Первый таги
Matai (MAA; значение стихийного бедствия ) -это термин, используемый сообществами , разбирающимися MAA , для описания периода войн, обычно вызванных болезнями и/или засухой и затрагивающими широко распространенные районы региона Рифт -долины в Кении . Согласно фольклору Самбуру и Масаи , периоды мутаи произошли в течение девятнадцатого века. [ 1 ]
Прелюдия
[ редактировать ]До первого мутая девятнадцатого века большая часть региона Рифт -Валли в Кении была занята обществами Сириква - сидячими скотоводами , которые развили культуру железного возраста, поднятые поднятием скота, дополненного выращиванием зерна, в течение срока Шестьсот лет. [ 2 ] [ 3 ] Археологические и лингвистические данные показывают, что они торговали на местном уровне на такие товары, как зерна, керамика и оружие, в то время как связи с международными рынками на востоке, поставлялись иностранные товары, скорее всего, в обмен на слоновую кость. [ 4 ]

В начале 18 -го века восточные нилотические общества начали драматическое расширение с точек на северо -восточной Уганде . Считается, что это было вызвано их приобретением крупного рогатого скота Zebu , более высокой породы, чем они ранее сохраняли, что позволяет провести на более длительное расстояние транссуманс и эксплуатацию более сухих районов Восточной Африки . [ 5 ]
К концу 18-го века, говорящий на Ateker, кластер Карамоджонга этих обществ, настаивал на западе и северо-западных границах общества Сириква. Эти сообщества сохранили коммерческие отношения со своими родственниками в стране Цзи , в частности, импортировав Железное посуду, сделанную чертовами Labwors Labwors в западном Карамаджонге . Они использовали это для создания копьев, ножей и другого оружия, как правило, было более высокого качества, чем то, что было доступно для обществ Сириква. [ 6 ]
восточных нилотических общества Центральным в мировоззрении была концепция, что весь крупный рогатый скот на земле принадлежал им как божественный дар. Крупный рогатый скот был и до некоторой степени, как это считается основным источником жизни, гордости и смерти. Таким образом, если другое сообщество принадлежало хорошо кормянему скоту с длинными скрученными рогами, скотом с пятнистыми шкурами, разработанными шейками, зубчатыми ушами и т. Д., Все они рассматриваются как улучшение красоты крупного рогатого скота, то есть шансы, что молодые турканы будут совершены такими скотами. [ 7 ]
К концу 18 -го века засуха, захваченная в фольклоре, как айоат - долгое сухое время.
Триггеры
[ редактировать ]Aoyate
[ редактировать ]Айоат -засуха была острой метеорологической засухой , которая повлияла на большую часть региона Рифт -Вэлли в Кении на рубеже 19 -го века. [ 8 ] Lamphear (1988) записал традиции среди туркана, касающихся аайтата, и он отметил, что хронологические расчеты, основанные на системе набора возрастных веков Turkana, предполагают дату в конце восемнадцатого или начала XIX веков. Он отмечает, что одновременная засуха традиции, предложенные в хронологической реконструкции соседних общин, указывают на то, что засуха повлияла на большую часть региона Рифт -Валли. [ 9 ]
Записи о этапах наводнения Нила датируются до 7 -го века нашей эры, и анализ моделей наводнения и сравнения с уровнями воды в озере Чад выявили корреляцию между высоким сбросом Нила и большим количеством осадков в экваториальной Восточной Африке. Анализ стадий наводнения Нила указывает на «незначительный минимум» за период с 1800 по 1830 год, которому предшествовал «незначительный максимум» в течение 1725 по 1800 год, а затем «незначительный максимум», который длился между 1830 и 1870 годами. [ 10 ]
Исследования в Эфиопии Панкхерста показали крупные голоды в 1880–1881, 1835 и в 1829 году. Эти исследования важны в том, что страна Эфиопии граничит с современным округом Теркана . Тем временем историки Самбуру, опрошенные Straight et al. (2016) утверждают, что Самбуру отделился от общества, известного как Буркиней, после Мутаи 1830 -х годов. Они связывают это событие с периодом крайнего голода, а также ассоциируют его с началом возрастного набора Lkipiku. [ 11 ] По данным Самбуру Лайбона, опрошенного Fratkin (2011), возраст Sambur 'il Kipkeku' был воинами в течение 1837-1851 годов. [ 12 ]
