Восточно-христианское монашество
Восточно-христианское монашество – это образ жизни, которому следуют монахи и монахини Восточной Православной Церкви , Восточного Православия , Церкви Востока и некоторых Восточно-Католических Церквей .
История
[ редактировать ]Христианское монашество зародилось в Восточном Средиземноморье, в Сирии, Палестине и Египте, где отцы-пустынники положили начало традициям, которые повлияли как на исихастские традиции восточного православия , так и на западные монашеские традиции, впервые заложенные Иоанном Кассианом и систематизированные в Правиле святого Бенедикта .
Ранняя Церковь
[ редактировать ]Мистический и потусторонний характер христианского послания очень рано заложил основу аскетической жизни. Пример ветхозаветных пророков , Иоанна Крестителя и самого Иисуса , идущих в пустыню для молитвы и поста, стал примером, которому с готовностью последовали набожные люди. В раннехристианской литературе встречаются сведения о людях, принимавших безбрачие и умерщвление ради Царства Небесного ; эти люди еще не были монахами, так как не отреклись от мира, а жили либо в городах, либо вблизи окраин. цивилизации. [ нужна ссылка ] Мы также читаем о сообществах девственниц, живущих общей жизнью, приверженных целомудрию и добродетели. Рассказы о некоторых из этих дев сохранились в мартирологах того времени.
Основатели
[ редактировать ]Начало монашества как таковое приходится как раз на конец Великого гонения Диоклетиана святитель , а основателем является Антоний Великий (251 – 356). Юношей он услышал слова Евангелия, прочитанные в церкви: Если хочешь быть совершенен, пойди, продай, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах: и приди и следуй за Мною ( Мф. 19). :21 ). Св. Антоний был среди отцов-пустынников – тех, кто оставил мир, чтобы искать Бога в тишине и уединении египетской пустыни. Вокруг него собралось множество учеников, которых он направлял в духовной жизни. Эти первые монахи были отшельниками , одиночками, которые в одиночку боролись с искушениями в пустыне.
Со временем монахи начали объединяться в более тесные общины. Святой Пахомий (ок. 292 — 348) считается основателем общежительного монашества , при котором все вместе живут общей жизнью в одном месте под руководством одного игумена . Первый такой монастырь был в Табенниси , Египет.
Преподобный Феодор Египетский , главный ученик преподобного Пахомия, сменил его на посту главы монашеской общины в Табенниси. Позже он основал третий тип монашеского учреждения — скит — как «средний путь» между отшельниками и общежителями. Скит состоит из отдельных монашеских жилищ, окружающих общую церковь. Каждый монах живет один или с одним-двумя монахами, собираясь вместе только по воскресеньям и праздникам . Остальное время они проводят в одиночестве, работая и молясь.
На этом тройном фундаменте строилось все последующее христианское монашество.
Коптское монашество
[ редактировать ]Будучи родиной монашества, Египет продолжает монашескую традицию, не нарушив ее до наших дней. После Халкидонского Собора Александрийский Патриархат разорвал общение с теми церквями, которые приняли Собор, и стал тем, что сегодня известно как Коптская Православная Церковь . Подобно византийцам, монашество продолжало играть важнейшую роль в жизни церкви, а епископы всегда избирались из числа монахов. После исламского вторжения в 639 году египетские христиане оказались лишенными собственности на своей земле. Однако, несмотря на преследования и сильное давление с целью обращения в христианство, коптское монашество выжило, и некоторые из самых древних монашеских общин в истории христианства продолжают быть населенными и по сей день. также основан ряд коптских монастырей В Новом Свете .
Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство, официально приняв христианство в 341 году. Король Абреха стал первым правителем в мире, который выгравировал крестное знамение на своих монетах . С 341 года она подчинялась Александрийскому Патриарху, получив независимость лишь в 1959 году. Церковь официально известна как Эфиопская Православная Церковь Тевахедо . В 480 году Девять Святых прибыли из Средиземноморья, чтобы основать эфиопское монашество, которое продолжало процветать, несмотря на войны и гонения. Древние и труднодоступные монастыри и по сей день заселены во всех христианских регионах страны. Эфиопская церковь также поддерживает монастыри на Святой Земле , в первую очередь в Дейр-эс-Султане , на крыше Храма Гроба Господня в Иерусалиме .
Сирийское монашество
[ редактировать ]Монахи Армении , Халдеи и вообще сирийских стран не находились под влиянием ни церковной, ни императорской власти Византии и продолжали те обряды, которые были известны среди них со времен св. Антония.
