верующим приветствовать друг друга святым поцелуем дано в пяти стихах. [1] Раннехристианский апологет Тертуллиан писал, что, прежде чем выйти из дома, христиане должны свято поцеловать и сказать «мир этому дому». [2] Апостольские конституции также гласили: «Тогда отделите мужчин и женщин, приветствуйте друг друга целованием в Господе». [3]
Среди консервативных анабаптистов , таких как консервативные меннонитские церкви и Братская церковь Данкарда , святой поцелуй считается постановлением . церковным [4] [5] Таким образом, конфессии консервативного анабаптизма соблюдают практику святого поцелуя. [5] Другие конфессии (например, католическая церковь и лютеранская церковь ) используют различные формы приветствия для достижения аналогичных целей; к ним относятся поцелуи , рукопожатия , жесты и объятия , любое из которых можно назвать знаком мира .
История
[ редактировать ]В древнем восточном Средиземноморье мужчины приветствовали друг друга поцелуем . [6] Такой же обычай существовал и в древней Иудее , а также практиковался христианами. Однако Новом Завете ссылки в на святой поцелуй ( древнегреческий : ἐν ἁγίω φιλήματι , en hagio philemati ) и любовный поцелуй ( ἐν φιλήματι ἀγάπης ) изменили характер действия за пределы приветствия; более того, в ранней Церкви «словесный обмен словом «мир» с поцелуем кажется христианским нововведением, поскольку в дохристианской литературе не было четкого примера». [2] Таким образом, святой поцелуй считался библейским учением, а не культурной традицией. Такой поцелуй упоминается пять раз в заключительном разделе посланий Нового Завета:
- Римлянам 16:16 [7] — «Приветствуйте друг друга святым поцелуем» (греч. ἔπασασθε άλλιλους ἐν φιληματι ἁγίῳ ).
- 1 Коринфянам 16:20 [8] — «Приветствуйте друг друга святым поцелуем» (греч. ἔπασασθε άλλιλους ἐν φιληματι ἁγίῳ ).
- 2 Коринфянам 13:12 [9] — «Приветствуйте друг друга святым поцелуем» (греч. ἔπασασθε Αλλιλους ἐν ἁγίῳ φιλιματι ).
- 1 Фессалоникийцам 5:26 [10] - «Приветствуйте всех братьев святым целованием »
- 1 Петра 5:14 [11] «Приветствуйте друг друга поцелуем любви »
Раннехристианский апологет Тертуллиан писал, что, прежде чем выйти из дома, христиане должны свято поцеловать и сказать «мир этому дому». [2] Иустин Мученик , Ориген и Киприан также свидетельствовали о практике святого поцелуя среди христиан. [3]
Хотя практика святого поцелуя практиковалась и вне церкви, поскольку вышеупомянутые послания были адресованы христианским общинам, практика святого поцелуя была особенно актуальна в коллективном богослужении. Было отмечено, что эти упоминания о святом поцелуе встречаются в конце этих посланий, указывая, что «поцелуй совершался вместе с благословениями по завершении богослужения», хотя вскоре он «стал ассоциироваться с Евхаристией» и, таким образом, «его местонахождение во время богослужения перенесено во времени к празднованию Причастия». [2] Святой поцелуй рассматривался как неотъемлемая часть подготовки к участию в Евхаристии: [2]
Мир, примирение и единство были самой сутью церковной жизни; без них причастие было бы притворством. Дарованное Духом и испытанное в молитве, их литургическим выражением, указывающим на Евхаристию, было святое целование. [2]
Для первых христиан святой поцелуй «ассоциировался с миром и единством, дарованными Святым Духом собранию». [2]
В сочинениях ранних отцов церкви говорится о святом поцелуе, который они называют «знаком мира», который уже был частью евхаристической литургии , происходящей после Молитвы Господней в римском обряде и непосредственно вытекающих из него обрядов. Св. Августин , например, говорит об этом в одной из своих пасхальных проповедей:
Затем, после освящения Святой Жертвы Божией, поскольку Он пожелал, чтобы и мы были Его жертвой, факт, который стал ясен, когда Святая Жертва была впервые установлена, и поскольку эта Жертва является знаком того, чем мы являемся, вот, когда Жертва совершена, мы произносим Молитву Господню, которую вы получили и прочитали. После этого произносится «Мир вам» и христиане обнимают друг друга святым поцелуем. Это знак мира; как указывают уста, да будет мир в совести твоей, то есть, когда уста твои приближаются к губам брата твоего, не позволяй сердцу твоему отдалиться от его. Следовательно, это великие и могущественные таинства. [12]
Проповедь 227 Августина — лишь один из нескольких первохристианских первоисточников, как текстовых, так и иконографических (т. е. в произведениях искусства), дающих ясное свидетельство того, что «поцелуй мира», практикуемый в христианской литургии, обычно обменивался в течение первых нескольких столетий. не рот к щеке, а рот к рту (обратите внимание, что во время литургии мужчины были отделены от женщин), ибо, как показывают и первоисточники, именно так ранние христиане считали, что Христос и его последователи обменивались поцелуями. Например, в своей «Paschale carmen» ( ок. 425–450 ) латинский священник-поэт Седулий осуждает Иуду и его предательство Христа поцелуем так: «И, ведя эту кощунственную толпу с ее грозными мечами и пиками, ты прижимаешь рот к его, и влить свой яд в его мед?» [13]
Поцелуй мира с давних времен был известен в греческом языке как eirḗnē ( εἰρήνη , «мир», который стал pax на латыни , а на английском языке — «мир» ). [14] Источником мирного приветствия, вероятно, является общепринятое еврейское приветствие шалом ; и приветствие «Мир вам» аналогично переводу еврейского слова « шалом алейхем» . В Евангелиях использовал оба приветствия Иисус – например, Луки 24:36; [15] Иоанна 20:21 , Иоанна 20:26 . Латинский термин, переведенный как «знак мира», — это просто pax («мир»), а не Signum pacis («знак мира») или osculum pacis («поцелуй мира»). Таким образом, приглашение диакона или, в его отсутствие, священника «Предложим друг другу знак мира» звучит на латыни: Offerte vobispacem («Предложите друг другу мир» или «Предложите друг другу мир»). .
С давних времен, чтобы предотвратить любое злоупотребление этой формой приветствия, женщины и мужчины должны были сидеть отдельно, а поцелуй мира передавался только женщинами женщинам и мужчинами мужчинам с закрытыми ртами. [2] [14]
Святой поцелуй считался ритуалом, который могли принимать только крещеные христиане , а оглашенных и нехристиан не приветствовали таким образом. [2] Апостольское Предание уточняет в отношении оглашенных: «Когда они помолятся, они не должны давать целования мира, ибо поцелуй их еще не свят». [2]
В церкви
[ редактировать ]Среди консервативных анабаптистов , таких как консервативные меннонитские церкви и Братская церковь Данкарда , святой поцелуй считается постановлением . церковным [4] [5] Таким образом, конфессии консервативного анабаптизма соблюдают практику святого поцелуя. [5]
Практика знака мира остается частью богослужения в традиционных церквях, включая Римско-католическую церковь , Восточно-католические церкви , Восточные православные церкви , Восточные православные церкви , Церковь Востока ; Лютеранская церковь , Англиканская церковь , [16] и среди духовных христиан , где его часто называют поцелуем мира , знаком мира , Святым поцелуем или просто миром или паксом .
