народ Буркина-Фасо
Буркинеджи были скотоводческой общиной , населявшей регионы северной Кении до конца 19 века. Сегодняшние самбуру считают себя потомками буркинеджи.
Этимология
[ редактировать ]Стиганд (1913) отметил, что «L'ol eborekeneji» было термином Маа, означающим «народ белых коз». [ 1 ]
Территория
[ редактировать ]Фон Хёнель (1894 г.) в письме после своего путешествия к озеру Туркана отмечал, что буркинеджи первоначально занимали районы на западе озера Туркана. [ 2 ]
История
[ редактировать ]около 1730 г. Взаимодействие банту
[ редактировать ]Традиции меру, записанные Фадиманом, указывают на то, что говорящая на языке маа община, известная как «Муоко», имя, связанное с Кор / Самбуром, занимала равнину Тигания в 1730-х годах, когда произошел контакт с кланами, существовавшими до Меру. Муоко вспоминают как «более многочисленных», чем их соседей, хотя, по-видимому, меньше, чем прибывающих мигрантов. Эти традиции изображают конфликт, происходящий между Муоко и пре-Меру. [ 3 ]
Тиганские воины застали Муоко врасплох, захватив «четыре великих стада» в первой стычке, а затем собрали скот, женщин, детей и стариков в один защищенный лагерь. Муоко, возможно, первоначально превосходившие их по численности, отреагировали тем, что не позволили злоумышленникам получить доступ как к воде, так и к соли, систематически закапывая солонцы и источники, чтобы предотвратить их обнаружение и использование. У Муоко также были колющие копья, оружие, которое тиганцы не могли выковать. Они ответили луком и стрелами, устроили засаду на пастухов Муоко в высокой траве («они ползли, как крысы», — пел Муоко своих врагов) и загнали их стада в панику.
- Дж. Фадиман, 1994 г. [ 3 ]
Фадиман отмечает, что традиции говорят о «десятилетиях» войны, хотя предполагает, что это было, скорее, время набегов в засушливый сезон с обеих сторон. За это время тиганцы овладели искусством ковки копий, после чего «муоко» были постепенно вытеснены на засушливый северо-восток, подальше от плодородных лугов. [ 3 ]
около 1830 г. Фрагментация
[ редактировать ]Историки Самбуру, опрошенные Straight et al. (2016) утверждают, что Самбуру отделился от агломерации, известной как Буркинеджи. Они отмечают, что самбури-лойборкинеджи отделились от других говорящих на языке маа после мутаи 1830-х годов . [ 4 ]
Конфликт Туркана и Буркина-Фасо
[ редактировать ]Рассказы туркана, записанные Лэмфиром (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между туркана и общиной, которую он называет Кор - именем, под которым туркана до сих пор называют самбуру.
К концу инициаций Паладжама развивающееся сообщество Туркана испытывало сильное экологическое давление. Позади них, на откосе в Карамодже, другие развивающиеся общества Атекеров, такие как Каримоджонг и Додо, занимали все доступные пастбища. Поэтому стойбища для скота Туркана начали продвигаться дальше вниз по течению Тараша, которое шло на север под предгорьями массива Мору Ассигер справа и откосом слева. По мере продвижения туркана поняли, что они не одни на этой новой земле. По ночам на склонах близлежащих гор, включая гору Пелекеи, маячившую вдалеке, прямо перед ними, можно было увидеть мерцающие огни...
- Джон Лэмфир, 1988 г. [ 5 ]
Лэмфир отмечает, что предания Тукана гласят, что один из них видел сновидцев странных животных, живущих вместе с людьми на холмах. Поэтому воины туркана были отправлены вперед, чтобы поймать одного из этих странных зверей, которые, по словам сновидца, были «похожи на жирафов, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и поймали одного из этих животных — первых верблюдов, которых увидел Туркана. Владельцы странных зверей, судя по всему, тоже показались турканам странными. Туркана считали их «красными» людьми, отчасти из-за их более светлой кожи, а отчасти потому, что они мазали свои волосы и тела красноватой глиной. Поэтому они дали им имя «Кор». Лэмфир заявляет, что традиции Туркана согласны с тем, что Кор были очень многочисленны и жили в тесной пастырской связи с двумя другими общинами, известными как «Ранталле» и «Поран». Они аналогичны нынешним общинам Рендилл и Боран . [ 5 ]
По словам фон Хёнеля (1894), «несколько десятилетий назад» буркинеджи оккупировали районы на западе озера, а позже были вытеснены на восток, в современный Самбуру. Позже он заявляет, что «около пятидесяти лет назад Туркана владели частью земли на западе, которую сейчас занимают Карамойо, в то время как южная часть их земель принадлежала Буркинеджи. Карамойо прогнали Туркана дальше на восток, а Туркана - в их очередь оттеснила Буркинеджи к Самбуруленду». [ 2 ]
Во время визита фон Хёнеля буркинеджи и рандиллы ранее часто посещали берега озера, но в то время остановились из-за частых нападений туркана.
