Богоматерь Врат Зари
Богоматерь Врат Зари | |
---|---|
Литовский : Ворота Богоматери Утренней зари. | |
Тип | Рисование |
Середина | Темпера на дубовых досках |
Предмет | Пресвятая Дева Мария |
Размеры | 200 см × 163 см (79 × 64 дюйма) |
Состояние | На дисплее |
Расположение | Часовня Ворот Зари , Вильнюс |
54 ° 40'27,56 "N 25 ° 17'22,18" E / 54,6743222 ° N 25,2894944 ° E |
Богоматерь Врат Зари ( литовский : Aušros Vartų Dievo Motina , польский : Matka Boża Ostrobramska , белорусский : Маці Божая Вастрабрамская , русский : Остробрамская икона Божией Матери ) — выдающаяся христианская икона Пресвятой Девы Марии, почитаемая верующими в Часовня Ворот Зари в Вильнюсе, Литва . Картина исторически выставлялась над городскими воротами Вильнюса; городские ворота того времени часто содержали религиозные артефакты, предназначенные для отражения нападений и благословения проходящих путешественников.
Картина выполнена в стиле Северного Возрождения и завершена, скорее всего, около 1630 года. Дева Мария изображена без младенца Иисуса. Вскоре произведение искусства стало известно как чудесное и вдохновило последователей. Специальная часовня была построена в 1671 году босыми кармелитами . В то же время, возможно, заимствовав восточно-православную традицию, картина была покрыта дорогой и сложной серебряно-золотой ризой , оставляя видимыми только лицо и руки.
5 июля 1927 года образ был канонически коронован Папой Пием XI . Позже в 1993 году часовню посетил Папа Иоанн Павел II. Это главное место паломничества в Вильнюсе, привлекающее множество посетителей, особенно из Польши. [1]
История
[ редактировать ]Легенда гласит, что в 1702 году, когда Вильнюс был захвачен шведской армией во время Северной войны , Богоматерь Утренних ворот пришла на помощь своему народу. На рассвете тяжелые железные городские ворота упали, раздавив и убив четырех шведских солдат. После этого Армия Речи Посполитой успешно контратаковала у ворот.
Считается, что картина была заказана правительством Вильнюса. [2] стен было принято размещать картины или скульптуры различных святых, В нишах надеясь, что они защитят здание. [3] Вильнюсский губернатор заказал две картины: одну с изображением Христа Спасителя ( Salvator Mundi ), а другую — Деву Марию. [2] Оба они украшали Ворота Зари вильнюсской городской стены – оборонительное сооружение, не имевшее в то время религиозного значения. Картина Христа украшала внешнюю часть ворот, а картина Богородицы находилась там же, где и сейчас, – в небольшой нише, защищенной ставнями от дождя и снега. [2] Узкая и крутая лестница вела на небольшой балкон, где верующие могли зажечь свечи и помолиться. [3] В 1650 году Альберт Виюк Коялович опубликовал «Разное» , в котором перечислил все чудесные картины Марии, но не упомянул Богоматерь у Врат Зари . [2]
В середине 17 века босые кармелиты построили церковь Святой Терезы и свой монастырь возле Ворот Зари. [3] В 1655 году город был захвачен, разграблен и обезлюден во время Вильнюсской битвы Русско -польской войны . Вполне вероятно, что городское правительство из-за нехватки средств передало обслуживание ворот и картин кармелитам. [3] Картина Христа была перенесена в монастырь кармелитов, а затем в Вильнюсский собор (фреска Иисуса была написана в своей первоначальной нише в XIX веке; она была обнаружена в 1976 году). [4] В 1671 году монахи построили рядом с надвратной башней деревянную часовню Богоматери; Примерно в то же время картина была покрыта дорогой серебряной ризой. К тому времени картина уже была объектом общественного почитания, и на церемонии открытия часовни присутствовали многие выдающиеся деятели того времени, в том числе канцлер Кшиштоф Зигмунт Пац , великий гетман Михал Казимеж Пац и сенаторы генерального сейма . [5]
В мае 1715 года деревянная часовня сгорела, но картину удалось сохранить и поместить в церковь Святой Терезы. В 1720 году нынешняя кирпичная часовня была освящена в присутствии четырех епископов, ряда сенаторов и большого собравшихся верующих. [2] В 1761 году монах Иларион опубликовал Relacja o cudownym Obrazie Naijświętszej Marji Panny и т. д. , основной источник ранней истории картины, а также первый сборник различных приписываемых ей чудес. В 1773 году папа Климент XIV даровал верующим индульгенцию , назначив часовню местом общественного богослужения, и учредил благотворительное общество. [5] На рубеже XIX века царские власти снесли городскую стену и все городские ворота, кроме Утренних ворот и их часовни. В 1829 году часовня прошла реставрацию и приобрела элементы позднего неоклассицизма . Поскольку вход в часовню находился изнутри монастыря кармелитов, женщины не могли войти внутрь. По этой причине одна преданная женщина спонсировала строительство двухэтажной галереи на обочине улицы в 1830 году. [2]
