Религии древнего Ближнего Востока
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Религии политеистическими древнего Ближнего Востока были в основном , с некоторыми примерами монолатрии (например, яхвизм и атенизм ). Некоторые ученые полагают, что сходство между этими религиями указывает на их родство, и это убеждение известно как паттернизм . [ 1 ]
Многие религии древнего Ближнего Востока и их ответвления можно проследить до протосемитской религии . Другие религии на древнем Ближнем Востоке включают древнеегипетскую религию , лувийскую и хеттскую религии Малой Азии и шумерскую религию древней Месопотамии . Ответвления протосемитской религии включают ханаанскую религию и арабскую религию . Иудаизм является развитием ханаанской религии, как индоевропейская, так и семитская религии оказали влияние на древнегреческую религию , а зороастризм был продуктом древней индоиранской религии, прежде всего древней иранской религии . В свою очередь, эти религиозные традиции сильно повлияли на более поздние монотеистические религии христианства , мандеизма , гностицизма , ислама и манихейства , которые унаследовали свой монотеизм от иудаизма и зороастризма .
Обзор
[ редактировать ]История древнего Ближнего Востока охватывает более двух тысячелетий, от бронзового века до раннего железного века , в регионе, ныне известном как Ближний Восток , с центром на Плодородном полумесяце . Культурных контактов было много, так что оправдано обобщить весь регион под одним термином, но это, конечно, не означает, что каждый исторический период и каждый регион не следует рассматривать для детального описания в отдельности. В этой статье мы предпримем попытку обрисовать общие черты древних религий Ближнего Востока и обратимся к подстатьям для более подробного описания.
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Древний Ближний Восток включает в себя следующие субрегионы:
- Месопотамия ( Шумер , Ассирия , Вавилония и Аккад ): шумерская религия , древняя месопотамская религия.
- Древний Египет : Древнеегипетская религия , Атенизм
- Левант , ( Ханаан , Угарит . Эбла , Митанни ): древняя ханаанская религия , иудаизм , самаритянство , яхвизм
- Аравийский полуостров ( набатеи , сабеи , минейцы ): арабский политеизм
- Анатолия ( хетты , союз Ассува , Арзава ): хеттская мифология , хурритская религия , хаттская религия , лувийская религия , лидийская религия.
- Кавказ урартская и Армянское нагорье ( Урарту ): религия
- Древний Иран ( Элам , Мидия , Персия ): зороастризм
- Кипр , Крит ( Минойская цивилизация ): Минойская религия
- Древняя Северная Африка ( Древняя Ливия , Мавритания , Нумидия ): Традиционная берберская религия.
Самые ранние источники, начиная с ок. 2500 г. до н.э. позволяют взглянуть на шумерскую религию и древнеегипетскую религию .
Ранняя хеттская религия имела черты, произошедшие от протоиндоевропейской религии , но более поздние хеттские религии все больше и больше ассимилировались с месопотамской религией. Также персидский зороастризм имел общее происхождение с индийским ведизмом и древней иранской религией . Ведическая религия , также известная как древний индуизм. [ 2 ] получил дальнейшее развитие благодаря непрерывной традиции и принял форму современного индуизма , экзонима, используемого для современной формы ведической религии.
Древнегреческая религия и последующие этрусская религия и религия в Древнем Риме находились под сильным влиянием древней ближневосточной религии, но обычно не включаются в этот термин. Греко -римские мистерии эллинистического периода вновь были сознательно связаны с древнеегипетской религией.
Однако истоки римского митраизма не выяснены. Существуют теории происхождения индийской ведической религии, [ 3 ] зороастризм как и греко-римская религия, такая Орион . [ 4 ]
Существуют общие практики, которые часто являются общими для этих религий:
- Очищение и очищающие ритуалы
- Жертвоприношения ( растений и жертвоприношения животных , возлияния , редко, но заметно в мифологии, человеческие жертвоприношения )
- Политеизм (хотя Египет и Греция были генотеистическими обществами)
- Религии, спонсируемые городами-государствами ( теократия )
- Священная проституция
- Гадание
- Магия ( заклинания , заклинания и талисманы )
Как правило, древние ближневосточные религии были сосредоточены на теократиях с доминирующим региональным культом бога города-государства. Существовали также надрегиональные мифы и божества, такие как Бог Таммуз и спуск в подземный мир .
