Jump to content

Восточно-христианское монашество

Св. Антоний Великий , считающийся отцом христианского монашества.

Восточно-христианское монашество – это образ жизни, которому следуют монахи и монахини Восточной Православной Церкви , Восточного Православия , Церкви Востока и некоторых Восточно-Католических Церквей .

Христианское монашество зародилось в Восточном Средиземноморье, в Сирии, Палестине и Египте, где отцы-пустынники положили начало традициям, которые повлияли как на исихастские традиции восточного православия , так и на западные монашеские традиции, впервые заложенные Иоанном Кассианом и систематизированные в Правиле святого Бенедикта .

Ранняя Церковь

[ редактировать ]

Мистический и потусторонний характер христианского послания очень рано заложил основу аскетической жизни. Пример ветхозаветных пророков , Иоанна Крестителя и самого Иисуса , идущих в пустыню для молитвы и поста, стал примером, которому с готовностью последовали набожные люди. В раннехристианской литературе встречаются сведения о людях, принимавших безбрачие и умерщвление ради Царства Небесного ; эти люди еще не были монахами, так как не отреклись от мира, а жили либо в городах, либо вблизи окраин. цивилизации. [ нужна ссылка ] Мы также читаем о сообществах девственниц, живущих общей жизнью, приверженных целомудрию и добродетели. Рассказы о некоторых из этих дев сохранились в мартирологах того времени.

Основатели

[ редактировать ]

Начало монашества как таковое приходится как раз на конец Великого гонения Диоклетиана святитель , а основателем является Антоний Великий (251 – 356). Юношей он услышал слова Евангелия, прочитанные в церкви: Если хочешь быть совершенен, пойди, продай, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах: и приди и следуй за Мною ( Мф. 19). :21 ). Св. Антоний был среди отцов-пустынников – тех, кто оставил мир, чтобы искать Бога в тишине и уединении египетской пустыни. Вокруг него собралось множество учеников, которых он направлял в духовной жизни. Эти первые монахи были отшельниками , одиночками, которые в одиночку боролись с искушениями в пустыне.

Со временем монахи начали объединяться в более тесные общины. Святой Пахомий (ок. 292 — 348) считается основателем общежительного монашества , при котором все вместе живут общей жизнью в одном месте под руководством одного игумена . Первый такой монастырь был в Табенниси , Египет.

Преподобный Феодор Египетский , главный ученик преподобного Пахомия, сменил его на посту главы монашеской общины в Табенниси. Позже он основал третий тип монашеского учреждения — скит — как «средний путь» между отшельниками и общежителями. Скит состоит из отдельных монашеских жилищ, окружающих общую церковь. Каждый монах живет один или с одним-двумя монахами, собираясь вместе только по воскресеньям и праздникам . Остальное время они проводят в одиночестве, работая и молясь.

На этом тройном фундаменте строилось все последующее христианское монашество.

Коптское монашество

[ редактировать ]

Будучи родиной монашества, Египет продолжает монашескую традицию, не нарушив ее до наших дней. После Халкидонского Собора Александрийский Патриархат разорвал общение с теми церквями, которые приняли Собор, и стал тем, что сегодня известно как Коптская Православная Церковь . Подобно византийцам, монашество продолжало играть важнейшую роль в жизни церкви, а епископы всегда избирались из числа монахов. После исламского вторжения в 639 году египетские христиане оказались лишенными собственности на своей земле. Однако, несмотря на преследования и сильное давление с целью обращения в христианство, коптское монашество выжило, и некоторые из самых древних монашеских общин в истории христианства продолжают быть населенными и по сей день. также основан ряд коптских монастырей В Новом Свете .

Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство, официально приняв христианство в 341 году. Король Абреха стал первым правителем в мире, который выгравировал крестное знамение на своих монетах . С 341 года она подчинялась Александрийскому Патриарху, получив независимость лишь в 1959 году. Церковь официально известна как Эфиопская Православная Церковь Тевахедо . В 480 году Девять Святых прибыли из Средиземноморья, чтобы основать эфиопское монашество, которое продолжало процветать, несмотря на войны и гонения. Древние и труднодоступные монастыри и по сей день заселены во всех христианских регионах страны. Эфиопская церковь также поддерживает монастыри на Святой Земле , в первую очередь в Дейр-эс-Султане , на крыше Храма Гроба Господня в Иерусалиме .

