Ваал
Баал | |
---|---|
![]() Цельнолитая бронзовая вотивная статуэтка, изображающая бога Ваала, обнаруженная в Тель-Мегиддо , датируемая серединой II тысячелетия до нашей эры . | |
Символ | Бык , баран , громовержец |
Область |
|
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Великая (в сирийской традиции) Анат |
Супруги | возможно Анат и/или Аттарт [ 1 ] [ 2 ] |
Потомство | Пидрей , Таллай , Арсай [ 3 ] |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс [ 4 ] |
Месопотамский эквивалент | Хадад |
Хурритский эквивалент | Тешуб |
Египетский эквивалент | Сет (из-за того, что он был иностранным богом в Египте , поскольку Сет был богом иностранцев - в противном случае Баал Зефон, эквивалентный Хададу, который аналогичен Баалу, также приравнивался к Гору ) [ 5 ] |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Баал ( / ˈ b eɪ . əl , ˈ b ɑː . əl / ), [ 6 ] [ а ] или Баал [ б ] ( Иврит : בַּעַל baʿal ) — титул и почетное значение «владелец» или « господин » на северо-западных семитских языках, на которых говорили в Леванте в древности . Из-за его использования среди людей оно стало применяться к богам. [ 11 ] Ученые ранее связывали теоним с солнечными культами и множеством несвязанных между собой божеств-покровителей , но надписи показали, что имя Баал особенно ассоциировалось с богом бури и плодородия Хададом и его местными проявлениями. [ 12 ]
Еврейская Библия включает использование этого термина по отношению к различным левантийским божествам , часто с применением к Хададу, которого осуждали как ложного бога . Это использование было перенесено в христианство и ислам , иногда в форме Вельзевула в демонологии .
Угаритский » бог Ваал — главный герой одного из самых продолжительных сохранившихся эпосов древнего Ближнего Востока — « Цикла Ваала .
Имя
[ редактировать ]Эпитеты
[ редактировать ]Широко используемый эпитет Баала — «всадник (или наездник) [ 13 ] ( rkb 'rpt ср. rkb b'rbt в Пс. 68:5; угаритское kb 'rpt .) Они связаны с «собирателем облаков» Зевса и «небесным всадником» Яхве. [ 14 ] Как и английская верховая езда, rkb используется для лошадей и в сексуальных целях. [ 15 ]
Этимология
[ редактировать ]Написание английского термина «Ваал» происходит от греческого слова «Ваал» ( Βάαλ ), которое встречается в Новом Завете. [ 16 ] и Септуагинта , [ 17 ] и от его латинизированной формы Ваал , которая появляется в Вульгате . [ 17 ] без гласных Эти формы, в свою очередь, происходят от северо-западно-семитской формы BʿL ( финикийский и пунический : 𐤁𐤏𐤋 ). [ 18 ] значения этого слова Библейские как финикийского божества и ложных богов целом были расширены во время протестантской Реформации для обозначения любых идолов , икон святых в или католической церкви в целом. [ 19 ] В таких контекстах оно следует англизированному произношению и обычно опускает любой знак между двумя буквами «А». [ 6 ] В точной транслитерации семитского имени айн представлен как Баал .
В северо-западных семитских языках — угаритском , финикийском , иврите , аморейском и арамейском — слово баал означало « владелец » и, как следствие, «господин». [ 17 ] «хозяин» или «муж». [ 20 ] [ 21 ] Родственные слова включают аккадский Bēlu ( 𒂗 ), [ с ] Амхарский (ባልбал [ 22 ] и арабский баэль ( بعل ). Баал ( בַּעַל ) и баал до сих пор служат словами, обозначающими «мужа» в современном иврите и арабском языке соответственно. Они также появляются в некоторых контекстах, касающихся владения вещами или обладания чертами характера.
Женская форма — баала ( иврит : בַּאלא ; [ 23 ] Арабский : بَعْلَة ), что означает «хозяйка» в смысле хозяйки дома или хозяйки дома. [ 23 ] и до сих пор служит редким словом для обозначения «жены». [ 24 ]
Предложения в ранней современной науке также включали сравнение с кельтским богом Беленом , однако сейчас это широко отвергается современными учеными. [ 25 ]
Семитская религия
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Подобно Эну в шумерском языке , аккадское слово «белу» и северо-западно-семитское слово «баал» (а также его женская форма «баала» ) использовалось в качестве названия различных божеств в месопотамском и семитском пантеонах . Только определенный артикль , родительный падеж или эпитет или контекст могли установить, какой именно бог имелся в виду. [ 26 ]
Хадад
[ редактировать ]Ваал также использовался как имя собственное в третьем тысячелетии до нашей эры, когда он появился в списке божеств Абу Салабиха . [ 17 ] Большинство современных ученых утверждают, что этот Баал, которого обычно называют «Господь» ( ה בעל , Ха Баал ), был идентичен богу бури и плодородия Хададу; [ 17 ] [ 27 ] [ 20 ] он также появляется в форме Баал Хадду . [ 21 ] [ 28 ] Ученые предполагают, что, поскольку значение культа Хадада возросло, его настоящее имя стало считаться слишком святым, чтобы кто-либо, кроме первосвященника, мог говорить вслух, и вместо него использовался псевдоним «Господь» («Баал»), как « Бел». «было использовано для Мардука у вавилонян и « Адонай » для Яхве у израильтян. Меньшинство предполагает, что Ваал был местным ханаанским божеством, чей культ отождествлялся с культом Адада или впитал в себя его аспекты . [ 17 ] Независимо от их первоначальных отношений, к 1-му тысячелетию до нашей эры они были разными: Хададу поклонялись арамеи , а Ваалу - финикийцы и другие хананеи . [ 17 ]