Гадания :
- Апантомантия : видеть животных
- Клеромантия : жеребьевка
- Гепатоскопия : наблюдение за печенью животного.
- Нефомантия : наблюдение за облаками
- Орнитомантия : наблюдение за птицами в полете.
- Капномантия : гадание по дыму.
- Онейромантия : гадание по снам.
семитский
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
|
Астрология
[ редактировать ]Отождествление богов и богинь с небесными телами — планетами, звездами, солнцем и луной — и определение местонахождения всех божеств на небесах встречается в ассиро-вавилонской религии.
Персонификация двух великих светил — Солнца и Луны — была первым шагом в развертывании этой системы, за которым последовало размещение других божеств там, где Шамаш и Син располагались . Этот процесс, достигший своей кульминации в постхаммурабический период, привел к отождествлению планеты Венеры с Иштар , Юпитера с Мардуком , Марса с Нергалом , Меркурия с Набу , а Сатурна с Нинуртой .
Эта система представляет собой гармоничное сочетание двух факторов: один — народного происхождения, другой — результат спекуляций в школах, прикрепленных к храмам Вавилонии. Популярным фактором является вера во влияние, оказываемое движениями небесных тел на события на Земле, — вера, естественно вызванная зависимостью жизни, растительности и руководства от двух великих светил. Исходя из этого убеждения, Жрецы и Жрицы построили теорию тесного соответствия между событиями на земле и явлениями на Небесах. Представляя Небу постоянное изменение даже поверхностному наблюдателю, был сделан вывод о связи изменений с постоянно меняющимся движением в судьбах людей и природы, а также в облике природы.
Таким образом, читать небесные знаки означало понимать значение явлений на Земле, а благодаря этому можно было также предсказать, какие события предвещали положение и отношение друг к другу Солнца, Луны, планет. и некоторые звезды. Мифы, символизировавшие смену времен года или явления в природе, проецировались на небеса, которые были нанесены на карту так, чтобы соответствовать подразделениям Земли.
Всем богам , демонам и духам были отведены свои места на небесах, а факты, в том числе относящиеся к области политической истории , интерпретировались с точки зрения астральной теологии . Эта система с течением времени настолько сильно повлияла на умы людей, что культы и секты, будучи выражением анимистических верований , приобрели окраску, полученную из «астральной» интерпретации явлений и доктрин. Оно оставило свой след в заклинаниях , предзнаменованиях и гимнах и породило астрономию , которую усердно культивировали, поскольку знание небес было самой основой системы верований, развернутой жрецами Вавилонии и Ассирии.
В качестве иллюстрации того, как доктрины религии были приведены в соответствие со всепроникающей астральной теорией, будет достаточно сослаться на модификацию, претерпевшую в этом процессе воззрение, развитое в очень ранний период и распределявшее власть над вселенной между тремя богами Ану, Энлилем и Эа. Отстранив этих Богов от всех местных связей, Ану стал властью, управляющей Небесами, Энлилю была отведена земля и атмосфера непосредственно над ней, а Эа властвовал над бездной. С перенесением всех богов на небеса и под влиянием учения о соответствии между небом и землей Ану, Энлиль и Эа стали тремя «путями» (как их называют) на небесах.
«Пути», по-видимому, в данном случае обозначали круг эклиптики , который был разделен на три части или зоны — северную, среднюю и южную зону, причем Ану отводился первой, Энлиль — второй и Эа в третью зону. Астральная теология вавилонско-ассирийской религии, хотя и носила на себе признаки системы, разработанной жрецами, сумела ассимилировать верования, которые представляли собой более ранние попытки систематизировать наиболее популярные аспекты религии, и, таким образом, было обеспечено объединение разнородных элементов, что привело к интерпретации содержания и формы религии в терминах астрально-теологической системы. [ нужны разъяснения ]
Этика
[ редактировать ]В этическом отношении религия Вавилонии, в частности, и в меньшей степени религии Ассирии, продвигается к заметным представлениям о качествах, связанных с богами и богинями, и об обязанностях, возложенных на человека. Шамаш, бог-Солнце, был наделен справедливостью как своей главной чертой, Мардук изображается полным милосердия и доброты, а Эа вообще является защитником человечества, отцом, который берет его под свою защиту. Богов, конечно, легко разгневать, и в некоторых из них преобладали ужасные аспекты, но мнение становится все более и более выраженным, что всегда есть какая-то причина для божественного гнева . Хотя при объяснении гнева богов не проводится четкого различия между моральными оскорблениями и ритуальным надзором или пренебрежением, тем не менее, акцент, который делается в гимнах и молитвах, а также в тщательно продуманном ритуале искупления , предписанном для умиротворения богов, гнев Богов, необходимость быть чистым и незапятнанным в глазах высших сил, привитие должного аспекта смирение и, прежде всего, необходимость безоговорочного исповедания своей вины и грехов — все это свидетельствует о силе, которую приобрел этический фактор в сфере Религии.
