Пн люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1,7 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мьянма | в. 1,1 миллиона [ а ] [ 1 ] |
Таиланд | 200,000 [ б ] |
Лаос | 1,000 [ б ] |
Языки | |
Пн , бирманский , тайский , лаосский , исан , ланна | |
Религия | |
Тхеравада -буддизм , народная религия мон, христианство мон | |
Родственные этнические группы | |
|
Пн ) ( Пн : Гакуман ; Тайский понедельник: Имя справки; Бирманцы : Мон люди , произносится [mʊ̀ɰ̃ lù mjó] : тайский : mon , произносится [mɔ̄ːn] ) — этническая группа, населяющая Нижней Мьянмы . [ 2 ] Штат Мон , Штат Кайин , Штат Кая , [ 3 ] Регион Танинтари , регион Баго , дельта Иравади и несколько районов Таиланда (в основном в провинциях Патхум Тани , Пхра Прадаенг и Нонг Я Плонг ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Родным языком является мон , который принадлежит к монской ветви австроазиатской языковой семьи и имеет общее происхождение с языком ньях-кур , на котором говорят одноименные люди , живущие на северо-востоке Таиланда . Ряд языков материковой части Юго-Восточной Азии находится под влиянием языка мон, который, в свою очередь, также находится под влиянием этих языков. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Моны были одними из первых, кто проживал в Юго-Восточной Азии , и были ответственны за распространение Тхеравады буддизма в материковой части Юго-Восточной Азии . [ 10 ] [ 11 ] Цивилизации, основанные монами, были одними из самых ранних в Таиланде, а также в Мьянме и Лаосе . Моны считаются крупными экспортерами культуры Юго-Восточной Азии. [ 12 ] Исторически сложилось так, что многие города в Мьянме , Таиланде и Лаосе сегодня, включая Янгон , Патум Тани и Вьентьян, были основаны либо народом Мон, либо правителями Мон.
В настоящее время мон являются основной этнической группой в Мьянме и второстепенной этнической группой в Таиланде . [ 6 ] Монов из Мьянмы называют бирманскими монами или мьянманскими монами. Монов из Таиланда называют Тай Раман или Тай Мон. [ 13 ] [ 14 ] Диалекты мон Таиланда и Мьянмы взаимно понятны . [ 15 ]
Этнонимы
[ редактировать ]На протяжении всей истории разные группы называли мон разными именами. В доколониальную эпоху бирманцы называли их Талаинг (တလိုင်း), которое было принято британцами в колониальную эпоху. Термин «Пегуан» также использовался европейцами, когда Пегу был столицей Нижней Мьянмы . [ 16 ] [ 17 ]
Использование слова «Талаинг» было обнаружено в надписях, датируемых 11 веком. [ 18 ] но сейчас он считается уничижительным термином и больше не используется широко, за исключением контекста конкретных исторических терминов, таких как одноименный песенный жанр в Махагите , корпусе бирманских классических песен. [ 19 ] Этимология Талаинга обсуждается; оно может быть получено от Mon или является отсылкой к Телинге или Калинга , географическому региону на юго-востоке Индии. [ 18 ] [ 20 ] В XII веке этот термин приобрел уничижительный оттенок в сообществе мон, когда он стал использоваться монами как пренебрежительный эпитет для смешанного потомства женщин мон и мужчин-иностранцев. [ 20 ]
Термин «Мон» (пишется မန် на монском и မွန် на бирманском языке), который является синонимом бирманского слова, означающего «благородный», [ 21 ] вероятно, произошло от древнемонского «rmeñ» через среднемонское «rman» (ရာမန်). [ 22 ] [ 17 ] Этноним «рмень» впервые был записан в надписи Нового дворца Кьянзитты 1102 года нашей эры в Мьянме. Производные этого этнонима были обнаружены в старокхмерских и яванских надписях 6-10 веков и яванских надписях 11-го века. [ 22 ] : 44–58 Географический термин Раманьнядеса , который сейчас относится к центру Мон на побережье Бирмы, был придуман королем Дхаммазеди в 1479 году. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Моны Мьянмы разделены на три подгруппы в зависимости от региона их предков в Нижней Мьянме, включая Мон Нья ( மென் ; /mòn ɲaˀ) из Патейна (дельта Иравади) на западе, Мон Танг ( Мандай ; /mòn tàŋ/ ) в Баго в центральном регионе и Мон Тех ( Манд ; /mòn tɛ̀ˀ/ ) в Моттаме на юго-востоке. [ 26 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Считается, что народ мон, произошедший от протоавстроазиатских народов, мигрировал из долины Янцзы Кианг в Южном Китае в Юго-Восточную Азию между 3000 и 2000 годами до нашей эры вдоль рек Меконг , Салуин , Ситтаунг , Иравади , Пинг и Чао Пхая . [ 27 ] [ 11 ] [ 28 ] [ 29 ] : 196 В конечном итоге они поселились в различных местах, в том числе на юге, вплоть до Малайи . [ 11 ] [ 30 ] По пути они принесли с собой практику речного земледелия, в том числе выращивание влажного риса . [ 31 ] [ 32 ] Современные лингвистические исследования Сидвелла (2021) предполагают, что протоавстроазиатские народы обитали в районе дельты Красной реки в Северном Вьетнаме , примерно за 4000–4500 лет до настоящего времени. [ 33 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Считается, что монцы были одним из первых народов материковой части Юго-Восточной Азии . [ 36 ] [ 37 ] Они основали некоторые из самых ранних цивилизаций в регионе, в том числе Дваравати в Центральном Таиланде, которая распространила свою культуру на северо-восток Таиланда, Шри Готапуру в Центральном Лаосе (современный Сикхоттабонг, префектура Вьентьян), [ 38 ] [ 39 ] : 6, 7 [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Королевство Харифунчай в Северном Таиланде и Королевство Татон в Нижней Мьянме. [ 43 ] : 63, 76–77 Моны были первыми, кто принял буддийских миссионеров Тхеравады из Шри-Ланки , в отличие от своих индуистских современников, таких как народ чам. [ 44 ] : 153 Они приняли письмо Паллава , а самая старая форма письма Мон была обнаружена в пещере в современном Сарабури и датируется примерно 550 годом нашей эры. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Хотя в Королевстве Татон не было обнаружено никаких останков, оно широко упоминается в хрониках Бамара и Ланны.
