Jump to content

Чарун

Типичное изображение Чаруна. Из этрусской краснофигурной чашечки-кратера. Конец IV века до нашей эры – начало III века до нашей эры.
Другая сторона того же артефакта, изображающая Аякса, убивающего троянского пленника на глазах у Чаруна.

В этрусской мифологии Чарун ( также пишется Чару , или Карун ) выступал как один из психопомпоев подземного мира (не путать с богом подземного мира, известным этрускам как Аита) . Его часто изображают с Вантом , крылатой фигурой, также связанной с подземным миром.

Происхождение

[ редактировать ]

Его имя было заимствовано из греческого Харона , [1] хотя неясно, было ли до этого у этрусков местное имя для бога подземного мира. Как следует из чередований в этрусском языке, таких как θu «один», заменяющийся на θunśna «первый», lev «лев» (от греческого leōn) и Apulu (от греческого Apóllōn ), слова, оканчивающиеся на -n, после того, как u исчезли из языка. вот почему мы видим, что его имя пишется как Ксарун , а затем как Ксару .

Появление

[ редактировать ]
Чарун с молотком на фреске в гробнице Франсуа в Вульчи , IV век до нашей эры.

Этрусский Чарун принципиально отличался от своего греческого аналога. Охраняя вход в подземный мир, он изображен с молотком (его религиозным символом), с заостренными ушами, змеями вокруг рук и голубоватой окраской, символизирующей разложение смерти. На некоторых изображениях у него огромные крылья. Его также изображают в виде большого существа со змеиными волосами. [2] стервятника у крючковатый нос , большие клыки, как кабана , [3] тяжелые надбровные дуги, [4] большие губы , огненные глаза, [5] заостренные уши [6] черная борода , огромные крылья , [7] обесцвеченный (бледно-кремовый, голубоватый или сероватый) [8] кожа и змеи вокруг его руки. [9]

Чарун, 500 г. до н. э., Государственные собрания древностей .

Лариса Бонфанте и Джудит Свадлинг говорят о Чаруне следующее: «Во многих сценах изображены два чисто этрусских демона подземного мира, Вант и Чару, чья работа — не наказывать мертвых, а скорее сопровождать их к конечному пункту назначения». [10] Однако есть по крайней мере два примера, на саркофаге Лариса Пуленаса, а также стамнос с красной фигурой из Орбетелло, которые действительно иллюстрируют Чаруна в угрожающей манере. [11] На каждом изображен Чарун, угрожающий мужской фигуре своим молотом.

Гротескный характер изображения Чаруна, по-видимому, носил, по крайней мере частично, апотропный характер. Апотропное искусство было практикой соседних греков в то время, о чем свидетельствуют преувеличенные глаза, нарисованные на сосудах для питья в VI веке до нашей эры, чтобы отгонять духов во время питья, или чудовищное изображение Медузы , чье изображение, как говорили, обращало людей в камень. Этруски, возможно, полагали, что посредством этих изображений гротеска, насилия и кровопускания они помогали отогнать злых духов из гробницы, а также освятить гробницу, возможно, вместо реального ритуального жертвоприношения животного, обычно совершаемого в погребальные обряды. [12]

Нэнси де Граммонд предлагает иную точку зрения. На рельефе на саркофаге Лариса Пуленаса в Тарквинии изображены два Чаруна, размахивающие молотами по голове человека, хотя голова (вероятно, голова Пуленаса, дворянина, чей это саркофаг) больше не сохранилась на рельефе из-за случайной сохранности. . Спустя годы, в Колизее , фигура, похожая на Чаруна, по имени Диспатер, ударяла проигравшего молотком, чтобы убедиться, что он мертв, возможно, в отражении Чаруна. [13] Молот также можно было использовать для защиты мертвых; иногда им замахиваются на змей, нападающих на умершего (как показано на амфоре Орвието). Чаще всего его просто держат или кладут рукоятку на землю, а головку молотка опирают на нее (вверху) . [14] Де Граммонд отмечает, что паром Харона появляется только один раз в сохранившихся этрусских произведениях искусства и что некоторые этрусские демоны оснащены веслами, но обычно они используют их как оружие, а не для выполнения своих морских функций.

