Бык
Бык ( / t ɪər / ; [1] Древнескандинавское : Бык , произносится [tyːr] ) — бог в германской мифологии , доблестный и могущественный представитель асов и покровитель воинов и мифологических героев. В скандинавской мифологии , которая содержит большинство сохранившихся повествований о богах у германских народов , Тир приносит свою правую руку в жертву чудовищному волку Фенриру , который откусывает ее, когда понимает, что боги связали его. Тир Предсказано, что будет съеден таким же чудовищным псом Гармром во время событий Рагнарёка .
Римская интерпретация [а] обычно изображает бога как Марса , древнеримского бога войны, и именно через эту призму происходит большинство латинских упоминаний о боге. Например, бог может упоминаться как Марс Вингс ( лат. «Марс Ассамблеи [ Вещь ]») в латинской надписи III века, что отражает сильную связь с германской вещью , законодательным органом среди древних германских народов. В соответствии с противоположным процессом Germanica интерпретации вторник назван в честь Тира (« День Тира »), а не Марса, в английском и других германских языках.
В древнескандинавских источниках Тир попеременно описывается как сын ётуна Хюмира ( в Hymiskviða ) или бога Одина (в Skáldskaparmál ). Локасенна ссылается на неназванную и иначе неизвестную супругу, возможно, также отраженную в континентальных германских записях (см. Зиса ).
Из-за этимологии имени бога и призрачного присутствия бога в сохранившемся германском корпусе некоторые ученые предполагают, что Тир , возможно, когда-то занимал более центральное место среди божеств ранней германской мифологии.
Имя
[ редактировать ]В более широкой германской мифологии он известен на древнеанглийском как Tīw и на древневерхненемецком как Ziu , оба происходят от протогерманского теонима * Tīwaz , что означает «Бог». источников сохранилось мало информации о боге За пределами древнескандинавских . Тир — эпоним руны Тиваз ( ᛏ ), буква рунического алфавита соответствующая латинской букве Т. ,
Различные топонимы в Скандинавии относятся к богу, а множество предметов, найденных в Англии и Скандинавии, похоже, изображают Тюра или призывают его.
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавский теоним Тир происходит от более ранней протонорвежской формы, реконструированной как * Tīwaʀ , [2] которое происходит – как и его германские родственники Tīw ( древнеанглийский ) и * Ziu (древневерхненемецкий) – от протогерманского теонима * Tīwaz , что означает «Бог». [3] Имя готского божества по имени *Teiws (позже *Tīus ) также может быть реконструировано на основе связанной с ним руны tiwaz . [2] [4] В древнескандинавской поэзии множественное число tívar используется для обозначения «богов», а единственное число týr , означающее «(а) бог», встречается кеннингах Одина в и Тора . [5] [6] Современные английские писатели часто переводят имя бога на английский язык, опуская диакритический знак имени , переводя древнескандинавское Тир собственного как Тир . [б]
Протогерманское существительное мужского рода * tīwaz ( мн.ч. * tīwōz ) означает «бог, божество» и, вероятно, также служило титулом или эпитетом, который стал ассоциироваться с конкретным божеством, первоначальное имя которого сейчас утеряно. [с] [д] Оно происходит от протоиндоевропейского * deywós , что означает «небесный, небесный», следовательно, «бог» ( ср. санскрит : devá «небесный, божественный», древнелитовский : deivas , латынь : deus «бог, божество»). ), само по себе является производным от * dyēus , что означает «дневное небо», отсюда «бог дневного неба» (ср. санскрит : Dyáuṣ , древнегреческий : Зевс , латынь : Юпитер ). [8] [9] [10] Германское существительное * tīwaz далее засвидетельствовано в финском заимствованном слове teivas , найденном как суффикс у божеств Runkoteivas и Rukotiivo . [2] Романо -германское божество Алатеивия также может быть связано с [2] хотя его происхождение остается неясным. [4]
Благодаря лингвистическим данным и ранним местным сравнениям между * Тивазом и римским богом Марсом , особенно под именем Марс Вингсус , ряд ученых интерпретировали * Тиваза как протогерманского бога неба, войны и вещей . [11] [10] Однако другие ученые отвергают его идентификацию как «бога неба», поскольку * tīwaz, вероятно, было не его первоначальным именем, а скорее эпитетом, который стал ассоциироваться с ним и в конечном итоге заменил его. [с]
