Леонтий Византийский
Леонтий Византийский ( греч . Λεόντιος, 485–543) был византийским христианским монахом и автором влиятельной серии богословских сочинений по христологическим спорам шестого века. Хотя подробности его жизни скудны, некоторые считают его новатором в христианской теологической рефлексии за то, что он ввел аристотелевские определения в богословие .
Проблемы идентификации
[ редактировать ]Личность Леонтия была предметом споров среди ученых. [ 1 ] В течение многих лет его считали тем же человеком, что и Леонтий Иерусалимский , но теперь между ними можно провести четкую идентификацию. Первым ученым, который выявил и оспорил двусмысленность сочинений, дошедших до нас под именем «Леонтий», был Фридрих Луфс в 1887 году, приводивший доводы в пользу единого автора Corpus leontianum . [ 2 ] : 231 Эта гипотеза влияла на науку до публикации в 1944 году статьи Марселя Ришара « Леонс Иерусалима и Леонс де Визанс», целью которой было выделить две фигуры среди произведений, которые раньше приписывались одному человеку. [ 3 ] С момента публикации этой статьи выводы Ричарда были приняты всеми учеными, писавшими о Леонтии. [ 4 ] : 637
Широко распространено приписывание различных произведений тому или иному Леонтию. Ричард идентифицировал Леонтия Иерусалимского как автора Contra Monophytas и Contra Nestorianos , присвоив Леонтию Византийскому три книги Contra Nestorianos et Eutychianos , трактат против Севера Антиохийского, известный как Эпилиз , и Triginta capita contra Severum . [ 2 ] : 231 Леонтий Византийский также считается автором «Диалога против афтартодокетистов» . [ 2 ] : 243 и, возможно, другие произведения.
Биография
[ редактировать ]Современные ученые идентифицируют Леонтия Византийского как Леонтия, упомянутого в документах времен правления Юстиниана (527–565) и в биографиях аскетов шестого века, написанных Кириллом Скифопольским . [ 1 ] : 6–7 хотя последняя идентификация была оспорена.
На основании произведений, которые ему приписывают в настоящее время, можно сделать некоторые выводы о его биографии. Вероятно, он родился в Константинополе , поэтому его идентифицировали как выходца из Византии. Ему дали эпитеты Иеросолимитан («Иерусалимский» из-за возможной связи с Лаврой Св. Сабы) и Схоластик (поскольку он считается первым «схоластом», как ввёл аристотелевские определения в богословие). , хотя, по мнению других, это имя относится к тому, что он был защитником, особое значение слова scholasticus ). Сам он утверждает, что в ранние годы принадлежал к несторианской общине. [ 5 ] Какое-то время он, кажется, также был членом так называемой общины « скифских монахов ».
Согласно «Житию Сабаи» Кирилла , Леонтий был монахом лавры святого Кирилла. Саба близ Иерусалима, [ 5 ] ученик Нонна Эдесского и один из лидеров партии оригенистов в Палестине. [ 1 ] : 7 В 531 году он сопровождал Сабу в Константинополь, где был осужден за свои оригенистские взгляды. [ 1 ] : 7 Брайан Дейли, однако, считает эту связь очень слабой как по историческим причинам, так и потому, что текст Corpus leontianum, похоже, не содержит взглядов оригенистов. [ 1 ] : 8
Теология
[ редактировать ]Леонтию принадлежат пять полемических сочинений в защиту Халкидонского догмата , собрание сочинений, называемое corpus leontianum. [ 1 ] : 5 Из этого собрания сочинений можно сделать вывод, что Леонтий был монахом, подвижником и отшельником. [ 1 ] : 6 Из предисловия к его третьему трактату «Против несториан» мы узнаем, что в молодости он был членом кружка Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского . [ 1 ] : 6
Леонтий наиболее известен благодаря теории энипостазии ( ἐνυποστασία) человеческой природы Христа в божественной ипостаси Логоса . [ 1 ] : 5 По словам Карло Делл'Оссо, первого ученого, переведшего свои сочинения на современный язык, [ 1 ] в его богословии доминирует тема дифизитства (реакция на еретическое учение о монофизитстве ), которая представляет собой утверждение постоянства и различия двух природ Христа — божественной и человеческой — после Воплощения, состояния, которое Леонтий определил как ипостасный союз . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]произведения В состав leontianum входят следующие ; они содержатся в Patrologia Graeca , том 86. [ 1 ] : 8 Первое полное критическое издание этих работ было подготовлено Брайаном Дейли и опубликовано в 2017 году. [ 6 ]
- Contra Nestorianos et Eutychianos , против двух крайних позиций евтихианства и несторианства.
- Диалог против афтартодокетистов , против тех, кто афтардодокетизм человеческой природы Христа
- Contra Nestorianos , еще одна работа против последователей Феодора Мопсуестийского.
- Эпилиз , также называемый Solutio Argumentorum a Severus objetorum , работа против аргументов Севера Антиохийского.
- Эпапоремата , также называемая Тридцать голов против Северуса , еще одно произведение против Северуса.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фортескью, Адриан (1910). Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. ( Примечание : что типично для более поздних научных работ, информация, особенно касающаяся его работ, путается между Леонтием Византийским и Леонтием Иерусалимским.) . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Леонтий Византийский (2013). Против подделок аполлинаров . - Английский перевод Adversus Frades Apollinistarum , выполненный по заказу Роджера Пирса. Перевод Брайсона Сьюэлла, 2013 г. На основе текста Patrologia Graeca 86.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Делл'Оссо, Карло, изд. (2001). Леонтий Византийский: Произведения (на итальянском языке). Рим: Новый город. ISBN 8831131613 .
- ^ Перейти обратно: а б с Делл'Оссо, Карло (2006). «Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский: четкое различие». Августинианум (на итальянском языке). 46 (1): 231–259. дои : 10.5840/agstm200646114 .
- ^ Ричард, Марсель (1944). «Леонтий Иерусалимский и Леонтий Византийский». Религиозно-научные смеси (на французском языке). 1 :35–88.
- ^ Краусмюллер, Дирк (2001). «Леонтий Иерусалимский, богослов седьмого века». Журнал богословских исследований . 52 (2): 637–657. дои : 10.1093/jts/52.2.637 .
- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Леонтий ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 456. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Дейли, Брайан, изд. (2017). Леонтий Византийский: Полное собрание сочинений . Оксфордские раннехристианские тексты. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199645237 .