Баал
[ редактировать ]

Баал хорошо известен по сохранившимся надписям и был популярен в теофорных именах по всему Леванту. [ 29 ] но его обычно упоминают вместе с другими богами, «его собственное поле деятельности редко определяется». [ 30 ] Тем не менее, угаритские записи показывают его как бога погоды , обладавшего особой властью над молнией , ветром , дождем и плодородием . [ 30 ] [ д ] Засушливое лето в этом районе объяснялось пребыванием Баала в подземном мире , а его возвращение осенью, как говорили, вызвало штормы, которые оживили землю. [ 30 ] Таким образом, поклонение Ваалу в Ханаане , где он в конечном итоге вытеснил Эла в качестве лидера богов и покровителя царской власти, было связано с зависимостью региона от осадков в сельском хозяйстве, в отличие от Египта и Месопотамии , которые сосредоточились на ирригации своих основных земель. реки. Беспокойство по поводу доступности воды для посевов и деревьев увеличило важность его культа, который сосредоточил внимание на его роли бога дождя. [ 20 ] Его также призывали во время битвы, показывая, что считалось, что он активно вмешивается в мир людей. [ 30 ] в отличие от более отчужденного Эла. В честь Баала был назван ливанский город Баальбек . [ 33 ] Альтернативно, Баал является божественным соправителем Эла, где Эль был руководителем, а Баал был хранителем космоса. [ 34 ]
Баал из Угарита был эпитетом Хадада, но со временем эпитет стал именем бога, а Хадад стал эпитетом. [ 35 ] Обычно Баала называли сыном Дагана источниках он фигурирует как один из сыновей Эла , но в угаритских . [ 29 ] [ 21 ] [ и ] И Баал, и Эль ассоциировались с быком в угаритских текстах, поскольку он символизировал силу и плодородие. [ 36 ] Особую вражду он питал к змеям, как самим по себе, так и как представителям Ямму ( букв. «Море»), ханаанского морского бога и речного бога . [ 37 ] Он сражался с Таннином ( Туннану ), «Кривым змеем» ( Bṭnʿqltn ), « Лотаном- беглым змеем» ( Ltn Bṭn Brḥ , библейским Левиафаном ), [ 37 ] и « Могучий с семью головами » ( Шлыт Д.шбът Рашм ). [ 38 ] [ ж ] Конфликт Баала с Ямму теперь обычно рассматривается как прототип видения, записанного в -й главе библейской 7 Книги Даниила . [ 40 ] Хананеи и финикийцы считали Ваала победителем моря и покровителем и морских моряков торговцев. [ 37 ] Как победитель Мота , ханаанского бога смерти , он был известен как Баал Рапиума ( Бил Рпу ) и считался лидером рефаимов ( Рпум ) , духов предков, особенно представителей правящих династий. [ 37 ]
Из Ханаана поклонение Ваалу распространилось в Египет через Среднее царство и по всему Средиземноморью после волн финикийской колонизации в начале I тысячелетия до нашей эры. [ 29 ] Его описывали различными эпитетами, и до того, как Угарит был заново открыт, предполагалось, что они относились к отдельным местным богам. Однако, как пояснил Дэй , тексты в Угарите показали, что они считались «местными проявлениями этого конкретного божества, аналогичными местным проявлениям Девы Марии в Римско-католической церкви ». [ 27 ] В этих надписях его часто называют «Победоносным Баалом» ( Алин или ẢlỈyn Баал ), [ 21 ] [ 17 ] «Сильнейший» ( Алий или Али ) [ 21 ] [ г ] или «Сильнейший из героев» ( Алий Крдм ), «Сильный» ( Дмрн ), а в роли покровителя города «Баал Угаритский» ( Baʿal Ugarit ). [ 46 ] Как Баал Зафон ( Баал Шапуну ), он был особенно связан со своим дворцом на вершине Джебель-Акры (древняя гора Шапану и классический Монс Касиус). [ 46 ] Он также упоминается как «Крылатый Баал» ( Bʿl Knp ) и «Баал Стрел» ( Bʿl Ḥẓ ). [ 21 ] Финикийские и арамейские надписи описывают «Баал Булавы » ( Bʿl Krntryš ), «Баал Ливанский» ( Bʿl Lbnn ), «Баал Сидонский» ( Bʿl Ṣdn ), Bʿl Ṣmd , « Баал Небесный » ( Baʿal Shamem или Шамаин ), [ 47 ] Баал Аддир ( Бал Др ), Баал Хамон ( Баал Хамон ), Бил Мгнм . [ 29 ]
Баал Хаммон
[ редактировать ]-Хаммону поклонялись В тирской колонии Карфаген Баал как верховному богу . Считается, что эта позиция сложилась в V веке до нашей эры после разрыва связей с Тиром 480 году до нашей эры после битвы при Гимере в . [ 48 ] Как и Хадад, Баал-Хаммон был богом плодородия . [ 49 ] Однако надписи о пунических божествах , как правило, довольно неинформативны, и его по-разному идентифицировали как бога луны. [ нужна ссылка ] и как Даган , бог зерна . [ 50 ] Баал-Хаммон ассоциировался не с быком, а с бараном и изображался с его рогами. Археологические данные, похоже, подтверждают содержащиеся в римских источниках обвинения в том, что карфагеняне сжигали своих детей в качестве человеческих жертвоприношений ему. [ 51 ] Ему поклонялись как Баалу Карнаиму («Повелителю двух рогов»), особенно в святилище под открытым небом в Джебель-бу-Корнейне («Холм двух рогов») через залив от Карфагена. Его супругой была богиня Танит . [ 52 ]
