Буддийское искусство
Часть серии о |
буддизм |
---|
История искусства |
---|
Буддийское искусство — это изобразительное искусство, созданное в контексте буддизма . Он включает в себя изображения Гаутамы Будды и других будд и бодхисаттв , известных буддийских деятелей, как исторических, так и мифических, повествовательные сцены из их жизни, мандалы и физические объекты, связанные с буддийской практикой, такие как ваджры , колокола, ступы и буддийская храмовая архитектура . [ 1 ] Буддийское искусство зародилось на севере Индийского субконтинента , в современной Индии, Пакистане и Афганистане, причем самые ранние сохранившиеся образцы датируются несколькими столетиями позже исторической жизни Сиддхартхи Гаутамы с 6 по 5 века до нашей эры.
По мере того как буддизм распространялся и развивался в каждой новой принимающей стране, буддийское искусство шло по его стопам. Он развивался на север через Центральную Азию и в Восточную Азию, образуя северную ветвь буддийского искусства, а на восток до Юго-Восточной Азии , образуя южную ветвь буддийского искусства. В Индии буддийское искусство процветало и развивалось совместно с индуистским и джайнским искусством, при этом пещерные храмовые комплексы строились вместе, каждый из которых, вероятно, влиял на другой. [ 2 ]
Первоначально упор был сделан на религиозные статуи исторического Будды, а также на подробные сцены, изображающие его жизнь и прежние жизни, но по мере развития буддийского пантеона религиозные изображения бодхисаттв и других фигур сами по себе стали обычными предметами в северном буддийском искусстве. а не просто слуги Будды, и к концу первого тысячелетия стали преобладать.
История
[ редактировать ]Доиконическая фаза (V – I века до н. э.)
[ редактировать ]Во 2-1 веках до нашей эры скульптуры стали более откровенными, изображая эпизоды жизни и учения Будды. Они имели форму вотивных табличек или фризов , обычно связанных с украшением ступ. Хотя Индия имела давнюю скульптурную традицию и богатую иконографию, Будда никогда не изображался в человеческом облике, а только через буддийскую символику . Этот период, возможно, был аниконическим .
Художники не хотели изображать Будду антропоморфно и разработали сложные аниконические символы, чтобы избежать этого (даже в повествовательных сценах, где появлялись другие человеческие фигуры). Эта тенденция сохранялась даже во II веке нашей эры в южных частях Индии, в искусстве школы Амаравати (см.: Нападение Мары на Будду ). Утверждалось, что более ранние антропоморфные изображения Будды могли быть сделаны из дерева и с тех пор исчезли. Однако никаких археологических свидетельств обнаружено не было.
Самые ранние произведения буддийского искусства в Индии относятся к I веку до нашей эры. Храм Махабодхи в Бодх-Гайе стал образцом для подобных сооружений в Бирме и Индонезии. Говорят, что фрески в Сигирии даже старше картин пещер Аджанты . [ 3 ]
Иконическая фаза (1 век н.э. – настоящее время)
[ редактировать ]Китайские исторические источники и фрески в в бассейне Тарима городе Дуньхуан точно описывают путешествия исследователя и посла Чжан Цяня в Среднюю Азию вплоть до Бактрии около 130 г. до н.э., и те же фрески описывают императора Хань Уди (156–87 до н.э.). поклонялись буддийским статуям, объясняя их как «золотых людей, принесенных в 120 г. до н. э. великим ханьским полководцем во время его кампаний против кочевников». Хотя в китайской исторической литературе нет других упоминаний о поклонении Будде Хань Уди, фрески позволяют предположить, что статуи Будды существовали уже во II веке до нашей эры, что напрямую связывает их со временем индо-греков.
Антропоморфные изображения Будды начали появляться в 1 веке н.э. в Северной Индии , вместе с бимаранской шкатулкой . Три главных центра творения были определены как Гандхара в сегодняшней Северо-Западной пограничной провинции в Пакистане , Амаравати и регион Матхура в центральной северной Индии.
Эллинистическая культура была представлена в Гандхаре во время завоеваний Александра Великого в 332 году до нашей эры. Чандрагупта Маурья (годы правления 321–298 до н.э.), основатель Империи Маурьев , завоевал македонских сатрапов во время войны Селевкидов-Маурьев 305–303 до н.э. Внук Чандрагупты Ашока (годы правления 268–232 до н. э.), сформировавший крупнейшую империю на Индийском субконтиненте, обратился в буддизм после войны Калинга . Отказавшись от экспансионистской идеологии, Ашока работал над распространением религии и философии по всей своей империи, как описано в указах Ашоки . Ашока утверждает, что обратил греческое население в своем царстве в буддизм:
Здесь, во владениях царя, среди греков, камбоджи , набхаков, набхапамкитов, бходжей, питиников, андхрасов и палидов повсюду люди следуют наставлениям Возлюбленных Богов в Дхарме . [ 4 ]
После свержения Империи Маурьев Империей Шунга Греко -Бактрийское , а затем Индо-Греческое королевства вторглись в северо-западную Индию. Они способствовали распространению греко-буддийского художественного стиля в другие части субконтинента. Индо-греческий царь Менандр I прославился как великий покровитель буддизма, получив титул архата . [ 5 ] Тем временем Пушьямитра Шунга преследовал буддизм, предположительно, чтобы еще больше стереть наследие Империи Маурьев. [ 6 ] Это привело к упадку буддийского искусства к востоку от Матхуры.
Гандхарская буддийская скульптура демонстрирует эллинистическое художественное влияние в формах человеческих фигур и орнаментах. Фигуры были намного крупнее, чем все известные ранее в Индии, а также более натуралистичными, а новые детали включали волнистые волосы, драпировку, закрывающую оба плеча, туфли и сандалии, а также аканта . орнамент из листьев [ нужна ссылка ]
Искусство Матхуры, как правило, основано на индийской традиции, примером которой является антропоморфное изображение божеств, таких как Якши , хотя и в стиле, довольно архаичном по сравнению с более поздними изображениями Будды. Школа Матхуран предоставила одежду, закрывающую левое плечо из тонкого муслина , колесо на ладони и сиденье лотоса. [ нужна ссылка ]
Матхура и Гандхара также оказали влияние друг на друга. В период своего художественного расцвета эти два региона даже были политически объединены под властью Кушан , которые оба были столицами империи. До сих пор остается предметом споров, были ли антропоморфные изображения Будды, по сути, результатом местной эволюции буддийского искусства в Матхуре или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре через греко-буддийский синкретизм .
Это культовое искусство с самого начала характеризовалось реалистическим идеализмом, сочетающим в себе реалистичные человеческие черты, пропорции, взгляды и атрибуты, а также чувство совершенства и безмятежности, достигающее божественного. Это выражение Будды как человека и Бога стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства. [ нужна ссылка ]
Остатки ранней буддийской живописи в Индии исчезающе редки, а на более поздних этапах пещер Аджанты приходится подавляющее большинство сохранившихся работ, созданных за относительно короткий период, примерно до 480 г. н.э. Это очень сложные произведения, очевидно, созданные в хорошо развитой традиции и, вероятно, изображающие как светские произведения во дворцах, так и религиозные сюжеты.
Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии еще несколько столетий. Скульптуры Матхуры из розового песчаника развивались в период Гуптов (4-6 века н.э.) и достигли очень высокой точности исполнения и деликатности моделирования. Искусство школы Гупта имело огромное влияние практически повсюду в остальной Азии. В конце XII века нашей эры буддизм во всей своей красе сохранился только в гималайских регионах Индии. Эти районы, чему способствовало их расположение, были в более тесном контакте с Тибетом и Китаем – например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского и китайского влияния.
Поскольку буддизм распространился за пределы Индии с I века нашей эры, его первоначальный художественный пакет смешался с другими художественными влияниями, что привело к прогрессивной дифференциации среди стран, принявших эту веру.
