Томоэ
Часть серии о |
синтоизм |
---|
Томоэ ( 巴 , также пишется 鞆絵 ) , [а] обычно переводится как « запятая », [2] [3] — это похожий на запятую символ вихря, используемый в японском мон (примерно эквивалентный геральдическому значку или заряду в европейской геральдике). Он очень напоминает обычную форму магатамы .
Томоэ . встречается во многих дизайнах и имеет различное применение Самые простые и распространенные модели устройства содержат от одного до четырех томоэ и напоминают аналогичные конструкции, широко распространенные по всему миру. Когда он описан в круге, он часто появляется в наборе из трех штук, этот дизайн известен как мицудомоэ ( 三ツ巴 ) . [4]
Этимология
[ редактировать ]Первоначально из-за сходства формы использовался китайский иероглиф 巴, иероглиф, обозначающий человека, лежащего на животе. Но, скорее всего, оно не имеет прямого отношения к самому японскому слову «Томоэ». Иероглиф 巴 (китайское произношение ба ) имеет несколько значений, начиная от сычуаньского топонима и заканчивая коркой, образующейся из-за сухости частей тела, таких как руки или щеки, и, как глагол, несущий смысл «надеяться», ожидать» или «беспокоиться». Китайский иероглиф раньше изображал, согласно Бернхарда Карлгрена интерпретации графа письма маленькой печати , питона . [5]
что это слово относится к изображению е ( 絵 ) томо Наиболее распространенная точка зрения состоит в том , ( 鞆 ) или рисункам на последнем томо , о котором идет речь, в архаичном японском тёмо , [б] Это круглый кожаный протектор руки, похожий на наруч или перчатку европейской стрельбы из лука. [8] Рой Эндрю Миллер описывает его как «небольшой полый мешок или луковицу из сшитой кожи с кожаными ремнями, иногда с тиснением в виде декоративного устройства в виде запятой ( томоэ ) континентального происхождения». [6] Его носили на левом локте или запястье лучника либо для того, чтобы предотвратить натирание тетивы ( цуру : 弦), возвращающейся в исходное положение при выпуске стрелы, либо для того, чтобы вселить страх в противника из-за резкого звука, издаваемого тетивой. попадание в защиту запястья. [9] [10] [6] Таким образом, «изображение томо» ( томоэ ) можно интерпретировать либо как визуальный каламбур на изображенном томо, либо, иначе, как получившее свое название от этого объекта. Несколько таких примеров сохранились в Наре в Сёсоине . [6]
Другая точка зрения заключается в том, что само японское слово может иметь монгольское происхождение , поскольку его можно сравнить со среднемонгольским tomuγa «скрученный конский головной убор», от глагола tomu (коса, скручивание) и ордосским монгольским томок («маленькая сумка, висящая на голова лошади»). В последнем случае танские керамические фигурки лошадей изображают небольшие мешки, привязанные к нижней части шеи, возможно, для того, чтобы лошадь не запрокидывала голову назад. [11]
Теории его происхождения
[ редактировать ]Происхождение рисунка томоэ неизвестно. Наиболее распространенное мнение состоит в том, что узоры томоэ возникли в магатама украшениях позднего периода Дзёмон ( около 1000 г. до н.э.) в Японии, которые использовались для синтоистских ритуалов. Узор, напоминающий томоэ с двумя запятыми ( футацудомое ), встречается в древних культурах на всех обитаемых континентах. [12] Стилизованный дизайн чаши Яншао датируется 2000 годом до нашей эры. [13] Мотив двух окружающих дельфинов, кусающих друг друга за хвосты, был найден на критской керамике минойского периода (1700–1400 гг. до н. э.), а две рыбы, кусающие друг друга по кругу, повторяются как в китайской, так и в центрально-мексиканской посуде. [14] Его часто можно увидеть на доисторических кельтских останках, а одно зеркало из Бальмакеллана почти идентично митсудомое . [15] В Китае форма двойной запятой стала ассимилироваться с философией Инь-Ян противостояния мужских и женских принципов, формализованной в Тайцзиту дизайне позднего периода династии Сун . [с] Это, в свою очередь, повторяется в седьмом веке в Объединенной Силле (ныне Корея), где оно было известно как тэгык . [17] а также в японских узорах футацудомоэ и мисудомоэ : первые связаны с гадательными обрядами, вторые часто связаны с храмовыми барабанами, выполняющими апотропные функции. [3] По мнению Жана Герберта , в этих контекстах мицудомое олицетворяло трех духов: диаду Инь-Ян представляли арамитама (грубые ками ) и нигимитама (нежные ками), а третья запятая обозначала сакимитаму , или счастливый дух. [д] Однако нет четких доказательств того, что томоэ, тайдзиту и инь-ян напрямую связаны.