Эпитет Хаммон неясен. Чаще всего он связан с северо-западным семитским hammān (« жаровня ») и ассоциируется с ролью бога Солнца . [ 53 ] Ренан и Гибсон связали его с Хаммоном (современный Умм-эль-Амед между Тиром в Ливане и Акко в Израиле ). [ 54 ] от Креста и Липинского до Амана или Хамона, классической горы Аманус и современных гор Нур, которые отделяют северную Сирию от юго-восточной Киликии . [ 55 ] [ 56 ]
иудаизм
[ редактировать ]
Ваал (בַּעַל) встречается в еврейской Библии около 90 раз в отношении различных богов. [ 17 ] Жрецы Ханаана Ваала упоминаются много раз, особенно в Первой Книге Царств . Многие ученые полагают, что это описывает попытку Иезавели ввести поклонение Баалу из Тира , Мелькарту , [ 57 ] в Израиля столицу Самарию в 9 веке до нашей эры. [ 58 ] Напротив, Дэй утверждает, что Ваалом Иезавели, скорее всего, был Баал Шамем , Господь Небес, титул, который чаще всего применяется к Хададу, которого также часто называют просто Баалом. [ 59 ]
В 3-й книге Царств 18 рассказывается о состязании между пророком Илией и священниками Иезавели. Обе стороны принесли жертву своим богам: Баалу не удалось зажечь жертву своих последователей, в то время как небесный огонь Яхве сжег жертвенник Илии дотла, даже после того, как он был пропитан водой. Затем наблюдатели последовали указанию Илии убить священников Ваала. [ 60 ] после чего пошел дождь, показывая власть Яхве над погодой.
Другие упоминания о жрецах Ваала описывают их воскурение благовоний во время молитвы. [ 61 ] и их принесение жертвоприношений в особых одеждах . [ 62 ]
Яхве
[ редактировать ]Титул «баал» в некоторых контекстах был синонимом еврейских слов «адон» («Господь») и «адонай » («Мой Господь»), которые до сих пор используются как псевдонимы Господа Израиля Яхве . По мнению некоторых ученых, ранние евреи действительно использовали имена Баал («Господь») и Баали («Мой Господь») по отношению к Господу Израиля, точно так же, как Ваал дальше на север обозначал Господа Угарита или Ливана. [ 58 ] [ 11 ] Это происходило как непосредственно, так и как божественный элемент некоторых еврейских теофорных имен . Однако, по мнению других, нет уверенности в том, что имя Ваал определенно применялось к Яхве в ранней истории Израиля. Компонент Ваал в именах собственных чаще всего применяется к поклонникам Ваала или потомкам поклонников Ваала. [ 63 ] Имена, включающие элемент Баал, предположительно относящиеся к Яхве. [ 64 ] [ 11 ] включают судью Гедеона (также известного как Иероваал, букв. «Господь стремится»), Саула сына Ешбаала («Господь велик») и сына Давида Велиаду («Господь знает»). Имя Беалия («Господь есть Джа »; «Яхве есть Ваал») [ 12 ] объединил два. [ 65 ] [ 66 ] Однако Джон Дэй утверждает, что что касается имен Эшбаал, Мерибаал и Белиада (то есть Ваалиада), то неясно, просто ли они намекают на ханаанского бога Баала или предназначены для приравнивания Яхве с Баалом или не иметь связи с Баалом. [ 67 ]
Именно программа Иезавели в 9 веке до нашей эры заключалась в том, чтобы ввести в столице Израиля Самарии финикийское поклонение Ваалу в отличие от поклонения Яхве , которое сделало это имя анафемой для израильтян. [ 58 ]
Сначала имя Ваал использовалось евреями для обозначения своего Бога без всякой дискриминации, но по мере развития борьбы между двумя религиями израильтяне отказались от имени Ваал как от позора, и даже такие имена, как Иероваал, были изменены на Иерубвосфей. : На иврите бошет означает «стыд». [ 68 ]
Ешбаал стал Иевосфеем [ нужна ссылка ] и Мерибаал стал Мемфивосфеем , [ 69 ] [ оригинальное исследование? ] но имели место и другие возможности. Имя Гедеона Иерубаал было упомянуто нетронутым, но было истолковано как насмешка над ханаанским богом, подразумевая, что его усилия были напрасны. [ 70 ] [ оригинальное исследование? ] Прямое использование Баали продолжалось, по крайней мере, даже во времена пророка Осии , который упрекал израильтян в этом. [ 71 ]
Брэд Э. Келле предположил, что ссылки на культовые сексуальные практики в поклонении Ваалу в Осии 2 являются свидетельством исторической ситуации, в которой израильтяне либо отказывались от поклонения Яхве в пользу Ваала, либо смешивали их. Ссылки Осии на сексуальные действия являются метафорами израильского «отступничества». [ 72 ]