- Северный путь был проложен в I веке нашей эры через Среднюю Азию , Непал , Тибет , Бутан , Китай , Корею , Японию и Вьетнам , в которых Махаяны . преобладал буддизм
- , Южный маршрут где доминировал буддизм Тхеравады , пролегал через Мьянму , Шри-Ланку , Таиланд , Камбоджу и Лаос .
Северное буддийское искусство
[ редактировать ]Передача буддизма по Шелковому пути в Среднюю Азию, Китай и, в конечном итоге, в Корею и Японию началась в I веке нашей эры с полулегендарного рассказа о посольстве, отправленном на Запад китайским императором Мин (58–75 гг. Н. Э.). Однако обширные контакты начались во II веке нашей эры, вероятно, в результате расширения Кушанской империи на китайскую территорию Таримской впадины , благодаря миссионерским усилиям большого числа среднеазиатских буддийских монахов на китайских землях. Первые миссионеры и переводчики буддийских писаний на китайский язык , такие как Локаксема , были парфянами , кушанами , согдийцами или кучеанцами .
Центральноазиатские миссионерские усилия на Шелковом пути сопровождались потоком художественных влияний, заметных в развитии сериндийского искусства со 2-го по 11-й век в Таримской котловине, современный Синьцзян . Сериндийское искусство часто происходит от греко-буддийского искусства района Гандхара на территории нынешнего Пакистана , сочетая в себе индийское, греческое и римское влияние. Греко-буддийская иконография Шелкового пути, возможно, оказала влияние на японского бога Фудзина . [ 8 ]
На искусство северного пути также сильно повлияло развитие буддизма Махаяны , инклюзивной ветви буддизма, характеризующейся принятием новых текстов в дополнение к традиционным агамам и сдвигом в понимании буддизма. Махаяна выходит за рамки традиционного раннего буддийского идеала освобождения от страданий ( духкха ) архатов и подчеркивает путь бодхисаттвы . Сутры Махаяны возвышают Будду до трансцендентного и бесконечного существа и представляют собой пантеон бодхисаттв, посвятивших себя Шести Совершенствам , высшему знанию ( Праджняпарамита ), просветлению и освобождению всех живых существ. Таким образом, северное буддийское искусство характеризуется очень богатым и синкретическим буддийским пантеоном с множеством изображений различных будд , бодхисаттв и небесных существ ( дэвов ).
Афганистан
[ редактировать ]Буддийское искусство в Афганистане (старая Бактрия ) сохранялось несколько столетий до распространения ислама в VII веке. Примером этого являются Будды Бамиана . Другие скульптуры, выполненные из лепнины , сланца или глины , демонстрируют очень сильное сочетание индийского постгуптовского маньеризма и классического влияния, эллинистического или, возможно, даже греко-римского .
Хотя исламское правление было ограниченно терпимым к другим религиям « Книги », оно проявляло нулевую терпимость к буддизму, который воспринимался как религия, основанная на « идолопоклонстве ». Человеческие формы изобразительного искусства также запрещены исламом, буддийское искусство подверглось многочисленным нападениям, кульминацией которых стали систематические разрушения со стороны режима Талибана . Будды Бамиана, скульптуры Хадды и многие оставшиеся артефакты в музее Афганистана были уничтожены.
Многочисленные конфликты, начиная с 1980-х годов, также привели к систематическому разграблению археологических памятников, очевидно, в надежде перепродать на международном рынке те артефакты, которые удалось найти.
Центральная Азия
[ редактировать ]Центральная Азия долгое время играла роль места встречи Китая, Индии и Персии . Во II веке до нашей эры экспансия бывшей Хань на запад привела к усилению контактов с эллинистическими цивилизациями Азии, особенно с Греко-Бактрийским царством .
После этого распространение буддизма на Север привело к образованию буддийских общин и даже буддийских царств в оазисах Центральной Азии. Некоторые города Шелкового пути почти полностью состояли из буддийских ступ и монастырей, и, похоже, одной из их главных задач было принимать и обслуживать путешественников между Востоком и Западом.
Восточная часть Центральной Азии ( Китайский Туркестан ( Таримский бассейн , Синьцзян ), в частности), обнаружила чрезвычайно богатое сериндское искусство ( настенные росписи и рельефы в многочисленных пещерах, переносные картины на холсте, скульптуры, ритуальные предметы), отражающее многочисленные влияния Индии и Эллинистические культуры. Были найдены произведения искусства, напоминающие гандхарский стиль, а также писания, написанные гандхарским письмом Харошти . Однако эти влияния были быстро поглощены энергичной китайской культурой, и с этого момента развивается сильный китайский партикуляризм.
Китай
[ редактировать ]Буддизм пришел в Китай примерно в I веке нашей эры и принес в Китай новые виды искусства, особенно в области скульптуры . Получив эту далекую религию, сильные китайские черты были включены в буддийское искусство.
-
Китайский Северной Вэй Будда Майтрейя , 443 г. н.э.
-
Сидящая статуя Майтрейи Северная Вэй, 512 г. н.э.
-
Тан Бодхисаттва
Северные династии
[ редактировать ]В V-VI веках северные династии разработали довольно символические и абстрактные способы изображения со схематическими линиями. Их стиль также считается торжественным и величественным. Отсутствие телесности этого искусства и его отдаленность от первоначальной буддийской цели выражения чистого идеала просветления доступным и реалистичным способом постепенно привели к изменению в сторону большего натурализма и реализма, что привело к выражению танского буддийского искусства.
Места, где сохранились буддийские скульптуры династии Северная Вэй:
Династия Тан — династия Цин.
[ редактировать ]После перехода к династии Суй буддийская скульптура Тан приобрела заметно реалистичное выражение. Из-за открытости династии к иностранным влияниям и возобновления обмена с индийской культурой из-за многочисленных путешествий китайских буддийских монахов в Индию буддийская скульптура династии Тан приняла довольно классическую форму, вдохновленную индийским искусством периода Гупта. В это время танская столица Чанъань (сегодняшний Сиань ) стала важным центром буддизма. Оттуда буддизм распространился в Корею , а японские миссии в Танском Китае помогли ему закрепиться в Японии. К концу династии Тан иностранное влияние стало негативно восприниматься в Китае. В 845 году танский император Уцзун объявил вне закона все «иностранные» религии (включая христианское несторианство , зороастризм и буддизм ), чтобы поддержать местную религию, даосизм . Он конфисковал буддийское имущество и заставил веру уйти в подполье, тем самым повлияв на развитие религии и ее искусства в Китае.
