Фрагмент черепа Рибе

Фрагмент черепа Рибе ( DR EM85;151B в Rundata , также известный как DK SJy39 ) представляет собой часть кости человеческого черепа, исписанную рунами и обнаруженную в 1973 году во время археологических раскопок в Рибе , Дания . Оно датируется примерно 725 годом нашей эры. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
Фрагмент черепа размером примерно 6 х 8,5 см был взят из верхней части черепной коробки. [ 2 ] В нем просверлено отверстие и начертаны переходные руны Младшего Футарка . Руническая надпись сохраняет две формы символов из Старшего Футарка : ᚺ ( H ) и ᛗ ( M ). Последний раз объект изучали с помощью цифрового микроскопа в 2021 году, и было обнаружено, что он содержит следующие руны: [ 3 ]
ᚢᛚᚠᚢᛦᛡᚢᚴᚢᚦᛁᚾᛡᚢᚴᚺᚢᛏᛁᚢᛦ
ulfuʀᴀukuþinᴀukʜutiuʀ
¶
¶
ᚺᛁᛡᛚᛒᛒᚢᚱᛁᚾᛋᚢᛁᚦᛦ
ʜiᴀlbburinsuiþʀ
¶
¶
ᚦᛡᛁᛗᛏᚢᛁᛡᚱᚴᛁᛡᚢᚴᛏᚢᛁᚱᚴᚢᚾᛁᚢ
þᴀiᴍtuiᴀrkiᴀuktuirkununi
¶
¶
ᛒᚢᚢᚱ
гора
Интерпретация
[ редактировать ]Возможная интерпретация надписи такова:
- Ульф плюс Один плюс Хо-Тив. Hiālp резцы/резцы/резцы у этих гномов, а также у гнома Бура.
- Ульф, Один и Хай-Тив. Помощь несут/новорожденные/Бюрины помогают против того гнома и гномицы Бур. [ 3 ]
Где «Ульф» относится к какому-то неизвестному божеству, «Одинн» — к богу Одину , а «Хай-Тив» — к богу Тиру . Слово «хиалп» и отверстие наверху делают объект похожим на другие защитные амулеты, такие как амулет Квиннеби (Öl SAS1989;43). Следующая последовательность рун ᛒᚢᚱᛁᚾᛋ может означать либо резец [e]s «рождается», который связывается с отверстием, резцы «новорожденные», что указывает на то, что объект является защитным амулетом для новорожденного, либо резцы «новорожденные ». Буринс, имя человека, которого защищал амулет. Фраза viðʀ þæim dværgi auk dværgyniu Bōur называет двух существ, от которых амулет защищает владельца: карлика, который, возможно, носит имя носителя (т. е. Буринн), и гнома Бур.
Объект имеет поразительное сходство с бляшкой Ближнего Факенхема , которая также является защитным руническим амулетом против карлика, и в более общем плане с англосаксонскими талисманы Против гнома , один из которых даже содержит гнома мужского и женского пола (Wið Dweorh ХСIIIб). Вместе с этими надписями фрагмент черепа Рибе, по-видимому, был частью распространенной в Северном море веры в то, что карлики могут вызывать болезни и что для защиты от них можно носить защитные амулеты.
Было отмечено, что отверстие такого типа в целом не изнашивается, чего можно было бы ожидать, если бы оно использовалось в качестве защитного амулета. [ 4 ] С другой стороны, фрагмент был найден среди останков на рынке, поэтому его, возможно, никогда не продали и не использовали. [ 3 ]
Предыдущие чтения и интерпретации
[ редактировать ]Руна 31 ранее читалась как возможное i , а последовательность H i A lbburiis , поскольку Hiālp buri означает «помощь через упражнение», или Hiālp Būri означает «Бури — это помощь». [ 1 ] Однако Нордстрем (2021), изучавший объект в цифровом микроскопе, обнаружил, что руну следует читать как букву n . Более того, руна 41 раньше читалась как А , а последовательность uiþʀ ¶ þ A i M A ui A rki как viðʀ þæima værki 'против этой боли'. Здесь Нордстрем обнаружил, что ветки пересекали основную нотку слишком высоко, чтобы их можно было прочитать как букву « А» . Наконец, руна 59 была прочитана как n Стокландом (1996) , а последовательность A uktuirkunin - как auk dværg[ʀ] unninn 'и карлик победил'. Однако большинство ученых прочитали ее как u , а Нордстрем (2021) обнаружил, что ветка снова пересекла основной нотный стан слишком высоко, чтобы ее можно было прочитать как n . Более того, интерпретация auk dværg unninn лингвистически крайне маловероятна, поскольку в именительном падеже dværg[ʀ] отсутствует палатальное ʀ, которое было обязательным к 700 году и присутствовало в других именительных существительных мужского рода ( Ulfʀ и Tīwʀ ). Кроме того, интерпретация, предложенная Нордстремом viðʀ þæim dværgi auk dværgyniu, также более правдоподобна, поскольку она представляет собой аллитерирующую пару мужского и женского начала, например волнение и лица. Слово dværgynia , впервые предложенное Грёнвиком (1999), также встречается в более поздней западно-скандинавской форме dyrgja. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Кентерберийское очарование
- Женский городской оберег
- Лечебная палочка Рибе
- Солтфлит от веретена
- Сигтуна амулет I
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стоклунд, Мари (1996), « Надпись на черепе Рибе и скандинавский переход к младшему редуцированному футарку», , вклад Амстердама в старые исследования немецкого языка том 45, стр. 199–209 , получено 15 июля 2019 г.
- ^ Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006), Рунические амулеты и магические предметы , Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press, ISBN 1843832054
- ^ Перейти обратно: а б с Нордстрем, Джеки (2021), «Карлик на Рибекраниете», Архив скандинавской филологии , том. 136, с. 5–24
- ^ Беннер Ларсен, Эрик (2004), «Фрагмент черепа Рибе - Следы инструментов и текстуры поверхности», Ribe Excavations 1970–76 , vol. 5, стр. 43–52.
- ^ Грёнвик, Оттар (1999), «Руническая надпись из Рибе» , Архив скандинавской филологии , том. 114, с. 103–127