Jump to content

Марианское искусство в католической церкви

(Перенаправлено с Мариан Арт )
Наша Мать Неустанной Помощи , икона критской школы , в Риме с 15 века. архангелы Михаил и Гавриил . Также изображены

Мария была одним из главных героев западного искусства на протяжении веков. существует огромное количество произведений В Католической церкви Марианского искусства , охватывающих как религиозные темы, такие как Богородица и Младенец , так и ряд повествовательных сюжетов из Жизни Богородицы , часто расположенных в циклах. Большинство средневековых художников, а также от Реформации до примерно 1800 года, большинство из католических стран, создали работы, в том числе старых мастеров , таких как Микеланджело и Боттичелли . [1]

Марианское искусство является частью ткани католической марианской культуры благодаря своему эмоциональному воздействию на ее почитание. Такие изображения, как Богоматерь Гваделупская и многочисленные ее художественные исполнения в виде статуй, являются не просто произведениями искусства, но и центральным элементом повседневной жизни мексиканского народа. [2] И Идальго , и Сапата несли флаги Гваделупы, а изображения Девы Гваделупской продолжают оставаться ключевым объединяющим элементом мексиканской нации. [3] Таким образом, изучение Марии в области мариологии неразрывно связано с марианским искусством. [4]

Совокупность учений, составляющих католическую мариологию , состоит из четырех основных марианских догматов : вечной девственности , Божией Матери , Непорочного зачатия и Успения на Небесах , заимствованных из библейских писаний , сочинений отцов церкви и традиций церкви. Другими влияниями на марианское искусство были праздники церковные , явления Марии , сочинения святых и популярные религиозные обряды, такие как четки , крестные станции или полное освящение, а также папские инициативы , папские энциклики Марии и апостольские послания. Письма .

Сочетание искусства, теологии и духовности

[ редактировать ]
Salus Populi Romani — популярная икона Рима.

Искусство было неотъемлемым элементом католической идентичности со времен поздней античности . [5] Средневековый католицизм ценил реликвии, и паломничества к ним были обычным явлением. В честь святых были заказаны церкви и отдельные произведения искусства, а Дева Мария всегда считалась самой могущественной заступницей среди всех святых — ее изображения были предметом почитания католиков во всем мире. [5]

Католическая мариология не просто состоит из набора богословских сочинений, но также опирается на эмоциональное воздействие искусства, музыки и архитектуры. Католическая марианская музыка и католические марианские церкви взаимодействуют с марианским искусством как ключевыми компонентами мариологии, например, строительство крупных марианских церквей приводит к появлению крупных произведений искусства для украшения церкви. [6] [7] [8] [9]

В 16 веке « » Габриэле Палеотти стало Рассуждение о священных и светских изображениях известно для католиков как «Катехизис изображений», поскольку оно установило ключевые концепции использования изображений в качестве формы религиозного обучения и идеологической обработки посредством молчаливой проповеди ( мута предикатио ). [10] [11] Подход Палеотти был реализован его могущественным современником святым Карлом Борромео , а его внимание к «преобразованию христианской жизни посредством видения» и «невербальным правилам языка » сформировало католические интерпретации Девы Марии в 16 и 17 веках, а также способствовало и пропагандировало их. Богородичные богослужения, такие как Розарий. [10] [11]

Примером взаимодействия Марианского искусства, культуры и церквей является Salus Populi Romani , ключевая икона Марии в Риме в Санта-Мария-Маджоре , самой ранней Марианской церкви в Риме. Практика коронования изображений Марии началась в Санта-Мария-Маджоре в Риме Папой Климентом VIII в 17 веке. [12] В 1899 году Эудженио Пачелли (впоследствии Папа Пий XII ) отслужил перед ним свою первую Святую Мессу в Санта-Мария-Маджоре . Пятьдесят лет спустя он физически увенчал эту картину как часть первого Марианского года в истории Церкви, провозгласив царицей Марии . Изображение пронесли из Санта-Мария-Маджоре по Риму в рамках празднования Марианского года и провозглашения королевства Марии.

Другой пример – « Наша Мать вечной помощи» . Католики на протяжении веков молились перед этой иконой, обычно в ее репродукциях, чтобы ходатайствовать за них перед Христом. [13] На протяжении веков было построено несколько церквей, посвященных Матери Божией Неустанной Помощи. Папа Иоанн Павел II провел мессу в Национальном Храме Богоматери Неустанной Помощи на Филиппинах, где это служение очень популярно, и многие католические церкви каждую среду проводят Новену и мессу в ее честь, используя копию иконы, которая также широко выставлена. в домах, автобусах и общественном транспорте на Филиппинах. [14] [15] [16] Поклонение иконе распространилось от Филиппин до Соединенных Штатов и остается популярным среди американцев азиатского происхождения в Калифорнии. [17] [18] Совсем недавно, в 1992 году, песня « Леди, которая носит синее и золотое» была написана в Калифорнии, а затем исполнена в церкви Св. Альфонса Лигуори в Риме, где находится икона. Это иллюстрирует, как средневековое произведение искусства может порождать праздники, соборы и марианскую музыку.

Молитва у Утренних ворот Богоматери в Литве .

Использование Марианского искусства католиками во всем мире сопровождает определенные формы Марианской преданности и духовности. Широкое использование католиками копий статуи Лурдской Богоматери подчеркивает поклонение Непорочному зачатию и Розарию , о которых сообщается в посланиях Лурда. Для католиков характерные сине-белые статуи Лурда являются напоминанием об акценте Лурда на молитвах Розария , а миллионы паломничеств к Базилике Розария в Лурде показывают, как церкви, религиозные обряды и искусство переплетаются в католической культуре . Розарий остается любимой молитвой среди католиков, которые посещают Лурд или поклоняются статуям Лурда по всему миру. [19] [20] [21] [22]

Исторически марианское искусство повлияло не только на образ Марии среди католиков, но и на образ Иисуса. Ранний « кириосский образ» Иисуса как «Господа и Учителя» особо подчеркивался в посланиях Павла . [23] [24] [25] XIII века Изображения Рождества Иисуса в искусстве и францисканское развитие «нежного образа Иисуса» посредством создания вертепов изменили это восприятие и сыграли важную роль в изображении более мягкого образа Иисуса, который контрастировал с мощным и сияющим образом. на Преображенском . [26] Акцент на смирении Иисуса и нищете его рождения, изображенный в вертепе, укреплял образ Бога не как сурового и карающего, но самого смиренного при рождении и принесенного в жертву при смерти. [27] По мере того, как нежная радость Рождества добавлялась к агонии Распятия (как показано в таких сценах, как «Стабат Матер» ), через марианское искусство возник совершенно новый спектр одобренных религиозных эмоций, что оказало широкое культурное влияние на последующие столетия. [28] [29] [30]