Брайан П. Ирвин утверждает, что «Ваал» в северных израильских традициях - это форма Яхве, которую пророки отвергли как чужеродную. В южно-израильских традициях Ваал был богом, которому поклонялись в Иерусалиме. Его поклонники считали его совместимым или идентичным Яхве и почтили его человеческими жертвоприношениями и ароматными хлебными приношениями. В конце концов, Летописец(и) не одобрял обоих «Ваалов», в то время как девтерономисты использовали «Ваалов» для обозначения любого бога, которого они не одобряли. [ 73 ]
Точно так же Марк С. Смит считает, что Яхве, скорее всего, был вдохновлен Ваалом, а не Элом, поскольку оба являются бурными божественными воинами и лишены пацифистских черт Эла, согласно угаритским текстам и еврейской Библии. [ 74 ]
Баал Берит
[ редактировать ]Баал Берит («Господь Завета » ) был богом, которому поклонялись израильтяне , когда они «сбились с пути» после смерти Гедеона Согласно Еврейским Писаниям, . [ 75 ] что сын Гедеона Авимелех отправился к родственникам своей матери в Сихем и получил 70 сиклей серебра Тот же источник сообщает , «от дома Баал Берифа», чтобы помочь в убийстве 70 своих братьев от других жен Гедеона. [ 76 ] В более раннем отрывке Сихем стал местом заключения завета Иисуса Навина между всеми коленами Израиля и « Эль -Яхве , нашим богом Израиля . » [ 77 ] а более поздний описывает его как местонахождение «Дома Эль Берита». [ 78 ] Таким образом, неясно, осуждается ли ложное поклонение «Баалимам». [ 75 ] — это поклонение новому идолу или обряды и учения, ставящие Яхве просто местным богом в более широком пантеоне. В Еврейских Писаниях записано, что поклонение Ваалу угрожало Израилю со времен Судей до монархии . [ 79 ] Однако в период Судей такое поклонение, похоже, было случайным отклонением от более глубокого и постоянного поклонения Яхве:
На протяжении всех историй о Судьях народная вера в ЯХВЕ протекает мощным потоком. Эта вера возвышает судей и вдохновляет поэтов, пророков и назореев. ... Поклонение Ваалу и Астарте схематически вкраплялось между этими главами, но в самих историях нельзя обнаружить никаких следов живой народной веры в каких-либо иностранных богов. Пророки Ваала появились в Израиле столетия спустя; но в эпоху судей, когда, как предполагается, религия Ханаана наиболее глубоко повлияла на Израиль, не было ни священников Ваала, ни пророков, ни каких-либо других намеков на жизненно важное влияние многобожия на жизнь Израиля. [ 80 ]
Девтерономист [ 81 ] и нынешняя форма имени Иеремия [ 82 ] кажется, формулируют борьбу как монолатрию или монотеизм против политеизма . Яхве часто отождествляется в еврейских писаниях с Эль-Элионом , однако это произошло после слияния с Элом в процессе религиозного синкретизма . [ 83 ] 'Эль ( иврит : אל ) стал общим термином, означающим «бог», в отличие от имени божества, которому поклоняются, и такие эпитеты, как Эль-Шаддай, стали применяться только к Яхве, в то время как природа Ваала как бога бури и погоды стала ассимилировалось с отождествлением Яхве с бурей. [ 84 ] На следующем этапе яхвистская религия отделилась от своего ханаанского наследия, сначала отвергнув поклонение Ваалу в 9 веке, затем в 8-6 веках с пророческим осуждением Ваала, поклонения солнцу, поклонения на «высотах» и т. д. практики, относящиеся к мертвым, и другие вопросы. [ 85 ]

Вельзевул
[ редактировать ]Баал Зевул ( иврит : Баал Зевул , букв. « Повелитель мух ») [ 86 ] [ 87 ] [ ч ] встречается в первой главе Второй Книги Царств как имя филистимского бога Экрона . В нем говорится, что Охозия , царь Израиля , консультировался со священниками Баал-Звува о том, выживет ли он после травм, полученных в результате недавнего падения. Пророк Илия , разгневанный этим нечестием, предсказал тогда , что он быстро умрет, проливая небесный огонь на воинов, посланных наказать его за это. [ 89 ] Еврейские ученые интерпретировали титул «Повелитель мух» как еврейский способ называть Баала кучей навоза , а его последователей - паразитами . [ 90 ] [ 91 ] хотя другие утверждают, что это связано с властью над созданием и лечением эпидемии и, таким образом, подходит для вопроса Охозии. [ 92 ] Септуагинта muian передает это имя как и Баалзевуб «Баал Мух » ( Baal как ) . Симмах Эбионитянин это слово как , перевел Beelzeboúl возможно, отражая его первоначальный смысл. [ 93 ] [ я ] Предполагается, что это было B'l Zbl , что на угаритском означает «Принц Ваал». [ 94 ] [ Дж ] [ к ] [ л ]
Классические источники
[ редактировать ]За пределами еврейского и христианского контекста различные формы Баала безразлично переводились в классических источниках как Белус ( греческий : Βῆλος , Bē̂los ). Примером может служить Иосиф Флавий , который утверждает, что , которого они называют Иезавель «построила храм богу тирян Белом»; [ 57 ] это описывает Баала Тира, Мелькарта . Херрманн идентифицирует фигуру Демаруса / Демаруса, упомянутую Филоном Библием, как Баала. [ 37 ]
Баал-Хаммон , однако, отождествлялся с греческим Кроносом и римским Сатурном как Сатурн Забул . [ 97 ] Вероятно, его никогда не приравнивали к Мелькарту, хотя это утверждение встречается и в более старых исследованиях.