После династии Тан буддизм продолжал получать официальное покровительство в нескольких государствах в период Пяти династий и Десяти королевств , который продолжался при сменяющих друг друга династиях Ляо , Цзинь , Сун , Юань и Мин . Это ознаменовалось строительством новых монументальных буддийских произведений искусства в гротах, таких как массивные скульптуры Будды в наскальных рисунках Дацзу в провинции Сычуань , а также в храмах, таких как гигантские эзотерические статуи Бодхисаттвы Гуаньинь в храмах Лунсин и храме Дуле. . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Различные китайские буддийские традиции, такие как Тяньтай и Хуаянь , пережили возрождение. Чань-буддизм , в частности, приобрел большую известность при династии Сун. Ранние картины монахов Чань, как правило, избегали тщательного реализма живописи Гунби в пользу энергичных монохромных картин, пытаясь выразить влияние просвещения через свою манеру письма. [ 12 ] Подъем неоконфуцианства при Чжу Си в двенадцатом веке привел к серьезной критике монахов-художников со стороны литераторов. Несмотря на это, живопись тушью чань продолжала практиковаться монахами во времена династий Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644), вплоть до династии Цин (1644–1912). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Помимо картин тушью Чань, также распространялись другие формы живописи, особенно во времена династии Мин, такие как картины, посвященные водным и земельным ритуалам , и фрески, на которых изображены различные буддийские божества и другие фигуры. [ 16 ]
Во времена династии Цин императоры Маньчжурии поддерживали буддийские практики по ряду политических и личных причин. Император Шуньчжи был приверженцем чань-буддизма, а его преемник, император Канси , пропагандировал тибетский буддизм , утверждая, что он является человеческим воплощением бодхисаттвы Манджушри . [ 17 ] Однако именно при правлении третьего правителя Цин, императора Цяньлуна , императорское покровительство буддийскому искусству в этот период достигло своего апогея. Он заказал огромное количество религиозных произведений в тибетском стиле, многие из которых изображали его в различных священных обличьях. [ 18 ] Произведения искусства, созданные в этот период, характеризуются уникальным сочетанием тибетских и китайских художественных подходов. Они сочетают в себе характерное тибетское внимание к иконографическим деталям с декоративными элементами в китайском стиле. Надписи часто пишутся на китайском, маньчжурском, тибетском, монгольском и санскрите, а картины часто выполнены в ярких цветах. [ 19 ] Кроме того, император Цяньлун инициировал ряд крупномасштабных строительных проектов; в 1744 году он переосвятил храм Юнхэ в главный тибетский буддийский монастырь Пекина, пожертвовав храму ряд ценных религиозных картин, скульптур, тканей и надписей. [ 20 ] Храм Сюми Фушоу и размещенные в нем произведения — это еще один проект, заказанный императором Цяньлуном , который воплощает в себе уникальное сочетание китайского, тибетского и маньчжурского художественных стилей, которое характеризовало некоторые виды буддийского искусства, созданные в Китае во время правления Цяньлуна. После отречения императора Цяньлуна в 1795 году популярность тибетского буддизма при дворе Цин снизилась. Мотивы продвижения тибетского буддизма императорами Цин были интерпретированы как расчетливый акт политического манипулирования и средство налаживания связей между маньчжурскими, монгольскими и тибетскими общинами, хотя недавние исследования поставили это под сомнение. [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Популяризация буддизма в Китае сделала страну домом для богатейших коллекций буддийского искусства в мире. Пещеры Могао возле Дуньхуана и пещеры храма Бинлин возле Юнцзин в провинции Ганьсу , гроты Лунмэнь возле Лояна в Хэнань провинции , гроты Юнган возле Датуна в провинции Шаньси и наскальные рисунки Дацзу возле муниципалитета Чунцин являются одними из самых важных и известных буддийских памятников. скульптурные площадки. Гигантский Будда Лэшань , высеченный на склоне холма в VIII веке во времена династии Тан и смотрящий вниз на слияние трех рек, до сих пор остается самой большой каменной статуей Будды в мире. В многочисленных храмах по всему Китаю до сих пор хранятся различные буддийские статуи и картины предыдущих династий. Кроме того, буддийские скульптуры до сих пор производятся в основном для размещения в буддийских храмах и святынях.
Корея
[ редактировать ]Корейское буддийское искусство обычно отражает взаимодействие других буддийских влияний и весьма оригинальной корейской культуры. Кроме того, искусство степей, особенно сибирское и скифское влияние, очевидно в раннем корейском буддийском искусстве, основанном на раскопках артефактов и погребальных принадлежностей, таких как Силла королевские короны , пряжки ремней, кинжалы и гогок в форме запятой . [ 22 ] [ 23 ] Стиль этого местного искусства был геометрическим, абстрактным и богато украшенным характерной «варварской» роскошью. [ объяснить ] . Хотя многие другие влияния были сильными, корейское буддийское искусство «свидетельствует о трезвости, вкусе к правильному тону, чувству абстракции, а также к цветам, которые, как ни странно, соответствуют современному вкусу» (Пьер Камбон, «Азиатское искусство – Гиме» ). . [ нужна ссылка ]
Три королевства Кореи
[ редактировать ]Первым из трех королевств Кореи , официально принявшим буддизм, было Когурё в 372 году. [ 24 ] Однако китайские записи и использование буддийских мотивов в фресках Когурё указывают на появление буддизма раньше официальной даты. [ 25 ] Королевство Пэкче официально признало буддизм в 384 году. [ 24 ] Королевство Силла , изолированное и не имеющее прямого морского или сухопутного доступа в Китай, официально приняло буддизм в 535 году, хотя иностранная религия была известна в королевстве благодаря деятельности монахов Когурё с начала V века. [ 26 ] Внедрение буддизма стимулировало потребность ремесленников в создании изображений для почитания, архитекторов для храмов и грамотных людей для буддийских сутр и изменило корейскую цивилизацию. Особое значение в передаче сложных художественных стилей корейским королевствам имело искусство «варваров» Туоба, клана неханьских китайцев сяньбэй, которые основали династию Северная Вэй в Китае в 386 году. Стиль Северной Вэй имел особое влияние. в искусстве Когурё и Пэкче. Ремесленники Пэкче позже передали этот стиль вместе с элементами южных династий и отчетливыми корейскими элементами в Японию. Корейские ремесленники очень тщательно отбирали стили, которые они включали, и объединяли различные региональные стили, чтобы создать особый стиль корейского буддийского искусства. [ 27 ] [ 28 ]
В то время как буддийское искусство Когурё демонстрировало жизненную силу и мобильность, родственную прототипам Северной Вэй, королевство Пэкче также находилось в тесном контакте с южными династиями Китая, и этот тесный дипломатический контакт иллюстрируется нежной и пропорциональной скульптурой Пэкче, воплощенной в скульптуре Пэкче, выставленной на выставке. бездонная улыбка, известная историкам искусства как улыбка Пэкче . [ 29 ] Королевство Силла также разработало особую традицию буддийского искусства, воплощенную в Бангасаюсане , полусидящей созерцательной статуе Майтрейи, чей корейский близнец был отправлен в Японию в качестве подарка для прозелитизма и теперь находится в храме Корю-дзи в Японии. [ 30 ]
Буддизм в период Троецарствия стимулировал масштабные проекты строительства храмов, такие как храм Мирыкса в королевстве Пэкче и храм Хваннёнса в Силле. Архитекторы Пэкче славились своим мастерством и сыграли важную роль в строительстве массивной девятиэтажной пагоды в Хваннёнса и ранних буддийских храмов в Ямато, Япония, таких как Хокодзи (Аска-дэра) и Хорю-дзи . [ 31 ] Корейское буддийское искусство VI века продемонстрировало культурное влияние Китая и Индии, но начало проявлять отличительные особенности коренных народов. [ 32 ] Эти местные характеристики можно увидеть в раннем буддийском искусстве Японии, и теперь считается, что некоторые ранние японские буддийские скульптуры возникли в Корее, особенно из Пэкче, или корейских ремесленников, иммигрировавших в Ямато, Япония. В частности, полусидящая форма Майтрейи была адаптирована в высокоразвитый корейский стиль, который был передан в Японию, о чем свидетельствуют статуи Корю-дзи Мироку Босацу и Чугу-дзи Сиддхартхи. Хотя многие историки изображают Корею просто как передатчика буддизма, Троецарствие, и особенно Пэкче, сыграли важную роль в внедрении и формировании буддийской традиции в Японии в 538 или 552 годах. [ 33 ]
Единая Силла
[ редактировать ]В Объединенной Силлы период Восточная Азия была особенно стабильной: Китай и Корея имели единые правительства. Раннее искусство Объединенного Силла сочетало в себе стили Силла и стили Пэкче. Корейское буддийское искусство также находилось под влиянием новых стилей династии Тан , о чем свидетельствует новый популярный буддийский мотив со скульптурами Будды в анфас. Танский Китай был перекрестком Восточной, Центральной и Южной Азии, поэтому буддийское искусство этого периода демонстрирует так называемый международный стиль. В этот период процветало спонсируемое государством буддийское искусство, воплощением которого является грот Соккурам .
Династии Корё
[ редактировать ]Падение Объединенной династии Силла и основание династии Корё в 918 году указывают на новый период корейского буддийского искусства. Короли Корё также щедро спонсировали буддизм, и буддийское искусство процветало, особенно буддийские картины и иллюминированные сутры, написанные золотыми и серебряными чернилами. [1] . Высшим достижением этого периода является резьба примерно 80 000 деревянных блоков Трипитака Кореана , которая была сделана дважды.