Таким образом, различные повествования, записи и отчеты указывают на длительный сухой период, начиная с 1800, казалось бы, пика с очень засушливым временем в середине 1830-х годов. Это было бы согласовано с упоминанием Крапфа (1860) о «великом голоде 1836 года». [ 13 ]
Последствия для Малири
[ редактировать ]Конфликт с Турканой
[ редактировать ]По Малири ранее занимал то, что сегодня в регионах Цзе и Додот в Уганде. Секция Jie, к тому времени, называя себя Туркана, позже оторвалась от главного тела Цзи и продолжила аванс на восток. [ 14 ]
Продвижение Турканы оказало чрезвычайное давление на малири в Котене, заставляя эту группу расколоться на два. Один раздел стал известен как Мериль , в то время как другой называл себя Pokotozek . [ 14 ]
Создание мерильи
[ редактировать ]Мериль, который еще в 1970 году все еще был известен Каримоджонгу, когда Малири двигался дальше на восток от своей точки отдыха в Котене, поселившись где -то к востоку от откоса Туркана. Здесь они снова встретились с Турканой, заставляя их двигаться дальше на север и на восток в сторону современной озеро Туркана , где они поселились в Локитаунге. Здесь снова Туркана пережила их и подтолкнула их к нынешней родине в долине Омо на юге Эфиопии. [ 15 ]
Создание Pokotozek
[ редактировать ]Pokotozek двинулся на юг, прибыв в Накилоро, который лежит на краях туркана -откоса к северу от горы Морото, где они оставались на короткое время, прежде чем двигаться дальше на юг, пройдя по восточной стороне горы Хеморунгита и Черангани, прежде чем, наконец, разветвится по восточной стороне Хеморунгита и Черанган. В направлении озера Баринго. [ 16 ]
Последствия для Турканы
[ редактировать ]Конфликт с Буркинейджи
[ редактировать ]Повествования Туркана, записанные Lamphear (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между Турканой и сообществом, которую он называет KOR, название, которым Туркана все еще называют Самбуру в наши дни.
К концу посвящений Паладжама развивающиеся общины Туркана испытывали сильное экологическое давление. Позади них, вверх по откосу в Карамодже другие развивающиеся общества, такие как Каримоджонг и Додос, занимали все доступные пастбищные земли. Поэтому лагеря для крупного рогатого скота Туркана начали толкать дальше вниз по тараш, который пробежал на север под предгорьями массива Moru Assiger справа и откором слева от них. Когда они продвинулись, Туркана пришла понять, что они не одиноки в этой новой земле. В ночные пожары можно было увидеть, как мерцание на склонах близлежащих гор, в том числе гору Пелеки, который вырисовывался на расстоянии непосредственно перед ними ...
- Джон Лампхир, 1988 [ 17 ]
Lamphear отмечает, что традиции Тукана утверждают, что мечтатель среди них видел странных животных, живущих с людьми на холмах. Таким образом, воины Турканы были отправлены вперед, чтобы захватить одну из этих странных зверей, которые, по словам мечтателя, выглядели «как жирафы, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и захватили одну из этих зверей - первых верблюдов, которые видела Туркана. Владельцы странных зверей, похоже, также поразили Туркану как странную. Туркана рассматривала их как «красных» людей, отчасти из -за их более легкой кожи и отчасти потому, что они ошеломили свои волосы и тела красноватой глиной. Таким образом, они дали им имя «Кор». Lamphear утверждает, что традиции Turkana согласны с тем, что KOR был очень многочисленным и жил в тесной пастырской ассоциации с двумя другими общинами, известными как «Rantalle» и «Poran». Они аналогичны современным сообществам Рендиль и Борана . [ 9 ]
Согласно фон Хённе (1894), «несколько десятилетий» ранее, буркиней оккупировали районы на западе озера, и позже они были поезжали на восток в современный Самбуру. Позже он утверждает, что «около пятидесяти лет назад Туркана владела частью земли на западе, в настоящее время занимаемой Карамойо, в то время как южная часть их земли принадлежала Буркинеджи. Карамойо ехал на Туркане дальше на восток, а Туркана, в в Их очередь подтолкнула Буркинейджи в сторону Самбуруленда ». [ 18 ]
Во время визита фон Хёнела Буркиней и «Рэндиль» ранее посещали берега озера, но остановились, как в то время из -за частых атак Турканы.