Современные виды

[ редактировать ]

Многие авторы склонны воспринимать Чаруна более сенсационно, называя его «демоном смерти». Такие авторы могут быть вдохновлены христианскими взглядами на ад и моральное наказание. Для этрусков, как и для греков, Аид был просто морально нейтральным местом мертвых. Ни «хорошее», ни «плохое» не смогли вырваться из лап смерти, и оба собрались там вместе.

Рон Терпенинг , профессор итальянской литературы в Университете Аризоны , цитирует Франца де Рюйта, который утверждает, что Чарун подобен халдейским демонам или индуистским божествам Шиве и Кали . [15] Предполагается, что он является слугой Манта и Мании и, как и Харон, сравним с греческим Танатосом , Эриниями и Кересами . [16] Автор, как и де Граммонд, считает, что некоторые более поздние эпохи Возрождения картины греческого Харона могут показывать преемственность дохристианских этрусских верований. [17] Позже, когда божество превратилось в греческого Харона , [18] или Каронте по-итальянски, [19] Чаруна Терпенинг отмечает, что молот или колотушка иногда заменяется веслом , хотя это не соответствует его обязанностям.

По словам Джеффа Ровина [ ВОЗ? ] , Чарун вел души верхом на конях в подземный мир и «приводил коней к недавно умершим». Он также утверждает, что Чарун, похоже, любит насилие и участвует в войне, добавляя, что Чарун также любит стихийные бедствия. [20] Этрусский кратер из гробницы Франсуа (вверху) изображает Чаруна с Аяксом или Ахиллесом (слева, вырезано), убивающих троянских пленников. Эта урна в настоящее время хранится в Кабинете медалей 920 Национальной библиотеки в Париже. Ровин говорит, что в некоторых источниках он изображен с мечом , которым он «режет» души. По крайней мере, на одном изображении он ведёт душу верхом на лошади, вооружённый молотом и мечом, хотя он просто несёт их при себе. [21]

Харон Вергилия в « Энеиде» особенно жесток; по словам У. Ф. Джексона Найта, [22] «Харон Вергилия — это не только греческий перевозчик Аристофана «Лягушках ]», но более половины его этрусского «я», Харун, этрусский мучитель-дьявол смерти, вообще никакой перевозчик».

Ассистенты

[ редактировать ]

Считается, что Чарун работал со многими помощниками в Подземном мире, хотя они могли быть самостоятельными божествами. Большинство их имен для нас потеряно, но по крайней мере один, Тухулча , идентифицирован в Гробнице Оркуса II , и у него волосы и крылья, как у Горгоны . Тухулча, чей пол обсуждается среди ученых, появляется в изображении истории Тесея (известного этрускам как «Эти»), посетившего подземный мир. Они и его друг Пейрифой играют в настольную игру , в которой участвует Тухулха. [23]

На фреске в Гробнице Чарунов изображены четыре Чаруна, и у каждого из них есть подимена. Это Чарун Чунчулс , сильно покрытые волдырями Чарун Хутс , Чарун Луфе , а четвертый рассыпался до неразборчивости. [24] На саркофаге Лариса Пулены также есть два Чаруна и два Ванта по обе стороны от фигуры в центре, которая предположительно является самим Ларисом Пуленой. Де Граммонд не называет эти фигуры помощниками, но полагает, что Чарун может быть разновидностью существ, а не отдельным демоном .

Многие из других предполагаемых помощников Чаруна появляются в Гробнице Синих Демонов, которая также является домом для единственного этрусского изображения вышеупомянутого парома Харона. [25]

[ редактировать ]

В наше время Чарун никогда не был так популярен, как его греческий коллега, хотя некоторые случаи случались.