Династия Чосон
[ редактировать ]Династия Чосон активно подавляла буддизм, начиная с 1406 года, и качество буддийских храмов и художественной продукции впоследствии снизилось в количестве, хотя, начиная с 1549 года, буддийское искусство продолжает производиться. [2] .
Япония
[ редактировать ]До появления буддизма Япония уже была центром различных культурных (и художественных) влияний: от абстрактного линейного декоративного искусства местного неолита Дзёмон примерно с 10500 г. до н.э. по 300 г. до н.э. до искусства периодов Яёй и Кофун . с такими событиями, как искусство Ханива .
Культурный обмен между Индией и Японией не был прямым, поскольку Япония получила буддизм через Корею, Китай, Центральную Азию и, в конечном итоге, Индию. Японцы открыли для себя буддизм в VI веке, когда монахи-миссионеры отправились на острова вместе с многочисленными священными писаниями и произведениями искусства. Культурный контакт между индийской дхармической цивилизацией и Японией посредством принятия буддийских идей и эстетики способствовал развитию национального культурного порядка в последующем столетии. [ 34 ] Буддийская религия была принята государством в следующем столетии. Находясь географически в конце Шелкового пути , Япония смогла сохранить многие аспекты буддизма в то самое время, когда он исчезал в Индии и подавлялся в Центральной Азии.
С 711 года в столице Наре были построены многочисленные храмы и монастыри , в том числе пятиэтажная пагода , Золотой зал Хорюдзи и храм Кофуку-дзи . Было создано бесчисленное количество картин и скульптур, часто при финансовой поддержке правительства. Индийские, эллинистические, китайские и корейские художественные влияния смешались в оригинальный стиль, характеризующийся реализмом и изяществом.
Особенно богатым было творчество японского буддийского искусства между VIII и XIII веками, в периоды Нара , Хэйан и Камакура . Япония разработала чрезвычайно богатое изобразительное искусство пантеона буддийских божеств, иногда сочетающееся с влиянием индуизма и синтоизма . Это искусство может быть очень разнообразным, креативным и смелым. Дзёчо считается одним из величайших буддийских скульпторов не только периода Хэйан , но и в истории буддийских статуй в Японии. Дзёчо изменил форму тела статуй Будды, усовершенствовав технику «ёсэги цукури» (寄木造り), которая представляет собой комбинацию нескольких пород дерева. Мирное выражение и изящная фигура созданной им статуи Будды завершили японский стиль скульптуры статуй Будды под названием «Дзётё ё» (стиль Дзёчо, 定朝様) и определили стиль японских буддийских статуй позднего периода. Его достижение резко повысило социальный статус бусси (буддийского скульптора) в Японии. [ 35 ]
В период Камакура клан Минамото основал сёгунат Камакура , и класс самураев впервые фактически управлял Японией. Преемники Дзёчо, скульпторы школы буддийских статуй Кэй , создавали реалистичные и динамичные статуи, отвечающие вкусам самураев, а японская буддийская скульптура достигла своего расцвета. Ункей , Кайкей и Танкей были знамениты, и они сделали много новых статуй Будды во многих храмах, таких как Кофуку-дзи , где многие статуи Будды были потеряны в войнах и пожарах. [ 36 ] Одним из самых выдающихся буддийских произведений искусства того периода была статуя Будды, хранящаяся в Сандзюсанген-до, состоящая из 1032 статуй, созданных скульпторами буддийских статуй школ Кей, Ин скул и Эн. Первое главное изображение Сендзю Каннон в центре, окружающие его 1001 Сендзю Каннон, 28 слуг Сендзю Каннон, Фуджина и Райджина создают торжественное пространство, а все статуи Будды признаны национальными сокровищами. [ 37 ] [ 38 ]
С 12-го по 13-е числа дальнейшее развитие получило искусство Дзэн , и его ждут золотые дни в период Муромати представили веру , после того, как Догэн и Эйсай по их возвращению из Китая. Искусство дзэн в основном характеризуется оригинальными картинами (такими как суми-э ) и поэзией (особенно хайку ), стремящимися выразить истинную сущность мира посредством импрессионистических и неприукрашенных «недуалистических» представлений. Поиск просветления «в данный момент» также привел к развитию других важных производных искусств, таких как чайная церемония Чаною или Икебана искусство составления цветочных композиций . Эта эволюция дошла до того, что стала рассматривать практически любую человеческую деятельность как искусство с сильным духовно-эстетическим содержанием, в первую очередь в тех видах деятельности, которые связаны с боевыми приемами ( боевые искусства ).
Буддизм и по сей день остается очень активным в Японии. Сохранилось около 80 000 буддийских храмов, многие из них деревянные и регулярно реставрируются.
-
Асура в Кофуку-дзи , Нара (734 г.).
-
Свиток с каллиграфией Бодхидхармы Хакуина Экаку (1686–1769 гг.)
Тибет и Бутан
[ редактировать ]Тантрический буддизм зародился как движение буддизма Махаяны в восточной Индии примерно в V или VI веке. Монашеский тантризм стал доминирующей формой буддизма в Тибете с 8-го века и сохранился там после краха буддизма в Индии, и наибольшее влияние на него, вероятно, оказало ныне практически исчезнувшее искусство северо-восточной Индии. Из-за своего географического положения в Азии тибетское буддийское искусство также испытало влияние индийского, непальского и китайского искусства.
Расписные тханки , картины в рукописях и небольшие изделия из бронзы, как правило, являются лучшими формами тибетского искусства. Одними из наиболее характерных произведений тибетского буддийского искусства являются мандалы , схемы «божественного храма», состоящие из круга, заключающего в себе квадрат, цель которых — помочь буддийским подвижникам сосредоточить свое внимание посредством медитации и следовать по пути к центральному центру. образ Будды. Обычно они временные, их раскладывают на полу во время фестиваля, а затем сметают.
В 10-11 веках монастырь Табо в Химачал-Прадеше , Северная Индия (в то время часть Западно-Тибетского королевства) играл важную роль посредника между Индией и Тибетом в области культурного обмена, особенно буддийского искусства и философии. Ярким примером тибетского буддийского искусства в Табо являются изысканные фрески. [ 39 ]
Вьетнам
[ редактировать ]Китайское влияние преобладало на севере Вьетнама (Тонкин) между I и IX веками, конфуцианство преобладали и буддизм Махаяны. В целом искусство Вьетнама находится под сильным влиянием китайского буддийского искусства.
На юге процветало бывшее королевство Чампа (до того, как оно было позже захвачено вьетнамцами с севера). , было сильно индийское искусство В Чампе, как и в соседней Камбодже . Многие из его статуй отличались богатыми украшениями на теле. Столица королевства Чампа была аннексирована Вьетнамом в 1471 году и полностью разрушилась в 1720-х годах, в то время как народ чам остается многочисленным меньшинством в Юго-Восточной Азии .
-
Мальчик Будда поднимается из лотоса. Багровое и позолоченное дерево, династии Трун - Хо , Вьетнам, 14–15 века.
-
Тысячерукий Куан Ам был вырезан во времена династий Ле - Нгуен и в настоящее время экспонируется во французском музее Гиме.
Южное буддийское искусство
[ редактировать ]Ортодоксальные формы буддизма, также известные как южный буддизм, до сих пор практикуются в Шри-Ланке, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе и Камбодже. В I веке нашей эры торговля на сухопутном Шелковом пути, как правило, ограничивалась ростом Парфянской империи на Ближнем Востоке , непобедимого врага Рима , в то время как римляне становились чрезвычайно богатыми, а их спрос на азиатскую роскошь рос. . Это требование возродило морское сообщение между Средиземным морем и Китаем, при этом Индия стала предпочтительным посредником. С этого времени Индия посредством торговых связей, коммерческих расчетов и даже политического вмешательства начала сильно влиять на Юго-Восточной Азии страны . Торговые пути связывали Индию с южной Бирмой , центральным и южным Сиамом , нижней Камбоджей и южным Вьетнамом , и там были основаны многочисленные урбанизированные прибрежные поселения.