Распространение поклонения Деве Милосердия является еще одним примером сочетания искусства и религиозности среди католиков. В 12 веке аббатство Сито во Франции использовало мотив защитной мантии Девы Марии, которая защищала коленопреклоненных аббатов и настоятельниц. В 13 веке Цезарий Гейстербахский также знал об этом мотиве, что в конечном итоге привело к созданию иконографии Девы Милосердия и усилению внимания к концепции защиты Марии. [31] К началу 16 века изображения Богородицы Милосердия были одними из любимых художественных предметов в домах Парижа. [32] В XVIII веке святой Альфонс Лигуори приписал свое выздоровление после смерти статуе Девы Милосердия, принесенной к его изголовью. [33]

В своем апостольском письме Archicoenobium Casinense в 1913 году Папа Пий X повторил то же мнение относительно смешения искусства, музыки и религии, сравнив художественные усилия бенедиктинских монахов из художественной школы Бойрон (которые ранее создали «Жизнь Богородицы»). »серия), к возрождению григорианского песнопения бенедиктинцами аббатства Солесмес и написал: «...вместе со священной музыкой это искусство оказывается мощным подспорьем в литургии». [34]

Разнообразие Марианского искусства

[ редактировать ]
Мадонна смирения работы Доменико ди Бартоло 1433 года была описана как один из самых новаторских религиозных образов раннего Возрождения. [35]

Католическое марианское искусство выразило широкий спектр богословских тем, связанных с Марией, часто далеко не очевидными способами, и смысл которых можно восстановить только путем детального научного анализа. Целые книги, академические диссертации или обширные научные работы были написаны по различным аспектам Марианского искусства в целом и по конкретным темам, таким как Черная Мадонна , Богоматерь Сан-Хуан-де-лос-Лагос , Дева Милосердия , Дева Окотланская или Хортус. выводы и их доктринальные последствия. [36] [37] [38] [39] [40]

Некоторые из ведущих Марианских предметов включают:

  • Другие предметы включают:

Традицию католического марианского искусства продолжили в 21 веке такие художники, как Мигель Бехарано Морено и Франсиско Карденас Мартинес .

Раннее почитание

[ редактировать ]
Самая ранняя фреска Девы Марии в катакомбах Присциллы начала III века.

Раннее почитание Марии задокументировано в катакомбах Рима . В катакомбах картины изображают Марию с Иисусом. Более необычным и указывающим на захоронение Святого Петра был тот факт, что при раскопках в склепе Святого Петра была обнаружена очень ранняя фреска, изображающая Марию вместе со Святым Петром. [41] В катакомбах римской Присциллы хранятся известные древнейшие картины Марии, датируемые серединой второго века. [42] На одном изображена Мария с младенцем Иисусом на коленях. Катакомба Присциллы также включает в себя старейшую известную фреску Благовещения , датируемую 4 веком. [43]

После Миланского эдикта 313 года христианам было разрешено открыто поклоняться и строить церкви. Щедрое и систематическое покровительство римского императора Константина I изменило судьбу христианской церкви и привело как к архитектурному, так и к художественному развитию. [44] Почитание Марии стало достоянием общественности, и марианское искусство процветало. Некоторые из самых ранних церквей Марии в Риме датируются V веком, такие как Санта-Мария-ин-Трастевере , Санта-Мария-Антиква и Санта-Мария-Маджоре, и эти церкви, в свою очередь, на протяжении веков украшались значительными произведениями искусства. [45] [46] Таким образом, взаимодействие Марианского искусства и церковного строительства повлияло на развитие Марианского искусства. [47]

С тех пор Дева Мария стала основным предметом западного искусства. Такие мастера, как Микеланджело , Боттичелли , Леонардо да Винчи , Джотто , Дуччо и другие, создавали шедевры на марианские темы.

Богородица

[ редактировать ]
Икона «Богоматерь на престоле с Младенцем со святыми Георгием , Феодором и ангелами», VI век, Екатерининский монастырь .

Статус Марии как Богородицы не был ясно выражен в Евангелиях и Посланиях Павла, но богословский смысл этого был определен и подтвержден Эфесским собором (431 г.). Различные аспекты положения Марии как матери были предметом большого количества произведений католического искусства.

произошло Большое расширение культа Марии после Эфесского собора в 431 году, когда ее статус Богородицы был подтвержден ; До этого момента это было предметом некоторых споров, хотя в основном по причинам, связанным со спорами о природе Христа . В мозаиках Санта -Мария-Маджоре в Риме, датируемых 432–40 гг., сразу после собора, она еще не изображена с нимбом , и она также не изображена в вертепе в эту дату, хотя она включена в Поклонение Волхвы . [46] [48]

К следующему столетию утвердилось иконическое изображение Богородицы на троне, несущей младенца Христа, как, например, из единственной сохранившейся группы икон этого периода в монастыре Святой Екатерины в Египте . Этот тип изображения с слегка меняющимися акцентами остается основой изображений Марии и по сей день. Образу на горе Синай удается объединить два аспекта Марии, описанные в Магнификате : ее смирение и ее возвышение над другими людьми.

В этот период иконография Рождества принимала форму, сосредоточенную на Марии , которую она сохранила до наших дней в восточном православии и на которой западные изображения оставались основанными до высокого средневековья . Другие сюжетные сцены для византийских циклов о Житии Богородицы разрабатывались, опираясь на апокрифические источники, чтобы заполнить ее жизнь до Благовещения Марии . К этому времени политический и экономический крах Западной Римской империи означал, что западная, латинская церковь не могла конкурировать в развитии такой сложной иконографии и во многом полагалась на византийские разработки.

Самое раннее сохранившееся изображение Мадонны с Младенцем в западной происходит иллюминированной рукописи из Келлской книги около 800 г., и, хотя оно великолепно оформлено в стиле островного искусства , рисунок фигур можно охарактеризовать лишь как довольно грубый по сравнению с византийским. произведение того периода. На самом деле это было необычное включение в Евангелие , и изображения Богородицы медленно появлялись в больших количествах в рукописях, пока часослов в 13 веке не был изобретен .

Рождество Иисуса

[ редактировать ]
Изображение Рождества Христова на троне Максимиана в Равенне.

Рождество Иисуса было основным предметом христианского искусства с начала IV века. Его изображали во многих различных средствах массовой информации, как живописных, так и скульптурных. Изобразительные формы включают фрески, панно, иллюминацию рукописей, витражи и картины маслом.Самые ранние изображения самого Рождества очень просты: они просто изображают младенца, туго завернутого, лежащего у земли в корыте или плетеной корзине.