Анабаптизм
[ редактировать ]Святой поцелуй особенно важен среди многих анабаптистских конфессий, поскольку считается таинством Церкви . [4] [5] Анабаптистские группы, соблюдающие святой поцелуй, включают Апостольскую христианскую церковь , амишей , Братьев Шварценау и многие консервативные меннонитские церкви, включая Церковь Бога во Христе, меннонитов . [17]
Восточное православие
[ редактировать ]В Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста в Восточной Православной Церкви обмен миром происходит в середине службы, когда чтение Священных Писаний завершено, а евхаристические молитвы еще впереди. Священник объявляет: «Возлюбим друг друга, чтобы единодушно исповедовать», и народ завершает фразу: «Отец, Сын и Святой Дух, Троица, единая по существу и нераздельная». В этот момент священнослужители обмениваются целованием мира у алтаря, а в некоторых храмах и мирян (обычай вновь вводится, но не является универсальным). Сразу после мира диакон взывает «Двери! Двери!»; в древности на этом месте уходили оглашенные и другие нечлены церкви, и за ними закрывались двери. При этом молящиеся затем читают Никейский символ веры.
В восточно-православной литургии целование мира является подготовкой к Символу веры: «Будем любить друг друга, чтобы исповедовать... Троицу».
В первые века духовенство обменивалось целованием мира: духовенство целовало епископа, миряне целовали мирян, а женщины целовали женщин, согласно Апостольским конституциям. Сегодня сослуживцы священников обмениваются любовным поцелуем. Так было на протяжении веков. В нескольких православных епархиях мира за последние несколько десятилетий были предприняты попытки восстановить поцелуй мира между мирянами, обычно в виде рукопожатия, объятий или поцелуев в щеку.
Другой пример обмена миром - это когда во время Божественной литургии Священник объявляет людям: «Мир всем», а они отвечают: «И с Духом вашим». Другие примеры этой практики можно найти в восточном православии, но это наиболее яркие примеры.
католицизм
[ редактировать ]В католической церкви сейчас используется термин не «поцелуй мира», а «знак мира» или «обряд мира». В Общем указании Римского Миссала говорится: «Затем следует Обряд Мира, посредством которого Церковь умоляет о мире и единстве для себя и для всей человеческой семьи, а верующие выражают друг другу свое церковное общение и взаимное милосердие, прежде чем общаться в Таинство». [18] Священник говорит или поет: «Мир Господень да будет с вами всегда», на что народ отвечает: «И с духом вашим». Затем, как сказано в Римском Миссале, «если уместно, диакон или священник добавляет: «Предложим друг другу знак мира». [19]
В римском обряде он ставится после Pater Noster и перед Fractio Panis . Даже внутри Католической Церкви существуют литургические обряды ( Амброзианский чин и Мосарабский чин ), в которых он ставится после Литургии Слова, до того, как на алтарь будут положены дары для освящения. На последнее размещение влияет рекомендация из Евангелия от Матфея 5:23–24. [20] о поиске примирения с другим перед совершением приношения на жертвеннике. Это была практика в самом Риме во времена Иустина Мученика в середине II века. В III веке нынешнее место было выбрано не только в Риме, но и в других частях Запада, таких как Римская Африка , где Святой Августин понимал это как связанное с прошением: «Прости нам преступления наши, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас». «, в Молитве Господней и на связь между общением с телом Христовым, понимаемым как Церковь, и получением общения с телом Христовым в Евхаристии. [21]
В римском обряде инструкции по знаку мира различаются в зависимости от совершаемой литургии. В Тридентской мессе знак мира дается только на торжественных мессах и обменивается только среди духовенства (если только не присутствовали императоры, короли или принцы, в этом случае они тоже получали приветствие посредством paxbrede ). [14] Он подается путем протягивания обеих рук в легком объятии со словами Pax tecum («Мир вам») сначала священником, служащим, диакону , который, в свою очередь, передает его иподиакону , который подает знак любому другому Духовенство присутствует в хоровых костюмах . [22] В некоторых местах существовал также обычай, согласно которому жених давал мир невесте на брачной мессе . [23] [24] [25] Однако, в отличие от нынешней формы римского обряда, ни невеста, ни жених не передавали мир кому-либо другому. [26]
В мессе Павла VI знак мира используется на большинстве месс , но не является обязательным. Обмен им осуществляется между всеми присутствующими в произвольном порядке, за исключением того, что «Священник дает знак мира диакону или служителю». [19] Предписанный порядок таков: «Уместно, чтобы каждый подавал знак мира только самым близким и в трезвой манере. Священник может подавать знак мира служителям, но всегда остается в святилище, поэтому чтобы не нарушать празднование, Он делает то же самое, если по справедливой причине желает дать знак мира некоторым верующим». [27]
Следующие действия считаются злоупотреблениями со стороны Конгрегации богослужения и дисциплины таинств : [28]
- введение «песни мира» для сопровождения обряда;
- верующие расходятся со своих мест, чтобы обменяться знаками мира;
- священник выходит из алтаря, чтобы дать знак мира некоторым верующим;
- выражение других чувств, например, выражение поздравлений, наилучших пожеланий или соболезнований среди присутствующих на свадьбе , похоронах или другой церемонии.
