Сукия-дзукури

Сукия-дзукури ( Сукия- дзукури ) — это один из типов японского жилого архитектурного стиля Суки (атэдзи: Суки или Суки) означает изысканный, хорошо развитый вкус и наслаждение элегантными занятиями. [ 1 ] и относится к наслаждению изысканно проведенной чайной церемонией.
Первоначально это слово означало небольшую структуру для японской чайной церемонии (известную как тясицу ) и ассоциировалось с икебаной и другими традиционными японскими искусствами. Он стал обозначать стиль проектирования общественных помещений и частных домов, основанный на эстетике чайного дома. [ 2 ]
Исторически и традиционно для сукия-дзукури характерно использование натуральных материалов, особенно дерева. В современной архитектуре ее формальные и пространственные концепции сохраняются в современных материалах, таких как сталь, стекло и бетон. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]В 1587 году Тоётоми Хидэёси (1536–1598) нанял чайного мастера Сэн-но Рикю в качестве своего советника по эстетическим вопросам. На территории внушительного замка Джуракудай Хидэёси в Киото Рикю спроектировал здание из восемнадцати циновок , известное как Цветной Сёин , которое считалось первым примером архитектуры сукия-дзукури . [ 4 ]
Этот стиль развивался в течение оставшейся части периода Адзути-Момояма (1568–1600 гг.) и характеризовался небольшими комнатами размером обычно в четыре с половиной татами или даже меньше, с токономой и полками. [ 5 ] В эти здания обычно можно было попасть через сад, часто по непрямой изогнутой или диагональной дороге, которая не позволяла мгновенно увидеть чайный домик. [ 6 ]
Архитектура Сукия-дзукури включает в себя эстетику чайных домиков и охватывает все виды зданий, включая частные жилища, виллы, рестораны и гостиницы. Одним из самых известных примеров является отдельный дворец Кацура в Киото. В период Эдо (1600–1868 гг.) сукия-дзукури стал популярен среди горожан, и большинство домов стало строиться в этом стиле. [ 7 ]
Сравнение с похожими стилями
[ редактировать ]В период Адзути-Момояма развивался не только стиль сукия, но и контрастирующий сёин-дзукури (書院造) жилищ класса воинов . В то время как сукия представлял собой небольшое пространство, простое и строгое, стиль сёин-дзукури представлял собой большие, великолепные приемные, место для пышности и церемоний феодалов . Например, в сёин цветочная композиция в токономе указывает на относительное богатство хозяина, однако гость сидит к ней спиной, поскольку она не предназначена для их удовольствия. А в чайной гость сидит лицом к токономе и наслаждается ее красотой. [ 8 ]
Сравнение с сёин-дзукури проясняет определяющие стилистические особенности сукия-дзукури . «Перила фриза», называемые нагэси , соединяют рифленые квадратные колонны в сёин-дзукури , фрамуга часто украшена искусной резьбой, потолок кессонирован или огражден шестиугольной рейкой, а поверхности стен отделаны и часто украшены фресками . Ниша токо , полки тана и сён встроенный стол расположены по фиксированной формуле.
Напротив, сукия-дзукури часто использует необработанные колонны, даже простые полированные стволы деревьев или дерево с корой для центральной колонны накабашира . Стены просто отделаны натуральной глиняной штукатуркой, а резьба на фрамуге ранма сохранена простой. Потолок из досок обшит плоскими прямоугольными досками. Хотя в главной комнате есть ниша токонома и для тана полки и, возможно, также сён , их расположение и обслуживание бесплатны. Красота сукия-дзукури исходит из тонкой чувствительности тонких деревянных элементов и других натуральных материалов, а также простоты орнамента, если таковой имеется. [ 9 ]
Разработка
[ редактировать ]В чайхане «Цветной сёин» Сэн-но Рикю окрашивал древесину смесью бенгальского красного и черного красителей, чтобы они выглядели закопченными и старыми. Напротив, Орибэ и Эншу его учеников предпочитали более яркие цвета и естественную отделку. Считается, что это изменение совпало с разработкой обычного деревянного рубанка, который позволил обеспечить более последовательную отделку древесины и лучше оценить естественные качества необработанной древесины. С тех пор эта черта характеризует стиль сукия. [ 10 ]
После Реставрации Мэйдзи в 1867 году класс самураев и, следовательно, стиль сёин потеряли смысл своего существования, тогда как стиль сукия продолжал развиваться и был переоценен для модернистской архитектуры .