Сирийское монашество

[ редактировать ]
Монахиня Церкви Востока

Монахи Армении , Халдеи и вообще сирийских стран не находились под влиянием ни церковной, ни императорской власти Византии и продолжали те обряды, которые были известны среди них со времен св. Антония.

Монашество было очень популярно в раннем сирийском и месопотамском христианстве, и первоначально все монахи и монахини там были отшельниками, как знатный Исаак Ниневийский . Члены Завета — ранняя монашеская община, действовавшая с III века в Эдессе и ее окрестностях. Около 350 марта Авгин основал первый общежительный монастырь Месопотамии на горе Изла над городом Нисибис , и монашеские общины начали процветать. Важной личностью был святой Симеон Столпник , подвижник, проживший 37 лет на столпе недалеко от Алеппо. . монастырь Позже вокруг колонны, где он жил, был основан

Под давлением своих зороастрийских правителей Синод Бет Лапата в 484 году объявил, что учение Нестория должно стать официальной доктриной Ассирийской церкви Востока , и постановил, что все монахи и монахини должны вступать в брак. Это сильно ослабило церковь и духовная жизнь пришла в упадок. Некоторые противники этого решения вообще ушли и присоединились к недавно созданной монофизитской церкви.

Это решение было отменено в 553 году, и в 571 году Авраам Великий из Кашкара основал на горе Изла новый монастырь со строгими правилами. Третьим настоятелем этого монастыря был его ученик Бабай Великий (551 – 628). В конце концов Бабай изгнал женатых монахов с горы Изла и как «посетитель монастырей севера» позаботился о том, чтобы монашеский идеал серьезно воспринимался во всей северной Месопотамии.

Особенно в районе гор Аманос , также называемых Черной горой , в течение нескольких столетий процветало множество монастырей армянских , якобитских , грузинских , мелькитских , а в XII веке латинских христианских общин. [1] Рядом с Антиохией находилась и так называемая Дивная гора, на которой находился монастырь святого Симеона Столпника Младшего .

Армянское монашество

[ редактировать ]
Иллюстрация 1779 года: армянский католический монах ордена Святого Григория Просветителя, объединенный с Доминиканским орденом и носящий его.

В 301 году Армения стала первым суверенным государством, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. [2] Армянская Апостольская церковь со временем стала великим защитником армянского национализма.

В 451 году Армянская церковь отвергла Халкидонский собор . [3] и сегодня является частью восточно-православной общины (не путать с восточно-православной общиной). Первым католикосом Армянской церкви был святой Григорий Просветитель . [4] Святой Григорий вскоре удалился в пустыню, чтобы жить отшельником, а его младший сын Аристакес был назначен епископом и главой Армянской церкви. На протяжении веков роста и упадка влияния, гонений и независимости армянского народа монашество оставалось центральным аспектом его духовной жизни.

В Армянской церкви есть как женатое (светское), так и монашеское (целибатное) духовенство. Армянские монахи следуют тем же монашеским традициям, что и коптские и византийские монашествующие, но гораздо строже в вопросах поста. Новициат длится восемь лет. Иеромонах , или священник , соблюдающий целомудрие, объявляет обет безбрачия вечером того же дня, когда он рукоположен , и получает вегар ( армянский : վեղար ), особый головной убор, который символизирует его отречение от мирских вещей. Священнику, соблюдающему целомудрие, присваивается титул монаха ( армянский : աբեղա абегха ). завершении и защите письменной диссертации по выбранной им теме Преподобный архимандрита ( арм получает При успешном сан . Это указывает на то, что он является «Доктором» Церкви и получает право носить посох архимандрита. Более высокий чин старшего архимандрита ( Дзайрагюн Вардапет ) может быть присвоен после выполнения и защиты докторской диссертации. Сан может быть пожалован только Архиереями, которые сами достигли сан старшего архимандрита. Епископы избираются из числа иеромонахов, достигших сан архимандрита.

Большинство армянских епископов живут в монастырях. Эчмиадзин , резиденция Католикоса всех армян , является духовным центром Армянской церкви. Есть также Католикос Киликийский , который проживает в Антилиасе в Ливане и возглавляет церкви, принадлежащие Святому Престолу Киликии . находится С 1461 года в Константинополе армянский патриарх . Армянам принадлежат огромный монастырь Св. Иакова, центр Армянского квартала Иерусалима с , где живет их Иерусалимский Патриарх , и монастырь Дейр Ассейтуни на горе Сион многочисленными монахинями.

