Jump to content

Камбоджийское искусство

(Перенаправлено с «Кхмерского искусства »)

Резьба по камню богини Тилоттамы в , Бантей , Срей ангкорском храме освященном в 967 году нашей эры.

История искусства ( кхмерский : សិល្បៈខ្មែរ ) уходит в глубь веков, в древние времена, но самым известным периодом, несомненно, является кхмерское искусство Кхмерской империи (802–1431 гг.), особенно в районе Ангкора и храма XII века. комплекс Ангкор-Ват , первоначально индуистский , а впоследствии буддийский . После распада империи эти и другие места были заброшены и заросли, что позволило большей части резьбы по камню и архитектуры той эпохи сохраниться до наших дней. Традиционное камбоджийское искусство и ремесла включают текстиль , нетекстильное ткачество , серебряное дело , резьбу по камню , лаковые изделия , керамику , фрески змеев и изготовление воздушных .

Начиная с середины 20-го века, в Камбодже зародилась традиция современного искусства, хотя в конце 20-го века как традиционное, так и современное искусство пришли в упадок по нескольким причинам, включая убийство художников красными кхмерами . В последнее время страна пережила художественное возрождение благодаря возросшей поддержке со стороны правительств, неправительственных организаций и иностранных туристов.

В доколониальной Камбодже произведения искусства и ремесел обычно создавались либо сельскими неспециалистами для практического использования, либо опытными художниками, создававшими работы для Королевского дворца. В современной Камбодже многие художественные традиции вступили в период упадка или даже перестали практиковаться, но в последнее время страна пережила художественное возрождение, поскольку туристический рынок увеличился, а правительства и неправительственные организации внесли свой вклад в сохранение камбоджийской культуры.

Резьба по камню

[ редактировать ]
Каменный барельеф в храме Байон , изображающий кхмерскую армию, воюющую с чамами , вырезан ок. 1200 г. н.э.

Самая известная резьба по камню в Камбодже украшает храмы Ангкора , которые «славятся масштабом, богатством и детализацией своих скульптур». Однако в наше время искусство резьбы по камню стало редким, во многом потому, что старые скульптуры сохранились неповрежденными на протяжении веков (устранив необходимость замены), а также из-за использования цементных форм для современной храмовой архитектуры. К 1970-1980-м годам ремесло резьбы по камню было практически утрачено. [1]

Однако в конце 20-го века усилия по восстановлению Ангкора привели к появлению нового спроса на квалифицированных резчиков по камню для замены недостающих или поврежденных частей, и для удовлетворения этой потребности возникает новая традиция резьбы по камню. Большая часть современной резьбы выполнена в традиционном стиле, но некоторые резчики экспериментируют с современным дизайном. Возобновляется интерес и к использованию резьбы по камню в современных ватах. Современные резные изделия обычно изготавливаются из Бантей-Меанчей песчаника , хотя камень из Пурсата и Компонг Тома . также используется [1]

Из-за разрушений во время недавней войны, [2] [3] несколько исторических ват фресок В Камбодже сохранилось . В 1960-х годах искусствоведы Гай и Жаклин Нафилян сфотографировали фрески 19-го века, зафиксировав утраченное культурное наследие. Самые известные сохранившиеся фрески находятся в Серебряной Пагоде в Пномпене , Ват Раджабо в провинции Сиемреап и Ват Компонг Тралах Леу в провинции Компонгчнанг . В последнее десятилетие фрески ват возродились, но сохранившиеся старые фрески Камбоджи, как правило, более изысканны и детализированы.

Текстиль

[ редактировать ]
XIX века. Шелковый пидан
Камбоджийка ткет шелк недалеко от Сиемреапа , 2011 год.

Шелковое ткачество в Камбодже имеет давнюю историю. Эта практика восходит к концу 13 века. Согласно записям Чжоу Дагуаня , «Никто из местных жителей не производит шелк. Женщины также не умеют шить и штопать иголкой и ниткой. Единственное, что они умеют, — это ткать хлопок из капока . пряжу, а просто руками собрать ткань в пряди.

Для ткачества они не используют ткацкий станок . Вместо этого они просто обматывают один конец ткани вокруг талии, другой конец вешают над окном и используют бамбуковую трубку в качестве челнока». Интересно, что Чжоу упомянул, что люди из Сиама привезли производство шелка в Ангкор : «В последние годы люди из Сиама приехали жить в Камбоджу и в отличие от местных занимаются производством шелка. Тутовые деревья , которые они выращивают, и шелковичные черви, которых они выращивают, — все они пришли из Сиама. Они сами ткут из шелка одежду из атласного шелка с черным узором».