Этот фактор, по-видимому, играет меньшую роль в развитии взглядов на жизнь после смерти . На протяжении всех периодов вавилонско-ассирийской истории преобладало представление о большой темной пещере под землей, недалеко от Апсу — пресноводной бездны, опоясывающей и текущей под землей, — в которой собирались все мертвецы и куда их вели. жалкое существование в бездействии, среди мрака и пыли. Иногда избранному человеку позволялось избежать этой общей участи и помещать его на приятный остров. Похоже также, что правители всегда выделялись божественной милостью , и в более ранние периоды истории, из-за преобладающего мнения, что правители стояли ближе к богам, чем другие смертные, цари обожествлялись после смерти, и в в некоторых случаях им воздавались божественные почести даже при жизни.
Демонология
[ редактировать ]Древняя религия Ближнего Востока знала сложную систему доброжелательных, нейтральных и злобных демонов (которые больше напоминали греческих демонов , чем христианскую концепцию злых демонов), а большая часть медицины состояла из изгнания нечистой силы , например, Ламашту , демоницы, ответственной за осложнения при родах и младенческая смертность.
В ассирийской и вавилонской мифологии семь злых демонов были известны как Шеду или Ламассу , что означает «демон бури». Они были представлены в форме крылатого быка , происходящего от колоссальных быков, использовавшихся в качестве гениев-защитников царских дворцов; имя «Сарай» также имело значение благоприятного гения в вавилонской магической литературе. [ 5 ]
Левант
[ редактировать ]Среди божеств, которым поклонялись в ханаанской религии в период позднего бронзового века, в частности, были Эль Элион и его сыновья, Элохим , богиня Анат и Хадад , бог грозы и героический убийца Яма . Составление еврейской Библии началось спустя столетия после краха бронзового века , но многие из этих имен до сих пор отражены в библейском иврите, включая Элохим и титул Баал , первоначально титул Хадада, как соперника или врага Яхве .
Большой Иран
[ редактировать ]В древних иранских землях существовало разнообразие духовных верований, среди которых были зороастризм, маздакизм, манихейство, язданизм, мандеизм и другие. Древний Митанни был сосредоточен на территории современного Курдистана, и в результате раскопок было обнаружено, что он имеет историю зороастрийских практик.
Египет
[ редактировать ]Доминирующие религиозные ритуалы и верования Древнего Египта сливались и развивались с течением времени. Например, во времена Нового царства боги Ра и Амон были синкретизированы в единого бога, Амона-Ра . [ 6 ] Подобный синкретизм следует отличать от простых группировок, также называемых «семьями», таких как Амон, Мут и Хонсу. С течением времени боги принимали участие во многих синкретических отношениях, например, в соединении Ра и Гора в Ра-Герактию . Точно так же Птах, Секер и Осирис стали Птах-Секер-Осирисом .
Анатолия
[ редактировать ]Находясь под сильным влиянием месопотамской мифологии , религия хеттов и лувийцев сохраняет заметные индоевропейские элементы, например Тарханта, бога грома, и его конфликт со змеиным богом Иллуянкой .
У Тарханта есть сын Телепину и дочь Инара . Инара участвует в весеннем фестивале Пурули . Она богиня-защитница ( д ЛАММА). Ишхара — богиня клятвы.
Библиография
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Гордон, Сайрус. Древний Ближний Восток (3-е издание, исправленное), WW Norton and Company, Inc., Нью-Йорк, 1965.
- Грей, Джон. Ближневосточная мифология: Месопотамия, Сирия, Палестина . Хэмлин Паблишинг, 1969.
- Джеймс, Э.О. Древние боги: история и распространение религии на Древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье , 1960.
- Лейк, Гвендолин . Словарь древней ближневосточной мифологии Рутледж, Лондон и Нью-Йорк, 2003.