Новая форма изображения, которая, судя по редким ранним версиям, была сформулирована в Палестине VI века, должна была установить основную форму восточно-православных изображений до наших дней. Местом действия теперь является пещера – или, скорее, конкретная пещера Рождества в Вифлееме, уже расположенная под церковью Рождества и с одобрения церкви зарекомендовавшая себя как место паломничества.

Рождество в ночи ( ок. 1490), автор Гертген тот Синт Янс

Западные художники переняли многие из византийских иконографических элементов, но предпочли пещере библейскую конюшню, хотя версия Маэста, созданная Дуччо под византийским влиянием, пытается сочетать и то, и другое. В период готики, на Севере раньше, чем в Италии, развивается возрастающая близость между матерью и ребенком, и Мария начинает держать ребенка на руках, или он смотрит на нее. Сосание очень необычно, но иногда проявляется.

На образ в позднесредневековой Северной Европе часто влияло видение Рождества святой Бригитты Шведской (1303–1373), очень популярного мистика. Незадолго до своей смерти она описала видение младенца Иисуса, лежащего на земле и излучающего свет.

Начиная с XV века, Поклонение волхвов все чаще становилось более распространенным изображением, чем собственно Рождество. С XVI века простые «Рождества», в которых присутствует только Святое семейство, стали явным меньшинством, хотя Караваджо возглавил возвращение к более реалистичной трактовке «Поклонения пастухов» .

На вечный характер девственности Марии, а именно на то, что она была девственницей всю свою жизнь, а не только во время непорочного зачатия Иисуса Христа в Благовещении (что она была девственницей до, во время и после его рождения), упоминается в некоторых формы рождественского искусства: Саломея II века, , которая, согласно рассказу о Рождестве Марии [49] Полученное физическое доказательство того, что Мария осталась девственницей даже при рождении Иисуса, встречается во многих изображениях Рождества Иисуса в искусстве . [50]

Филиппо Липпи , 1459 г.

Изображение Мадонны уходит корнями в древние живописные и скульптурные традиции, которые формировали ранние христианские общины по всей Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. Важную роль в итальянской традиции играют византийские иконы, особенно те, которые были созданы в Константинополе (Стамбуле), столице древнейшей и устойчивой средневековой цивилизации, чьи иконы, такие как Одигитрия , участвовали в гражданской жизни и прославлялись своими чудесными свойствами. Западные изображения оставались в значительной степени зависимыми от византийских типов, по крайней мере, до 13 века. В позднем средневековье критская школа , находившаяся под венецианским правлением, была источником большого количества икон, экспортируемых на Запад, и тамошние художники могли при необходимости адаптировать свой стиль к западной иконографии.

Романская Мадонна на троне, аббатство Санто-Доминго-де-Силос

В романский период отдельно стоящие статуи Мадонны с Младенцем на троне, обычно в половину натуральной величины, были оригинальной западной разработкой, поскольку монументальная скульптура была запрещена православием. Золотая Мадонна Эссена ок. 980 года — один из самых ранних из них, сделанный из золота, нанесенного на деревянную основу, и до сих пор являющийся предметом значительного местного почитания, как и Богоматерь Монсерратская XII века в Каталонии , более развитая обработка.

С ростом монументальной панно в Италии в XII и XIII веках этот тип часто писался, и изображение Мадонны приобретает известность за пределами Рима, особенно по всей Тоскане. Хотя члены нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев являются одними из первых, кто заказал панели, представляющие эту тему, такие работы быстро стали популярными в монастырях, приходских церквях, а затем и домах. Некоторые изображения Мадонны были оплачены мирскими организациями, называемыми братствами, которые собирались, чтобы воспевать Богородицу в часовнях, расположенных в недавно реконструированных просторных церквях, которые иногда посвящались ей.

Некоторые ключевые Мадонны

[ редактировать ]
Скорбящая Богоматерь Морено , , скит в Варфхейзене Нидерланды.

Ряд картин и статуй Мадонны завоевали признание как важные религиозные иконы и примечательные произведения искусства в различных регионах мира.

Некоторые Мадонны известны под общим названием и концепцией, созданной или изображенной разными художниками. Например, Скорбящая Богоматерь является покровительницей нескольких стран, таких как Словакия и Филиппины . Он представлен в виде Девы Марии, раненной семью мечами в сердце, что является отсылкой к пророчеству Симеона о представлении Иисуса . Скорбящая Богоматерь, Королева Польши, расположенная в Святилище Лихенской Богоматери (крупнейшей церкви Польши), является важной иконой в Польше. Термин «Скорбящая Богоматерь» также используется в других контекстах, без Мадонны, например, для явлений Богоматери Кибехо .

Некоторые Мадонны становятся предметом всеобщего поклонения, а посвященные им святыни Марии привлекают миллионы паломников ежегодно. Примером может служить Богоматерь Апаресида в Бразилии, чей храм по размеру превосходит только базилика Святого Петра в Ватикане , и ежегодно принимает больше паломников, чем любая другая католическая Марианская церковь в мире. [51]

Латинская Америка
[ редактировать ]

В Южной Америке существует богатая традиция строительства статуй Мадонны, образцы которых показаны в разделе галерей этой статьи. Южноамериканская традиция Марианского искусства восходит к 16 веку, когда Дева Копакабанская получила известность в 1582 году. [52] Некоторые заслуживающие внимания примеры:

Изображения Мадонн, таких как Богоматерь Сан-Хуан-де-лос-Лагос, и поклонение им распространились из Мексики в Соединенные Штаты. [53] [54]

Италия и Испания
[ редактировать ]
Сикстинская Мадонна , Рафаэль 1513 г.
Центральная и Северная Европа
[ редактировать ]

Мария в жизни Христа

[ редактировать ]
Христос и Мария, мозаика, церковь Хора , 16 век.

Сцены Марии и Иисуса вместе делятся на две основные группы: сцены с младенцем Иисусом и сцены последнего периода его жизни. После эпизодов Рождества есть ряд дальнейших повествовательных сцен Марии и младенца Иисуса вместе, которые часто изображаются: Обрезание Христа , Представление Иисуса в храме , Бегство в Египет и менее конкретные сцены Марии и Младенца Иисуса. Иисус со своим двоюродным братом Иоанном Крестителем , иногда с матерью Иоанна Елизаветой . Леонардо да Винчи . «Мадонна в скалах» Яркий пример – Собрания всей большой семьи Иисуса образуют тему, известную как « Святое родство» , популярную в эпоху Северного Возрождения . Мария появляется на фоне единственного случая в Евангелиях из позднего детства Иисуса — Находки в храме .