Нил Гордон Манро утверждал, что основой узора митсудомое , мотива, встречающегося также у айнов , была восточноевропейская и западноазиатская фигура трискелиона , которая, по его мнению, лежала в основе китайского рисунка трехногой вороны , и, по его мнению, , его рефлекс у мифической японской вороны Ятагарасу (八咫烏). [18] [19]
История эмблемы Томоэ в Японии
[ редактировать ]Как кожа [и] защита запястья томо , по-видимому, использовалась, по крайней мере, еще в период Кофун , где она часто засвидетельствована на ханива , изображающих лучников. терракотовых фигурках [21] и, возможно, даже имели, помимо своей военной функции, ритуальную или фетишистскую ценность, возможно, связанную с их фаллической формой. [11] Этот узор также интерпретировался как водоворот, и, поскольку это узор, связанный с водой, узор Томоэ наносился на черепицу зданий в конце периода Хэйан в качестве противопожарной защиты.
Эмблема томоэ зарекомендовала себя как обычная эмблема во время господства Фудзивара в конце периода Хэйан , примерно в 10–11 веках, и распространилась вплоть до Камакура времен . Считается, что сходство между томоэ и императором Оджином, обнаруженное в Нихонги, также может объяснить его растущую популярность среди самураев, поскольку Оджин был прославлен как бог в святилищах Хатимана. [9] [22]
В рассказе Нихонги, когда Оджин родился, осмотр его тела выявил мясистый нарост на его руке, похожий на запястье или налокотник воина, и по этой причине его называли хомута (誉田: букв. (Господь) Нарукавник) [23] ( ОДж : помуда ), [ф] старое слово для томо . [г]
Использование в Рюкю
[ редактировать ]Фрагментарные источники предполагают, что Первая династия Сё , основавшая Королевство Рюкю , использовала этот символ если не в качестве своего семейного герба. Американский историк Джордж Х. Керр утверждает, что король Сё Току принял мисудомэ в качестве герба королевского дома после успешного вторжения на остров Кикай в 1465 году. ( Керр 2011 , стр. 101) Вторая династия Сё , правившая королевством Рюкю из С 1470 по 1879 год в качестве семейного герба был принят мицудомоэ. Поскольку это был герб королевской семьи, его использование когда-то было строго ограничено. Жители Окинавы, посетившие Японию вскоре после аннексии королевства в 1879 году, были удивлены тем, что повсюду развевались знамена митсудомэ. [27] Во время американской военной оккупации префектуры Окинава ( Гражданская администрация островов Рюкю США USCAR) предприняла неудачную попытку воссоздать национальный флаг Рюкю с изображением мицудомоэ, но обнаружила, что жители Окинавы были апатичны по отношению к острову Рюкю или не признавали его. бывший символ королевской семьи. Сегодня этот символ по-прежнему считается символом Рюкю и, в меньшей степени, Окинавы.
Символизм и использование
[ редактировать ]Мицудомое посвященными тесно связано с синтоистскими святилищами , в частности Хатиману , богу войны и стрельбы из лука. Хатиман в синтоистской космологии и ритуалах, как, например, в храме Хакодзаки , неоднократно связан с числом три. [28] В синтоистском мышлении это число используется для обозначения трех аспектов четырех митам или «душ» (другой, кусимитама, считается гораздо более редким). [29]
Его также часто изображают на знаменах и фонарях, используемых на фестивалях и ритуалах, связанных с Аматэрасу-омиками . [30] которая в « Кодзики» противостоит своему брату Сусаноо , когда он узурпирует ее территорию на земле, переодевшись лучником, украшенным бусами магатама и «устрашающим высоким нарукавником» ( itu nö takatömö ). [час]
Третий элемент его символической панорамы касается воды, ассоциации, порожденной ее вихревым узором. По этой причине говорят, что его размещают на крышах и фронтонах как оберег от огня. [32]
Поскольку Хатиману поклонялись как защитнику воинов, он был принят в качестве общего элемента дизайна в японских семейных эмблемах ( 家紋 , камон ) различными самурайскими кланами . [33] такие как Нагао , Кобаякава и Уцуномия . Среди аристократов семья Сайонджи использовала его как семейный герб. Буддийская секта Коясан Сингон . использует мицудомоэ как визуальное представление жизненного цикла
Томоэ также является личным именем, восходящим, по крайней мере, к Томоэ Годзен (巴御前), знаменитой женщине-воину, прославленной в «Повести о Хэйкэ», рассказывающей о войне Гэмпэй . в Киото На фестивале Дзидай Мацури она появляется в части процессии периода Хэйан в костюме самурая и проходит парадом как символ женской галантности. [34]
Мицудомое также является символом элемента Электро в видеоигре Genshin Impact , поскольку связанный с ним домен, Инадзума, основан на древней или средневековой Японии. Энеру, антагонист арки Скайпии в One Piece , чье тело сделано из молнии, имеет наплечный аксессуар, состоящий из четырех барабанов с рисунком митсудомоэ , по которым он может постукивать своим посохом, чтобы усилить свою силу. Это само по себе отсылка к японскому богу молний Райджину , что еще больше укрепляет связь этого символа с молнией и электричеством.