Таким образом, на протяжении более тысячи лет влияние Индии было основным фактором, который привнес определенный уровень культурного единства в различные страны региона. Пали как и санскрит , а также индийская письменность вместе с буддизмом Махаяны и Тхеравады , брахманизмом и индуизмом передавались от прямого контакта и через священные тексты и индийскую литературу, такую Рамаяна и Махабхарата . Это расширение обеспечило художественный контекст для развития буддийского искусства в этих странах, которые затем приобрели свои собственные характеристики.
Между I и VIII веками несколько королевств боролись за влияние в регионе (особенно камбоджийский Фунан, а затем бирманские королевства Мон ), внося различные художественные характеристики, в основном заимствованные из индийского стиля Гупта . В сочетании с проникающим индуистским влиянием по всей территории можно найти буддийские изображения, вотивные таблички и санскритские надписи. Между 8-м и 12-м веками, под покровительством династии Пала , искусство и идеи буддизма и индуизма развивались совместно и все больше переплетались. [ 40 ] Однако с вторжением мусульман и разграблением монастырей в Индии, как утверждает Ричард Блёртон , «буддизм как главная сила в Индии рухнул». [ 40 ]
К 8-9 векам буддийское искусство Шайлендран развивалось и процветало в Королевстве Матарам на Центральной Яве , Индонезия. Этот период ознаменовал возрождение буддийского искусства на Яве, поскольку были построены многочисленные изысканные памятники, в том числе Каласан , Манджушригриха , Мендут и Боробудур каменные мандалы . Традиции продолжат буддийское искусство Сингхасари XIII века на Восточной Яве.
С 9 по 13 века Юго-Восточная Азия имела очень могущественные империи и стала чрезвычайно активной в буддийском архитектурном и художественном творчестве. Империя Шри Виджая на юге и Кхмерская империя на севере боролись за влияние, но обе были приверженцами буддизма Махаяны, и их искусство выражало богатый махаянский пантеон бодхисаттв . Буддизм Тхеравады палийского канона был завезен в регион примерно в 13 веке из Шри-Ланки и был принят недавно основанным этническим тайским королевством Сукхотай . Поскольку в буддизме Тхеравады того периода монастыри обычно были центральными местами, где городские миряне получали инструкции и разрешали споры монахами, строительство храмовых комплексов играет особенно важную роль в художественном выражении Юго-Восточной Азии с того времени. время.
С 14 века главным фактором было распространение ислама в морских районах Юго-Восточной Азии, охватив Малайзию , Индонезию и большинство островов вплоть до Южных Филиппин . В континентальных регионах буддизм Тхеравады продолжал распространяться в Бирму, Лаос и Камбоджу.
Шри-Ланка
[ редактировать ]Согласно традиции, буддизм был представлен на Шри-Ланке в III веке до нашей эры индийскими миссионерами под руководством Тхеры Махинды , сына императора Маурьев Ашоки . До распространения буддизма коренное население Шри-Ланки жило в анимистическом мире, полном суеверий. Ассимиляция и преобразование различных добуддийских верований были медленным процессом. Чтобы закрепиться среди сельского населения, буддизму необходимо было ассимилировать различные категории духов и другие сверхъестественные верования. [ нужна ссылка ] Самым ранним монастырским комплексом была Махавихара в Анурадхапуре, основанная Деванампиятиссой и подаренная Махинде Тхере. Махавихара стала центром ортодоксальной доктрины Тхеравады, и ее высшее положение оставалось неоспоримым до основания Абхаягири Вихара около 89 г. до н.э. Вацгамани .
Абхаягири Вихара стала резиденцией реформированных доктрин Махаяны. Соперничество между монахами Махавихары и Абхаягири привело к дальнейшему расколу и основанию Джетаванарамы возле Махавихары. Главной особенностью сингальского буддизма было его разделение на три основные группы, или никаи , названные в честь трех основных монастырских комплексов в Анурадхапуре; Махавихара, Абхаягири и Джетаванарама. Результатом этого стали отклонения от дисциплинарных правил (виная) и доктринальные споры. Все остальные монастыри Шри-Ланки подчинялись одному из трех монастырей. Шри-Ланка славится своими творениями буддийских скульптур из камня и отлитых из бронзового сплава. [ 41 ]
Мьянма
[ редактировать ]Соседка Индии, Мьянма (Бирма), естественно, находилась под сильным влиянием восточной части индийской территории. южной Говорят , что жители Бирмы обратились в буддизм около 200 г. до н.э. под влиянием индийского короля Ашоки , до раскола между буддизмом Махаяны и Хинаяны .
Встречаются ранние буддийские храмы, такие как Бейктано в центральной Мьянме, датируемые I-V веками. На буддийское искусство Монов особое влияние оказало индийское искусство периодов Гуптов и постгуптов, а их маньеристический стиль широко распространился в Юго-Восточной Азии после расширения Империи Мон между V и VIII веками.
были построены тысячи буддийских храмов Багане Позже, в период с 11 по 13 века, в столице , и около 2000 из них все еще стоят. С того периода сохранились красивые украшенные драгоценными камнями статуи Будды. Создание удалось продолжить, несмотря на захват города монголами в 1287 году.
В период Ава , с 14 по 16 века, был популярен стиль изображения Будды Ава (Иннва). В этом стиле у Будды большие оттопыренные уши, преувеличенные брови, которые изгибаются вверх, полузакрытые глаза, тонкие губы и заостренный вверху пучок волос, обычно изображаемый в бхумиспарша мудре . [ 42 ]
Во времена династии Конбаунг , в конце XVIII века, возник мандалайский стиль изображения Будды, стиль, который остается популярным и по сей день. [ 43 ] Произошел заметный отход от стиля Иннва, и лицо Будды стало гораздо более естественным, мясистым, с естественно наклоненными бровями, слегка раскосыми глазами, более толстыми губами и круглым пучком волос на макушке. Изображения Будды в этом стиле можно найти лежащими, стоящими или сидящими. [ 44 ] Будды в мандалайском стиле носят струящиеся драпированные одежды.
Другой распространенный стиль изображений Будды — это стиль Шан, принадлежащий народу Шан , населяющему высокогорья Мьянмы. В этом стиле Будда изображается с угловатыми чертами лица, большим и заметно заостренным носом, пучком волос, завязанным в тайском стиле, и маленьким тонким ртом. [ 45 ]
-
Статуя Будды в мандалайском стиле.
-
Сцены из жизни Будды на бирманской акварели XVIII века.
Камбоджа
[ редактировать ]Камбоджа была центром королевства Фунан , которое между III и VI веками распространилось на Бирму и на юг до Малайзии. Его влияние, по-видимому, было по существу политическим, большая часть культурного влияния исходила непосредственно из Индии.
Позже, с IX по XIII века, Махаянская буддийская и индуистско- кхмерская империи доминировали на обширных территориях полуострова Юго-Восточной Азии, и ее влияние было главным в развитии буддийского искусства в регионе. При кхмерах было построено более 900 храмов в Камбодже, а также в соседних Таиланде и Лаосе. Королевский покровительство кхмерскому буддийскому искусству достигло своего нового апогея с покровительством Джаявармана VII , буддийского короля, который построил город-крепость Ангкор Том , украшенный улыбающимся лицом Локешвары в Ангкор Том Дварас (ворота) и Прасат башни Байон . [ 46 ] Ангкор был в центре этого развития, с буддийским храмовым комплексом и городской организацией, способной поддержать около 1 миллиона горожан. В Ангкоре сохранилось большое количество камбоджийской буддийской скульптуры; однако организованные грабежи оказали серьезное воздействие на многие объекты по всей стране.