В настоящее время в Армянской Церкви действуют три монашеских братства: Братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, Братство Св. Иакова при Армянском Патриархате Иерусалима и Братство Святого Престола Киликии. Каждый армянский священник-целибат становится членом братства, в котором он учился и был рукоположен, в юрисдикции которого он служил. Братство принимает решения, касающиеся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает двух делегатов, которые принимают участие в Национальном церковном собрании.

Мхитаристы , (по-армянски: րեան), также называемые мхитаристами, представляют собой конгрегацию, основанную в 1712 году Мечитаром из армянских монахов-бенедиктинцев в общении с Католической церковью. Они наиболее известны своей серией научных публикаций древнеармянских версий утерянных древнегреческих текстов.

Византийское монашество

[ редактировать ]

Святой Василий Великий

[ редактировать ]

Святой Василий Великий (ок. 330–379) оказал одно из наиболее важных факторов, оказавших влияние как на византийское, так и на западное монашество. Прежде чем сформировать собственную монашескую общину, он посетил Египет, Месопотамию , Палестину и Сирию , наблюдая за монашеской жизнью и учась как на положительных, так и на отрицательных примерах, с которыми он столкнулся. Позднее он составил свой Аскетикон для членов монастыря, основанного им около 356 года на берегу реки Ирис в Каппадокии . Деятельность святителя Василия заключалась в двух сводах монашеских уставов: Малом аскетиконе и Большом аскетиконе . Между ним и святителем Григорием Назианзином существует переписка , которая дает дальнейшее представление о типе установленной им монашеской жизни.

Святой Феодор Студит

[ редактировать ]
Святой Феодор Студит: мозаика XI века из монастыря Неа Мони, Хиос.

Монахи, как правило, пользовались благосклонностью императоров и патриархов, но во время иконоборческих гонений ужасно страдали за православие своей веры; позиция, которую они заняли в этом, вызвала гнев императорских властей, и многие были замучены за веру, само монашество (а не только отдельные монахи) стало мишенью императоров-еретиков. Многие из них были приговорены к ссылке, а некоторые воспользовались этим осуждением для реорганизации своей религиозной жизни в Италии . По иронии судьбы, святой Иоанн Дамаскин , живя в мусульманской стране, был независим от императоров-иконоборцев и мог защищать веру издалека.

Вторая половина VIII века, похоже, была временем общего упадка; но около 800 года св. Феодор Студит (ок. 758 – ок. 826), которому суждено было стать одним из самых творческих имен в восточном монашестве, стал настоятелем монастыря св. Иоанна Предтечи, называемого « Студиум ». (основан в Константинополе в V веке). Он поставил перед собой задачу реформировать свой монастырь и восстановить дух святителя Василия в его первоначальной силе. Но чтобы добиться этого и придать реформации устойчивость, он видел, что необходим более практичный свод законов, регулирующий детали повседневной жизни, в качестве дополнения к учению святого Василия. Поэтому он разработал конституции, впоследствии систематизированные, которые стали нормой жизни в Студийском монастыре и постепенно распространились оттуда на монастыри остальной части Восточной Римской империи . В то же время монастырь был активным центром интеллектуальной и художественной жизни и образцом, оказавшим значительное влияние на монашеские обряды на Востоке. Таким образом, по сей день Аскетикон Постановления Феодора вместе с канонами Соборов Василия и составляют главную часть греческой и славянской монашеской традиции.

Позднее византийское монашество

[ редактировать ]
Русская икона Святого Афанасия Афонского.

Монашеская жизнь на Афоне была основана в конце X века при помощи императора Василия Македонского и стала крупнейшим и наиболее знаменитым из всех монашеских центров Восточной Римской империи. Полуостров фактически является независимой монашеской республикой, управляемой двадцатью «суверенными монастырями» со своим избранным президентом ( протосом ) и управляющим советом. Гора Афон – это неисчислимые бесценные культурные и духовные сокровища, и по сей день она считается столицей православного монашества.

Монастырь Святой Екатерины на горе Синай в Египте с первых дней монашества был населен отшельниками. Но монастырь в его нынешнем виде был построен по приказу императора Юстиниана I между 527 и 565 годами и включал в себя часовню Неопалимой Купины , построенную святой Еленой , матерью святого Константина Великого , на месте, где жил Моисей. Предполагается, что он видел горящий куст. С тех пор это место населено монахами и является священным для трех основных мировых религий – иудаизма , христианства и ислама . Многие священные иконы избежали разрушительного воздействия иконоборчества из-за удаленности этого места. Вероятно, самым известным экспонатом монастыря является Синайский кодекс , рукопись Септуагинты IV века , имеющая огромную ценность для текстуального исследования Священных Писаний.