Происхождение вторника
[ редактировать ]Современное английское дня недели название «вторник» происходит от древнеанглийского tīwesdæg , что означает «день Тиу». Он родственен древнескандинавскому Tysdagr , древнефризскому Tiesdi и древневерхненемецкому Ziostag ( средневерхненемецкому Zīstac ). Все они происходят от позднепротогерманского * Tiwasdag («День * Тиваза »), кальки латинского Martis dies («День Марса »; ср. современные итальянские martedì , французские mardi , испанские martes ). Это свидетельствует о раннем германском отождествлении * Тиваза с Марсом. [12] [10]
Германские названия дней недели для вторника , которые явно не происходят из вышеуказанной линии, также могут в конечном итоге относиться к божеству, включая среднеголландский Динксендах и Дингсдаг , средненижненемецкий Дингесдах и древневерхненемецкий Дингесдаг (современный Динстаг ). Эти формы могут относиться к ассоциации бога с вещью ( * þingsaz ), традиционным юридическим собранием, распространенным среди древних германских народов, с которым связан бог. Это можно объяснить либо существованием эпитета Вингс ( вещь-бог » * Þingsaz « ), часто приписываемого Марсу ( * Tīwaz ), либо просто сильной ассоциацией бога с собранием. [13]
Т-руна
[ редактировать ]Бог — тезка руны ᛏ представляет /t/ ( руну Тиваз ) в рунических алфавитах , коренных алфавитах древних германских народов до их адаптации к латинскому алфавиту . По руническим надписям, ᛏ часто выступает как магический символ. [5] Имя впервые встречается в исторических записях как tyz , символ готического алфавита (4 век), а также было известно как tī или tir на древнеанглийском языке и tyr на древнескандинавском языке. [4] [13] Имя Тюра может также встречаться в рунах как ᛏᛁᚢᛦ VIII века на фрагменте черепа из Рибе . [14]
Топонимы
[ редактировать ]К богу относятся различные топонимы в Скандинавии. Например, Тюрсенг в Вибю , Ютландия, Дания (древнескандинавский * Týs eng , « луг Тюра ») когда-то был участком луга возле ручья под названием Додео («поток мертвых» или «мертвый поток»). Виби также содержал еще один теоним, Онсхольт Одина (« Приют религиозные обряды, связанные с Одином и Тиром »), и в этих местах могли иметь место . В Виби также существует источник , посвященный Святому Нильсу , который, вероятно, был христианизацией прежних языческих обычаев коренных народов. Виби может означать «поселение возле священного места». Археологи нашли в Виби следы жертвоприношений, датируемых 2500 лет назад. [15]
Лес Тиведен , расположенный между Нярке и Вестергётландом в Швеции, может означать «лес Тира», но его этимология неясна и обсуждается. [16] Ти- может относиться к tyr, означающему «бог» в целом, и поэтому название может происходить от протоиндоевропейского * deiwo -widus , что означает «лес богов». [16] По мнению Рудольфа Симека , о существовании культа божества свидетельствуют и такие топонимы, как Тислунд (« роща Тюра »), часто встречающаяся в Дании, или Тиснес (« полуостров Тюра ») и Тиснесё ( «Остров Тиснес») в Норвегии, куда культ, судя по всему, был импортирован из Дании. [5]
Сертификаты
[ редактировать ]Роман был
[ редактировать ]Хотя этимологическое наследие Тира восходит к протоиндоевропейскому периоду, до древнескандинавского периода сохранилось очень мало прямых упоминаний о боге. Как и многие другие неримские божества, Тир упоминается в латинских текстах в процессе интерпретации romana . [а] в которых латинские тексты относятся к богу как к его предполагаемому аналогу в римской мифологии . и тексты часто называют Тюра Марсом Латинские надписи .
Первый пример этого встречается в » римского сенатора Тацита этнографии «Германия :
- Среди богов они в основном поклоняются Меркурию. Они считают своим религиозным долгом приносить ему в жертву в определенные дни человеческие, а также другие жертвенные жертвы. Геркулеса и Марса умилостивляют разрешенными жертвоприношениями животных. часть жертвоприношения свевов Это также Изиде.