христианство
[ редактировать ]Вельзевул или Веельзевул был идентифицирован авторами Нового Завета как Сатана , « князь » (т.е. царь ) демонов . [ м ] [ н ]
Джона Мильтона 1667 года В эпопее «Потерянный рай» описываются падшие ангелы, собравшиеся вокруг сатаны, и утверждается, что, хотя их небесные имена были «стерты и уничтожены», они приобретут новые, «бродячие по Земле» как ложных богов. Ваалим и Астарот даны как собирательные имена демонов мужского и женского пола (соответственно), пришедших из «пограничного потока старого Евфрата » и «ручья, отделяющего Египет от сирийской земли». [ 98 ]
Ваал и производные от него эпитеты, такие как Баалист, использовались в качестве оскорбления во время английской Реформации в отношении святых и их приверженцев. [ нужна ссылка ]
ислам
[ редактировать ]В Коране упоминается, что Пророк Илия ( Илия ) предостерег свой народ от поклонения Ваалу. [ 99 ]
И действительно, Илия был среди посланников , (123) Когда он сказал своему народу: «Неужели вы не боитесь Аллаха? (124) Вы взываете к Баалу и оставляете лучшего из создателей – (125) Аллах, Господь ваш и Господь ваших праотцев?» (126) И они отреклись от него, и действительно, они будут приведены [для наказания ], (127) Кроме избранных рабов Аллаха. (128) И мы оставили ему [благосклонное упоминание] среди последующих поколений: (129) Мир Ильясину*. (130) Воистину, Мы так вознаграждаем творящих добро. (131) Воистину, он был из Наших верующих рабов. (132). [ 100 ] Коран, Сура 37 , аяты 123-132. [ 100 ]
По мнению Табари , «баал» — это термин, используемый арабами для обозначения всего, что является господином чего-либо. [ 101 ]
Аль-Салаби предлагает более подробное описание Ваала; соответственно, это был золотой идол высотой в двадцать локтей и с четырьмя лицами. [ 99 ]
Трехсторонний корень ( ба, айн, лам) баал встречается в Коране семь раз с его обычным семитским употреблением слов «владелец, муж», особенно муж. [ 102 ] Например, Сарра , жена Авраама, обращается к своему мужу, используя этот термин. [ 103 ] [ 104 ]
См. также
[ редактировать ]- Адонис
- Баел
- Вельзевул
- Баал (значения)
- Баал в популярной культуре
- Баал демон
- Крылья
- Баал Пеор (Повелитель горы Пеор)
- Ваал-Цефон (Господин горы Цафон)
- Бел и Храм Бела
- Белусы
- Белиал
- Набор
- Тешуб и Феипас
Примечания
[ редактировать ]- ^ Американское произношение обычно одинаковое . [ 7 ] [ 8 ] но некоторые говорящие предпочитают варианты, более близкие к исходному звучанию, например / b ɑː ˈ ɑː l / или / ˈ b ɑː l / . [ 8 ] [ 9 ]
- ^ Угаритский : 𐎁𐎓𐎍 , латинизированный: baʿlu ; [ 10 ] финикийский : 𐤁𐤏𐤋 , латинизированный: baʿl ; Библейский иврит : בעל , латинизированный: baʿal , произносится [баал] .
- ^ Эта клинопись идентична ⟨ 𒂗 ⟩ текстах обозначается как EN , которая в шумерских . Там оно имеет значение « верховный жрец » или «господин» и встречается в именах богов Энки и Энлиля .
- ↑ Согласно сохранившимся свидетельствам, власть Ваала над плодородием распространяется только на растительность. Более старые ученые утверждали, что Баал также контролировал человеческую рождаемость, но делал это на основе неправильного толкования или надписей, которые теперь считаются сомнительными. [ 31 ] Точно так же ученые XIX века, рассматривавшие Ваала как олицетворение солнца , похоже, были восприняты плохо. Астротеология и Баал были ближневосточных божеств возникла в железном веке задолго до возникновения религии , и после ее развития Бел связаны с планетой Юпитер . [ 32 ] В Ханаане солнцу поклонялись либо как богиня Шапаш , либо как бог Шамаш .
- ↑ Херрманн выступает против буквального рассмотрения этих отдельных линий передачи, вместо этого предлагая, чтобы они описывали роли Баала. Как бог, он считается ребенком Эла, «отца богов», а его аспекты плодородия связывают его с богом зерна Даганом. [ 29 ]
- ^ Сведения здесь неоднородны и неясны. Некоторые ученые используют некоторые или все термины для обозначения Литана , а в других отрывках Анат берет на себя ответственность за уничтожение монстров от имени Баала. Херрманн использует «Шаляту» как имя собственное. [ 37 ] вместо того, чтобы переводить это слово как «могущественный» или «тиран». [ 39 ]
- ↑ Это имя дважды встречается в « Легенде о Керете», обнаруженной в Угарите . До этого открытия Нюберг восстановил его в еврейских текстах Второзакония . [ 41 ] 1 и 2 Царств , [ 42 ] [ 43 ] Исайя , [ 44 ] и Осия . [ 45 ] После проверки были заявлены дополнительные примеры в Псалмах и Иове . [ 20 ]
- ^ «Этимология слова Веельзевула развивалась в нескольких направлениях. Вариант чтения Веельзевула (сирийские переводчики и Иероним) отражает давнюю традицию приравнивать Веельзевула к филистимскому божеству города Акрона, упомянутому во 2 Цар. 1:2, 3, 6, 16. Вельзевул (евр. ba˓al zĕbûb), по-видимому, означает «господин летает» (ХАЛАТ, 250, но ср. LXXB baal muian theon akkarōn, «Баал-Муха, бог Аккарона»; Ant 9:2, 1 theon muian)». [ 88 ]
