Прибытие Курукана
Курукан Фуга , или Курукан Фуга , была конституцией империи Мали , созданной после битвы при Крине (1235) собранием дворян, чтобы создать правительство для недавно созданной империи, согласно Эпике Сандиаты . [ 1 ] Согласно устной традиции Джелиса под одним правительством, рассказала , Мали и Гвинеи, Курукан Фуга создала Федерацию кланов Мандинка как она будет действовать, и установил законы, которыми будут жить люди. Название Курукан Фуга - топоним , переводимый в «очистку гранита/латеритического рока», [ 2 ] Ссылаясь на равнину рядом с тем, где в повествовании Sundiata Keita представляет Хартию. Часто утверждается, что это находилось рядом с городом Ка-Ба (современный Кангаба ), после интерпретации Джибрила Тамсира Ниане , но другие ученые утверждают, что устные истории чаще размещают это событие в соседнем Дакаджалане . [ 3 ]
«Хартия Мандена, провозглашенная в Курукан Фуги», была вписана в 2009 году (4.com) в репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества, хранящегося ЮНЕСКО . [ 4 ]
Реконструкция
Самые ранние существующие версии эпоса Сандиата были собраны в 1890 -х годах, и первая тесная транскрипция датируется 1967 год. В качестве случая устной истории эпический не существует в фиксированной форме.
В 1998 году была сделана попытка «реконструировать» Курукан Фугу из устной традиции в региональном семинаре, проведенном в Канканской , Гвинеи , с целью публикации и сохранения устной истории, связанной с джели или гриотами в этом районе. Семинар, помогающий современным коммуникаторам и лингвистам Гвинеи под наблюдением Сиримана Кояте, мастерская, транскрибированная и переводил законы и указы, сохранившиеся в разных регионах из ядра Мали -империи.
Куяте считал свою реконструкцию как «относительно верное воспроизведение хартии, созданного в четырнадцатом веке». [ Цитация необходима ] Джибриль Тамсир Ниан в интервью зашел так далеко, что утверждая, что реконструкция была «декларацией о правах человека,« подготовленных »в 1236 году». [ 5 ]
Английская версия хартии была переосмыслена Мангони Нианг, директором Celtho/UA (Niamey), с коротким комментарием, подготовленным Сириманом Койате, в качестве приложения к «рабочим документам» для «Форума между поколениями на эндогенном Управление в Западной Африке «Организовано Сахелем и Западной Африкой Клуб / ОЭСР , Уагадугу (Буркина Фасо), 26–28 июня 2006 года. [ 6 ] Согласно введению Няна, в нем говорится: «Традиционисты - это те, кто [читал] [ 7 ] текст; Затем он был транскрибирован и переведен с помощью лингвистов Гвинеи и под наблюдением г -на Сиримана Кояте - магистрата и традиционистов (его семья - опекун Сособала, в Ниагасоле, Гвинея). После этого С. Куяте структурировал хартию, не фальсифицируя основную точку зрения, рассказывая здесь о современных юридических текстах с целью сделать ее читаемым для современников ». Niang перечисляет десять« традиционных коммуникаторов », на авторитет, авторитет был реконструирован. Сириман Коуяте, Автор реконструкции перечислен как один из десяти . властей
- Siaka Kouyaté, Niagassola, Siri (Geinine),
- La Pere Kuyaé, Loïla, Mandana (Гвинея),
- Дамисса Секу Диабате, Сигури (Гвинея),
- Кукако Туре, Фарана (Гвинея),
- Мастер Бете Дит Кокоби, Дингуайя (Гвинея),
- Old Koita, Kérouané (Гвинея),
- Skilling, Dabola (Enineit)
- Э. Омар Камара, Сонг ,
- , Тамбуда Странство знаний
- Цир
Содержимое
Реконструированная Курукан Фуга, опубликованная Койяте, содержит 44 эдикта. Они делятся на четырех разделов, касающихся социальной организации (указы 1-30), права собственности (эмикты 31-36), защита окружающей среды (Эдикты 37-39) и личные обязанности (Эдикты 40-44).