Согласно Северным тайским хроникам, город Лаво (современный Лопбури) был основан Пхая Калаварнадишраджем в 648 году нашей эры. Сообщается, что он приехал из Таккасилы, которая, как предполагается, является городом Так или Накхон Чай Си . [ 48 ] [ 49 ] : 29 [ 50 ] Другая историческая личность, Пхая Какабатр, как полагают, также происходила из Таккасилы и основала эпоху Чула Сакарат в 638 году нашей эры. [ 51 ] : 22 который использовался сиамцами и бирманцами до 19 века. Пхая Калаварнадишрадж, сын Пхая Какабатра, основал Lavo десять лет спустя. К концу VII века Лаво расширился на север. Легендарная королева Камадеви , считалась дочерью короля Лаво, , которая, согласно Северо-тайским хроникам Камадевивамса стала править как первая королева Харипунчая (современный Лампхун) около 750-800 гг. н. э. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Несколько лет спустя ее сын принц Анантайот основал Келанг Накхон (современный Лампанг ), сыгравший значительную роль в истории королевства Харифунчай. [ 56 ] : 28
После 1000 года нашей эры народ Дваравати Мон сталкивался с постоянным давлением со стороны миграций тай с севера и вторжений кхмеров с востока. [ 57 ] : 75, 76 Многие Моны Дваравати бежали, чтобы присоединиться к другим цивилизациям Монов на территории современной Нижней Мьянмы, в то время как их потомки, люди Ньях Кур , все еще проживают в Северо-Восточном Таиланде. Несмотря на давление со стороны народа Северного Таиланда , королевству Харифунчай удалось выжить как форпост Мон в Северном Таиланде.
В 1057 году король Анаврахта Языческого королевства завоевал королевство Татон народа мон в Нижней Бирме. [ 43 ] Культура и письменность мон оказали значительное влияние на Бамар , впервые взяв мон под контроль Бамара. Несмотря на это, моны оставались большинством в Нижней Бирме. [ 58 ] [ 59 ] : 32, 33
С одной стороны, Харифунчайское королевство Мон процветало во время правления короля Адитаяраджа в начале двенадцатого века. Говорят, что он вел войны с Сурьяварманом II из Ангкора между 1113 и 1150 годами нашей эры. [ 43 ] : 161, 195 и построил ступу Харипунчай.
В 1289 году Манграй , также известный как Менграй. [ с ] посетили купцы из монского царства Харипунчай . Услышав о богатстве этого королевства, он решил завоевать его, вопреки советам своих советников. [ 60 ] Поскольку считалось невозможным взять город силой, Манграй послал торговца по имени Ай Фа в качестве крота , чтобы завоевать доверие своего Пхая И Ба. Со временем Ай Фа стал главным министром и сумел подорвать авторитет короля. [ 61 ] : 38 [ 62 ] В 1292 году, воспользовавшись недовольством народа, Манграй разгромил монское королевство Харипунчай и присоединил его к своему королевству . [ 29 ] : 196 Пхая Йи Ба, последний король Харифунчая, был вынужден бежать на юг, в Лампанг . [ 43 ] : 208–209 Несколько лет спустя сын Пхая Йи Ба, король Лампанга Бук , напал на Чиангмай с большой армией. Король Манграй и его второй сын, принц Храм, возглавили оборону от армии Лампанга. Принц Храм победил короля Бука в личном бою верхом на слоне в Хуа Мунг, деревне недалеко от Лампхуна. Король Бук бежал через горный хребет Дой Кхун Тан между Лампхуном и Лампангом, но был пойман и казнен. [ 60 ] Войска короля Манграя заняли город Лампанг, и Пхая Йи Ба был вынужден бежать дальше на юг, на этот раз в Пхитсанулок . Культура Мон была интегрирована в культуру Лан На . Лан На принял письменность и религию Мон. [ 63 ] : 29, 30 [ 64 ] [ 65 ]
13-15 вв.
[ редактировать ]В 1287 году распад Языческого королевства. [ 66 ] : 84 создал вакуум власти. Варэру родился у матери Мон и отца Тай в деревне Донвун в округе Татон. [ 67 ] отправился в Сукхотай для торговли, а позже сбежал с дочерью короля. [ 68 ] Он утвердился как король Мон в Мартабане (современная Моттама ), [ 68 ] а позже перенес столицу в Пегу . Его королевство Хантавади , существовавшее с 1287 по 1539 год, было периодом процветания и могущества Мон. [ 69 ]
В середине 14 века король Биннья У правил королевством Мон и успешно защищался от вторжения Лан На. Несмотря на потерю контроля над регионом Тенассерим , он смог восстановить свою столицу в Пегу. [ 70 ] После его смерти в 1384 году король Разадарит , сын Биннья У, вступил во владение и заключил союз с королевством Аракан . [ 70 ] Король Разадарит был известен своими административными навыками и успешным отражением вторжений из Королевства Ава во время своего правления. Он внес значительный вклад в строительство пагоды Шведагон. [ 71 ] и считается одним из самых знаменитых королей Мон в истории. [ 71 ] его правление длилось с 1384 по 1421 год.
После смерти короля Разадарита возникли краткие споры по поводу престолонаследия в Пегу. В конце концов, в 1453 году королю Разадариту наследовала его дочь, королева Син Сабу . Королева Син Сабу была опытным политиком и поддерживала гармонию между соперничающими королевствами. Ее помнят за ее добродушие, реконструкцию пагоды Шведагон и строительство важных монастырей, таких как Кьяикмарав возле Моулмейна . [ 71 ]
Король Дхаммазеди , сменивший королеву Син Савбу в 1470 году, был справедливым и мудрым правителем. Его помнят за его щедрость: он пожертвовал значительное количество золота пагоде Шведагон, а также за строительство важных храмов в окрестностях Пегу, включая пагоду Швегудьи. [ 71 ]
16-17 веков
[ редактировать ]В начале шестнадцатого века Бамар восстановили свою силу в Таунгу , что привело к падению Хантавади под властью короля Табиншвехти в 1539 году. Это произошло после разрушительного нападения на Нижнюю Бирму, в ходе которого северная армия захватила дельту Иравади и захватила Пегу. Осада Пегу длилась четыре года, и в ней участвовали португальские наемники, сражавшиеся с обеих сторон. В «Истории королей» успех Табиншвехти отчасти объясняется упадком царя Мон, наследника Дхаммазеди. [ 69 ]
В результате падения Пегу большое количество беженцев Мон бежало в Аюттхая , где аристократия Мон присоединилась ко двору и пользовалась значительным влиянием. Между тем, в Бирме падение Мартабана в 1541 году сопровождалось крупномасштабной резней и грабежами, как и захват старой столицы Пью Прома в следующем году. Это был первый случай, еще до монгольского вторжения, когда большая часть Нижней и Центральной Бирмы находилась под контролем бамарского монарха. Король Табиншвехти, основатель новой династии Таунгу, отпраздновал это событие украшением Шведагона и других пагод огромным количеством награбленного золота. [ 69 ]
Хотя Табиншвехти прилагал усилия, чтобы привлечь на свою сторону народ мон, монарх Бамара постоянно подчеркивал свои претензии на национальность и суверенитет Бамара. Тем не менее, Табиншвехти был относительно более терпимым, чем более поздние короли Таунгу, которые объявили язык мон вне закона и преследовали народ мон. [ 72 ]
После коронации Табиншвехти в 1546 году Аюттхая предприняла несколько набегов на Нижнюю Бирму, включая успешный захват Тавоя в 1548 году. Поскольку династия Табиншвехти находилась в замешательстве после смерти Табиншвехти в 1550 году, мон подали еще одну заявку на независимость под руководством легендарного мятежника Мон. , Смим Хтау . Смим Хтау удалось захватить древнее поселение Дагон и изгнать бирманцев из Пегу, но серия внутримонских споров позволила генералу Табиншвехти Байиннаунгу отбить город. [ 72 ]