Существует два основных типа камбоджийского ткачества. Техника икат (кхмер: чонг киет ), при которой изготавливается узорчатая ткань, довольно сложна. Чтобы создать узоры, ткачи красят участки уточной пряжи перед началом плетения. Модели разнообразны и различаются в зависимости от региона; распространенные мотивы включают решетку, звезды и пятна. Вторая техника плетения, уникальная для Камбоджи, называется «неровная саржа ». Из него получают одно- или двухцветные ткани, которые производятся путем переплетения трех нитей так, что «цвет одной нити доминирует на одной стороне ткани, а две другие определяют цвет на обратной стороне». [4] Традиционно в камбоджийском текстиле использовались натуральные красители. Красный краситель получают из гнезд лаковых насекомых, синий — из индиго , желтый и зеленый — из коры прхута , а черный — из черного дерева . коры [4]

Современные центры шелкоткачества Камбоджи — провинции Такео , Баттамбанг , Беантей-Минчей , Сиемреап и Кампот . В последнее время шелководство пережило серьезное возрождение: за последние десять лет производство удвоилось. Это обеспечило занятость многим сельским женщинам. Камбоджийский шелк обычно продается на внутреннем рынке, где его используют для изготовления сампота (юбок с запахом), мебели и пидана (гобеленов с рисунками), но интерес к международной торговле растет. [4]

Хлопчатобумажные ткани также сыграли значительную роль в камбоджийской культуре. Хотя сегодня Камбоджа импортирует большую часть своего хлопка, хлопок, сотканный традиционным способом, остается популярным. Сельские женщины часто ткут домашнюю хлопчатобумажную ткань, которую используют в одежде и в хозяйственных целях. Крама , традиционные клетчатые шарфы, которые почти повсеместно носят камбоджийцы, сделаны из хлопка. [5]

Нетекстильное ткачество

[ редактировать ]

Многие камбоджийские фермеры плетут корзины (кхмерский: tbanh kantrak ) для домашнего использования или в качестве дополнительного источника дохода. Большинство корзин изготавливаются из тонко нарезанного бамбука. Регионы, известные плетением плетений, включают Сием Рип и Кампонг Чам . [6] Плетение циновок (тбанх кантуэль) — распространенное сезонное занятие. Чаще всего их изготавливают из тростника, либо оставляют естественного коричневого цвета, либо окрашивают в глубокие тона драгоценных камней. Регион Камбоджи, наиболее известный производством циновок, — это пойма Меконга, особенно вокруг Левеа Эм района . Коврики обычно раскладывают для гостей и являются важным строительным материалом для дома. [7] поделки из лозы и ротанга ( тбанх канчоу ), изготовленные из деревьев дриандры Значимы также . Обычные плетеные и ротанговые изделия включают стены, коврики, мебель и другие предметы домашнего обихода. [8]

Лаковые изделия

[ редактировать ]
Камбоджийка работает над лаковой вазой.

Расцвет камбоджийского традиционного лакового искусства пришелся на XII-XVI века; некоторые образцы работ этой эпохи, в том числе позолоченные изображения Будды и шкатулки с бетелем , сохранились до наших дней. Лаковые изделия традиционно окрашивались в черный цвет с использованием обожженного дерева, символизирующего подземный мир; красный с использованием ртути, символизирующий землю; и желтый с использованием мышьяка, символизирующий небеса. Лак на ангкорском камне датируется 15 или 16 веком. [9]

В современной Камбодже искусство лакирования практически кануло в Лету: лаковых деревьев сохранилось мало, а лак был недоступен на местных рынках. Сегодняшнее возрождение все еще находится в зачаточном состоянии, но 100 художников по лаку прошли обучение у французского специалиста под руководством Artisans d'Angkor, компании, которая занимается производством традиционных ремесел в деревенских мастерских. Некоторые художники «начинают экспериментировать с различными техниками и стилями... чтобы создавать современные и яркие эффекты». [9]

Кузнечное дело

[ редактировать ]
Королевский меч в кхмерском стиле ( преа хан ).
Кхмерское оружие, зафиксированное в 1880 году, до сих пор распространено среди кхмерских крестьян.