Курукан Фуга разделил новую империю на правящие кланы (линии), которые были представлены на великой сборке, называемой Гбарой . Было 16 кланов, известных как Джон-Тан-Нор-Воро (Кривер-перевозчики), ответственные за руководство и защиту империи. Было также 4 клана, известные как Мори-Канда-Лолу (Стражи веры), которые руководили правящими кланами в вопросах исламского права . Было 4 клана Nyamakala (народ касты ), у которых была монополия на определенные сделки, которые включали, но не ограничивались планами , деревообработкой и таннерами . Наконец, было 4 клана Джели (мастеров речи), которые записали историю империи через песню. В совокупности они составили бы 29 мест Gbara на равнине Курукан Фуган (названное в честь события, где Sundiata «разделила мир»). 30-е место, вероятно, было занято джели, называемой « Белен-Тигуи» (Магистр церемоний), или, возможно, было зарезервировано для женского монитора, поскольку Конституция утверждает, что женщины должны быть представлены на всех уровнях правительства (указ 16).
Статья 7 устанавливает Sanankuya (тип родственника или шутливых отношений , которые являются давней социальной традицией Западной Африки) в качестве гражданской обязанности.
Куяте в его комментарии обращает внимание на пункт 20, имея дело с гуманным обращением с рабами , в котором говорится: [ 8 ] В пункте 20 говорится: «Не обращайся к рабам. Вы должны позволить им отдыхать один день в неделю и закончить свой рабочий день в разумное время. Вы - мастер рабов, но не сумку, которую они несут».
Социальная организация
- Статья 1: Общество Великого Манде разделено на шестнадцать кланов переносчиков колчана, пять кланов марабутов , четыре группы « Ньямакалас » и одну группу рабов . Каждый имеет определенную деятельность и роль.
- Статья 2.
- Статья 3: Пять кланов марабутов являются нашими учителями и нашими преподавателями в исламе . Каждый должен держать их в отношении и рассмотрение.
- Статья 4: Общество разделено на возрастные группы . Те, кто родился в течение трех лет подряд, принадлежат к той же возрастной группе. Члены посредника между молодыми и пожилыми людьми должны быть приглашены принять участие в принятии важных решений, касающихся общества.
- Статья 5: У всех есть право на жизнь и сохранение физической целостности. Соответственно, любая попытка лишить своего стиля жизни наказана смертью.
- Статья 6: Чтобы выиграть битву процветания, была создана общая система надзора для борьбы с ленью и бездействием.
- Статья 7: Сананкунья (шутки) и Tanamannyonya (договор крови) были созданы среди народа Мандинки . Следовательно, любое утверждение, которое возникает среди этих групп, не должно дегенерировать уважение друг к другу как правило. Между зятью и невестками, между бабушкой и дедушкой и внуками, терпимость должна быть принципом.
- Статья 8: Семья Кейта является номинированной правящей семьей на империи.
- Статья 9: Детское образование ведет все общество. Отцовская власть, как следствие, падает на всех.
- Статья 10: Мы должны проявлять соболезнования взаимно.
- Статья 11: Когда ваша жена или ваш ребенок убегает, перестаньте бежать за ними в доме соседа.
- Статья 12: Пресс -правона патрилинейна, никогда не отказывалась от власти сыну, когда один из братьев его отца еще жив. Никогда не отказывайся от власти несовершеннолетнему только потому, что у него есть товары.
- Статья 13: Никогда не обижайте Ньяраса (талантливые).
- Статья 14: Никогда не обижайте женщин, наших матерей.
- Статья 15: Никогда не побеждайте замужнюю женщину, прежде чем ее муж попытался исправить проблему.
- Статья 16: Женщины, кроме их повседневных занятий, должны быть связаны со всеми нашими управлениями.
- Статья 17: Ложь, которая прожила в течение 40 лет, должна рассматриваться как истины.
- Статья 18: Мы должны уважать закон первородства .
- Статья 19: У любого человека есть два родителя: мы должны удерживать их в отношении и рассмотрении.