- А. Р. Бирли перевод [17]
Ученые обычно понимают, что эти божества относятся к * Wōđanaz (широко известному сегодня как Один ), * Þunraz (сегодня широко известному как Thor ) и * Tīwaz , соответственно. Личность «Исиды» свевов остается предметом споров среди ученых. [18] Позже в Германии Тацит также упоминает божество, называемое regnator omnium deus, почитаемое семнонами в роще кандалов , священной роще . Некоторые учёные предполагают, что это божество на самом деле — Тиваз . [19]
Вотивный алтарь был обнаружен во время раскопок римского форта Хаусстедс у стены Адриана в Англии, который был возведен по приказу фризских легионеров. Алтарь датируется III веком нашей эры и имеет латинскую надпись Deo Marti Thingso Et Duabus Alaisiagis Bede Et Fimmilene . В данном случае эпитет Thingsus представляет собой латинский перевод протогерманского теонима * Þingsaz . Ученые обычно интерпретируют это божество как относящееся к Тиру . Богини, называемые Беда и Фимилена, в остальном неизвестны, но их имена могут относиться к старофризским юридическим терминам. [20]
В шестом веке римский историк Иордан пишет в своей работе «De origine actibusque Getarum» , что готы , восточногерманский народ, видели в том же «Марсе» фигуру предка:
- Более того, геты были настолько восхвалены, что считалось, что Марс, которого басни поэтов называют богом войны, родился среди них. Поэтому Вергилий говорит:
- «Отец Градивус правит гетскими полями».
- Готы всегда поклонялись Марсу с жестокими обрядами, а его жертвами убивали пленников. Они считали, что того, кто был владыкой войны, следует умилостивить пролитием человеческой крови. Ему посвятили первую долю добычи, и в его честь на деревьях повесили отнятое у врага оружие. И у них был более, чем у всех рас, глубокий дух религии, поскольку поклонение этому богу, казалось, действительно было даровано их предку.
Старый английский
[ редактировать ]Древнеанглийские писатели иногда называли латинское божество Марса именем Тив или Тиг . tīwes Родительный падеж также встречается в названии вторника tīwesdæg . [4]
Эпоха викингов и эпоха поствикингов
[ редактировать ]К эпохе викингов * Тиваз превратился среди северогерманских народов в Тир . В этот период бог получает многочисленные упоминания в северогерманских источниках, но гораздо меньше, чем другие божества, такие как Один , Фрейя или Тор . Большинство этих упоминаний встречается в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке на основе традиционного исходного материала, относящегося к языческому периоду, и « Прозаической Эдде» , составленной исландским скальдом и политиком Снорри Стурлусоном в 13 веке.
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]Хотя Тир несколько раз упоминается в « Поэтической Эдде» , из трёх поэм, в которых он упоминается — «Химисквида» , «Сигрдрифумал» и «Локасенна» , — только в неполной поэме «Химисквида » он играет заметную роль. В «Химисквиде » Тюр говорит, что его отец, Хюмир , владеет огромным котлом, с помощью которого он и его собратья-боги могут варить сажени пива. Тор и Тир отправились за ним. Тир встречает свою девятисотголовую бабушку («которая его ненавидит»), и девушка, одетая в золото, помогает им двоим спрятаться от Хюмира . [22]
По возвращении с охоты Хюмира жена (неназванная) сообщает Хюмиру , что его сын пришел в гости, что Тир привел с собой Тора и что они оба находятся за колонной. Одним лишь взглядом Хюмир тут же разбивает столб и восемь стоящих рядом котлов. Котёл с Тиром и Тором, особенно прочный по своей конструкции, не разбивается, и из него выходят два бога. [22]
Хаймир видит Тора, и его сердце подпрыгивает. Ётунн приказывает сварить для своих гостей трех обезглавленных быков, и Тор съедает двух из них. Хаймир говорит им двоим, что следующей ночью «нам троим придется охотиться, чтобы поесть». Тор просит наживку, чтобы выплыть в залив. Хюмир говорит, что бог может взять в качестве приманки одного из своих волов; Тор тут же выбирает черного быка, и стихотворение продолжается без дальнейшего упоминания о Тире . [22]
В «Сигрдрифумале» валькирия Сигрдрифа передает герою Сигурду знание различных рунических чар . Одно заклинание призывает бога Тира :
- «Вы должны знать руны победы
- если хочешь узнать победу. Вырежи их
- в рукоять твоего меча, на защиту клинка
- и клинки, дважды призывающие имя Тира».