- ^ Арндт и др. переверните это, сказав, что Симмах переписал вместо более распространенного Веельзебула. Вельзебуба [ 86 ]
- ^ «Более вероятно, что b'l zbl, что может означать «господин (небесного) жилища» на угаритском языке, было изменено на b'l zbb, чтобы сделать божественное имя оскорбительным эпитетом. Чтение «Вельзевул» в Мф. 10 :25 тогда будет отражать правильную форму имени, игру слов на тему «хозяин дома» (Gk oikodespótēs)». [ 95 ]
- ^ «Альтернатива, предлагаемая многими, - соединить zĕbûl с существительным, означающим '(возвышенное) жилище.'" [ 88 ]
- ^ «В современной семитской речи это слово могло пониматься как «хозяин дома»; если так, то в Мф. 10:25б эту фразу можно было бы использовать в двойном смысле». [ 96 ]
- ^ «В NT греч. beelzeboul, beezel (Вельзевул в TR и AV) - князь бесов (Мф. 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 18 и далее), отождествляемый с сатаной. (Мф. 12:26; Мк. 3:23, 26; Лк. 11:18)». [ 96 ]
- ^ «Кроме того, в Матфея 12:24; Марка 3:22; Луки 11:15 используется приложение ἀρχον τῶν δεμονίας 'глава →демонов'». [ 92 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 48-49; 60-61
- ^ Т. Дж. Льюис, «Заклинания Аттарту и использование божественных имен в качестве оружия» , Журнал ближневосточных исследований 71, 2011, стр. 208
- ^ С.А. Виггинс, Пидрей, Таллай и Арсей в цикле Ваала , Журнал северо-западных семитских языков 2 (29), 2003, стр. 86-93
- ^ «Ваал (древнее божество)» . Британская энциклопедия (онлайн-изд.). 29 марта 2024 г.
- ^ Крамер 1984 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б «Баал» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Проверено 26 декабря 2019 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ «Баал» . Lexico UK английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Баал» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Уэбб, Стивен К. (2012). «Баал» . Руководство Уэбба по произношению простых библейских имен .
- ^ Де Мур и др. (1987) , с. 1 .
- ^ Jump up to: а б с Смит (1878) , стр. 175–176.
- ^ Jump up to: а б АЙБД (1992) , «Ваал (Божество)».
- ^ Дахуд, "Псалмы II" 1966 стр = 136 § = 68 https://archive.org/details/psaml20000unse/page/n5/mode/2up
- ^ JANES 5 1973 Вайнфельд "Всадник облаков"
- ^ Венингер, Стефан (23 декабря 2011 г.). Семитские языки . Берлин [ua.]: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-025158-6 .
- ^ Римлянам 11:4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Херрманн (1999a) , с. 132.
- ^ Хусс (1985) , с. 561 .
- ^ Оксфордский словарь английского языка (1885), « Баалист, н. »
- ^ Jump up to: а б с д Папа Римский (2007) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж ДУЛАТ (2015) , « Бель (II) ».
- ^ Человек (1990) , стр. 861 .
- ^ Jump up to: а б Стронг (1890) , H1172 .
- ^ Вер и др. (1976) , с. 67.
- ^ Белен , в Жиле Менаже, Dictionnaire étymologique de la langue françoise , 1750. Менаж создает происхождение как от «халдейского» Bel, так и от кельтского Belin. от предполагаемого слова «шар, сфера», откуда «голова» и «вождь, господин».
- ^ Халперн (2009) , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Дэй (2000) , с. 68.
- ^ Аяли-Даршан (2013) , с. 652.
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1999a) , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д Херрманн (1999a) , с. 134.
- ^ Херрманн (1999a) , стр. 134–135.
- ^ Смит и др. (1899) .
- ^ Батуман, Элиф (18 декабря 2014 г.), «Миф о мегалите» , The New Yorker
- ^ Льюис, Теодор Дж. (2020). Происхождение и характер Бога: древняя израильская религия через призму божественности . Издательство Оксфордского университета. стр. 73–118. ISBN 978-0190072544 .
- ^ Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 216. ИСБН 9781614512363 .
- ^ Миллер (2000) , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Херрманн (1999a) , с. 135.
- ^ Юлингер (1999) , с. 512.
- ^ ДУЛАТ (2015) , «Шлыт» .
- ^ Коллинз (1984) , с. 77.
- ^ Втор. 33:12 .
- ^ 1 Сэм. 2:10 .
- ^ 2 Сэм. 23:1 .
- ^ Один. 59:18 и 63:7 .
- ^ В. 7:16 утра.
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1999a) , стр. 132–133.
- ^ «Ваал | древнее божество» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Москати (2001) , с. 132.
- ^ Лансель (1995) , с. 197.
- ^ Липинский (1992) .
- ^ Кселла и др. (2013) .
- ^ Лансель (1995) , с. 195.
- ^ Уоллбанк (1979) , с. 47.
- ^ Гибсон (1982) , с. 39 и 118.
- ^ Кросс (1973) , с. 26–28 .
- ^ Липинский (1994) , стр. 207.
- ^ Jump up to: а б Иосиф Флавий , Древности , 8.13.1.
- ^ Jump up to: а б с БЬЮР (2006) , «Ваал» .
- ^ Дэй (2000) , с. 75.
- ^ 1 Король 18
- ^ 4 Царств 23:5 .
- ^ 4 Царств 10:22
- ^ Херрманн (1999a) , с. 136.
- ^ Эйлс (1904) , с. 103 .
- ^ 1 Хрон. 12:5 .
- ^ Истон (1893) , « Беалиа ».