Монашество было очень популярно в раннем сирийском и месопотамском христианстве, и первоначально все монахи и монахини там были отшельниками, как знатный Исаак Ниневийский . Члены Завета — ранняя монашеская община, действовавшая с III века в Эдессе и ее окрестностях. Около 350 марта Авгин основал первый общежительный монастырь Месопотамии на горе Изла над городом Нисибис , и монашеские общины начали процветать. Важной личностью был святой Симеон Столпник , подвижник, проживший 37 лет на столпе недалеко от Алеппо. . монастырь Позже вокруг колонны, где он жил, был основан
Под давлением своих зороастрийских правителей Синод Бет Лапата в 484 году объявил, что учение Нестория должно стать официальной доктриной Ассирийской церкви Востока , и постановил, что все монахи и монахини должны вступать в брак. Это сильно ослабило церковь и духовная жизнь пришла в упадок. Некоторые противники этого решения вообще ушли и присоединились к недавно созданной монофизитской церкви.
Это решение было отменено в 553 году, и в 571 году Авраам Великий из Кашкара основал на горе Изла новый монастырь со строгими правилами. Третьим настоятелем этого монастыря был его ученик Бабай Великий (551 – 628). В конце концов Бабай изгнал женатых монахов с горы Изла и как «посетитель монастырей севера» позаботился о том, чтобы монашеский идеал серьезно воспринимался во всей северной Месопотамии.
Особенно в районе гор Аманос , также называемых Черной горой , в течение нескольких столетий процветало множество монастырей армянских , якобитских , грузинских , мелькитских , а в XII веке латинских христианских общин. [1] Рядом с Антиохией находилась и так называемая Дивная гора, на которой находился монастырь святого Симеона Столпника Младшего .
Армянское монашество
[ редактировать ]В 301 году Армения стала первым суверенным государством, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. [2] Армянская Апостольская церковь со временем стала великим защитником армянского национализма.
В 451 году Армянская церковь отвергла Халкидонский собор . [3] и сегодня является частью восточно-православной общины (не путать с восточно-православной общиной). Первым католикосом Армянской церкви был святой Григорий Просветитель . [4] Святой Григорий вскоре удалился в пустыню, чтобы жить отшельником, а его младший сын Аристакес был назначен епископом и главой Армянской церкви. На протяжении веков роста и упадка влияния, гонений и независимости армянского народа монашество оставалось центральным аспектом его духовной жизни.
В Армянской церкви есть как женатое (светское), так и монашеское (целибатное) духовенство. Армянские монахи следуют тем же монашеским традициям, что и коптские и византийские монашествующие, но гораздо строже в вопросах поста. Новициат длится восемь лет. Иеромонах , или священник , соблюдающий целомудрие, объявляет обет безбрачия вечером того же дня, когда он рукоположен , и получает вегар ( армянский : վեղար ), особый головной убор, который символизирует его отречение от мирских вещей. Священнику, соблюдающему целомудрие, присваивается титул монаха ( армянский : աբեղա абегха ). завершении и защите письменной диссертации по выбранной им теме Преподобный архимандрита ( арм получает При успешном сан . Это указывает на то, что он является «Доктором» Церкви и получает право носить посох архимандрита. Более высокий чин старшего архимандрита ( Дзайрагюн Вардапет ) может быть присвоен после выполнения и защиты докторской диссертации. Сан может быть пожалован только Архиереями, которые сами достигли сан старшего архимандрита. Епископы избираются из числа иеромонахов, достигших сан архимандрита.
Большинство армянских епископов живут в монастырях. Эчмиадзин , резиденция Католикоса всех армян , является духовным центром Армянской церкви. Есть также Католикос Киликийский , который проживает в Антилиасе в Ливане и возглавляет церкви, принадлежащие Святому Престолу Киликии . находится С 1461 года в Константинополе армянский патриарх . Армянам принадлежат огромный монастырь Св. Иакова, центр Армянского квартала Иерусалима с , где живет их Иерусалимский Патриарх , и монастырь Дейр Ассейтуни на горе Сион многочисленными монахинями.
В настоящее время в Армянской Церкви действуют три монашеских братства: Братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Братство Св. Иакова при Армянском Патриархате Иерусалима и Братство Святого Престола Киликии. Каждый армянский священник-целибат становится членом братства, в котором он учился и был рукоположен, в юрисдикции которого он служил. Братство принимает решения, касающиеся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает двух делегатов, которые принимают участие в Национальном церковном собрании.
