отец


Аита ( этрусский : 𐌀𐌕𐌉𐌀 ), также пишется Эйта ( этрусский : 𐌀𐌕𐌉𐌄 ), является эпитетом этрусского хтонического бога огня Сури. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] как бог подземного мира , примерно эквивалентный греческому Áïdēs богу Аиду ( эпический греческий : Ἄϊδης , латинизированный: ) . [ 5 ]
Изображения
[ редактировать ]Аита — относительно позднее дополнение к этрусскому пантеону , появившееся в иконографии и этрусских текстах, начиная с 4 века до нашей эры, и находящееся под сильным влиянием своего греческого коллеги Аида. [ 6 ] [ 7 ] Аита изображена лишь в нескольких случаях в этрусской гробнице, например, в гробнице Голини из Орвието и гробнице Оркуса II из Тарквинии . [ 8 ] На этих росписях гробниц он изображен со своей супругой Персипней ( этрусское : 𐌉𐌄𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌐 ), также пишется Ферсипнай ( этрусское : 𐌉𐌀𐌍𐌐𐌉𐌔𐌛𐌄𐌘 ), эквивалент греческой Персефоны . [ 9 ]
Хотя Аита изображается очень редко, он может появляться на троне и иногда носит волчью шапку, заимствовав ключевой атрибут у более раннего этрусского волчьего божества подземного мира по имени Калу . [ 10 ] Другие примеры Аиты в этрусском искусстве изображают похищение им Персипнеи . Помимо росписи гробниц, Аита может быть идентифицирована в нескольких примерах в других средствах массовой информации , в том числе на расписной вазе 4-го века из Вульчи , двух алебастровых урнах для пепла 2-го века из Вольтерры 4-3 веков и Красной Фигуре Ойночо . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сервий 380b , 11.785.
- ^ Де Граммонд 2004 , с. 359.
- ^ Национальный этрусский музей .
- ^ Марас 2010 .
- ^ Де Граммонд 2006 , с. 231.
- ^ Жаннот 2005 , стр. 153–154.
- ^ Хельмут Рикс, 1991. Этрусский текст. Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг.
- ^ Де Граммонд 2006 , стр. 229–231.
- ^ Жаннот 2005 , стр. 66–67, 153–154.
- ^ Эллиотт 1995 , стр. 17–33.
- ^ Краускопф 1988 , стр. 394–399.
Библиография
[ редактировать ]- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2004). «Для матери и дочери: некоторые мысли о посвящениях из Этрурии и Пренесте» . Добавки гесперии . 33 . Американская школа классических исследований в Афинах: 351–370. ISBN 9780876615331 . JSTOR 1354077 .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон (2006). Этрусский миф, священная история и легенда . Филадельфия, Пенсильвания: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. ISBN 9781931707862 .
- Де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика, ред. (2006). Религия этрусков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292782334 .
- Бонфанте, Лариса. «Этрусские надписи и этрусская религия». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Колонна, Джованни. «Сакральная архитектура и религия этрусков». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Краускопф, Ингрид. «Могила и за ее пределами». В Де Граммонде и Саймоне (2006) , с. vii, стр. 73–75.
- Саймон, Эрика. «Боги в гармонии: Этрусский пантеон». В Де Граммонде и Саймоне (2006) .
- Эллиотт, Джон (1 января 1995 г.). «Этрусский человек-волк в мифах и ритуалах». Этрусские исследования . 2 (1): 17–33. дои : 10.1515/etst.1995.2.1.17 . S2CID 194102662 .
- Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в Древней Этрурии Перевод Уайтхеда, JK University of Wisconsin Press. ISBN 9780299208448 .
- Лечче, Виттория. «Ноябрь и бог Сури — Черный Лорд» (на итальянском языке). Национальный этрусский музей .
- Лексикон Iconographicum Mythologiae Classicae . Том. I–VIII. Цюрих, Мюнхен, Дюссельдорф: Артемида и Винклер Верлаг. 1981–1999. ISBN 3-7608-8751-1 .
- Краускопф, Ингрид (1988). «Аита/Калу». В ЛИМК . Том. IV. стр. 394–399.
- Марас, Даниэле Ф. (2010). «Сури. Черный повелитель подземного мира» . Архео (на итальянском языке). № 305. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г.
- Сервий (380). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни). Том. I–XII. Георгий Тило - через Цифровую библиотеку Персея.
- Сервий (380а). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни). Том. X. 199 - через Цифровую библиотеку Персея.
- Сервий (380б). Комментарий к «Энеиде» Вергилия (на латыни). Том. XI. 785 - через Цифровую библиотеку Персея.