Камбоджийское искусство
Часть серии о |
Культура Камбоджи |
---|
Общество |
Темы |
Символы |
История искусства ( кхмерский : សិល្បៈខ្មែរ ) уходит в глубь веков, в древние времена, но самым известным периодом, несомненно, является кхмерское искусство Кхмерской империи (802–1431 гг.), особенно в районе Ангкора и храма XII века. комплекс Ангкор-Ват , первоначально индуистский , а впоследствии буддийский . После распада империи эти и другие места были заброшены и заросли, что позволило большей части резьбы по камню и архитектуры той эпохи сохраниться до наших дней. Традиционное камбоджийское искусство и ремесла включают текстиль , нетекстильное ткачество , серебряное дело , резьбу по камню , лаковые изделия , керамику , фрески змеев и изготовление воздушных .
Начиная с середины 20-го века, в Камбодже зародилась традиция современного искусства, хотя в конце 20-го века как традиционное, так и современное искусство пришли в упадок по нескольким причинам, включая убийство художников красными кхмерами . В последнее время страна пережила художественное возрождение благодаря возросшей поддержке со стороны правительств, неправительственных организаций и иностранных туристов.
В доколониальной Камбодже произведения искусства и ремесел обычно создавались либо сельскими неспециалистами для практического использования, либо опытными художниками, создававшими работы для Королевского дворца. В современной Камбодже многие художественные традиции вступили в период упадка или даже перестали практиковаться, но в последнее время страна пережила художественное возрождение, поскольку туристический рынок увеличился, а правительства и неправительственные организации внесли свой вклад в сохранение камбоджийской культуры.
Резьба по камню
[ редактировать ]Самая известная резьба по камню в Камбодже украшает храмы Ангкора , которые «славятся масштабом, богатством и детализацией своих скульптур». Однако в наше время искусство резьбы по камню стало редким, во многом потому, что старые скульптуры сохранились неповрежденными на протяжении веков (устранив необходимость замены), а также из-за использования цементных форм для современной храмовой архитектуры. К 1970-1980-м годам ремесло резьбы по камню было практически утрачено. [1]
Однако в конце 20-го века усилия по восстановлению Ангкора привели к появлению нового спроса на квалифицированных резчиков по камню для замены недостающих или поврежденных частей, и для удовлетворения этой потребности возникает новая традиция резьбы по камню. Большая часть современной резьбы выполнена в традиционном стиле, но некоторые резчики экспериментируют с современным дизайном. Возобновляется интерес и к использованию резьбы по камню в современных ватах. Современные резные изделия обычно изготавливаются из Бантей-Меанчей песчаника , хотя камень из Пурсата и Компонг Тома . также используется [1]
-
Угловой рельеф с деватами; конец 1100-х - начало 1200-х годов нашей эры (период Байона); песчаник; Художественный музей Далласа ( Техас , США)
-
Сидящая фигура в нише; 950-975 гг. н.э.; выполнен в стиле Бантей Срей; Художественный музей Далласа
Фрески
[ редактировать ]Из-за разрушений во время недавней войны, [2] [3] несколько исторических ват фресок В Камбодже сохранилось . В 1960-х годах искусствоведы Гай и Жаклин Нафилян сфотографировали фрески 19-го века, зафиксировав утраченное культурное наследие. Самые известные сохранившиеся фрески находятся в Серебряной Пагоде в Пномпене , Ват Раджабо в провинции Сиемреап и Ват Компонг Тралах Леу в провинции Компонгчнанг . В последнее десятилетие фрески ват возродились, но сохранившиеся старые фрески Камбоджи, как правило, более изысканны и детализированы.
-
Фреска Гаутамы Будды, обретающего нирвану; Ват Ботум
-
Фреска Рамаяны в Серебряной пагоде Пномпеня (2)
Текстиль
[ редактировать ]Шелковое ткачество в Камбодже имеет давнюю историю. Эта практика восходит к концу 13 века. Согласно записям Чжоу Дагуаня , «Никто из местных жителей не производит шелк. Женщины также не умеют шить и штопать иголкой и ниткой. Единственное, что они умеют, — это ткать хлопок из капока . пряжу, а просто руками собрать ткань в пряди.