- Джерами Доддса Перевод [23]
В Локасенне боги устраивают пир. Локи врывается и участвует в полете , соревновании оскорблений, с богами. В прозаическом предисловии к стихотворению упоминается, что «Тир присутствовал при этом, хотя у него была только одна рука, потому что волк Фенрир недавно оторвал другую, пока волка связывали». [24] Локи обменивается оскорблениями с каждым из богов. После того, как Локи оскорбляет бога Фрейра , Тир приходит на . защиту Фрейра Локи говорит, что «нельзя быть правой рукой справедливости среди людей», потому что его правая рука была оторвана Фенриром, в другом месте описанным как ребенок Локи. Тир говорит, что хотя он и скучает по руке, Локи скучает по Фенриру , который теперь связан и останется таковым до событий Рагнарека . [25]
Проза Эдда
[ редактировать ]« Прозаической Эдды» В разделах Gylfaginning и Skáldskaparmál упоминается Тюр несколько раз . Бог представлен в части 25 «Gylfaginning» раздела книги :
- Хай сказал: «Есть еще Ас по имени Тир. Он самый храбрый и доблестный, и он имеет огромную власть над победой в битвах. Людям дела полезно молиться ему. Есть поговорка: мужествен тот , кто превосходит других мужчин и не колеблется. Он был настолько умен, что умного человека называют мудрым . Одним из доказательств его храбрости является то, что асы заманивали Фенрисволка, чтобы наложить на него оковы Глейпнира . Он не верил им, что они отпустят его, пока они не положили руку Тира в пасть волка в качестве залога. А когда асы отказались отпустить его, то он откусил руку в том месте, которое сейчас называется волчьим суставом [запястьем], а он однорукий и его не считают сторонником урегулирования между людьми.
- Переводы А. Фолкса (примечания Фолкса)
[26] Эта история получает дальнейшее развитие в разделе 34 «Gylfaginning» (« Асы вырастили волка дома, и только Тюр имел смелость подойти к волку и дать ему еду»). [27] Еще позже в Gylfaginning Хай обсуждает предсказанную смерть Тира во время событий Рагнарёка :
- Тогда же освободится и собака Гарм, привязанная перед Гнипахеллиром . Это самое злое существо. Ему предстоит битва с Тиром, и каждый из них станет смертью друг друга.
Скальдскапармал открывается повествованием, в котором двенадцать богов восседают на тронах на пиру, включая Тюра . [29] Позже в Скальдскапармале бог-скальд Браги рассказывает Эгиру (описанному ранее в Скальдскапармале как человек с острова Хлесей ) [29] как работают кеннинги . поясняет, что, используя кеннинги Браги , бога Одина можно было бы называть «Победоносный Тир», «Повешенный Тир» или «Грузовой Тир»; а Тора можно назвать «Колесница-Тир». [30]
В девятом разделе Skáldskaparmál скальдам представлены различные способы обращения к Тиру , в том числе «однорукий Ас», «кормитель волков», «бог битвы» и «сын Одина». [31] Повествование, найденное в «Локсенне», встречается в прозе позже в «Скальдскапармале» . Как и в «Локасенне» , Тир появляется здесь среди примерно дюжины других божеств. [32] Точно так же Тюр появляется в списке асов в разделе 75. [33]
В дополнение к вышеупомянутым упоминаниям, имя Тюра как кеннинговый элемент встречается в Скалдскапармале в отношении бога Одина. [34]
Археологические данные
[ редактировать ]изображен на множестве объектов из археологических источников Ученые предполагают, что Тир . Например, на периода миграции золотом брактеате из Тролльхеттана , Швеция, изображен человек, укушенный за руку зверем, который может изображать Тюра и Фенрира . [и] эпохи викингов Хогбек в Сокберне , графство Дарем , Англия, может изображать Тира и Фенрира . [35] Аналогичным образом в 2019 году в Хорншерреде, Дания, была найдена серебряная пуговица, которая интерпретируется как изображение Тира, сражающегося против волка Фенрира . [36]
Научный прием