Томоэ также был принят в качестве корпоративного логотипа в Японии. [35]
Мицудомое также является логотипом приложения OBS Studio с момента его выпуска в 2012 году. [36]
Похожие конструкции
[ редактировать ]Двойной томоэ по своим элементам дизайна почти идентичен китайскому символу, известному как тайдзиту , а тройной томоэ похож на корейский трехцветный тэгык , который возник в тайдзитсу. Однако нет четких доказательств того, что томоэ и тайдзиту напрямую связаны. Также обратите внимание, что негативное пространство между завитками четверного томоэ образует форму, подобную свастике , которая довольно заметна во многих индийских религиях, таких как индуизм , джайнизм и буддизм . Подобный дизайн можно также найти в некоторых формах кельтского спирального трискеле , а также в баскском лаубуру и сицилийской Тринакрии .
Галерея
[ редактировать ]- Футацудомое , «двойное томоэ ».
- Хидари-мицудомое («тройное левое томоэ ») широко используется в синтоистских святилищах и как семейный герб.
- Ётсудомое («Четырёхкратное томоэ »)
См. также
[ редактировать ]- Ганкьил — символ тибетского и восточноазиатского буддизма, состоящий из трёх закрученных и соединенных между собой лезвий.
- Гогок — драгоценный камень в форме запятой, найденный на Корейском полуострове.
- Лаубуру , баскский крест
- Пн (эмблема)
- Свинья-дракон или чжулон , зооморфный каменный артефакт, изготовленный в неолитическом Китае и имеющий форму буквы C или запятую.
- Трискелион
Примечания
[ редактировать ]Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ На самом деле существует семь вариантов написания томоэ : Томоэ, Томоэ, Томоэ, Томоэ, Томоэ, 艫e и Бэйн. [1]
- ^ Рой Эндрю Миллер озвучивает это tömo. (止毛) Эта статья следует за Оно и др. [6] [7]
- ^ Тайцзи (太極) — Изначальный, из которого возникли двойственности. [16]
- ^ ван Гулик со ссылкой на Жана Герберта , Синто; у истока Японии , Штейн и Дэй , 1967, с.61. [3]
- ↑ « Энгисики» утверждает, что томо состоял из внешнего покрытия из медвежьей шкуры и внутренних ножен из коровьей кожи, хотя изготавливались также варианты с оленьей кожей. [20]
- ^ Помуда-ваке-но-микотё . [24]
- ^ После рождения он имел форму 醍 на запястье. Это был 醆锆锛, который вдовствующая императрица Сяо одевала как мужчина. Вот почему его называют А Руй. назывался императором Ютянь («Когда он родился, на его руке выросла плоть, по форме напоминающая налокотник. Что касается этого сходства, император решил, что это был налокотник, который носили как мужское снаряжение. Поэтому его называли так имя и назван императором Хомуда'). [25] [26]
- ^ Ито-но Такетомо. [31]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Браун 1998 , с. 186.
- ^ Тернбулл 2012 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с ван Гулик 1982 , с. 168.
- ^ Репп 2002 , с. 171.
- ^ Карлгрен 1974 , стр. 211.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер 1967 , с. 77.
- ^ Оно, Сатаке и Маэда 1974 , с. 926.
- ^ Манро 1911 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б СС 1966 , с. 121.
- ^ Хелдт 2014 , стр. 191.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1967 , с. 78.
- ^ Тарс 2007 , стр. 37–39.
- ^ Тарс 2007 , стр. 36–37.
- ^ Тарвас 2007 , с. 38.
- ^ Манро 1911 , с. 52-53.
- ^ Эберхард 1986 , с. 283.
- ^ Снодграсс 2015 , с. 569.
- ^ Чемберлен 1982 , с. 168,н2..
- ^ Манро 1911 , стр. 51, 63.
- ^ Манро 1911 , с. 50.
- ^ Мики 1969 , с. 149.
- ^ Нумата 1940 , с. 151.
- ^ Хелдт 2014 , стр. 209.
- ^ Филиппы 1968 , с. 572.
- ^ Сакамото и др. 1967 , с. 105, № 15, 363.
- ^ Астон 1972 , с. 254.
- ^ Тагучи 1978 , с. 7.
- ^ Уильямс 2007 , стр. 163–164.