- Статья 20: не относитесь к рабам. Мы мастер раба, но не сумка, которую он несет.
- Статья 21: Не следите за своим постоянным вниманием, жены вождя, соседа, Марабута, священника, друга и партнера.
- Статья 22: Тщеславие - это признак слабости и смирения, признак величия.
- Статья 23: Никогда не предайте друг друга. Уважайте свое слово чести.
- Статья 24: В Мандене не обращайтесь к иностранцам.
- Статья 25: Посол не рискует ничего в Мандене.
- Статья 26: Доверенный бык не должен привести к скоту.
- Статья 27: Девушка может быть дана в браке, как только она опущенная без возраста.
- Статья 28: Молодой человек может жениться в возрасте 20 лет.
- Статья 29: Приданое зафиксировано в 3 коровах: один для девушки, два для отца и матери.
- Статья 30: В Манде развод терпит по одной из следующих причин: импотенция мужа , безумие одного из супругов, неспособность мужа принять обязательства из -за брака. Развод должен произойти из деревни. (Французская версия, опубликованная в 1998 году, не включает в себя эту статью, но разбивает статью 34 на два, по -разному насчитывая промежуточные статьи).
- Статья 31: Мы должны помочь тем, кто нуждается.
Товаров
- Статья 32: Есть пять способов приобрести недвижимость: покупка, пожертвование, обмен, работа и наследство. Любая другая форма без убедительных показаний сомнительна.
- Статья 33: Любая объект, найденная без известного владельца, становится общей собственностью только через четыре года.
- Статья 34: Четвертая телка, родившаяся, является собственностью опекуна телки. Одно яйцо из четырех - это собственность хранителя курицы.
- Статья 35: Один бычий должен обмениваться на четырех овец или четырех коз.
- Статья 36: Чтобы удовлетворить голод, не ограбление, если вы ничего не забираете в своей сумке или в кармане.
Сохранение природы
- Статья 37: Факомбе является номинированным начальником охотников.
- Статья 38: Прежде чем поджечь куст, не смотрите на землю, поднимите голову в направлении вершины деревьев, чтобы увидеть, несут ли они фрукты или цветы.
- Статья 39: Домашние животные должны быть связаны во время выращивания и освобождены после сбора урожая. Собака, кошка, утка и птица не связаны мерой.
Окончательные выбытия
- Статья 40: уважение родства, брак и район.
- Статья 41: Вы можете убить врага, но не унижать его.
- Статья 42: В больших собраниях, будьте довольны вашими законными представителями.
- Статья 43: Балла -Фассек Куяте является номинированным начальником церемоний и главным посредником в Мандене. Ему разрешено шутить со всеми группами, в приоритете с королевской семьей.
- Статья 44: Все те, кто будет нарушать эти правила, будут наказаны. Каждый обязан сделать эффективную свою реализацию.
Значение
По словам Ника Несбитта (2014) Университета Принстонского университета , Хартия Манде -это не племенная, современная , универсалистская хартия по правам человека , созданная в 1222 году. [ 9 ] Как универсальная хартия в области прав человека в африканской современности, Несбитт указывает, что он предшествует универсальным хартерам по правам человека европейской современности (например, Спиноза , Кант , Французская революция , возраст просветления , декларация прав человека и гражданина 1793 года ) на сотни лет. [ 9 ]
По сравнению с Великой хартией , капитуляцией de partibus saxoniae и кодовой нуар , Nesbitt указывает, что хартия Манде - это аксиома, не заземляя , универсалистскую , виталистскую (например, душу, дух) и эгалитарию , в которой говорится: «Каждая жизнь жизнь » - как в« Каждая жизнь - это одна жизнь ». [ 9 ] В качестве аксиомы Nesbitt указывает содержание (например, раса, пол, богатство, язык, класс или любая другая форма права) неравенства отсутствует в нем; Скорее, содержание равенства присутствует - каждая отдельная человеческая жизнь ценится в равной степени. [ 9 ]