Часто кхмерскому искусству удается выразить глубокую духовность посредством божественно сияющих выражений, несмотря на скудные черты и тонкие линии.
Таиланд
[ редактировать ]Тайское буддийское искусство охватывает период, насчитывающий более тысячи лет, от дотайской культуры Дваравати и Шривиджайи до первой тайской столицы Сукхотаи 13-го века, вплоть до последующих тайских королевств Аюттхая и Раттанакосин. [ 47 ]
С I по VII века на буддийское искусство Таиланда впервые повлияли прямые контакты с индийскими торговцами и расширение королевства Мон , что привело к созданию индуистского и буддийского искусства, вдохновленного традицией Гупта , с многочисленными монументальными статуями великих виртуозность.
С 9-го века различные школы тайского искусства оказались под сильным влиянием камбоджийского кхмерского искусства на севере и искусства Шри Виджая на юге, оба из которых придерживались веры Махаяны. Вплоть до конца этого периода буддийское искусство характеризуется явной плавностью выражения, а тематика характерна для пантеона Махаяны с многочисленными творениями Бодхисаттв .
С 13 века буддизм Тхеравады был завезен из Шри-Ланки примерно в то же время, когда было основано этническое тайское королевство Сукхотай . [ 47 ] Новая вера вдохновила тайский буддизм на создание сильно стилизованных изображений, иногда с очень геометрическими и почти абстрактными фигурами.
В период Аюттхая (14–18 века) Будду стали изображать в более стилистической манере с роскошными одеждами и украшениями, украшенными драгоценными камнями. Многие тайские скульптуры и храмы, как правило, были позолочены , а иногда и украшены инкрустациями.
В последующий период Королевства Тонбури и Раттанакосин произошло дальнейшее развитие тайского буддийского искусства. [ 47 ] К 18 веку Бангкок стал королевским центром королевства Сиам . Впоследствии тайские правители заполнили город впечатляющими буддийскими памятниками, чтобы продемонстрировать свое буддийское благочестие, а также продемонстрировать свою власть. Среди других - знаменитый Ват Пхра Кео , в котором находится Изумрудный Будда . Другие буддийские храмы в Бангкоке включают Ват Арун с башнями в стиле пранг и Ват Пхо со знаменитым изображением Лежащего Будды .
Индонезия
[ редактировать ]Как и остальная часть Юго-Восточной Азии, Индонезия, по-видимому, находилась под наиболее сильным влиянием Индии с I века нашей эры. Острова Суматра и Ява в западной Индонезии были резиденцией империи Шри Виджая (8–13 века), которая стала доминировать на большей части территории вокруг полуострова Юго-Восточной Азии благодаря морской мощи. Империя Шри Виджаян приняла буддизм Махаяны и Ваджраяны под руководством линии правителей по имени Шайлендра . Шайлендры были пылкими строителями храмов и преданными покровителями буддизма на Яве. [ 48 ] Шри Виджая распространял буддийское искусство Махаяны во время его распространения на полуостров Юго-Восточной Азии. Многочисленные статуи махаянских бодхисаттв этого периода характеризуются очень высокой изысканностью и технической сложностью и встречаются по всему региону. В одной из самых ранних буддийских надписей на Яве, Каласанской надписи, датированной 778 годом, упоминается о строительстве храма богини Тары . [ 48 ]
Чрезвычайно богатые и изысканные архитектурные остатки найдены на Яве и Суматре. Самым величественным является храм Боробудур (крупнейшее буддийское сооружение в мире, построенное около 780–850 гг. н.э.), построенный Шайлендрасом. [ 48 ] Этот храм создан по образцу буддийской концепции вселенной, мандалы , насчитывающей 505 изображений сидящего Будды, и уникальной ступы в форме колокола, в которой находится статуя Будды. Боробудур украшен длинной серией барельефов, повествующих священные буддийские писания. [ 49 ] Самым старым буддийским сооружением в Индонезии, вероятно, являются ступы Батуджая в Караванге, Западная Ява, датируемые примерно 4 веком. Этот храм представляет собой несколько оштукатуренных кирпичных ступ. Однако буддийское искусство в Индонезии достигло золотой эпохи во время правления династии Шайлендра на Яве. Барельефы и статуи Бодхисатвы , Тары и Киннары, найденные в храмах Каласан , Севу , Сари и Плаосан , очень изящны и безмятежны. В то время как в храме Мендут недалеко от Боробудура находится гигантская статуя Вайрочаны , Авалокитешвары и Ваджрапани .
На Суматре Шри Виджая, вероятно, построил храм Муара Такуса и Муаро Джамби . Красивейшим образцом классического яванского буддийского искусства является безмятежная и изящная статуя Праджняпарамиты Яванской (коллекция Национального музея Джакарты), богини трансцендентной мудрости из Сингхасари . королевства [ 50 ] Индонезийская буддийская империя Шри Виджая пришла в упадок из-за конфликтов с правителями Индии Чола , за ней последовала Маджапахит империя .
-
Будда в Боробудуре
-
Статуя Праджняпарамиты из Сингхасари , Восточная Ява, на лотосовом троне.
Филиппины
[ редактировать ]Филиппинские археологи нашли буддийские артефакты. [ 53 ] [ 54 ] Этот стиль демонстрирует влияние Ваджраяны. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] большинство из них датировано IX веком. Они отражают иконографию Ваджраяны империи Шривиджаян и ее влияние на ранние государства Филиппин. Отличительные особенности артефактов указывают на их производство на островах и предполагают знание ремесленниками или ювелирами буддийской культуры и литературы, а также присутствие верующих буддистов. Места находок простираются от района Агусан-Суригао на острове Минданао до Себу , Палаван и Лусон островов . Следовательно, ритуалы Ваджраяны, должно быть, широко распространились по всему архипелагу.
Римский Египет
[ редактировать ]— Будда Беренике обнаруженный в 2018–2022 годах при археологических раскопках в древней гавани Беренике редкий образец буддийского искусства , в Египте . Статуя была обнаружена во дворе храма раннего римского периода, посвященного богине Исиде . [ 58 ] [ 59 ]
Статуя является первой статуей Будды, когда-либо найденной к западу от Афганистана . [ 59 ] Это свидетельствует о масштабах индо-римских отношений в первые века нашей эры. [ 59 ] Основываясь на стилистических деталях и археологическом контексте раскопок, было высказано предположение, что статуя была сделана в Александрии примерно во втором веке нашей эры. [ 59 ] По словам Стивена Сайдботама, профессора истории Университета штата Делавэр, который является соруководителем проекта Беренике, статуя датируется периодом между 90 и 140 годами нашей эры. [ 60 ] Он был сделан из камня, добытого к югу от Стамбула , а также, возможно, был высечен в самой Беренике. [ 61 ] Статуя имеет нимб вокруг головы Будды, украшенный лучами солнца, а рядом с ним изображен цветок лотоса. [ 59 ] Его рост 71 см. [ 61 ]
В 2019 году в Беренике уже были обнаружены различные фрагментарные части статуй Будды (торсы, головы), некоторые из которых сделаны из местного гипса . [ 62 ] [ 63 ]
Современное буддийское искусство
[ редактировать ]Многие современные художники использовали буддийские темы. Яркими примерами являются Билл Виола в своих видеоинсталляциях. [ 64 ] Джон Коннелл в скульптуре [ 65 ] и Аллан Грэм в его мультимедийном произведении «Время – это память». [ 66 ]
В Великобритании Сеть буддийских организаций заинтересована в выявлении практикующих буддизм во всех видах искусства. В 2005 году он координировал общебританский фестиваль буддийского искусства «Цветущий лотос»; [ 67 ] в 2009 году он помог организовать двухдневную конференцию по искусству «Разум Будды, творческий разум». [ 68 ] В результате последнего образовалось объединение буддийских художников. [ 69 ]
-
«Последний выпуск», Абаниндранат Тагор . Иллюстрация из книги «Будда и Евангелие буддизма» (1916 г.)
