Jump to content

Адольф Эллегард Йенсен

Адольф Эллегард Йенсен
Рожденный 1 января 1899 г.
Умер 20 мая 1965 г. ) ( 1965-05-20 ) ( 66 лет
Национальность немецкий
Научная карьера
Поля Этнология
Миф Хайнувеле об острове Серам был записан Йенсеном во время экспедиции на Молуккские острова.

Адольф Эллегард Йенсен (1 января 1899 г. - 20 мая 1965 г.) был одним из самых выдающихся немецких этнологов первой половины 20 века.

Основными исследовательскими интересами Дженсена были мифы , ритуалы и культы . Он развивал теорию культурной морфологии, основанную Лео Фробениусом . Дженсен в основном известен своими исследованиями религиозных жертвоприношений , которые привели его к введению концепции Божества Дема . [ 1 ] Его самая известная работа — «Миф и культ среди первобытных народов», опубликованная в 1951 году.

Йенсен изучал физику в Киле и Бонне , завершив свои исследования диссертацией о Максе Планке и Эрнсте Маха в 1922 году. Год спустя он познакомился с Лео Фробениусом и стал его верным учеником. Будучи членом Института культурной морфологии, основанного Фробениусом и известного сегодня как Институт Фробениуса, Йенсен принимал участие в исследовательских поездках в Южную Африку , Ливию , Южную Эфиопию и на остров Серам на Молуккских островах . Он стал штатным этнологом после публикации статьи об обрезании и обрядах посвящения . [ 2 ] он занимал преподавательскую должность во Франкфуртском университете . С 1925 года [ 3 ]

Во время Третьего рейха Йенсен был выбран руководителем Института Фробениуса , также известного как Институт культурной морфологии, а также Франкфуртского музея этнологии (Museum für Völkerkunde) после смерти Фробениуса в 1938 году. Однако его назначение не состоялось из-за к противодействию нацистских властей, которые также отозвали свою «Вению легенд» во Франкфуртском университете, поскольку Йенсен не развелся со своей еврейской женой. Наконец, в 1945 году, после поражения нацистской Германии во Второй мировой войне , Йенсен был назначен директором Института Фробениуса, а также директором Франкфуртского этнологического музея. Оба поста он сохранял до своей смерти. [ 4 ]

Вместе с коллегой-этнологом Францем Термером Йенсен восстановил Немецкую антропологическую ассоциацию ( Deutsche Gesellschaft für Völkerkunde ), которую он возглавлял в период с 1947 по 1954 год. Эту организацию пришлось создавать заново во время послевоенного восстановления Западной Германии . [ 5 ]

Наряду с самим Фробениусом, Йенсен является одним из наиболее важных представителей точки зрения культурной морфологии. В центре его теоретической работы стояли понятия «эмоции» (Ergriffenheit) , «выражения» (Ausdruck) и «приложения» (Anwendung) , которые он стремился идентифицировать в религиозных проявлениях групп коренных народов. Его критика была направлена ​​главным образом против культурного эволюционизма , а также некоторых других теорий в этнологии и антропологии . Он выступал против тех ученых, которые утверждали, что существует «примитивный менталитет», отличный от современных методов мышления. [ 6 ]

Йенсен известен тем, что ввел в этнологию понятие «божество Дема» — термин, который он взял из языка народа -аним маринд Новой Гвинеи . По словам Дженсена, вера в божество Дема типична для культур, основанных на базовом выращивании растений, в отличие от культур охотников-собирателей , а также для сложных сельскохозяйственных культур, таких как культуры, основанные на выращивании зерна . Дженсен определяет почитание божеств Дема в контексте многих различных культур по всему миру. Он предполагает, что это восходит к неолитической революции в ранней истории человечества. Одной из основных характеристик божеств дема является то, что их убивают мужчины их общины и разрубают на куски, которые разбрасывают повсюду или закапывают: из их расчлененных тел вырастают основные сельскохозяйственные продукты. [ 7 ]

Йенсен развил эту концепцию на основе легенды Хайнувеле , важного мифа о происхождении из фольклора народа весале в Сераме , который он сам записал. [ 8 ] Этот миф был записан Йенсеном вместе со многими другими мифами устной традиции Молуккских островов во время экспедиции Института Фробениуса в 1937–1938 годах. [ 9 ]

Дженсен также внес важный вклад в этнографию Южной Эфиопии во время своих путешествий в 1951 и 1955 годах. Он умер вскоре после выхода на пенсию в 1965 году. [ нужна ссылка ]

  • Обряды обрезания и взросления у коренных народов. Носилки и Шредер, Штутгарт, 1933 г.
  • В стране Гада. Походы среди народных развалин Южной Абиссинии. Носилки и Шредер, Штутгарт, 1936 г.
  • Хайнувеле . Народные сказки молуккского острова Серам. Клостерманн, Франкфурт, 1939 г.
  • Три потока. Черты интеллектуальной и религиозной жизни вемалей, первобытного народа Молуккских островов. Харрасовиц, Лейпциг, 1948 г.
  • Религиозное мировоззрение ранней культуры . Шредер, Штутгарт, 1948 г. Недавно отредактировано как: Убитое божество. Мировоззрение ранней культуры. Кольхаммер Верлаг , Штутгарт, 1966 г.
  • Миф и культ среди коренных народов. Религиоведение. Штайнер, Висбаден, 1951 г., NA 1960, 1991 г.
  • В качестве редактора: Древние народы южной Эфиопии. Кольхаммер Верлаг, Штутгарт, 1959 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ганс Фукс: Теория религии и культуры Ад.Э. Дженсенса и их интеллектуально-исторических корней с особым вниманием к жертвенному ритуалу. Интеллектуальное исследование истории. Аахен 1999 г.
  • Джеффри Картер (редактор), Понимание религиозных жертвоприношений: читатель. (Споры в изучении религии) . Континуум, 2003, ISBN   978-0826448798

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Исследование религии(й) в Западной Европе II - Майкл Стаусберг
  2. ^ Краткий портрет: Адольф Эллегаард Йенсен
  3. ^ Карл-Хайнц Коль, Эдита Платт (редактор): Дизайнеры и формы. 100 лет этнологии во Франкфурте-на-Майне. Франкфурт а. М. и Базель 2006 г.
  4. ^ Институт Фробениуса, Ad. Лекция памяти Э. Дженсена
  5. ^ «История DGV» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 г. Проверено 31 января 2013 г.
  6. ^ Адольф Эллегард Йенсен, Миф и культ среди примитивных народов , University of Chicago Press, 1963.
  7. ^ Адольф Э. Йенсен, Миф и культ среди примитивных народов , University of Chicago Press, 1963, стр. 88-111.
  8. ^ Оксфордский справочник по мировой мифологии - Хайнувеле
  9. ^ Адольф Эллегард Йенсен: Хайнувеле . Народные сказки молуккского острова Керам . Витторио Клостерманн, Франкфурт-на-Майне, 1939 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 502c0a1338ba988b16c11db1b12a02c6__1712175900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/c6/502c0a1338ba988b16c11db1b12a02c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adolf Ellegard Jensen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)