В отличие от негативных составов (например, «не будьте» в еврейской Библии), Несбитт указывает, что основой для современности, обнаруженной в Хартии Манде, как универсальная хартия по правам человека, которая также является дедуктивной и систематической , является ее позитивная формулировка , который выражает намерение установить идеальное царство, основанное на братстве , равенстве , свободе и справедливости . [ 9 ] Несбитт указывает, что его принципы универсальных прав человека взяты из основополагающей концепции человеческого достоинства . [ 9 ]
На фоне системы порабощения , которая была введена наряду с исламом, и предшествовавшей декларациям 1776 и 1789 гг ., Несбитт указывает на то, что Хартия Манде была самым ранним заявлением, чтобы добиться отмены порабощения , помимо моральных утверждений, посредством установления эмансипативного правительства. [ 9 ]
Дальнейшее чтение
- Манден Хартия, провозглашенная в Курукан Фуги (представитель ЮНЕСКО Список нематериального культурного наследия человечества, доступ к 2016-09-22)
Ссылки
- ^ Джибрил Тамсир Ниан, Soundjata или The Mandingue Shadow (Paris, 1960). Английский перевод Г.Д. Пикетта в роли Сандиаты: Эпос Старого Мали (Лондон, 1965) и последующие воспроизводимые издания. Youssef Cissé и W Kamisoko, Eds. и Transl, Soundiata, слава Мали. Великий жест Мали (2 тома, Париж, 1991). [ страница необходима ] Полем Ральф Остин, изд. В поисках Sunjata: оральный эпос Манде как история, литература и исполнение (Bloomington, 1999). [ страница необходима ]
- ^ Гранитная очистка почвы : Дайанго Сиссе, Структуры Малине -де -Кита (вклад в социальную и политическую антропологию Мали), коллекция «Вчера», Editions Populaires, 1970, p. 19; Позднее поляны по проекту Roche: Niger Loop, Акты конференции: История и устная традиция: 1 -й год, Империя Мали: Первая международная конференция в Бамако, 27 января - 1 февраля 1975 г. Автор, с. 100
- ^ Collet, Hadrien (2013). «Неупомянутая столица Мали. Вопрос столицы в историографии средневекового королевства Мали» . Африка . 04 Получено 29 мая 2024 года .
- ^ Манден Хартия, провозглашенная в Курукан Фуги , Четвертая сессия Межправительственного комитета (4.com) - Абу -Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 28 сентября по 2 октября 2009 г., решение 4.com 13.59: «Устав Мандена, признанный ее общиной Члены как неотъемлемая часть их наследия являются обычным законом, на основании которого они регулируют свою социальную жизнь, уважая природу и меняющуюся среду; его сообщество "
- ^ «Африка разработала свою декларацию о правах человека в 1236 году», журнал Les Afriques 24 июля 2008 года, интервью, проведенное Черифом Эльвалидом Сея.
- ^ Sah/D (2006) 563 Приложение ноябрь 2006 г. с. 71-82.
- ^ Niang использует «отклонен»; Французский оригинальный архив 2016-03-03 в The Wayback Machine имеет Ont Declamé .
- ^ «Заявление 20 Хартии указало на состояние рабов, гуманизуя его». (стр. 79).
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Несбитт, Ник (ноябрь 2014 г.). «Решительно современный: политика и права человека в хартии Мандинга» . Обзор Саванны . 4 Университетское издательство Квара: 15–17. ISSN 2315-5523 . OCLC 899269494 .
Библиография
- Cissé, Youssouf Tata (2003). Манде Хартия и другие традиции Мали . Париж: Альбин Мишель. п. 64 страницы . ISBN 2-226-13736-х .
- Ki-Zerbo, J & Dt Nianie (1998). Общая история ЮНЕСКО, вып. IV: Африка от двенадцатого до шестнадцатого века (сокращенное изд.). Беркли: Университет Калифорнийской прессы. п. 277 страниц. ISBN 0-520-06699-5 .
- Мангоне Нян, Хартия Курукан Фуга: пример эндогенного механизма управления для профилактики конфликтов , Форум между поколениями по эндогенному управлению в Западной Африке, 2006