-
Гуаньинь в современном вьетнамском искусстве
См. также
[ редактировать ]- Буддхарупа
- Буддийская архитектура
- Буддийская музыка
- Буддийская символика
- Дхаммакаккаппаваттана сутта
- Изображения Гаутамы Будды в фильмах
- Ранние буддийские тексты
- Гаутама Будда и буддизм
- Великое отречение и четыре достопримечательности
- Лила Отношение
- Махапариниббана Сутта
- Маравиджая Отношение
- Отношение к медитации
- Naga Prok Attitude
- Физические характеристики Будды
- Реликвии, связанные с Буддой
- Саманьяпхала Сутта
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Что такое буддийское искусство?» . Новости буддийского искусства. 23 августа 2010 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Т. Ричард Блёртон (1994), Индуистское искусство , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674391895 , стр. 113–116, 160–162, 191–192
- ↑ Журнал «Буддийское искусство Frontline», 13–26 мая 1989 г.
- ^ Rock Edict Nb13 (С. Дхаммика)
- ^ «(В Милиндапанхе) Менандр объявлен архатом», МакЭвилли, стр. 378.
- ^ Симмонс, Калеб; Сарао, КТС (2010). «Пушьямитра Сунга, индуистский правитель второго века до нашей эры, был великим гонителем буддистов». В Дэнвере Стивен Л. Популярные противоречия в мировой истории. АВС-КЛИО. п. 89. ISBN 978-1598840780
- ^ Майер, Пруденс Р. (1986). «Бодхисаттвы и будды: ранние буддийские изображения из Матхуры» Артибус Азия 47 (2): 111–113. дои : 10.2307/3249969 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249969 .
- ^ Миллер, Дерек (2018). Шелковый путь . Издательство Кавендиш-Сквер. п. 66.
- ^ Соренсен, Хенрик Х. (1995). «Буддийские скульптуры династии Сун в храме Миншань в Аньюэ, Сычуань» . Артибус Азия . 55 (3/4): 281–302. дои : 10.2307/3249752 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249752 .
- ^ Солонин, К.Дж. (2013). «Буддийские связи между Ляо и Сися: предварительные соображения» . Журнал исследований Сун-Юань . 43 : 171–219. ISSN 1059-3152 . JSTOR 43855194 .
- ^ Лин, Ханг (1 мая 2019 г.). «Китаизированная религия под иностранным правлением: буддизм в династии чжурчжэней Цзинь (1115–1234)» . Журнал средневековой истории . 22 (1): 23–52. дои : 10.1177/0971945818806991 . ISSN 0971-9458 . S2CID 165514947 .
- ^ Коттерелл, А; Имперские столицы Китая: взгляд на Поднебесную изнутри , Random House 2008, ISBN 978-1-84595-010-1 стр. 179
- ^ Ортис, Валери Маленфер; Мечтая о южном песенном пейзаже: сила иллюзии в китайской живописи , Брилл, 1999, ISBN 978-90-04-11011-3 стр. 161–162
- ^ Кэхилл, Джеймс (1997). «Продолжение чаньской живописи тушью в Мин-Цин и распространенность типовых изображений» . Архивы азиатского искусства . 50 : 17–41. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111272 .
- ^ Райор, Кэтлин М. (2019). «Стиль как субстанция: литературная живопись тушью и буддийская практика в Китае поздней династии Мин». Ин Фаини, Марко; Менегин, Алессия (ред.). Домашние богослужения в мире раннего Нового времени . Перекрестки 59. Том. 59. Брилл. стр. 244–266. ISBN 978-90-04-34254-5 . JSTOR 10.1163/j.ctvrzgvxg.19 .
- ^ Урсула., Тойка-Фуонг (2014). Великолепие райских фресок и эпиграфических документов в буддийском монастыре эпохи ранней династии Фахай Си . Институт Монумента Серика. ISBN 978-3-8050-0617-0 . OCLC 1087831059 .
- ^ Вайднер, Марша Смит и Патрисия Энн Бергер. Последние дни закона: образы китайского буддизма, 850–1850 гг. Лоуренс, Канзас: Художественный музей Спенсера, Канзасский университет, 1994.
- ^ Бергер 1994, с. 113
- ^ Бергер 1994, стр. 114–118.
- ^ Бергер 1994, с. 114
- ^ Бергер, Патрисия Энн. Империя пустоты: буддийское искусство и политическая власть в Цинском Китае. Гонолулу: Гавайский университет Press, 2003.
- ^ "Корона" . Искусство Кореи . Метрополитен-музей . Проверено 9 января 2007 .
- ^ Грейсон (2002), с. 21.
- ^ Jump up to: а б Грейсон (2002), с. 25.
- ^ Грейсон (2002), с. 24.
- ^ Питер Н. Стернс и Уильям Леонард Лангер (2001). Энциклопедия всемирной истории: древняя, средневековая и современная, в хронологическом порядке . Книги Хоутона Миффлина. ISBN 0-395-65237-5 . ; «Корея, 500–1000 гг. н. э.» Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 9 января 2007 .
- ^ Грейсон (2002), стр. 27 и 33.
- ^ «Корейская буддийская скульптура V–IX веков» . Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 9 января 2007 .
- ^ «Корейская буддийская скульптура (V–IX века) | Тематическое эссе | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . metmuseum.org . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «Японское искусство и его корейский секрет» . www2.kenyon.edu . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Флетчер, Б.; Круикшанк, Д. (1996). Сэр Банистер Флетчер «История архитектуры» . Архитектурная пресса. п. 716. ИСБН 978-0750622677 . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ metmuseum.org
- ^ Грейсон, Дж. Х. (2002). Корея: Религиозная история . Рутледж Керзон. п. 33. ISBN 978-0700716050 . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Сампа Бисвас (2010). Влияние Индии на искусство Японии . Северный книжный центр. ISBN 978-8172112691 .
- ^ Котобанк, Джочо. Асахи Симбун .
- ^ Котобанк, школа Кей. Асахи Симбун.
- ^ Котобанк, Сандзюсанген-до. Асахи Симбун.
- ^ Буддийские статуи в Сандзюсанген-до. Сандзюсанген-до.
- ^ Дебора Э. Климбург-Солтер; Кристиан Лучаниц (1997). Табо: светильник для царства: раннее индо-тибетское буддийское искусство в западных Гималаях, археология, первобытное и восточное искусство . Скира. ISBN 9788881182091 .
- ^ Jump up to: а б Т. Ричард Блертон (1994), Индуистское искусство, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674391895 , стр. 202–204, Цитата: «Буддизм процветал в этой части Индии на протяжении первого тысячелетия нашей эры, особенно под покровительством царей Пала восьмого и двенадцатого веков. К концу этого периода популярный буддизм и индуизм все больше переплетались. Однако, когда мусульманские захватчики с дальнего запада разграбили монастыри в двенадцатом веке, буддизм как главная сила в Индии рухнул».
- ^ фон Шредер, Ульрих. 1990. Буддийские скульптуры Шри-Ланки . Первая всеобъемлющая монография о стилистическом и иконографическом развитии буддийской скульптуры Шри-Ланки. 752 страницы с 1620 иллюстрациями (20 цветных и 1445 полутоновых иллюстраций; 144 рисунка и 5 карт. (Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd.). фон Шредер, Ульрих. 1992. Золотой век скульптуры в Шри-Ланке - шедевры. буддийской и индуистской бронзы из музеев Шри-Ланки , [каталог выставки, проходившей в галерее Артура М. Саклера, Вашингтон, округ Колумбия, 1 ноября 1992 г. - 26 сентября 1993 г.] (Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd.).
- ^ «Постязыческий период – Часть 1» . seasite.niu.edu. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «Постязыческий период – Часть 3» . seasite.niu.edu. Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «buddhaartgallery.com» . www.buddhaartgallery.com . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «buddhaartgallery.com» . www.buddhaartgallery.com . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ В. Вивиан Де Табрю (2014). Буддийские памятники и храмы Камбоджи и Лаоса . Авторский дом. п. 33. ISBN 978-1496998972 .