Несмотря на то, что Байиннаунг позволил народу мон управлять поселками и деревнями и принять их в армию, он не предоставил им права национального самоопределения , и поэтому мон стали подчиняться Бамару. Значительные восстания Мон произошли во время правления Байиннаунга, в том числе в 1551 и 1564 годах, когда был разрушен королевский дворец в Пегу. [ 73 ]
После смерти короля Байиннаунга его преемник король Нанда ввел репрессивную политику против народа мон, что привело к тому, что вожди мон Пхая Киат и Пхая Рам попытались убить Наресуана из Пхитсанулока в 1584 году. Однако они узнали, что Наресуан не несет ответственности за эту политику. и вместо этого присоединился к его кампании против суда Таунгу. [ 74 ]
В 17 веке король Бамара Анаукпетлун предпринял контратаку против повстанцев Мон и захватил их крепость в Сириаме. В конце концов, земли Мон были возвращены, а столица была перенесена в Пегу. В 1661 году в Мартабане произошло неудачное восстание мон, которое привело к преследованию бежавших монских беженцев в Аюттхаю через перевал Трех Пагод . [ 75 ]
18-19 веков
[ редактировать ]В начале восемнадцатого века мощь Бамара быстро упала. Повстанцы Мон объединили свои силы с Гве Шан , чтобы восстановить свое прежнее королевство Хантавадди, и в 1740 году монах королевского происхождения Таунгу стал королем Пегу. Биннья Дала сменил его в 1747 году, и при поддержке Франции Мон основал независимое королевство, названное Восстановленным Королевством Хантавади . Однако в 1757 году королевство перешло к королю Бамара Алаунгпая , который вторгся и опустошил королевство, что привело к гибели десятков тысяч мирных жителей Мон, в том числе ученых монахов Мон , беременных женщин и детей. Только в столице победоносные солдаты Бамара убили более 3000 монахов Мон. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Во времена династии Конбаунг в Бирме народ мон пережил суровое правление и резню, что привело к значительной миграции в Сиам и Ланну. Помимо повсеместного насилия и преследований, мон неоднократно восставал, в том числе в Дагоне во время правления Синьбюшина , что привело к разрушению города. В 1814 году мон снова восстали, но снова были жестоко подавлены. Эти восстания сыграли важную роль в большой волне миграции мон из Бирмы в Сиам. [ 80 ]
С одной стороны, со стороны Сиама, после падения Аюттайи в 1767 году, двое потомков аристократов Мон, переселившихся в Сиам в 1584 году; Прайя Пичаи и Прайя Чакри стали левой и правой рукой короля Таксина Тонбури и во многом помогли кампаниям Таксина по освобождению Сиама от бирманской оккупации и воссоединению Сиама. [ 81 ] Сам король Таксин также имел китайско -монское происхождение, а его бабушка по материнской линии была сестрой вождя сиамской общины мон. [ 82 ]
После распада королевства Тхонбури Таксина Прайя Чакри основал династию Чакри и взошел на трон в 1782 году как Рама I. Рама I родился в семье Тонгди, ведущего дворянина Мон, служившего при королевском дворе в Аюттхае в 1737 году. [ 83 ] Королева-супруга Рамы I Амариндра родилась в богатой семье мон, которая в прежние времена мигрировала в Сиам. Рама I основал город Бангкок и перенес столицу из Тонбури в Бангкок. Когда в 1814 году произошла огромная волна миграций мон из Бирмы (ныне Мьянма) в Сиам (ныне Таиланд), его внук, принц Монгкут (позже Рама IV) сам принял мон на границе Сиама и Бирмы . [ 84 ]
Моны в Таиланде поселились в основном в определенных районах Центрального Таиланда , таких как Пак Крет в Нонтхабури , Пхра Прадаенг в Самут Пракане и Бан Понг , а также в других мелких поселениях Мон. Общины мон строили свои собственные буддийские храмы . [ 85 ] Со временем моны были эффективно интегрированы в сиамское общество и культуру, хотя и сохранили некоторые свои традиции и самобытность. [ 86 ]
19-20 века
[ редактировать ]Бирма была завоевана англичанами в ходе серии войн. После Второй англо-бирманской войны 1852 года территории Мон в Бирме оказались полностью под контролем англичан. Британцы помогли Монам освободиться от власти Бамарской монархии. При правлении Бамара народ мон подвергся резне после того, как потерял свое королевство, и многие искали убежища в Тайском королевстве. Британское завоевание Бирмы позволило народу Мон выжить в Южной Бирме.
В 1947 году Национальный день Мон был учрежден в ознаменование основания Хантавади , последнего королевства Мон, центром которого был Пегу. Праздник отмечается в полнолуние 11-го месяца лунного календаря понедельника, за исключением Пхрападаенга в Таиланде, где он совпадает с фестивалем Сонгкран .
Моны вскоре стали антиколониалистами. После предоставления независимости Бирме в 1948 году они стремились к самоопределению. У Ну , первый премьер-министр Бирмы, отказался от самоопределения Мон. Сепаратистские группы Мон неоднократно поднимали восстание против центрального правительства Бирмы, сначала в рамках Народного фронта Мон, а с 1962 года - через Партию Нового штата Мон (NMSP). Правительство под руководством BSSP создало частично автономное государство Мон в 1974 году на основе частей регионов Тенассерим и Пегу . Сопротивление продолжалось до 1995 года, когда НМПСП и правящая ГСВП договорились о прекращении огня, а в 1996 году была основана Лига единства Мон.
21 век
[ редактировать ]В настоящее время мон являются основной этнической группой в Мьянме и второстепенной этнической группой в Таиланде . [ 6 ] Монов из Мьянмы называют бирманскими монами или мьянманскими монами. Монов из Таиланда называют Тай Раман или Тай Мон. [ 13 ] [ 87 ] Недавнее исследование показывает, что существует тесная генетическая связь между центральными тайцами и народами мон в Таиланде, которые мигрировали из южной Мьянмы. [ 88 ]
, возникшего после обретения независимости Из-за внутреннего конфликта в Мьянме , многие этнические мон из зон конфликта мигрировали в страны первого мира через лагеря беженцев вдоль границ Таиланда и Мьянмы и в Малайзии. Сообщества беженцев из Мьянмы можно найти в США (самая большая община находится в Форт-Уэйне, штат Индиана , а вторая по величине — в Акроне, штат Огайо ), Австралии , Канаде , Норвегии , Дании , Финляндии , Швеции и Нидерландах .
Язык
[ редактировать ]Язык мон является частью монской группы австроазиатских языков (также известной как мон-кхмерская языковая семья), тесно связанной с языком ньях-кур и более отдаленно связанной с кхмерским и вьетнамским языками . Система письма основана на индийском письме . Язык мон — один из самых ранних документально подтвержденных разговорных языков материковой части Юго-Восточной Азии.
Многие языки региона испытали влияние языка мон. Алфавит Тай Там и бирманский алфавит являются адаптацией сценария Мон . Алфавит Тай Там в основном используется для языков Северного Таиланда , языка Тай Лю , языка Кхун и языка Лао Там. Бирманский алфавит используется в бирманском языке , языке Шан , языке Сгау Карен и других языках.