- ^ Дэй (2000) , с. 72.
- ^ ЗПБД (1963) .
- ^ 1 Хрон. 9:40 .
- ^ Судей 6:32 .
- ^ Осия 2:16
- ^ Келле (2005) , с. 137.
- ^ Ирвин, Брайан П. (1999). Ваал и Яхве в Ветхом Завете: свежий анализ библейских и внебиблейских данных . Колледж Университета Святого Михаила (Диссертация).
- ^ ван Ооршот, Юрген; Витте, Маркус (2019). Истоки яхвизма . Де Грютер. стр. 23–43. ISBN 978-3110656701 .
- ^ Jump up to: а б Джгс. 8:33–34 .
- ^ Джгс. 9:1–5 .
- ^ Джош. 24:1–25 .
- ^ Джгс. 9:46 утра.
- ^ Смит (2002) , Гл. 2.
- ^ Йехезкель Кауфманн , Религия Израиля: от ее истоков до вавилонского изгнания (1972), стр.138-139:
- ^ Втор. 4:1–40
- ^ Джер. 11:12–13
- ^ Смит 2002 , с. 8.
- ^ Смит 2002 , с. 8, 135.
- ^ Смит 2002 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Арндт и др. (2000) , с. 173.
- ^ Бальц и др. (2004) , с. 211.
- ^ Jump up to: а б АЙБД (1992) , «Веельзевул».
- ^ 2 Царств 1: 1–18 .
- ^ Колер (1902) .
- ^ Люркер (1987) , с. 31 .
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1999b) .
- ^ Суве (1907) .
- ^ Векс (2005) .
- ^ Макинтош (1989) .
- ^ Jump up to: а б Брюс (1996) .
- ^ Джонгелинг, К. (1994). Североафриканские имена из латинских источников . Исследовательская школа CNWS. ISBN 978-90-73782-25-9 .
- ^ Милтон , Потерянный рай , Кн. 1, л. 419–423.
- ^ Jump up to: а б Рассказчик, Роберто. "Бал " Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23985 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Jump up to: а б Коран 37:123–132
- ^ «Тафсир мечети Аль-Баян в Тафсир аль-Коран / ат-Табари (ум. 310 г. хиджры)» (на арабском языке).
- ^ «Коранический арабский корпус - словарь Корана» . corpus.quran.com . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Сура Худ-72» . Коран.com . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Коранический арабский корпус - слово за словом грамматика, синтаксис и морфология Священного Корана» . corpus.quran.com . Проверено 30 сентября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Арндт, В.; Данкер, ФРВ; Бауэр, В. (2000), Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы, 3-е изд. , Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Аяли-Даршан, Нога (2013), «Ваал, сын Дагана: в поисках двойного отцовства Баала» , Журнал Американского восточного общества, Том. 133, № 4 , стр. 651–657.
- Эйлс, HHB (1904), Критический комментарий к Бытию II.4-III.25 , Кембридж: Дж. и К. Ф. Клей для издательства Кембриджского университета
- Бальц, Хорст Р.; Шнайдер, Герхард (2004), Экзегетический словарь Нового Завета , том. Я, Гранд-Рапидс: перевод с немецкого для Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0802828033
- Брюс, Фредерик Файви (1996), «Баал-Зевул, Веельзевул», Маршалл, И. Ховард; Миллард, Алан Р.; Пакер, Дж.И.; Уайзман, Дональд Дж. (ред.), Новый библейский словарь, 3-е изд. , Лестер: InterVarsity Press, с. 108, ISBN 978-0830814398
- Коллинз, Джон Дж. (1984), Дэниел: введение в апокалиптическую литературу , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 9780802800206
- Кросс, Фрэнк Мур младший (1973), Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля , Кембридж : издательство Гарвардского университета, ISBN 9780674030084
- Дэй, Джон (2000), Яхве, боги и богини Ханаана , Sheffield Academic Press, ISBN 978-1850759867
- Мавр, Джон Корнелиус; Спронк, Клаас (1987), Хофтейзер, Дж.; Хосперс, Дж. Х. (ред.), Клинописная антология религиозных текстов из Угарита: тексты с автографами и глоссарии , Лейден: Э. Дж. Брилл (Серия семитских исследований № VI), ISBN 90-04-08331-6
- Истон, Мэтью Джордж , изд. (1893), Иллюстрированный библейский словарь и сокровищница библейской истории, биографии, географии, доктрины и литературы с многочисленными иллюстрациями и важными хронологическими таблицами и картами , Нью-Йорк: Harper & Bros.
- Фрассетто, Майкл, изд. (2006), Британская энциклопедия мировых религий , Нью-Йорк: Британская энциклопедия, ISBN 978-1-59339-491-2
- Фридман, Дэвид Ноэль, изд. (1992), The Anchor Yale Bible Dictionary , vol. 1, Нью-Йорк: Даблдей, ISBN 978-0300140019
- Гибсон, Джон Кларк Лав (1982), Учебник сирийских семитских надписей , том. III: Финикийские надписи , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, ISBN 9780198131991
- Хальперн, Барух (2009), Адамс, М.Дж. (редактор), От богов к Богу: динамика космологий железного века , Тюбинген: Мор Зибек (Серия исследований Ветхого Завета, № 63), ISBN 978-3-16-149902-9
- Херрманн, Вольфганг (1999a), «Баал» , в Тоорне, Карел ван дер ; Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр. 132–139.