Микеланджело Пьета . , 1498 год

Мария тогда обычно отсутствует в сценах периода жизни Христа между Его Крещением и Его Страстями, за исключением Венчания в Кане , где она помещена в Евангелиях. Небиблейский сюжет о том, как Христос прощается со своей Матерью (перед тем, как отправиться в Иерусалим в начале своих Страстей), часто изображался в Германии 15-го и начала 16-го веков. Мария помещена у Распятия Иисуса в Евангелиях и почти всегда изображается вместе со Святым Иоанном Богословом в полностью изображенных произведениях, а также часто показывается на фоне более ранних сцен Страстей Христовых . Крест - крест, распространенный в средневековых западных церквях, имел статуи Марии и Иоанна, обрамляющие центральное распятие . Мария изображена присутствующей при низложении Христа и его погребении; в позднем средневековье Пьета возникла в Германии как отдельный предмет, особенно в скульптуре. Мария также включена, хотя об этом не упоминается ни в одном из библейских повествований, в изображения Вознесения Иисуса. . После Вознесения она занимает центральное место в изображениях Пятидесятницы , которая является ее последним появлением в Евангелиях.

Основные сцены выше, показывающие события, отмечаемые как праздники церковью , составляли часть циклов Жития Богородицы (хотя выбор сцен в них значительно различался), а также Жизни Христа .

Вечная девственность

[ редактировать ]
Фреска Благовещения в Пантеоне, Рим , 15 век.

Догма католическая о вечной девственности Марии является самой ранней из четырех Марианских догм, и литургия на протяжении веков неоднократно называла Марию «вечно девственной». [58] [59] Догмат означает, что Мария была девственницей до, во время и после рождения Иисуса Христа . В произведении II века, первоначально известном как « Рождение Марии», особое внимание уделяется девственности Марии. [60]

Этот догмат часто представлен в католическом искусстве в виде возвещения Марии архангелом Гавриилом о том, что она зачнет ребенка, чтобы родиться Сыном Божьим, а также в вертепах, включающих фигуру Саломеи . Благовещение — одна из наиболее часто изображаемых сцен в западном искусстве. [61] Сцены Благовещения также являются наиболее частыми появлениями Гавриила в средневековом искусстве. [62] Изображение Иосифа, отворачивающегося в некоторых сценах Рождества, является скрытой ссылкой на отцовство Святого Духа и учение о непорочном зачатии. [63]

Фрески, изображающие эту сцену, появлялись в католических церквях Мариан на протяжении веков, и эта тема рассматривалась многими художниками в самых разных средах: от витражей до мозаики , рельефа , скульптуры и масляной живописи. [64] Самая старая фреска Благовещения — это изображение IV века в катакомбах Присциллы в Риме. [65] В большинстве (но не во всех) католических, да и западных, изображениях Гавриил изображен слева, тогда как в Восточной Церкви он чаще изображается справа. [66]

Мозаика Благовещения, Санта-Мария-ин-Трастевере , Рим, 1291 год.

Это был один из наиболее частых предметов христианского искусства, особенно в средние века и эпоху Возрождения. Фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила, символизирующие чистоту и грацию, были любимыми сюжетами многих художников, таких как Сандро Боттичелли , Леонардо да Винчи , Караваджо , Дуччо и Мурильо и других. На многих изображениях ангел может держать лилию , символизирующую девственность Марии. [67] Мозаики Пьетро Каваллини в Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме (1291 г.), фрески Джотто ( 1486 в капелле Скровеньи в Падуе (1303 г.), фреска Доменико Гирландайо в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции г.) и Донателло ' Знаменитыми примерами являются позолоченные скульптуры церкви Санта-Кроче во Флоренции (1435 г.).

Естественная композиция сцены, состоящей из двух фигур, обращенных друг к другу, делала ее подходящей и для декоративных арок над дверными проемами.

Непорочное зачатие

[ редактировать ]
, Мурильо Непорочное зачатие 1650 год.

Учитывая, что до 13-го века ряд святых, в том числе Бернар Клервоский , Бонавентура , Фома Аквинский и доминиканцы в целом, либо выступали против этой доктрины, либо ставили ее под сомнение, католическое искусство на эту тему в основном датируется периодами после 15-го века и отсутствует. из эпохи Возрождения искусства . Но при поддержке общественного мнения, францисканцев и богословов, таких как Дунс Скот , популярность доктрины возросла, и был организован праздник в ее честь.

Герб Швейцарии, 16 век.

Папа Пий V , Папа-доминиканец, который в 1570 году учредил Тридентскую мессу , включил праздник (но без прилагательного «Непорочная») в Тридентский календарь , но запретил существовавшую специальную мессу для праздника, постановив, что месса Рождества Христова Вместо этого используется Мария (с заменой слова «Рождество» на «Зачатие»). [68] Часть этой более ранней мессы была возрождена в мессе, которую Папа Пий IX приказал использовать на празднике и которая используется до сих пор. [69]

В 16 веке была широко распространена интеллектуальная мода на эмблемы как в религиозном, так и в светском контексте. Они состояли из визуального изображения символа (pictura) и обычно латинского девиза ; часто добавлялась пояснительная эпиграмма. Книги с эмблемами пользовались большой популярностью. [70]

Опираясь на традицию эмблемы, Франсиско Пачеко создал иконографию, которую испанские художники, такие как Бартоломе Мурильо (особенно), Диего Веласкес (зять Пачеко) и другие, с вариациями переняли, а затем распространили на остальную Европу, с тех пор как это осталось обычным изображением. Дополнительные изображения могут включать облака, золотой свет и херувимов . На некоторых картинах херувимы держат лилии и розы — цветы, часто ассоциирующиеся с Марией.

Догматическое определение непорочного зачатия было дано Папой Пием IX в его Апостольской конституции Ineffabilis Deus в 1854 году.

Изображение Непорочного Зачатия

[ редактировать ]
Пьеро ди Козимо «Непорочное зачатие» , 1505 год.

Многие художники 15 века столкнулись с проблемой, как изобразить такую ​​абстрактную идею, как Непорочное зачатие , и проблема не была полностью решена в течение 150 лет.

Поскольку ключевым библейским текстом, на который указывалось в поддержку этого учения, был « Tota pulchra es …», «Вся ты прекрасна, любовь моя; нет пятна в тебе», стих 4.7 из Песни Песней Соломона , [71] ряд символических объектов, взятых из образов Песни и часто уже связанных с Благовещением и Вечной Девственностью, были объединены в версии темы Hortus conclusus («закрытый сад»). Это давало довольно запутанную тему, и обычно ее невозможно было совместить с правильной перспективой, поэтому она никогда не прижилась за пределами Германии и Нидерландов . Пьеро ди Козимо был среди тех художников, которые пробовали новые решения, но ни одно из них не стало общепринятым, чтобы тема была сразу узнаваема верующими.

