Святая Анна
Энн | |
---|---|
Мать Богородицы, материнская героиня, женщина Амрама. | |
Рожденный | до ц. 49 г. до н.э. Вифлеем , Хасмонейская Иудея |
Умер | после ц. 4 год нашей эры |
Почитается в | Православная Церковь Восточно-католические церкви Костел Восточная Православная Церковь Англиканское сообщество лютеранство ислам Афро-американская религия |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Аптский собор , Базилика Святой Анны д'Оре , Базилика Святой Анны де Бопре |
Праздник | 26 июля ( римско-католический ), [ 1 ] 9 сентября ( православное ) [ 2 ] |
Атрибуты | Книга; дверь; с Марией, Иисусом или Иоакимом; женщина, одетая в красное или зеленое [ 3 ] |
Покровительство |
|
Согласно апокрифам , а также христианской и исламской традиции, святая Анна была матерью Марии , женой Иоакима и бабушкой Иисуса по материнской линии . Имя матери Марии не упоминается в библейских канонических евангелиях . В письменном виде имя Анны и ее мужа Иоакима взято только из апокрифов Нового Завета , из которых Евангелие от Иакова (написанное, возможно, около 150 г. н.э.), кажется, самое раннее, в котором они упоминаются. Мать Марии упоминается, но не упоминается в Коране .
Христианская традиция
[ редактировать ]История похожа на историю Самуила , чья мать Ханна ( ивр .: חַנָּה Ханна «благосклонность, благодать»; этимологически то же имя, что и Анна) также была бездетной. Непорочное зачатие в конечном итоге стало догмой католической церкви после возросшей преданности Анне в двенадцатом веке. [ 4 ] Посвящения Анне в восточном христианстве происходят еще в шестом веке. [ 5 ] В восточно-православной традиции Анне и Иоакиму приписывается титул Предков Бога . [ 6 ] и Рождество Богородицы , и Сретение Богородицы отмечаются как два из двенадцати Великих праздников Православной Церкви . Успение Анны также является второстепенным праздником в восточном христианстве. В лютеранском протестантизме считается, что Мартин Лютер решил войти в религиозную жизнь как монах-августинец после того, как призвал святую Анну, находясь под угрозой удара молнии. [ 7 ]
В исламе
[ редактировать ]Анна ( араб . حنة بنت فاقوذ , латинизированная : Ханна бинт Фахуд ) также почитается в исламе , признается высокодуховной женщиной и матерью Марии. Ее имя не упоминается в Коране , где она упоминается как «жена Имрана». Коран описывает, как она оставалась бездетной до самой старости. Однажды Энн увидела, как птица кормит своих птенцов, сидя в тени дерева, и это пробудило в ней желание иметь собственных детей. Она молилась о ребенке и в конце концов зачала; ее муж Имран умер до рождения ребенка. Ожидая, что ребенок будет мужского пола, Анна поклялась посвятить его изоляции и служению во Втором Храме . [ № 1 ] [ 8 ] [ 9 ]
Однако вместо этого Анна родила дочь и назвала ее Мэри. Ее слова после рождения Марии отражают ее статус великого мистика , понимающего, что, хотя она и хотела сына, эта дочь была для нее подарком Бога: [ 8 ] [ 9 ]
Когда она родила, она сказала: «Мой Господь! Я родила девочку», — и Аллах полностью знал, что она родила, — «и мужчина не похож на женщину. Я назвал ее Марией и прошу у Тебя защиты для нее и ее потомков от сатаны, окаянного». И Господь ее милостиво принял ее и благословил приятным воспитанием, вручив заботам Захарии...
Убеждения
[ редактировать ]Хотя в канонических книгах Нового Завета никогда не упоминается мать Девы Марии, традиции о ее семье, детстве, образовании и возможной помолвке с Иосифом возникли очень рано в истории церкви. Самым старым и наиболее влиятельным источником для них является апокрифическое Евангелие от Иакова , впервые написанное на греческом языке койне примерно в середине второго века нашей эры. На Западе Евангелие от Иакова погрузилось в тень в четвертом и пятом веках, когда Иероним обвинил его в «абсурдности» и осудил как ненадежное Папа Дамасий I , Папа Иннокентий I и Папа Геласий I. [ 10 ] Однако, несмотря на осуждение Церковью, оно было почти полностью подхвачено другим апокрифическим произведением, Евангелием от Псевдо-Матфея , которое популяризировало большинство его рассказов. [ 11 ]
Древнее поверье, подтвержденное проповедью Иоанна Дамаскина , заключалось в том, что Анна однажды вышла замуж. [ 12 ] Сестрой святой Анны была Собе , мать Елизаветы . В пятнадцатом веке католический священнослужитель Иоганн Эк рассказал в проповеди, что родителей святой Анны звали Столлан и Эмерентия . Фредерик Джордж Холвек в своей статье в «Католической энциклопедии» (1907 г.) считает эту генеалогию ложной. [ 13 ]
В четвертом веке, а затем гораздо позже, в пятнадцатом веке, возникло убеждение, что Мария была зачата от Анны без первородного греха . Эта вера в Непорочное Зачатие утверждает, что Бог сохранил тело и душу Марии нетронутыми и безгрешными с первого момента ее существования благодаря заслугам Иисуса Христа. [ 13 ] Непорочное зачатие, которое часто путают с Благовещением о Воплощении (непорочным зачатием Иисуса Марией), было сделано догмой в католической церкви Папы Пия IX « буллой папской Ineffabilis Deus» в 1854 году.
тринадцатого века Speculum Maius Винсента Бове включает информацию о жизни Святой Анны из более ранней работы Хроцвиты из аббатства Гандерсхайм. [ 14 ]
Почитание
[ редактировать ]В Восточной церкви почитание самой Анны может восходить к ок. 550 г. , когда Юстиниан построил в Константинополе церковь в ее честь. [ 15 ] Самым ранним графическим свидетельством ее почитания на Западе является фреска восьмого века в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. [ 10 ]
Праздник Зачатия Девы Марии достиг южной Италии к девятому веку. Культ Святой Анны развился в Северной Европе к двенадцатому веку. [ нужна ссылка ] Храм в Дуэ, на севере Франции, был одним из первых центров поклонения Святой Анне на Западе. [ 16 ]
Анна Селбдритт — это тип иконографии, изображающий три поколения Святой Анны, Марии и младенца Иисуса. Подчеркивая человечность Иисуса, он основывался на более ранних традициях Престола Мудрости и был популярен в северной Германии в 1500-х годах. [ 17 ]
В эпоху высокого средневековья святую Анну все чаще называли морской святой, защищающей моряков и рыбаков и призываемой против штормов. [ 18 ]
Две хорошо известные святыни Святой Анны - это святыня Сент-Анн-д'Оре в Бретани, Франция; и Сент-Анн-де-Бопре недалеко от города Квебек. Наибольшее количество посетителей базилики Сент-Анн-де-Бопре приходится на праздник Святой Анны, 26 июля, и в воскресенье перед Рождеством Девы Марии, 8 сентября. В 1892 году папа Лев XIII отправил в церковь мощи святой Анны. [ 18 ]
На мальтийском языке галактика Млечный Путь , называется It-Triq ta' Sant'Anna буквально «Путь Святой Анны» . [ 19 ]
В императорской России орден Святой Анны был одной из ведущих государственных наград.
В Соединенных Штатах Дочери Святого Духа бывший Аннхерстский колледж . назвали в ее честь [ 20 ]
День памяти
[ редактировать ]К середине седьмого века в монастыре Святого Саввы отмечался отдельный праздник - Зачатие Святой Анны (Материнства Святой Анны), посвященный зачатию Марии святой Анной . [ 21 ] Сейчас он известен в Греческой Православной Церкви как праздник « Зачатия Святой Анны Пресвятой Богородицы » и отмечается 9 декабря. [ 22 ] В Римско-католической церкви 26 июля отмечается праздник святых Анны и Иоакима.
Праздник
[ редактировать ]Костел
[ редактировать ]- 26 июля
Восточная Православная Церковь
[ редактировать ]- 25 июля: ( Успение праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы ).
- 9 сентября: ( Святые и праведные Божии Отцы Иоаким и Анна, Попразднство Рождества Богородицы )
- 9 декабря ( Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы )
Англиканское сообщество
[ редактировать ]- 26 июля: Анну вспоминают (вместе с Иоахимом ) в англиканской церкви на Малом фестивале 26 июля. [ 23 ]
лютеранство
[ редактировать ]- 26 июля
Коптская православная церковь и Эфиопская православная церковь Тевахедо
[ редактировать ]- 7 ноября ( Отъезд святой Анны (Анны) , матери Богородицы ) [ 24 ]
Армянская Апостольская Церковь
[ редактировать ]- 9 декабря ( Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы )
- Вторник , 2-я неделя по Успении Божией Матери. [ 25 ] (совместно с Иоахимом ) [ 24 ]
Сиро-Малабарская церковь
[ редактировать ]Сиро-Маланкарская католическая церковь
[ редактировать ]Маронитская церковь
[ редактировать ]- 9 сентября (св. Анна и Иоаким , родители Пресвятой Девы Марии ) [ 28 ]
Реликвии
[ редактировать ]Предполагаемые мощи святой Анны были привезены из Святой Земли в Константинополь в 710 году и хранились там в церкви святой Софии вплоть до 1333 года. [ 13 ]
В течение двенадцатого и тринадцатого веков возвращающиеся крестоносцы и паломники с Востока принесли мощи Анны в ряд церквей, в том числе в наиболее известные церкви в Апте, Провансе, Генте и Шартре. [ 10 ] Мощи святой Анны сохраняются и почитаются во многих соборах и монастырях, посвященных ее имени, например в Австрии , Канаде, [ 29 ] Германия, Италия, [ 30 ] и Греция в полуавтономной горе Афон и городе Катерини. [ 31 ] О средневековом и барочном мастерстве свидетельствуют, например, металлические изделия реликвариев в натуральную величину, содержащих кости ее предплечья. Известны также примеры использования техник народного творчества.
Дюрен является главным местом паломничества Анны с 1506 года, когда папа Юлий II постановил хранить здесь ее мощи.
Покровительство
[ редактировать ]Церковь Святой Анны в национальном парке Бейт-Гуврин была построена византийцами и крестоносцами в двенадцатом веке и известна по-арабски как Хирбет (буквально «руины») Сандаханна, а курган Мареши называется Телль Сандаханна.
Святая Анна является покровительницей незамужних женщин, домохозяек, рожениц или желающих забеременеть, бабушек, матерей и воспитательниц. Она также является покровительницей наездников, краснодеревщиков. [ 16 ] и шахтеры. Будучи матерью Марии, эта преданность Святой Анне как покровительнице горняков проистекает из средневекового сравнения Марии и Христа с драгоценными металлами, серебром и золотом. Чрево Анны считалось источником, из которого добывались эти драгоценные металлы. [ 32 ]
Она также является покровительницей . Бретани ( Франция ), Куэнки ( Эквадор ), Чинандеги ( Никарагуа ), народа микмак в Канаде , Кастельбуоно (Сицилия), Квебека ( Канада ), Санта-Ана ( Калифорния ), Нориджа ( Коннектикут) ), Детройт ( Мичиган ), [ 33 ] Адьюнтас ( Пуэрто-Рико ), Санта-Ана и Хукуаран ( Сальвадор ), Берлин ( Нью-Гэмпшир ), Санта-Ана-Пуэбло , Сима и Таос ( Нью-Мексико ), Чиклана-де-ла-Бордер , Марсаскала , Тудела и Фасния ( Испания ), город Ста-Ана, Провинция Пампанга , Моло, город Илоило , Баласан, Илоило , Хагоной , Санта-Ана, Тагиг Город , Храм Св. Анны , Маликбой, Пагбилао , Кесон и Малинао, Албай ( Филиппины ), Сантана ( Бразилия ) , ), Св. Анны ( Иллинойс Остров Св. Анны, Остров Св. Анны, залив Св. Анны и остров Праслин ( Сейшельские острова ), Букит Мертаджам и Порт-Кланг (Сейшельские острова ), Чиучове ( Словакия ) и Южный Вьетнам. Церковь - Анна Сант в Ватикане находится -деи-Палафреньери . есть храм, посвященный Святой Анне В лесу в Бристоле , Великобритания, .
В искусстве
[ редактировать ]Христос в доме своих родителей
[ редактировать ]В работе Джона Эверетта Милле 1849–1850 годов « Христос в доме своих родителей » Анна изображена в столярной мастерской своего зятя Иосифа, ухаживающей за юным Иисусом, который порезал руку о гвоздь. Она присоединяется к своей дочери Марии , Иосифу и маленькому мальчику, который позже станет известен как Иоанн Креститель, в уходе за раненой рукой Иисуса.
Иконография
[ редактировать ]Сюжет Иоакима и Анны « Встреча у Золотых ворот» был регулярной составляющей художественных циклов « Житие Богородицы» . Пара встречается у ворот Иерусалима Золотых и обнимается. Они знают о беременности Анны, о которой им отдельно сообщил архангел. Этот момент означал зачатие Марии, и праздник отмечался в один день с Непорочным зачатием . Произведения искусства, изображающие Золотые ворота и события, приведшие к ним, были созданы под влиянием повествования широко читаемой Золотой легенды о Якобе де Ворагине. Рождение Марии , Представление Марии и Брак Богородицы были обычными составляющими циклов Жизни Богородицы, в которых здесь обычно изображается Анна.
Ее эмблема – дверь. [ 16 ] Ее часто изображают в красном и зеленом, символизируя любовь и жизнь. [ 3 ]
Анна никогда не изображается присутствующей при Рождестве Христовом , но часто изображается с младенцем Христом в различных сюжетах. Иногда полагают, что она изображена в сценах «Введения Иисуса в храм» и «Обрезания Христова» , но в первом случае это, вероятно, отражает ошибочную идентификацию из-за путаницы с Анной Пророчицей . Существовала традиция, что Анна отправилась (отдельно) в Египет и воссоединилась со Святым Семейством после их бегства в Египет . Анну не видели со взрослым Христом, поэтому считалось, что она умерла во времена юности Иисуса. [ 34 ] Анна также показана как матриарх Святого Родства , большой семьи Иисуса, популярной темы в позднесредневековой Германии; Некоторые версии этих живописных и скульптурных изображений включают Эмерентию , которая в пятнадцатом веке считалась матерью Анны. В современных богослужениях к Анне и ее мужу обращаются за защитой нерожденного ребенка.
Богородица с Младенцем и Святой Анной
[ редактировать ]Роль бабушки и дедушки Мессии в истории спасения обычно изображалась в религиозном искусстве раннего средневековья в вертикальной композиции с двойной Мадонной, известной как Богородица с Младенцем и Святой Анной . Другой типичный сюжет — Анна обучает Деву Марию Священному Писанию (см. галерею ниже).
Галерея
[ редактировать ]-
Немецкий, 15 век. Анна держит Марию и Христа
-
Немецкий, 15 век, Легенды о святой Анне.
-
Немецкий, 16 век. Рельеф головы Святой Анны, Аннакирхе Дюрен
-
Немецкий, 16 век. Храм Святой Анны, дом Главы Святой Анны, Аннакирхе Дюрен.
-
Мозаика Благовещения Анны, 12 век, церковь Хора , Стамбул
-
Богоматерь с Младенцем и Святой Анной в Кафедральном музее церкви Сантьяго-де-Компостела
-
Бельгийская Богородица с Младенцем и Святой Анной ( названа Святой Анной Тринитэр ) в музее
-
Французская Богородица с Младенцем и Святой Анной (15 век) из Лангедок-Руссильона
-
Испанская Богоматерь с Младенцем и Святой Анной, в конечном итоге под влиянием греческих икон «Одигитрии».
-
Богородица с Младенцем и Святой Анной из Оахаки, Мексика.
-
Святая Анна, обучающая Богородицу чтению, церковь Сан-Джузеппе алла Лунгара, Рим
-
Святая Анна , Джеймс Тиссо, Бруклинский музей
-
Святая Анна с младенцем Иисусом, Отто Битшнау, 1883 г. [ 35 ]
-
Святое семейство со Святой Анной и Сен-Жанне работы Эль Греко (ок. 1600 г.), хранится в Библиотеке-музее Виктора Балагера.
-
Святая Анна и Дева Мария . Школа Йозефа Мородера-Люзенберга (ок. 1890 г.) в Бадии
-
Наставление Марии . Католическая приходская церковь Св. Мартина в округе Диллинген (Бавария).
-
Образование Богородицы . Гвидо Рени (1640-1642)
-
Святая Анна учит Св. Марию , Йозеф Винтерхальдер Младший
-
Воспитание Богородицы , Эжен Делакруа (1842)
-
Воспитание Девы Марии , Жан Жувене (1700)
-
Мария и Святая Анна . Церковь Спасителя , Севилья
-
Образование Девы Марии , Приходская церковь Святого Винценца
-
Святая Анна с Мадонной и Младенцем, ок. 14:00-14:25
Музыка
[ редактировать ]- Марк-Антуан Шарпантье сочинил два мотета:
- Pour Ste Anne, H.315, для 2 голосов и континуо (около 1675 г.)
- Canticum Annae, H.325, для 3 голосов, 2 высоких инструментов и континуо (около 1680 г.).
- Иоганн Себастьян Бах сочинил прелюдию и фугу:
- Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 (опубликовано в 1739 г.)
См. также
[ редактировать ]- Церковь Святой Анны, Иерусалим
- Церковь Святой Анны (значения)
- Линия Святой Анны
- Портал, архив католических покровителей
- Статуя Святой Анны, Карлов мост
- Колледж Святой Анны, Оксфорд
- Богородица с Младенцем и Святой Анной
- Праздник Зачатия Богородицы
- Приходская церковь Санта-Ана (Церковь Моло) , Моло, город Илоило
Примечания
[ редактировать ]- ^ «О мой Господь! Я посвящаю Тебе то, что находится в моем чреве, для Твоего особого служения: Так прими это от меня: Ибо Ты слышишь и знаешь все». (Коран 3:35).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кто такая Святая Анна?» . Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «История православной святой святой Анны и сведения о именинах» . 27 февраля 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фонгеми, Поли. «Символы в искусстве» . Католическая традиция . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Никсон, Вирджиния (2004). Мать Марии: Святая Анна в позднесредневековой Европе . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 12–14 . ISBN 978-0-271-02466-0 .
- ↑ Здания Прокопия, том I, главы 11–12.
- ^ «Святые и праведные предки Божии Иоаким и Анна» . Православная вера – Жития святых . Православная Церковь в Америке . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Брехт, Мартин (1985). Мартин Лютер: Его путь к Реформации, 1483–1521 гг . Крепость Пресс. п. 48. ИСБН 978-1-4514-1414-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Уилер, Брэннон М. (2002). Пророки в Коране: введение в Коран и мусульманская интерпретация . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 0-8264-4957-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Да Коста, Юсуф (2002). Честь женщины в Исламе . ЛегитМэдди101. ISBN 1-930409-06-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Римс, Шерри Л. изд., «Легенды о Святой Анне, Матери Девы Марии: Введение», Среднеанглийские легенды о женщинах-святых , Публикации Средневекового института, Каламазу, Мичиган, 2003» . Lib.rochester.edu . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ Эрман, Барт; Плесе, Златко (21 июля 2011 г.). Апокрифические Евангелия: тексты и переводы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983128-9 .
- ^ Велинг, отец Иоанн (2 сентября 2017 г.). «Отрывки из Иоанна Дамаскина: Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Марии» . Сент-Джон-Ока . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Хольвек, Фредерик. "Св. Анны». Католическая энциклопедия. Том 1. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1907. 3 мая 2013 г. «Знаменитый отец Иоанн Экк из Ингольштадта в проповеди о Святой Анне (опубликованной в Париже в 1579 году) притворяется, что знаю даже имена родителей святой Анны. Он называет их Столланусом и Эмерентией. Он говорит, что святая Анна родилась после того, как Столлан и Эмерентия были бездетны в течение двадцати лет" " . Ньюадвент.орг. 1 марта 1907 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ Никсон 2004 , с. 12.
- ^ Батлер, Албан; Орсини, Матье (1857). Жития отцов, мучеников и других главных святых. ред. от ФК Хузенбет. [С] История Пресвятой Девы Марии аббата Орсини, тр. от ФК Хузенбет . Лондон: Генри. п. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с «Жития святых, Джон Дж. Кроули и компания, Inc» . Ewtn.com. Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ Валлийский, Дженнифер. Культ Святой Анны в Европе средневековья и раннего Нового времени , Routledge, 2016, ISBN 9781134997879
- ^ Перейти обратно: а б «Святая Анна и святой Иоаким, Богоматерь прихода горы Кармель, Оттава, Онтарио» . Оломц-Оттава.com. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Проект Млечный Путь - It-Triq ta' Sant'Anna | Что такое Млечный Путь?» . сайт Maltastro.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ «Государственный совет аккредитует новый колледж» . Хартфорд Курант . Хартфорд, Коннектикут . 26 мая 1944 г. с. 2 . Проверено 2 ноября 2019 г. - через газеты.com.
- ^ «Зачатие Святой Анны, когда она зачала Святую Богородицу», Византийско-католическая архиепархия Питтсбурга.
- ^ «Святые и праздники», Греческая православная архиепархия Америки.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б "ИОАКИМ И АННА" . www.pravenc.ru . Retrieved 29 May 2022 .
- ^ Армянская церковь. «Память святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, и масленниц» . armenianchurch.ge . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Сиро-Малабарский литургический календарь» (PDF) .
- ^ «Сиро-Маланкарская католическая церковь - Священный лекционарий» (PDF) .
- ^ «Маронитская католическая церковь Святого Иосифа» (PDF) .
- ^ «Рукохранилище святилища Святой Анны де Бопре, Квебек» . Shrinesaintanne.org. 3 июля 1960 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Фотография Flickr так называемого «говорящего реликвария» (рассказывает паломнику, что почитается)» (на немецком языке). Flickr.com. 6 октября 2010 г. Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ Бендеры (26 июля 2010 г.). "Ручная реликвия Базилики Святого Павла за стенами | Папская базилика Святого Павла за стенами" . Vita-nostra-in-ecclesia.blogspot.com . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ "st_anne" . 17 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Святая Анна – Детройтская архиепископия» . Aod.org . Проверено 15 августа 2013 г.
- ↑ Некоторые писатели указывали возраст ее смерти как часть общей семейной хронологии, но общепринятой традиции по этому поводу не сложилось, даже в средние века.
- ^ О. Битшнау: Жития угодников Божиих 1883, 558.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая статья в францисканских СМИ о «Святых Иоакиме и Анне»
- «Святая Анна» на христианской иконографии. сайте
- «Здесь следует Рождество Пресвятой Богородицы» из Кэкстонского перевода «Золотой легенды».
- Протевангелий Иакова
- Евангелие от Псевдо-Матфея
- Римс, Шерри Л. (редактор), «Легенды о Святой Анне, Матери Девы Марии: Введение», Среднеанглийские легенды о женщинах-святых , публикации Средневекового института, Каламазу, Мичиган, 2003 г.
- Уэлш, Дженнифер. Культ Святой Анны в Европе средневековья и раннего Нового времени . Рутледж, 2017.