Исторически тайцы приняли алфавит мон, который тайцы разработали в свою собственную систему письма как алфавит Тай Тхам для народа тай юань в северном Таиланде.
Хотя тайский язык заимствовал больше особенностей из старокхмерского алфавита, чем из монского, большая часть словарного запаса в сегодняшнем тайском языке заимствована из языка мон. [ 89 ] [ 90 ] Бирманский язык заимствовал и заимствовал словарный запас из языка мон, особенно связанный с управлением, архитектурой, одеждой, кухней и цветами.
В настоящее время язык мон признан языком коренных народов как в Мьянме , так и в Таиланде . Из-за сокращения числа носителей языка мон в последние десятилетия, мон был классифицирован как «уязвимый» язык в составленном ЮНЕСКО в 2010 году Атласе языков мира, находящихся под угрозой, . [ 91 ]
На этом языке говорят примерно от 800 000 тысяч до 1 000 000 миллионов человек. [ 92 ]
Культура
[ редактировать ]Символ
[ редактировать ]Символом народа Мон является хонгса ( мон : ဟံသာ , [hɔŋsa] ), мифологическая водоплавающая птица, которую часто изображают в виде лебедя. Он широко известен под своим бирманским названием « хинта» ( бирманский : ဟင်္သာ , IPA: [hɪ́ɰ̃θà] ) или его тайское название: хонг (หงส์). Хонса — государственный символ мьянманского региона Баго и штата Мон , двух исторических оплотов Мон. Кроме того, хонгса является городским символом тайского города Пак Крет , исторического района поселения Мон.
-
Хонгса (символ народа Мон)
-
Хонгса в стиле Тай-Мон
-
Пн Традиционные цветочные гирлянды
Музыка
[ редактировать ]Культура и традиционное наследие мон включают духовные танцы, музыкальные инструменты, такие как кьям или «крокодиловый ксилофон», колокольчик ла гьян сасайн гонг, арфу саунг и плоский струнный инструмент. Танцы мон обычно исполняются в формальном театре, а иногда и в неформальном районе любой деревни. Танцы сопровождаются фоновой музыкой с использованием кругового набора настроенных барабанов и хлопков, крокодилового ксилофона, гонгов, флейты, плоской гитары, арфы, скрипки и т. д. [ 93 ]
-
Театрализованное представление танца «Мон».
-
Пн музыкальные инструменты
Искусство
[ редактировать ]Керамика
[ редактировать ]Народ мон в Таиланде занимается производством керамики уже более 200 лет. Их предки поселились на островах Крет и Накхон Саван , используя свои навыки гончарного дела, чтобы заработать на жизнь в обоих местах. Этот район известен своей высококачественной глиной, а керамика Мон, включая контейнеры и декоративные предметы, является символом их наследия и опыта. Керамика изготовлена из пористой глины цвета от светло-оранжевого до красного и имеет уникальный дизайн, вдохновленный природой. Несмотря на технологические достижения, мон продолжают сохранять это традиционное ремесло. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ]
Цветочные зонтики
[ редактировать ]Цветочные зонтики имеют долгую историю в культуре Мон, уходящую корнями в древние времена. Фактически, в северном Таиланде были обнаружены надписи, в которых упоминается использование зонтиков и рукописей из пальмовых листьев в религиозных церемониях Мон во время Королевства Харифунчай , которое длилось с 7 по 13 века. [ 97 ] Сегодня цветочные зонтики по-прежнему используются на различных церемониях и фестивалях в общинах Мон, таких как свадьбы, рукоположения и храмовые ярмарки, и остаются важной частью культурного наследия Мон.
Литература
[ редактировать ]Литература мон — это богатая коллекция произведений, созданных народом мон в Мьянме и Таиланде, включая хроники, стихи, песни, народные сказки и религиозные тексты. « Лик Смин Асах » — это легендарная сказка об основании города Пегу, «Сангада» — известная монская сказка, адаптированная в тайскую и лаосскую литературу как «Сангсинчай» и «Раджадхирадж» или «Разадарит». представляет собой хронику короля Мон, переведенную на бирманский язык как « Разадарит Айедавбон » и на тайский как «Рачатират». Литература мон считается важным культурным наследием в Мьянме и Таиланде. Эти произведения высоко ценятся за свою культурную и историческую значимость. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ]
Религия
[ редактировать ]У народа Мон есть смесь духовных верований и буддизма Тхеравады в качестве религии, причем большинство из них исповедуют эту смесь. До буддизма в Королевстве Мон следовали трем традиционным верованиям, включая веру в Калок (духов), Иси (святых отшельников) и индуизм . Народ мон традиционно верил в различные типы калок (духов), в том числе в семейных/клановых калок, калок-хранителей дома, города, деревни, ферм, леса и гор. Калок считается духом, демоном или нематериальным существом, которое может принимать видимую форму. [ 103 ]
Фестивали
[ редактировать ]Фестивали, посвященные культуре мон, являются важной частью сообщества мон в Мьянме и Таиланде. Одним из таких фестивалей является фестиваль Лой Хамод, который берет свое начало в эпоху Харифунчай и считается предшественником фестиваля Лой Кратонг. Хотя фестиваль до сих пор отмечается в некоторых общинах мон в провинции Лампхун , теперь его называют «Чонг Гринг», что происходит от других культурных практик мон и означает «Лой Кратонг». Однако традиция Чон Гринг народа мон в Лампхуне отличается от общего фестиваля Лой Кратонг, поскольку она напоминает древнюю традицию «Лой Хамод» народа мон в Харифунчай, которая предполагает подношение еды, как свежей, так и сушеной, и зажигание фонарей. и маленькие кратонги. [ 104 ] [ 105 ] : 7, 8 [ 65 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
Еще один традиционный фестиваль понедельника — фестиваль Лукну, который знаменует окончание сезона дождей и начало нового года. Он включает в себя запуск самодельных ракет, подношение еды духам и культурные мероприятия, такие как музыка, танцы и игры. Фестиваль является важной частью культуры Мон и помогает объединиться с сообществом, сохранить традиции и принести удачу в наступающем году. [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ]
Фестиваль плавучих лодок в понедельник — еще один традиционный фестиваль, отмечаемый во время Нового года в понедельник. Здесь представлены гонки на лодках, музыка, танцы, пиршества, запуск фонарей и обмен подарками. Фестиваль объединяет сообщество Мон, чтобы сделать пожертвования во имя мира и процветания. [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ]
Фестиваль Хэ Ханг Хонг Тонг Та Кхаб, также известный как Фестиваль Тавай Тонг Та Кхаб, является важной традицией народа мон в Таиланде, в первую очередь в Патхумтхани , Пак Крет и Пхра Прадаенг . Фестиваль проводится во время фестиваля Сонгкран и представляет собой парад флагов, которые движутся к полюсу Хонгса, чтобы отдать дань уважения Будде. Перед фестивалем флаги готовятся коллективными усилиями многих людей, которые собираются вместе, чтобы сшить и украсить их. [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ]
Во время фестиваля Сонгкран в Таиланде жители района Пхра Прадаенг проводят уникальные традиционные церемонии и фольклорные представления. [ 120 ] Эти фестивали и традиции являются свидетельством богатого культурного наследия народа Мон и служат важным способом передать их историю и обычаи будущим поколениям.