Непорочное зачатие Диего Веласкеса , 1618 г.

Окончательная иконография Непорочного Зачатия, опирающаяся на традицию эмблемы, по-видимому, была создана мастером, а затем тестем Диего Веласкеса , художником и теоретиком Франсиско Пачеко (1564–1644), которому инквизиция в Севилья также заключила договор на утверждение новых изображений. Свою иконографию он описал в книге «Искусство живописи» ( Arte de la Pintura ), опубликованной посмертно в 1649 году:

«Версия, которой я следую, наиболее близка к святому откровению евангелиста и одобрена Католической Церковью на основании авторитета священных и святых толкователей... В этой прекраснейшей из тайн Богоматерь должна быть изображена как прекрасная молодая девушка 12 или 13 лет в расцвете своей юности... И так ее восхваляет Муж: tota pulchra es amica mea , текст, который всегда пишется на этой картине. Она должна быть нарисована в белом. туника и синяя мантия... Ее окружает солнце, овальное солнце белого и охристого цвета, сладко сливающееся с небом. Лучи света исходят от ее головы, вокруг которой кольцо из двенадцати звезд . украшает ее голову, не скрывая, однако, звезд. Под ее ногами находится луна. Хотя это твердый шар, я беру на себя смелость сделать его прозрачным, чтобы сквозь него проглядывал пейзаж». [72] [73]

Успение Богородицы

[ редактировать ]
Тициан Успение , 1516 г.

Католическая доктрина Успения Марии на Небесах утверждает, что Мария была перенесена на Небеса с едиными телом и душой. Хотя Успение было официально объявлено догмой только Папой Пием XII в его Апостольской конституции Munificentissimus Deus в 1950 году, его корни в католической культуре и искусстве уходят в глубь веков. Хотя Папа Пий XII намеренно оставил открытым вопрос о том, умерла ли Мария до своего Успения, более распространенным учением ранних отцов является то, что она умерла. [74] [75]

Одним из первых сторонников Успения был святой Иоанн Дамаскин (676–794), Учитель Церкви , которого часто называют Учителем Успения . [76] Святитель Иоанн не только интересовался Успением, но и поддерживал использование святых изображений в ответ на указ византийского императора Льва III , запрещавший поклонение или выставление святых изображений. [77] Он писал: «В этот день священный и наполненный жизнью ковчег Бога живого, зачавшего во чреве Своего Создателя, покоится в храме Господнем нерукотворном. Давид, предок ее, прыгает и с ним ангелы ведут танец».

Восточная Церковь проводила праздник Успения еще во второй половине VI века, а папа Сергий I (687–701). отмечать его в Риме приказал [78]

Православная традиция ясно утверждает, что Мария умерла обычной смертью, прежде чем принять телесное тело. Православный термин для обозначения смерти – Успение Богородицы . Византийские изображения этого явления легли в основу западных изображений, причем эта тема известна как Смерть Богородицы на Западе . Поскольку характер Успения стал спорным в эпоху Высокого Средневековья, эту тему часто избегали, но изображения продолжали быть обычным явлением до Реформации. Последним крупным католическим изображением является Караваджо » « Смерть Богородицы 1606 года.

Между тем, изображения Успения становились все более частыми в период позднего средневековья, причем готическая сиенская особым источником была школа. К 16 веку они стали нормой сначала в Италии, а затем и в других местах. Иногда их совмещали с Коронованием Богородицы , поскольку Троица ожидала в облаках. Сюжет очень подходил для обработки в стиле барокко.

Царица Небесная

[ редактировать ]
Salus Populi Romani коронован Папой Пием XII

Католическое учение о том, что Мария по достоинству превосходит все другие создания и после Иисуса Христа обладает первенством над всем, восходит к ранней церкви. Святой Софроний сказал: «Ты превзошел всякое существо», а Сен- Жермен Парижский (496–576) заявил: «Твоя честь и достоинство превосходят все творение; твое величие ставит тебя выше ангелов». Святой Иоанн Дамаскин пошел еще дальше: «Безгранична разница между рабами Божиими и Матерью Его». [79] [80]

Коронация иконы Папой Пием XII в 1954 году.

Праздник царства Марии был официально установлен только в 1954 году Папой Пием XII в его энциклике Ad Caeli Reginam . Пий XII также провозгласил первый год Марии, и произошел ряд повторных посвящений католической церкви , например, повторное посвящение в 1955 году церкви Святого Иакова Великого в Монреале с новым титулом «Мария, Царица Мирового собора» - титул, провозглашенный Пием XII.

Тем не менее, задолго до 1954 года Коронация Богородицы была предметом большого количества художественных произведений. Некоторые из этих картин построены на третьем этапе Успения Марии, когда после Успения она коронуется как Царица Небесная .

Статуя Фатимской Богоматери включает в себя несколько католических элементов, например, основанную на видении, коронованную статую и держащую четки . Одна из пуль, ранивших Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в 1981 году, попала в корону статуи. [81]

Католическая преданность Марии иногда была вызвана религиозным опытом и видениями простых и скромных людей (во многих случаях детей) на вершинах отдаленных холмов, которые со временем вызвали сильные эмоции среди большого числа католиков. Примеры включают Святого Хуана Диего в 1531 году как Богоматерь Гваделупскую , Святую Бернадетту Субирус как Богоматерь Лурдскую в 1858 году и Люсию душ Сантос , Хасинту Марто и Франсиско Марто как Богоматерь Фатимскую в 1917 году. [82]

Хотя каждый год Лурд и Гваделупу посещают более пяти миллионов паломников, объем католического искусства, сопровождающего этот энтузиазм, по существу ограничивается популярными изображениями. Следовательно, хотя явления привели к строительству очень больших марианских церквей в Лурде и Гваделупе, они до сих пор не оказали аналогичного влияния на марианское искусство. Однако такие изображения, как Богоматерь Гваделупская и ее художественные исполнения в виде статуй, являются не просто произведениями искусства, а центральными элементами повседневной жизни мексиканского народа. [2] И Мигель Идальго , и Эмилиано Сапата несли флаги Гуадалупана в качестве своих защитников, а люди Сапаты носили изображение Гуадалупана на шеях и на сомбреро . [83] [84] Изображения Девы Гваделупской продолжают оставаться ключевым объединяющим элементом мексиканской нации и главным национальным символом Мексики. [3]

