Jump to content

Богоматерь Врат Зари

Координаты : 54 ° 40'27,56 "N 25 ° 17'22,18" E  /  54,6743222 ° N 25,2894944 ° E  / 54,6743222; 25.2894944
Богоматерь Врат Зари
Литовский : Ворота Богоматери Утренней зари.
Тип Рисование
Середина Темпера на дубовых досках
Предмет Пресвятая Дева Мария
Размеры 200 см × 163 см (79 × 64 дюйма)
Состояние На дисплее
Расположение Часовня Ворот Зари , Вильнюс
Координаты 54 ° 40'27,56 "N 25 ° 17'22,18" E  /  54,6743222 ° N 25,2894944 ° E  / 54,6743222; 25.2894944

Богоматерь Врат Зари ( литовский : Aušros Vartų Dievo Motina , польский : Matka Boża Ostrobramska , белорусский : Маці Божая Вастрабрамская , русский : Остробрамская икона Божией Матери ) — выдающаяся христианская икона Пресвятой Девы Марии, почитаемая верующими в Часовня Ворот Зари в Вильнюсе, Литва . Картина исторически выставлялась над городскими воротами Вильнюса; городские ворота того времени часто содержали религиозные артефакты, предназначенные для отражения нападений и благословения проходящих путешественников.

Картина выполнена в стиле Северного Возрождения и завершена, скорее всего, около 1630 года. Дева Мария изображена без младенца Иисуса. Вскоре произведение искусства стало известно как чудесное и вдохновило последователей. Специальная часовня была построена в 1671 году босыми кармелитами . В то же время, возможно, заимствовав восточно-православную традицию, картина была покрыта дорогой и сложной серебряно-золотой ризой , оставляя видимыми только лицо и руки.

5 июля 1927 года образ был канонически коронован Папой Пием XI . Позже в 1993 году часовню посетил Папа Иоанн Павел II. Это главное место паломничества в Вильнюсе, привлекающее множество посетителей, особенно из Польши. [1]

Ворота Зари в Вильнюсе ; картину можно увидеть через стеклянное окно

Легенда гласит, что в 1702 году, когда Вильнюс был захвачен шведской армией во время Северной войны , Богоматерь Утренних ворот пришла на помощь своему народу. На рассвете тяжелые железные городские ворота упали, раздавив и убив четырех шведских солдат. После этого Армия Речи Посполитой успешно контратаковала у ворот.

Считается, что картина была заказана правительством Вильнюса. [2] стен было принято размещать картины или скульптуры различных святых, В нишах надеясь, что они защитят здание. [3] Вильнюсский губернатор заказал две картины: одну с изображением Христа Спасителя ( Salvator Mundi ), а другую — Деву Марию. [2] Оба они украшали Ворота Зари вильнюсской городской стены – оборонительное сооружение, не имевшее в то время религиозного значения. Картина Христа украшала внешнюю часть ворот, а картина Богородицы находилась там же, где и сейчас, – в небольшой нише, защищенной ставнями от дождя и снега. [2] Узкая и крутая лестница вела на небольшой балкон, где верующие могли зажечь свечи и помолиться. [3] В 1650 году Альберт Виюк Коялович опубликовал «Разное» , в котором перечислил все чудесные картины Марии, но не упомянул Богоматерь у Врат Зари . [2]

В середине 17 века босые кармелиты построили церковь Святой Терезы и свой монастырь возле Ворот Зари. [3] В 1655 году город был захвачен, разграблен и обезлюден во время Вильнюсской битвы Русско -польской войны . Вполне вероятно, что городское правительство из-за нехватки средств передало обслуживание ворот и картин кармелитам. [3] Картина Христа была перенесена в монастырь кармелитов, а затем в Вильнюсский собор (фреска Иисуса была написана в своей первоначальной нише в XIX веке; она была обнаружена в 1976 году). [4] В 1671 году монахи построили рядом с надвратной башней деревянную часовню Богоматери; Примерно в то же время картина была покрыта дорогой серебряной ризой. К тому времени картина уже была объектом общественного почитания, и на церемонии открытия часовни присутствовали многие выдающиеся деятели того времени, в том числе канцлер Кшиштоф Зигмунт Пац , великий гетман Михал Казимеж Пац и сенаторы генерального сейма . [5]

Интерьер часовни Богоматери У ворот Зари (1847 г.)

В мае 1715 года деревянная часовня сгорела, но картину удалось сохранить и поместить в церковь Святой Терезы. В 1720 году нынешняя кирпичная часовня была освящена в присутствии четырех епископов, ряда сенаторов и большого собравшихся верующих. [2] В 1761 году монах Иларион опубликовал Relacja o cudownym Obrazie Naijświętszej Marji Panny и т. д. , основной источник ранней истории картины, а также первый сборник различных приписываемых ей чудес. В 1773 году папа Климент XIV даровал верующим индульгенцию , назначив часовню местом общественного богослужения, и учредил благотворительное общество. [5] На рубеже XIX века царские власти снесли городскую стену и все городские ворота, кроме Утренних ворот и их часовни. В 1829 году часовня прошла реставрацию и приобрела элементы позднего неоклассицизма . Поскольку вход в часовню находился изнутри монастыря кармелитов, женщины не могли войти внутрь. По этой причине одна преданная женщина спонсировала строительство двухэтажной галереи на обочине улицы в 1830 году. [2]

В 1927 году под руководством епископа Ромуальда Ялбжиковского были завершены основные реставрационные работы . С разрешения Папы Пия XI картина была торжественно коронована Матерью Милосердия 2 июля 1927 года архиепископом Варшавским Александром кардиналом Каковским . На церемонии присутствовали президент Игнаций Мощицкий , первый маршал Юзеф Пилсудский , примас Польши Август Хлонд , 28 других епископов и другие высокопоставленные лица. [5]

Рисование

[ редактировать ]
Часовня Врат Зари

Происхождение и вдохновение

[ редактировать ]

Происхождение картины неизвестно. По словам историка Теодора Нарбутта (1784–1864), [3] Картина была приобретена Ольгердом , великим князем Литовским (годы правления 1345–1377), как военный трофей из Крыма . Эта заметка, основанная на сомнительных источниках, а также темные цвета картины, напоминающие византийские иконы , вдохновили русских историков XIX века утверждать, что картина была православной , а не римско-католической . [3] Эта теория была популяризирована в различных статьях, брошюрах, исследованиях и иногда цитируется сегодня. [6] Другие утверждали, что картина была заказана королем Польши Сигизмундом II Августом и изображала его жену Барбару Радзивилл . [4]

Поскольку серебряная риза покрывала всю картину, кроме лица и рук, историкам искусства было очень сложно определить, в какой период была создана картина. [3] В 1927 году впервые за десятилетия серебряную крышку сняли. Картина была проанализирована и отреставрирована. На основании новых данных, собранных в ходе реставрации, Мечислав Скрудлик пришел к выводу, что картина была завершена около 1630–1650 годов, и связал ее с другой картиной в церкви Тела Христова в Кракове , созданной художником Лукой в ​​1624 году. [5] Мэри Каламайска Саид в своей диссертации 1990 года утверждала, что «Богоматерь у Врат Зари» была работой местного художника и была вдохновлена ​​современным фламандским -маньеристом художником Мартеном де Вос через гравюру Томаса де Леу . [5] [7] В 1993 году, по случаю визита Папы Римского, картину отреставрировали и датировали одну из ее досок по годичным кольцам . Ученые пришли к выводу, что дуб рос в 1434–1620 годах. [8]

Описание

[ редактировать ]

Оригинальная картина размером 163 на 200 сантиметров (64 × 79 дюймов) была написана неизвестным художником на восьми дубовых досках толщиной 2 сантиметра (0,79 дюйма). на планки наносился очень тонкий слой меловой грунтовки Как обычно для Северной Европы, перед покраской темперой . [7] Позже Богоматерь была перекрашена масляной краской . Некоторые реставрационные работы были завершены в середине 19 века. Основные реставрационные работы были завершены в 1927 году.

Картина изображает сложную личность и преданность Марии. Голова ее мягко наклонена вправо, глаза полузакрыты, руки преданно скрещены; это напоминает, что она – дева, смиренная раба Господня, милосердная мать и покровительница народа. [4] В то же время ее голова окружена ореолом с золотыми лучами, а тело обычно покрыто искусными золотыми и серебряными ризами и коронами; это символы ее божественной и величественной роли Царицы Небесной . [4] Картина также напоминает старую католическую молитву Tota pulchra es («Вы все прекрасны»). [9]

Богоматерь Врат Зари

Традиция украшать картины ризой или облицовкой из драгоценных металлов, возможно, была заимствована из восточного православия. Риза Богоматери состоит из трех позолоченных серебряных частей, каждая из которых выполнена разными художниками в разное время. Голова и плечи были покрыты в 1670–90; нагрудник адаптирован с другой картины 1695–1700 годов; нижняя часть картины была завершена к 1730-м годам. [10] Фасады богато украшены цветочными мотивами: розами, тюльпанами, нарциссами , гвоздиками , [11] и как минимум шесть других видов. [10]

Цветы были отсылкой к hortus conclusus (огороженный сад) и символом девственности и чистоты Марии. [10] Круг звезд символизирует Непорочное Зачатие . Голову Богоматери украшают две короны. Два маленьких ангелочка опускают большую корону в стиле рококо с вставками из цветного стекла на меньшую корону в стиле барокко . [10] Некоторые утверждали, что две короны, напоминающие королевские и герцогские знаки отличия, представляли соответственно Королевство Польское и Великое княжество Литовское . [12] В 1927 году дубликаты корон были изготовлены из чистого золота, пожертвованы народом и благословлены Папой Пием XI . [10] 2 июля 1927 года состоялась каноническая коронация , и картина получила титул « Матери милосердия» . Золотые короны были утеряны, возможно, во время Второй мировой войны. [10]

В некоторых случаях изображение отображалось без ризы в течение ограниченного времени. [13]

Скульптуры родителей Марии – святых Иоакима и святой Анны – стоят по обе стороны картины между колоннами алтаря. [9]

Почитание

[ редактировать ]

Чудеса и вотивные приношения

[ редактировать ]
Детали вотивных подношений

В 1761 году монах Иларион издал книгу, в которой перечислил 17 чудес, приписываемых картине и Деве Марии. Первое записанное им чудо произошло в 1671 году, в том же году была построена первая часовня. Двухлетний ребенок упал со второго этажа на каменный тротуар и получил серьезные травмы. Затем родители помолились Богородице , и на следующий день ребенок снова стал здоровым. [14] В 1702 году Вильнюс был захвачен шведской армией во время Великой Северной войны . Шведы, которые были протестантами , издевались над картиной, запрещали песни и молитвы и кутили вокруг Ворот Зари. Один солдат даже выстрелил в картину (на правом рукаве до сих пор видно пулевое отверстие). [2] Ранним утром Великой и Великой субботы тяжелые железные ворота упали и раздавили четырех шведских солдат – двое скончались мгновенно, а двое позже от полученных ранений. [2] На следующий день, в пасхальное воскресенье , литовская армия успешно контратаковала у ворот. Командующий, благодарный за победу, возложил большое серебряное приношение . на часовню [3] Картине приписывают и другие чудеса: подавление городского пожара в 1706 году, наказание русского солдата за попытку украсть ее серебряную ризу в 1708 году, [14] и многочисленные чудесные исцеления . Другие рассказы о различных чудесах хранились у монахов-кармелитов, но эти книги не сохранились. [2]

Вотивные подношения стали традицией. Обычно это небольшие серебряные предметы (сердца, распятия, фигурки молящихся, изображения исцеленных глаз, ног, рук). [15] Несколько раз (1799, 1808, 1810 гг.) некоторые из этих предметов разбирались и переплавлялись в богослужебные предметы. В 1844 году всего было сделано 785 подношений. [15] Двенадцать лет спустя, в 1856 году, это число почти удвоилось и достигло 1438 человек. С 1884 по 1927 год велся журнал новых предложений. За это время было зарегистрировано 2539 новых подарков. [15] В настоящее время в часовне насчитывается около 8000 серебряных вотивных предметов. [11] Большой полумесяц, расположенный прямо под Богоматерью, также является вотивным подношением. Его происхождение неизвестно, но на нем есть надпись на польском языке и дата: 1849 год. [10] Полумесяц хорошо сочетается с серебряной ризой, добавляя дополнительные параллели с Женщиной Апокалипсиса , описанной в Книге Откровения как «жена, облеченная в солнце, и луна под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд». ". [16] [17]

Божественное Милосердие

[ редактировать ]
Часовня Богоматери Утренних врат в церкви Святой Марии в Гданьске
Литовская часовня ( итал . Cappella Lituana ) в базилике Святого Петра

Икона Богоматери «Утренние врата» стала ассоциироваться с посланиями Божественного Милосердия . Через восемь лет после присвоения иконе звания Матери Милосердия первая экспозиция образа Божьего Милосердия , написанного Евгением Казимеровским под руководством Фаустины Ковальской . , в апреле 1935 года в часовне состоялась [18] В своем «Дневнике: Божественное милосердие в моей душе » она пишет о мистическом опыте, связанном с иконой в часовне «Утренние врата». 15 ноября 1935 года святая Фаустина была в часовне Утренних ворот, участвуя в последнем дне новенны перед праздником иконы, 16 ноября. Она пишет, что видела, как икона приняла «живой вид», и разговаривала с ней, говоря ей «прими все, что просил от меня Бог, как малое дитя, без вопросов, иначе это было бы не угодно Богу». [19]

Святыни в других местах

[ редактировать ]

Сегодня этот святой образ почитается католиками , греко-католиками и православными христианами многих стран, истоки которых лежат в Речи Посполитой , включая Литву , Польшу , Белоруссию , Украину и их диаспоры по всему миру. В самой Литве имеется 15 церквей, а также литовские приходы в Монреале и Буэнос-Айресе, посвященные Пресвятой Богородице Утренних врат. 26 февраля 2007 года приход Вильнюсской Богоматери ( Aušros Vartų Parapija ) был закрыт Архиепископией Нью-Йорка . [20] В святилище находилась икона Богоматери , написанная художником Тадасом Свидерскисом в 1980-х годах.

В Польше самой большой церковью, посвященной Богоматери, является Марианская базилика в Гданьске . [5] Другие святыни святой иконы находятся в Польше ( Белосток , Дрогоше , Кентшин , Ольштын , Скаржиско-Каменна и Вроцлав ), Великобритании ( Киддерминстер ), США ( Саут-Ривер, Нью-Джерси ) и Австралии. Копию картины также можно найти в церкви Сен-Северен в Париже.

находится часовня Матери Милосердия « Ворота » Вильнюсская Зари В базилике Святого Петра в Ватикане . [21] Она была освящена Папой Павлом VI в 1970 году и является местом, где Папа Иоанн Павел II совершил свою первую молитву после своего избрания Папой Римским в 1978 году. только в Литве , Польше , Венгрии и Ирландии. Такие часовни в базилике Святого Петра есть . [22]

Литургическое поминовение

[ редактировать ]

Память Богоматери У Врат Зари отмечается 16 ноября в Католической Церкви и 8 января (26 декабря по ст. ст. ) и 27 апреля (14 апреля по ст. ст. ) в Православной Церкви .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лютикас, Дариус (2005). «Сеть мест паломничества в Литве: географическая ретроспектива» (PDF) . Ежегодник географии (на литовском языке). 1 (38): 157–158, 162. ISSN   0132-3156 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Обст, Ян Конрад (1927). Рассказ о чудотворном образе Утренней Богоматери (на литовском языке). Перевод Иоланты Клиткуте-Пелецкене. Вильнюс: Руч. OCLC   233423595 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Юргинис, Юозас (1987). Врата Рассвета . Беседы с верующим (на литовском языке) (2-е изд.). Вильнюс: Мысль. стр. 3-37. OCLC   19353894 . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Янонене, Рута (15.11.2005). «Образ Богоматери Утренних ворот» (на литовском языке). Бернардинай.lt . Проверено 22 октября 2009 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Ванат, Бенигнус Дж. (20 июля 2002 г.). «Культ Матери Милосердия в Кармеле и Польская Церковь» . Шкапляр Марии как знак Божественного Милосердия (на польском языке). Краковская провинция босых кармелитов. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г.
  6. ^ Мастерс, Том (2007). Восточная Европа (9-е изд.). Одинокая планета. п. 448. ИСБН  978-1-74104-476-8 .
  7. ^ Jump up to: а б «Живопись и ее истоки» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
  8. ^ Сурдокайте-Витене, Габия (2015). «Применение дендрохронологических исследований для датировки произведений искусства Литвы и их перспективы». В Каюмене, Даля (ред.). Искусство и архитектурное наследие: исследования, проблемы сохранения и перспективы (PDF) . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 77-78. Мистер. 67. ИСБН  978-609-447-176-6 .
  9. ^ Jump up to: а б «Иконография» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Золотой и серебряный корпус» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
  11. ^ Jump up to: а б Венцлова, Томас (2006). Вильнюс. Путеводитель по городу (6-е изд.). Издательство Р. Пакниса. Мистер. 153. ИСБН  9986-830-48-6 .
  12. ^ Виткаускене, Рута (09.11.2001). «О прошлом Врат Зари» . XXI век (на литовском языке). 84 (993).
  13. ^ «Уникальная достопримечательность столицы — можно увидеть изображение Марии Утренней ворот без переплетов» (на литовском языке) . Проверено 27 апреля 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Описание чудес» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Вотивные приношения» . Приход Святой Терезы, Вильнюс . Проверено 22 октября 2009 г.
  16. ^ Гамберо, Луиджи (2005). Мария в средние века: Пресвятая Дева Мария в мысли средневековых латинских богословов . Игнатиус Пресс. п. 297. ИСБН  0-89870-845-1 .
  17. ^ «Аноним, Кордова (круг Антонио дель Кастильо)» (PDF) . Коллекция ББВА . Проверено 12 декабря 2014 г.
  18. ^ Дневник: Божественное милосердие в моей душе §89; https://liturgicalyear.files.wordpress.com/2012/10/divine-mercy-in-my-soul.pdf
  19. Дневник: Божественное милосердие в моей душе §529; https://liturgicalyear.files.wordpress.com/2012/10/divine-mercy-in-my-soul.pdf
  20. ^ Цвиллинг, Джозеф (27 февраля 2007 г.). «Веление о Вильнюсской Богоматери» . Архиепископия Нью-Йорка . Проверено 22 октября 2009 г.
  21. ^ «Литовская часовня Богоматери Матери Мизерикордии» . Saintpetersbasilica.org. Архивировано из оригинала 14 февраля 2014 г.
  22. ^ «Литовская капелла в Ватикане: место, куда святой Иоанн Павел II сразу же пришел помолиться после своего избрания папой» . itlietuviai.lt (на литовском языке) . Проверено 6 октября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67803610ca37cc79800929bef7f12e0a__1721726220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/0a/67803610ca37cc79800929bef7f12e0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Our Lady of the Gate of Dawn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)