Жест, посредством которого происходит обмен знаками мира, должен быть определен местной епископской конференцией . В некоторых странах, например в США , конференция не установила никаких правил, и обычно используется ежедневное рукопожатие, в то время как в других странах, таких как Индия и Таиланд , предписывается поклон. [29] В письме Конгрегации богослужения и дисциплины таинств от 2014 года конференциям рекомендовалось выбирать жесты, более подходящие, чем «знакомые и мирские жесты приветствия». [27]
лютеранство
[ редактировать ]Лютеранская церковь учит: [30]
Обмен миром – это служение, возвещение благодати, которую мы делаем друг другу, подведение итогов дара, данного нам в литургии Слова. Это служение, которое мы оказываем друг другу, намного значительнее, чем общительное рукопожатие, ритуал дружбы или момент непринужденности. Благодаря присутствию Иисуса Христа мы даем друг другу то, что говорим: мир Христа. Затем, собравшись Духом вокруг Воскресшего, присутствующего в слове, мы обращаемся, чтобы отпраздновать Его трапезу (с. 173). [30]
Во время празднования Святого Причастия знак мира принимает форму поцелуя или рукопожатия. [30]
моравство
[ редактировать ]Англиканство и методизм
[ редактировать ]В англиканской церкви на более официальных службах принято приглашать прихожан «предложить друг другу знак мира». Однако обычно это рукопожатие, хотя супружеские пары могут вместо этого целовать друг друга. Методисты также обмениваются «знаками и словами Божьего мира». [31]
реформатский
[ редактировать ]Реформатская традиция (включая Континентальную реформатскую, пресвитерианскую, евангелическую англиканскую и конгрегационалистскую церкви) приняла священный поцелуй либо метафорически (когда члены оказывают чистый, теплый прием, который называется святым поцелуем ), либо буквально (когда члены целуйте друг друга).
См. также
[ редактировать ]- Правая рука товарищества
- Поцелуй Иуды
- Пакс (литургия)
- Пакс (литургический объект) , объект, который раньше целовали вместо католических месс.
- Социалистический братский поцелуй
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райс, Джон Р. (август 2000 г.). Ухаживание и опасности ласки . Издательство «Меч Господень». п. 5. ISBN 978-0-87398-120-0 .
И пять раз в Новом Завете христианам заповедано приветствовать друг друга святым поцелуем или поцелуем братской любви (Рим. 16:16; 1 Кор. 16:20; 2 Кор. 13:12; 1). Фес. 5:26; 1 Пет. 5:14). Мы полагаем, что в большинстве случаев, если не во всех случаях, предполагалось, что мужчины-христиане должны приветствовать мужчин-христиан поцелуем, а женщины-христианки должны так же приветствовать христианок.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Штуцман, Пол Файк (1 января 2011 г.). Восстановление праздника любви: расширение наших евхаристических торжеств . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-4982-7317-6 .
- ^ Jump up to: а б Макдэниел, Майкл (2006). «Святой поцелуй» (PDF) . Сердцебиение Остатка . Министерство Ефраты . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Харцлер, Рэйчел Нафцигер (30 апреля 2013 г.). Никаких условий: границы в приятных местах: история Уоррен-стрит / Меннонитская церковь Плезант-Оукс . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-62189-635-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и Политика Братской церкви Данкарда . Братская церковь Данкарда . 1 ноября 2021 г. с. 6.