В 1927 году под руководством епископа Ромуальда Ялбжиковского были завершены основные реставрационные работы . С разрешения Папы Пия XI картина была торжественно коронована Матерью Милосердия 2 июля 1927 года архиепископом Варшавским Александром кардиналом Каковским . На церемонии присутствовали президент Игнаций Мощицкий , первый маршал Юзеф Пилсудский , примас Польши Август Хлонд , 28 других епископов и другие высокопоставленные лица. [5]
Рисование
[ редактировать ]Происхождение и вдохновение
[ редактировать ]Происхождение картины неизвестно. По словам историка Теодора Нарбутта (1784–1864), [3] Картина была приобретена Ольгердом , великим князем Литовским (годы правления 1345–1377), как военный трофей из Крыма . Эта заметка, основанная на сомнительных источниках, а также темные цвета картины, напоминающие византийские иконы , вдохновили русских историков XIX века утверждать, что картина была православной , а не римско-католической . [3] Эта теория была популяризирована в различных статьях, брошюрах, исследованиях и иногда цитируется сегодня. [6] Другие утверждали, что картина была заказана королем Польши Сигизмундом II Августом и изображала его жену Барбару Радзивилл . [4]
Поскольку серебряная риза покрывала всю картину, кроме лица и рук, историкам искусства было очень сложно определить, в какой период была создана картина. [3] В 1927 году впервые за десятилетия серебряную крышку сняли. Картина была проанализирована и отреставрирована. На основании новых данных, собранных в ходе реставрации, Мечислав Скрудлик пришел к выводу, что картина была завершена около 1630–1650 годов, и связал ее с другой картиной в церкви Тела Христова в Кракове , созданной художником Лукой в 1624 году. [5] Мэри Каламайска Саид в своей диссертации 1990 года утверждала, что «Богоматерь у Врат Зари» была работой местного художника и была вдохновлена современным фламандским -маньеристом художником Мартеном де Вос через гравюру Томаса де Леу . [5] [7] В 1993 году, по случаю визита Папы Римского, картину отреставрировали и датировали одну из ее досок по годичным кольцам . Ученые пришли к выводу, что дуб рос в 1434–1620 годах. [8]
Описание
[ редактировать ]Оригинальная картина размером 163 на 200 сантиметров (64 × 79 дюймов) была написана неизвестным художником на восьми дубовых досках толщиной 2 сантиметра (0,79 дюйма). на планки наносился очень тонкий слой меловой грунтовки Как обычно для Северной Европы, перед покраской темперой . [7] Позже Богоматерь была перекрашена масляной краской . Некоторые реставрационные работы были завершены в середине 19 века. Основные реставрационные работы были завершены в 1927 году.
Картина изображает сложную личность и преданность Марии. Голова ее мягко наклонена вправо, глаза полузакрыты, руки преданно скрещены; это напоминает, что она – дева, смиренная раба Господня, милосердная мать и покровительница народа. [4] В то же время ее голова окружена ореолом с золотыми лучами, а тело обычно покрыто искусными золотыми и серебряными ризами и коронами; это символы ее божественной и величественной роли Царицы Небесной . [4] Картина также напоминает старую католическую молитву Tota pulchra es («Вы все прекрасны»). [9]
Риза
[ редактировать ]Традиция украшать картины ризой или облицовкой из драгоценных металлов, возможно, была заимствована из восточного православия. Риза Богоматери состоит из трех позолоченных серебряных частей, каждая из которых выполнена разными художниками в разное время. Голова и плечи были покрыты в 1670–90; нагрудник адаптирован с другой картины 1695–1700 годов; нижняя часть картины была завершена к 1730-м годам. [10] Фасады богато украшены цветочными мотивами: розами, тюльпанами, нарциссами , гвоздиками , [11] и как минимум шесть других видов. [10]
Цветы были отсылкой к hortus conclusus (огороженный сад) и символом девственности и чистоты Марии. [10] Круг звезд символизирует Непорочное Зачатие . Голову Богоматери украшают две короны. Два маленьких ангелочка опускают большую корону в стиле рококо с вставками из цветного стекла на меньшую корону в стиле барокко . [10] Некоторые утверждали, что две короны, напоминающие королевские и герцогские знаки отличия, представляли соответственно Королевство Польское и Великое княжество Литовское . [12] В 1927 году дубликаты корон были изготовлены из чистого золота, пожертвованы народом и благословлены Папой Пием XI . [10] 2 июля 1927 года состоялась каноническая коронация , и картина получила титул « Матери милосердия» . Золотые короны были утеряны, возможно, во время Второй мировой войны. [10]