Археологические находки вблизи ангкорских стоянок в бывшей кхмерской империи свидетельствуют о широком разнообразии и качестве кузнечного дела . Кхмерские мечи стали частью кхмерской культуры и литературы благодаря влияниям, которые были не только мифологическими, как меч Чандрахас , представленный в Ангкор-Вате и найденный в Римкере , или легендарный, как меч Преа Бата Понхеа Ята , который был последним королем Ангкорийской империи. , вытянулся, когда он вел победоносную битву против сиамских захватчиков, чтобы вернуть древнюю кхмерскую столицу в 14 веке. [10]

Кузнечное дело в Камбодже по существу связано с потребностями сельского хозяйства, и по этой причине оно остается одним из профессий, которые лучше всего пережили трагические годы красных кхмеров. [11] В наши дни подавляющее большинство кузнецов в Камбодже происходят из меньшинства чам . В последнее время в Камбодже также появилось кузнечное дело высокого качества, производящее ножи и мечи в кхмерском и японском стилях. [12]

Серебряное дело

[ редактировать ]
Камбоджийская чаша в форме лотоса (сплав золота и серебра), изготовленная ок. 1222 г. н. э.

Серебряное дело в Камбодже насчитывает столетия. Королевский дворец традиционно покровительствовал мастерским серебряных дел мастеров, а серебряные мастера по-прежнему сосредоточены в Компонг Луонге , недалеко от бывшей королевской столицы Удонга . Из серебра изготавливали различные предметы, в том числе оружие, монеты, церемониальные предметы, используемые в погребальных и религиозных ритуалах, а также шкатулки для бетеля. [13]

В колониальный период Камбоджи ремесленники Школы изящных искусств производили знаменитые изделия из серебра, и к концу 1930-х годов в стране работало более 600 серебряных дел мастеров. Сегодня изделия из серебра популярны для изготовления шкатулок, украшений и сувениров; они часто украшены фруктами, огнем и мотивами, вдохновленными Ангкором. Большую часть форм для такой работы изготавливают мужчины, но сложную филигрань часто выполняют женщины. [13]

Керамика

[ редактировать ]

Камбоджийские гончарные традиции датируются 5000 годом до нашей эры. Керамика в основном использовалась для бытовых целей, например, для хранения еды и воды. Нет никаких свидетельств того, что кхмерская керамика когда-либо экспортировалась, хотя керамика импортировалась из других стран Азии, начиная с 10 века. Керамика в виде птиц, слонов, кроликов и других животных была популярна в XI-XIII веках. [14]

Традиционно заливка производилась либо на гончарном круге , либо с использованием формовочных инструментов, таких как лопатки и наковальни. Обжиг производился в глиняных печах, температура которых могла достигать 1000–1200 °C, или на открытом воздухе при температуре около 700 °C. В основном использовались зеленая и коричневая глазури. В сельской Камбодже сохранились традиционные методы гончарного дела. Многие изделия выточены вручную и обожжены на открытом огне без глазури. Крупнейшим центром гончарного дела страны является провинция Компонгчнанг . [14]

В современной Камбодже искусство глазурованной керамики кануло в Лету: техника обработки керамики перестала использоваться примерно в 14 веке, в конце эпохи Ангкора. Сегодня эта техника начинает медленно возрождаться благодаря бельгийскому керамисту, который основал Центр кхмерской керамики и изящных искусств в Сиемреапе. Организация проводит профессиональное обучение и исследования этого утраченного навыка.

Воздушные змеи

[ редактировать ]

Традиция Камбоджи по изготовлению и запуску воздушных змеев, насчитывающая много веков, была возрождена в начале 1990-х годов и сейчас чрезвычайно популярна по всей стране. Воздушные змеи (кхмерский: khleng ek ) обычно запускают ночью в сезон северо-восточных муссонов. Лук, прикрепленный к воздушным змеям, резонирует на ветру, издавая музыкальный звук. [15]

Современное и современное изобразительное искусство

[ редактировать ]
Путешествие бога Сория со своим Солнцем устраивает кхмерский Новый год

Камбоджийская традиция современного (изобразительного) рисунка, живописи и скульптуры зародилась в конце 1940-х годов в Школе камбоджийских искусств (позже названной Университетом изящных искусств), где десятилетие спустя она заняла большую часть школьной программы. Эти разработки были поддержаны правительством, которое поощряло новые области специализации (например, дизайн и современная живопись) в школе и закупало современное искусство для резиденций премьер-министра и правительственных зданий. [16]