Стиль сукия требует тонкой гармонии между принципами, необходимыми при его строительстве, включая отношения между клиентом, архитектором и плотником. И архитектор, и плотник должны иметь глубокое понимание используемых материалов. [ 11 ] Есть пример плотника, которого попросили построить дом в стиле сукия, который пришел в упадок, потому что он потерял свои инструменты во время Второй мировой войны и чувствовал, что не сможет работать удовлетворительно. [ 12 ]
В 1934 году архитектор Исоя Ёсида призвал архитекторов проектировать в стиле сукия с использованием современных материалов. Он сказал, что важно отобразить естественные характеристики древесины, хотя было бы ошибкой использовать что-то, что могло бы привлечь внимание, поскольку это не соответствовало духу стиля. [ 13 ]
Хотя изначально стиль сукия был задуман с использованием натуральных материалов, в первую очередь дерева, он адаптировался к современным материалам, а именно бетону и стали, поскольку строители и архитекторы стремятся включить элементы дизайна интерьера сукия в современные здания в городской среде. Это не рассматривается как разбавление дизайнерской идиомы — как отмечает историк архитектуры Тейджи Ито, «в годы своего становления традиция сукия была связана в первую очередь с дизайном интерьера. ... Стиль сукия хорошо подходит для [современных зданий] потому что речь идет прежде всего о том, чтобы привести определенный декор в соответствие с уже установленной пространственной сущностью». [ 14 ] Тем не менее, в большинстве случаев дизайн сукия в городских условиях далек от первоначального духа «горного уединения в городе», каким он был задуман в Японии XVI века Сэн-но Рикю.
Системы жалюзи
[ редактировать ]Переход между стилями Сёин и Сукия произошел в начале 1600-х годов, когда была разработана новая конструкция штормовых ставен. Сложив непрозрачные деревянные раздвижные двери в коробку, называемую то-букуро, а не просто перекрывая их, количество света в интерьере увеличилось вдвое, и можно было получить непрерывный вид на сад. [ 15 ] [ 16 ] На фотографии переходной императорской виллы Кацура показаны обе системы.
-
Справа три паза, три панели. Майра -до открыты, а единственная панель сёдзи закрыта; половина территории все еще заполнена майра-до. Здание слева более новое; его внешний паз проходит за пределами столбов. Ставни спрятаны в то-букуро в углу, а сёдзи в двух внутренних пазах работают непрерывно.
-
Изнутри уровень освещенности ниже. Светоотражающая золотая краска, широко используемая в зданиях в стиле сёин, помогает компенсировать это. [ 17 ]
-
В углу этого храма есть два шкафа то-букуро, в которые можно вставить двери, не поднимая и не унося их.
-
ротатор Ама-до; внешнюю канавку амадо разрезать на половину ширины амадо с каждой стороны. Стеклянные двери и сёдзи имеют по две канавки каждая.
-
Вид сверху на системы ставней Майрадо и Амадо, показывающий ротатор и то-букуро. Черные квадраты — это столбы; сёдзи белого цвета, дождевые ставни черного цвета, пазы серого цвета.
-
Разрез дома среднего класса в стиле Сукия.
В первой половине 1600-х годов, в начале периода Эдо, крайняя канавка была вынесена за линию колонн. Деревянные ставни, помещенные в эту канавку, соединялись между собой по краям и назывались ама-до (雨戸, «дождевая дверь»): это были штормовые ставни, которые использовались только ночью и в плохую погоду. [ 16 ] [ 15 ] Чтобы утром открыть здание, каждого ама-до сдвигали до конца паза, где они складывались в коробку. [ 15 ] называется то-букуро [ 18 ] (Тобукуро, Тобукуро: буквально «дверь-контейнер»). То-букуро может быть спроектирован так, чтобы откидываться в сторону. [ 19 ] [ 20 ] Две внутренние канавки остались прежними, но теперь обе можно было заполнить сёдзи, что удвоило количество сёдзи в здании. Легкий сёдзи можно было легко поднять и унести. Эта новая конструкция позволила открыть всю сторону здания, давая либо вдвое больше света от непрерывной стены сёдзи, либо беспрепятственный вид на сад; соответственно изменились сады. [ 15 ] [ 21 ] с объездом Подъезды энгава означали, что то-букуро изначально располагались по углам, но системы амадо-ротаторов (амадо-маваси) были изобретены, чтобы устранить эту необходимость (см. изображения и внешний видеоролик ). Амадо вращались по углам вокруг фиксированной вертикальной перекладины, называемой томаваси-бо (позже уменьшенной до пары колышков путем удаления средней части).
К середине 1600-х годов ама-до с одной дорожкой получили распространение, и ама-до можно было размещать снаружи энгавы. [ 15 ] [ 20 ] Некоторые дальнейшие архитектурные изменения были внесены под влиянием изменения опалубки. Опалубка была частью комбинации архитектурных изменений, ознаменовавших конец стиля сёин и начало стиля сукия. [ 21 ]
Амадо также служил для защиты зданий и мог иметь нэдзисимари (винтовой замок по краям). У них также могли быть мусомадо , вентиляционные отверстия, закрывающиеся раздвижными вертикальными планками, позволяющие проникать немного света и воздуха, когда ставни были закрыты. Позже гарасу-до , стеклянные раздвижные двери. между амадо и сёдзи были добавлены [ 22 ]
Влияние
[ редактировать ]
Во время Всемирной Колумбийской выставки в Чикаго в 1893 году рядом с Северным прудом был построен небольшой чайный домик «Ниппон», выполненный в свободной версии стиля сукия. [ 23 ] Национальный журнал Harper's Weekly в марте 1893 года опубликовал статью, показывающую вклад Японии в выставку. Чикагский журнал Inland Architect также посвятил ему две статьи зимой 1892/3 года, так что вполне вероятно, что местные архитекторы были знакомы с этой работой. [ 24 ] Историк Дмитрий Целос впервые определил, что чайный домик «Ниппон» оказал возможное влияние на Фрэнка Ллойда Райта , предполагая, что низкая скатная двойная крыша домов в прериях имеет те же формы, что и крыша чайного домика. [ 25 ]
В 1934 году в своей резиденции в Окада архитектор Сутеми Хоригучи смешал в саду элементы стиля сукия (под влиянием отдельного дворца Кацура), чтобы объединить западные и восточные аспекты плана. [ 26 ]
В 1954 году Вальтер Гропиус , основатель Баухауза , посетил отдельный дворец Кацура и был настолько поражен им, что в 1960 году он стал соавтором книги «Кацура: традиции и творчество японской архитектуры» с Кензо Танге .