Лойкоп
[ редактировать ]Согласно традициям, записанным Макдональдом, общество лойкопов распалось по мере расширения территории, расположенной к востоку от озера Туркана. Это привело к развитию трех группировок внутри лойкопского общества. Самбуры , оккупировавшие «первоначальную» страну к востоку от озера Туркана, а также плато Лайкипия. Уасин Гишу занимали травянистые плато Уасин Гишу и Мау, а территория Масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро. [ 6 ]
Сдается в аренду - Самбурский конфликт
[ редактировать ]Самбуры Ликипии, ослабленные войной и изоляцией и обедневшие из-за чумы скота, в свою очередь подвергались нападениям Рендилле и теперь почти, если не совсем уничтожены.
- Макдональд, 1889 г. [ 7 ]
оспа
[ редактировать ]Аркелл-Хардвик отмечает, что буркинеджи пережили эпидемию оспы, которая, по-видимому, ранее поразила их соседей, поскольку молодые люди были отправлены в разные лагеря. Рендилю, ранее могущественному, не повезло, и эпидемия сильно повлияла на него. Ко времени написания Аркелл-Хардвика они попали под защиту буркинеджи, которые «были совершенно готовы защитить рендили, но взамен считали, что им должно быть предоставлено право помогать себе от стад рендили... " [ 8 ]
Сомалийский конфликт
[ редактировать ]Аркелл-Хардвик, охотник за слоновой костью, посетивший северную Кению в начале XIX века, писал об общине «буркинеджи», живущей вместе с общиной, которую он называл «рендили» . Он отмечает, что в какой-то момент «Буркинеджи и Рендили» объединились для борьбы с сомалийцами-огаденами. Во время этого конфликта сомалийцы были вооружены старыми дульнозарядными ружьями, в которых использовались пороховые и сферические пули очень низкого качества, которые «... Рендили заявили... что они могли останавливаться или поворачиваться... используя свои щиты». [ 9 ]
Конец 19 века
[ редактировать ]Аркелл-Хардвик обратил внимание на упоминание фон Хоннеля о том, что «Рендили населяет самый большой из трех островов в южной части озера Туркана, а два других заняты Буркинеджи и Решиатом. Он также говорит о поселениях смешанных рендили и буркинеджи в западная часть страны Решиат, на северной оконечности озера...». Он отмечает, что в то время на «горе Ньиро» проживало население буркинеджи, где они поселились, спасаясь от нападений туркана. [ 10 ]
Туркана трансляция
[ редактировать ]В мае 1888 года фон Хоннель услышал от буркинеджи, что примерно за три месяца до этого туркана испытывала серьезную нехватку; похоже, это спровоцировало набеги на буркинеджи и Рендилле. Недавно произошел второй из этих набегов, во время которого туркана захватили некоторое количество скота, и в результате «все жители разграбленных районов, как Буркинеджи, так и Рандилле, объединились, чтобы совершить вторжение на Туркану».
Образ жизни
[ редактировать ]Буркинеджи были скотоводами и владели большими стадами ослов, хотя, по крайней мере, в конце 19 века они не держали лошадей, как их соседи Рендилле .
Большинство буркинеджи конца 19 века носили одежду, называемую «арканы», из которых они отдавали предпочтение ярким цветам. Они говорили на языке масаи, но большинство понимало язык рендилля. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стиганд, Чонси (1913). Земля Зиндж, представляющая собой описание Британской Восточной Африки, ее древней истории и нынешних жителей . Лондон: Constable & Company Ltd. п. 286 .
- ^ Jump up to: а б Хёнель, Риттер фон (1894). Открытие озер Рудольфа и Стефани; рассказ об исследовательской и охотничьей экспедиции графа Сэмюэля Телеки в восточную экваториальную Африку в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 234 –237.
- ^ Jump up to: а б с Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 83–84. ISBN 9780520086159 .
- ^ Прямо, Билинда; Лейн, Пол; Хилтон, Чарльз (2016). « «Пыльные люди»: взгляд Самбуру на катастрофу, идентичность и ландшафт». Журнал восточноафриканских исследований . 10 (1): 179. дои : 10.1080/17531055.2016.1138638 . S2CID 147620799 .
- ^ Jump up to: а б Лэмфир, Джон (1988). «Люди Серого Быка: Происхождение и распространение Турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. дои : 10.1017/S0021853700035970 . JSTOR 182237 .
- ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 годов» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR 2843005 .
- ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 годов» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR 2843005 .
- ^ Аркелл-Хардвик, Альфред (1903). Торговец слоновой костью в Северной Кении: отчет об экспедиции через Кикую в Галлаленд в Восточной Экваториальной Африке . Лондон: Лонгманс, Грин и компания. п. 241.
- ^ Аркелл-Хардвик, Альфред (1903). Торговец слоновой костью в Северной Кении: отчет об экспедиции через Кикую в Галлаленд в Восточной Экваториальной Африке . Лондон: Лонгманс, Грин и компания. п. 221 .
- ^ Аркелл-Хардвик, Альфред (1903). Торговец слоновой костью в Северной Кении: отчет об экспедиции через Кикую в Галлаленд в Восточной Экваториальной Африке . Лондон: Лонгманс, Грин и компания. п. 222.
- ^ Аркелл-Хардвик, Альфред (1903). Торговец слоновой костью в Северной Кении: отчет об экспедиции через Кикую в Галлаленд в Восточной Экваториальной Африке . Лондон: Лонгманс, Грин и компания. п. 223.