Традиционное платье
[ редактировать ]Женщины мон носят традиционный шаль Сбай , известный как Ят Тут на языке мон, по диагонали на груди, закрывающий одно плечо, а один конец спускается за спину. Эта традиция отличала женщин Мон от других 134 этнических групп Мьянмы. Археологические данные эпохи Дваравати что-то похожее на кусок Сбая . показывают, что женщины Дваравати носили на плече [ 121 ] Народы мон Мьянмы и Таиланда сегодня являются потомками Дваравати.
Мужчины мон в Мьянме носят одежду, похожую на одежду бамарцев. Жители Таиланда переняли одежду в тайском стиле. Похоже, что одежда Мон сформировалась под влиянием династических традиций, а также внешних влияний.
Танака — желтовато-белая косметическая паста, изготовленная из измельченной коры, которая широко используется в Мьянме, особенно народом Мон. Его наносят на лицо, руки и ноги в качестве защиты от солнца и для украшения кожи. Танака была частью культуры Мон на протяжении веков и остается важной частью традиционных практик красоты и ухода за кожей в стране. [ 122 ]
Кухни
[ редактировать ]Кухня и кулинарные традиции мон оказали значительное влияние на сегодняшнюю бирманскую кухню и кухню Центрального Таиланда . Некоторые блюда, которые сейчас популярны в Мьянме (Бирме) и Таиланде, изначально были блюдами понедельника. Например, Хтамане (ထမနဲ) в Мьянме, Кханомчин и Кхао Че в Таиланде. Традиционное блюдо мон, подаваемое с рисом, пропитанным прохладной водой с ароматом свечей и жасмина, люди мон употребляют летом во время фестиваля Тингьян (Сонгкран). В Таиланде это блюдо известно как Као Чае (ข้าวแช่) и считается «королевской кухней». [ 123 ] [ 124 ] Поскольку это блюдо подают во время Тингьян как часть их заслуг оно известно как рис Тингьян . , сегодня в Мьянме [ 125 ] Как и камбоджийская, лаосская, тайская и вьетнамская кухня, ферментированная рыбная приправа . в кухне Мон используется [ 126 ]
-
Пн банановый пудинг
-
вдохновленное Моном Као Клук Капи, Блюдо
-
Кханом Чин Рисовая лапша
-
Нга баунг тхок (рыбное блюдо, приготовленное на пару, завернутое в банановые листья)
Народные игры
[ редактировать ]Многие игры как в Мьянме, так и в Таиланде возникли в понедельник. Среди них Лен Саба ( букв. « игра в бросание сабы » ; мон : Вайм Ханаг ; бирманский : Гонгньин До ), Лор Кон Крок («Катание ступки по дну») и Мон Сон Па («Мон прячет ткань») являются наиболее известными традиционными монскими традициями. детские игры и признаны культурным наследием ЮНЕСКО нематериальным . [ 127 ] [ 128 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Шин Арахан - примат , распространивший буддизм Тхеравады в Королевстве Баган и на материковой части Юго-Восточной Азии.
- Вареру - основатель Королевства Хантавади и Вареру Дхамматхат , старейших из сохранившихся юридических трактатов Мьянмы.
- Шин Савбу – единственная женщина-правитель в зарегистрированной истории Бирмы (ныне Мьянма).
- Биння Дала - главный генеральный министр, ответственный за расширение империи Таунгу , крупнейшей империи в истории Юго-Восточной Азии.
- Осоэт Пегуа – влиятельная деловая женщина в Королевстве Аютия в середине 17 века.
- Таксин – основатель династии Тонбури . сиамской
- Рама I – основатель правящей династии Чакри в Сиаме (ныне Таиланд )
- Амариндра - королева-супруга короля Рамы I и мать короля Рамы II.
- Чулалонгкорн (Рама V) – пятый монарх династии Чакри, модернизировавший Таиланд.
- Дебсириндра - королева-супруга Рамы IV и мать Чулалонгкорна (Рамы V)
- Шоу Лу – отец западной медицины в Мьянме и первый Мьянма в США.
- Сэр Дж. А. Маунг Ги – губернатор Британской Бирмы
- Мин Тху Вун – пионер литературного движения 1930-х годов и отец президента Хтин Чжо (2016–2018).
- Хту Эйн Тин - поп-певец Мьянмы
- Пальми - тайская поп-певица
- Нандар Хлаинг - киноактриса Мьянмы
- Чинтара Сукапатана - тайская киноактриса
- Натапон Тамеерукс - тайская киноактриса и модель.
- Шрирасми Сувади - третья принцесса-супруга тогдашнего наследного принца Маха Ваджиралонгкорна (ныне Рама X). Таиланда
- Ананд Паньярачун - премьер-министр Таиланда [ 129 ]
- Мьинт Све – вице-президент Мьянмы
- Лили Пантила Вин – тайская киноактриса и модель
Галерея
[ редактировать ]-
Парад монцев у пагоды Ламин
-
Школа Мон Дхармы
-
Руины древнего города-крепости Королевства Харифунчай , Вианг Тха Кан, основанного примерно 1000 лет назад, расположены в районе Сан Па Тонг, Чиангмай, Таиланд.
-
Архитектура в стиле Мон Харифунчай , расположенная в Лампанге, Таиланд.
-
Архитектура в стиле Мон Харифунчай, расположенная в Лампхуне, Таиланд.
-
Архитектура в стиле Мон, расположенная в Янгуне, Мьянма.
-
Столб Хонгса с флагом многоножки
См. также
[ редактировать ]- Харифунчай
- Люди Нья Кура
- Список монархов Мон
- Предыстория Мьянмы
- Ват Чай Сонгкрам
- Что такое Парамайикават?
- Си Как Прайя Си
- Клонг Мон
- Государственный музей культуры Мон
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Бауэр 1990 , с. 14.
- ^ Группа Всемирного банка (1 октября 2019 г.). Мьянма - Проект «Мирные и процветающие сообщества»: Социальная оценка (PDF) (Отчет) . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Фостер 1973 , с. 204.
- ^ Бауэр 1990 , с. 19-23.
- ^ Jump up to: а б с Гаспар Руис-Канела (1 июня 2017 г.). «Мон, тайское меньшинство, которое когда-то правило Юго-Восточной Азией» . Агентство ЭФЭ . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Матисофф 1991 , с. 482.
- ^ Маккормик и Дженни 2013 , с. 86.
- ^ Дженни 2013 .
- ^ Свирер 2002 , с. 130–131.
- ^ Jump up to: а б с Кхин Мэй Аунг (24 июля 2015 г.). «Исторический взгляд на поселения Мон в Мьянме» (PDF) . Бирма/Мьянма в переходный период: взаимосвязь, изменения и вызовы . Международная конференция по исследованиям Бирмы/Мьянмы.
- ^ Десакура (24 февраля 2020 г.). «Где короткий путь к Мон Пак Ладу?» . Реконструкция станции . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фостер 1973 , с. 211.
- ^ Нгамьинг, Киративарана и Тидпад 2014 .