- ^ Герберт 2010 , стр. 42–43.
- ^ Манро 1911 , с. 48.
- ^ Филиппы 1968 , стр. 74–75 и №5.
- ^ Такамори и Хаффман 2007 , с. 108.
- ^ Манро 1911 , с. 62.
- ^ Бауэр и Карлквист 1974 , с. 43.
- ^ Гарсия 2011 , с. 23.
- ^ «Значение логотипа OBS?» . Форумы ОБС . Проверено 26 марта 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Астон, WG (1972) [1896]. Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры . Том. 1. Издательство Таттл .
- Бауэр, Хелен; Карлквист, Шервин (1974) [1965]. Японские фестивали . Издательство Таттл .
- Браун, Стивен Т. (июнь 1998 г.). «От женщины-воина до странствующего артиста: многочисленные истории Томоэ». Гарвардский журнал азиатских исследований . 58 (1): 183–199. дои : 10.2307/2652649 . JSTOR 2652649 .
- Чемберлен, Бэзил Холл (1982) [1882]. Кодзики: Записи о древних делах . Издательство Таттл .
- Дарвас, Дьёрдь (2007). Симметрия: культурно-исторический и онтологический аспекты отношений науки и искусства; Природный и рукотворный мир в междисциплинарном подходе . Springer Science & Business Media . ISBN 978-3-764-37554-6 .
- Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов . Рутледж . ISBN 978-0-415-00228-8 .
- Гарсия, Гектор (2011). Компьютерщик в Японии: открытие страны манги, аниме, дзен и чайной церемонии . Издательство Таттл . ISBN 978-1-462-90629-1 .
- Хельдт, Густав (2014). Кодзики: рассказ о древних делах . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-16388-0 .
- Герберт, Жан (2010) [1967]. Синтоизм: у истоков Японии . Рутледж . ISBN 978-1-136-90376-2 .
- Хонда, Сойчиро (2004) Нихон но Камон Тайдзен (Японская энциклопедия семейных гербов) Токио: Гото Сёин (Goto Shoin) . 978-4-340-03102-3 .
- Такамори, Икуя; Хаффман, Джефф, ред. (2007). Семейные гербы Японии . Пресс «Каменный мост» . ISBN 978-1-933-33030-3 .
- Карлгрен, Бернхард (1974) [1923]. Аналитический словарь китайского и китайско-японского языков . Дуврские публикации .
- Керр, Джордж Х. (2011) [1958]. Окинава: история островного народа . Издательство Таттл . ISBN 978-1-462-90184-5 .
- Мики, Фумио (1969). Ханива: глиняная скульптура доисторической Японии . Издательство Таттл .
- Миллер, Р.А. (1967). Японский язык . Издательство Чикагского университета .
- Манро, Н. Гордон (1911). «Некоторые истоки и пережитки» (PDF) . Труды Азиатского общества Японии . 38 : 1–74, 48 и далее.
- Нумата, Ёрисуке (Райсукэ) (1940 Монсё но Кенкю (Исследование гербов: Исследование гербов) Согэнша (Согенша).
- Оно, Сусуму , Кингоро (1974). Сатаке, Акихиро ;
- Филиппи, Дональд Л. (1968). Кодзики . Издательство Принстонского университета , Издательство Токийского университета .
- Репп, Мартин (2002). «Защита ками японской нации» . В Куботе, Хироши; Антони, Клаус Дж.; Навроцкий, Иоганн; Вачутка, Майкл (ред.). Религия и национальная идентичность в японском контексте . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 169–191. ISBN 978-3-825-86043-1 .
- Таро; Иноуэ, Иэнага, ( Сусуму , ) Сакамото , Оно 1967 .
- «Синтоистские символы (продолжение)». Современные религии в Японии . 7 (2). Университет Нанзан : 89–142. Июнь 1966 г. JSTOR 30232989 .
- Снодграсс, Мэри Эллен (2015) [2013]. Мировая одежда и мода: энциклопедия истории, культуры и социального влияния . Рутледж . ISBN 9781317451662 .
- Тагути, Нисю (1978) Рюкю монсё фу (Геральдика Рюкю) Хякуненся (Общество Сто лет).
- Тернбулл, Стивен (2012) [2002]. Самурайская геральдика . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-782-00014-3 .
- ван Гулик, Виллем Р. (1982). Ирезуми . Архивы Брилла . ISBN 978-1-782-00014-3 .
- Уильямс, Э. Лесли (2007). Древо духов: истоки космологии в синтоистском ритуале в Хакодзаки . Университетское издательство Америки . ISBN 978-0-761-83416-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиотека эмблем Японии — шаблоны дизайна томоэ (на японском языке)
- ЯАНУС/ томомемон