Католики иногда считают искусство, основанное на явлениях, чудесным. Копии характерной сине-белой статуи Лурдской Богоматери широко используются католиками в богослужениях, а небольшие гроты с ней строятся в домах и католических кварталах по всему миру и являются предметом молитв и петиций. [85] В Ad Caeli Reginam Папа Пий XII назвал статую Фатимской Богоматери «чудесной», а Папа Иоанн Павел II объяснил свое выживание после покушения 1981 года ее заступничеством, пожертвовав одну из ранивших его пуль Святилищу в Фатиме. [81] [86]

Отличительные характеристики

[ редактировать ]

Католический подход к марианскому искусству совершенно отличается от того, как другие христиане (например, протестанты и православные ) относятся к изображениям Девы Марии. С самого начала протестантской Реформации ее лидеры выражали недовольство изображениями святых в целом. Хотя с течением времени протестантская традиция искусства развивалась, изображения Девы Марии в ней оставались минимальными, учитывая, что большинство протестантов отвергают почитание Марии и рассматривают его как католическое излишество. [87] [88] [89]

Использование Марианских сакраменталов, таких как Коричневый скапуляр, является отличительной чертой католического искусства.

В отличие от большинства протестантов, Восточная Православная Церковь почитает образы Марии, но иначе и с другим акцентом, чем католическая традиция. В то время как статуи Девы Марии изобилуют католическими церквями, существуют конкретные запреты на все трехмерные изображения (Марии или любых других святых) в Православной церкви, поскольку они считаются пережитками языческого идолопоклонства. Следовательно, православные создают и почитают только двумерные изображения. [90] [91] [92] [93]

Католические изображения Мариан почти полностью представляют собой религиозные изображения и не имеют официального статуса в литургии, но восточные иконы являются неотъемлемой частью православной литургии. Фактически, в православной литургии существует трехстороннее, тщательно скоординированное взаимодействие молитв, икон и гимнов Марии , иногда с конкретными праздниками, связанными с иконами Богородицы и акафистами . [90] [93] [94]

Хотя у самых известных западных художников, от Дуччо до Тициана , существует традиция изображать Деву Марию, большинство художников восточно-православных икон остались анонимными, поскольку создание иконы рассматривается не как «произведение искусства», а как «произведение искусства». священное ремесло», практикуемое и совершенствуемое в монастырях. [90] Для некоторых православных естественные изображения эпохи Возрождения, используемые в католическом искусстве, не способствуют медитации, поскольку им недостает кенозиса, необходимого для православного созерцания. Богатое фоновое изображение цветов или садов, встречающееся в католическом искусстве, отсутствует в православных изображениях, в которых основное внимание уделяется Богородице, часто с Младенцем Иисусом . [95] [96] Изображения, основанные на явлениях, такие как статуи Лурдской Богоматери, подчеркивают различия в том, что они основаны на чисто католических явлениях, а также представляют собой трехмерные изображения. А наличие сакраменталов, таких как Розарий и Коричневый Шкапуляр на статуях Фатимской Богоматери, подчеркивает полностью католическую форму Марианского искусства.

Помимо стилистических проблем, католическое марианское искусство отделяется от других христианских подходов значительными доктринальными различиями. Тремя примерами являются изображения Непорочного Зачатия , Царицы Небесной и Успения Богородицы . Учитывая, что Непорочное зачатие — это в основном католическая доктрина, его изображения в других христианских традициях остаются редкими. [97] То же самое относится и к Царице Небесной , долгое время являвшейся элементом католической традиции (и, в конечном итоге, предметом энциклики Ad Caeli Reginam ), но ее представление в таких темах, как Коронация Богородицы, по-прежнему остается в основном католическим. [86] Хотя восточные православные поддерживают Успение Пресвятой Богородицы , они не поддерживают католические доктрины Успения Богородицы , и, следовательно, их изображения Успения различны, и Дева Мария обычно изображается спящей в окружении святых, в то время как католические изображения часто изображают Марию. поднимающийся на Небеса. [93] [98]

Галереи Марианского искусства

[ редактировать ]

До 15 века

[ редактировать ]

После 16 века

[ редактировать ]