Мхитаристы , (по-армянски: րեան), также называемые мхитаристами, представляют собой конгрегацию, основанную в 1712 году Мечитаром из армянских монахов-бенедиктинцев в общении с Католической церковью. Они наиболее известны своей серией научных публикаций древнеармянских версий утерянных древнегреческих текстов.
Византийское монашество
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Святой Василий Великий
[ редактировать ]Святой Василий Великий (ок. 330–379) оказал одно из наиболее важных факторов, оказавших влияние как на византийское, так и на западное монашество. Прежде чем сформировать собственную монашескую общину, он посетил Египет, Месопотамию , Палестину и Сирию , наблюдая за монашеской жизнью и учась как на положительных, так и на отрицательных примерах, с которыми он столкнулся. Позднее он составил свой Аскетикон для членов монастыря, основанного им около 356 года на берегу реки Ирис в Каппадокии . Деятельность святителя Василия заключалась в двух сводах монашеских уставов: Малом аскетиконе и Большом аскетиконе . Между ним и святителем Григорием Назианзином существует переписка , которая дает дальнейшее представление о типе установленной им монашеской жизни.
Святой Феодор Студит
[ редактировать ]Монахи, как правило, пользовались благосклонностью императоров и патриархов, но во время иконоборческих гонений ужасно страдали за православие своей веры; позиция, которую они заняли в этом, вызвала гнев императорских властей, и многие были замучены за веру, само монашество (а не только отдельные монахи) стало мишенью императоров-еретиков. Многие из них были приговорены к ссылке, а некоторые воспользовались этим осуждением для реорганизации своей религиозной жизни в Италии . По иронии судьбы, святой Иоанн Дамаскин , живя в мусульманской стране, был независим от императоров-иконоборцев и мог защищать веру издалека.
Вторая половина VIII века, похоже, была временем общего упадка; но около 800 года св. Феодор Студит (ок. 758 – ок. 826), которому суждено было стать одним из самых творческих имен в восточном монашестве, стал настоятелем монастыря св. Иоанна Предтечи, называемого « Студиум ». (основан в Константинополе в V веке). Он поставил перед собой задачу реформировать свой монастырь и восстановить дух святителя Василия в его первоначальной силе. Но чтобы добиться этого и придать реформации устойчивость, он видел, что необходим более практичный свод законов, регулирующий детали повседневной жизни, в качестве дополнения к учению святого Василия. Поэтому он разработал конституции, впоследствии систематизированные, которые стали нормой жизни в Студийском монастыре и постепенно распространились оттуда на монастыри остальной части Восточной Римской империи . В то же время монастырь был активным центром интеллектуальной и художественной жизни и образцом, оказавшим значительное влияние на монашеские обряды на Востоке. Таким образом, по сей день Аскетикон Постановления Феодора вместе с канонами Соборов Василия и составляют главную часть греческой и славянской монашеской традиции.
Позднее византийское монашество
[ редактировать ]Монашеская жизнь на Афоне была основана в конце X века при помощи императора Василия Македонского и стала крупнейшим и наиболее знаменитым из всех монашеских центров Восточной Римской империи. Полуостров фактически является независимой монашеской республикой, управляемой двадцатью «суверенными монастырями» со своим избранным президентом ( протосом ) и управляющим советом. Гора Афон – это неисчислимые бесценные культурные и духовные сокровища, и по сей день она считается столицей православного монашества.
Монастырь Святой Екатерины на горе Синай в Египте с первых дней монашества был населен отшельниками. Но монастырь в его нынешнем виде был построен по приказу императора Юстиниана I между 527 и 565 годами и включал в себя часовню Неопалимой Купины , построенную святой Еленой , матерью святого Константина Великого , на месте, где жил Моисей. Предполагается, что он видел горящий куст. С тех пор это место населено монахами и является священным для трех основных мировых религий – иудаизма , христианства и ислама . Многие священные иконы избежали разрушительного воздействия иконоборчества из-за удаленности этого места. Вероятно, самым известным экспонатом монастыря является Синайский кодекс , рукопись Септуагинты IV века , имеющая огромную ценность для текстуального исследования Священных Писаний.