[ редактировать ]Частично из-за этимологии имени бога ученые предполагают, что Тир когда-то играл гораздо более значительную роль в германской мифологии, чем указывают скудные упоминания о божестве в древнескандинавских записях. Некоторые ученые предполагают, что выдающийся бог Один, возможно, приобрел известность над Тиром в доисторические времена, временами поглощая элементы владений божества. Например, по мнению ученого Германа Райхерта, из-за этимологии имени бога и его прозрачного значения « бог », «Один ... должно быть, сместил Тира с его выдающегося положения. Тот факт, что Тацит называет два божества которому была посвящена армия противника... может означать их сосуществование около 1 г. н.э.» [37]
Приведенный выше отрывок о Сигрдрифумале вызвал дискуссию среди рунологов . Например, относительно этого отрывка рунологи Минди МакЛауд и Бернард Мис говорят:
- Подобные описания рун, написанных на мечах для магических целей, известны из других древнескандинавских и древнеанглийских литературных источников, хотя и не в религиозном контексте. На самом деле очень немногие мечи средневековья выгравированы рунами, а те, которые имеют тенденцию нести скорее прозаические формулы мастера, а не опознаваемые «руны победы». Часто считается, что призыв к призыву Тира имеет какое-то отношение к Т-руне, а не к самому Тиру, учитывая, что эта руна имеет его имя. Однако, учитывая боевую роль Тира в скандинавском мифе, эта строка кажется просто простым религиозным призывом с аллитерацией «дважды» на «Тир». [38]
В популярной культуре
[ редактировать ]15-й студийный альбом английской хэви-метал группы Black Sabbath , Tyr назван В честь Тира , выпущенный в 1990 году . [39] [40]
Тир фигурирует в нескольких видеоиграх.
- Тир (в английской версии игры пишется «Тир») — один из девяти второстепенных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. [41] [42] [43] в игре Ensemble Studios 2002 года Age of Mythology
- Тир (в игре пишется Тир) также является одним из игровых богов в от третьего лица на боевой арене многопользовательской онлайн- игре Smite . [44]
- Тир несколько раз упоминается в от Santa Monica Studio 2018 года игре God of War и появляется в ее продолжении God of War Ragnarök , вышедшем в 2022 году. [45] [46]
- Тир (в игре пишется «Тир») — один из доступных механизмов-целителей в игре Pixonic ’s War Robots (выпущенной как «Walking War Robots» в 2014 году). [47]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Interpretation romana или «римская интерпретация» — это тенденция римлян интерпретировать всех иностранных богов как альтернативные формы богов из их собственного, знакомого пантеона .
- ↑ Фолкс переводит Тюра как Тир в своей версии «Поэтической Эдды» 1987 года . [7]
- ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 167 н. 8: «Германское: * Tīwaz (норвежское: Týr и т. д.) также восходит к * deiwós . Но он, похоже, не является старым богом Неба, и предпочтительно предположить, что когда-то у него было другое имя, которое был вытеснен титулом «Бог».
- ^ Кроонен 2013 , с. 519: "Общее значение PGm. * tiwa - было просто 'бог', ср. ON tívar мн. 'боги' < * tiwoz , но это слово явно ассоциировалось с конкретным божеством Тыр-Тив-Зиу".
- ^ См. обсуждение, например, в Davidson 1993 , стр. 39–41.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тир» . Полный словарь Random House Webster . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д де Врис 1962 , с. 603.
- ^ де Врис 1962 , с. 603; Симек 1996 , с. 413; Орел 2003 , с. 408; Запад 2007 , с. 167; Кроонен 2013 , с. 519
- ^ Jump up to: а б с д Леманн 1986 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б с Симек 1996 , с. 420.
- ^ Запад 2007 , с. 120 н. 1.
- ^ Фолкс 1995 .
- ^ Водтко, Ирслингер и Шнайдер 2008 , стр. 70–71.
- ^ Запад 2007 , с. 167–168.
- ^ Jump up to: а б с Кроонен 2013 , с. 519.
- ^ Симек 1996 , с. 413.
- ^ См. обсуждение в Barnhart 1995 , p. 837 и Симек 1996 , стр. 334–336.
- ^ Jump up to: а б Симек 1996 , с. 336.
- ^ Шульте, Майкл (2006). «Трансформация старого футарка: магия чисел, рунографические или лингвистические принципы?». Архив для скандинавской филологии . 121 : 41–74.
- ^ Дамм 2005 , стр. 42–45.
- ^ Jump up to: а б Хеллквист, Элоф (1922). «Тив». Шведский этимологический словарь ( на шведском языке). Лунд: Глируп. стр. 979 .