Галереи открылись в Пномпене в 1960-х годах, а в культурных центрах проводились выставки современных картин и предоставлялись художественные библиотеки. Одним из важных художников 1960-х годов был Нхек Дим ; он стал эталоном для современных художников. [16] В последующую эпоху красных кхмеров многие художники были убиты, а производство произведений искусства практически прекратилось. [17]

После падения красных кхмеров художники и профессора вернули Университет изящных искусств, чтобы восстановить обучение искусству. Правительства Социалистического блока спонсировали образование молодых студентов-художников в Польше, Болгарии, бывшем Советском Союзе и Венгрии в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Другие местные усилия были направлены на восстановление мастерских, сбор документов и сохранение традиционных знаний . [17]

Хотя несколько галерей в Пномпене проводят сменяющиеся выставки, подавляющее большинство художников не могут обеспечить себя за счет выставок и продаж современных работ. Художники обычно зарабатывают доход от искусства, вдохновленного Ангкором, для туристов или от рисования коммерческих вывесок и больших репродукций, которые на Западе производятся механическим способом. [17]

Среди современных камбоджийских художников существует несколько широких художественных школ. Некоторые художники, в том числе Сом Самаи (серебряник), Ан Сок (изготовитель масок) и Чет Чан (художник), следуют колониальным традициям для создания традиционного кхмерского искусства. Работы Чхим Соти также происходят из этих традиций. [18] Многие молодые художники, которые учились за границей в 1980-х годах, в том числе Фи Чан Тан , Соунг Ваннара , Лонг Софеа и Пром Сэм Ан , представили современные формы кхмерского искусства, сочетающие предметы кхмерского искусства с западным модернизмом. Среди других известных камбоджийских художников — Леанг Секон, Пич Сопхап , Свай Кен , Асасакс, Чхан Дина , Патрик Самнанг Мей, Лам Соенг и Чхорн Бун Сон. В 1990-е годы в Камбоджу вернулись многие члены кхмерской диаспоры, в том числе несколько всемирно признанных художников. Среди них Марин Кай и Чат Пирсат . [17]

  1. ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Резьба по камню» .
  2. ^ Анг, СэмСэм. (2 марта 2010 г.). Сохранение культурной традиции: десять лет после красных кхмеров. Культурное выживание. Проверено 30 августа 2012 г.
  3. ^ Вубин, Чжуан. Весна в Меконге: камбоджийская фотография за последнее десятилетие. Архивировано 9 июня 2013 г. в художественном архиве Wayback Machine Asia. Проверено 30 августа 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с В гостях у искусств (2005), «Шёлковое ткачество» .
  5. ^ Посещение искусств (2005), «Ткачество из хлопка ( тбанх амбас .
  6. ^ Посещение искусств (2005), «Плетение корзин (тбанх кантрак)» .
  7. ^ Visiting Arts (2005), «Плетение циновок ( tbanh kantuel .
  8. ^ Visiting Arts (2005), «Плетение и ротанг ( tbanh kanchoeu .
  9. ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Лаковые изделия» .
  10. ^ «О волшебных мечах и исчезающих навыках» . Кхмер Таймс . 22.11.2020 . Проверено 8 марта 2021 г.
  11. ^ Соха, Чеанг. «Бывший кузнец красных кхмеров продвигается вперед» . www.phnompenhpost.com . Проверено 8 марта 2021 г.
  12. ^ Ру, Арно (17 июня 2006 г.). «Камбоджийские мастера бросают вызов величайшим в мире мастерам меча и лукам» . Камбоджа Дейли . Проверено 8 марта 2021 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Кузнечное дело» .
  14. ^ Перейти обратно: а б В гостях у искусств (2005), «Керамика» .
  15. ^ Посещение искусств (2005), «Изготовление воздушных змеев» .
  16. ^ Перейти обратно: а б Вачон, Мишель. «Картина знаменитого Нхека Дима возвращается домой», The Cambodia Daily , Пномпень, 20 марта 2009 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Visiting Arts (2005), «Современное и новейшее изобразительное искусство» .
  18. ^ Изобразительное искусство, Ангкор. «Чхим Соти – Художник» . [ постоянная мертвая ссылка ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c86c348d59fb04a330161660b2645074__1722461820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/74/c86c348d59fb04a330161660b2645074.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cambodian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)