Наиболее характерным по духу замысла является путь к входным воротам виллы. Это соответствует излюбленному подходу дзэн, который редко бывает прямым, осевым и симметричным. Существует решительное отвращение к внушительному прямому проспекту; вместо этого предпочтение отдается интимному и непринужденному, но тщательно спланированному подходу, который преподносит сюрпризы на каждом шагу и ведет к главной цели в человечной, естественной и ненавязчивой манере.
- Гропиус, В. (1968) Аполлон в демократии - культурные обязательства архитектора , McGraw-Hill Book Company, стр. 126
Сноски
[ редактировать ]- ^ Новый японско-английский словарь Кенкюши, четвертое издание 1974 г., стр.1674
- ^ Японская энциклопедия Kodansha , первое издание 1983 г., том. 7, стр.265
- ^ Ито (1972), стр. 224
- ^ Ито (1972), стр. 12
- ^ Японская энциклопедия Kodansha, первое издание 1983 г., том. 7, стр.265
- ^ Ито (1972), стр. 96
- ^ Японская энциклопедия Kodansha, первое издание 1983 г., том. 7, стр.265
- ^ Ито (1972), стр. 23
- ^ Энциклопедия Японии Kodansha
- ^ Ито (1972), стр. 20
- ^ Ито (1972), стр. 25
- ^ Цвергер (2000), стр. 59.
- ^ Ито (1972), стр. 26
- ^ Ито (1972), стр. 220-221.
- ^ Jump up to: а б с д и Норихито Накатани (продюсирование и монтаж), Кенджи Со (фото и режиссура), Маюка Тоёсима (текст), Харуя Суса, Маюка Тоёсима и Ёхей Джимбо (рисунки), Казуюки Окада (веб-редактирование) (28 октября 2015 г.). Переход Кикугецутей (Фильм и иллюстрированная текстовая статья, оба доступны в открытом доступе в Интернете) . Культурный журнал оборудования Хаширамы . Исследование Хаширамы-Сочи; Оборудование между ними. Университет Васэда.
- ^ Jump up to: а б «Амадо雨戸» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ «Кинпеки Шоухекига, фреска » www.aisf.or.jp. с золотым барьером
- ^ терминал «-do» и начальный «to-» — одно и то же слово, см. [[]]
- ^ «Тобукуро 戸袋» . JAANUS — онлайн-словарь японской архитектурной и историко-художественной терминологии .
- ^ Jump up to: а б Морс, Эдвард С. (1885). «5: Входы и подходы» . Японские дома и их окружение . Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-0998-4 .
- ^ Jump up to: а б Инадзи, Тоширо (1998). «Порог сада» . От Тейен до дзюкё-но «ариё» до «мисеката, миэката» «Как» и «как презентовать» сады и резиденции Сад как архитектура: форма и дух в садах Японии, Китая и Кореи . Перевод Вирджилио, Памелы (1-е изд.). Токио; Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. ISBN 477001712X .
- ^ Терунобу Фухимори. «001: Появление волшебных светопропускающих поверхностей, стеклянных дверей резиденции Хирано» . ОКНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ .
- ^ Стюарт (2002), стр. 73
- ^ Нуте (1993), стр. 53–55.
- ^ Нуте (1993), стр. 67
- ^ Стюарт (2002), стр. 129
Ссылки
[ редактировать ]- Гропиус, Уолтер (1968). Аполлон в демократии — культурная обязанность архитектора . Книжная компания МакГроу-Хилл.
- Нут, Кевин (1993). Фрэнк Ллойд Райт и Япония — Роль традиционного японского искусства и архитектуры в творчестве Фрэнка Ллойда Райта . Чепмен и Холл.
- Стюарт, Дэвид Б. (2002). Создание современной японской архитектуры: от основателей до Синохары и Исодзаки . Коданша Интернэшнл.
- Ито, Тейджи (1972). Классическая традиция в японской архитектуре — современные версии стиля сукия . Уэтерхилл/Танкоша.
- Цвергер, Клаус (2000). Дерево и деревянные соединения: строительные традиции Европы и Японии . Биркхойзер.