Лур (божество)
Лур (Lurs, Luridus, Lurmitla) — этрусское подземного мира божество с малоизвестной историей. Изображений Лура не так уж и много, но на тех, что были найдены, божество изображено в образе мужчины. Было отмечено, что он связан с пророческой природой, а также обладает пророческими и воинственными характеристиками. [ 1 ] Он был связан с другим божеством по имени Ларан , откуда, как предполагается, Лур и получил свое имя. Контекст имени был связан с тьмой и подземным миром. На вазе пятого века, найденной возле святилища в Сан-Джовенале, есть надпись, которая переводится: «Я Лурс, из Ларана». [ 2 ] Была найдена еще одна надпись с написанием лартла , отмечающая связь с Ларом, которая дает ярлык Луру, описывающий особенности защиты. [ 3 ] Название может быть связано с латинским luridus «бледный». [ 4 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Информации о Луре не так много, за исключением различных улик, найденных в разных местах. В Коркьяно был найден канделябр, датируемый примерно 400-350 гг. до н. э., с надписью, посвященной Луру. bucchero , На чаше найденной у небольшого святилища возле моста в Сан-Джовенале, написан не Лур , а скорее laruniθla , опять же, связывающий Лура с другими богами с похожими эпитетами имени. На бронзовом листе из Перуджи есть текст, который переводится как «посвященный Лврмите», что указывает на пророческие свойства богов. Кроме того, на бронзовой статуэтке, возможно, из Орвието, изображен мужчина, возможно, Вел Матунас , судя по надписи на плаще. На статуэтке есть еще одна вотивная надпись, которая переводится как «драгоценный/священный дар Луру», что также подчеркивает его пророческую природу. [ 5 ]
Лур упоминается на свинцовой мемориальной доске Мальяно , которая, кажется, содержит список имен божеств подземного мира - Каута , Танр, Калус, Сури - вместе с информацией о посвящениях им. Начало стороны B гласит: mlachthanracalusc ecnia iv avil mi menicac marca lurcac, что означает «О прекрасное (божество) Танра и Калуса ecnia (подж. про имп.?) IV год (каждые 4 года?); Я (есть) из Мени , Мар(ис) и Лура ..." Последние две строки гласят: Tins. lursth. tev huvi thun /lursth sas afrs. naces, что ван дер Меер интерпретирует как: ""для Тина в области Лура, о судья, принеси (?) первенца / [и сделай подношение первенца] в области Лура, для самих любимых предков». Обратите внимание на связь Lur с Tin(ia) здесь. [ 6 ] Лур также упоминается на другой свинцовой мемориальной доске из Санта-Маринеллы , которая показывает связь с Тинией и усиливает эту связь с другими находками в Больсене, на которых написаны люры возле двух алтарей Тинии. [ 3 ]
Лур также появляется в самом длинном из сохранившихся этрусских текстов — Liber Linteus . В пятом столбце раздела D (строки 19-22) встречается следующая последовательность: nunθen . Эсан. тиньш . θesan/eiseraś. шеуш. унух. млах . nunθen. θesviti/favitic. фашей. цисум. Эсане. усланец / mlaχe . Лури . zeric , что примерно переводится: «Сделайте подношение Θesan («Богиня зари» или «Венера») из Тина («Юпитер» или «яркое (светлое) небо») и Θesan / Темных богов; сделайте для них соответствующее подношение с маслом утренним / и вечерним (также) тройным (возлиянием?) утром и в полдень (час) / прекрасным Луру и Зеру ». Еще раз обратите внимание, что Олово встречается в том же отрывке. [ 7 ] В том же тексте, в неразборчивой 18-й строке шестого столбца после трех намеренно пустых строк (которые в другом месте, по-видимому, являются маркером нового ритуала и даты), встречается форма lur-ni-θi , которую интерпретирует ван дер Меер. для меня «в месте, священном для Лурни», возможно, вариант формы Лура. [ 8 ]
Однако наиболее ярким свидетельством, обнаруженным в отношении Лура, является бронзовое зеркало из Вульчи. [ 9 ] Зеркало является продолжением отношений Лура с Тинией. В Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae Х. Л. Столтенберг описывает сцену с тремя фигурами: Тинией, Луром и неизвестным молодым человеком. Тиния находится посередине, ее можно узнать по молнии. Он одет в хитон и смотрит вправо, подняв правую руку. Неизвестный молодой человек сидит и, кажется, прислушивается к тому, что говорит Тиния. Слева от зеркала, справа от Тинии, сидит Люр. Он голый, за исключением плаща, который заметен только по печати на шее. Его голова запрокинута назад, волосы вьются, рот частично открыт. В правой руке он держит меч, а левая указывает на Тинию. Также видна голова, появляющаяся из облаков, которая, как предполагается, доставляет сообщение Луру. [ нужна ссылка ] Благодаря сочетанию поведения и жестов Лура зеркало усиливает пророческое божество.