Для ткачества они не используют ткацкий станок . Вместо этого они просто обматывают один конец ткани вокруг талии, другой конец вешают над окном и используют бамбуковую трубку в качестве челнока». Интересно, что Чжоу упомянул, что люди из Сиама привезли производство шелка в Ангкор : «В последние годы люди из Сиама приехали жить в Камбоджу и в отличие от местных занимаются производством шелка. Тутовые деревья , которые они выращивают, и шелковичные черви, которых они выращивают, — все они пришли из Сиама. Они сами ткут из шелка одежду из атласного шелка с черным узором».
Существует два основных типа камбоджийского ткачества. Техника икат (кхмер: чонг киет ), при которой изготавливается узорчатая ткань, довольно сложна. Чтобы создать узоры, ткачи красят участки уточной пряжи перед началом плетения. Модели разнообразны и различаются в зависимости от региона; распространенные мотивы включают решетку, звезды и пятна. Вторая техника плетения, уникальная для Камбоджи, называется «неровная саржа ». Из него получают одно- или двухцветные ткани, которые производятся путем переплетения трех нитей так, что «цвет одной нити доминирует на одной стороне ткани, а две другие определяют цвет на обратной стороне». [4] Традиционно в камбоджийском текстиле использовались натуральные красители. Красный краситель получают из гнезд лаковых насекомых, синий — из индиго , желтый и зеленый — из коры прхута , а черный — из черного дерева . коры [4]
Современные центры шелкоткачества Камбоджи — провинции Такео , Баттамбанг , Беантей-Минчей , Сиемреап и Кампот . В последнее время шелководство пережило серьезное возрождение: за последние десять лет производство удвоилось. Это обеспечило занятость многим сельским женщинам. Камбоджийский шелк обычно продается на внутреннем рынке, где его используют для изготовления сампота (юбок с запахом), мебели и пидана (гобеленов с рисунками), но интерес к международной торговле растет. [4]
Хлопчатобумажные ткани также сыграли значительную роль в камбоджийской культуре. Хотя сегодня Камбоджа импортирует большую часть своего хлопка, хлопок, сотканный традиционным способом, остается популярным. Сельские женщины часто ткут домашнюю хлопчатобумажную ткань, которую используют в одежде и в хозяйственных целях. Крама , традиционные клетчатые шарфы, которые почти повсеместно носят камбоджийцы, сделаны из хлопка. [5]
Нетекстильное ткачество
[ редактировать ]Многие камбоджийские фермеры плетут корзины (кхмерский: tbanh kantrak ) для домашнего использования или в качестве дополнительного источника дохода. Большинство корзин изготавливаются из тонко нарезанного бамбука. Регионы, известные плетением плетений, включают Сием Рип и Кампонг Чам . [6] Плетение циновок (тбанх кантуэль) — распространенное сезонное занятие. Чаще всего их изготавливают из тростника, либо оставляют естественного коричневого цвета, либо окрашивают в глубокие тона драгоценных камней. Регион Камбоджи, наиболее известный производством циновок, — это пойма Меконга, особенно вокруг Левеа Эм района . Коврики обычно раскладывают для гостей и являются важным строительным материалом для дома. [7] поделки из лозы и ротанга ( тбанх канчоу ), изготовленные из деревьев дриандры Значимы также . Обычные плетеные и ротанговые изделия включают стены, коврики, мебель и другие предметы домашнего обихода. [8]
Лаковые изделия
[ редактировать ]Расцвет камбоджийского традиционного лакового искусства пришелся на XII-XVI века; некоторые образцы работ этой эпохи, в том числе позолоченные изображения Будды и шкатулки с бетелем , сохранились до наших дней. Лаковые изделия традиционно окрашивались в черный цвет с использованием обожженного дерева, символизирующего подземный мир; красный с использованием ртути, символизирующий землю; и желтый с использованием мышьяка, символизирующий небеса. Лак на ангкорском камне датируется 15 или 16 веком. [9]