- ^ Уильям Смит, Библейский словарь Смита, Kiss , Великобритания, 1988 г.
- ^ Римлянам 16:16
- ^ 1 Коринфянам 16:20.
- ^ 2 Коринфянам 13:12.
- ^ 1 Фессалоникийцам 5:26.
- ^ 1 Петра 5:14.
- ^ ПРОПОВЕДЬ 227, Отцы Церкви , (1959), Рой Джозеф Деферрари, общий редактор, Проповеди о литургических сезонах , том. 38, с. 197. [1] См. также: Проповедь 227 в «Сочинениях Святого Августина: Новый перевод для XXI века» , (1993), Vol. 6, часть, 3, с. 255. ISBN 1-56548-050-3
- ↑ Документированное обсуждение раннехристианского поцелуя мира «рот в рот» см. Франко Мормандо, «Так же, как ваши губы приближаются к губам ваших братьев: Иуда Искариот и поцелуй предательства», в книге « Святые и грешники: Караваджо и Образ барокко, изд. Ф. Мормандо (Честнат-Хилл, Массачусетс: Музей Макмаллена Бостонского колледжа, 1999), стр. 179–190.
- ^ Jump up to: а б с Католическая энциклопедия - Поцелуй
- ^ Луки 24:36
- ^ Книга общей молитвы, 1979;
- ^ «Информационный центр Апостольской Христианской Церкви, Святой Поцелуй» . www.apostolicchristianchurch.org . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала, 82.
- ^ Jump up to: а б Римский Миссал, Орден Мессы, 127–128.
- ^ Матфея 5: 23–24.
- ^ Кевин В. Ирвин, Ответы на 101 вопрос о мессе (Paulist Press 1999) ISBN 978-0-80913888-3 , стр. 122–123
- ^ Фортескью, Адриан (1917). Описания церемоний римского обряда . Лондон: Бернс Оутс и Уошборн. п. 109.
- ^ Юнгманн, Джозеф (1951). Месса римского обряда: ее истоки и развитие . Милуоки: Братья Бензингер. стр. 327–328.
Однако, согласно старому французскому обычаю, во время свадебной мессы священник даровал поцелуй мира жениху, который, в свою очередь, передал его невесте.
- ^ Маскелл, Уильям (1882). Monumenta Ritualia Ecclesiæ Anglicanæ; периодические службы англиканской церкви в соответствии со старым использованием Солсбери, Букваря на английском языке и других молитв и форм (2-е изд.). Оксфорд: Оксфорд, Clarendon Press. п. 74.
Папская рукопись XII или XIII века, хранящаяся в библиотеке Колледжа Магдалины в Оксфорде, имеет в этом месте рубрику: «Hic osculatur sponsus sacerdotem, et potestea suam sponsam».
- ^ Донкуэр, Поль (1951). Рождение, брак, смерть: возвращение к христианству (на французском языке). Press d’lle de France. п. 121.
- ^ Де Смет, Алоис (1912). Обручение и брак; канонический и богословский трактат с заметками по истории и гражданскому праву . Перевод Доббелла. Сент-Луис: Гердер. п. 202.
Тогда жених получил пакс от празднующего и отдал его своей жене, но ни он, ни она не передали его никому другому, как предписывают Ритуалы.
- ^ Jump up to: а б Таинство Искупления , 72
- ^ Конгрегация богослужения и таинств. Ритуальное выражение дара мира на мессе , 6в.
- ^ Эллиотт, Питер Дж. (1 января 1998 г.). Блок литургических вопросов: ответы на распространенные вопросы о современной литургии . Игнатиус Пресс. ISBN 9780898706772 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с «Что такое «Обмен мира?» » (PDF) . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . 2013 . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ «Служба слов и таблиц I и введение в другие формы» . Служения ученичества . Объединенная методистская церковь.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой поцелуй Майкла Дэниэла (Ephrata Ministries)
- Поцелуй, святой в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистских меннонитов
- Поцелуй - Католическая энциклопедия