- ^ Jump up to: а б с Дон Ф. Руни (2016). Тайское буддийское искусство: откройте для себя тайское искусство . Речные книги. ISBN 978-6167339696 .
- ^ Jump up to: а б с Жан Филипп Фогель; Адриан Джейкоб Барноу (1936). Буддийское искусство в Индии, Цейлоне и Яве . Азиатские образовательные услуги. стр. 90–92. ISBN 978-8120612259 .
- ^ Джон Микшич (2012). Боробудур: Золотые сказания о Буддах . Издательство Таттл. ISBN 978-1462909100 .
- ^ «Праджняпарамита» . Виртуальные коллекции шедевров Азии . Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Орлина, Родерик (2012). «Эпиграфические свидетельства культа Махапратисара на Филиппинах» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 35 (1–2): 165–166. ISSN 0193-600X . Архивировано из оригинала 30 мая 2019 года . Проверено 30 мая 2019 г.
Ранее считалось, что это изображение искаженной Тары, но недавно было правильно идентифицировано как Ваджраласья («Бодхисаттва любовного танца»), одно из четырех божеств, связанных с подношениями Будде Вайрочане и расположенное в юго-восточном углу Ваджрадхатумандалы. .
- ^ Вайнштейн, Джон. «Агусан Голд Ваджраласья» . Google Искусство и культура . Архивировано из оригинала 1 июня 2019 года.
Ученые полагают, что статуя может представлять богиню подношения из трехмерной мандалы Ваджрадхату (Алмазный мир).
- ^ Перальта, Хесус Т. (июль – август 1983 г.). «Доисторические золотые украшения из Центрального банка Филиппин». Искусство Азии . стр. 54–60.
- ^ Сафра, Джессика (26 апреля 2008 г.). «Художественная выставка: «Золото предков» Филиппин » . Newsweek . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Легеза, Ласло (1988). «Тантрические элементы в доиспанском золотом искусстве». Искусство Азии . Том. 18, нет. 4. С. 129–133.
- ^ «История Палавана» . Камперпойнт . Архивировано из оригинала 15 января 2009 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Ранний буддизм на Филиппинах» . Буддизм на Филиппинах . 8 ноября 2014 г.
- ^ «Гарум Масала; Драматические археологические открытия заставили ученых радикально переоценить размеры и важность торговли между Древним Римом и Индией» . Нью-Йоркское обозрение . 20 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Журнал, Смитсоновский институт; Паркер, Кристофер. «Археологи раскопали статую Будды в древнем египетском портовом городе» . Смитсоновский журнал .
- ^ Джарус, Оуэн (2 мая 2023 г.). «Статуя Будды I века из Древнего Египта указывает на то, что буддисты жили здесь во времена Римской империи» . www.livscience.com .
- ^ Jump up to: а б «Статуя Будды, найденная в древнем египетском морском порту, указывает на связи римской эпохи с Индией » Новости АВС . 28 апреля 2023 г.
- ^ Караннанте, Альфредо; Аст, Родни; Капер, Олаф; Томбер, Роберта (1 января 2020 г.). «Беренике 2019: Отчет о раскопках» . Фетида .
Некоторые каменные скульптуры, как рельефные, так и круглые, включали изображения Будды и других южноазиатских божеств. (...) Вторым предметом была небольшая каменная голова Будды высотой 9,3 см. Его волосы были зачесаны назад спереди и по бокам волнистыми прядями. Пучок волос был необычно плоским, но четко обозначен окружавшей его лентой — оба типичных элемента голов Будды. Уши, которые должны были бы характеризоваться длинными мочками, не изображены, а, вероятно, нарисованы на слегка выступающих поверхностях (табл. XXIII 1, 2 и 4). Ремесленник из Беренике изготовил его из местного гипса. По общему виду эта иконография кажется Гандхаранской, Кушанской или Гуптанской.
- ^ Капер, О.Э. (2021). «Береника как гавань Мероэ: новые свидетельства присутствия мероитов на побережье Красного моря» . Древний Судан. Объявления Суданского археологического общества в Берлине Ев . 32:58 .
- ^ Ум Будды в современном искусстве, Калифорнийский университет Press, 2004 г.
- ^ ARTlines, апрель 1983 г.
- ^ Бруклинская железная дорога, декабрь 2007 г.
- ^ плакат, рекламирующий одно из мероприятий, заархивирован здесь - http://www.nbo.org.uk/whats%20on/poster.pdf. Архивировано 24 августа 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Локабандху. «Новости буддийского сообщества Триратны: репортаж из журнала «Разум Будды – творческий разум?» конференция» . fwbo-news.blogspot.com . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «Сеть искусств Дхармы – запущена в Buddha Mind – Creative Mind?» . dharmaarts.ning.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2010 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Гибсон, Агнес К.; Джас. Берджесс (1901). Буддийское искусство в Индии (пересмотренное и расширенное изд.). Лондон: Бернард Куоритч. Тр. из «Справочника» профессора Альберта Грюнведеля.
- Грейсон, Джеймс Хантли (2002). Корея: Религиозная история . Великобритания: Рутледж. ISBN 0-7007-1605-Х .
- фон Шредер, Ульрих (1990). Буддийские скульптуры Шри-Ланки . Гонконг: Публикации визуальной дхармы. ISBN 962-7049-05-0 . (752 стр.; 1620 иллюстраций.)
- фон Шредер, Ульрих (1992). Золотой век скульптуры в Шри-Ланке: шедевры буддийской и индуистской бронзы из музеев Шри-Ланки . Гонконг: Публикации визуальной дхармы. ISBN 9789627049067 . ОСЛК 27648216 . Каталог выставки, проходившей в галерее Артура М. Саклера, Вашингтон, округ Колумбия, 1 ноября 1992 г. - 26 сентября 1993 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фольц, Ричард К. (2010). Религии Шелкового пути: домодернистские модели глобализации . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1 .
- Д.Г. Годзе Сочинения на маратхи . [ нужна полная цитата ]
- Жарриж, Жан-Франсуа (2001). Азиатское искусство — Гиме . Париж: Встреча национальных музеев: Гиме, Национальный музей азиатского искусства. ISBN 2-7118-3897-8 .
- Коссак, С.М.; и др. (1998). Священные видения: ранние картины из центрального Тибета . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0870998614 .
- По древним шелковым путям: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1982. ISBN 978-0870993008 .
- Искусство Кореи . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1998. ISBN 0870998501 . [ мертвая ссылка ]
- Ли, Шерман (2003). История дальневосточного искусства (5-е изд.). Нью-Йорк: Прентис Холл. ISBN 0-13-183366-9 .
- Лейди, Дениз Патри и Страхан, Донна (2010). Воплощение мудрости: китайские буддийские и даосские скульптуры в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1588393999 .
- Лернер, Мартин (1984). Пламя и лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекций Кроноса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870993747 .
- Скарр, Крис, изд. (1991). Прошлые миры: Атлас археологии Таймс . Лондон: Times Books Limited. ISBN 0-7230-0306-8 .
- Хантингтон, Сьюзен Л. (зима 1990 г.). «Раннее буддийское искусство и теория аниконизма». Художественный журнал . 9 (4: Новые подходы к искусству Южной Азии): 401–408. дои : 10.2307/777142 . JSTOR 777142 .
- фон Шредер, Ульрих (1981). Индо-тибетские бронзы . Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd.
- фон Шредер, Ульрих (2001). Буддийские скульптуры в Тибете . Том. Один: Индия и Непал ; Том. Второе: Тибет и Китай . Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd.
- Ватт, Джеймс Сай; и др. (2004). Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1588391264 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследовательская коллекция Герберта Оффена библиотеки Филлипса в музее Пибоди Эссекс (архивировано 30 января 2010 г.)