В современной Камбодже искусство лакирования практически кануло в Лету: лаковых деревьев сохранилось мало, а лак был недоступен на местных рынках. Сегодняшнее возрождение все еще находится в зачаточном состоянии, но 100 художников по лаку прошли обучение у французского специалиста под руководством Artisans d'Angkor, компании, которая занимается производством традиционных ремесел в деревенских мастерских. Некоторые художники «начинают экспериментировать с различными техниками и стилями... чтобы создавать современные и яркие эффекты». [9]
Кузнечное дело
[ редактировать ]Археологические находки вблизи ангкорских стоянок в бывшей кхмерской империи свидетельствуют о широком разнообразии и качестве кузнечного дела . Кхмерские мечи стали частью кхмерской культуры и литературы благодаря влияниям, которые были не только мифологическими, как меч Чандрахас , представленный в Ангкор-Вате и найденный в Римкере , или легендарный, как меч Преа Бата Понхеа Ята , который был последним королем Ангкорийской империи. , вытянулся, когда он вел победоносную битву против сиамских захватчиков, чтобы вернуть древнюю кхмерскую столицу в 14 веке. [10]
Кузнечное дело в Камбодже по существу связано с потребностями сельского хозяйства, и по этой причине оно остается одним из профессий, которые лучше всего пережили трагические годы красных кхмеров. [11] В наши дни подавляющее большинство кузнецов в Камбодже происходят из меньшинства чам . В последнее время в Камбодже также появилось кузнечное дело высокого качества, производящее ножи и мечи в кхмерском и японском стилях. [12]
Серебряное дело
[ редактировать ]Серебряное дело в Камбодже насчитывает столетия. Королевский дворец традиционно покровительствовал мастерским серебряных дел мастеров, а серебряные мастера по-прежнему сосредоточены в Компонг Луонге , недалеко от бывшей королевской столицы Удонга . Из серебра изготавливали различные предметы, в том числе оружие, монеты, церемониальные предметы, используемые в погребальных и религиозных ритуалах, а также шкатулки для бетеля. [13]
В колониальный период Камбоджи ремесленники Школы изящных искусств производили знаменитые изделия из серебра, и к концу 1930-х годов в стране работало более 600 серебряных дел мастеров. Сегодня изделия из серебра популярны для изготовления шкатулок, украшений и сувениров; они часто украшены фруктами, огнем и мотивами, вдохновленными Ангкором. Большую часть форм для такой работы изготавливают мужчины, но сложную филигрань часто выполняют женщины. [13]
Керамика
[ редактировать ]Камбоджийские гончарные традиции датируются 5000 годом до нашей эры. Керамика в основном использовалась для бытовых целей, например, для хранения еды и воды. Нет никаких свидетельств того, что кхмерская керамика когда-либо экспортировалась, хотя керамика импортировалась из других стран Азии, начиная с 10 века. Керамика в виде птиц, слонов, кроликов и других животных была популярна в XI-XIII веках. [14]
Традиционно заливка производилась либо на гончарном круге , либо с использованием формовочных инструментов, таких как лопатки и наковальни. Обжиг производился в глиняных печах, температура которых могла достигать 1000–1200 °C, или на открытом воздухе при температуре около 700 °C. В основном использовались зеленая и коричневая глазури. В сельской Камбодже сохранились традиционные методы гончарного дела. Многие изделия выточены вручную и обожжены на открытом огне без глазури. Крупнейшим центром гончарного дела страны является провинция Компонгчнанг . [14]
В современной Камбодже искусство глазурованной керамики кануло в Лету: техника обработки керамики перестала использоваться примерно в 14 веке, в конце эпохи Ангкора. Сегодня эта техника начинает медленно возрождаться благодаря бельгийскому керамисту, который основал Центр кхмерской керамики и изящных искусств в Сиемреапе. Организация проводит профессиональное обучение и исследования этого утраченного навыка.
-
Глазурованная керамика с коричневой накладкой; Период Байона, 12 век.
-
Горшок с лаймом в форме совы; Ангкорская эпоха, 12-13 века.
-
глазурованный керамогранит Ewer; Ангкорская эпоха, 12 век.
-
Кувшин для воды, используемый как контейнер для воды или еды, ангкорская эпоха.
-
Глазурованный керамогранит в форме кролика; Ангкорская эпоха, 11-12 века.