Культ
[ редактировать ]Многочисленные канделябры, найденные с надписями Лура, позволяют предположить, что этот предмет был известен как подношение богу. Раскопки в святилище в Четамуре , где был найден осколок с надписью Лурс, а также найденные куски железа, подходящие друг к другу, что потенциально указывает на канделябр. Бронзовая статуэтка Вела Матунаса снова укрепляет культ Лура. В Грависке , возле Sacellum Alpha , была найдена миниатюрная святыня, импасто-чаша с надписью Лур. Кроме того, бронзовая полоса из Перуджи , а также небольшой алтарь в Вульчи включают посвящения лурмитле . Кроме того, имя бога дважды упоминается на печени Пьяченцы . Ученые спорят, опираясь на имеющиеся доказательства, за чем именно наблюдает божество Лур. Археолог Джованни Колонна утверждает, что это бог темного и подземного мира, в то время как Д. Ф. Марас считал его скорее воинственным и пророческим богом. Напротив, Л. Буке Ван дер Меер называет Лура сочетающим в себе качества. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Де Граммонд, Нэнси Томас «Культ Лура: пророчество и человеческие жертвоприношения?» в Средиземноморье: ежегодные записные книжки Института исследований курсивных и древних средиземноморских цивилизаций Национального исследовательского совета, ранее называвшегося Quaderni diarcheologia etrusco-italica : XI, 2014, стр. 153-162
- ^ Глеба и Беккер 2008 , стр. 217–227.
- ^ Jump up to: а б Нет 2009 года .
- ^ LB ван дер Меер Liber linteus zagrabiensis. Льняная книга Загреба. Комментарий к самому длинному этрусскому тексту. Лувен/Дадли, Массачусетс, 2007, стр. 87–92.
- ^ Гетти 2002 .
- ^ ван дер Меер, Б. «Свинцовая доска Мальяно» в: Интерпретация древнего. Сочинения по археологии, предложенные Марии Бонги Джовино . Милан, 2013 г. (Ноутбуки Acme 134), с. 337
- ^ LB ван дер Меер Liber linteus zagrabiensis. Льняная книга Загреба. Комментарий к самому длинному этрусскому тексту. Лувен/Дадли, Массачусетс, 2007, стр. 87–92.
- ^ LB ван дер Меер Liber linteus zagrabiensis. Льняная книга Загреба. Комментарий к самому длинному этрусскому тексту. Лувен/Дадли, Массачусетс, 2007, стр. 87–92.
- ^ Бордман 1981 .
Библиография
[ редактировать ]- Марас, Даниэле Федерико (2009). Вотивный дар, боги и священное в этрусских культовых надписях . Рим: Фабрицио Серра.
- Бордман, Джон (1981). Лексикон иконографик мифологии классик . Артемис Верлаг.
- Джентили, доктор медицины; Манески, Л., ред. (2014). «Культ Лура: пророчество и человеческие жертвоприношения?». Исследования и исследования в Тарквинии и Этрурии: материалы международного симпозиума памяти Франчески Романы Серра Риджуэй, Тарквиния, 24–25 сентября 2010 г. Рим: Фабрицио Серра. стр. 141–52.
- Фонд Дж. Пола Гетти (2002). Справочник музея Дж. Пола Гетти по коллекции древностей . Лос-Анджелес: Публикации Гетти.
- Глеба, Маргарита; Беккер, Хилари, ред. (2008). Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии . Лейден: Брилл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Луром (божеством), на Викискладе?