- ^ Бауэр 1990 , с. 34.
- ^ Бауэр 1990 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Юг 2002 года .
- ^ Jump up to: а б «Разные заметки о слове «Талаинг» » . Бюллетень исследований Бирмы SOAS . 4 (2): 91–92. 2006.
- ^ Гарифас, Роберт (1985). «Развитие современного бирманского ансамбля Сайн» . Азиатская музыка . 16 (1): 1–28. дои : 10.2307/834011 . ISSN 0044-9202 . JSTOR 834011 .
- ^ Jump up to: а б Аунг-Твин, Майкл (01 января 2002 г.), «Нижняя Бирма и Баго в истории Бирмы» , «Морская граница Бирмы » , Брилл, стр. 25–57, номер документа : 10.1163/9789004502079_005 , ISBN 978-90-04-50207-9 , получено 28 сентября 2023 г.
- ^ "Бирманская лексикография библиотеки SEAlang" . Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993. ISBN 1881265471 . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл А. Аунг-Твин (1 января 2005 г.). Туманы Раманны: легенда о Нижней Бирме . Университет Гавайев Pr. ISBN 0824828860 .
- ^ Аунг-Твин, Майкл (2008). « Мранма Пран»: Когда контекст сталкивается с понятием» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (2): 193–217. дои : 10.1017/S0022463408000179 . ISSN 0022-4634 . JSTOR 20071884 . S2CID 154992861 .
- ^ «Раманья» . Оксфордский справочник . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Раманна, Раманна: 1 определение » Библиотека мудрости . 12 апреля 2009 года . Получено 11 . апреля
- ^ Стюарт 1937 .
- ^ Тема и Лейтих 2013 , с. 14–15.
- ^ Тун, Тан. История Бирмы в фотографиях .
- ^ Jump up to: а б За Ва На, В. (30 июня 2018 г.). «Тенденция роли Раманьня Никаи в следующем десятилетии в штате Мон» . Журнал Международной ассоциации буддийских университетов (JIABU) . 11 (3): 194–211.
- ^ Андайя 2001 , с. 319.
- ^ Пан Хла 1991 .
- ^ Бленч 2018 , с. 174–193.
- ^ Сидвелл, Пол (2022). «Австроазиатское расселение: расширение АА «Водный мир»» (PDF) . Специальная публикация JSEALS № 8: Материалы 30-го собрания Лингвистического общества Юго-Восточной Азии (2021 г.) . Гавайский университет Press. ( Видеопрезентация)
- ^ Лорийяр, Мишель (12 ноября 2019 г.), Распространение лаосских письменностей (PDF) , стр. 6 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Надпись Mon в Лаосе , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Пан Сонг 1991 , с. 15.
- ^ ПРОФИЛЬ ГОСУДАРСТВА МОН (PDF) , УВКБ ООН, июнь 2014 г.
Народ Мон — одна из старейших цивилизаций в Юго-Восточной Азии, история которой насчитывает более тысячелетия, и считается основным источником влияния для культуры Мьянмы и Таиланда, особенно в отношении распространения буддийской религии.
- ^ Мартин Стюарт-Фокс (6 февраля 2008 г.), Исторический словарь Лаоса , Scarecrow Press, стр. 328, ISBN 9780810864115 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Пхра Теп Раттанамоли (1976). «Хроника Тота Фанома: история святыни и ее интерпретация» . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Кисленко, Арне (2009), Культура и обычаи Лаоса , Bloomsbury Academic, стр. 19, ISBN 9780313339776 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Королевства Мон и Кхмер» . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Шри Готапура» . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 г. Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Роджер В. Стамп (2008). География религии: вера, место и пространство . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0742581494 .
- ^ Питер Скиллинг (30 июня 1997 г.), «Приход буддизма Тхеравады в материковую часть Юго-Восточной Азии» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований : 93–107 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Кристиан Бауэр (1991), Заметки по эпиграфике MON (PDF) , стр. 24 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Би Хтау Монзель, Inscription Narai , получено 26 февраля.
- ^ Хуан Пхинтуфан (1969), Лопбури, который стоит знать (PDF) (на тайском языке), стр. 5 , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Саритпонг Кхунсонг (2010 г.), Культурное развитие древнего города Накхонпатхом в период до 19-го буддийского века (PDF) (на тайском языке) , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Кампхенг Пхет, доисторический город (PDF) (на тайском языке), 28 февраля 2021 г. , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Санпхет Тамматикун (1995). Тамфон Линк Забытое королевство Шривиджая Самнакфим Матичон). (на тайском языке ISBN 9747115093 . Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ Свирер, Дональд К.; Премчит, Соммаи (1998). Легенда о царице Каме: Камадевивамса Бодхирамси, перевод и комментарий . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791437752 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Варисара Анантато (2017). «Поклонение Камадеви: воспроизведение легенд и построение социального пространства» (PDF) . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Мотвани, доктор Джагат К. (22 февраля 2018 г.). Открытие предыстории Древней Индии . iUniverse. ISBN 9781532037900 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Таиланд - 799–1292 гг. - Период Харифунчай / Харипунджайя» . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Чаттия Хиети-флот; Буссакорн Бинсон; Кумком Порнпрасит (24 июня 2020 г.), Музыкальная композиция Queen Chamdevi Suite , получено 3 марта 2021 г.
- ^ Чарльз Ф. Киз (1994). Золотой полуостров: культура и адаптация в материковой части Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. ISBN 082481696X .
- ^ Харви 1925 , с. 307.
- ^ Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б Вятт, ДК Таиланд, Краткая история, с. 35–38, Бангкок, 2003 г.
- ^ Министерство образования (1 января 2002 г.). «Чиангмай: Нопбури Си Накхон Пинг» . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Янош Яни (8 апреля 2020 г.). Правовые традиции в Азии: история, понятия и законы . Спрингер. п. 288. ИСБН 9783030437282 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Винай Понгсрипиан. «Традиционная тайская историография и ее упадок в девятнадцатом веке» (PDF) . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Бенджамин (4 августа 2020 г.). «Культурный профиль: Дваравати, затерянная цивилизация Древнего Таиланда» . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «История провинции Лампхун» . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Доктор Т. Суреш Сингх (2014). Бесконечная долина Кабау: британцы создали видимый цикл Манипура, Бирмы и Индии . Издательство Quills Ink. ISBN 978-9384318000 .
- ^ Нет. На Пакнам (1985). Связь между искусством и историей тайского народа . Офис Национальной комиссии по культуре.
- ^ Jump up to: а б Юг 2002 , стр. 69.
- ^ Jump up to: а б с Юг 2002 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б Юг 2002 , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Юг 2002 , стр. 72.
- ^ Jump up to: а б Юг 2002 , стр. 74.
- ^ Юг 2002 , стр. 75.
- ^ Раджанубхаб 2001 , стр. 85–87.
- ^ Юг 2002 , стр. 77.
- ^ Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500-2000 гг . Мельбурнский университет. стр. 148–154. ISBN 9780522854770 .
- ^ Харви, GE (2000). История Бирмы . Азиатские образовательные услуги. п. 235. ИСБН 9788120613652 .