Конфликт с Сигером
[ редактировать ]Lamphear утверждает, что повествования Туркана указывают на то, что во время взаимодействия с «KOR» туркана была еще ближе к сообществу, называемому сигером. Это было название Карамоджи для сообщества и полученное от украшения, которое это сообщество предпочитало. Сигер, как Кор, считался «красным», их также помнят как «гетерогенная, многоязычная конфедерация, включая южные и восточные нилотические спикеры, и те, кто говорил поварок- диалекты». Согласно традициям Туркана, сигер когда -то держал большую часть окружающей страны », пока не появились Кор и их союзники с юга и не забрали его у них. В процессе KOR и Siger в некоторой степени смешались ». [ 9 ]
Согласно отчету Lamphear, традиции Turkana напрямую связывают коллапс «сигера» с Aoyate. Он отмечает, что;
... Когда лагеря крупного рогатого скота Туркана начали вступать в контакт с этими инопланетными популяциями и их странным домашним скотом, этот район был окружен ужасной засухой, айоатом, «долгой сухой» ... сообщество сигера была уничтожена и начала ругаться. Некоторые бросили свою гору и бежали на восток, но столкнулись с еще более сухими условиями: «[Это] стало сухой, и был большой голод. Сигер ушел на восток в Мору Эриса, где большинство из них умерли от жары и голода. Так много погибли, что все еще есть место под названием Кабосан [«Гнилое место»]. Группы боевых мужчин Туркана вынудили сигера на север к главе озера Туркана ... третьи были отодвинуты обратно на холмы Сук на юг, чтобы включить южную-говорящую по-пирожную ... многие были ассимилированы Туркана. .. и победители завладельцам выпаса и водных ресурсов Мору Ассигер
- Как рассказано J. Lamphear, 1988 [ 9 ]
Pokotozek расширение
[ редактировать ]Конфликт с Oropom в Baringo
[ редактировать ]Согласно традициям, зарегистрированным Уилсоном, Pokotozek Invursion в Baringo нарушил Oropom , который был оседает вокруг Баринго , вызывая распад этой группы, которая привела к миграции в различных направлениях. Некоторый Oropom двинулся в сторону Turkwel , как внизу, так и выше ущелья Турквелла, в то время как другие переехали в Уазин Гишу территорию Масаи. Третьи переехали в горы Хеморонгита, которые все еще были частью территории Оропома, а также в районе к западу оттуда и к югу от горы Морото . [ 14 ]
Чок -традиции, записанные Бихом (1911), утверждают, что сообщество, с которым произошел конфликт в месте возле Баринго, было известно как Самбур. Чок был сообществом, ассимилированным Pokotozek, их традиции утверждают, что «всегда были два оригинальных племена SUK, живущих на откоре Эльгео ». Они также заявляют, что в то время как нация Сук развивалась в горах Эскарпмента Эльгео, долина Керио была занята Самбуром.
Если когда -либо сук спустился от своей устойчивости на них (Самбур), пока не появился волшебник среди сука, который подготовил очарование в форме палки, которую он помещал в рогатый скот Самбур , в результате чего их скот все умер. После этого они покинули долину Керио и сформировали большое поселение в Эн-Диньяне (это место находится примерно в тридцати милях к северу от озера Баринго) ... с этого события датируется происхождением пастырского сука. До сих пор они были чисто сельскохозяйственными людьми ...