  • Он появляется в стихотворении Рэйчел Блау ДюПлесси «Back Matter» , ссылаясь на образы Гробницы Чарунов.
  • Чарун - монстр в моем кармане №97. В отличие от древних изображений, он лысый, громоздкий, кажется, не носит одежды, а его крылья выглядят кожистыми (возможно, в связи с заявлением Ровина о «кожистой коже») и лишены перьев. [5]
  • Краткая ссылка на Чаруна в «Проклятии трибуна: SPQR VII» , романе Джона Мэддокса Робертса 2003 года , в котором содержится обращение к «Отцу Дису» и связанным с ним фигурам, включая «Чаруна с молотом» (стр. 65).
  • Чарун упоминается в песне метал-группы GWAR «Тот, кого не назовут».
  1. ^ Нэнси ДеГруммонд и Эрика Саймон, Религия этрусков , 2006, стр. 57.
  2. ^ Терпенинг, с. 15.
  3. ^ Эмелин Хилл Ричардсон. Этруски: их искусство и цивилизация . Чикаго : Издательство Чикагского университета , 1964, 1976, ISBN   0-226-71234-6 ; ISBN   0-226-71235-4 стр. 164;
  4. ^ Ричардсон, с. 164.
  5. ^ Терпенинг, с. 15;
  6. ^ Грэм Баркер и Том Расмуссен. Этруски. Молден, Массачусетс : Blackwell Publishing , 1998, 2000, с. 242 (сравнивает уши с ослиными); Ровин сравнивает их с кабаном, похожим на бивни.
  7. ^ де Граммонд, 227; Ричардсон, 164 года; «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 июня 2007 г. Проверено 23 сентября 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) , [1] , [2]
  8. ^ Де Граммонд, глава X
  9. ^ Равнины, стр. 50; [3] , [4]
  10. ^ Ларисса Бонфанте и Джудит Свадлинг. Этрусские мифы . Техасский университет Press , 2006. с. 33.
  11. ^ дель Кьяро, пластина XLVII.
  12. ^ Арнобиус , II, 62.
  13. ^ Старр, 451; де Граммонд, Глава X.
  14. ^ де Граммонд, Нэнси. Этрусский миф, священная история и легенда . Филадельфия: Музей Филадельфийского университета, 2006, Глава X.
  15. ^ де Рюйт, с. 236, цит. по Терпенингу, с. 14.
  16. ^ Терпенинг, с. 15
  17. ^ Терпенинг, стр. 14, 141 (где изображение Харона Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы показывает влияние « Комедии» Данте [ Inf 6» Вергилия . 3. 109-111], в свою очередь, под влиянием «Энеиды , где перевозчик Харон имеет некоторые Этрусские черты).
  18. ^ Роуз, с. 65.
  19. ^ Рокко
  20. ^ Ровин, стр. 50.
  21. Изображение заархивировано 7 мая 2006 г., в Wayback Machine.
  22. ^ Найт, с. 257 (цитата по Терпенингу, 85).
  23. ^ де Граммонд, Нэнси. Этрусский миф, священная история и легенда. Филадельфия: Музей Филадельфийского университета, 2006. стр. 229–230.
  24. ^ де Граммонд, Глава X.
  25. ^ де Граммонд, с. 230.
Источники
  • Бонфанте, Лариса и Джудит Свадлинг. Этрусские мифы . Техасский университет Press, 2006.
  • де Граммонд, Нэнси. Этрусский миф, священная история и легенда . Филадельфия: Музей Филадельфийского университета, 2006.
  • де Рюйт, Франц. Чарун: этрусский демон смерти . Рим: Бельгийский исторический институт, 1934.
  • дель Кьяро, Марио. Этрусская воронкообразная группа . Флоренция: Sansoni Editore. 1974.
  • Найт, У. Ф. Джексон. Роман Вергилий . 1944. Перепечатка Миддлсекс: Пингвин, 1966.
  • Люркер, Манфред. Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж , 1987.
  • Мюллер, Карл Отфрид. Древнее искусство и его остатки; или Руководство по археологии искусства . Адамант Медиа Корпорейшн, 2001. стр. 155 и 159.
  • Рассел, Джеффри Бертон. Князь тьмы: радикальное зло и сила добра в истории . Издательство Корнеллского университета , 1992. с. 17
  • Старр, Честер Г. История древнего мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , США, 1991. стр. 451.
  • Терпенинг , Ронни Х. Харон и пересечение: древние, средневековые и ренессансные трансформации мифа . Льюисбург, Пенсильвания : Бакнеллского университета , 1984. Издательство
  • Тернер, Элис К. История ада . Harvest Books, 1995. стр. 7, 25. На последней странице она заявляет: «Эврином мог быть одним из керес или производным от этрусского Харуна, но Павсаний, похоже, так не думает».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b45b42fd18ccc62cee34a4d0d97bd7e__1711965780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/7e/5b45b42fd18ccc62cee34a4d0d97bd7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)