В некоторых случаях изображение отображалось без ризы в течение ограниченного времени. [13]
Скульптуры родителей Марии – святых Иоакима и святой Анны – стоят по обе стороны картины между колоннами алтаря. [9]
Почитание
[ редактировать ]Чудеса и вотивные приношения
[ редактировать ]В 1761 году монах Иларион издал книгу, в которой перечислил 17 чудес, приписываемых картине и Деве Марии. Первое записанное им чудо произошло в 1671 году, в том же году была построена первая часовня. Двухлетний ребенок упал со второго этажа на каменный тротуар и получил серьезные травмы. Затем родители помолились Богородице , и на следующий день ребенок снова стал здоровым. [14] В 1702 году Вильнюс был захвачен шведской армией во время Великой Северной войны . Шведы, которые были протестантами , издевались над картиной, запрещали песни и молитвы и кутили вокруг Ворот Зари. Один солдат даже выстрелил в картину (на правом рукаве до сих пор видно пулевое отверстие). [2] Ранним утром Великой и Великой субботы тяжелые железные ворота упали и раздавили четырех шведских солдат – двое скончались мгновенно, а двое позже от полученных ранений. [2] На следующий день, в пасхальное воскресенье , литовская армия успешно контратаковала у ворот. Командующий, благодарный за победу, возложил большое серебряное приношение . на часовню [3] Картине приписывают и другие чудеса: подавление городского пожара в 1706 году, наказание русского солдата за попытку украсть ее серебряную ризу в 1708 году, [14] и многочисленные чудесные исцеления . Другие рассказы о различных чудесах хранились у монахов-кармелитов, но эти книги не сохранились. [2]
Вотивные подношения стали традицией. Обычно это небольшие серебряные предметы (сердца, распятия, фигурки молящихся, изображения исцеленных глаз, ног, рук). [15] Несколько раз (1799, 1808, 1810 гг.) некоторые из этих предметов разбирались и переплавлялись в богослужебные предметы. В 1844 году всего было сделано 785 подношений. [15] Двенадцать лет спустя, в 1856 году, это число почти удвоилось и достигло 1438 человек. С 1884 по 1927 год велся журнал новых предложений. За это время было зарегистрировано 2539 новых подарков. [15] В настоящее время в часовне насчитывается около 8000 серебряных вотивных предметов. [11] Большой полумесяц, расположенный прямо под Богоматерью, также является вотивным подношением. Его происхождение неизвестно, но на нем есть надпись на польском языке и дата: 1849 год. [10] Полумесяц хорошо сочетается с серебряной ризой, добавляя дополнительные параллели с Женщиной Апокалипсиса , описанной в Книге Откровения как «жена, облеченная в солнце, и луна под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд». ". [16] [17]
Божественное Милосердие
[ редактировать ]Икона Богоматери «Утренние врата» стала ассоциироваться с посланиями Божественного Милосердия . Через восемь лет после присвоения иконе звания Матери Милосердия первая экспозиция образа Божьего Милосердия , написанного Евгением Казимеровским под руководством Фаустины Ковальской . , в апреле 1935 года в часовне состоялась [18] В своем «Дневнике: Божественное милосердие в моей душе » она пишет о мистическом опыте, связанном с иконой в часовне «Утренние врата». 15 ноября 1935 года святая Фаустина была в часовне Утренних ворот, участвуя в последнем дне новенны перед праздником иконы, 16 ноября. Она пишет, что видела, как икона приняла «живой вид», и разговаривала с ней, говоря ей «прими все, что просил от меня Бог, как малое дитя, без вопросов, иначе это было бы не угодно Богу». [19]
Святыни в других местах
[ редактировать ]Сегодня этот святой образ почитается католиками , греко-католиками и православными христианами многих стран, истоки которых лежат в Речи Посполитой , включая Литву , Польшу , Белоруссию , Украину и их диаспоры по всему миру. В самой Литве имеется 15 церквей, а также литовские приходы в Монреале и Буэнос-Айресе, посвященные Пресвятой Богородице Утренних врат. 26 февраля 2007 года приход Вильнюсской Богоматери ( Aušros Vartų Parapija ) был закрыт Архиепископией Нью-Йорка . [20] В святилище находилась икона Богоматери , написанная художником Тадасом Свидерскисом в 1980-х годах.
