Лукка Мадонна
Луккская Мадонна — картина маслом раннего нидерландского мастера Яна ван Эйка , написанная примерно в 1437 году. [ 1 ] На нем изображена Мария , сидящая на деревянном троне и увенчанная балдахином, кормящая грудью младенца Христа . [ 2 ] Его столярные работы позволяют предположить, что когда-то это была внутренняя панель триптиха, а его небольшой размер указывает на то, что он предназначался для частного поклонения. Картина находится в коллекции Штедельского музея во Франкфурте .
Она известна как Луккская Мадонна принадлежала коллекции Карла II, герцога Пармы и Лукки , поскольку в начале 19 века . Это одна из последних работ Яна ван Эйка. Богоматерь была идентифицирована как портрет жены художника Маргареты , из которой ван Эйк также сделал светский портрет. [ 3 ]
Иконография
[ редактировать ]Богородица восседает на деревянном престоле, увенчанном балдахином. [ 4 ] с четырьмя маленькими статуэтками львов из латуни. [ 2 ] Это ссылка на трон Соломона , у которого по бокам и на ступенях было двенадцать львов. [ 5 ] [ 6 ] Иконография сочетает в себе более ранний стиль « Мадонны-кормилицы » с « Престолом мудрости ». Как сказано в Speculum Humanae Salvationis : «Престол истинного Соломона есть Пресвятая Дева Мария, На которой воссел Иисус Христос, истинная мудрость». [ 7 ]
Как и во многих картинах ван Эйка и его современников, это сравнение дополнительно уточняется за счет изображения Марии, похожей на алтарь , в том смысле, что она поддерживает младенца Христа на своих коленях, показанного увеличенным и сплющенным, точно так же, как алтарь поддерживает присутствие Христа. в хозяине на мессе . Белая ткань под ним, поверх более богатой ткани платья Марии, а также ниша справа, напоминающая водоем, где хранилась вода для мытья рук священником, - все это способствует сравнению. [ 8 ] Необычная форма комнаты, очень узкой для такого большого кресла, наводит на мысль о маленькой часовне.
Два фрукта на подоконнике не были точно идентифицированы, но это либо яблоки, либо апельсины, оба из которых были бы намеком на рай. Окно выполнено из коронного стекла (яблочко), заключенного в свинцовый решетчатый каркас. Правая боковая стена является зеркальным отражением окна, а на полке стоит пустой подсвечник и наполовину наполненный стеклянный графин или фляжка. На нижнем выступе стоит большая миска или раковина. Напольная плитка состоит из сине-белых геометрических узоров, в основном покрытых ковром вокруг основания трона.
Место в творчестве ван Эйка
[ редактировать ]Луккская Мадонна - одна из шести сохранившихся картин Мадонны ван Эйка, датированных периодом между завершением им Гентского алтаря и его смертью в июне 1441 года. Это:
- Дрезденский триптих 1437 года, где, как и в Луккской Мадонне , Мадонна носит два кольца на безымянном пальце левой руки. [ 9 ]
- Мадонна в церкви , Картинная галерея
- Мадонна канцлера Ролена , Лувр.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Луккская Мадонна» . Артбл . 22 апреля 2011 года . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Прием, Карин; те Хисен, Керстин (2016). На выставке: визуальная политика, материальная культура и образование . Ваксман Верлаг. п. 108. ИСБН 978-3-8309-8469-6 .
- ^ Харбисон, 97 лет.
- ^ Аптон, Джоэл Морган (1990). Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . п. 40. ИСБН 0-271-04286-9 .
- ^ Общество исследований эпохи Возрождения (Великобритания) (1992). Козимо «иль Веккьо» де Медичи, 1389–1464: очерки, посвященные 600-летию со дня рождения Козимо де Медичи: включая доклады, представленные на шестисотлетнем симпозиуме Общества исследований Возрождения в Институте Варбурга, Лондон, 19 мая 1989 года . Кларендон Пресс. п. 235. ИСБН 978-0-19-817394-6 .
- ↑ 3 Царств 10:18–20 и Паралипоменон 9:17–19.
- ^ Переулок, 15
- ^ Переулок, 16
- ^ Пуртл, 110
Ссылки
[ редактировать ]- Галлвиц, Клаус (ред.). Посещение Штеделя – размышления над фотографиями . Издательство Insel в мягкой обложке, Франкфурт, 1986 г., ISBN 3-458-32639-1
- Харбисон, Крейг. «Ян ван Эйк: Игра реализма». Книги реакции, 1997. ISBN 0-948462-79-5
- Лейн, Барбара Г., Алтарь и алтарь, Сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи . Харпер и Роу, 1984 г., ISBN 0-06-430133-8
- Арендуйте, Отто. Ван Эйк — основоположник ранней голландской живописи . Престель Верлаг, Мюнхен, 1989 г., ISBN 3-7913-1033-X
- Пёртл, Кэрол Дж. Марианские картины Яна ван Эйка . Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси, 1982 г.
- Сандер, Йохен (ред.). Ориентирован на Яна ван Эйка: Мадонна Лукаса, около 1437/1438 (инв. № 944) . Издание Штедельского музея, 2006 г.
- Вег, Янош. Ян ван Эйк . Henschelverlag «Искусство и общество», Берлин, 1984 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эйк, Ян ван. «Луккская Мадонна» . Цифровая коллекция . Проверено 7 июля 2023 г.
- «Мадонна Ван Эйка Лукка» . ZDF (на немецком языке) . Проверено 7 июля 2023 г.
- «В центре внимания Ян ван Эйк» . Музей Штеделя (на немецком языке) . Проверено 7 июля 2023 г.