Среди известных византийских монахов:

Икона святителя Григория Паламы

Византийские монастыри дают длинный ряд историков, которые также были монахами: Иоанн Малала , чья хронография [8] служил образцом для восточных летописцев; Георгий Синцелл , написавший «Избранную хронографию»; его друг и ученик Феофан (ум. 817), настоятель «Великого поля» близ Кизика , автор другой «Хронографии» ; [9] патриарх Никифор , написавший (815–829) исторический Бревиариум (византийскую историю) и «Сокращенную хронографию»; [10] Георгий Монах , хроника которого заканчивается в 842 году нашей эры. [11]

Кроме того, было большое количество монахов, агиографов , гимнологов и поэтов, которые внесли большой вклад в развитие греческой литургии. Среди авторов гимнов можно назвать: св. Максима Исповедника ; святой Феодор Студит; святой Роман Мелодист ; Святой Андрей Критский ; Святой Иоанн Дамаскин ; Косма Иерусалимский и св. Иосиф Песнописец .

Мелкое письмо и копирование рукописей были в почете у византийцев. Среди монастырей, преуспевших в искусстве копирования, были Студий, Афон, монастырь на острове Патмос и монастырь Россано на Сицилии ; традиция была продолжена позднее монастырем Гроттаферрата недалеко от Рима . Эти, как и другие монастыри, были мастерскими религиозного искусства, где монахи трудились над созданием миниатюр, рукописей, картин и ювелирных изделий. Победа православия над иконоборческой ересью придала необыкновенный энтузиазм этой отрасли их деятельности.

Византийское монашество в Украине

[ редактировать ]
Univ Holy Dormition Lavra , близ Перемышляны
Виленский Свято-Троицкий монастырь в Вильнюсе.

После Брестской унии и раздела Польши Русинская церковь была католицизирована, а затем распущена российскими властями. Все ее имущество, включая церкви и монастыри, было передано Русской Православной Церкви . Остальные епархии Русинской церкви, удерживавшиеся Австрийской империей, были реорганизованы в Украинскую греко-католическую церковь .

Вслед за Брестской унией, католицировавшей Русинскую Церковь, Язепом Руцким был основан василиан религиозный орден . В 20 веке Андрей Шептицкий возродил еще один религиозные ордена Студитов . Оба ордена следуют монашеству византийского обряда.

Славянские монастыри

[ редактировать ]
Троицкий монастырь в Чернигове , Украина , был основан в 11 веке.

Святители Антоний Киевский , святитель Феодосий Киевский , преподобный Сергий Радонежский , преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский входят в число наиболее почитаемых монахов на Руси.

Некоторые православные монастыри в США

[ редактировать ]

По состоянию на декабрь 2015 года в Соединенных Штатах Америки насчитывалось 79 православных монастырей, 40 монашеских общин для мужчин и 39 для женщин, в которых проживало 573 монаха (монахи, монахини и послушницы), 308 мужчин и 265 женщин. [12]

Из этих 79 монастырей три:

  1. ^ Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (22 октября 2020 г.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108915922 .
  2. ^ «Информация об Армении на сайте nationalgeographic.com» . Архивировано из оригинала 30 января 2007 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
  3. ^ «История и учение Армянской церкви» . Архивировано из оригинала 30 июля 2009 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
  4. ^ «Священный город и Материнская церковь Св. Эчмиадзина» . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
  5. ^ Patrologia Graecae , 877, 3147–4014.
  6. ^ Греческая Патрология , XC и XCI
  7. ^ Греческая Патрология , 99.
  8. ^ Patrologia Graecae , XC7, 9–190.
  9. ^ Греческая Патрология , 108.
  10. ^ Patrologia Graecae , C, 879–991.
  11. ^ Patrologia Graecae , CX.
  12. ^ Алексей Криндач, изд. (2016). Атлас американских православных монастырей (PDF) . Бруклин, Массачусетс, США: Православная пресса Святого Креста. п. xii. ISBN  9781935317616 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 854cd2a390bc67d16fde4a8372749312__1719205920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/12/854cd2a390bc67d16fde4a8372749312.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eastern Christian monasticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)