В Польше самой большой церковью, посвященной Богоматери, является Марианская базилика в Гданьске . [5] Другие святыни святой иконы находятся в Польше ( Белосток , Дрогоше , Кентшин , Ольштын , Скаржиско-Каменна и Вроцлав ), Великобритании ( Киддерминстер ), США ( Саут-Ривер, Нью-Джерси ) и Австралии. Копию картины также можно найти в церкви Сен-Северен в Париже.
находится часовня Матери Милосердия « Ворота » Вильнюсская Зари В базилике Святого Петра в Ватикане . [21] Она была освящена Папой Павлом VI в 1970 году и является местом, где Папа Иоанн Павел II совершил свою первую молитву после своего избрания Папой Римским в 1978 году. только в Литве , Польше , Венгрии и Ирландии. Такие часовни в базилике Святого Петра есть . [22]
Литургическое поминовение
[ редактировать ]Память Богоматери У Врат Зари отмечается 16 ноября в Католической Церкви и 8 января (26 декабря по ст. ст. ) и 27 апреля (14 апреля по ст. ст. ) в Православной Церкви .
Галерея
[ редактировать ]- Алтарь с иконой в Рокитно.
- Икона в церкви Святого Станислава в Косине.
- Кружевное украшение Богоматери Врат Зари
- Придорожный крест в Буковско, Польша
- Белорусская икона
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лютикас, Дариус (2005). «Сеть мест паломничества в Литве: географическая ретроспектива» (PDF) . Ежегодник географии (на литовском языке). 1 (38): 157–158, 162. ISSN 0132-3156 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Обст, Ян Конрад (1927). Рассказ о чудотворном образе Утренней Богоматери (на литовском языке). Перевод Иоланты Клиткуте-Пелецкене. Вильнюс: Руч. OCLC 233423595 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Юргинис, Юозас (1987). Врата Рассвета . Беседы с верующим (на литовском языке) (2-е изд.). Вильнюс: Мысль. стр. 3-37. OCLC 19353894 . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Янонене, Рута (15.11.2005). «Образ Богоматери Утренних ворот» (на литовском языке). Бернардинай.lt . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ванат, Бенигнус Дж. (20 июля 2002 г.). «Культ Матери Милосердия в Кармеле и Польская Церковь» . Шкапляр Марии как знак Божественного Милосердия (на польском языке). Краковская провинция босых кармелитов. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г.
- ^ Мастерс, Том (2007). Восточная Европа (9-е изд.). Одинокая планета. п. 448. ИСБН 978-1-74104-476-8 .
- ^ Jump up to: а б «Живопись и ее истоки» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Сурдокайте-Витене, Габия (2015). «Применение дендрохронологических исследований для датировки произведений искусства Литвы и их перспективы». В Каюмене, Даля (ред.). Искусство и архитектурное наследие: исследования, проблемы сохранения и перспективы (PDF) . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 77-78. Мистер. 67. ИСБН 978-609-447-176-6 .
- ^ Jump up to: а б «Иконография» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Золотой и серебряный корпус» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Венцлова, Томас (2006). Вильнюс. Путеводитель по городу (6-е изд.). Издательство Р. Пакниса. Мистер. 153. ИСБН 9986-830-48-6 .
- ^ Виткаускене, Рута (09.11.2001). «О прошлом Врат Зари» . XXI век (на литовском языке). 84 (993).
- ^ «Уникальная достопримечательность столицы — можно увидеть изображение Марии Утренней ворот без переплетов» (на литовском языке) . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Описание чудес» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вотивные приношения» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Гамберо, Луиджи (2005). Мария в средние века: Пресвятая Дева Мария в мысли средневековых латинских богословов . Игнатиус Пресс. п. 297. ИСБН 0-89870-845-1 .
- ^ «Аноним, Кордова (круг Антонио дель Кастильо)» (PDF) . Коллекция ББВА . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Дневник: Божественное милосердие в моей душе §89; https://liturgicalyear.files.wordpress.com/2012/10/divine-mercy-in-my-soul.pdf
- ↑ Дневник: Божественное милосердие в моей душе §529; https://liturgicalyear.files.wordpress.com/2012/10/divine-mercy-in-my-soul.pdf
- ^ Цвиллинг, Джозеф (27 февраля 2007 г.). «Веление о Вильнюсской Богоматери» . Архиепископия Нью-Йорка . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ «Литовская часовня Богоматери Матери Мизерикордии» . Saintpetersbasilica.org. Архивировано из оригинала 14 февраля 2014 г.
- ^ «Литовская капелла в Ватикане: место, куда святой Иоанн Павел II сразу же пришел помолиться после своего избрания папой» . itlietuviai.lt (на литовском языке) . Проверено 6 октября 2019 г.