Лейнт
Лейнт — этрусское божество . В этрусской иконографии без надписей трудно отличить смертных от божественных фигур. Надписи богу Лейнту были обнаружены только на двух бронзовых зеркалах и одном фрагменте керамики, найденном в зоне ремесленника на этрусском городище в Италии. С такими небольшими доказательствами трудно определить даже самые элементарные качества божества, поскольку этруски не приписывали своим богам определенный пол или атрибуты. [1] Лейнт появляется как мужчина, так и женщина на двух разных бронзовых зеркалах, и, кроме надписи, кажется, нет никаких отличительных черт, связывающих фигуры.
Зеркало №1, Перуджа
[ редактировать ]
На бронзовом зеркале из Перуджи Лейнт изображена в виде тяжело одетой женщины. Молодой Геракл , отличающийся своей дубинкой и накидкой из львиной шкуры, стоит над поверженным Цербером , трехголовым зверем, приписываемым подземному миру. Мин, этрусская богиня победы, венчает Геракла венком, возможно, в знак уважения к успеху его труда. Лейнт стоит справа от этой победной сцены, одновременно глядя и указывая в сторону от центра, в сторону чего-то неизвестного. Имя Лейнт связано с этрусским словом «умереть» «лейн». [2] Учитывая эту связь, имеет смысл присутствие божества, вероятно связанного со смертью, в сцене, которая, по-видимому, происходит в подземном мире, о чем свидетельствует присутствие Цербера. Хотя мы можем установить связь между обстановкой сцены с этим зеркалом и этимологией имени Лейнта, мы не можем предположить, какова может быть роль Лейнта в этой сцене. Кажется, ее отвлекает что-то вне поля зрения, и все, что она видит, должно быть достаточно важным, чтобы она указала на тайну. Помимо этой интерпретации, нам следует напомнить, что это зеркало вполне может представлять собой этрусский миф, который был для нас утерян.
Зеркало №2, закрытое
[ редактировать ]
Другое бронзовое зеркало изображает божественного Лейнта, хотя на этот раз он указан как мужчина. Зеркало представляет собой сцену с участием нескольких божеств. Лейнт выглядит как обнаженный мужчина, опирающийся на копье и держащий на руках ребенка. Туран , богиня любви, стоит слева от него, одетая в одежду и украшения, и наблюдает, как богиня Менрва держит на руках еще одного ребенка. Менрва носит шлем с гребнем и украшения, хотя, в отличие от Турана, у Менрвы открытая грудь. Это указывает на то, что богиня, возможно, намеревалась выкормить младенца. Неясно, активно ли она окунает ребенка в амфору или просто вытаскивает ребенка из нее, однако оба постулата, похоже, предполагают ритуальное событие, касающееся защиты маленьких детей. Лейнт и безымянный обнаженный мужчина напротив опираются на копья и смотрят на сцену в позах, которые предполагают, что они выполняют защитную функцию. Лейнт участвует в этом занятии, держа ребенка за левую ногу, в то время как младенец цепляется за его вытянутую правую руку. Опять же, повествование, которое могло сопровождать эту сцену, утеряно для современных ученых, но есть место для умозаключений. Примечательно, что богиня Рециал появляется в нижней части зеркала. Ресиал, или Ресиал, идентифицируется как богиня омоложения. Ее имя, возможно, происходит от этрусского слова «свал» — жить. [3] Присутствие такой дихотомии, бога, связанного со смертью, и богини, связанной с новой жизнью, представляет собой интересную динамику в контексте сцены. Один из добровольцев предложил объяснение, что младенцы могут быть представителями новорожденных духов, которых вводят под защиту Менрвы, которая была опекуном этрусских детей. [4]
Надпись
[ редактировать ]Последним свидетельством существования загадочной фигуры Лейнта является еще одна надпись, на этот раз на фрагменте керамики. В святилище ремесленников на этрусском городище Четамура-дель-Кьянти был обнаружен единственный черепок черноглянцевого камня с надписью «милен». Это читалось как «ми Лейн», что можно было перевести как «Я [из] Лейна…». [5] Это первая посвятительная надпись, о которой сообщается и которая приписывается божественному Лейнту, но ее расположение в зоне ремесленников может помочь классифицировать божество как олицетворение успеха и удачи. Ремесленники приносили подношения богам в надежде на успех в своей работе. Например, гончар может посвятить подношение богам перед обжигом большой партии керамики с намерением, чтобы конкретный бог или богиня увидели это посвящение и были достаточно довольны, чтобы обеспечить гончару успех в его ремесле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Граммонд и Саймон, Религия этрусков , 2006, с. 58
- ^ Де Граммонд, Этрусский миф, священная история и легенда , 2006, стр. 159
- ^ Бонфанте и Бонфанте, Этрусский язык: Введение , 2002 г.
- ^ Де Граммонд, Этрусский миф, священная история и легенда , 2006, стр. 74
- ^ Де Граммонд, Святилище этрусских ремесленников в Четамура-дель-Кьянти: Наследие Альваро Тракки , 2009, с. 116
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Де Граммонд, Нэнси Томсон. Путеводитель по этрусским зеркалам . Таллахасси, Флорида: Археологические новости, 1982 г. ISBN 9780943254005
- Л. Буке ван дер Меер, Бронзовая печень Пьяченцы: анализ политеистической структуры , Brill Academic Publishers, 1987. ISBN 9070265419