- Мервин Бич, 1911 [ 19 ]
Конфликт с Oropom в Cherangani и Elgon
[ редактировать ]Pokotozek, обнаруживший, что они больше не сталкиваются с грозной племенной группировкой к северу и западу от Баринго, сами расширились в этом направлении, изгнав другие оропома из горов Черангани и дальше на запад вплоть до склонов горы Эльгона, а также ограничение Турканы Юг Полем [ 14 ]
Уилсон отмечает, что новички в Элгоне назвали Oropom «Сириква», но в это время их плотность была такова, что они были неподвижными. Он отмечает, что личность Oropom будет погружена после рассеяния карамаджонга, живущего в Турквеле, «в начале восемнадцатого века». [ 14 ]
Создание себеи
[ редактировать ]На горе Эльгон участок Покотозека, сформированного в людей, известных как себей. Прибыв на гору Эльгон, себеи-покотозек нашел людей, которые были родом с горы Кадам в Карамодже, проживающих в месте, позже известном как Entepes (современный End Edebess ). Эти виды Эндея уже оказались под давлением со стороны беженцев, которые бежали из вторжения Pokotozek/Turkana в таких числах, что некоторые цифры были вынуждены вернуться в Кадам. [ 20 ]
Последствия для Карамаджонга
[ редактировать ]Конфликт с Oropom в Качелибе
[ редактировать ]Турпин (1948) записал повествования в 1916 году, в которых описывается конфликт, который произошел около 1830 года между Карамаджонгом, и сообществом, называемым Оропомом. По словам его информаторов, OROPOM ранее занимал регион между «Debasien (Mt Kadam), Элгоном и Сук -Хиллз».
Запас, принадлежащий OROPOM, и ежедневно преследовал нас. Наконец, наши бабушка и дедушка решили, что в нашем пользу будет захватить оропома и лишать их своей страны и имущества.
Для этой цели мы организовали очень мощный рейд, и этот рейд разбил Oropom, и многие были захвачены и поглощены нашим племенем. Числа, однако, сбежали и бежали вдоль северного основания Элгона в направлении Вамии, а некоторые отправились на холмы Сук. После этого мы завладели рекой Турквель между Элгоном и Сук -Хиллз ...- Как рассказано CA Turpin, 1916 [ 21 ]
Уилсон (1970) записал традиции Oropom из Oropom, живущих среди общин Карамаджонга на северо-востоке Уганды. Он утверждает, что во время его письма вы все равно могли бы отличить предыдущий Oropom от Карамаджонга. После ряда интервью он придерживался мнения, что во время их краха, Oropom (Orupoi) был поздним неолитическим обществом, чья обширная территория растянулась по всему Туркане и окружающему региону, а также в Уганде и Судане . Он отмечает, что корпус устной литературы предположил, что в его хвостовой концу общество «стало неэффективным, после долгого наслаждения плодами высокоразвитой культуры». [ 14 ] В своем рассказе он запечатлел подробности о конфликте Карамаджонг-Орупома, который он называет «битвой в Качелибе». Информаторы Карамаджонга рассказывают о конфликте. Укажите следующее о оропоме и конфликте,
... Их щиты были больше наших, но были неэффективны, так как они были сделаны из ковхида. Их копья были не похожи на наши, больше похожие на коптины Нанди . Когда мы были достаточно сильны, мы желали их скота с длинными рогами, и мы сразились с ними. Однако это были трусы, и их старейшины должны были заставить молодых людей сражаться с нами; Делая это, они собрали их вместе длинными очередями, обеспечивая их одному на другой веревками, чтобы они не убегали. Это было очень глупо, как когда мы убили одного или двух из них, вся линия рухнула с весом их тел, и мы убили их там, где они упали.
- Как рассказано JG, Wilson, 1970 [ 22 ]
Конфликт с Нанди
[ редактировать ]По словам информатора Турпина, Карамаджонг «затем обратил свое внимание на Нанди» после битвы с Оропомом. Нанди в то время заняла страну на севере, до источников реки Нзои . Карамаджонг совершил набег на Нанди дважды, после чего Нанди ответил на большой рейд против клана Масинико Карамаджонга, которые падали свои запасы на холме Чу, возле перекрестка рек Турквеля и Каньянгаренга. Масинико, однако, контратаковал и поехал на Нанди, приводя к тяжелым потерям на стороне Нанди. Затем Карамаджонг организовал мощный рейд против Нанди, но обнаружил, что они отошли слишком далеко на юг. [ 21 ]
Последствия
[ редактировать ]Серия гражданских войн произошла между различными фракциями Loikop в период с 1830 по 1880 год, они стали известны как войны в Илоикопе . [ 23 ]
Крапф (1846) также отметил, что Масаи недавно «выпал с Вакуафи и внесли большой вклад в их изгнание» с равнин возле Чагги. Это оставило Масай как самую мощную группу, «прогуливающуюся на равнинах», где были побеждены другие немасайские секции Iloikop. [ 24 ]
Войны Илоикопа закончились в 1870 -х годах с поражением и рассеиванием Лайкипиака . Тем не менее, новая территория, приобретенная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно разоблаченными, таким образом, неспособна эффективно занять ее. [ 25 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Второй мутай
- Кимутай , то есть «Сын Мутаи»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прямо, Билинда (2013). Чудеса и необыкновенный опыт в северной Кении . Пенсильвания: Университет Пенсильвании Пресс. п. 47. ISBN 9780812209372 .