- ^ Смит, Дональд Юджин (2015). Религия и политика в Бирме . Издательство Принстонского университета. п. 35. ISBN 9781400878796 .
- ^ Харви 1925 , с. 369.
- ^ Харви 1925 , с. 272.
- ^ Рой, Эдвард (2018). Сиамский плавильный котел . Flipside Digital Content Company Inc. ISBN 978-9814762854 .
- ^ «Выдающиеся линии передачи мон от поздней Аюттхая до раннего Бангкока» (PDF) . Журнал Сиамского общества : 206. 2010.
- ^ Кристофер, Бейкер (2014). История Таиланда . Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета. стр. 26 и 309. ISBN. 9781316007334 .
- ^ «Иммиграция монов в Сиам» (PDF) . Сиамское общество: 5.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Десакура (27 мая 2020 г.). «Храм Ват Сутатам в Самут Сонгкхраме, Таиланд» . Реконструкция станции . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Ват — центр традиций понедельника — Bangkok Post
- ^ Нгамьинг, Дуситторн (2014). «Мон Дэнс: Создание стандартов для продолжения исполнительского искусства Тай-Раман» . Азиатская культура и история . 7 . Канадский центр науки и образования. дои : 10.5539/ach.v7n1p29 .
- ^ Шритавонг, Супарат; Музыка, Канха; Шрикуммул, Метави; Кампуансай, Ятуполь; Питтаяпорн, Питтаяват; Руангчай, Сухум; Лю, Данг; Кутанан, Вибху (2020). «Тесное генетическое родство между центральными тайцами и народами мон в Таиланде, выявленное с помощью аутосомных микросателлитов». Int J Legal Med . 135 (2): 445–448. дои : 10.1007/s00414-020-02290-4 . ПМИД 32281021 . S2CID 215741324 .
- ^ Бейкер, Кристофер (2014). История Таиланда . Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета. стр. 3–4. ISBN 9781316007334 .
- ^ Хаспельмат, Мартин (2009). Заимствованные слова в языках мира: Сравнительный справочник . Вальтер де Грюйтер. п. 602. ИСБН 978-3110218435 .
- ^ «Атлас языков мира ЮНЕСКО в опасности» . ЮНЕСКО . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Перенаправлено» . Этнолог . 19.11.2019 . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ «Инвентаризация мастерства и исполнительского искусства традиционных музыкальных инструментов Мон» (PDF) . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Гончарная мастерская Ко Крет» (PDF) . Институт устойчивого искусства и ремесел Таиланда.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Вдохновение унаследовать «Mon Pottery» » (PDF) . Институт устойчивого искусства и ремесел Таиланда . Проверено 7 февраля 2023 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джиратах Даосомбун (15 сентября 2021 г.). «Создание ценных продуктов на основе местной мудрости, гончарное дело Бан Мон, субрайон Бан Каенг, провинция Накхон Саван, в рамках концепции креативной экономики» . Журнал культурного подхода.
- ^ Хантер И. Уотсон, Новый взгляд на надписи Старого Мона северного Таиланда , с. 8 , получено 31 марта 2023 г.
- ^ Узник Сарамарт. «Лик Смин Асах: аналитическое исследование» . Центральная библиотека университета Силпакорн.
- ^ Патрик МакКормик; Матиас Дженни (15 ноября 2011 г.). «Тайская и монская литература: забытая роль монахов Сиама. Три примера общих произведений литературы». Сиамское общество.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Матиас Дженни (январь 2011 г.). «История принца Сангады - монская легенда в контексте Юго-Восточной Азии» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джиаранаи Витхидкул; Чанвит Тудкеао (28 декабря 2020 г.). «Бирманский, монский, тайский и пали: разнообразие литератур Рачатират в Таиланде» . Журнал писем.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Онг Бунджун (2016). « Бан Тунг-Кхен»: Современная этническая община мон в Супханбури» (PDF) (на тайском языке): 88–90.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Аналитическая тенденция в развитии буддизма в регионе Мон Мьянмы в следующем десятилетии». Журнал Международного колледжа буддийских исследований. 16 мая 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Традиция «Лой Хамоде» Отношения Хонсавади-Харипхунчай» . konlanna.com (на тайском языке)
- ^ Пхрахру Сатхиттхаммафинан (2018), Исследование Буддадхаммы в традиции И Пэн Ланны (PDF) , получено 27 февраля 2021 г.
- ^ «Археологическая загадка: традиция Мон Харифунчай «Лой Хамод» является источником «Лой Кратонг» в Сиаме?» ) . на тайском языке, 13 ноября 2016 г. (
- ^ «Традиция Лой Хомт, район Тон Тонг, 2016 год» (на тайском языке, 10 ноября 2016 г. , дата обращения 27 февраля 2021 г. ).
- ^ «Муниципалитет подрайона Тон Тонг, провинция Лампхун, продолжает традицию Лой Хомт в подрайоне Тон Тонг. Этот раз проводился в шестой раз с размахом, чтобы сохранить и продолжить добрые традиции и культуру местного региона, чтобы они продолжались вечно» (на тайском языке). 8 ноября 2020 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Ракета Мон» . 23 апреля 2011 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Традиция освещения бицепсов» (на тайском языке, 1 июля 2019 г.). Дата обращения 20 февраля 2021 г.
- ^ Традиция освещения бицепса (английские субтитры) (на тайском языке), 11 августа 2015 г., заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. , получено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Пн Фестиваль плавучих лодок 2018» . 14 сентября 2018 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Пн Фестиваль плавучих лодок 2018» . 27 июня 2018 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Традиция спуска на воду модели лодки, чтобы отвести несчастье. Провинция Канчанабури» . dhammathai.org (на тайском языке).
- ^ Правит Риттибул. «Исследование традиционной идентичности Хэ Ханг Хонг Тхонг Та Хаба как развитие культурного капитала: креативный дизайн для презентации туристического имиджа в провинции Патхумтхани» . tci-thaijo.org .
- ^ «Традиция парада флага многоножки» (на тайском языке, 11 апреля 2017 г. ), дата обращения 20 февраля 2021 г.
- ^ Фестиваль парада лебедей и многоножек (PDF) , получено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Посетите традиционный парад лебедей и флаг многоножек Пхра Прадаенг» (на тайском языке, 18 апреля 2018 г. , дата обращения 20 февраля 2021 г. ).
- ^ «Парад флага многоножки» . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Сонгкран 2020 в Таиланде – Даты» . rove.me . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ «Тайское ремесленное наследие: лепнина» .
- ^ Естественно красиво: косметика и косметические товары из леса . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. 2020. стр. 44–50. ISBN 978-9251323984 .
- ^ Чирапонгсе, Китти (2012). «Сезон кхао-че: как есть классическое летнее лакомство Таиланда» . CNN . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Путеводитель по королевской тайской кухне» . Гид МИШЛЕН . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Как провести долгие тингьянские каникулы» . Мьянма Таймс . 07.04.2017 . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Сукфизит, Сутон (9 июня 2019 г.). «Приобретенный вкус» . Почта Бангкока . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Пункреобутр, Вишиан; Ваттанасан, Пияда; Тиантонг, Вилаван (2019). «Местные народные игры и укрепление здоровья: практический пример: игра тайских раманов в бросание сабы в районе Онгкарак, провинция Накорнайок». ССНН 3335646 .