Мария в жизни Христа

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тимоти Вердон, 2006, Мэри в западном искусстве ISBN   978-0-9712981-9-4
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б История современной Латинской Америки Терезы А. Мид , 2009 г. ISBN   1-4051-2051-7 стр. 45
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Богоматерь Гваделупская , Максвелл Э. Джонсон, 2003 г. ISBN   0-7425-2284-9 стр. 41–43.
  4. ^ Кэролайн Эбертшаузер и др. 1998 Мэри: Искусство, культура и религия на протяжении веков ISBN   978-0-8245-1760-1
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Явно католик: исследование католической идентичности Дэниела Донована, 1997 г. ISBN   0-8091-3750-X , стр. 96–98.
  6. ^ Януш Росикон, 2001, Мадонны Европы: Паломничества к Великим Марианским святыням ISBN   978-0-89870-849-3
  7. ^ Эдель 2006, Мадонна: сакральное искусство и святая музыка ISBN   9783937406404
  8. ^ Музыка Мэриан Дейтонского университета https://udayton.edu/imri/mary/b/birth-of-mary-meditation-and-illustrations.php
  9. ^ Питер Маллен Святыни Богоматери ISBN   978-0-312-19503-8
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тайна Розария: Марианская преданность и возрождение католицизма, Натан Митчелл, 2009 г. ISBN   0-8147-9591-9 стр. 37–42.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дорога из Эдема: исследования христианства и культуры Джона Барбера, 2008 г. ISBN   1-933146-34-6 стр. 288
  12. ^ Католическая энциклопедия
  13. ^ Энн Болл, Энциклопедия католических преданий и практик, 2003 г. ISBN   0-87973-910-X, стр. 431–433.
  14. ^ Веб-сайт Ватикана: Папа Иоанн Павел II на Филиппинах.
  15. ^ Культура и обычаи Филиппин Пола А. Роделла, 2001 г. ISBN   0-313-30415-7 стр. 58
  16. ^ Отношения между религиями и культурами в Юго-Восточной Азии Донни Гарал Адиан, Гадис Аривия , 2009 г. ISBN   1-56518-250-2 стр. 129
  17. ^ Азиатско-американские религии Тони Карнса, Фэнган Ян, 2004 г. ISBN   0-8147-1630-X с. 355
  18. Религия на грани блаженства и нирваны Лоис Энн Лоренцен, 2009 г. ISBN   0-8223-4547-1 стр. 278–280.
  19. Энциклопедия христианства, том 3 Эрвина Фалбуша, Джеффри Уильям Бромили, 2003 г. ISBN   90-04-12654-6 стр. 339.
  20. ^ Католический альманах нашего воскресного посетителя Мэтью Бансона, 2008 г. ISBN   1-59276-441-X с. 123
  21. ^ Тайна Розария Натана Митчелла, 2009 г. ISBN   0-8147-9591-9 стр. 193
  22. Католики Китая , Ричард Мэдсен , 1998 г. ISBN   0-520-21326-2 стр. 6–7.
  23. ^ Библейский словарь Мерсера Уотсона Э. Миллса, Роджера Обри Булларда, 1998 г. ISBN   0-86554-373-9 стр. 520–525.
  24. ^ Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве Ларри В. Уртадо, 2005 г. ISBN   0-8028-3167-2, стр. 113, 179.
  25. ^ II Коринфянам: комментарий Фрэнка Дж. Матеры, 2003 г. ISBN   0-664-22117-3 стр. 11–13.
  26. Изображение Святого Франциска Розалинды Б. Брук, 2006 г. ISBN   0-521-78291-0 стр. 183–184.
  27. ^ Традиция католической молитвы Кристиана Рааба, Гарри Хагана, Св. Мейнрада Арчабби, 2007 г. ISBN   0-8146-3184-3 стр. 86–87.
  28. Жизнеспособность христианской традиции Джорджа Фингера Томаса, 1944 г. ISBN   0-8369-2378-2 стр. 110–112.
  29. ^ La vida Sacra: современное латиноамериканское сакраментальное богословие Джеймса Л. Эмперера, Эдуардо Фернандеса, 2006 г. ISBN   0-7425-5157-1 стр. 3–5.
  30. ^ Филиппины Лили Роуз Р. Топе, Детч П. Нонан-Меркадо, 2005 г. ISBN   0-7614-1475-4 стр. 109
  31. ^ Артур Калкинс, Посвящение и посвящение Мариан в Берке, Раймонд Л.; и др. (2008) Мариология: Руководство для священников, дьяконов, семинаристов и посвященных лиц ISBN   978-1-57918-355-4 стр. 725–737
  32. Жизнь во Франции эпохи Возрождения , Люсьен Февр, 1979 г. ISBN   0-674-53180-9 стр. 145
  33. ^ Святой Альфонс Лигуори, работа Святого Альфонсо Марии де Лигуори, Ричард Пол Блейкни, 1852 г., с. 20
  34. ^ Acta Apostolicae Sedis 5, 1913, стр. 113–117
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Искусство и музыка раннего Нового времени , Франка Тринкьери Камиз, Кэтрин А. МакИвер. ISBN   0-7546-0689-9 стр. 15 [1]
  36. ^ Ротен С.М., Иоганн Г., «Рождение Марии: медитация и иллюстрация», Международный исследовательский институт Марии, Дейтонский университет.
  37. ^ Мадонна делла Мизерикордия в эпоху итальянского Возрождения Кэрол МакКолл Рэнд, 1987, диссертация, Университет Содружества Вирджинии.
  38. ^ Храм Девы де Сан-Хуан , автор Бонни Робертсон, 1980 г. ASIN: B0021ZHECE
  39. ^ Луис Нава Родригес, 1975 История Богоматери Окотланской Тласкалы: Редакция газет "La Prensa", MLCS 98/02238
  40. ^ Закрытый сад: история и развитие hortus conclusus Роба Абена, Саския де Вит, 1999. ISBN   90-6450-349-4
  41. ^ М. Гуардуччи Мария в раннехристианских эпиграфах Рима , 1963, 248.
  42. ^ Я Дауст, Мария в катакомбах , в «Духе и жизни», н. 91, 1983.
  43. ^ Благовещение Марии Эжена ЛаВердьера, 2007 г. ISBN   1568545576 стр. 29
  44. ^ Раннехристианское искусство и архитектура RLP Милберна (февраль 1991 г.) ISBN   0520074122 Univ California Press, стр. 303
  45. Изображение и реликвия: Посредничество в священном в раннесредневековом Риме , Эрик Тун, 2003 г. ISBN   8882652173 страницы 33–35
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэри в западном искусстве Тимоти Вердона, 2005 г. ISBN   097129819X, страницы 37–40.
  47. ^ Майкл Роуз, 2004, В ярусах славы: органическое развитие католической церковной архитектуры на протяжении веков, издания Mesa Folio, ISBN   0967637120, страницы 9–12.
  48. ^ Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера, 2000 г. ISBN   0877790442 стр. 408
  49. ^ Детское Евангелие от Иакова, глава 20. Архивировано 11 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  50. ^ Энциклопедия сравнительной иконографии Хелен Э. Робертс, 1998 г. ISBN   1-57958-009-2 стр. 904
  51. ^ Религии мира Дж. Гордона Мелтона, Мартина Баумана, 2003 г. ISBN   1576072231, страницы 308–309.
  52. ^ Искусство и архитектура вице-короля Латинской Америки, 1521–1821, Келли Донахью-Уоллес, 2008 г. ISBN   0826334598
  53. ^ Картирование католического культурного ландшафта Ричарда Фосси, 2004 г. ISBN   0-7425-3184-8 стр. 78
  54. ^ Глобализация священного: религия в Америке Мануэля А. Васкеса, Мари Ф. Марквардт, 2003 г. ISBN   0-8135-3285-X с. 74
  55. ^ Веб-сайт Шенштатта «Пастыри отца» . Шенштаттское движение . 14 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2009 г. Проверено 18 июля 2008 г.
  56. ^ Исследование Луиджи Крозио. Архивировано 29 июня 2012 г. на archive.today.