- Херрманн, Вольфганг (1999b), «Баал Зевул», в Тоорне, Карел ван дер ; Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, с. 154
- Гус, Вернер (1985), История карфагенян , Мюнхен: CH Beck, ISBN 9783406306549 . (на немецком языке)
- Кейн, Томас Лейпер (1990), Амхарско-английский словарь , том. В Вайсбадене: Отто Харрасовиц, ISBN 978-3-447-02871-4
Колер, Кауфман (1902), «Вельзевул или Вельзевул» , у Зингера, Исидор ; и др. (ред.), Еврейская энциклопедия , том. II, Нью-Йорк: Funk & Wagnalls, стр. 629–630.
- Келле, Брэд Э. (2005), Осия 2: Метафора и риторика в исторической перспективе , Общество библейской литературы, с. 137
- Крамер, Сэмюэл Ной (1984). Исследования литературы Древнего Ближнего Востока: посвящено Сэмюэлю Ною Крамеру . Американское восточное общество. ISBN 978-0-940490-65-9 .
- Лансель, Серж (1995), Карфаген: История , Уайли-Блэквелл, перевод с французского Антонии Невилл, ISBN 978-1557864680
- Липинский, Эдвард (1992), финикийской и пунической цивилизации ( Словарь на французском языке ), Brepols, ISBN 2-503-50033-1
- Липинский, Эдвард (1994), Исследования арамейских надписей и ономастики, Том. II , Orientalia Lovaniense Analecta , Vol. 57, Левен: востоковед Peeters Publishers, ISBN 90-6831-610-9
- Lurker, Manfred (1984), Lexicon der Götter und Dämonen [ Словарь богов и демонов ], Штутгарт: Alfred Krämer Verlag , переведено с немецкого для Routledge в 1987 году как The Routledge Dictionary of Gods and Goddesses, Devils and Demons
- Макинтош, Дункан (1989), «Баал-Зевул», в Бромили, Джеффри В. (редактор), Международная стандартная библейская энциклопедия, ред. , том. Я, Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, с. 381
- Миллер, Патрик (2000), Израильская религия и библейское богословие: сборник эссе , Международная издательская группа Continuum, ISBN 1-84127-142-Х
- Москати, Сабатино (2001), Финикийцы , Таврида, ISBN 1-85043-533-2
- Олмо Лете, Грегори дель; Санмартин, Хоакин; Уотсон, Уилфред Дж. Е., ред. (2015), Словарь угаритского языка, 3-е изд. , Лейден: переведено с испанского для Э. Дж. Брилла как словарь угаритского языка в алфавитной традиции (Ser. Handbuch der Orientalistik [Справочник по востоковедению], том 112), ISBN 978-90-04-28864-5
- Поуп, Марвин Х. (2007). «Поклонение Ваалу» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- Шнидевинд, Уильям; Хант, Джоэл (2007), Учебник по угаритскому языку: язык, культура и литература , Кембридж : Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1139466981
- Смит, Марк С. (2002), Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс
- Смит, Уильям Робертсон ; Мур, Джордж Фут (1899), «Ваал» , в Чейн, Томас Кейт; Блэк, Джон Сазерленд (ред.), Библейская энциклопедия , том. Я, Нью-Йорк: Макмиллан, стр. 401–403.
- Смит, Уильям Робертсон (1878), , в Бейнсе, Т.С. (редактор), Британская энциклопедия , том. 3 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 175–176.
- Сувей, Чарльз (1907), «Ваал, Ваалим» , Католическая энциклопедия , том. II, Нью-Йорк: Robert Appleton Co.
- Стронг, Джеймс (1890), Исчерпывающее соответствие Библии , Цинциннати: Дженнингс и Грэм
- Тенни, Меррилл К.; Барабас, Стеван; ДеВиссер, Питер, ред. (1963), Библейский словарь с картинками Зондервана , Гранд-Рапидс: Издательство Зондерван, ISBN 978-0310235606
- Юлингер, К. (1999), «Левиафан» , в Тоорне, Карел ван дер ; Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр. 511–515.
- Уолбанк, Фрэнк Уильям (1979), Исторический комментарий к Полибию , том. 2, Оксфорд: Clarendon Press
- Вер, Ганс; Коуэн, Дж. Милтон (1976), Словарь современного письменного арабского языка , Итака : Службы разговорного языка, ISBN 0879500018
- Векс, Майкл (2005), Рожденный Кветчем , Нью-Йорк: St Martin's Press, ISBN 0-312-30741-1
- Кселла, Пол; Куинн, Жозефина; Мельхиорри, Валентина; Ван Домеллен, Питер (2013), «Кладбище или жертвоприношение? Детские захоронения на Карфагене Тофет: финикийские кости раздора» , Antiquity, Vol. 87, нет. 338 , с. 1199–1207 гг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рассел, Стивен С.; Хамори, Эстер Дж., ред. (2020), Могучий Ваал: Очерки в честь Марка С. Смита , Гарвардские семитические исследования, том. 66, БРИЛЛ, ISBN 978-90-04-43767-8
- Смит, М.С. (1994), Угаритский цикл Ваала , том. Я, Лейден: Э.Дж. Брилл, ISBN 978-90-04-09995-1
- Смит, MS; Питард, В. (2009), Угаритский цикл Ваала , том. II, Лейден: Э.Дж. Брилл, ISBN 978-90-04-15348-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Еврейская энциклопедия (1901–1906) « Ваал », « Ваал и поклонение Баалу », « Баал-Берит », « Ваал-Пеор », « Ваалим », « Поклонение Астарте среди евреев » и т. д. , Еврейская энциклопедия , Нью-Йорк: Funk & Wagnalls