- ^ «Нематериальное культурное наследие» . ЮНЕСКО Бангкок .
- ^ ":: Группа новостей Као Вао" . 23 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2005 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Пан Хла, Най (1991). «Основная роль монов в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 79 (1): 13–21.
- Бленч, Роджер (2018). «Водный мир: Лексические доказательства стратегий водного существования в Австроазиатском регионе» (PDF) . Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии : 174–193.
- Андайя, Леонард (2001). «В поисках «происхождения» Мелайу» (PDF) . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 32 (3). Издательство Кембриджского университета: 315–330. дои : 10.1017/S0022463401000169 . JSTOR 20072349 . S2CID 62886471 .
- Бауэр, Кристиан (1991). «Заметки по эпиграфике Мон» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 79 (1): 31–84.
- Бауэр, Кристиан (1991). «Заметки о Мон Эпиграфии II» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 79 (2): 61–80.
- Пейрос, Илия (2011). «Некоторые мысли по проблеме австро-азиатской родины» (PDF) . Журнал языковых отношений . 6 : 101–113. дои : 10.31826/jlr-2011-060110 . S2CID 212688587 . Проверено 12 апреля 2021 г.
- Сидвелл, Пол (2021). «Австроазиатское расселение: расширение АА «Водный мир»» . JSEALS - Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии ( Видео )
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )|postscript=
- Хаффман, Франклин (1990). «Бирманский мон, тайский мон и Нья Кур: синхронное сравнение» (PDF) . Мон-кхмерские исследования . Том. 16–17. Летний институт лингвистики. стр. 31–84. ISBN 9780824813437 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- Топич, Уильям; Лейтич, Кейт (2013). История Мьянмы . АВС-КЛИО. ISBN 978-0313357244 .
- Бауэр, Кристиан (1990a). «Нумизматика, диалектология и периодизация Древнего Мона» (PDF) . Мон-кхмерские исследования . Том. 16–17. Летний институт лингвистики. стр. 155–176. ISBN 9780824813437 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- Томас, Дэвид (1990). «О ранних моникских, вьетийских и банарских отношениях» (PDF) . Мон-кхмерские исследования . Том. 16–17. Летний институт лингвистики. стр. 177–179. ISBN 9780824813437 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- Свирер, Дональд (20 сентября 2002 г.). «Буддизм в Юго-Восточной Азии» . В Джозефе Китагаве (ред.). Религиозные традиции Азии: религия, история и культура . Рутледж. стр. 119–142. ISBN 9780700717620 .
- Бауэр, Кристиан (1990). «Язык и этническая принадлежность: мон в Бирме и Таиланде» . В Гехане Виджеевардене (ред.). Этнические группы через национальные границы в материковой части Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 14–47. дои : 10.1355/9789814379366-005 . ISBN 9813035579 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- Саут, Эшли (3 октября 2002 г.). Мон-национализм и гражданская война в Бирме: Золотой Шелдрейк . Рутледж; 1-е издание. дои : 10.4324/9780203037478 . ISBN 9780700716098 .
- Пиумсомбун, Патчарин (1982). «Люди мон в Накхонратчасиме» (PDF) . Хорошие вещи Корат: Дневники Кората (на тайском языке). Том. 3. Офис Национальной комиссии по культуре. стр. 98–105 . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Нгамьинг, Дуситторн; Киратибурана, Инь; Тидпад, Пайрат (2014). «Мон Дэнс: Создание стандартов для продолжения исполнительского искусства Тай-Раман» . Азиатская культура и история . 7 (1). Канадский центр науки и образования: 29–34. дои : 10.5539/ach.v7n1p29 .
- Смитис, Майкл (1972). «Деревня Монс или Бангкок» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 60 (1): 307–333.
- Маккормик, Патрик; Дженни, Матиас (2013). «Контакт и конвергенция: язык мон в Бирме и Таиланде». Тетради по восточноазиатской лингвистике . 42 (2): 77–117. дои : 10.1163/19606028-00422P01 .
- Матисофф, Джеймс А. (1991). «Китайско-тибетская лингвистика: современное состояние и перспективы на будущее». Ежегодный обзор антропологии . 20 : 469–504. дои : 10.1146/annurev.an.20.100191.002345 .
- Дженни, Матиас (2013). «Язык мон: получатель и донор между бирманским и тайским языками» . Журнал языка и культуры . 31 (2): 5–33.
- Фостер, Брайан (1973). «Этническая идентичность монов в Таиланде» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 61 : 203–226.
- Нучпраюн, Иссаранг; Луичароен, Чалиса; Вариса Чароенвей (2007). «Мутации глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы у мон и бирманцев южной Мьянмы» . Журнал генетики человека . 53 (1): 48–54. дои : 10.1007/s10038-007-0217-3 . ПМИД 18046504 . S2CID 22331704 .
- Стюарт, Дж. А. (1937). «Песня о трех Монах». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 9 (1): 33–39. дои : 10.1017/s0041977x00070725 . JSTOR 608173 . S2CID 161601386 .
- Петчабун, Чатупорн (30 декабря 2018 г.). «Еда на церемониях вознесения заслуг потомков Тай-Мон и рабочих Мон: пример еды общины Сан Крадонг Мон, район Банг Па-ин, провинция Пхра Накхон Шри Аюттхая» . Журнал свободных искусств (на тайском языке). 10 (2). Университет принца Сонгкла: 35–57 . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Джайкланг, Ватусири; Арайафан, Ватсапорн; Муангьяй, Нантаван (30 августа 2019 г.). «Потребности и использование учебного центра и учебной сети общин мон в провинции Лампхун» . Журнал гуманитарных наук (на тайском языке). 20 (2): 101–132 . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Бунджун, Онг (20 декабря 2017 г.). «Бан Тунг-Хен: Современная этническая община мон Супханбури» (PDF) . Журнал Дамронг факультета археологии (на тайском языке). 16 (2): 115–140 . Проверено 1 марта 2021 г.
- Раджанубхаб, Дамронг (2001). Наши войны с бирманцами . White Lotus Co. Ltd. Бангкок: ISBN 9747534584 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). «Исторический Лампхун: столица монского королевства Харифунчай». Древний Чиангмай . Том. 4. Книги знатоков. АСИН B006J541LE .
- Юг, Эшли (2013). Мон-национализм и гражданская война в Бирме: Золотой Шелдрейк . Рутледж. ISBN 9781136129629 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ По данным ЦРУ Factbook , мон составляют 2% от общей численности населения Мьянмы (55 миллионов) или примерно 1,1 миллиона человек.
- ^ Jump up to: а б Точное количество мон, проживающих в других странах, неизвестно. При переписи населения их обычно считают бирманцами, сиамцами или представителями других азиатских стран.
- ^ Название «Манграй» - это историческое название, используемое в большинстве современных научных приложений. Слово «Менграй», популяризированное публикацией 1907 года, чаще встречается в народном употреблении. Важно отметить, что «Мэн» — это тайский юаньский этноним народа Мон.