- Причард, Джеймс Б. (ред.). Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений . Издательство Принстонского университета, Нью-Джерси, 1958.
- Причард, Джеймс Б. (ред.). Древний Ближний Восток, Том II: Новая антология текстов и изображений . Издательство Принстонского университета, Нью-Джерси, 1975.
- Сассон, Джек и др. (ред.). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1995 год.
- Смит, Марк С. Бог в переводе: божества в межкультурном дискурсе библейского мира , том. 57 «Исследований Ветхого Завета», Мор Зибек, 2008 г., ISBN 978-3-16-149543-4 .
- Смит, Мортон. Общее богословие древнего Ближнего Востока , Журнал библейской литературы, 1952.
- Снелл, Дэниел. Религии Древнего Ближнего Востока. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2010.
- ван дер Торн, Карел (1995). Словарь божеств и демонов в Библии . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN 0-8028-2491-9 .
Ханаан и Угарит
[ редактировать ]- Парди, Деннис. Ритуал и культ в Угарите. Общество библейской литературы, Атланта, Джорджия. 2002.
- Паркер, Саймон Б. (ред.). Угаритская повествовательная поэзия. Общество библейской литературы, США, 1997.
- Смит, Марк С. Угаритский цикл Ваала, Том I: Введение с текстом, переводом и комментариями KTU 1.1-1.2. Э.Дж. Брилл, Лейден, Нидерланды, 1994 г.
См. также
[ редактировать ]- Древняя ближневосточная космология
- Кеметизм (Возрождение египетской религии )
- Панвавилонизм
- Религия на Ближнем Востоке
- Семитское неоязычество (Возрождение ханаанской религии )
- Зуизм (Возрождение шумерской религии )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэмюэл Х. Гук (1970). Опасная осада: очерки библейской антропологии и родственных тем . Айер Паблишинг. п. 174. ИСБН 0-8369-5525-0 .
- ↑ Такие учёные, как Ян Гонда, использовали термин «древний индуизм» , отличая его от «недавнего индуизма». Стефани В. Джеймисон и Майкл Витцель (1992) «... называть этот период ведическим индуизмом — это противоречие в конечном счете, поскольку ведическая религия сильно отличается от того, что мы обычно называем индуистской религией - по крайней мере, настолько же, насколько древнееврейская религия отличается от средневековой. и современная христианская религия. Однако ведическую религию можно рассматривать как предшественницу современного индуизма». Согласно странице Британской энциклопедии , из ведической традиции возник брахманизм , религиозная традиция древней Индии. В нем говорится: «Брахманизм подчеркивал обряды, совершаемые брахманами, или классом жрецов, и их статус, а также предположения о Брахмане (Абсолютной реальности), как теоретизируются в Упанишадах (спекулятивные философские тексты, которые считаются частью Веды или писания)». Из брахманизма развился современный индуизм, когда он был синтезирован с неведическим индоарийским религиозным наследием восточной равнины Ганга и с местными религиозными традициями.
- ^ Энтони Триполитис (2002). Религии эллинистически-римской эпохи . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 100-1 3 –. ISBN 978-0-8028-4913-7 .
Оно зародилось в Ведической Индии, мигрировало в Персию через Вавилон, а затем на запад через эллинизированный Восток и, наконец, по всему эллинистически-римскому миру. На своем пути на запад он вобрал в себя многие черты культур, в которых оказался.
- ^ Майкл П. Шпайдель, Митра-Орион: греческий герой и бог римской армии , Brill Academic Publishers (август 1997 г.), ISBN 90-04-06055-3
- ^ См. Делич, Краткий ассирийский словарь . стр. 60, 253, 261, 646; Йенсен, ассир.-Вавилон. Мифы и эпопеи , 1900, с. 453; Арчибальд Сэйс , LC, стр. 441, 450, 463; Ленорман , LC, стр. 48–51.
- ^ Сара Айлс Джонстон, Религии древнего мира: Путеводитель , издательство Гарвардского университета, 2004, стр.9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древние месопотамские боги и богини на Оракке
- Месопотамская религия и месопотамский пантеон в Энциклопедии древней истории
- ASOR (Американские школы восточных исследований), Бостонский университет
- Мичиганский университет. Традиции магии в поздней античности.
- Часто задаваемые вопросы по ханаанской/угаритской мифологии, вер. 1.2 Криса Сирена
- Ханаан и Древний Израиль Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета .