Праздник Зачатия Богородицы

Праздник Зачатия Девы Марии — литургический праздник, отмечаемый 9 декабря Православной Церковью и рядом Восточно-Католических Церквей. Это также название, данное в католическом тридентском календаре 8 декабря . В нынешнем Общеримском календаре праздник называется Торжеством Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии . В Восточной Православной Церкви этот святой день когда-то назывался Праздником Зачатия Святой Анны .
История
[ редактировать ]Библия не упоминает о рождении и младенчестве Марии, однако ранние христиане считали, что, как и у Иоанна Крестителя , ее рождение тоже должно было иметь что-то вроде чудесного. Эта благочестивая вера отражена в « Протоевангелии Иакова» II века , апокрифическом Евангелии для детей . [ 1 ] [ 2 ] Сильная преданность Святой Анне (и, как следствие, Иоахиму ) развилась на Востоке, и ряд церквей им был посвящен .
К середине седьмого века в монастыре Святого Саввы отмечался отдельный праздник - Зачатие Святой Анны (Материнства Святой Анны), посвященный зачатию Марии святой Анной . [ 3 ] Впоследствии праздник был внесен в литургический календарь Византийской Церкви. Этот праздник издревле особо почитался беременными женщинами на Руси.
Со временем праздник стали отмечать и на Западе. Хотя название изменилось на «Зачатие Марии», оно по-прежнему сосредоточено на чуде, сотворенном ее родителям. Герберт Терстон говорит, что к десятому веку праздник Зачатия Марии был отмечен в ирландских литургических календарях и приурочен к 3 мая. Поскольку считалось, что Марии уделялось не меньше почестей, чем Иоанну Крестителю , считалось, что, как Джон, Мария, должно быть, была освящена еще до рождения. Праздник был привезен в Великобританию ирландскими миссионерами. [ 4 ] и отмечался там к 1030-м годам.
В Англии развился сильный монашеский культ Девы Марии. Священник и ученый Эдмер написал «De Conceptione Sanctae Mariae» , первое и на протяжении двух столетий самое ценное западное изложение доктрины непорочного зачатия . [ 5 ] Праздник Зачатия Марии отмечался в Кентербери примерно с 1030 года, а затем в Кентербери и Эксетере. [ 6 ] После норманнского завоевания , с реорганизацией церковного календаря Ланфранком , архиепископом Кентерберийским, он был запрещен. Защита Эдмером безгрешной Марии, вероятно, была мотивирована как восстановлением местных англосаксонских религиозных обрядов в Кентербери, так и более широким распространением доктрины.
Примерно в то же время Осберт де Клер , настоятель аббатства Святого Петра в Вестминстере, попытался провести в Вестминстере англосаксонский праздник Зачатия Марии. Ряд монахов возражали против этого, поскольку это не было санкционировано Римом. После этого вопрос был вынесен на рассмотрение Лондонского собора в 1129 году. Синод принял решение в пользу праздника, и лондонский епископ Гилберт утвердил его для своей епархии. [ 7 ] Впоследствии праздник был восстановлен Ансельмом , настоятелем Бери-Сент-Эдмундса . Вскоре последовали и другие настоятели. После этого праздник распространился по Англии, но какое-то время сохранял свой частный характер. [ 7 ]
Соблюдение
[ редактировать ]Восточная и Западная церкви уделяют внимание разным аспектам праздника. Восток празднует чудо Божие, устранившее бесплодие утробы Анны, тогда как Западная Церковь подчеркивает чистоту Марии от всякого греха с момента ее зачатия. [ 8 ]
православный
[ редактировать ]
В Восточной Православной Церкви 9 декабря верующие отмечают литургический праздник, называемый Зачатием (пассивным) Богородицы, который раньше чаще назывался Праздником Зачатия (активного) Святой Анны . [ 10 ] В Греческой Православной Церкви праздник называется «Зачатие святой Анны Пресвятой Богородицы». [ 11 ]
Восточный праздник не причисляется к Великим праздникам , а как праздник меньшего ранга . В отличие от даты праздника в Латинской церкви 8 декабря, восточный праздник приходится не ровно за девять месяцев до праздника Рождества Богородицы (8 сентября), а на день позже.
Мэри зачата родителями так же, как зачаты все мы. Но в ее случае это чистый акт веры и любви, послушание воле Божией, как ответ на молитву. В этом смысле ее зачатие поистине «непорочное». И плод ее – женщина, которая навсегда останется пречистой Девой и Богородицей. [ 12 ]
«Приходите, потанцуем в духе!»
Воспоем Христу достойную хвалу!
Давайте праздновать радость Иоакима и Анны,
Зачатие Матери Божией,
Ибо она есть плод благодати Божией». [ 12 ]
Католик
[ редактировать ]Папа Сикст IV назначил 8 декабря праздником Зачатия Марии и в 1476 году издал апостольскую конституцию Cum Praeexcelsa , устанавливающую мессу и службу для праздника. В 1568 году, пересматривая Римский Бревиарий , Папа Пий V упразднил эту должность, заменив слово «рождество»; хотя францисканцам было разрешено сохранить старую форму. [ 13 ]
согласно папской булле Commissi Nobis Divinitus этот В 1708 году папой Климентом XI день был объявлен Святым Днем обязательств. В 1854 году в апостольской конституции Deus Ineffabilis Папа Пий IX определил догмат о Непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии . [ 14 ]
Хотя Восточная Православная Церковь признает исключительную святость Богородицы, которую она прославляет как Непорочную ( achrantos ), «она не пошла по пути римского католицизма в движении к признанию Ее Непорочного Зачатия». [ 15 ] Православная церковь никогда не разделяла идеи Августина Гиппопотама о первородном грехе и наследственной вине. Церковь не интерпретирует «первородный грех» как имеющий какое-либо отношение к передаваемой вине, а как к передаваемой смертности. Поскольку Адам согрешил, все человечество разделяет не его вину, а одно и то же наказание. [ 16 ]
Многие католические церкви восточного обряда отмечают этот праздник 9 декабря. [ 17 ]
Англиканское сообщество
[ редактировать ]В англиканской церкви «Зачатие Пресвятой Девы Марии» можно отмечать как Малый праздник 8 декабря. Англиканский Бревиарий использует термин «безупречный», а не «безупречный», чтобы отличить приемлемую благочестивую веру от католической догмы. ситуация и в других церквях, входящих в Англиканскую общину . Аналогичная [ 18 ]
Многие англо-католические приходы отмечают праздник, используя традиционное римско-католическое название «Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Праздники Святой Анны», Мелькитская греко-католическая епархия Ньютона» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Римс, Шерри Л. (2003), «Легенды о Святой Анне, Матери Девы Марии» , Среднеанглийские легенды о женщинах-святых , Рочестерский университет
- ^ «Зачатие святой Анны, когда она зачала Святую Богородицу», Византийско-католическая архиепархия Питтсбурга» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 г. Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Терстон, Герберт (1904). Ирландское происхождение праздника зачатия Богоматери . п. 463.
- ^ Ноулз, Дэвид (1941). Монашеский орден в Англии . Кембридж, Великобритания. п. 512. ИСБН 9780521548083 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Подмор, Колин. «Мария и англиканская традиция», Успенская лекция 2014 г., Святая Мария и Всех Святых, Уолсингам» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2021 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Холвек, Фредерик (1910). «Непорочное зачатие» . Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 28 декабря 2020 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Терстон 1904 , с. 450.
- ^ Раймонд Берк, 2008, Мариология: Руководство для священников, дьяконов, семинаристов и посвященных лиц Queenship Publishing ISBN 1-57918-355-7, страница [1] Архивировано 5 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
- ↑ Отрывок из книги Фрэнсиса X. Вайзера, The Holyday Book (Harcourt, Brace and Company, Inc., Нью-Йорк, 1956). Архивировано 14 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ « Святые и праздники», Греческая Православная Архиепископия Америки» . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г. Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Гопко, Томас. Зимняя Пасха, глава 9, Антиохийская православная архиепископия Северной Америки» . Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Хабиг OFM, Мэрион А. «Земля Непорочной Марии», The American Ecclesiastical Review , июнь 1954 г.» . Архивировано из оригинала 11 марта 2019 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Невыразимый Бог (1854)» . Новый Адвент.
- ^ Джон Энтони МакГакин, Православная церковь: введение в ее историю, доктрину и духовную культуру. Архивировано 5 декабря 2022 г. в Wayback Machine (Blackwell, 2011). ISBN 978-1-4443-3731-0 ), с. 218
- ^ «Православный взгляд на непорочное зачатие», Антиохийская христианская архиепископия Австралии, Новой Зеландии и Филиппин.
- ^ « Зачатие Святой Анны (Непорочное зачатие)», Украинская католическая церковь Святых Петра и Павла, Саскатун» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ « «Пресвятая Богородица», Епископальная церковь, 8 декабря 2015 года» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 30 декабря 2020 г.