- ^ Кьюле, Дэвид (1997). «Экономика Сириква». Азания . 32 (1): 27–29. doi : 10.1080/00672709709511586 .
- ^ Beech MWH, сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, с.4
- ^ Kyule, David M., 1989, Экономика и проживание железного века Sirikwa Culture в Hyrax Hill, Накуру: зооархеологический подход с.8
- ^ Lotethiro, Peter (2015). "Один" . Столкновения между беженцами и принимающими общинами: тематическое исследование лагеря беженцев Какумы, 1992-2013 (Массачусетс). Университет Найроби. п. 5 Получено 16 августа 2019 года .
- ^ Lotethiro, Peter (2015). "Один" . Столкновения между беженцами и принимающими общинами: тематическое исследование лагеря беженцев Какумы, 1992-2013 (Массачусетс). Университет Найроби. п. 4 Получено 16 августа 2019 года .
- ^ Lotethiro, Peter (2015). "Один" . Столкновения между беженцами и принимающими общинами: тематическое исследование лагеря беженцев Какумы, 1992-2013 (Массачусетс). Университет Найроби. п. 6 Получено 16 августа 2019 года .
- ^ Фукуи, Катсуёси; Маркакис, Джон (1994). Этническая принадлежность и конфликт в Африке . Оксфорд: издательство Джеймса Керри. п. 67 ISBN 9780852552254 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 32–33. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Hassan, Fekri (1981). «Исторические наводнения Нила и их последствия для смены климата». Наука . 212 (4499): 1142–1145. Bibcode : 1981sci ... 212.1142H . doi : 10.1126/science.212.4499.1142 . JSTOR 1685400 . PMID 17815224 .
- ^ Прямая, билинда; Лейн, Пол; Хилтон, Чарльз (2016). « Пыли людей»: перспективы Самбуру на катастрофу, личность и ландшафт ». Журнал Восточной Африканской исследования . 10 (1): 179. doi : 10.1080/17531055.2016.1138638 . S2CID 147620799 .
- ^ Фраткин, Эллиот М. (2011). Лайбон: путешествие антрополога с Самбуру Диаузансером Кении Смит Колледж: Роуман Альтамира. П. 20. ISBN 9780759120679 .
- ^ Крапф, Людвиг (1860). Путешествия, исследования и миссионерские труды, в течение восемнадцатилетней резиденции в восточной Африке . Лондон: Трюбнер и Ко. п. 142
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130–132.
- ^ Уилсон, Дж. 131
- ^ Уилсон, Дж. 131–132
- ^ Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30–31. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Höhnel, Ritter Von (1894). Открытие озер Рудольф и Стефани; Повествование об экспедиции и охоте Графа Сэмюэля Телеки в Восточной экваториальной Африке в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. с. 234 –237.
- ^ Beech, MWH (1911). Сук; их язык и фольклор . Оксфорд: Пресса Кларендона. п. 4
- ^ Уилсон, Дж. 132
- ^ Jump up to: а беременный Турпин, Калифорния (1948). «Занятие района реки Турквель племенем Карамоджонга» . Уганда Журнал . 12 (2): 162 . Получено 21 сентября 2019 года .
- ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительные наблюдения за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века» . Журнал Общества Уганды . 34 (2): 133–134 . Получено 21 сентября 2019 года .
- ^ "Lenana Laibon " Culture.go.go.ke Привет Национальная комиссия по ЮНЕСКО. 29 января , Получено 17 , августа
- ^ Фалола, Тойин; Дженнингс, Кристиан (2004). Источники и методы в истории Африки: разговорные, письменные, раскрытые . Рочестер: Университет Рочестер Пресс. С. 174–175. ISBN 9781580461405 .
- ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 532. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR 180738 . S2CID 154867998 .