Среди известных византийских монахов:
- Леонтий Византийский (ум. 543), автор трактата против несториан и евтихиан ;
- святитель Софроний , Патриарх Иерусалимский (ум. 638), один из самых яростных противников монофелитской ереси ; [5]
- Св. Максим Исповедник , игумен Хрисопольский (ум. 662), ярчайший представитель византийского монашества VII века, который в своих сочинениях и письмах неуклонно боролся со сторонниками учения монофелитства ; [6]
- св. Иоанн Дамаскин (ум. 749) вместе со св. Феодором Студитом, защитником иконопочитания, чьи труды включают богословские, аскетические, агиографические, богослужебные и исторические сочинения; [7]
- святитель Григорий Палама (1296–1359), отстаивавший традицию исихазма ;
- Святитель Паисий Величковский (1722–1794), ответственный за возобновление монашеской жизни в XVIII веке на Афоне , в Румынии и Императорской России .
Византийские монастыри дают длинный ряд историков, которые также были монахами: Иоанн Малала , чья хронография [8] служил образцом для восточных летописцев; Георгий Синцелл , написавший «Избранную хронографию»; его друг и ученик Феофан (ум. 817), настоятель «Великого поля» близ Кизика , автор другой «Хронографии» ; [9] патриарх Никифор , написавший (815–829) исторический Бревиариум (византийскую историю) и «Сокращенную хронографию»; [10] Георгий Монах , хроника которого заканчивается в 842 году нашей эры. [11]
Кроме того, было большое количество монахов, агиографов , гимнологов и поэтов, которые внесли большой вклад в развитие греческой литургии. Среди авторов гимнов можно назвать: св. Максима Исповедника ; святой Феодор Студит; святой Роман Мелодист ; Святой Андрей Критский ; Святой Иоанн Дамаскин ; Косма Иерусалимский и св. Иосиф Песнописец .
Мелкое письмо и копирование рукописей были в почете у византийцев. Среди монастырей, преуспевших в искусстве копирования, были Студий, Афон, монастырь на острове Патмос и монастырь Россано на Сицилии ; традиция была продолжена позднее монастырем Гроттаферрата недалеко от Рима . Эти, как и другие монастыри, были мастерскими религиозного искусства, где монахи трудились над созданием миниатюр, рукописей, картин и ювелирных изделий. Победа православия над иконоборческой ересью придала необыкновенный энтузиазм этой отрасли их деятельности.
Византийское монашество в Украине
[ редактировать ]После Брестской унии и раздела Польши Русинская церковь была католицизирована, а затем распущена российскими властями. Все ее имущество, включая церкви и монастыри, было передано Русской Православной Церкви . Остальные епархии Русинской церкви, удерживавшиеся Австрийской империей, были реорганизованы в Украинскую греко-католическую церковь .
Вслед за Брестской унией, католицировавшей Русинскую Церковь, Язепом Руцким был основан василиан религиозный орден . В 20 веке Андрей Шептицкий возродил еще один религиозные ордена Студитов . Оба ордена следуют монашеству византийского обряда.
Славянские монастыри
[ редактировать ]Сербия
[ редактировать ]- Святой Савва Сербский 1169 – 1236 гг.
Россия
[ редактировать ]Святители Антоний Киевский , святитель Феодосий Киевский , преподобный Сергий Радонежский , преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский входят в число наиболее почитаемых монахов на Руси.
Некоторые православные монастыри в США
[ редактировать ]По состоянию на декабрь 2015 года в Соединенных Штатах Америки насчитывалось 79 православных монастырей, 40 монашеских общин для мужчин и 39 для женщин, в которых проживало 573 монаха (монахи, монахини и послушницы), 308 мужчин и 265 женщин. [12]
Из этих 79 монастырей три:
- Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилл, Нью-Йорк)
- Сербский православный монастырь Святого Паисия , Саффорд, Аризона
- Монастырь Святого Германа Аляскинского , Платина , Калифорния.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (22 октября 2020 г.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108915922 .
- ^ «Информация об Армении на сайте nationalgeographic.com» . Архивировано из оригинала 30 января 2007 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
- ^ «История и учение Армянской церкви» . Архивировано из оригинала 30 июля 2009 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
- ^ «Священный город и Материнская церковь Св. Эчмиадзина» . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
- ^ Patrologia Graecae , 877, 3147–4014.
- ^ Греческая Патрология , XC и XCI
- ^ Греческая Патрология , 99.
- ^ Patrologia Graecae , XC7, 9–190.
- ^ Греческая Патрология , 108.
- ^ Patrologia Graecae , C, 879–991.
- ^ Patrologia Graecae , CX.
- ^ Алексей Криндач, изд. (2016). Атлас американских православных монастырей (PDF) . Бруклин, Массачусетс, США: Православная пресса Святого Креста. п. xii. ISBN 9781935317616 .
Источники
[ редактировать ]- Томас, Джон П. (1987). Частные религиозные фонды в Византийской империи . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 9780884021643 .