Деванампия Тисса из Анурадхапуры
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Деванампия Тисса | |
---|---|
Король Анурадхапуры | |
![]() Каменная статуя короля Тиссы Михинтале | |
Царствование | 307 г. до н.э. – 267 г. до н.э. или 247 г. до н.э. – 207 г. до н.э. |
Предшественник | Мутасива |
Преемник | Уттария |
Супруга | Рамадатта |
Дом | Дом Виджая |
Отец | Мутасива |
Религия | Буддизм Тхеравады, вероятно, предшествовал шиваизму Пандукабхая . времен [1] [2] |
Тисса , позже Деванампия Тисса , что означает «Любимый богами», был одним из первых королей Шри-Ланки, в древней столице Анурадхапуре базирующимся . Согласно традиционной хронологии , он правил с 307 по 267 год до нашей эры, но модифицированная хронология, принятая современными учёными, такими как Вильгельм Гейгер, относит его правление к 247–207 годам до нашей эры. [3] Его правление ознаменовалось приходом буддизма в Шри-Ланку под эгидой Маурьев императора Ашоки Великого . Основным источником его правления является Махавамса , которая, в свою очередь, основана на более древней Дипавамсе .
Царствование
[ редактировать ]Тисса был вторым сыном Муташивы из Анурадхапуры . Махавамса описывает его как «первого среди всех своих братьев по добродетели и интеллекту». [4]
Махавамса . упоминает раннюю дружбу с Ашокой В главе IX хроники упоминается, что «два монарха, Деванампиятисса и Дхармасока, уже долгое время были друзьями, хотя никогда не виделись», Дхармасока — альтернативное имя Ашоки . В летописи упоминается также, что Тисса посылала дары могучему императору Маурьев; в ответ Ашока прислал не только подарки, но и известие о том, что он обратился в буддизм, а также просьбу Тиссе принять эту веру. Король, похоже, не сделал этого в то время, вместо этого приняв имя Деванампия «Возлюбленный богов». [5] и на пышном торжестве посвятил себя в короли Ланки.
Традиционно считается, что Деванампиятиссе наследовали его младшие братья Уттия и Махашива . Другой его брат Маханага, принц Рухуны, был основателем княжества Рухуна .
Обращение в буддизм
[ редактировать ]
Император Ашока проявлял большой интерес к распространению буддизма по всему известному миру. Согласно традиции Шри-Ланки, было решено, что его сын Махинда поедет в Шри-Ланку и попытается обратить там людей. События, связанные с прибытием Махинды и встречей с королем, составляют одну из самых важных легенд истории Шри-Ланки.
Согласно «Махавамсе», король Деванампиятисса вместе с 40 000 своих солдат наслаждался охотой возле горы под названием Михинтале . Дата этого традиционно связывается с днем полнолуния месяца Посон .
Подойдя к подножию Мисаки, Деванампиятисса погнался за оленем в чащу и наткнулся на Махинду (которого называли почетным титулом Тхера); Махавамса «напугал» великого царя и убедил его, что Тхера на самом деле был «яккой», или демоном. Однако Тхера Махинда заявил: «Мы отшельники, о великий царь, ученики короля Дхаммы ( Будды ). Из сострадания к тебе одному мы пришли сюда из Джамбудипы ». Деванампиятисса вспомнил новости от своего друга Ашоки и понял, что это миссионеры, присланные из Индии. Тхера Махинда продолжал проповедовать королевской компании и руководить обращением короля в буддизм.
Важные религиозные события
[ редактировать ]- Утверждение буддизма в Шри-Ланке благодаря приезду Тхеры Махинды и его группы.
- Установление Священного Маха Бодхи (при котором Будда достиг Просветления) и учреждение Бхиккуни Сасаны (ордена буддийских монахинь) в связи с прибытием Тери Сангамитты и ее группы.
- Подношение Махамегаваны буддийским монахам, где был построен монастырь Маха Вихара, ставший центром буддизма Тхеравады.
- Строительство Тупарамайи , первой исторической ступы, в которой хранилась правая ключица Будды. [6]
Известные места
[ редактировать ]
Учитывая чрезвычайно раннюю дату правления Деванампиятиссы и нехватку источников, трудно понять, какое влияние это обращение оказало в практическом плане на правление Деванампиятиссы. Например, хотя есть упоминания о Тиссамахавихаре и различных других храмах, построенных королем, ни один из них не может быть надежно обнаружен.
Однако совершенно очевидно, что место его первой встречи с Тхерой Махиндой сегодня является одним из самых священных мест Шри-Ланки и носит название Михинтале. На священной территории находится Амбастхала, или «ступа из мангового дерева», где Тхера Махинда задавал королю серию загадок, чтобы проверить его способность к обучению. [7] [8] пещера, в которой Тхера Махинда жил более сорока лет, и Маха Сейя, в которой хранятся реликвии Будды.
Другим важным местом, связанным с правлением Деванампиятиссы, является установка Шри Маха Бодхи в Анурадхапуре. Это дерево было еще одним подарком острову императора Ашоки. Оно было посажено на территории Анурадхапуры и считается старейшим деревом в мире, посаженным человеком.
Деванампиятисса построила Тисса Вева, занимающую площадь 550 акров. Одна только набережная имеет длину 2 мили и высоту 25 футов. Даже сегодня это крупный оросительный резервуар и важный ресурс для фермеров Анурадхапуры.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ https://sangam.org/sri-lanka-before-it-became-predominantly-buddhist/
- ^ https://sangam.org/the-hindu-religious-heritage-in-sri-lanka/
- ^ Гейгер, Вильгельм; Боде, Мейбл Хейнс (25 августа 1912 г.). «Махавамса: великая хроника Цейлона» . Лондон: Паб. для Общества палийских текстов Оксфордского университета. Пр. п. xxxvii – через Интернет-архив.
- ^ «Махавамса. Глава XI. Освящение Деванампиятиссы» . Архивировано из оригинала 16 марта 2006 г. Проверено 19 июня 2006 г.
- ^ См., например, Keown, Hodge & Tinti (2003), p. 72, запись «Деванампия Тисса», где это слово переводится как «дорогой богам».
- ^ Рост буддийских монашеских учреждений в Шри-Ланке на основе надписей Брахми. Эпиграфия Зейланица. (Том: VIII) . Отдел археологии. 2014. с. 47.
- ^ Маханама Тхера. «XIV — Въезд в столицу». Архивировано 16 марта 2006 г. в Wayback Machine . Махавамса . Перевод Гейгера, Вильгельма Людвига . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Царь Деванампия Тисса (306 г. до н. э. – 266 г. до н. э.)» . Махавамса . Проверено 25 июля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Киоун, Дэмиен, Стивен Ходж и Паола Тинти (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Михинтале
- Маха Бодхи. Архивировано 2 июля 2006 г. в Wayback Machine.
Архивировано 9 ноября 2007 г. в Wayback Machine The Great Chronicle of Sri Lanka.