Воздушные змеи
[ редактировать ]Традиция Камбоджи по изготовлению и запуску воздушных змеев, насчитывающая много веков, была возрождена в начале 1990-х годов и сейчас чрезвычайно популярна по всей стране. Воздушные змеи (кхмерский: khleng ek ) обычно запускают ночью в сезон северо-восточных муссонов. Лук, прикрепленный к воздушным змеям, резонирует на ветру, издавая музыкальный звук. [15]
Современное и современное изобразительное искусство
[ редактировать ]Камбоджийская традиция современного (изобразительного) рисунка, живописи и скульптуры зародилась в конце 1940-х годов в Школе камбоджийских искусств (позже названной Университетом изящных искусств), где десятилетие спустя она заняла большую часть школьной программы. Эти разработки были поддержаны правительством, которое поощряло новые области специализации (например, дизайн и современная живопись) в школе и закупало современное искусство для резиденций премьер-министра и правительственных зданий. [16]
Галереи открылись в Пномпене в 1960-х годах, а в культурных центрах проводились выставки современных картин и предоставлялись художественные библиотеки. Одним из важных художников 1960-х годов был Нхек Дим ; он стал эталоном для современных художников. [16] В последующую эпоху красных кхмеров многие художники были убиты, а производство произведений искусства практически прекратилось. [17]
После падения красных кхмеров художники и профессора вернули Университет изящных искусств, чтобы восстановить обучение искусству. Правительства Социалистического блока спонсировали образование молодых студентов-художников в Польше, Болгарии, бывшем Советском Союзе и Венгрии в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Другие местные усилия были направлены на восстановление мастерских, сбор документов и сохранение традиционных знаний . [17]
Хотя несколько галерей в Пномпене проводят сменяющиеся выставки, подавляющее большинство художников не могут обеспечить себя за счет выставок и продаж современных работ. Художники обычно зарабатывают доход от искусства, вдохновленного Ангкором, для туристов или от рисования коммерческих вывесок и больших репродукций, которые на Западе производятся механическим способом. [17]
Среди современных камбоджийских художников существует несколько широких художественных школ. Некоторые художники, в том числе Сом Самаи (серебряник), Ан Сок (изготовитель масок) и Чет Чан (художник), следуют колониальным традициям для создания традиционного кхмерского искусства. Работы Чхим Соти также происходят из этих традиций. [18] Многие молодые художники, которые учились за границей в 1980-х годах, в том числе Фи Чан Тан , Соунг Ваннара , Лонг Софеа и Пром Сэм Ан , представили современные формы кхмерского искусства, сочетающие предметы кхмерского искусства с западным модернизмом. Среди других известных камбоджийских художников — Леанг Секон, Пич Сопхап , Свай Кен , Асасакс, Чхан Дина , Патрик Самнанг Мей, Лам Соенг и Чхорн Бун Сон. В 1990-е годы в Камбоджу вернулись многие члены кхмерской диаспоры, в том числе несколько всемирно признанных художников. Среди них Марин Кай и Чат Пирсат . [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Резьба по камню» .
- ^ Анг, СэмСэм. (2 марта 2010 г.). Сохранение культурной традиции: десять лет после красных кхмеров. Культурное выживание. Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Вубин, Чжуан. Весна в Меконге: камбоджийская фотография за последнее десятилетие. Архивировано 9 июня 2013 г. в художественном архиве Wayback Machine Asia. Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с В гостях у искусств (2005), «Шёлковое ткачество» .
- ^ Посещение искусств (2005), «Ткачество из хлопка ( тбанх амбас )» .
- ^ Посещение искусств (2005), «Плетение корзин (тбанх кантрак)» .
- ^ Visiting Arts (2005), «Плетение циновок ( tbanh kantuel )» .
- ^ Visiting Arts (2005), «Плетение и ротанг ( tbanh kanchoeu )» .
- ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Лаковые изделия» .
- ^ «О волшебных мечах и исчезающих навыках» . Кхмер Таймс . 22.11.2020 . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Соха, Чеанг. «Бывший кузнец красных кхмеров продвигается вперед» . www.phnompenhpost.com . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Ру, Арно (17 июня 2006 г.). «Камбоджийские мастера бросают вызов величайшим в мире мастерам меча и лукам» . Камбоджа Дейли . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Кузнечное дело» .
- ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Керамика» .
- ^ Посещение искусств (2005), «Изготовление воздушных змеев» .
- ^ Перейти обратно: а б Вачон, Мишель. «Картина знаменитого Нхека Дима возвращается домой», The Cambodia Daily , Пномпень, 20 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Visiting Arts (2005), «Современное и новейшее изобразительное искусство» .
- ^ Изобразительное искусство, Ангкор. «Чхим Соти – Художник» . [ постоянная мертвая ссылка ]
Цитируемые работы
[ редактировать ]- «Культурный профиль Камбоджи» . Культурные профили . 18 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2008 г. Проверено 21 февраля 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джессап, Хелен Иббетсон, Искусство и архитектура Камбоджи , 2004, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 050020375X
- Лернер, Мартин (1984). Пламя и лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекций Кроноса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870993747 .