  57. ^ Дейтонский университет. Архивировано 9 мая 2012 г. в Wayback Machine.
  58. ^ Марианские догмы в Дейтонском университете http://campus.udayton.edu/mary/mariandogmas.html
  59. ^ Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста , коптская литургия святителя Василия , литургия святителя Кирилла. Архивировано 9 мая 2012 г. на WebCite , Литургия святого Иакова. Архивировано 15 июня 2008 г. в Wayback Machine , Понимание православной литургии и т. д.
  60. ^ Л. Гамберо, Мария и отцы церкви пер. Т. Баффер (Сан-Франциско: Игнатиус, 1991), с. 35.
  61. ^ Гайли, Розмари Эллен (2004). Энциклопедия ангелов (второе изд.). п. 183 . ISBN  0-8160-5023-6 .
  62. ^ Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN   0-313-29329-5 стр. 99
  63. ^ Христианская иконография: исследование ее происхождения Андре Грабарем, 1968 г., Тейлор и Фрэнсис, с. 130
  64. ^ Искусство Благовещения, Phaidon Press, 2004, ISBN   0-7148-4447-0
  65. ^ Благовещение Марии Эжена Лавердьера, 2007 г. ISBN   1-56854-557-6 стр. 29
  66. ^ Оксфордский спутник христианского искусства и архитектуры Питера Мюррея, 1996 г. ISBN   0-19-866165-7 стр. 24
  67. ^ Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN   0-313-29329-5 стр. 16
  68. ^ Пол Кавендиш, "Тридентская месса"
  69. ^ Мэрион А. Хабиг, «Земля Непорочной Марии»
  70. ^ Эмблемы непорочного зачатия «Рождение Марии: медитация и иллюстрации» . Все о Марии . Международный институт Марианских исследований, Дейтонский университет. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
  71. ^ Весь текст. Архивировано 29 мая 2011 г. на Wayback Machine.
  72. ^ Эзотеризм, гносесы и символическое воображение: смеси, предложенные Антуану Февру Ричардом Кэроном, Антуаном Фэвром, 2001 г. ISBN   90-429-0955-2 стр. 676.
  73. ^ Божественные зеркала: Дева Мария в изобразительном искусстве Мелиссы Р. Кац и Роберта А. Орси, 2001 г. ISBN   0-19-514557-7 стр. 98
  74. Поскольку Дева Мария оставалась вечнодевственной и безгрешной, считается, что Дева Мария не могла пострадать от последствий первородного греха , которым в основном является Смерть. http://www.newadvent.org/fathers/3819.htm Указ, II Никейская сессия, 6-я сессия
  75. ^ Никея II Определение: «без порока».
  76. ^ Кристофер Ренджерс, 33 доктора церкви , Tan Books & Publishers, 200, ISBN   0-89555-440-2
  77. ^ Мэри Х. Эллис, Св. Иоанн Дамаскин о святых образах, за которыми следуют три проповеди на Успение, Лондон, 1899 г.
  78. ^ Дейтонский университет http://campus.udayton.edu/mary/resources/maryassump1.html
  79. ^ Словарь Марии, Католическое книжное издательство, Нью-Йорк, 1985.
  80. ^ Царице Небесной 40
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гайли, Розмари Эллен (2001). Энциклопедия святых . Издание информационной базы . п. 162. ИСБН  0-8160-4134-2 .
  82. ^ Майкл Фриз, 1993, Голоса, видения и явления , OSV Publishing ISBN   0-87973-454-X
  83. ^ Светский ритуал Салли Фальк Мур, Барбара Г. Майерхофф, 1977 г. ISBN   90-232-1457-9 стр. 174.
  84. Эмилиано Сапата , Сэмюэл Бранк, 1995 г. ISBN   0-8263-1620-4 стр. 68
  85. Перенесено Мэри Анной-Кариной Хермкенс, 2009 г. ISBN   0-7546-6789-8 стр. 38
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энциклика Ad Celi Reginam на сайте Ватикана
  87. ^ Энциклопедия протестантизма под редакцией Ганса Иоахима Хиллербранда, 2003 г. ISBN   0-415-92472-3 стр. 171–173.
  88. ^ Мэри в западном искусстве Тимоти Вердона, Филиппо Росси 2005 ISBN   0-9712981-9-X с. 61
  89. ^ Христианское искусство Бет Уильямсон, 2004 г. ISBN   0-19-280328-X стр. 102–106.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Восточная православная церковь: ее мысль и жизнь , Эрнст Бенц, 2009 г. ISBN   0-202-36298-1 стр. 4–9.
  91. ^ Основы сербской православной церкви , Христос Милонас, 2003 г. ISBN   963-9241-61-X, стр. 45–48.
  92. ^ Энциклопедия католицизма Фрэнка К. Флинна, Дж. Гордона Мелтона, 2007 ISBN, стр. 244–245.
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ecclesiasticus II: Православные иконы, святые, праздники и молитвы Джорджа Диона Драгаса, 2005 г. ISBN   0-9745618-0-0 стр. 177–178.
  94. ^ Религии Америки: от их истоков до двадцать первого века Питера В. Уильямса, 2008. ISBN   0-252-07551-X стр. 56–57.
  95. ^ Сохранение молчания: христианские практики достижения тишины, автор: К.В. Макферсон. ISBN   0-8192-1910-X , 2002 г., стр. 48
  96. ^ Энциклопедия мировых религий Роберта С. Эллвуда, Грегори Д. Аллеса, 2007 г. ISBN   0-8160-6141-6 стр. 33–34.
  97. ^ Марк Мираваль, 1993, Знакомство с Мэри , Queenship Publishing ISBN   978-1-882972-06-7 стр. 64–70
  98. ^ Жития святых Батлера: август Албана Батлера, Пола Бернса, 1998 г. ISBN   0-86012-257-3 стр. 147
  • Д'Анкона, Мирелла Леви (1977). Сад Возрождения: ботанический символизм в итальянской живописи . Флоренция: Издательство Лео С.Ольшки. ISBN  9788822217899 .
  • Д'Анкона, Мирелла Леви (1957). Иконография Непорочного Зачатия в средние века и раннее Возрождение . Ассоциация искусств колледжей Америки. ASIN   B0007DEREA .
  • Беквит, Джон (1969). Раннесредневековое искусство. Темза и Гудзон. ISBN   0-500-20019-X .
  • Арнольд Хаузер, Маньеризм: кризис Возрождения и истоки современного искусства, Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1965, ISBN   0-674-54815-9
  • Леви, Майкл (1961). От Джотто до Сезанна. Темза и Гудзон. ISBN   0-500-20024-6 .
  • Майерс, Бернард (1965, 1985). Ориентиры западного искусства. Хэмлин. ISBN   0-600-35840-2 .
  • Райс, Дэвид Талбот (1997). Искусство византийской эпохи. Темза и Гудзон. ISBN   0-500-20004-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дюпре, Жюдит. Полный благодати: встреча с Марией в вере, искусстве и жизни , 2010 г. ISBN   1-4000-6585-2
  • Густафсон, Фред. «Черная Мадонна» , 2008 г. ISBN   3-85630-720-6
[ редактировать ]
  • Христианская иконография из Государственного университета Огасты - см. Деву Марию, после алфавита святых.
  • Рождение Марии в искусстве, все о Марии Библиотека Мариан Дейтонского университета/Международный институт марианских исследований (IMRI) — крупнейшее в мире хранилище книг, произведений искусства и артефактов, посвященных Марии, Матери Христа, а также папский центр исследований и стипендия с обширным присутствием в киберпространстве.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ae5b10f80160141d6dba89ac95d95e4__1706388240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/e4/9ae5b10f80160141d6dba89ac95d95e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marian art in the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)