- ^ Бирли 1999 , с. 42.
- ^ Бирли 1999 , стр. 106–107.
- ^ Бирли 1999 , стр. 57, 127.
- ^ См. обсуждение в Turville-Petre 1975 , стр. 181 и Симек 1996 , с. 203.
- ^ Миров 1915 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Доддс 2014 , стр. 90–95.
- ^ Доддс 2014 , с. 178.
- ^ Доддс 2014 , с. 96.
- ^ Доддс 2014 , стр. 102–103.
- ^ Фолкс 1995 , стр. 24–25.
- ^ Фолкс 1995 , стр. 27–29.
- ^ Фолкс 1995 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Фолкс 1995 , с. 59.
- ^ Фолкс 1995 , с. 64.
- ^ Фолкс 1995 , с. 76.
- ^ Фолкс 1995 , с. 95.
- ^ Фолкс 1995 , с. 157.
- ^ Фолкс 1995 , с. 257.
- ^ Маккиннелл 2005 , с. 16.
- ^ Харамильо, Николас (2021). «Род саР кунни: ЗАМЕЧАНИЯ О РОЛИ РУНИЧЕСТВА». Скандия: Журнал средневековых скандинавских исследований . 4 : 192–229.
- ^ Райхерт 2002 , с. 398.
- ^ Маклауд и Мис 2006 , стр. 239.
- ^ Попофф, Мартин (2011). Часто задаваемые вопросы о Black Sabbath: все, что нужно знать об имени в металле . Корпорация Хэла Леонарда . п. 206. ИСБН 978-0879309572 .
Цитата на задней стороне обложки гласит: «Тир — сын Одина и верховный бог неба северных народов; бог войны и военной доблести, защитник общества и создатель закона и порядка. '
- ^ Ривадавия, Эдуардо (20 августа 2015 г.). «Как Black Sabbath пытались сохранить актуальность с «Тиром» » . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 26 июля 2022 года . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Младшие боги: норвежцы – Путеводитель по Age of Mythology Wiki – IGN» . 27 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 г. Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ «Эпоха мифологии» .
- ^ «Справочное руководство по эпохе мифологии» .
- ^ «Боги» . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Почему Тир так важен в роли Кратоса в God of War: Ragnarok» . 27 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ «God of War: Тир Рагнарока — очень высокий асгардианец, но не леди Димитреску Биг» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Тир – Боевые роботы» . warrobots.com . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 марта 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Барнхарт, Роберт К. (1995). Краткий этимологический словарь Барнхарта (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperCollins. ISBN 0-06-270084-7 .
- Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6 .
- Дамм, Аннет (2005). Викинг Арос . Музей Мосгорда. ISBN 87-87334-63-1 .
- Дэвидсон, Хильда Э. (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж. ISBN 978-1-134-94468-2 .
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Доддс, Джерами (2014). Поэтическая Эдда . Книги тренерского двора. ISBN 978-1-55245-296-7 .
- Дюмезиль, Жорж (1973) [1959]. Боги древних северян . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03507-2 .
- Фолкс, Энтони, пер. (1995) [1987]. Эдда . Обыватель. ISBN 0-460-87616-3 .
- Леманн, Уинфред П. (1986). Готский этимологический словарь . Брилл. ISBN 978-90-04-08176-5 .
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Перевод Мирова, Чарльза Кристофера . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84615-504-8 .
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с Другим в скандинавских мифах и легендах . Д.С. Брюэр. ISBN 978-1-84615-414-0 .
- Миров, Чарльз К. (1915). Готическая история Иордана . Издательство Принстонского университета.
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Райхерт, Герман (2002). «История скандинавского языка и религия / церковная история I: Дохристианский период». Северные языки: Международный справочник по истории северогерманских языков . Вальтер де Грюйтер. стр. 389–403. ISBN 978-3-11-019705-1 .
- Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии (изд. 2007 г.). Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Турвиль-Петре, Габриэль (1975) [1964]. Миф и религия Севера . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 978-0837174204 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- Водтко, Дагмар С.; Ирслингер, Бритта Софи; Шнайдер, Кэролин (2008). Существительные в индоевропейском лексиконе (на немецком языке). Издательство Зимнего университета. ISBN 978-3-8253-5359-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Тира из рукописей и старопечатных книг.